Что мы понимаем под словами художественная культура
Художественная культура
Что такое художественная культура
Художественная культура — одна из сфер культуры, решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах и различных аспектов обеспечения этой деятельности.
Художественная культура выступает одним из самых устойчивых гуманитарных компонентов общественной жизни и выражается в определенных символах, характерных для каждого типа культуры, развивающейся в конкретных условиях.
Х.к., наряду с познавательной, религиозной и политической культурой, формирует мировоззрение человека и предопределяет его духовное состояние. Человек становится носителем моральных ценностей и их созидателем.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Ядро х.к. — это искусство, выступающее в форме художественной интерпретации реального и вымышленного.
К видам искусства относятся:
В искусстве используются разные средства, через которые выражается действительность в виде определенного образа, облаченного в форму. Такая форма носит разнообразный характер — реалистичный или метафоричный, а в отдельных случаях смешанный. В искусстве отражены судьбы людей и их проблемы, которые являлись актуальными для конкретной эпохи.
Х.к. затрагивает сферу художественных и эстетических ценностей. Определение эстетического шире, чем художественного, т.к. оно не всегда создано человеком рукотворно. Мы можем наблюдать многие эстетические проявления в природе. Созерцание пейзажей особенно развито в восточной культуре, что способствует развитию вкуса и прививает любовь к прекрасному.
Основой эстетической деятельности является понимание прекрасного как центральной категории, в которой представляется трагичное, комичное и одухотворенное.
Эстетика проявляется в самых разных областях жизни:
Во всех исторических типах существовали и существуют социальные институты, цель которых — обеспечение условий для функционирования культуры, а также для развития и распространения эстетики. Сюда входят:
Х.к. связана с творческим процессом и его результатом. Сюда относятся произведения искусства, переданные особым языком. Через культуру осуществляется восприятие мира как целостной картины, где взаимосвязаны единство личного опыта создателя в частности и человечества в целом.
Художественная культура представляет собой разнообразный и многосторонний процесс, в результате которого происходят эстетические преобразования во всей человеческой жизни; х.к. — это создание и популяризация, общественное и индивидуальное восприятие, освоение новых эстетических ценностей. В совокупности они соединяются в сложную многоуровневую структуру.
Сущность и строение художественной культуры
Уровни художественной культуры:
Субъектами х.к. выступают:
Искусство в системе художественной культуры
Искусство в составе культуры затрагивает профессиональную деятельность, базирующуюся на стремлении человека к самовыражению, к проявлению своих ощущений через художественные средства, образы и стили.
Искусство представлено в виде:
Через восприятие и познание искусства посредством органов чувств у человека проявляются способности к творчеству. Он передает свое ощущение и эмоциональные переживания от окружающего мира на холсте, бумаге, через лепку и т.д. Для придания формы своим эмоциям он прибегает к разным способам выражения:
Это помогает воссоздать картину всего образа, который является субъективным отражением реальности.
Искусство — область духовной и практической деятельности человека, которая направлена на постижение и познание мира, это способ эстетического освоения объективной реальности.
Все виды искусства классифицируются на 3 группы:
Все области и уровни художественного творчества пронизаны искусством.
Художественные стили и их типология
Рассмотрим художественные стили в хронологическом порядке, начиная с античности и до наших дней. Здесь приводится неполный список, т.к. направлений, течений и их подвидов существенно больше.
Античный стиль
Период — VIII-V вв. до н.э. Культура Древней Греции и Древнего Рима находится в самом расцвете. Позднее их традиции заимствуют византийцы. Развиваются архитектура, скульптура, вазопись. От римлян сохранились многочисленные храмы, скульптуры и фрески. Для античного стиля характерны:
Романтика — романский стиль
Название образовано от слова Рим (Rome). Период — от 1000-1200 года. Стиль основывался на традициях Древнего Рима:
Живопись имеет религиозную тематику. Становятся популярны витражи и барельефы.
Готика
Отличительными признаками готического жанра являются:
Превалирующая тема сюжетов живописи — христианский и библейские мотивы. Период — с XII по XVI вв.
Проторенессанс
Расцвет итальянской культуры, который пришелся на XIII-XIV вв. Этот период считается переходным от Средневековья к эпохе Возрождения. Художники начинают изображать светские сюжеты, появляется тенденция к отображению реальности.
Возрождение (Ренессанс)
С начала XIV в. по конец XVI в. — эпоха Возрождения. Направление заимствует некоторые черты у античной культуры. В изобразительном искусстве появляются пейзажи, люди, портреты светских персон. Художники тех лет изучают анатомию для убедительного и более точного изображения человека на полотне.
Маньеризм
Маньеризм (1520-1590 гг.) пришел на смену Ренессанса. Художники рисовали фигуры с деформациями, изломами, нарочито манерными позами и вызывающими жестами. На холсте применялись контрастные тона.
Барокко
Период Барокко охватывает XVII и XVIII века. Для архитектуры характерно:
Художники изображают пышные формы, на картинах появляется больше чувственности и динамики. Героини портретов — дамы с объемными прическами и утянутыми корсетами, мужчины — гладко выбриты и носят парики.
Рококо
Французский стиль, зародившийся в XVIII веке. Направлению свойственны:
В живописи и скульптуре отчетливо прослеживается эротичность и легкомысленность.
Классицизм
Период классицизма — XVII-XIX вв. Снова в моде античность с присущей ей строгостью линий и пропорциональностью.
Романтизм
Период с конца XVIII в. по начало XIX в. Направление, ставшее популярным у европейцев и американцев. Романтизм не признает рациональность и расчет, свойственные классицизму, а уделяет особое внимание личности и ее глубине.
Ампир
Направление появилось при Наполеоне Бонапарте в начале XIX в. Архитектуре и прикладному искусству свойственен королевский стиль:
На рельефах изображали львов, птиц, военную символику. В Российской империи ампир вошел в моду при Александре I.
Прерафаэлизм
Направление, появившееся в середине XIX века в Британии при королеве Виктории. Для стиля характерны простота, искренность и легкость, т.е. происходит возврат к традициям раннего Возрождения.
Реализм
Период — XIX-XX вв. Стремление к реалистичному изображению, наиболее точному и объективному.
Импрессионизм
Направление, зародившееся во Франции в конце XIX века – начале XX века. Четкие и реалистичные контуры уже неактуальны, художники предпочитают наносить изображения на холст мелкими мазками. Само название «импрессионизм» переводится как «впечатление». Наблюдается свобода и демократичность сюжетов.
Модерн
Стиль, образованный в Англии в конце XIX века. В искусстве появляется практичность и минимализм, отсутствует углы и резкие линии. Используется металл и бетон. Направление появилось в связи с развитием городской промышленности и прикладных искусств.
Яркие представители: Густав Климт, Оуэн Джонс.
Примитивизм
Направление зародилось в конце XIX в. Изображения специально упрощались, имели нарочито небрежный и размытый вид.
Фовизм
Авангардное направление, зародившееся в начале XX века. Форма и пространство обобщены. Отсутствуют светотень и перспектива.
Художники: Анри Матисс, Андре Дерен.
Кубизм
Направление появилось во Франции в начале XX века. Объект изображался трехмерным и разлагался на несколько фрагментов. На полотне он смотрелся как бы с разных ракурсов.
Представители: Пабло Пикассо, Фернан Леже.
Экспрессионизм
Спецификой экспрессионизма выступает акцент на эмоциях с целью психологического воздействия на зрителя. Стиль стал популярен в начале XX столетия в Германии и Австрии.
В жанре экспрессионизм работали: Эдвард Мунк, Эмиль Нольле.
Ар-деко
Период — 1925-1935 гг. Ар-деко — это геометрические линии, четкость линий, яркость поверхности. В дизайне используются:
Сюрреализм
20-е года XX столетия — наше время. Это аллюзии, абсурд, парадоксы, сновидения, алогичность и сочетание несочетаемых элементов. Ярким примером служат работы Сальвадора Дали и Рене Магритта.
Роль художественной культуры в развитии общества
Культура выполняет важную функцию и выступает связующим звеном и средством хранения и передачи опыта. Она способствует формированию человека, благодаря чему индивид формируется в личность и социализируется в общество.
Социализация — процесс освоения знаний, умений, языка, установок и правил своего народа и социальной группы.
Уровень культуры связан с:
Культура объединяет человечество, помогает интегрироваться человеку в определенное общество. Однако здесь есть и отрицательные последствия: культура в отдельных случаях разъединяет группы людей и общности, что может привести к конфликтам и культурным противостояниям. В этом проявляется ее дезинтегрирующая функция.
Культура оказывает регулирующую функцию в поведении человека в школе, семье, на работе и т.д. При нарушении установленных запретов и установок применяют санкции, поддерживаемые общественным мнением и разными формами принуждения.
В художественной культуре представлен огромный социальный опыт поколений, содержащий богатые знания о мире. В результате их освоения образуются благоприятные условия для интеллектуального развития общества.
Знаковая система, выраженная во владении языком, выступает способом общения. Литература является важным средством для освоения национальной культуры. Также особые виды языка необходимы при познании музыкальных произведений, театральных постановок, живописи.
Культура формирует у человека систему ценностей и жизненных ориентиров, способствует интеллектуальному, духовному и нравственному прогрессу. Она представляет собой многообразную и динамично развивающуюся систему. Это живой организм, который постоянно движется и видоизменяется. Культура была и остается неотъемлемой частью народностей и общества в целом, а также социальных институтов и каждой конкретной личности отдельно.
Художественная культура и искусство
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие художественной культуры
Художественная культура является сферой культуры, которая решает вопросы и задачи, которые связаны с отображением интеллектуальных и чувственных элементов бытия в художественных образах, а так же иные моменты, которые связаны с обеспеченем этой деятельности.
Понятие художественной культуры и ее положения основываются на исключительной особенности человека реализовывать художественную деятельность и творчество, что делает его отличным от животного мира.
Художественная культура не сводится исключительно к искусству и не тождественна культурной деятельности в целом.
Структура художественной культуры
Художественная культура подразделяется на следующие уровни:
В художественную культуру входит:
Субъекты художественной культуры:
Создатели новых произведений и идей. Распространитель новых произведений и идей на некоммерческой основе. Финансовый сопроводитель новых произведений и идей. Массовый распространитель. Цензоры и критики. Оценщики и эксперты. Государство. Общество. Искусство.
Готовые работы на аналогичную тему
Виды искусства
Искусство занимает центральную позицию в области художественной культуры.
Искусство относится к профессиональной и специализированной деятельности, которая базируется на способностях человека к выражению своих ощущений, прибегая к художественно-образным средствам и жанрам.
К искусству относится:
Искусство создаёт художественные произведения
В процессе чувственного восприятия окружающего мира проявляется человеческая способность к художественному творчеству. С помощью художественного творчества человек способен передать непосредственно-эмоциональное ощущение к окружающей реальности. Это отображено в переживаниях и отличается от остальных форм переживания мира. В чувственном переживании реальности применяются способы выражения, такие как слова, звуки, краски, линии, объёмы и т.д., которые призваны завершить создание образа, являющегося субъективным отражением объективной действительности.
В области культуры у художественной культуры имеются ключевые функции:
Отличие художественной культуры от искусства
В художественную культуру включаются произведения, как правило, народной и элитарной культуры, частично – массовой. В искусство входят произведения лишь продукты элитарной культуры, картины Леонардо да Винчи, симфонии Рахманинова, храмы, театры.
Занятие искусством требует качественной подготовки, чтобы заниматься искусством, художнику должно научиться основам мастерства. Искусство отличается высоким уровнем умения и мастерства. Таким образом, искусство является сферой профессионального творчества.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 31 01 2021
Художественная культура
Понятие культуры как духовного компонента человеческой деятельности, составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Появление стилей в искусстве и литературе в художественной жизни Западной Европы.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | эссе |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.11.2017 |
Размер файла | 20,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
По курсу: КУЛЬТОРОЛОГИЯ
на тему: Художественная культура
Сизова Татьяна Ивановна
студентка заочного отделения,
1 курс, группа Пэбз-112
Проверила: Соловьева М.Е.
1. Что такое культура?
2. Художественная культура
Список использованной литературы
1. Что такое культура?
Явления культуры изучает множество конкретных наук и каждая из них создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Западные исследователи насчитывают в мировой литературе не менее трехсот определений культуры. Причина в том что существует очень много мировоззренческих позиций (и даже разных подходов в рамках одного мировоззрения), с которых рассматривается культура.
Культура, как и всякий процесс, происходящий в человеческом обществе, может существовать только в непрерывном развитии, которое обусловливается наличием двух полярных сторон: традиционной и творческой. Традиционная сторона заключается в уже накопленных предыдущими поколениями человечества и устоявшихся правилах, канонах, духовных ценностях, которые лежат в основе культуры и обеспечивают преемственность поколений людей. Наряду с этим существует и творческая сторона культуры, которая является необходимым условием для ее развития.
Человек, используя уже накопленные культурные ценности, может анализировать их, выделять существенные стороны, обобщая полученные знания и опыт, может создавать новые ценности, заключающие в себе старые и наполненные новым содержанием. На основе этого процесса человек не только развивает культуру, но вместе с культурой и сам развивается, проводя через свое сознание духовные ценности предыдущих поколений. Можно видеть, что в столкновении традиций и творчества происходит рождение новых черт культуры, а накопление достаточно больших изменений приводит к появлению новой культуры и нового идеала человека.
Культура, в широком понимании слова, характеризует собой уровень развития общества, его гуманности, формирования человека как общественного существа. Накопленные обществом духовные и материальные ценности представляют собой богатейшее культурное наследие человечества. В это понятие включаются все ценности, созданные человеком, в отличие от природных вещей и явлений. Культурное наследие является главной основой стабильной жизни и развития общества. Его величина определяет степень развития общества: человек, зная и умело используя накопленный опыт, духовные и материальные ценности предыдущих поколений, способен развивать себя и свою культуру лучше, и укреплять тем самым стабильность общества, повышая его культуру. Общество, не имеющее или утратившее свою культуру, обречено на бесперспективное, регрессирующее существование. Накопленные ценности способствуют более глубокому и широкому прониканию культуры в общество, ее распространению и твердому закреплению в сознании человека. Человек должен знать о культуре своего народа, о его традициях, понимать их, брать от них все самое главное и обращать в свое внутреннее сознание.
При этом следует различать материальную и духовную культуру не противопоставляя, их друг другу. Это разделение кажется очевидным, но вместе с тем и то и другое является культурой, несущей в себе материальное и духовное в их единстве. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, поскольку она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму, ибо только таким образом они могут быть объективированы и могут стать фактом общественной жизни. Следовательно, есть основания говорить о культуре как таковой, независимо от ее деления на материальную и духовную.
2. Художественная культура
Именно с художественной культурой зачастую связывают представление о собственно культурной сфере деятельности. И хотя такое понимание все же недопустимо, так как сильно сужает эту сферу, существуют серьезные причины, способствующие этому представлению. В результате длительных дискуссий по поводу того, что же такое собственно художественная культура, обозначаемая также и категорией «искусство», выяснилась невозможность свести ее к какой-либо одной функции. Она явно шире, чем «выражение прекрасного», чем «познание реального мира», чем «отражение мира идеального», чем «выражение внутреннего мира художника», чем «средство общения людей» или чем «проявление творческого и игрового начала». Все эти функции действительно присущи художественной культуре, а это означает, что она также отличается тем качеством, которое мы обозначили как полифункциональность в применении к культуре вообще.
Мы не вдаемся в данном случае в то жанровое разнообразие, которое присуще каждому виду искусств (виды литературы, музыки, хореографии, живописи, архитектуры и т.д.), в структурное построение того или иного искусства (источник формирования, принципы отбора и фиксации, обучения исполнителей, институциональной поддержки и т.д.). Все эти стороны искусства подлежат рассмотрению в гуманитарной теории искусства или его разновидностей. Задача социальной культурологии в данной теме состоит в том, чтобы раскрыть функции искусства или его разновидностей в социальной регуляции.
Как подчеркивает известный российский культуролог М.С. Каган, которому мы обязаны фундаментальными трудами по теории художественной культуры, эта форма деятельности сопрягает в себе и познавательную, и оценочную и коммуникативную функции. Она отражает реальность и одновременно творит особую искусственную реальность, удваивает жизненный мир, служит воображаемым дополнением, продолжением, а иногда и заменой реальной жизни.
Тема «Искусство и общество» или, иначе, «Художник и общество» на протяжении веков была сюжетом самых ожесточенных идейных споров. Может ли общество через какие-то свои институты определять содержание искусства и принципы его институционального устроения? Зависит ли художник от общества? Какой строй оказывается более благоприятным для расцвета культуры и для того, чтобы великие мастера получали возможность жить и творить?
Сами художники, как известно, нередко провозглашали свою безусловную независимость от общества в любом его проявлении. В этом можно убедиться, например, из мемуаров знаменитого итальянского мастера Б. Челлини, настаивавшего, что не только творчество, но и сама жизнь художника не подчиняются какому-либо закону. Более соразмерную формулу мы находим у Пушкина, который постоянно подчеркивал различие между обыденной жизнью художника, в которую он может быть погружен, как и остальные «ничтожные дети мира», и состояниями творческого вдохновения, в которых он подвержен зову «божественного глагола» и не подвержен суду «черни».
Повинуясь внутреннему зову, а не социальному заказу, поэт испытывает чувство удовлетворения от своего произведения либо же он сам себя осудит и отвергнет результаты своего творчества. Повинуясь такому внутреннему импульсу, Н.Гоголь сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ» и создает покаянную исповедь «Избранные места из переписки с друзьями». Яркое подтверждение этой мысли мы найдем и в творчестве и судьбе немалого числа выдающихся деятелей культуры советского периода. Их личная неустроенность, тяжелые условия существования, репрессии и угроза гибели не останавливали творческого порыва, пробивавшегося «из-под глыб».
В художественной жизни Западной Европы на протяжении всего XIX и начала XX в. появление новых стилей в искусстве и литературе зачастую сопровождалось общественными скандалами, бурным негодованием со стороны части публики и влиятельной критики, отторжением со стороны уже признанных художественных академий. «Отказники» вынуждены были искать другие пути демонстрации своих произведений. Лишь постепенно устранялись барьеры для нового искусства и новой литературы. Полную свободу творчеству открывал только рынок, однако, ценой жесткого подчинения всего комплекса духовного производства коммерческим принципам. Место художественных академий и кюри заняли дилеры и меценаты.
Тем не менее, в последние десятилетия в структуре художестве иной жизни развитых стран Запада произошли радикальные сдвиги, Уже в начале века возникает «авангард», принципиально противостоящий самой идее признания обществом, настаивающий на своем вызове всему социально санкционированному. Многие манифесты этого разнородного направления открыто провозглашали идею противостояния обществу. Недолгое сопротивление было сломлено новой критикой, носившей характер апологии антиобщественного искусства. В дальнейшем, особенно после второй мировой войны, авангард становится официально признанным направлением в искусстве, ревностно поощряемым современными структурами большого бизнеса и даже консервативными правительствами. Резко меняют свои позиции издательства, художественные выставки и музеи.
литература культура художественный
Список используемой литературы
1. Гуревич П.С. Культурология. М., 2007.
3. Самохвалова В.И. Культура, цивилизация, глобализация. М., 2006
11.1. Особенности художественной культуры
11.1. Особенности художественной культуры
Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство – центральный и системообразующий элемент художественной культуры. Искусство обладает огромной культурогенной способностью, создавая целый ряд связанных с ним форм деятельности – художественное творчество, художественное восприятие, художественную критику и т. д., образуя вокруг себя «культурное поле» [1, с. 191, 219].
В научной литературе нет единого мнения в определении составляющих художественную культуру элементов. Но при всем различии воззрений все авторы в художественную культуру включают три основных элемента, обеспечивающих ее функционирование: производство, распространение и потребление (восприятие, освоение) художественных ценностей – произведений искусства.
Взаимодействие этих элементов художественной культуры носит конкретно-исторический характер, определяется особенностями развития общества и многими другими причинами. От соотношения и взаимодействия составных элементов художественной культуры зависят возможность формирования творческой личности; востребованность (или невостребованность) произведения, созданного творцом; соответствие системы художественного производства, распределения, потребления художественных ценностей назначению искусства.
Художественная культура складывается исторически по мере развития общества и расширения сферы художественной деятельности и, оставаясь открытой системой, вбирает в себя новые формы и виды творчества.
Художественно-творческая деятельность, в результате которой создаются произведения искусства, появилась в глубокой древности. Все остальные элементы художественной культуры возникали постепенно на разных этапах развития человечества. Появление их было обусловлено многими причинами: развитием общества и его потребностей, развитием самого искусства, возникновением в нем новых видов и форм, необходимостью создания условий для творческой деятельности, собирания и хранения произведений искусства, расширением возможностей для потребления художественных ценностей, необходимостью осмысления и изучения искусства и т. д.
Таким образом, художественная культура стала представлять совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью. Каждый из составляющих ее элементов связан с искусством.
Так, для создания произведений искусства – художественных ценностей недостаточно только таланта художника, нужны еще условия, при которых талант и способность к творчеству могут реализоваться: это профессиональная подготовка мастера, предполагающая определенную организацию специального художественного образования; создание условий, при которых обладающий способностью к художественному творчеству человек мог бы обеспечить своей деятельностью свое существование, т. е. создание системы приобретения художественных произведений, оплаты труда художника и т. д.
Искусство создается для людей – читателей, слушателей, зрителей. Значит, необходимо издавать, репродуцировать, исполнять, экспонировать художественные произведения. А это, в свою очередь, приводит к появлению разных форм культурной деятельности: книгопечатанию, издательской деятельности, организации выставок, салонов, концертов, постановке спектаклей и т. д. Вначале эта деятельность была достаточно хаотична, но со временем обретала определенные формы. Появляются специальные выставочные помещения и музеи, концертные залы и театры, библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения. Совокупность таких учреждений образует фундамент художественной культуры. Художественные музеи – это просветительские, научно-исследовательские учреждения, где хранятся, изучаются, экспонируются и пропагандируются произведения искусства. Библиотеки – собирают, хранят, изучают, распространяют, пропагандируют книги. Письменная культура с момента появления книгопечатания стала средоточием накопленной человечеством информации. Именно поэтому библиотеки – важнейший фактор культуры, а их состояние, по определению Д. С. Лихачева, – символ состояния нации.
Вполне естественно, что как организация, так и функционирование всех этих учреждений зависят от политического устройства общества, социально-экономических отношений, которые сложились и господствуют в нем. Художественная культура во многом зависит от культурной политики государства, от личной культуры власть имущих.
История развития художественной культуры изобилует коллизиями, когда творцы, пытающиеся сохранить свою творческую индивидуальность, создавать произведения, соответствующие их миропониманию, приходят в противоречие с требованиями, предъявляемыми государством. Заказчики, обладающие возможностью приобретения художественных произведений, будь то государство или индивид, считают себя вправе определять художественную ценность искусства, а художник часто вынужден считаться с их взглядами и вкусами, поскольку иных способов реализации своих произведений он не имеет. Меценатов, доверяющих чутью и таланту творца и по достоинству оценивающих его творчество, по свидетельству истории, немного. Использование искусства как пропагандистского средства для утверждения и упрочения определенных господствующих в обществе идеологических воззрений приводит к искажению гуманистической сущности искусства, сужению его общекультурного значения. В итоге человечество много теряет из-за невозможности художника полностью реализовать свой творческий потенциал, выразить свое видение мира.
Важным элементом художественной культуры является потребление, восприятие художественных ценностей. Это особый вид творческой деятельности, состоящий в восприятии произведения искусства как художественной ценности, сопровождающийся эстетическим переживанием. Отношение к искусству не возникает стихийно. Оно складывается в зависимости от среды, в которой формируется человек, от образования, эстетического вкуса, жизненного опыта, ценностных ориентации.
Особенно важны первые сведения, которые человек получает об искусстве. В зависимости от того, какое отношение к искусству он встретит в начале своего жизненного пути – уважение и любовь или пренебрежение, во многом зависит будущее отношение к искусству: появится устойчивая потребность в нем или сложится интерес только к его развлекательной функции. Первая информация всегда создает определенную установку, на которую, как на фон, накладываются все последующие представления. Данное обстоятельство обусловливает огромное значение организации системы художественного и эстетического воспитания, что должно стать одним из направлений культурной политики государства.
Приобщение к искусству формирует уважительное отношение к нему, понимание его непреходящей ценности, осознание его особенностей, своеобразия каждого его вида.
В процессе развития искусства возникает потребность в глубоком осмыслении этого уникального феномена, что и приводит к появлению науки об искусстве – искусствознания.
Искусствознание – совокупность наук, исследующих искусство. Оно изучает происхождение искусства, его социальную и эстетическую сущность, закономерности его развития, природу художественного творчества, функции искусства, его место и роль в духовной и общественной жизни.
Искусствознание представляет собой общую теорию искусства как особой формы художественно-творческой деятельности. Но наряду с ним существуют науки, изучающие конкретные виды искусства: литературоведение, искусствоведение, музыковедение, театроведение, киноведение и др. Каждая из этих наук имеет свой предмет исследования, обладает самостоятельностью, но входит в общую систему наук об искусстве как об объекте.
И искусствознание в целом, и частные науки об искусстве включают в себя три дисциплины: теорию искусства, историю искусства и художественную критику.
Науки о конкретных видах искусства влияют друг на друга. Каждая из них опирается на опыт других искусств и различные области искусствознания.
Так, исследуя творчество Ф.М. Достоевского, крупнейший литературовед и культуролог М.М. Бахтин использует категории и понятия музыкознания. В анализе поэтики Достоевского он применяет термины «полифония», «многоголосие» и др. [2].
А выдающийся кинорежиссер и теоретик кино СМ. Эйзенштейн для исследования поэзии А.С. Пушкина обращается к понятию «киномонтаж», а для характеристики творчества кинорежиссера прибегает к музыкальному понятию «контрапункт».
Очевидно, что при всем различии конкретных видов искусства они обладают общей природой и каждое конкретное искусство может представлять всю сферу художественного творчества, так как каждый вид искусства не только специфичен, но и несет в себе универсальные характеристики всего искусства в целом [3, с. 12–13].
Соответственно и науки, их изучающие, раскрывают не только особенности данного вида искусства, но и искусства в целом. Теория одного вида искусства исследует одновременно и более общие закономерности искусства. Однако они не заменяют одна другую, а дополняют, изучая не только «особенное», но и «общее» в искусстве.
В то же время необходимо отметить, что искусствознание как общая теория искусства не может быть сведено к сумме наук о конкретных видах искусства. Его содержание значительно глубже и шире.
В настоящее время идет глубокое исследование искусствознания как общей теории искусства. При всем том, что изучение искусства началось очень давно, некоторые ученые вполне обоснованно полагают, что теория искусства еще не сформировалась и наука находится только на подступах к ее созданию [3].
Особое место в структуре искусствознания занимает художественная критика. Критика (от греч. kritike – разбирать, судить) – это вид литературного творчества, состоящий в истолковании, объяснении и оценке художественных произведений. Определение художественной критики дал А.С. Пушкин. «Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы. Она основана: 1) на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, 2) на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений» [4, с. 175].
Исследуя и оценивая художественные произведения, критика входит составной частью в искусствознание и сферу наук о конкретных видах искусства. В то же время она сама является частью художественного процесса.
Художественная критика активно влияет как на творцов, так и на потребителей искусства. Тех и других, хотя и по-разному, она ориентирует в художественном процессе, помогая определить место каждого нового художественного произведения в нем, тенденции развития искусства, ценностные ориентации. Опираясь на теоретические основы философии и эстетики, художественная критика обладает возможностью глубокого осмысления не только искусства, но и самой жизни и происходящих в ней процессов.
Роль художественной критики в разных обществах, в разные исторические периоды неодинакова. В нашей стране, где искусство оказывалось почти единственной формой общественного сознания, в которой хоть в какой-то мере могли проявляться самостоятельная мысль, неофициальные воззрения, отличающиеся от устанавливаемых и навязываемых взглядов, художественная критика становилась общественной трибуной.
В середине XIX века литературная критика стала главным выразителем демократических идей общества. В статьях В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева не только глубоко анализировалось творчество А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Островского, ИА. Гончарова и других писателей, но и осмысливались общественные процессы. Через взгляд на литературу литературные критики оценивали и рассматривали саму жизнь и предлагали возможные с их точки зрения пути решения социальных конфликтов.
Такой же была литературно-художественная критика в советское время. Лучшие ее представители, такие, как И.А. Дедков, В.Я. Лакшин и некоторые другие, становились выразителями прогрессивных идей своего времени.
Сейчас, когда можно писать обо всем и оценивать художественные произведения с разных точек зрения, когда голоса критиков, ставящих проблемы общественного значения, почти не слышны, заговорили об отсутствии художественной критики и даже о ненужности ее. С этим нельзя согласиться.
Литературно-художественная критика существует. Есть яркие, мыслящие критики, оценивающие искусство нелицеприятно, дающие объективный анализ литературно-художественного процесса. В условиях, когда нарастает поток низкопробных произведений, когда Интернет захлебывается от писаний графоманов и все это вместе снижает художественный и нравственный уровень культуры и приучает людей к такому искусству, задача художественной критики – сохранить критерии оценки художественных произведений, сформированные и апробированные всей историей мировой художественной культуры, и тем самым остановить процесс девальвации искусства, вновь обрести общественное звучание.
Процесс художественного творчества протекает в обществе, и на него влияют, а во многом и определяют его те взгляды, воззрения, представления, которые сложились в данном обществе. Жить в обществе и быть свободным от общества – нельзя. Но общество, а тем более государство пытается руководить творчеством, влиять на творческий процесс. Во многих государствах эту задачу выполняют министерства или комитеты культуры, существующие при правительстве. Они определяют культурную политику, делают государственные заказы и тем самым направляют творчество художников в нужное для данного государства русло. Они же организуют системы специальных учебных заведений, готовящих художников, музыкантов, артистов.
Часто сами деятели искусств образуют объединения с целью творческого общения и решения некоторых важных для данного искусства задач: популяризации творчества, организации выставок, заказов, издания произведений и т. д. Как правило, объединение происходит на основе общности творческих принципов.
Так, в XIX веке в России композиторы входили в творческое содружество «Могучая кучка», художники образовали «Товарищество передвижных выставок», которое продолжало свою деятельность и в XX веке. Артисты создали «Русское театральное общество» с целью содействовать развитию театрального дела.
После революции 1917 года у нас в стране существовало много разнообразных творческих объединений писателей, художников и др.
В 30-е годы все они были ликвидированы и созданы творческие союзы, объединившие деятелей искусства по видам искусства: союзы писателей, композиторов, художников и т. д. Их целью было организационное и идеологическое руководство искусством.
С распадом СССР творческие союзы утратили свое идеологическое содержание, но и лишились государственной поддержки. Сейчас они осуществляют задачу организационно-творческого единения деятелей искусства, что особенно важно для художников, писателей, композиторов и др., творчество которых носит индивидуальный характер.
Как видим, структура художественной культуры сложна и включает в себя много разнородных элементов. Но все они существуют в тесной взаимосвязи друг с другом и вместе образуют определенную целостность.
Итак, художественная культура включает в себя: производство художественных ценностей; сами художественные ценности – произведения искусства; их распространение, воспроизведение, репродуцирование; потребление; искусствознание и науки о конкретных видах искусства; художественную критику; художественное образование; институты и организации, обеспечивающие существование и хранение художественных ценностей – музеи, выставочные залы, картинные галереи, театры, кино, библиотеки и др.; творческие объединения и организации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Особенности английской культуры: определение
Особенности английской культуры: определение В начале книги я поставила перед собой задачу выявить «характерные черты английской самобытности», пристально наблюдая за поведением англичан, определяя скрытые правила, регулирующие поведенческие модели, и затем
14.2. Особенности формирования политической культуры
14.2. Особенности формирования политической культуры Как же формируется политическая культура? Каким образом происходит смена одной политической культуры другой? Динамика формирования этого феномена определяется характером его элементов.Политическая культура
Раздел II. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Раздел II. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Лекция 15. Особенности древних культур 1. Первобытная культураПериод культурной древности (первобытной культуры) определяется следующими рамками: 40-4 тыс. лет до н. э. Внутри этого периода выделяются:1) древнекаменный век
РадченкоА.Н. Использование Интернет-технологий на уроках мировой художественной культуры
РадченкоА.Н. Использование Интернет-технологий на уроках мировой художественной культуры Культурологические знания являются основой образования, ибо культура понимается как внебиологически созданный мир человека, как целостно-всесторонний способ «очеловечивания»
55. Особенности современной культуры
55. Особенности современной культуры С середины XX в. появляется новая форма культуры – массовая культура, предназначенная для большой аудитории. Она постоянно изменяется, для того чтобы удовлетворить запросы большинства людей, т. е. массовая культура напрямую зависит
1. Особенности современной культуры
1. Особенности современной культуры Облик современной культуры заметно отличается от остальных эпох ее развития. Часть населения мира остается приверженцами традиционных культур, существуют племена, где культурное развитие находится на первобытной стадии, но все же
2.2. Особенности первобытной культуры
2.2. Особенности первобытной культуры Говоря о первобытной культуре, мы имеем в виду развитие как материальной, так и духовной культуры. Одомашнивание животных и создание сельскохозяйственных культур, овладение огнем, изобретение орудий труда – все это проявления
Т. Н. Невская. Особенности развития рок-культуры как субкультуры
Т. Н. Невская. Особенности развития рок-культуры как субкультуры Понятие «субкультуры» стало применяться в науке во второй половине XX века в рамках классовой теории конфликтов, созданной мыслителями Р. Дарендорфом и М. Брейком. Особенности культурной деятельности были
Ценностные ориентации публики ГРМ в сфере художественной культуры
Ценностные ориентации публики ГРМ в сфере художественной культуры Внутренним, личностным контекстом опыта в изобразительном искусстве является художественный и общекультурный опыт. С целью выявления особенностей этого опыта мы просили посетителей оценить свой
§ 4. Социальная идентификация в поле художественной культуры
§ 4. Социальная идентификация в поле художественной культуры С социологической точки зрения художественная культура является социальным пространством, в котором солидаризация или социальная идентификация осуществляется на основе художественных ценностей.
Особенности суфийской культуры
Особенности суфийской культуры Характерно, что суфийское движение во многих своих ответвлениях не ставит целью сделать весь мир состоящим из суфиев. Оно существует для того, чтобы объединить людей, которые хотят обучаться тому, как созерцать Бога и как служить Ему, как