Что мы слышим ухом в музыке
Музыкальный слух: что это такое и как его развить?
Что такое музыкальный слух? Всем ли он нужен или только певцам и музыкантам? Можно ли его развить? И так ли все безнадежно, если человеку, как говорится, «медведь на ухо наступил»? На самом деле современные техники самообразования позволяют развить все, что угодно. В этом вы сможете убедиться, если пройдете наш курс «Лучшие техники самообразования». А пока поговорим о музыкальном слухе.
Что такое музыкальный слух?
Под музыкальным слухом понимается комплекс способностей человека, позволяющих ему воспринимать музыку, оценивать ее узкоспециальные характеристики, такие как высота, тембр, наличие призвуков, входящих в спектр музыкального звука. Наличие музыкального слуха является обязательным условием для успеха в таких профессиях как музыкант, композитор, певец, дирижер, аранжировщик, звукорежиссер, танцор.
Кроме того, музыкальный слух помогает во всех видах деятельности, так или иначе связанных с восприятием, правильной интерпретацией и/или правильным воспроизведением звуков. Например, изучение иностранных языков, декламация стихов, охота на диких зверей и птиц, работа с эхолотом для исследования морского дна, служба на флоте в качестве гидроакустика на подводной лодке.
Различают более десятка разновидностей музыкального слуха, причем в разных классификациях можно встретить разные названия и разную степень детализации каждого определения. Однако в повседневной практике даже профессиональные музыканты оперируют лишь основными понятиями.
Основные виды музыкального слуха:
Полифонический слух считается самым сложным для развития, т.к. разные мелодии и/или голоса внутри музыкального произведения могут возникать и развиваться несинхронно, догонять по ходу произведения или запаздывать со вступлением, как фуга или канон. Классическим примером обладания полифоническим слухом считается Моцарт. В 14-летнем возрасте он с отцом посетил Сикстинскую капеллу, где услышал произведение Грегорио Аллегри Miserere.
Там, помимо музыки, звучало 9 голосов, однако Моцарт на слух запомнил и потом записал ноты этого сложнейшего почти 15-минутного произведения. К слову, ноты хранились в тайне, а за их копирование грозило отлучение от Церкви. Однако, когда Папа Римский узнал, что юный Моцарт смог запомнить это произведение на слух, и лично удостоверился, что воспроизведенные Моцартом ноты не содержат ошибок, он наградил его орденом Рыцаря золотой шпоры.
Наличие полифонического слуха дает выраженные преимущества, но для начала следует развить относительный или интервальный музыкальный слух. Когда речь заходит о развитии музыкального слуха, в первую очередь подразумевается именно работа над развитием способности слышать интервалы между нотами. В программу обучения в музыкальных школах, колледжах, академиях включена специальная учебная дисциплина, направленная на развитие музыкального слуха, которая называется сольфеджио.
О приемах и методах развития музыкального слуха мы расскажем чуть позже, а сейчас подробнее остановимся на вопросе, который волнует многих людей. Можно ли развить музыкальный слух, если он не развит от природы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вникнуть в природу человеческого слуха, и понять, как он работает.
Как работает человеческий слух?
Человеческий слух зависит от комбинации когнитивных и сенсорных процессов, которые функционируют посредством интерактивных цепей нейронных путей снизу вверх и сверху вниз, идущих от ушной улитки до головного мозга и обратно. Для справки: ушная улитка – это передний отдел перепончатого лабиринта, отвечающий за слуховую часть внутреннего уха, воспринимающего и распознающего звуки.
Задача органов слуха – анализировать звуки окружающей среды и передавать результаты этого анализа в мозг. В органах чувств есть специализированные сенсорные клетки, которые преобразуют сигнал окружающей среды в электрическую энергию. Затем изменение электрической энергии преобразуется в цифровой код, который передается в мозг. Слуховая система человека выполняет анализ звука и преобразует его в нейронный код. Данный процесс подробно описан в работе How the ear works – nature’s solution for listening [W. Brownell, 1997].
Таким образом, для обработки звуков, связанных как с музыкой, так и с языком, задействованы одинаковые нейронные пути. И если человек слышит звуки, следовательно, он точно таким же образом может слышать и музыку. И точно так, как он со временем запоминает голоса и различает тембр своих новых знакомых, коллег, сотрудников, соседей, он может запоминать и различать нюансы звучания музыки.
Другое дело, что в быту люди обычно не задаются целью различать нюансы звучания голоса того или иного знакомого, классифицировать разговорный диапазон его голоса по нотам, не вникают в нюансы звукоизвлечения. Если поставить перед собой все эти задачи, даже в быту каждый человек будет слышать намного больше, чем если не будет обращать внимание на такие тонкости.
Однако все, что касается профессиональных занятий музыкой, требует концентрации на вышеописанных нюансах. И даже если человек не знает ноты и названия интервалов, он все равно идентифицирует и запоминает их на слух, что и позволяет воспроизводить песню. Это в случае, если человек обладает развитым музыкальным слухом, как говорится, от природы. Если же природа не наградила такой суперспособностью слышать нюансы звучания музыки, ее можно развить.
Вы уже знаете о том, что восприятие звуков – это комбинации когнитивных и сенсорных процессов, которые функционируют посредством интерактивных цепей нейронных путей снизу вверх и сверху вниз, идущих от ушной улитки до головного мозга и обратно. Поэтому, подключив сознание и дав соответствующую команду мозгу, человек может сделать восприятие музыки более осознанным.
Более того, занятия музыкой и работа над развитием музыкального слуха улучшают способности человека более тонко воспринимать звуки окружающего мира, лучше слышать тихие звуки и точнее идентифицировать источник звука. Ученые провели ряд исследований, описанных в работе Playing Music for a Smarter Ear: Cognitive, Perceptual and Neurobiological Evidence и выяснили, что слуховой опыт, накопленный за годы последовательной музыкальной практики, всесторонне настраивает слуховую систему человека, укрепляет нейробиологические и когнитивные основы обработки музыки и речи [D. Strait, N. Kraus, 2011].
И даже кратковременные тренировки дают видимый (точнее, слышимый) эффект в способности различать высоту звука. В работе группы ученых Influence of musical and psychoacoustical training on pitch discrimination («Влияние музыкальной и психоакустической тренировки на различение высоты звука») на примере двух групп по 30 человек убедительно доказано, что путем специальных тренировок можно со временем достичь практически такой же чувствительности восприятия звуков, как у музыкантов, специализирующихся на классической музыке [С. Micheyl et al., 2006].
Если же у вас задачи попроще, чем исполнять классические произведения на большой сцене, вам вполне под силу самим развить свои способности слышать больше и лучше. Но прежде, чем мы начнем давать советы, как развить музыкальный слух, следует определиться с критериями прогресса. Другими словами, в какой момент и как именно вы поймете, что стали слышать музыку лучше, чем раньше. Поэтому для начала нужна проверка музыкального слуха.
Как проверить музыкальный слух?
Способы проверки достаточно стандартны, их предложат в любой музыкальной школе, если вы, допустим, решите проверить музыкальный слух у ребенка. Проверка ведется по трем основным направлениям: чувство ритма, способность к интонированию, музыкальная память.
Как проверить музыкальный слух:
Далее можно зафиксировать результаты проверки и повторить этот тест на музыкальный слух, например, через месяц занятий. Тогда можно будет легко оценить наличие или отсутствие прогресса. Например, если изначально удавалось воспроизвести только самый простой ритм или простую мелодию, а через месяц получилось воспроизвести нечто заметно сложнее, значит, прогресс есть.
В нашу цифровую эпоху можно проверить музыкальный слух онлайн при помощи специальных сервисов. Так, американский врач и профессиональный музыкант Джейк Мэнделл разработал целую систему тестов Music Tests, позволяющих проверить разные аспекты музыкального слуха [J. Mandell, 2020]. В частности, прослушать 36 пар похожих либо идентичных музыкальных отрывков и ответить на вопрос, являются ли они одинаковыми (зеленая кнопка) или разными (красная кнопка).
Для более продвинутых пользователей, имеющих представление о звучании различных музыкальных инструментов, есть более сложные тесты. Вам будет предложено ответить, какой инструмент звучит в предложенном музыкальном отрывке. Например, вам предложат послушать тихое фортепиано далеко на фоне и угадать, что играет, когда останавливается бас:
Или такой вопрос: какие два инструмента делают песню такой душевной? Выбрать нужно из следующих комплектов инструментов:
Чтобы ответить на первый вопрос, нужно, как минимум, иметь представление, что такое ксилофон и скрипка-пиццикато. А чтобы разобраться со вторым, нужно знать, как звучат банджо и ситар, которые не слишком широко распространены в нашей культуре.
Особый интерес представляют онлайн-сервисы, которые дают возможность как проверить музыкальный слух, так и поработать над развитием музыкального слуха. Например, сервис «Абсолютный Слух – Тренировка Слуха и Ритма», где есть блок теории и практические упражнения. Их выполнение оценивается по 10-балльной системе результаты можно сохранить, а спустя время вновь пройти тест на музыкальный слух и сравнить новые результаты с предыдущими. Как развивать музыкальный слух, чтобы увидеть прогресс? Давайте рассмотрим разные способы!
Как развить музыкальный слух?
Коль скоро мы уже начали говорить о сервисе «Абсолютный Слух – Тренировка Слуха и Ритма», давайте рассмотрим его подробнее. Он ценен тем, что имеет четкую структуру, сходную с планом занятий в музыкальной школе. Тут сразу понятно, над чем именно вам предстоит работать в том или ином разделе.
Начать рекомендуется с самого простого – упражнений на интервалы. Сначала предлагается ознакомиться с теорией и терминами, которые будут использованы в заданиях, а потом перейти к заданиям:
Желающие вникнуть в тему более глубоко могут перейти к упражнениям на гаммы и аккорды. Там тоже будет предложена теоретическая часть и практические тесты. В отдельный раздел вынесены упражнения на ритм. Помимо теории там есть следующие практические задания:
Из русскоязычных сервисов с подобным функционалом можно еще отметить GNU Solfege. Есть неплохие варианты и в англоязычном сегменте. Это, в частности, программы EarToner, InPitch, Tete.
Если эти программы покажутся вам слишком сложными, можно начать с варианта попроще. Например, играть ноты на музыкальном инструменте и одновременно петь их. В отсутствие музыкального инструмента можно скачать онлайн-фортепиано (симулятор пианино). Клавиши разворачиваются вдоль широкой стороны экрана планшета или смартфона и, в принципе, играть удобнее на планшете (лучше 10-дюймовом).
Тем, кто совсем не умеет играть и пока не знает даже ноты, рекомендуем приложение Perfect Piano. В настройках можно задать удобное для вас количество клавиш на экране, подписать на клавишах ноты, добавить эффект электропианино или синтезатора, управлять длительностью звучания ноты. Белое поле поверх затемненных клавиш вверху экрана можно сместить вправо или влево, чтобы на экране отображались клавиши с более низким (слева) или более высоким (справа) звучанием:
Начать тренировку музыкального слуха можно стандартно, как в музыкальной школе: с гаммы до-мажор. Это просто все подряд белые клавиши, начиная с ноты «до». Новичкам для простоты рекомендуется подписать ноты как do, re, mi, fa, sol, la, si, do. Данный вариант обозначения нот можно выбрать в настройках. Именно эти ноты и нужно сыграть и спеть как раз в такой последовательности:
Упражнение можно усложнить: спеть гамму не только в прямом, но и в обратном порядке, играть все клавиши подряд, белые и черные, играть и петь do-re-do, затем do-mi-do, потом do-fa-do и т.д.
Чтобы проверить, насколько точно вы попадаете в ноты, рекомендуется скачать Pano Tuner. После установки и начала работы вам нужно разрешить программе доступ к микрофону. Так программа будет улавливать звуки и показывать, какую ноту вы сейчас взяли. Вы, соответственно, получаете наглядную возможность контролировать, удалось ли вам попасть в ту ноту, которую вы хотели взять, или нет.
В Pano Tuner по умолчанию принято стандартное обозначение нот С («до»), D («ре»), E («ми»), F («фа»), G («соль»), A («ля»), B («си»). Новички часто задаются вопросом: почему первая нота октавы обозначается буквой С, а не буквой А? Дело в том, что когда буквенная система обозначения нот только начинала зарождаться, музыкальный звукоряд было принято начинать с ноты «ля», а не с ноты «до», как сейчас. Именно поэтому буква А досталась ноте «ля», и закрепилась за ней в дальнейшем.
Если и это вам кажется сложным, можно просто записаться на урок к профессиональному преподавателю музыки. Если вы живете в небольшом населенном пункте, где нет возможности найти музыкального педагога, можно поискать онлайн-уроки. Такие занятия доступны везде, где можно выйти в Интернет.
Но не важно, будете вы заниматься сами или с педагогом, принципы успешной работы по развитию музыкального слуха будут общими. Если кратко изложить основное содержание учебников по сольфеджио, есть 3 основных типа упражнений по развитию музыкального слуха.
Вся суть сольфеджио за 3 минуты:
После того как данные упражнения перестанут вызывать затруднения, можно перейти на более сложный уровень. Например, пытаться подобрать на слух мелодию из понравившейся песни, используя музыкальный инструмент или же Perfect Piano. Далее можно попробовать спеть отрывок из песни, контролируя попадание в ноты с помощью Pano Tuner.
Развитию музыкального слуха помогает «музыкальная наблюдательность»: пытайтесь услышать, какие музыкальные инструменты звучат в той или иной композиции, а потом сопоставьте свои догадки с действительностью, посмотрев запись живого выступления. Пытайтесь на слух отличить бэк-вокал от дабл-трекинга. Для справки: дабл-трекинг – это когда вокал или партии инструментов записывают 2 раза или более и затем накладывают друг на друга.
Итак, подытожим советы по развитию музыкального слуха:
Отдельная тема – развитие музыкального слуха у ребенка. Маленькие дети в силу возраста не могут самостоятельно сосредоточиться на занятиях, поэтому лучше их организовать в игровой форме.
Как развить музыкальный слух у ребенка 2-5 лет:
Эти простые и веселые шаги помогут не только развить музыкальный слух у ребенка, но и приобщить его к волшебному миру музыки и подготовить ко многим видам деятельности, где наличие музыкального слуха будет большим преимуществом. Более того, научные исследования наглядно доказывают, что занятия сольфеджио способствуют успехам в математике. В частности, подобные наблюдения изложены в работе «Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио» [Е. Ежова, 2007].
Если ваш ребенок демонстрирует способности выше среднего, можно рекомендовать для ознакомления работу «Развитие звуковысотного слуха детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности» [И. Ильина, Е. Михайлова, 2015]. А подходящие для детей песни и упражнения можно найти в работе «Развитие музыкального слуха учащихся детской музыкальной школы на занятиях сольфеджио» [К. Малинина, 2019].
В общем, независимо от того, есть ли музыкальный слух у вас или ваших детей, всегда можно найти возможность улучшить и усовершенствовать навыки в этой области. Если вы решите делать это самостоятельно, обязательно пройдите наш курс «Лучшие техники самообразования», где за 5 недель можно намного улучшить эффективность изучения практически любой школьной или вузовской дисциплины, иностранного языка и любой новой для вас информации.
Легенды и мифы о музыкальном слухе и о медведе, виновнике его отсутствия
Нам всегда говорят, что у одних людей есть музыкальный слух, а другим медведь на ухо наступил. Мало того, существует почти мифический абсолютный слух. О нем никто ничего не знает, но считается, что именно он делает музыканта особенно крутым. Но неужели музыканты действительно все слышат по другому? У них что, какие-то другие уши?
А вот у упавшего шкафа, например, нет определенной ноты, ведь это просто каша из звуковых волн самых разных частот, которые никак не организованы во времени.
Итак, получается, что частоты звуков в герцах соответствуют музыкальным нотам. Так вот, у человека есть два способа услышать частоту ноты:
Речь может идти только о разной степени развитости музыкального слуха. Если он от рождения не ахти, то его можно развить. Этим и занимаются в музыкальных школах. Хотя при поступлениии туда все равно проверяют, насколько хорош слух ребенка. Понятное дело, что более способный малыш быстрее достигнет ощутимых результатов. В противном случае может семь потов сойти, прежде чем получится хоть что-нибудь. Поэтому если в музыкальную школу есть конкурс, родителям могут вежливо посоветовать развивать ребенка в другой области.
Абсолютный слух встречается довольно редко, у 1/10000. Но несмотря на это большинство музыкантов, даже самых знаменитых и гениальных, спокойно обходятся без него, довольствуясь относительным.
Повторюсь, что абсолютный слух может быть только врожденным. Его нельзя развить. Он или есть, или его нет.
На видео свой абсолютный слух демонстрирует 6-летний выпускник подготовительного отделеия Центральной Музыкальной Школы при Московской консерватории:
Если сравнивать занятия музыкой со спортом, то труд музыканта чем-то похож на многоборье. Кроме умения слышать и различать ноты, необходимо тренировать еще и ритмический слух, осваивать и запоминать мелодии, интервалы и аккорды, а еще уметь читать с листа, т.е. с ходу превращать закорючки на нотной бумаге обратно в звуки.
Чтобы играть музыку на инструменте, должна быть хорошая координация между головой, слухом и руками, а у духовиков еще и дыханием. На оттачивание навыков требуются годы труда.
Но и это еще не все. Чтобы хорошо петь, тренировать нужно еще и горло. Например, вы отлично слышите красивую мелодию, но ваши связки не могут с первого раза попасть в нужные ноты. Очень часто в таких случаях некомпетентный человек скажет: «У тебя нет слуха!» И далее про медведя. На самом деле со слухом может быть все в порядке, просто голосовыми связками тоже нужно уметь владеть. Это еще одна сложность, которую музыканту приходится преодолевать постоянным трудом.
После всех этих тренировок музыканты действительно слышат музыку по-другому, гораздо тоньше, чем обычные люди, и способны получать удовольствие от хорошей музыки любых направлений.
Лига Оркестровой Музыки
246 постов 1.3K подписчика
Правила сообщества
1.Не делайте то, что запрещено правилами Пикабу.
2.Не заливать посты не по теме Лиги.
3.Чистое звучание произведений.
Я очень хотела научиться петь, в нашем городе есть студии для взрослых, даже сходила на пробное бесплатное занятие, мне очень понравилось. Но стоит это дорого для меня.
Абсолютный слух отлично тренируется, потому что это скорее память, а не слух. Ну и как выше верно сказали, там есть градации и уровни скилла: гитаристу обычно не проблема угадать ноту на гитаре, но сыграй её на саксе и опа.
Надо сказать довольно дохрена приложений есть для тренировки слуха, и они вполне работают. Лучший способ, конечно, играть на нормально настроенном инструменте до позеленения каждый день, но и пару часов в день в электричке с айфоном и наушниками дают нехилый такой буст.
Я всю жизнь завидую музыкантам потому что очень люблю музыку и это то чем я бы хотел заниматься профессионально, но музыканта из меня не получилось. с другой стороны даже мне тяжело слушать большую часть того, что крутят по радио и телевизору каждый день, потому что музыкой это назвать нельзя. А вот какого им профессионалам?)))
Музыкальный слух это не про «запоминать и узнавать» это способность точно слышать и различать тона и интервалы из которой много что вытекает. В частности человек с музыкальным слухом способен «запоминать и узнавать», может играть или петь «по слуху» если его научить. А без просто не способен. В общем примерно как на этой картинке, но для звуков.
Хронология событий в скандинавской мифологии
• За основу для создания были взяты Старшая и Младшая Эдды, а также отдельные мифы.
• Следует понимать, что установить «точное» время событий, порядок и хронологию для мифов сложно, а иногда невозможно в принципе.
• Некоторые мифы или цикличны, или идут параллельно друг с другом, но в схеме они для удобства восприятия указаны последовательно.
— Жизнь асов в безмятежном «Золотом веке».
— Создание первых людей.
— Появление в Асгарде Гюлльвейг, осознание ценности золота и первая в мире война.
— Изготовление двергами молота Мьёльнир, копья Гунгнир и остальных магических предметов принадлежащих асам.
— За право испить из колодца Мимира, Один отдаёт свой глаз.
— Принеся себя в жертву себе же, Один девять дней висит на древе Иггдрасиль и открывает руны.
— Строительство стен вокруг Асгарда. Рождение Слейпнира. Первое нарушение асами данного обещания.
— Убийство Квасира двергами и создание из его крови Мёда поэзии, который ётун Суттунг забрал себе.
— Добыча Одином мёда поэзии и возвращение его в Асгард.
— Асы решают судьбу Фенрира, Хель и Ёрмунганда – детей Локи и ётунши Ангрбоды.
— Асы обманом связывают Фенрира путами. Тюр, лишается руки.
— Похищение Идун и убийство Тьяцци.
— В качестве виры за убийство асами своего отца, Скади берёт Ньёрда в мужья.
— Фрейр берёт в жёны Герд и отдаёт Скирниру свой меч, которым должен был сражаться с Суртом.
— Тор и Локи отправляются в путешествие на восток в страну Утгард-Локи.
— Битва Тора с ётуном Хругниром.
— Тор и Локи возвращают молот Мьёльнир украденный ётуном Трюмом.
— Бальдру, светлейшему из асов, снятся тревожные сны, предвещающие гибель.
— Один пробуждает мёртвую провидицу вёльву и узнаёт у неё будущее.
— Фригг берёт клятву не причинять вреда сыну у всего живого и не живого (кроме крошечного побега омелы).
— Слепой ас Хёд, направляемый Локи, выпускает стрелу изготовленную из побега омелы и убивает Бальдра.
— Рождение Вали, сына Одина. Он повзрослел за одну ночь и отомстил Хёду за убийство.
— Похороны Бальдра. Его жена Нана умирает от горя, а Один кладёт в погребальный костёр своё кольцо Драупнир.
— Сын Одина Хермод отправляется в царство Хель, узнать на каких условиях она готова вернуть Бальдра в мир живых.
— Тор и Тюр отправляются к ётунам, где добывают огромный котёл для варки пива.
— Эгир устраивает пир, куда приглашены все асы. Во время пира Локи признаётся в убийстве Бальдра.
— Локи пытается скрыться, но асы находят его и приковывают к скале в глубокой пещере путами из кишок его сына.
— Время распрей, блуда, междоусобиц. Приходит «век мечей и секир».
Оркестр, который не умеет играть
Люди, не имеющие необходимых навыков игры на музыкальных инструментах собирают аншлаги. Их треки штурмуют вершины хит-парадов, пластинки расходятся приличными тиражами, а записи становятся культовыми, даже приобретая статус «мема».
Думаете, такое невозможно в мире классической музыки?
Думаете это шутка? Прикол? Нет!
Вот настоящая запись настоящего оркестра. Именно так интерпретируют эпическое начало Пятой симфониии Бетховена музыканты оркестра Portsmouth Sinfonia:
Основу оркестра составили студенты Портсмутского колледжа искусств. Принимались все желающие, независимо от умений, наличия опыта и музыкального слуха. Исполнители должны были быть незнакомы с выбранным инструментом. Главным было искреннее желание играть и не пропускать репетиций!
Вот так оркестр прошелся по «Пещере горного короля» Эдварда Грига:
Досталось и «Танцу феи драже» Чайковского:
Изначально планировалось, что оркестр соберется, прорепетирует и выступит один-единственный раз, однако впоследствии ‘Portsmouth Sinfonia’ стал культурным феноменом и выступал на концертах и записывался еще более десяти лет.
Вот наиболее яркие газетные эпитеты тех лет: «самая забавная вещь со времен Аттилы, предводителя гуннов», «великолепная декадентская шутка», «отвратительная трата времени». Назвав интерпретации Баха и Бетховена «ошеломляющими», журналист пишет: Sinfonia провозглашает себя как «оркестр, который не умеет играть». Критерием членства в нем является страсть, а не мастерство, энтузиазм, а не глянец. В течение вот уже четырёх лет Sinfonia изобретательно калечит классику в таких цитаделях классической помпезности, как «Зал Пёрселла», «Зал Королевы Елизаветы» и «Королевский Альберт-холл», радуя зрителей энергичным, хотя и приблизительным исполнением любимых произведений.
Последний, вышедший в 1981 году сингл оркестра назывался «Classical Muddly», что переводится как «Классическая Муть». Старые записи оркестра соединили, ускорили и наложили на них примитивный диско-бит. Вышло что-то вроде попурри:
Зачем нужен дирижер?
Зачем нужен дирижер, если у всех музыкантов есть ноты?
Зачем нужен дирижер, если на него все равно никто не смотрит?
Зачем нужен дирижер, если он ни на чем не играет?
Хоть что-то изменится, если его оттуда убрать?
Примерно такие вопросы появляются у людей, далеких от академической музыки.
Попробую ответить на эти вопросы простым языком, дополнив пост любопытными забавными видео на эту тему (все видео короткие).
Итак, представьте себе бегунов на старте. Они приготовились сорваться с места и ринуться вперёд. И вдруг вместо выстрела им кричат: «Ну, вы это, бегите, что ли!» Как, по-вашему, смогут бегуны по такой команде оторваться от старта одновременно? Оркестру, в котором иногда играет более ста человек, нужна чёткая команда, чтобы всем одновременно начать играть.
Но в отличие от бегунов, которые к финишу придут один за другим, оркестранты должны закончить музыку все вместе – опять таки по знаку дирижера.
Музыку, которую играет оркестр, нужно исполнить, как говорят, «с душой». А ведь каждый человек чувствует и понимает музыку по-своему. Поэтому нужен кто-то один, чтобы по его воле все играли с одинаковым, продиктованным им «выражением».
Обычно композитор в своих нотах очень чётко прописывает, как, в каком темпе, с какой громкостью нужно играть его музыку. Но даже в строгих рамках нот всегда есть некая возможность для маневра, и с помощью некоторых штрихов можно придать музыке свое звучание, свое видение. Где-то сыграть тише, мягче, нежнее, или наоборот. Темп можно сделать чуть подвижней или плавнее, и т.д. Таким образом, дирижер расставляет в музыке свои авторские ньюансы.
Послушайте, как по-разному звучит знаменитое бетховенское «та-та-та-таааа» из 5 симфонии в исполнении разных дирижеров, и вы поймете, о каких ньюансах идет речь: