Что мы узнали о прошлом сатина
Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
Сам Сатин – человек сильный, имеющий хоть какое-то образование. Он мог бы если и не выбраться со дна, то хотя бы зарабатывать себе на жизнь честным трудом. Он пренебрегает этой возможностью, сознательно выбирая преступную деятельность. Сатин проповедует философию «свободного человека», доводя ее до крайности. В его случае это уже человек, свободный от всего. Поэтому этот герой утверждает «дно» как норму существования, единственно достойную настоящего человека.
Очень интересно, что именно этому персонажу достается роль проповедника. Именно он произносит известнейший монолог о Человеке: «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»; «Что такое человек. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»; «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…»; «Ложь – религия рабов и хозяев…»; «Правда – бог свободного человека!»; «человек – вот правда!». Монологи Сатина отделяются от его образа. Необычно то, что правду воспевает не кто иной, как шулер, человек, живущий ложью. На это сам герой отвечает: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?».
Сатин во многом выражает авторскую позицию. Сам Горький писал о том, что, кроме данного персонажа, в пьесе сказать все это просто некому. Важно заметить, что образ Сатина схож с рядом героев ранних произведений Горького. Эти герои презрительно отворачивались от человеческого общества с его серостью, грязью, мелкой суетой. Превыше всего они ставили собственную свободу, в том числе, и свободу от морали. Сатин похож на них, но он не только сам добровольно опускается на дно жизни, но и мешает другим персонажам сбросить с себя оковы нищеты и морального разложения. Он растлевает ночлежников, препятствует их попыткам уйти со «дна». Сатин действительно во многих моментах похож на Сатану. Так, через образ этого персонажа Горький как бы сводит счеты со своими прежними героями.
Тесты по пьесе М.Горького «На дне»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
А.М.Горький «На дне».
1. Кому принадлежат слова: «Без имени нет человека»?
2. Как зовут Сатина?
3. Что мы узнали о прошлом Сатина?
4. Есть ли положительные качества у Бубнова?
5. Чем живет сейчас Алешка?
6. О чем любимое стихотворение Актера?
7. Какая мечта есть у Насти?
8. Кому принадлежат слова, в какой ситуации они произнесены : «. в карете прошлого далеко не уедешь»?
9. Прочитайте высказывания из пьесы. Из приведенных ниже списков укажите номер того, который соответствует последовательности цитат.
«Нужно, чтоб от человека польза была, чтобы он работал».
«. ленив я. Страсть как работать не люблю!»
«. ничего не делай. Просто обременяй землю!»
1) Барон, Бубнов, Сатин, Лука
2) Актер, Пепел, Барон, Лука
3) Сатин, Костылев, Бубнов, Сатин
2) «Человек рождается для лучшего!»
3) «Человек должен уважать себя. «
4) «Человек! Надо уважать человека! Не жалеть. уважать надо!»
5) «Надо и добрым быть. жалеть людей надо!»
1. Кому принадлежат слова: «Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтоб он, значит, не забывал про это!»
2. Назовите фамилию Актера.
3. Что мы узнали о прошлом Барона?
4. Есть ли положительные качества у Актера?
5. Чем живет сейчас Квашня?
6. Какая мечта у Бубнова?
7. Какую песню поют ночлежники?
«Доброта — она превыше всех благ. «
1) Костылев, Лука, Лука, Сатин.
2) Лука, Сатин, Бубнов, Барон.
3) Наташа, Пепел, Лука, Наташа
2) «Человек рождается для лучшего!»
3) «Человек должен уважать себя. «
4) «Человек! Надо уважать человека! Не жалеть. уважать надо!»
5) «Надо ж добрым быть. жалеть надо людей!»
1. Кому из персонажей принадлежат следующие слова:
1) Органон, сикамбр, макробиотика, транс-сцедентальный
6) И зачем разнимают людей, когда они дерутся? Они и сами перестали бы. ведь устаешь драться. Давать бы им бить друг друга свободно, сколько каждому влезет. стали бы меньше драться, потому побои-то помнили бы больше.
2. Что мы узнаем о прошлом Бубнова?
3. В какой из перечисленных ниже пьес довелось выступать Актеру? Какую роль он исполнял?
«Разбойники» Ф.Шиллера, «Бесприданница» А.Н.Островского, «Гамлет» У.Шекспира, «Горе от ума» А.С.Грибоедова,
«Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Вишнёвый сад» А.П.Чехова.
4. Почему Костылевы выделили Ваське Пеплу отдельную комнату в ночлежке?
5. Истолкуйте притчу о праведной земле. Кто ее рассказывает в ночлежке, с какой целью?
6. Укажите, какие слова пропущены в монологе, кто произносит этот монолог?
Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького На дне?
История появления в ночлежке
Константин или Костянтин Сатин был до жизни в ночлежке телеграфистом. Он много читал и поэтому знает сложные умные слова. Сатину они нравятся. Слова напоминают о веселом беззаботном прошлом, молодости парня:
Сатин любил плясать и играть на сцене. Выступления были, вероятно, веселыми, потому что
«арестант, убийца, шулер…»,
нет ходу таким людям. Попал в костылевский подвал. Чтобы доставать деньги на жизнь и пьянку, Константин стал шулером.
Образ Сатина в пьесе «На дне» (Горький)
В своей пьесе «На дне» Максим Горький впервые в русской литературе изобразил не просто людей низшего класса, а людей, которых нельзя отнести ни к одной социальной группе. Выкинутые жизнью на обочину обитатели убогой ночлежки утратили не только своё общественное положение, богатство и влияние, но и человечность, и смысл жизни. Одним из самых ярких представителей этого мира является карточный шулер Сатин, играющий одну из важнейших ролей в произведении.
Когда-то Сатин работал в театре, но, защищая честь своей сестры, совершил убийство и попал в тюрьму. Выйдя на свободу, он уже не смог реализоваться и докатился до ночлежки и карт. Даже по сравнению с другими такими же опустившимися людьми он кажется ещё более озлобленным и бесчеловечным. Он осознаёт весь ужас ситуации, в которой оказался, но, будучи не способным «подняться на верх», впал в апатию и пессимизм. Его протест выражается в нежелании работать и презрении, как к окружающим, так и к себе.
По ходу пьесы в ночлежку попадает странник Лука. Добрый богобоязненный старичок искренне жалеет несчастных людей. Утешительными словами и обещаниями лучшей доле он изменяет саму атмосферу некогда мрачного места. Актёр обретает надежду на исцеление от алкоголизма, а Пепел решает завязать с воровством и начать новую жизнь со своей возлюбленной Наташей. Однако Сатин не верит Луке, а все его увещевания считает вредными и далёкими от реальности. К сожалению, именно этот опустившийся, живущий без веры и надежды человек оказывается правым. Из-за внешних обстоятельств Пепел попадает в тюрьму за убийство, Наташа бесследно исчезает, а Актёр заканчивает жизнь самоубийством.
Однако в самом конце, когда отчаяние снова сгустилось над персонажами пьесы, Горький вкладывает в уста Сатина пламенную речь, отображающую идеи самого автора. Понимая и защищая Луку, герой заявляет, что не жалость и сожаления спасут человечество, а долгий и упорный труд. Именно тот, кто способен трезво взглянуть на мир и в итоге изменить его, победив обстоятельства, достоин называться «человеком». И настоящему «человеку» не нужна жалость. К сожалению, из всех нахлебников только честно работающий кустарь Клещ, возможно, сумеет однажды стать «человеком», о котором говорил правдолюб.
Образ Сатина-неотъемлемая часть всей пьесы «На дне». Именно устами этого персонажа Горький провозглашает идею всесильности человечества, которое способно изменить под себя всю вселенную, построив дивный новый мир.
Автор: Михаил Щепин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Положительная характеристика персонажа
Сатин считает, что труд должен приносить удовлетворение, радовать человека. Труд, который в тягость, превращает личность в раба, жизнь в беспросветное рабство. Высказывание персонажа: «Когда труд удовольствие – жизнь хороша!», стала крылатой. Сатин отличается положительными чертами характера:
Жильцы называют мужчину приятным, к нему нет жалости или неприязни. Все относятся ровно или с интересом.
Характеристика Константина Сатина
Константин Сатин – мужчина лет сорока, он является пьяницей и ночлежка – единственное место, где он может выспаться и привести себя в порядок. Мужчина увлекается игрой в карты и шулерством. Сатин опустился на самое дно, с которого вряд ли сможет подняться наверх. При этом он не всегда был таким. Герой очень образован и начитан, многое понимает в этой жизни. Себя он считает уже мертвым человеком, что подтверждается следующими цитатами Актера и Сатина:
“Актер: Однажды тебя совсем убьют… до смерти…
Сатин очень часто размышляет о месте человека в этом мире. он считает, что работа человека должна быть в удовольствие, иначе это не работа, а рабство. Именно поэтому Сатин и не хочет трудоустраиваться, потому что хочет оставаться свободной личностью. Его умозаключения имеют философский смысл:
…Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да!
Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство. ”
Отрицательные черты
В ночлежке не мог оказаться человек с честными взглядами и чертами характера. Все персонажи пьесы реальны, в них смешано плохое и хорошее. Сам персонаж называет себя «мертвым». Он потерял душу, разменял ее на пьянство и драки. Какие отрицательные черты ярко выделяются в герое:
Сатин пьянствует. Он заводит в ночлежке приятеля Актера и не гнушается попрошайничать, когда своих денег на водку не хватает.
Большой Бейсуг
Задумывая свою пьесу «На дне», Горький опирался на образы реальных людей, реальные события и факты. Он посещает ночлежки, приюты. Хитров рынок, существовавший в то время в Москве, был скопищем воров, нищих, проституток и других людей, скатившихся на самую последнюю ступень жизни. Именно с них и рисует Горький своих героев. Один из самых ярких персонажей а пьесе — Сатин.
Горький не называет его по имени, подчеркивая тем ненужность самой жизни Сатина. Живет тот в ночлежке Костылева, подавляющей уже одним своим интерьером: тяжелые своды, законченные стены с обвалившейся штукатуркой, грязный стол и табуретки, нары вдоль стен. Уже одно это не оставляет человеку никакого шанса.
Сатину говорят: «Легко ты жизнь переносишь!». Но ему приходится не так просто как может показаться. Он скептически ко всему относится, насмехается над собой и окружающими. Но это всего лишь способ отгородиться от реальности, потому что ничего обнадеживающего для него в ней нет. «А кому хорошо жить? Всем плохо». Сатину, может быть, даже хуже, чем остальным. Он раньше много читал, мог назвать себя образованным человеком, Сатин отлично осознает, что то, как они живут, нельзя даже назвать жизнью. Он и любит «непонятные, редкие слова», потому что они ассоциируются с какой-то другой жизнью, с тем, что когда-то было или могло быть.
У Сатина сформировались очень интересные взгляды. Он сам себе пытается доказать, что стоит не ниже остальных людей. Он спрашивает, зачем работать. Он презирает работу ради еды, выживания. Он говорит: «Ты не станешь работать, я не стану… еще сотни тысяч. все!». Сатин говорит, что стал бы работать, если бы работа была ему приятна. Но, как нам кажется, не смог бы. Слишком уж сильно опутали его стены ночлежки. Всякий, кто там остается, становится ее заложником. Клещ еще не смирился, он пытается в себе что-то сохранить, как-то бороться. Но прав Сатин, говоря, что и Клещ «привыкнет».
А нужны ли человеку, находящемуся «на дне», человеческие качества? По этому вопросу и происходит первое столкновение взглядов Сатина и Луки. Сатин говорит: «Всякий человек хочет, чтобы его сосед совесть имел, а никому, видишь, не выгодно иметь-то ее». Лука приветствует обитателей ночлежки словами: «Доброго здоровья, народ честной!».
И на всем протяжении пьесы Сатин является антагонистом Луки. Автор оставляет за нами выбор, как же лучше жить и что нужно человеку: правда или ложь. Лука словесно демонстрирует; что человек всегда остается человеком. Он успокаивает людей, вселяет в них надежду. Он внушает Актеру мысль об излечении, рассказывает о лечебнице для алкоголиков. Актер загорается этой идеей. Сатин же называет все это миражом. Он говорит: «Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!». Появление Луки заставляет Сатина задуматься о своей жизни, об их мире: «Мертвецы не чувствуют… Кричи…реви… мертвецы не слышат!».
Но вот «на дне» наступает весна. Но даже она не кажется веселой. Снег стаял, а грязь как была, так и осталась. Все собираются на пустыре, занесенном грязью и мусором ( пакеты для мусора ). И серый цвет стен, и сучья деревьев без почек еще больше подчеркивают всю безысходность жизни. И единственный, кто пытается помочь несчастным, является Лука. Он успокоил умирающую Анну, он утешает и расстроенную Настю. Лука говорит, что «надо кому-нибудь и добрым быть.. жалеть людей надо». Актер, благодаря ему, уже совсем решает бросить пить, пойти работать. На это у Сатина есть лишь одна фраза: «Нелепо». Поведение Сатина кажется жестоким, но он просто осознает бессмысленность происходящего. Он и Клещу, который уже ощутил безвыходность своего положения, дает совет: ничего не делать.
Но о человеке судят не по словам, а по делам. Тот же Сатин с неподдельной нежностью вспоминает о сестре: «Славная была человечинка сестра у меня». Ради нее он и в тюрьму-то сел. Когда бьют Наташу, Сатин сразу же бежит защищать ее. Даже Пепел говорит: «Ты — можешь… не то, что пожалеть можешь… ты умеешь не обижать…».
Сатин пытается быть сильным, противоречит Луке. Он говорит, что человека нельзя жалеть, «унижать его жалостью». Он говорит, что ложь нужна только тем, «кто слаб душой и кто живет чужими соками». Но эта жизнь к Сатину была слишком жестока. Он считает, что смирился с реальностью, привык, но ему все, еще очень больно вспоминать прошлое. Лука говорит: «Не обижай человека». Но эта фраза слишком сильно жжет душу Сатина: «Не тронь… не обижай человека! А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу!».
Сатин говорит; что человека уважать надо, что ложь унижает человека. Но ведь Лука, уговаривал Пепла бросить воровство, тоже говорит, что «человек должен уважать себя». Он просто не считает жалость. и «ложь во спасение» унизительными.
Горький словами Сатина утверждает величие человека, говоря: «Человек! Это звучит гордо». Сатин называл себя «арестантом, убийцей, шулером», доказывая свое право быть человеком. Он говорит, что «человек — свободен». Очень хочется верить Сатину, но иногда так трудно быть смелым сильным, независимым. И как порой хочется встретить своего Луку.
А-а в тюрьме моей темно-о!
Особенности образа
Сатин пытается в пьесе передать позицию автора. Он против фатализма Бубнова, утешительной покорности Луки. Константин убежден, что человек сам строит свою судьбу. Он за созидательный характер. Сатин отражает мнение классика: в человеке заложен дар творить. В любом труде ему есть место. Столяр, плотник, сапожник могут раскрыть свои таланты и стать незаурядными личностями.
Именно Сатин завершает пьесу. Он произносит фразу, как бы подытоживая жизнь одного человека и всех постояльцев. Страшная реплика заставляет задуматься, долго ли еще будут люди попадать в ночлежки, опускаться на самое дно, терять свою сущность, становиться изгоями. Каждая жизнь – это песня, в ней свой мотив, смысл и содержание. Нельзя портить ее своими руками.
Позиция Сатина
Сатин – это единственный персонаж ночлежки, который пытается сохранять свое человеческое достоинство в нечеловеческих условиях крайней нищеты.
Когда-то он был более значительным человеком (хотя и являлся шулером и картежником), однако потерял свой статус после того, как вступившись за честь сестры, был осужден на лишение свободы сроком на 5 лет.
Лука и Сатин – очень разные. Их различает не столько возраст, сколько убеждения.
Сатин – гуманист, в тяжелых условиях он не потерял веру в людей, он не хочет верить сладким речам Луки, считая, что каждый человек есть «кузнец своего счастья».
Сатин в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание, биография, история жизни
Сатин в исполнении К. С. Станиславского. 1902 г. |
Господин Сатин является одним из центральных персонажей пьесы «На дне» Горького.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни, критика о персонаже и т.д.
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы
— Все материалы по пьесе «На дне»
Образ и характеристика Сатина в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни
Сатин является бездомным пьяницей, жителем ночлежки для бедняков:
«. Ты бы, насчет совести, Сатина послушал… а то – Барона Они – поумнее тебя будут… хоть и пьяницы…»
«. Нелепо, и всё тут! Дай, я пропью… а то – проиграю…»
Сатин и его приятель Актер вместе пьянствуют. При этом деньги на пьянство они иногда выпрашивают у своего соседа, вора Васьки Пепла:
«Сатин. Василий! Дай пятак…
Актер (Сатину). Эх ты… пятак! Вася! Дай нам двугривенный…
Пепел. Надо скорее дать… пока рубля не просите… на!»
Сатин любит вставлять в речь необычные слова:
«. Сатин. Макробиотика… ха! А то еще есть – трансцендентальный…
«. Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…»
«. Люблю непонятные, редкие слова…»
Константин Сатин говорит жителям ночлежки правду, которую те не хотят слышать:
«. Фата-моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей…ничего нет. «
Сатин считает, что труд должен быть в удовольствие, иначе жизнь превращается в рабство:
«. Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да!Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь
– рабство. «
История жизни Сатина: биография в цитатах
В молодости Сатин работал телеграфистом и много читал:
«. Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе… я много читал книг…»
«Бубнов. А ты был и телеграфистом?
Сатин. Был…»
Молодой Константин Сатин был веселым парнем и хорошо танцевал:
«. Я, брат, молодой – занятен был! Вспомнить хорошо. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно. «
В тюрьме Сатин научился шулерству:
«. В тюрьме я и в карты играть научился…»
После тюрьмы жизнь Сатина пошла под откос. Он стал бездомным шулером:
«. а после тюрьмы – нет ходу. «
Роль Сатина в пьесе «На дне»
«. Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки.
. в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь.
Это был цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни, критика об образе Сатина.
Константин Сатин — образ и характеристика героя пьесы М. Горького «На дне»
Характеристика образа Сатина, как и других героев пьесы, формируется в основном через монологи и диалоги героев, их действия и развитие сюжета.
Главный сюжет драмы «На дне» составляет философский спор героев о том, как остаться человеком перед лицом жестокой действительности. В этом споре определяются три точки зрения: Бубнова (бесперспективная и циничная «правда жизни»), Луки (утешительная и бескорыстная помощь) и Сатина, направленная против этих двух.
Что же проповедует Сатин?
В монологах Сатина выражена позиция автора, он официальный резонёр пьесы. Важно вспомнить, что драма «На дне» была создана в 1902 г., когда Горький разделял ницшеанские взгляды, в том числе идею о сверхчеловеке. Но это слишком сложный вопрос, чтобы затрагивать его в данной статье. Скажем лишь, что Сатин отвергает любовь к ближнему, которую проявляет Лука, но проповедует в своих монологах любовь к дальнему, абстрактному человеку.
Все герои драмы противоречивы, особенно отличается этим Сатин.
Сатин как личность
Константину Сатину около 40 лет. Он постоялец ночлежки, в которой, кроме него, находятся и другие обитатели, попавшие туда в силу разных обстоятельств.
Но так было не всегда. По его воспоминаниям, в молодости он работал телеграфистом, был весёлым, хорошо пел и танцевал.
А сейчас это пьяница и шулер. Он почти 5 лет отсидел в тюрьме за убийство обидчика своей сестры, там научился заниматься шулерством и теперь жить честно не хочет. Но в то же время именно он говорит об истинах, которые волнуют лучшие умы человечества.
Человек он неглупый и даже довольно образованный, бывший телеграфист. Он много читал — это отличает его от остальных обитателей ночлежки.
По его мнению, а также по мнению автора, в людях, даже в самых простых, заложена потребность творчества, т. е. творческого отношения к жизни.
Взгляды Сатина
Сатин — скептик и нигилист. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест выражается в страстных монологах о Человеке, но на деле он ничем полезным не занимается и призывает к этому других: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Πросто – обременяй землю. »
На «дне жизни» Сатин оказался добровольно, обосновался там и чувствует себя вполне нормально, пропивает и проигрывает свои возможности.
Он спорит с Лукой и осуждает его позицию «утешительной» лжи, считает её унизительной: «Лοжь — религия рабов и хозяев…». «Πравда — бοг свοбодного человека!».
И кто говорит о правде? Человек, который сам живёт ложью, шулерством! Который не стыдится просить денег на выпивку у вора!
Высокопарно говорит он о свободном Человеке (с большой буквы): «Ηадо уважать челοвека! Ηе жалеть… не унижать его жалостью…». «Человек — вот правда!». «Че-лο-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»
Но что значит слово «человек» для Сатина? «Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» То есть, уважать надо не конкретного человека с его проблемами, бедами иди радостями; не человека, нуждающегося в помощи здесь и сейчас, а только некое идеализированное представление о человеческой личности вообще. Это похоже на ницшеанскую «этику любви к дальнему»: в человеке нужно любить то, чем он может стать, и с требовательностью относиться к тому, что он есть. Иначе, любя его просто так, мы окажем ему плохую услугу. Человек в его развитии (в перспективе сверхчеловек) — это и есть, по Ницше, «дальний».
Он равнодушен к людям, что проявляется в проповеди презрительного отношения к нравственным ценностям. Для многих ночлежников работа является единственной возможностью честно заработать себе на жизнь, он же не только сам отвергает такую возможность, но настраивает на это и других: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым. Человек — выше! Человек — выше сытости. » Сатин считает, что работа должна приносить человеку не только деньги, но и моральное удовлетворение. С этим вполне можно согласиться. Но тут же он говорит следующее: «Сделай так, чтоб работа была мне приятна я, может быть, буду работать … да! Μожет быть!» То есть, кто-то должен сделать для него работу приятной. А почему не самому это сделать? И вот это дважды повторенное «может быть» говорит о том, что и тогда ещё не факт, что он будет работать.
«Κогда труд удовольствие, жизнь хороша! Κогда труд обязанность, жизнь рабство!» — тоже правильная формула. Но только формула, потому что не всегда труд может быть удовольствием, а вот обязанностью — всегда.
Произнося высокопарные слова, Сатин оправдывает собственную аморальность, утверждая, что честь и совесть нужны только богатым и тем, у кого есть власть. Философию «свободного человека» Сатин доводит до крайности. Он сам уже является человеком, свободным ото всего, в том числе и от морали. Поэтому и «дно» для него — норма существования.
Вывод
Образ Сатина недостаточно убедителен. Его страстные монологи не соответствуют его поступкам, его образу жизни, поэтому и не убеждают. Горький писал, что больше некому было выразить эти идеи, поэтому он вложил их в уста Сатина.
Сам себя Сатин декларирует человеком свободным и сильным, презирает тех, кто живёт рядом с ним в ночлежке, считая их слабыми. Но на самом деле его пафос ложный, сильной личностью он не является хотя бы потому, что тюрьма его сломила. Сатин не смог вернуться к прежней нормальной жизни, а пошёл по более лёгкому пути — жульничеству, ничегонеделанию, его устраивает теперешнее состояние, он готов и дальше «обременять землю», и такой образ жизни советует другим.
Он считает, что в жизни всё зависит от самого человека, но сам с собой не справился — значит, его убеждения расходятся с его действиями.
Да, можно согласиться с тем, что монологи Сатина несут в себе истину, но они никак практически в его жизни не реализованы, а потому и остаются только лозунгами.
Характеристика образа Сатина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.