Что мы учитываем при определении стиля речи отметьте несколько вариантов правильных

Тест с ответами: “Функциональные стили речи”

I вариант.

1. Сколько функциональных стилей обычно выделяют в русском языке:
а) 5 +
б) 3
в) 4

2. Найдите правильное утверждение:
а) в тексте художественного стиля важно передать точные факты
б) в художественном тексте создается образ +
в) текст художественного стиля призван убедить в чем-то адресата

3. Адресат художественного текста:
а) делопроизводитель
б) ребенок
в) любой человек +

4. Какой ученый писал о соавторстве читателя:
а) Бахтин +
б) Пирогов
в) Ломоносов

5. Какой из нижеперечисленных жанров не является жанром художественного стиля:
а) стихотворение
б) рассказ
в) монография +

6. Укажите средство синтаксической выразительности, используемое в художественном тексте:
а) символ
б) парцелляция +
в) метафора

7. Какие из перечисленных средств выразительности не является тропом:
а) олицетворение
б) метафора
в) многосоюзие +

8. Какой лексический материал может быть использован в художественном тексте:
а) диалектизмы +
б) монолизмы
в) пути

9. Какой лексический материал может быть использован в художественном тексте:
а) монолизмы
б) афоризмы
в) жаргонизмы +

10. Какой лексический материал может быть использован в художественном тексте:
а) пути
б) тропы +
в) афоризмы

11. Элементы каких стилей могут использоваться в художественном тексте:
а) любого +
б) публицистического
в) научного

12. Найдите ошибочное утверждение:
а) произведения художественного стиля создаются в форме монолога
б) рассказ – это жанр художественного стиля
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

13. Выберите правильное определение:
а) текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой +
б) текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием
в) текст – это предложения, объединенные одной темой

14. Выберите правильное определение:
а) научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе
б) научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее
в) научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности +

15. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях:
а) общеупотребительная лексика +
б) терминологическая лексика
в) разговорная лексика

16. Для какого стиля речи характерна стандартизованность:
а) публицистический
б) официально-деловой +
в) научный

17. В каком стиле речи уместно употребление междометий:
а) официально-деловой
б) разговорный
в) разговорный +

18. Какому стилю речи присуща эстетическая функция:
а) публицистический
б) художественный +
в) разговорный

19. Для какого стиля речи характерны осложненные предложения, сложноподчиненные конструкции:
а) разговорный
б) официально-деловой
в) научный +

20. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах:
а) официально-деловой
б) публицистический +
в) разговорный

II вариант.

1. Определите, какой жанр не относится к художественному стилю:
а) репортаж +
б) ода
в) рассказ

2. Определите, какое словосочетание не соответствует словам художественной речи:
а) под сенью дружных муз
б) взять на баланс +
в) в лазоревой воде

3. Определите, к какому типу речи относится отрывок:
По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли.
а) повествование
б) рассуждение
в) описание +

4. Выберите правильное определение:
а) стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка
б) стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения +
в) стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста

5. Выберите правильное определение:
а) публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение
б) публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества
в) публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию +

6. Какой из стилей речи не относится к книжному стилю:
а) официально-деловой
б) разговорный +
в) художественный

7. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение:
а) разговорный +
б) публицистический
в) научный

8. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления:
а) публицистический
б) разговорный
в) официально-деловой +

9. Что характерно для художественного стиля речи:
а) использование всех пластов стилей речи +
б) объективность в изображении
в) использование в сфере науки и техники

10. Какому стилю речи присуща призывность:
а) официально-деловой
б) публицистический +
в) разговорный

11. Выберите основные функциональные стили:
а) книжный, разговорный, литературный, канцелярский, научный;
б) высокий, низкий, полный, нейтральный, разговорный;
в) литературный, нелитературный, просторечный, канцелярский, газетный;
г) разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.+

12. Отметьте черты публицистического стиля речи:
а) логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность;
б) эмоциональность, конкретность, простота речи;+
в) оценочность, образность, эмоциональность, призывность;
г) образность, эмоциональность, конкретность;
д) смысловая точность.

13. Выберите цель сообщения текстов официально-делового стиля:
а) создание картин и образов;
б) непосредственное повседневное общение;
в) убеждение, воздействие на слушателя;
г) точная передача информации;+
д) передача научных сообщений.

14. Какие жанры есть в художественном стиле речи:
а) письмо, беседа, записка;
б) диссертация, конспект, доклад;
в) очерк, фельетон, репортаж;
г) резолюция, заявление, докладная записка;
д) поэма, драма, рассказ.+

15. Отметьте языковые средства, которые характерны для разговорного стиля:
а) итак, следовательно, во-первых, наоборот;
б) толстенный, сестрица, лгунишка;+
в) акт милосердия, демократизация общества, народные избранники;
г) довожу до вашего сведения, принять меры;
д) шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.

16. Национальный язык существует в двух типах:
а) литературный язык, территориальные диалекты, профессиональная речь, жаргоны, городское просторечие;
б) литературный язык и простонародный;
в) разговорный и книжный;+
г) устный и письменный.

17. Определите, возможна ли реформа русского языка?
а) возможна;
б) возможна, но не нужна;
в) реформа языка невозможна в принципе, но может быть реформа письма, реформа орфографии;+
г) невозможна, потому что русский язык слишком сложный.

18. Определите, входит ли разговорный стиль в пределы литературного языка?
а) входит, поскольку он отвечает литературной норме;
б) нет. Разговорный язык – это язык нелитературный;
в) разговорный стиль – это один из функциональных стилей литературного языка;+
г) нет. Это – просторечие.

19. Определите, для какого из функциональных стилей характерно то, что в нем кроме средств литературного языка могут использоваться средства всех остальных разновидностей общенационального языка:
а) официально-делового;
б) научного;
в) публицистического;
г) художественного.+

20. Отметьте количество стилей речи, которые вы знаете:
а) семь;
б) пять;+
в) три;
г) тридцать один.

Источник

Практическая работа по теме: «Стили речи»

Что мы учитываем при определении стиля речи отметьте несколько вариантов правильных

Тема: Стили речи (практическая работа).

Название урока: Тайны текста.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме практической работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

2. Сообщение темы урока (слайд №1)

Оформление записей на листочках, подготовка к практической работе.

3. Словарная разминка “Узнай слово”.

4. Создание проблемной ситуации.

Предъявление учащимся псевдотекста (слайд № 3, на каждой парте отпечатанный текст, цветные карандаши)

Задание: послушайте текст ( читает учитель), отметьте непонятные слова.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми? “Вон человек, что скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?” Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

“Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?”. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Социальный долг человека – быть интеллигентным.

Вопросы после предъявления текста:

О чем текст? Можно ли понять мысль автора?

Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?

Псевдо ( от греч. – ложь) первая составная часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый (соответствует русскому “лже..”)

5. Повторение. По каким признакам мы определяем текст? (слайд № 5)

Признаки текста: тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершенность, стилевое единство.

Вспомним стили речи (слайд № 6).

Что мы учитываем при определении стиля речи? (слайд № 7).

6. Целеполагание.

Давайте, ребята, определим цель нашей работы.

Слайд № 8 Цели урока.

— выделить исходные тексты из псевдотекста;

— определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста;

— указать те языковые средства, которые использует каждый автор для реализации своего замысла.

7. Работа с псевдотекстом

8. Стихотворение Р. Гамзатова (слайд №9).

Цель: эстетическое, эмоциональное воздействие на читателей и слушателей посредством художественных образов.

Стихотворение, написанное в форме диалога.

Какую картину вы представили, когда читали его?

Как вы определили, что перед нами стихотворный текст? ( рифма, ритм, разговорная интонация)

Когда происходят эти события? ( в прошлом: использованы глаголы прошедшего времени “спросил, ответил”).

О чем заставляет нас задуматься поэт? ( об отношении к людям).

Кто из собеседников более интеллигентный человек? Почему?

Друг и товарищ – это просто синонимы, служащие для устранения повтора?

Друг – 1 тот, кто связан с кем-то дружбой,

2 употребляется, как вежливое обращение к близкому товарищу, к соседу, к встречному человеку.

Товарищ – 1 человек, близкий кому – нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни, а также человек, дружески расположенный к кому – нибудь.

9. Анализ текста официально-делового стиля (слайд №10)

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. ( Конституция Российской Федерации)

Стиль – официально-деловой.

Цель – сообщение, передача деловой информации.

Подстиль – законодательный.

Жанр – закон. ( Конституция – основной закон государства)

Тип речи: отсутствие описания и повествования ( в некоторых жанрах возможна повествовательная манера изложения, например: протокол, отчет, договор).

Все ли слова понятны?

Гарантируются – защищаются, обеспечиваются.

Неотчуждаемы (отчуждать – отбирать)

Право – 2 охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что – нибудь делать, осуществлять (право на образование)

Свобода – 1 возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества (свобода слова)

2 независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно – политическую жизнь и деятельность всего общества или его членов.

Что самое главное в этом тексте?

10. Анализ текста публицистического стиля.(слайд №11)

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.

Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Социальный долг человека – быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев)

Перед нами отрывок из статьи Д.С.Лихачева “Письма о главном”

Интеллигентный – образованный, культурный.

Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

Такое ли понимание интеллигентности предлагает Д.С. Лихачев?

Почему интеллигентность человека – залог его долголетия?

Почему быть интеллигентным – долг человека перед самим собой?

Почему быть интеллигентным – долг человека перед обществом?

Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

Нравственный –2 соблюдающий правила нравственности; 3. относящийся к внутренней духовной жизни человека.

11. Предъявление для проверки слайда №12 (псевдотекст с выполненным заданием).

Источник

Тема урока: Функциональные стили речи.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Функциональные стили речи.

1. Формирование знаний по теме «текст».

1. Развитие умений определять стили исходных текстов, тему, идею и основные языковые особенности каждого отрывка.

1. Воспитание любви к родному языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: компьютерная презентация по теме, тексты.

Отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку.

Дежурный называет отсутствующих.

Предъявление учащимся псевдотекста. (см. приложение № 1)

-Прочитайте текст, отметьте непонятные слова.

-Можно ли понять мысль автора?

-Что осложняет наше понимание?

-Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?

-О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Читают текст, выписывают непонятные слова.

-Мысль этого текста понять невозможно.

— Здесь собраны как будто несколько текстов.

-Тема нашего урока: Стили речи.

-Давайте, определим цели нашей работы.

-Выделить исходные тексты;

-определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста;

-указать те языковые средства, которые использует каждый автор для реализации своего замысла.

По каким признакам мы определяем текст?

-Вспомним стили речи.

-Что мы учитываем при определении стиля речи?

-Текст–это несколько предложений или абзацев, связанных темой или основной мыслью.(см.

презентацию кадр №2)

Тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершенность, стилевое единство. (см. презентацию кадр №3)

-Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

-С какой целью говорим, в какой обстановке, речевые жанры, стилевые черты речи.

1.Работа с текстом художественного стиля.

2.Работа с текстом официально-делового стиля.

3. Работа с текстом публицистического стиля.

-Определите стиль каждого текста и раскрасьте их разными цветами.

-Прочитайте текст художественного стиля.

-Какая цель этого текста?

-Как написано стихотворение?

-Какую картину вы представляли, когда читали его?

-Как вы определили, что перед вами стихотворный текст?

-Какие художественные средства использует автор?

-Когда происходят эти события?

-О чём заставляет нас задуматься поэт?

-Кто из собеседников более интеллигентный человек? Почему?

-Друг и товарищ – это просто синонимы, служащие для устранения повтора?

— Назовите стиль этого текста?

-Назовите цель этого текста.

-Назовите жанр текста.

-Назовите стилевые черты этого текста.

-Назовите языковые средства?

-Все ли слова понятны?

-Прочитайте текст(см. прилож. №4 и см. презентацию кадр №9)

— Назовите стиль этого текста.

-Назовите цели этого текста?

-Назовите стилевые черты этого текста.

-Назовите языковые средства?

Выделяют три текста

Одной чертой-официально-деловой, волнистой линией-публицистический, пунктиром-художественный.

-Эмоциональное воздействие на читателей посредством художественных образов.

-Разговор двух людей.

Рифма, ритм, разговорная интонация.

-Слова общеупотребительные, признаки разговорного стиля: указательная частица «вон», устойчивое выражение «плечами пожимая», использованы антонимы, синонимы, связь между предложениями параллельная, усилена анафорой, инверсией.

-В прошлом- использованы глаголы прошедшего времени.

-Об отношении к людям.

-Второй собеседник, потому что он пытается ответить более сдержанно.

-Официально-деловой подстиль – законодательный.

-Сообщение, передача деловой информации.

-Точность, не допускающая иного толкования.

-Долженствующе-предписывающий характер (использование инфинитива «не должно нарушать»);

-«Обезличенность», неличностный характер

(не употребляются гаголы 1,2 лица, личные местоимения 1,2 лица, а употребляются глаголы в форме 3 лица, чаще несовершенного вида: «признаются, гарантируются»;

-Стереотипность построения текста, стандартизированность;

-Отсутствие эмоциональности, нет изобразительных языковых средств.

— Использование официально-деловой лексики: «право», «свободы», «гарантируют­ ся», «человек», «гражданин» (сравним: «друг», «товарищ»), «каждый» (относительное ме стоимение),

-Использование производных предлогов («согласно принципам», «в соответствии с
Конституцией»),

— Отсутствие описания и повествования.

-Воздействие на читателя,

-Внушение определенной идеи,

-Побуждение к осмыслению важной морально-этической проблемы, к определенным поступкам.

-Образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность;

-Общедоступность (рассчитана на понимание широкой аудиторией читателей):

— Использование лексики, обозначающей понятия морали, нравственности;

-Фразеологический оборот «белая ворона»;

-Восклицательные, Вопросительные предложения;

— Глаголы в повелительном наклонении («должен быть интеллигентен», «надо разви­ вать, тренировать»);

-Составные именные и глагольные сказуемые.

Думают, отвечают на вопросы.

Итог урока. Рефлексия.

-Какие цели мы ставили в начале урока?

-Как вы считаете, выполнили мы их?

-Сегодня на уроке вы работали хорошо, поэтому оценки за урок.

-Да, мы выделили три исходных текста, определили их стили, тему, идею и основные языковые особенности каждого отрывка.

-Упр.369, прочитать текст, определить стили речи, привести доказательства.

-Записывают в тетрадь.

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нем плохого?»

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?

Источник

Конспект открытого урока по русскому языку для 10 класса на тему «Тайны текста»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект открытого урока по русскому языку для 10 класса на тему «Тайны текста»

Одной из основных целей преподавания русского языка является формирование у обучающихся коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения проявляются прежде всего в умении работать с текстом: определять стиль и тип речи, правильно формулировать тему и идею, видеть языковые особенности текста, а как результат – создание собственных текстов определенного стиля.

Технологическая карта урока

обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Функциональные стили речи»;

совершенствование навыков лингвостилистического анализа текста и построения публичной речи.

развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, анализировать свою деятельность;

развивать монологическую речь учащихся.

воспитывать культуру речи;

средствами предмета формировать у учащихся бережное отношение к слову.

тренировка практического умения определять стиль речи, указывать его признаки;

формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла;

нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.

Тип урока: урок применения предметных ЗУНов

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый, рефлексия.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ студенты в ходе урока.

по расширению словарного запаса;

по овладению умениями и навыками устной и письменной речи;

по лингвостилистическому анализу текста;

по составлению текстов в разных стилях;

работа со словарем и учебником.

Круг знаний по теме.

Язык разговорный и книжный; их лексические, грамматические, синтаксические атрибуты; научный стиль: языковые черты и жанровые разновидности. Официально-деловой стиль: языковые черты, жанры, ситуации использования; разговорный стиль: языковые черты.

Круг умений по теме.

Учащихся должны уметь: определять стилистику текстов, выделяя характерные языковые признаки каждого стиля и составлять текст заданной стилистической принадлежности.

При подготовке к уроку были учтены программные требования:

по работе с текстом;

по развитию устной и письменной речи;

психологические особенности учащихся.

На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка:

Текстоориентированный: монологический ответ, работа с текстами разной стилистической принадлежности.

Функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи (по предупреждению грамматических ошибок в устной и письменной речи.)

Коммуникативно-деятельностный: работа с учебником, со словарем, над частичным комплексным анализом текста, с тестами.

Интегрированный подход: связь с другими дисциплинами. Формирование гуманистического мировоззрения учащихся посредством высказывания собственной жизненной позиции.

Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учащихся на уроке были основаны на взаимоуважении.

Комплексно-методическое обеспечение: раздаточный материал (тексты для лингвостилистического анализа; таблица для заполнения при лингвостилистическом анализе текста; таблица «Стили речи», «Стили речи и языковые средства»; толковые словари; цветные карандаши); презентация; мультимедиапроектор; интерактивная доска.

Тема: Функциональные стили речи (практическая работа).

Название урока: Тайны текста.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме практической работы.

тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста;

формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла;

формирование положительной мотивации изучения родного языка;

нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.

Задачи для учащихся:

выделить четыре исходных текста из псевдотекста;

определить стили исходных текстов, тему, идею и основные языковые особенности каждого отрывка.

Богатство языка есть богатство мыслей

Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями.

Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления. (Китайская пословица) Какой же путь самый трудный?

Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь.

А опыт, как известно, приходит с практикой.

Давайте проверим ваше домашнее задание. Вы должны были к сегодняшнему уроку повторить лингвистические термины и составить текст из 4-6 предложений на разные темы в разных стилях. Сейчас пока мы проверим первую часть домашнего задания.

Словарная разминка “Узнай слово”.

Задание: по лексическому значению определить задуманное слово.

Разговор двух или более лиц (диалог).

Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).

Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.

Например: Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д Лихачев) (параллелизм)

Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение).

Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации (публицистический).

Одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора).

Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой).

Создание проблемной ситуации.

Предъявление учащимся псевдотекста.

Задание: внимательно послушайте текст (читает преподаватель), отметьте непонятные слова.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми? Все качества можно поделить на две категории: внутренние качества (образуют богатый внутренний мир человека), и внешние (поведение и имидж). Под душевным миром мы понимаем те качества, которые в глаза не бросаются, но делают человека желанным гостем в любой компании.

“Вон человек, что скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?” Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

“Вон человек, что скажешь ты о нем?” – спросил я у товарища другого. “Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?”. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Качества, работающие на яркую внешность: артистичность, умение выступать; красивая внешность, умение одеваться; поставленная, четкая речь, красивая жестикуляция. Качества, работающие на внутренний мир: позиции восприятия, умение посмотреть на ситуацию с разных сторон; умение заботиться об окружающих; свобода мышления; позитивное мировосприятие; мудрость.

Вопросы после предъявления текста:

О чем текст? Можно ли понять мысль автора?

Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?

Слайд 8. Псевдотекст

Псевдо (от греч. – ложь) первая составная часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый (соответствует русскому “лже..”) Например: псевдоним.

По каким признакам мы определяем текст? ( Признаки текста: тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершенность, стилевое единство ).

Вспомним стили речи. Что мы учитываем при определении стиля речи?

Давайте, ребята, определим цель нашей работы.

— выделить исходные тексты из псевдотекста;

— определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста;

— указать те языковые средства, которые использует каждый автор для реализации своего замысла.

Работа с псевдотекстом

В ходе обсуждения выделяются исходные тексты, раскрашиваются цветными карандашами (красный – официально-деловой, синий – публицистический, зеленый – художественный, жёлтый –научный). Строго спланировать обсуждение невозможно, идти необходимо от студентов. Постепенное предъявление исходных текстов.

11. Предъявление для проверки слайда № (псевдотекст с выполненным заданием).

Лингвостилистический анализ текста (от 5 до 7 минут).

Вы можете пользоваться толковым словарём и конспектом.

Защита проектов. (от 5 до 8 минут).

Учитель: Приглашаем для защиты проекта первую группу.

1. Анализ текста художественного стиля. Стихотворение Р. Гамзатова

“ Вон человек, что скажешь ты о нем?”
Ответил друг, плечами пожимая:
“Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?”
“Вон человек, что скажешь ты о нем?” –
Спросил я у товарища другого.
“Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?”

Защита 1 группы: Оратор приступает к защите, работает с текстом на интерактивной доске, выделяя с помощью маркера ключевые слова, средства выразительности и др.

«Нашей группе был предложен текст художественного стиля. Художественный стиль является синтезом всех стилей…

Какую картину вы представили, когда читали его?

Как вы определили, что перед нами стихотворный текст? (рифма, ритм, разговорная интонация)

Какие художественные средства использует автор?

Когда происходят эти события? (В прошлом: использованы глаголы прошедшего времени “спросил, ответил”).

О чем заставляет нас задуматься поэт? ( Об отношении к людям).

Кто из собеседников более интеллигентный человек? Почему?

Анализ текста официально-делового стиля (слайд № )

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. ( Конституция Российской Федерации)

Защита 2 группы. Работа с текстом на интерактивной доске.

Нашей группе был предложен текст официально-делового стиля. Все слова в тексте употреблены в прямом значении, отсутствуют средства выразительности…

Тип речи: отсутствие описания и повествования (в некоторых жанрах возможна повествовательная манера изложения, например: протокол, отчет, договор).

Все ли слова понятны?

Гарантируются – защищаются, обеспечиваются.

Неотчуждаемы (отчуждать – отбирать)

Право – 2 охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять (право на образование)

Свобода – возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества (свобода слова)

Независимость – отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность всего общества или его членов.

Анализ текста публицистического стиля. (Слайд № )

Перед нами отрывок из статьи Д.С. Лихачева “Письма о главном”

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.

Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Социальный долг человека – быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев)

Защита 3 группы. Работа с текстом на интерактивной доске.

Данный текст представляет собой публицистическую статью, использован в сфере общественных отношений. Функция текста – воздействие. Тексту характерна социальная оценочность и призывность, широкое разнообразие употребляемой лексики и фразеологии. Использованы экспрессивные выразительные речевые средства, цитирование, много сложных предложений, есть прямая речь.

Интеллигентный – образованный, культурный.

Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

Такое ли понимание интеллигентности предлагает Д.С. Лихачев?

Почему интеллигентность человека – залог его долголетия?

Почему быть интеллигентным – долг человека перед самим собой?

Почему быть интеллигентным – долг человека перед обществом?

Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

Нравственный – 2) соблюдающий правила нравственности; 3) относящийся к внутренней духовной жизни человека.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения:

Защита 4 группы. Работа с текстом на интерактивной доске.

«Нам для анализа был предложен текст научного стиля.

Учитель: Все вы молодцы, справились с заданием, грамотно провели лингвостилистический анализ и сумели доказать стилевую принадлежность текстов. Молодцы! Но есть такая китайская притча:

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

Как вы думаете, к чему я вспомнила эту притчу?

Сейчас вы попробуете создать тексты сами. Это была вторая часть вашего домашнего задания.

(Темы для создания текстов из 5-6 предложений в разных стилях: «Погода», «Человек», «Музыка», «Любовь». 4 группы – 4 темы. Время на выполнение задания – 5 минут.)

Интересно, к какой группе будут больше применимы слова Карамзина: «Богатство языка есть богатство мыслей».

Молодцы! Вы неплохо справились с этим заданием.

Предлагаю вам оценить свою работу.

— Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?

(- Чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передавать информацию, писать сочинение и т.д.)

Персидский поэт мыслитель Х III века Саади писал: «Умен ты или глуп, велик ты или мал не знаем мы, пока ты слово не сказал!». Действительно, слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта. Сегодня на рынке труда будет более востребован тот молодой специалист, который умеет четко и грамотно выразить свои мысли в устной и письменной форме.

Каждый раз, когда вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. От правильности выбора каждого из них целиком зависит успех вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *