Что мы слышим в начале урока

Скажите загадки про русский язык

* Что стоит посредине земли? ( буква «м» )
* Что находится в начале книги? ( Буква «к» )
* Что мы слышим в начале урока? ( Букву «у» )
* В каком слове буква «я» находится 7 раз? («семья)
* В каком слове 40 гласных? (сорока)
* Какие два местоимения мешают движению транспорта? (я-мы)
* Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
* Какой корень в слове «вынуть» (нет корня)

Метаграмма – это загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово.

* Когда я с Т, на мне плывут.
Когда я с Д, меня сорвут. ( Плот – плод)

* С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С П – от вас не утаю-
Тоже в школе я стою. ( Карта- парта)

Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

* На первом стоит часовой
Второе в лесу зеленеет.
На целое, только стемнеет,
Ты ляжешь – и кончен твой день трудовой. (Пост- ель)

* Первое –нота, второе – тоже,
А целое- на горох похоже. (фа- соль)

* Первый слог – китайский напиток,
Второй – название буквы,
А целое – птица. ( Чай-ка)

Что стоит посредине земли? ( буква «м» )
* Что находится в начале книги? ( Буква «к» )
* Что мы слышим в начале урока? ( Букву «у» )
* В каком слове буква «я» находится 7 раз? («семья)
* В каком слове 40 гласных? (сорока)
* Какие два местоимения мешают движению транспорта? (я-мы)
* Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
* Какой корень в слове «вынуть» (нет корня)

Метаграмма – это загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово.

* Когда я с Т, на мне плывут.
Когда я с Д, меня сорвут. ( Плот – плод)

* С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С П – от вас не утаю-
Тоже в школе я стою. ( Карта- парта)

Источник

Презентация»Загадки- шутки»

Что мы слышим в начале урока

Что мы слышим в начале урока

Составила учитель начальных классов

Что мы слышим в начале урока

Составила учитель начальных классов
Семенец Валентина Валентиновна.
МКОУ ХМР «СОШ имени Героя Советского Союза Ф.В. Чухарева»

В каком магазине ничего не купишь? в магазине винтовки

Что мы слышим в начале урока

В каком магазине ничего не купишь?

в магазине винтовки

Что можно набрать ничего не беря в руки? номер телефона

Что мы слышим в начале урока

Что можно набрать
ничего не беря в руки?

Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета? отрезать – резко ответить

Что мы слышим в начале урока

Можно ли отрезать без ножа
или другого режущего предмета?

отрезать – резко ответить

Что можно собрать без помощи рук? собрать силы

Что мы слышим в начале урока

Что можно собрать без помощи рук?

Что мы слышим в начале урока

Чем кончается день и ночь? буквой «ь»

Что мы слышим в начале урока

Чем кончается день и ночь?

Что стоит посредине земли? буква «м»

Что мы слышим в начале урока

Что стоит посредине земли?

Чем кончается лето и начинается осень? буквой «о»

Что мы слышим в начале урока

Чем кончается лето и начинается осень?

буква «к» Что находится в начале книги?

Что мы слышим в начале урока

Что находится в начале книги?

Что мы слышим в начале урока? букву «у»

Что мы слышим в начале урока

Что мы слышим в начале урока?

Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое? буква «о»

Что мы слышим в начале урока

Что в человеке есть одно,
а у вороны вдвое,
в лисе не встретится оно,
а в огороде втрое?

За какой сонорной буквой спрятано большое, просторное помещение? за-л

Что мы слышим в начале урока

За какой сонорной буквой спрятано
большое, просторное помещение?

Что мы слышим в начале урока

Что у зайца позади, а у цапли впереди?

Какой алфавит состоит из 6 букв? слово азбука

Что мы слышим в начале урока

Какой алфавит состоит из 6 букв?

Что мы слышим в начале урока

Как из сорной травы сделать лебедя?

Из какого слога надо выбросить «а», чтобы получилось жилище?

Что мы слышим в начале урока

Из какого слога надо выбросить «а»,
чтобы получилось жилище?

Что мы слышим в начале урока

Половина какой буквы даёт
название войсковому подразделению?

В названии какого европейского государства стоит три «я»?

Что мы слышим в начале урока

В названии какого европейского
государства стоит три «я»?

Что мы слышим в начале урока

Какой буквой можно превратить
геометрическую фигуру в топливо?

Какой болезнью никто на земле не болел? морской

Что мы слышим в начале урока

Какой болезнью никто
на земле не болел?

Когда зрячий человек бывает слепым? неграмотный

Что мы слышим в начале урока

Когда зрячий человек бывает слепым?

Каким гребнем голову не расчешешь? петушиным

Что мы слышим в начале урока

Каким гребнем голову не расчешешь?

Какой год продолжается всего один день?

Что мы слышим в начале урока

Какой год продолжается всего один день?

В какие ворота не забьёшь гол? в

Что мы слышим в начале урока

В какие ворота не забьёшь гол?

Из какой тарелки не пообедаешь? из пустой

Что мы слышим в начале урока

Из какой тарелки не пообедаешь?

Какие четыре моря носят название цвета?

Что мы слышим в начале урока

Какие четыре моря носят название цвета?

На какое дерево садится ворона во время дождя? на мокрое

Что мы слышим в начале урока

На какое дерево садится
ворона во время дождя?

Из какого крана нельзя напиться? из подъёмного

Что мы слышим в начале урока

Из какого крана нельзя напиться?

В каких лесах не водится дичь? в строительных

Что мы слышим в начале урока

В каких лесах не водится дичь?

Литература Автор – составитель

Что мы слышим в начале урока

Что мы слышим в начале урока

Источник

Презентация к уроку

Из 7 или 8 классов формируются 2 команды по 8-10 человек. Команды выбирают капитанов. У каждой команды есть болельщики, которые тоже могут принести баллы команде.

Команды отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ-1 балл. Задача участников- быстрее и правильнее ответить на вопросы по русскому языку.

1. Какой птицей можно достать воду из колодца? (Журавлём).

2. На какой плитке не поджарить яичницу? (Кафельной).

3. Какую шляпку нельзя надеть? (У гвоздя).

4. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

5. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Cемь-я)

6. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (Cто-п)

7. Что мы слышим в конце перемены и в начале урока? (Гласную)

8. Можно ли превратить страницу в населенный пункт? (Страница-станица)

9. В каких словах по 100 согласных? (Сто-л, сто-г, сто-п, сто-н)

10. Как спортивный шест превратить в число? (Шест-шесть)

11. Какой предмет утверждает, что он детская болезнь? (Я-корь)

12. Какую реку можно срезать ножом? (Прут)

13. Какой иглой не сошьешь рубахи? (хвойной)

14. В каком магазине ничего не купишь? (оружие)

15. Что можно набрать, ничего не беря в руки? (номер телефона)

16. Что стоит посредине ЗЕМЛИ? (М)

17. Чем кончается лето и начинается осень? (О)

18. Какая земля никогда не старится? (Новая Земля)

2 тур. «Составь слово»

Участникам дается время на выполнение задания. Побеждает в этом туре команда, которая составила как можно больше ответов ( их должно быть 6)

Докажите, что буквосочетание теперьяподнимитетоже имеет не менее шести прочтений (командам дать на листках эту запись)

Теперь я поднимите тоже
Те перья поднимите тоже
Те перья подними те тоже
Теперь я под ними те тоже
Те перья под ним и те тоже
Теперь я под ним и те тоже

Пока команды готовятся, зрители составляют из букв высказывания о русском языке. Команде, зрители которой быстрее и правильнее составят высказывание, отдается 1 балл.

КАГ
ЫНЕ
ЗЕР
ЯТЕ
ШИБ
КИРЧ
ЫКЕУ
ЗСТЗ
ЯСЙИ
ЙУА

(Изучайте русский язык)

3 тур. Орфоэпические задачки

От каждой команды выходят по одному представителю. Их задача- правильно расставить ударение в словах. Они могут работать на разных сторонах доски. За каждое правильно поставленное ударение команда получает 1 балл.

Завидно, квартал, звонит, жалюзи, мельком, черпая, щавель, балую, августовский, подростковый, кухонный, красивее, кулинария, афера, жалюзи, щавель, христианин, каталог, инаугурация, кремень, эксперт.

ЗавИдно, квартАл, звонИт, жалюзИ, мЕльком, черпая, щавЕль, балУю, Августовский, подрОсткОвый, кУхонный, красИвее, кулинАрИя, афЕра, жалюзи, щавель, христианин, каталог, инаугурация, кремень, эксперт

Пока представители работают, ведущий рассказывает истории выражений.

В а в и л о н с к о е с т о л п о т в о р е н и е

По библейскому преданию, жители Вавилона вознамерились добраться до небес и с этой целью начали строить высокую башню. Разгневанный бог смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга, и наступил хаос.

Употребляется выражение в значении: суматоха, бестолковщина, беспорядок, неорганизованность.

Г о м е р и ч е с к и й х о х о т

Выражение «ГОМЕРИЧЕСКИЙ ХОХОТ» употребляется в значении: неудержимый, громкий смех; эпитет «гомерический» ещё и в значении: обильный, огромный.

4 тур. Фразеологический бой.

Командам необходимо заменить фразеологизмы синонимами (одно или несколько слов). Побеждает команда, которая дала как можно больше правильных ответов.

— Делать из мухи слона (преувеличивать).

— Заблудиться в трёх соснах (не разобраться в чём-то простом).

— После дождичка в четверг (никогда или не очень скоро).

— Во всё горло (очень громко).

— Ходить на голове (шалить, беситься).

— С глазу на глаз (наедине, без свидетелей).

— Ни в зуб ногой (ничего не знать).

— Путаться под ногами (мешать).

— Плевать в потолок (бездельничать).

Каждая команда получает задание. Их по 2 каждой команде. За правильный ответ- 1 балл.

1. Шестнадцатый век вошел в историю как век мореплавателей, флибустьеров и географических открытий. Путешественникам нужны были сведения. Так появились первые листки с информацией. За 1 листок принято было платить 1 монету. Какому источнику информации подарила свое название монета?

2. Путешественник Марко Поло, сам того не ведая, в порыве вдохновения сочинил слово, которое употребляет весь мир при определении величины. Назовите это число.

3. Восстановите порядок букв и назовите слово

Д А В Т Ь Е Л П О Р А Е (преподаватель)

Левая часть задания заранее составлена из отдельных букв и знаков действий. Необходимо из всех букв, входящих в слова, составить названия блюд

Крот + каша = : (картошка)

Бобр + редут = : (бутерброд)

Суд + тень = : (студень)

Тоска + пар + шов = : (простокваша)

Конкурс «Поэтический» для болельщиков (в это время командв выполняют задание).

Вы знаете, как важно прочитать стихотворение выразительно, с чувством. Это совсем не просто. Наше задание состоит в том, что вы должны не только выразительно прочитать четверостишие, но и выполнить некоторые условия, которые у вас прописаны. Обсудите в команде это задание, а затем двое из вас его выполнят

— Прочитайте четверостишие с грузинским акцентом.

Наша Таня громко плачет,
Уронила в реку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч.

— Прочитайте четверостишие, как будто вы иностранец, недавно приехавший в Россию, вы плохо говорите по-русски.

— Прочитайте четверостишие, постоянно чихая, вы простыли, у вас насморк.

— Прочитайте четверостишие, горько плача.

6 тур. » Ответ актера»

Работают обе команды. 1 балл получает команда, которая дает правильный ответ.

Известному артисту МХАТа Е. Евстигнееву показали письмо пятиклассника: «Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский».

— Как вы думаете, он сможет стать артистом?

— На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.

Евстигнеев берет ручку и пишет.

Вопрос: Какое слово и как написал артист?

7 тур. Заимствованные слова

Работают обе команды. 1 балл получает команда, которая дает правильный ответ

Найдите заимствованные слова во фразе «Устами младенца глаголет истина». Замените их исконно русскими соответствиями.

Ответ: Все слова в этом предложении заимствованы из старославянского и церковно-славянского языков. Русский вариант: Ртом ребенка говорит правда

8 тур. Бал выпускников.

Здесь вы сможете найти девять «выпускников» «Фабрики звезд». Конечно, все они вам знакомы! Вот только их фамилии (или псевдонимы) раскололись на части. Попробуйте их собрать.

Дубцова, Согдиана, Шаляпин, Подольская, Колдун, Светикова, Дайнеко, Малинин, Савичева

Конкурс для болельщиков (пока команда выполняет задание)

Расшифруйте «бред профессора». Назовите русские пословицы

1) Нельзя сделать русскую национальную еду несъедобной при помощи продукта переработки суспензии жира в воде.

Задание: прочитайте, что написано на плакатах. Слова нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам. Это будет вашим пожеланием соперникам. Плакат 1 команде Плакат 2 команде

КЙГАИУАРНО
ЫИОНБКМГЗР
ЗЧМЕЮИМЙОО
ЯУШТЛТААШХ

(Любите наш могучий язык!) (Хорошо знай грамматику)

10 тур. Догонялки ( при наличии времени)

Все участники отвечают на шуточные вопросы. Команды набирают баллы.

1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)

2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой (Тень)

3. Чем больше берешь, тем больше она становится. (Яма)

4. Кто говорит на всех языках? (Эхо)

5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? (Кот)

6. Какой месяц короче всех? (февраль)

7. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень)

8. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню)

9. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (В феврале)

10. Место на реке, где ее можно перейти (Брод).

11. Отверстие вулкана (Кратер).

12. Наука о небесных светилах (Астрономия).

13. Место, где скрещиваются улицы (Перекресток).

14. Речь, произнесенная одним лицом (Монолог).

Все в музыканты не годитесь. (Квартет)

17. Кто он? Его на мякине не проведешь. (воробей)

18. Кто он? Хватит его баснями кормить. (соловей)

19. Кто он? Пустите его в огород. (козел)

20. Товарищ по работе. (Коллега).

Подведение итогов. Награждение победителей.

Список использованной литературы

9. Язовицкий Е. В. Говорите правильно. Пособие для учащихся. Издательство «Просвещение», Москва-Ленинград, 1964

Источник

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов: «Знатоки русского языка»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №398

Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов:
«Знатоки русского языка»

учитель русского языка и литературы

Полищук Анна Андреевна

· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка

· воспитание любознательности, любви к родному языку, истории и культуре русского народа;

· углубление знаний учащихся о русском языке.

· развивать коммуникативной компетенции, культуры общения;

· формировать умение работать в группе;

· повышать грамотности учащихся;

· расширять кругозор учащихся и углублять знания по русскому языку;

· воспитать чувство взаимопомощи, ответственности, гордости за свой народ.

Оборудование: презентация, раздаточный материал с заданиями для каждой команды, карточки с заданиями

1. Организационное начало

Дорогие друзья! Рада приветствовать вас на нашей встрече, посвященной русскому языку и его наследию. Надеюсь, что наше занятие принесет вам положительные эмоции, новые знания, поможет вам найти подход друг к другу и по-новому взглянуть на наш великий русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Разделитесь на две команды. Ваша задача придумать название, девиз и эмблему для своей команды.

Наше мероприятие будет состоять из нескольких этапов – конкурсов.

Команда, набравшая наибольшее количество баллов, станет победителем и знатоком русского языка, получит грамоты и слдакий приз. В добрый путь.

1. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)

2. Что находится в начале книги? (Буква «К».)

3. Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква «Ц».)

4. Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими? (Твое имя.)

5. Названия каких двух месяцев оканчиваются на букву «Т»? (Март и август.)

6. Какое слово всегда звучит неверно? («Неверно».)

7. За чем язык во рту? (За зубами.)

9. Перечислите пять дней недели, не называя их по именам. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

10. Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? (По падежам.)

11. В каком слове сорок а? (сорока)

12. Когда руки бывают местоимениями? (Вы-мы-ты)

13. Что находится между городом и селом? (И)

15. Почему скатерть в сказках обязательно самобранка. Она за что-то себя бранит? (от слова убирать, т.е. накрывать на стол).

2.Конкурс «Толковый словарь»

Ваша задача дать толкование данным словам, а противоположная команда потом должна будет догадаться о том, какое слово загадано, благодаря его описанию, придуманному противоположной командой.

3.Конкурс «Отгадай слово»

Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ.

Суффикс – в слове ЛЕСНИК.

Окончание – в слове СТОЛ. (Подснежник)

Средний, женский и мужской бывает.

Как его, скажите, называют?(Род)

Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Слово делим мы на части.

Это ведь – большое счастье.

Сможет каждый грамотей

Сделать слово из частей.(Слоги)

Прочитали мы рассказ,

Попросил учитель нас

Тексту дать название.

Тут я оказался ловок — Вмиг придумал…(Заголовок)

Если слог мы выделяем

Конфета в вазе была одна.

Мама насыпала, стало полно.

Ответьте же мне на вопрос, детвора,

Что у конфет изменилось?(число)

Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений:

Я вылил воду из ведра и обратно налил его водой.

Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки.

Белый мышь умел стоять на задних лапках.

6.Конкурс «Зашифрованное слово»

Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в ваших интересах на него ответить. Что это? (Вода)

Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)

На Руси того, кого обозначали этим словом, побаивались. А сегодня его не боятся, а презирают. В известной песне поётся, что он не станет играть в одну очень мужскую игру. Назовите его. (Трус)

За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Одно из них стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из- за него даже началась война!

Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (Яблоко)

7. Конкурс «Ударение в слове. А ты знаешь?»

Поставьте ударение в словах: красИвее, звонИт, квартАл, тОрты, цемЕнт, завИдно, договОр, жалюзИ, щавЕль.

8. Конкурс «Пословицы»

От бобра добра не ищут.

В здоровом теле здоровый пух.

Правда глаза полет.

Сашу маслом не испортишь.

Трус своей лени боится.

На безрыбье и бак рыба.

Нет худа без бобра.

Повторенье — тьма ученья.

Голода не бойся, по пояс мойся.

• Сколько букв в русском алфавите? (33 ( с Ё))

• Определите значение слова десница ( правая рука)

• Что обозначает слово ВЕЩИЙ в поэме А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»? (мудрый, знающий)

• На основе какой азбуки было создано русское письмо? ( на основе кириллицы)

• С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? ( с глаголом)

· Можно ли из обёртки для конфет сделать красивый бант для девочки? (фантик – бантик)

· Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)

· Что мы слышим в конце перемены и начале урока? (гласные у, а; перемена – урок)

· Какая азбука состоит из семи букв? (алфавит)

· Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (сто – па)

· Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс уменьшительности: домик)

· Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

3. Организационный конец

Дорогие друзья! Наша игра окончена. Пока жюри подсчитывает баллы, придумайте в своей команде фразу о русском языке, которая смогла бы вдохновить остальных на дальнейшее изучения русского языка.

Надеюсь, что игра доставила вам удовольствие, вы узнали что-то новое сегодня и уйдете в хорошем настроении.

Рефлексия. При выходе выберите смайлик, отражающий ваше настроение после игры. До новых встреч!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *