Что мы узнаем об эрасте до встречи

Тема. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести

Тема. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести

Цель: доказать торжество духовных ценностей (любви, самоотречения, заботы о ближних, раскаянья) над материальными.

Задачи: 1) через образ главной героини показать идеал духовно-развитой личности;

2) через образ Эраста привести учеников к пониманию несостоятельности счастливой жизни, основанной на эгоизме (желании жить только для себя) и материальной зависимости.

Ход урока.

1. Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Карамзин оказал огромное влияние на развитие русской литературы (особенно значителен его вклад в развитие русской прозы). Также мы выяснили, что Николай Михайлович стал первым и самым крупным писателем нового тогда – в конце 18 века – течения – сентиментализма. Ещё мы выявили основные черты данного течения, среди которых следует отметить : изображение жизни простых людей (крестьян, ремесленников) с их чувствами, переживаниями, хлопотами и опасениями. Виссарион Григорьевич Белинский (знаете, кто такой?) – знаменитый литературный критик конца 18-начала 19-го веков – вот что писал по этому поводу: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество… повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».

2. Беседа по вопросам.

– Дома вы должны были прочитать повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». И сегодня мы с вами как раз и поговорим о прочитанном.

– Для начала давайте определимся, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица – от лица автора. Вспомните, на прошлом уроке мы отмечали, что писатели-сентименталисты часто писали от первого лица… Почему? – это давало им возможность полнее раскрыть духовный мир героев. )

– С чего начинается повесть?

(С описания пейзажа, открывающегося с места, на котором возвышаются башни Симонова монастыря : «тучные, густо-зелёные, цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок…». Природа живёт и радуется. )

– О чём повествуется далее?

(Затем речь идёт непосредственно о Симоновом монастыре с его могилами и келиями. Это грустное описание готовит нас к знакомству с трагической судьбой Лизы – главной героини. )

– Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить её отец с матерью?

(Родители, сами будучи добросовестными работниками, ведущими спокойную и «трезвую» жизнь, приучили дочь к труду. Лиза в свои 15 лет «трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве». )

– Какими же эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Каково его отношение к ней?

(Первый эпитет, показывающий отношение к главной героине, появляется уже в заглавии повести – «бедная», т. е. та, которой следует посочувствовать, пожалеть.

«Прекрасная», «любезная», нежная», «услужливая», «робкая», целомудренная», «стыдливая» «редкой красоты» с «чистой, радостной душой». Из вышеперечисленных эпитетов видно, что автор явно симпатизирует Лизе, более того, он пытается показать нам её духовную прелесть. )

– Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой? Процитируйте.

(Имя Эраст образовано от греческого слова «эрос» – «любовь» и означает «любящий». «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида…»)

– Какие сведения о жизни и интересах героя мы получаем позднее?

(«Сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил : скучал и жаловался на судьбу свою. Красоты Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена…все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все свои дни провождали. Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего его сердце давно искало. »

Таким образом, идеалом своей жизни он видел жизнь на лоне природы, жизнь, в которой не нужно ни о чём задумываться (нет необходимости ломать голову, как раздобыть деньги, чтобы прокормить семью), цель которой получение удовольствия. )

– Как понимать слова героя : «Натура призывает меня в свои объятья?»

(А следом он добавляет «…к чистым своим радостям». Он воспринял знакомство с прекрасной Лизой как знак судьбы, которая, опять-таки, по его мнению, даёт ему шанс превратить в жизнь его мечты о жизни с «пастушкой» на лоне природы. )

– Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Так всё-таки чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

(Лиза искренне и всем сердцем, как это обычно бывает, когда речь идёт о первом чувстве, полюбила Эраста. Она готова была на всё лишь ему было хорошо : и матери не говорила об их отношениях, и полилась за любимого, и отпустить его оп делам службы в другой город… Она бы даже последовала за ним, если бы вовремя не опомнилась : «У меня есть мать!».

«Видя, сколь Лиза его любит, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства». )

– Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось?

(В момент, когда Лиза бросилась в объятья к Эрасту, «он почувствовал в себе трепет»… В тот момент герой «искал слов и не находил». Лиза перестала быть для Эраста «ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу» … Лиза видела своё счастье в служении любимому, он же, будучи эгоистом, думал только о себе. )

– В каких словах звучит оценка поступку героя? Осуждает ли Карамзин Эраста?

(«Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему. »)

– Как, по-вашему, автор относится в самоубийству героини?

(Он ей сочувствует, не упрекает и призывает к этому читателей. )

– Как понимать финальную фразу повести?

(«Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там… получил и прощение Лизы. )

– Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.

3. Обобщение.

– Так какова же тема повести?

(Тема торжества внутреннего, духовного совершенства, идеала жизни для любимых людей. )

4. Комментированное выставление оценок.

5. Домашнее задание. Подготовить доклады :

1) «Жизнь и творчество А. С. Грибоедова»;

2) «А. С. Грибоедов – дипломат».

Ознакомиться со статьёй, помещённой в учебнике.

М. А. Бороздунова, ГБОУ средняя школа №339, Санкт-Петербург

Источник

Методическая разработка урока по русскому языку «Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»»»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по литературе в 9 классе

Тема: Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Сентиментализм. Общечеловеческие ценности в повести. Главные герои. Внутренний мир героини.

Цели: познакомить с личностью писателя, его жизненным путём; дать понятие о сентиментализме как об одном из литературных течений, раскрыть особенности сентиментализма как литературного течения; познакомить с повестью Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; найти черты сентиментализма в повести, дать характеристику главным героям повести, раскрыть их внутренний мир, раскрыть общечеловеческие ценности в повести.

Опережающее домашнее задание: повесть «Бедная Лиза» прочитана

1. Организация класса

2. Анализ письменной работы

3. Постановка темы и целей урока

— Прочитайте тему урока. Запишите.

— Поставьте цели на урок. Запишите их на листочках, повесьте на дерево предсказаний. В конце урока проверим, оправдались ли ваши ожидания.

4. Открытие нового знания

1) Жизненный путь писателя (поисковое чтение)

Вступительное слово учителя

По многосторонности дарований – поэт, прозаик, историк, реформатор русского литературного языка, журналист, общественный деятель. Его влияние на общественную мысль, отечественную литературу, историю необыкновенно велико.

Самые яркие впечатления детства — прочитанные книги и родная природа. Об этом вспоминает Н. М. Карамзин в автобиографической повести «Рыцарь нашего времени». Ее герой читает романы, в которых перед ним открывается «множество разнообразных людей, чудных действий, приключений — игра судьбы, дотоле ему совсем неизвестная». А в зрелом возрасте писатель не раз вернется к своим детским впечатлениям.

13-летний Карамзин привезен в Москву, чтобы продолжить образование в частном пансионе немецкого профессора И. М. Шадена и Московском университете. Посещая лекции, увлёкся гуманитарными науками, овладел несколькими древними и новыми языками. За три года он стал знатоком немецкой литературы и философии. После окончания пансиона переезжает в Петербург и поступает на военную службу, которая прерывается в связи со смертью отца.

Начинающий писатель сближается с членами «Дружеского ученого общества». Особенно близки Карамзину стали идеи дружбы, «братства всех людей», человеколюбия, нравственного воспитания, которые проповедует это общество. Эти идеи находят отражение в статьях и рассказах журнала «Детское чтение для сердца и разума», редактируемые Карамзиным по поручению Н. И. Новикова. В журнале он публикует свои первые стихотворения, лирический рассказ «Прогулка» и первую оригинальную повесть «Евгений и Юлия». Одним из значительных событий в его творческой судьбе стал перевод трагедии Шекспира «Юлий Цезарь». Важным в творчестве Н. М. Карамзина становится интерес к внутреннему миру человека.

Продав доставшееся в наследство после смерти отца имение, Николай Михайлович совершает путешествие по Европе (1789 – 1790). Посещает Германию, Швейцарию, Францию, Англию. В каждой стране бывал в музеях, картинных галереях, встречался с известными писателями, философами (Кант, Гёте, Гердер), наблюдал жизнь народа. В Париже стал свидетелем триумфов Великой французской революции, слушал выступления ораторов, видел героев.

Дополним информацию и поработаем со статьей в учебнике.

Найдите ответы на вопросы по статье учебника (с. 73-76)

— Где, когда и в какой семье родился Н. М. Карамзин?

— Где прошло детство писателя?

— Что можно сказать об образовании писателя?

— С какого года начинается литературная деятельность писателя?

— Опишите заграничное путешествие Карамзина. Что стало итогом этого путешествия?

— В чём состояла реформа литературного языка, предпринятая Карамзиным?

— Перечислите произведения, принесшие Карамзину всероссийскую славу.

Источник

Любовь и рассудок в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Презентация к уроку

Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувствительный, эмоциональный, демократичный, прогрессивный.

Оборудование: иллюстрации учащихся к повести Карамзина Н.И.

Музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (Е.Дога)

Николай Михайлович Карамзин…
Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей? Чем она интересна современному читателю, насколько она актуальна сегодня? Давайте же продолжим работу над произведением.
Для начало вспомним об авторе.

Чтение стихотворения.

– Как вы думаете, почему урок по повести Карамзина мы начали с этого стихотворения? (Похожие сюжеты)
– Как стихотворение Пушкина перекликается с повестью Карамзина? (Темы «твердого ума и нежнейшего чувства»)
– В повести речь идет о любви и о том вечном, что волнует сердце, заставляет порой терять разум.
– В каком литературном направлении обращается внимание на внутренний мир лирического героя, его чувства? (Сентимитализм)

Работа в группах

Ключи мудреца (слайд 7)

1 группа. Чего никогда не будет в литературе сентиментализма: признания античного искусства высшем образцом, культа разума, строгой сюжетно-композиционной организации.
2 группа. То, что присутствует в литературе сентиментализма: стремление представить личность в движениях души, мыслях, переживаниях, утверждения нравственной чистоты, не испорченности простых людей.

На слайде 8: набор слов

Чувственность, порядок, разум, душевность, слезы, ах, долг, природа, служенье, честь, убеждение, мечтанья, античность, гармония, надежда, потрясение, страдание, пропорциональность, оде, герой.

1 группа работает по течению «сентиментализм», вторая по течению «классицизм».

1. Чувственность, душевность, слезы, ах, природа, мечтанья, надежда, потрясенье, страдания (Сентиментализм)

2. Разум, порядок, долг, честь, служенье, убеждение, античность, гармония, пропорциональность, оде, герой. (Классицизм)

Слайд 9

Беседа

– Как часто Вам приходилось читать произведения такого характера, ведь повесть необычная?

Деятельность учителяДеятельность учащихся
– Легко ли было читать? Почему?
– Почему повесть, написанная в 1792 году, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика?
– В чем смелость, новизна позиции автора?
– От чего лица ведется повествование?
– Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей
– Внимание автора сосредоточенно на раскрытие внутреннего мира человека
– От первого лица – повествователя.

– Посмотрим как в повести прослеживается тема «Рассудка и любви». Давайте обратимся к героям повести. Предлагаю Вам тест для эрудитов. Ваша задача ответить на вопрос: Что не так на званом обеде?

На обед по поводу выхода в свет второй (первой), сентиментальной повести в русской литературе были приглашены Карамзин, Жуковский, Муравьев, Ломоносов, Державин. Туда же явился и Эраст, довольно бедный (богатый) дворянин, живший в Москве.
Приехали и родители Лизы, они прибыли из Симонова монастыря. (Саженях в семидесяти от монастырской стены в пустой хижине)
По казенной надобности была проездом (жила в Москве) и пожилая богатая вдова, влюбленная в Эраста
Анюта, которая находилась здесь тоже, была очень грустна и печальна.

Мозговой штурм

– Набросайте пожалуйста всех персонажей этой повести. А теперь посмотрим, правы ли вы?

Работа в группах

Деятельность учителя

Деятельность учащихся1. Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

2. Какими эпитетами наделяет автор свою героиню.

3. Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью

4. В чем Лиза видит свой долг перед матерью.

5. Сравните отношение Лизы к матери с отношениями героини из рассказа «Телеграмма». Чем занималась Лиза целыми днями?

6. А почему Лизе пришлось работать?

7. Что вы можете сказать о матери Лизы?

Задание. Составить акростих по образу Лизы.1. Лиза была последний дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам.

2. «Плачевная судьба бедной Лизы» «прекрасная, любезная Лиза»

3. «Ты кормила меня грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть»

4. «Бог дал мне руки, чтобы работать».

5. Дочь Настя 3 года не приезжала к матери и даже после прихода письма не поехала.
Работала, продавала ландыши и ягоды, вязала чулки, ткала холсты

6. Потому что отец умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином.

7. Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6-ой десяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудом своим и ничего не брать даром»

Слайд по образу Лизы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика1. Расскажите об Эрасте. Каким он предстал перед Вами, перед матерью Лизы?

2. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

3. При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

4. Как Вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

5. Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

6. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

Задание. Составить ассоциативную карту по образу Эраста.1. Молодой человек, довольно богатый дворянин; с разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином.

2. Вел рассеянный образ жизни. Думая о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.

3. Лиза продавала в городе ландыши.

4. Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительными.

6. Самые добрые «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив»

– О чем предупреждает автор Лизу? Каков Эраст на самом деле?

«Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих»
Группировка: проверка знания содержания повести. (разрезается и ищут пару) работа в парах.

1. Какая тема здесь не затронута? (Тема страсти)

2. Разбейте на эпизоды по содержанию

(– Хотят выдать замуж;
– Встреча с Эрастом;
– Объятия, поцелуй;
– и…)

3. Как развивается тема рассудка? (Лиза вспоминает о том, что у нее есть мать)
4. Какой момент повести вы считаете кульминационным? (Встреча Лизы с Эрастом спустя 2 месяца)
5. Как разрешается конфликт в повести? (Трагически)
6. Почему когда уже все совершилось, у Эраста изменилось отношение к Лизе?
7. Для кого написана эта повесть?
8. В чьих уста вкладывает автор рассуждения? (Это мать Лизы, ее разумный взгляд на выбор друзей)
9. Почему рассудку Лизы не суждено взять вверх над чувствами? (Чувства не поддаются контролю. Они сильнее разума)
10. Какова позиция автора? Осуждает ли он своих героев за «падение»? (Не осуждает, он испытывает по отношению к Лизе – сочувствие, по отношению к Эрасту – сожаление)

Вывод.

Автор не осуждает, он не судья. По его мнению существует сила, которая выносит приговор, что это за сила. (природа). В чем особенность образа природы? (он делает ее полноправным героем повести)
Какие образы, взятые из природы характеризуют героев повести? (Лиза сравнивается с зарей, с майским утром. Можно провести параллель, Лиза – ландыш. Они белые, хрупкие)
Чем закончились отношения героев? (Эраст сообщает, что жениться на другой, дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета)
Какова судьба героев? (Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, был вынужден был жениться на старой вдове).
Назовите причины самоубийства Лизы?

1 группа: Колесо последствий

Что мы узнаем об эрасте до встречи

2 группа: Стратегия Исиковы

Что мы узнаем об эрасте до встречи

Слайд

– Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство? (Нет, он жалеет ее)
– А ваша позиция по поводу самоубийства Лизы? Можно ли было найти другой выход?
– Вернемся к тому стихотворению, с которого начали свой урок.
– Так что же у поэта Пушкина побеждает рассудок или любовь? (Любовь)
– Чем же, по-вашему, нужно руководствоваться: рассудком или любовью?

Вывод.

Для Карамзина как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека, человеком, если они чисты и благородны.
Может быть и Вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш практичный век часто побеждает рассудок, еще чаще расчет. Старая добрая классика напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).
Карамзин и предупреждает: исполнение всех желаний есть самая опасное искушение любви, помните об этом. Писатели часто затрагивают проблему чувств и разума, но не дают ответа, ведь в этом и есть тайна, а выбор всегда за вами. И мой вам совет: прежде чем что-то совершить всегда включайте свой рассудок, что бы вам ни пришлось отвечать за последствия.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Рассудок и любовь»

Литература:

Использовалась статья фестиваля «Открытый урок» 538039 (2008-2009)

Источник

Урок литературы по повести Карамзина «Бедная Лиза»

Что мы узнаем об эрасте до встречи Что мы узнаем об эрасте до встречи

Какими эпитетами наделяет карамзин свою героиню бедная лиза?

Цель: доказать торжество духовных ценностей (любви, самоотречения, заботы о ближних, раскаянья) над материальными. Задачи: 1) через образ главной героини показать идеал духовно-развитой личности; 2) через образ Эраста привести учеников к пониманию несостоятельности счастливой жизни, основанной на эгоизме (желании жить только для себя) и материальной зависимости. Ход урока. 1. Слово учителя. – Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Карамзин оказал огромное влияние на развитие русской литературы (особенно значителен его вклад в развитие русской прозы). Также мы выяснили, что Николай Михайлович стал первым и самым крупным писателем нового тогда – в конце 18 века – течения – сентиментализма. Ещё мы выявили основные черты данного течения, среди которых следует отметить : изображение жизни простых людей (крестьян, ремесленников) с их чувствами, переживаниями, хлопотами и опасениями. Виссарион Григорьевич Белинский (знаете, кто такой?) – знаменитый литературный критик конца 18-начала 19-го веков – вот что писал по этому поводу: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество… повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта». 2. Беседа по вопросам. – Дома вы должны были прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». И сегодня мы с вами как раз и поговорим о прочитанном. – Для начала давайте определимся, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица – от лица автора. Вспомните, на прошлом уроке мы отмечали, что писатели-сентименталисты часто писали от первого лица… Почему? – это давало им возможность полнее раскрыть духовный мир героев.) – С чего начинается повесть? (С описания пейзажа, открывающегося с места, на котором возвышаются башни Симонова монастыря : «тучные, густо-зелёные, цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок…». Природа живёт и радуется.) – О чём повествуется далее? (Затем речь идёт непосредственно о Симоновом монастыре с его могилами и келиями. Это грустное описание готовит нас к знакомству с трагической судьбой Лизы – главной героини.) – Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить её отец с матерью? (Родители, сами будучи добросовестными работниками, ведущими спокойную и «трезвую» жизнь, приучили дочь к труду. Лиза в свои 15 лет «трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».) – Какими же эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Каково его отношение к ней? (Первый эпитет, показывающий отношение к главной героине, появляется уже в заглавии повести – «бедная», т.е. та, которой следует посочувствовать, пожалеть. «Прекрасная», «любезная», нежная», «услужливая», «робкая», целомудренная», «стыдливая» «редкой красоты» с «чистой, радостной душой». Из вышеперечисленных эпитетов видно, что автор явно симпатизирует Лизе, более того, он пытается показать нам её духовную прелесть.) – Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой? Процитируйте. (Имя Эраст образовано от греческого слова «эрос» – «любовь» и означает «любящий». «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида…») – Какие сведения о жизни и интересах героя мы получаем позднее? («Сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил : скучал и жаловался на судьбу свою. Красоты Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена…все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все свои дни провождали. Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего его сердце давно искало.» Таким образом, идеалом своей жизни он видел жизнь на лоне природы, жизнь, в которой не нужно ни о чём задумываться (нет необходимости ломать голову, как раздобыть деньги, чтобы прокормить семью), цель которой получение удовольствия.) – Как понимать слова героя : «Натура призывает меня в свои объятья?» (А следом он добавляет «…к чистым своим радостям». Он воспринял знакомство с прекрасной Лизой как знак судьбы, которая, опять-таки, по его мнению, даёт ему шанс превратить в жизнь его мечты о жизни с «пастушкой» на лоне природы.) – Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Так всё-таки чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста? (Лиза искренне и всем сердцем, как это обычно бывает, когда речь идёт о первом чувстве, полюбила Эраста. Она готова была на всё лишь ему было хорошо : и матери не говорила об их отношениях, и полилась за любимого, и отпустить его оп делам службы в другой город… Она бы даже последовала за ним, если бы вовремя не опомнилась : «У меня есть мать!». «Видя, сколь Лиза его любит, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства».) – Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось? (В момент, когда Лиза бросилась в объятья к Эрасту, «он почувствовал в себе трепет»… В тот момент герой «искал слов и не находил». Лиза перестала быть для Эраста «ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу» … Лиза видела своё счастье в служении любимому, он же, будучи эгоистом, думал только о себе.) – В каких словах звучит оценка поступку героя? Осуждает ли Карамзин Эраста? («Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему.») – Как, по-вашему, автор относится в самоубийству героини? (Он ей сочувствует, не упрекает и призывает к этому читателей.) – Как понимать финальную фразу повести? («Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там… получил и прощение Лизы.) – Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах. 3. Обобщение. – Так какова же тема повести? (Тема торжества внутреннего, духовного совершенства, идеала жизни для любимых людей.) 4. Комментированное выставление оценок. 5. Домашнее задание. Подготовить доклады : 1) «Жизнь и творчество А.С. Грибоедова»; 2) «А.С. Грибоедов – дипломат». Ознакомиться со статьёй, помещённой в учебнике. М. А. Бороздунова, ГБОУ средняя школа №339, Санкт-Петербург

» Карамзин «Бедная Лиза»

Класс: 9 А Учитель- Абдурахманова Р.Р.

Тема: «Главные герои повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», их внутренний мир. Утверждение общечеловеских ценностей в повести».

Цели: познакомить с повестью Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; найти черты сентиментализма в повести, дать характеристику главным героям повести, раскрыть их внутренний мир, раскрыть общечеловеческие ценности в повести.

1. Вступительное слово:

— Мы продолжаем с вами говорить о нравственности на уроках литературы. Запишите, пожалуйста, тему урока: «Главные герои повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», их внутренний мир. Утверждение общечеловеских ценностей в повести.». Эпиграфом к уроку мы берем слова Евгения Осетрова

«Бедная Лиза» — образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе. Но для начала, мы должны вспомнить, с каким новым литературным направлением мы познакомились на прошлом уроке. (Сентиментализм.) (Один ученик дает определение сентиментализма, рассказывает об основных чертах русского сентиментализма, называет представителей, основной идеал).

— Итак, повесть «Бедная Лиза» является сентиментальным произведением, но в чем заключается эта сентиментальность, мы с вами и попробуем определить.

2. История создания повести. Слово учителя с элементами беседы.

— Самая известная повесть Н.М. Карамзина появилась в 1792 году, была встречена читателями с восторгом, называлась она «Бедная Лиза». Литературоведы пишут, что было повальное увлечение ею, а окрестности Симонова монастыря в Москве, где происходит действие повести, стали местом паломничества сложилась мода ходить в эти места, предаваться здесь уединенному чтению, кто-то вырезал записи на деревьях и т.д.. За короткое время произведение переиздавалось 6 раз. И появился целый ряд повестей – подражаний: «Бедная Маша» Александра Измайлова, «Даша, деревенская девушка» Павла Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора»).

— Как вы думаете, почему незамысловатая, простенькая по сюжету повесть имела столь большой успех у читателей? (Читатель сострадал простым людям, сочувствовал жертвам страстей+ очень достоверным выглядел сюжет, словно заимствованный из самой жизни + усиливал это впечатление язык повести, казавшийся намного более простым и понятным, чем язык произведений классицистов: Карамзин словно заглянул в жизнь обычных людей.)

3 Работа с текстом

— А теперь совершим небольшую прогулку по окрестностям Москвы. Найдите в тексте описывающие местность, где будет происходить действие повести. (Учащиеся находят в начале повести строки, описывающие объекты: окрестности Симонова монастыря: река- Москва, Данилов монастырь, Воробьевы горы, село Коломенское).

-Какое настроение создаёт у вас этот пейзаж? Какова его роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)

-Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? ( Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет «алчную» Москву с «ужасной громадой домов» и золотом куполов (потом это золото выльется в образ денег) и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Т. о. получается два мира: с одной стороны – это прекрасная естественная природа, а с другой стороны – «алчная» Москва, а между этими двумя мирами находиться река. В мифологии река – это граница между миром живых и миром мертвых. Соединить два берега невозможно, и невозможно гармоничное соединение представителей этих разных миров).

-Кто из героев повести представляет тот и другой миры, данные уже в пейзаже? (Лиза – представительница прекрасной естественной природы; Эраст – алчной Москвы)

Вывод по 3: Уже в самом начале произведения прослеживаются черты сентиментализма. Это яркое противопоставление города и деревни, которое мы будем с вами послеживать по всей повести. Также мы с вами увидели, что описание местности уже предвещает нам трагическое развитие событий. Мы уже понимаем, что главные герои повети не могут быть вместе. Но давайте обратимся к самим героям и посмотрим, что же еще мешает главным героям воссоединиться.

4 Сопоставление героев:

А) Анализ образа Лизы

— Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители? (Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам : «Мне не надобно лишнего»

— Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза»).

— Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью? В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

(« Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать»).

— Чем занималась Лиза целыми днями? (Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты).

— А почему Лизе пришлось работать?

(Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни).

— Что можете сказать о матери Лизы? Как, по-вашему, она воспитывала дочь? (Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».

— Давайте обратимся к речи матери Лизы? Какая эта речь? И давайте, сразу же здесь обратимся к описанию крестьянскому быту?

— Не может быть такой речи у простой крестьянки и в избе, которые топились по черному – белая кринка, белое полотенце, чистый стакан.

Как вы думаете, зачем Карамзин идеализирует крестьян и их жизнь. (Это условность сентиментализма. Эта жизнь далека от правды, от реальности).

— Итак, давайте сделаем вывод. Какой же перед нами предстает Лиза?

Момент зарождения чувства Лизы — весна, ландыши. В ее восприятии это «молодой, хорошо одетый человек, приятного вида». Не случайно матери она скажет: «У него такое доброе лицо, такой голос». Лиза испытывает огорчение, грусть, когда его нет, когда приходит, радость, счастье. Лизе не помогают никакие доводы рассудка. Она прекрасно знает, что дворянин не пара крестьянке, в глубине сердца живет предчувствие боли, беды, но это лишь усиливает любовь.

Б) Анализ образа Эраста.

-Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? (Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином.

— Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой? (Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу

— При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

(Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек

— Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

(Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. … натура призывает в свои объятия, к чистым радостям»)

-Сделаем вывод: Каким предстает Эраст? Автор показывает внутренний мир Эраста, который полон добрых намерений, хочет чистых отношений и верит, что будет «жить с Лизой, как с сестрой». «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям, — думал он, и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет». Но с другой стороны, Эраст не только как человек слабый, но именно как человек, привыкший к богатству и дорожащий им больше всего, погубил Лизу и себя. Она считала себя преданной возлюбленным, поэтому бросилась в пруд. Он же « продает себя» богатой женщине, вдове, «был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

— Как Н. М. Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? (Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем. Он – с розовыми губами

-Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события. (Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. «Какое прекрасное утро! Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Чисты и непорочны были их чувства. Это в момент расцвета чувств

-Обратите внимание на сцену грехопадения падения Лизы: как природа реагирует? (Природа выступает в качестве действующего лица, в качестве мерила нравственности героев, сопереживает им и гневается).

-Какова роль пейзажа в повести? (Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Примеры эмоциональной наполненности пейзажной зарисовки: меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую развязку повести, картина ясного, росистого майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, и картина страшной ночной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини. Так пейзаж из обычного фона действия превратился в средство психологической характеристики героев и обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало души»)

— Чем закончились отношения героев?

(Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и про сит слугу вывести Лизу из кабинета).

-Какова судьба героев? (Лиза бросается в пруд, так как Эраст безответственный, ему безразлична судьба человека доверившему ему свои чувства, ведь не зря мы говорили, что он был слабым и ветреным. АЭраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове

— Но хочу обратить ваше внимание, что героев в сентиментализме нельзя строго делить на «+» и «-», так как в героях есть черты и те и другие. Эта неодномерность человека – открытие литературы сентиментализма.

— Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство? (Нет. Он убежден, что всякое страдание получит награду).

— Как понимать финальную фразу повести? («Теперь, может быть, они(Лиза и Эраст) уже примирились!»( в ином мире))

— А от чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика

— Исчерпывается ли только этим роль повествователя?

(Рассказчик душевно вовлечен в отношения героев. Он знаком с Эрастом!Ребята отмечают характерные для сентиментализма незримое присутствие автора, лиризм. Повествователь кажется даже излишне чувствительным, читая повторяющиеся «Ах!», но можно увидеть в нем благородного, гуманного человека, ранимого, остро ощущающего чужую беду. Повествователь бывает печален, радостен, гневен

— Что означает слово «бедная» в названии произведения?

Это слово может быть понято двояко: указание на социальное положение героини или отношение к ней автора? (
Слово «бедная» передаёт читателю отношение к героине автора
).

— Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? (нет, нравственные начала также не могли соединить героев)..

— Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? (С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности).

— Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму?

(Вывод: Так как в нем прослеживаются все особенности сентиментализма:

основная тематика повести – любовная;

идейная основа- протест против испорченности аристократического общества;

в повести резко противопоставляется деревня как мир, близкий к природе, к естественности, городу;

идеализация патриархального быта;

герои многоплановы; их чувства становятся центром повести; идиллическая жизнь героини — на лоне природы;

духовный мир человека из народа богат, ему присуща врожденная нравственная чистота).

1 вариант – пишет в рабочих тетрадях характеристику Эраста;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *