Что мы понимаем под семантикой словообразования
5.13. Лексико-семантическое словообразование (возникновение омонимов).
5.13. Лексико-семантическое словообразование (возникновение омонимов).
Лексико-синтаксическое словообразование (объединение двух или нескольких слов в одно)
Лексико-семантическим называется такой способ словообразования, при котором новые лексические единицы возникают в результате изменений в семантике уже существующих в русском языке слов.
Изменения в семантике, приводящие к созданию новых лексических единиц, могут быть двух видов. Так, возможно появление новых слов в результате того, что разные значения многозначного слова превращаются в разные слова-омонимы. Происходит «переосмысление прежних слов, формирование омонимов путем распада одного слова на два» (В.В. Виноградов).
Например, красный (цвет) – красный (относящийся к революционной деятельности, связанный с советским строем); палата – помещение, палата – учреждение.
Новые слова могут возникать в силу того, что за словом закрепляется лексическое значение, которое не связано как производное с присущим ранее этому слову лексическим значением, и происходит переосмысление существующего в языке слова. Например, в советский период появилось слово бригадир (руководитель производственного коллектива) – бригадир (офицерский чин в русской армии XVIII в.); в годы Великой Отечественной войны слово гвардия приобрело значение «отборные, лучшие войска» – гвардия – «личные воинские части правителя».
При лексико-семантическом словообразовании новые слова образуются как на базе отдельных слов, так и на базе устойчивых словосочетаний: атмосферные осадки – осадки, сахарный песок – песок. В результате лексико-семантического словообразования фонетически новых слов не возникает. Образованное слово всегда принадлежит к той же части речи, что и исходное. Процесс образования новых слов лексико-семантическим способом – результат длительного словоупотребления.
Этот способ словообразования представлен широко почти во всех семантических группах (август, Антей, бордо, Бостон, Камчатка, монета). В последние годы, однако, пополнение словарного запаса за счет «чистого» перехода значений слова не является продуктивным. Чаще всего лексико-семантический способ в основном используется для создания фирменных названий.
Следует выделить слова, которые без морфологических изменений перешли в новые и обозначают новые предметы, понятия, но при этом имеют орфографические различия. Исходное слово является в таких случаях именем собственным – географическим названием, фамилией, например: Бостон (город США) – бостон (тонкое сукно), Реглан (фамилия генерала) – реглан (особый покрой рукава одежды).
Новые слова могут образовываться при сращении сочетаний слов, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке. Это лексико-синтаксическое словообразование. Такие слова имеют как сочинительную, так и подчинительную связь: иван-да-марья, высокоразвитый, сегодня. К лексико-синтаксическому способу относится также образование новых слов в результате сращения знаменательного и служебного слов (особенно часто предлога, отрицания): вверх, неприятель. При лексико-синтаксическом словообразовании образуется новое в фонетическом и морфологическом отношениях слово: одно из слов, составлявших словосочетание, теряет основное ударение, слова, входившие в словосочетания, утрачивают формы словоизменения, нередко изменяют семантику. В результате происходит превращение слов в морфемы в структуре образовавшегося слова.
Образование новых слов лексико-синтаксическим способом происходит в процессе длительного словоупотребления. Чтобы сочетание слов стало словом, необходимы постоянный лексический состав в сочетании слов, стабильный порядок слов, частая повторяемость словосочетания. Лексико-синтаксический способ в современном языке продуктивен лишь в словообразовании прилагательных и служебных слов.
Слова, образованные лексико-синтаксическим способом, следует отделять от слов, образованных сложением. Слова, образованные в результате сращения сочетаний слов, зачастую сохраняют в своем составе бывшие окончания этих слов: отсебятина, сегодня. Нередко во вновь образованных словах ощущается синтаксическая связь слов, входивших в словосочетание (согласование, управление, примыкание): сегодня, сумасшедший, труднодоступный. Другими словами, в определенных условиях словосочетание перестает восприниматься как словосочетание и воспринимается как одно слово: (ср. долго играющая во дворе девочка – долгоиграющая пластинка).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 232. Наиболее распространенные лексико-стилистические ошибки и недочеты
§ 232. Наиболее распространенные лексико-стилистические ошибки и недочеты Анализ лексико-стилистических ошибок и недочетов весьма важен в работе над произведениями любого стиля и жанра. Наиболее распространенные из них: 1) многословие (или употребление «лишних слов»); 2)
Словообразование
Словообразование Словообразование (нем. Wortbildung) – то же, что «морфология»: отдел грамматики, трактующий о формальном составе
5.7. Семантическое и фонетическое ослабление непроизводной основы
5.7. Семантическое и фонетическое ослабление непроизводной основы Словообразовательные процессы в отдельных случаях ослабляют непроизводную основу в семантическом и фонетическом отношении и даже приводят к полному исчезновению исходной основы, к замене ее иной
Словообразование
Словообразование Словообразование как особый раздел науки о языке изучает родственные связи и структурные типы слов, их морфемику, строение и словопроизводство.Термин «словообразование» в лингвистике употребляется в двух значениях: как название процесса образования
5.14. Морфолого-синтаксическое словообразование (переход одной части речи в другую)
5.14. Морфолого-синтаксическое словообразование (переход одной части речи в другую) Появление в языке новых лексических единиц в результате перехода слова или отдельной словоформы одного лексико-грамматического класса в другой лексико-грамматический класс или перехода
5.15. Морфологическое словообразование (безаффиксный способ, аффиксация, сложение слов)
6.4. Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов
6.4. Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов В любом языке все слова распределены по определенным группам. Такие группировки слов принято называть частями речи. Распределение слов по частям речи происходит по трем принципам:1) семантическому;2)
6.6. Лексико-грамматические разряды имен существительных по значению
6.6. Лексико-грамматические разряды имен существительных по значению В зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических (морфологических) признаков имена существительные делятся на несколько лексико-грамматических разрядов:1) нарицательные и собственные;2)
6.7. Лексико-грамматические категории имен существительных
6.7. Лексико-грамматические категории имен существительных Категория одушевленности / неодушевленности. Одушевленность / неодушевленность имен существительных лексически проявляется в том, что существительные одушевленные обозначают преимущественно живых существ
6.13. Словообразование имен существительных
6.13. Словообразование имен существительных Существительные образуются главным образом с помощью только суффиксов или только приставок, а также с помощью приставок и суффиксов одновременно. Кроме того, существительные образуются путем сложения слов или основ слов. Такие
6.16 Лексико-грамматические особенности качественных прилагательных
6.16 Лексико-грамматические особенности качественных прилагательных Качественные прилагательные обозначают свойство, присущее самому предмету, такое, которое может характеризоваться разной степенью интенсивности: серый – серее, добрый – добрее. В основном этот разряд
6.60. Словообразование глаголов
6.60. Словообразование глаголов В современном русском языке глаголы образуются морфологическим способом: используются такие его виды, как префиксальный, суффиксальный, постфиксальный, префиксально-суффиксальный, предфиксно-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный,
7.2. Лексико-грамматические типы словосочетаний
7.2. Лексико-грамматические типы словосочетаний В зависимости от признака, положенного в основу классификации, принято выделять следующие типы словосочетаний:1) типы словосочетаний по структуре:а) простые словосочетания, состоящие из двух знаменательных слов, например:
5.2. Целевые посетители и семантическое ядро
5.2. Целевые посетители и семантическое ядро Кто самый главный человек в офисе? Конечно, уборщица, из уст которой можно часто услышать: «Ходят тут всякие, не успеваю полы подтирать». Подтирать полы приходится и в магазине, причем за всеми без исключения посетителями, даже за
Лекция по русскому языку на тему «Словообразование»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель лекции – показать взаимосвязь самостоятельных разделов языкознания «Морфемика»» и «Словообразование».
1. Морфемика. Морфема как основная единица морфемики.
2. Морфонология. Морфонема и субморф как основные единицы морфонологии.
3. Словообразование. Единицы словообразовательной системы.
Морфемика – раздел языкознания, изучающий систему морфем и их формальных видоизменений – морфов, а также морфемную структуру слов и словоформ.
Становление морфемики как особой лингвистической дисциплины стало возможным благодаря исследованиям представителей Казанской лингвистической школы и ее основателю – И.А. Бодуэну де Куртенэ, который в 1881 году ввел в научный оборот понятие морфемы. Глубокий анализ процессов, видоизменяющих морфемный состав слов, первоначальная выработка принципов словообразовательного анализа, решение многих других более частных вопросов морфемики и словообразования – все это вместе взятое говорит о прямом отношении Казанской лингвистической школы к рассматриваемой проблематике. Так, в научном творчестве Н.В. Крушевского центральной является проблема видоизменения морфемных единиц в составе слова. Научные идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ и Н.В.Крушевского нашли отражение в трудах В.А. Богородицкого, уделяющего большое внимание вопросам морфемной структуры русского слова и морфонологических процессов, изменяющих морфемную структуру.
Среди современных языковедов, интересующихся проблемами морфемики, отметим таких лингвистов, как Е.С. Земская, В.В. Лопатин, И.С. Улуханов, А.Н. Тихонов, А.С. Герд и др.
При определении морфемы обычно учитывается наличие у нее внешней формы, или плана выражения, с одной стороны, и значения, или плана содержания, – с другой. Это говорит о знаковой природе морфем, которые выражают определенные значения (внутренняя форма, план содержания) и обладают материальной (звуковой) формой (внешняя форма, план выражения).
План содержания морфемы
Наличие значения у морфемы принципиально отличает ее от фонемы и слога и сближает со словом и предложением.
Разграничение понятий морфема и морф тесно связано с нашими представлениями о линейности/нелинейности в языке. К этим представлениям привело деление языковой системы на язык и речь, предложенное Ф. Де Соссюром. Линейные единицы – это конкретные языковые единицы, вычленяемые в речевом потоке (бросать мяч, хорошего броска) – словоформы. Морфема в речи представлена своими разновидностями – морфами, которые проявляют себя в составе словоформ. Нелинейные единицы представляют совокупность соответствующих линейных единиц. Слова и морфемы, относясь к нелинейным единицам и имея обобщенный характер, существуют в языке как данное в определенной форме.
Таким образом, морф – это линейная (синтагматическая) языковая единица, которая является минимальной значимой частью, выделяемой в составе словоформы. Морф может быть равен словоформе: кино (корневая морфема словоформы кино представлена морфом кино).
В одну морфему объединяются морфы, тождественные по значению и обладающие определенной фонематической близостью (не полным совпадением, а частичной тождественностью состава их фонем). Ср.: Различные морфы, представляющие одну и ту же морфему, принято называть алломорфами (гр. Allos – другой + morphe – форма). Тождественные по значению морфы нес’-, нос’-, нош– являются алломорфами по отношению друг к другу, формальное различие между которыми объясняется их позицией в слове.
Варианты морфемы отличаются от алломорфов тем, что первые находятся между собой в отношениях свободного варьирования, тогда как вторые – в отношениях дополнительного распределения. В то же время и алломорфы, и варианты являются модификациями формальной стороны морфемы (план выражения).
Материально выраженные значимые части (в устной речи) представляют собой звук или комплекс звуков.
Выделение нулевой флексии, как правило, не вызывает затруднений; трудность представляет выделение нулевого суффикса. Отметим основные типы слов, в которых выделяется нулевой формообразующий суффикс:
– суффикс повелительного наклонения глагола: сядь-O- ٱ (ср. ид-и- ;(ٱ
– суффикс глагола прошедшего времени: подрог-O- ٱ, утек-O- ٱ (ср. уше-л- (ٱ
Нулевым словообразующим суффиксом характеризуются слова:
– отглагольные существительные (со значением отвлеченного действия): бег-O- ٱ (от бегать), подогрев-O- ٱ (от подогревать), похвал-O-а (от похвалить);
– отглагольные существительные (со значением лица, названного по действию, представленному в производящей основе): задир-O-а (от задирать), обжор-O-а (от обжирать-ся);
– отадъективные существительные (со значением отвлеченного признака): синь-O– ٱ (от синий), чернь-O- ٱ (от черный), ширь-O- ٱ (от широкий);
– отадъективные существительные (со значением лица, названного по признаку, представленному в производящей основе): универсал-O- ٱ (от универсальный);
– прилагательные, образованные от существительных с предлогом (со значением ‘не имеющий…’): бескрыл-O-ый (от без крыльев), безрук-O-ий (от без рук);
– порядковые числительные: восьмидесят-O-ый (от восемьдесят), сотO-ый (от сто), пят-O-ый (от пять). Ср. с тр-ет-ий (от три);
– прилагательные, образованные на базе словосочетаний: ширококрылO-ый (от широкие крылья).
Примечание. Существует точка зрения, что в отдельных типах производных слов окончания совмещают формо– и словообразующие функции, т.е. выступают как синкретичные морфемы. Сравните: раб- ٱ –раб-а, кум- – ٱкум-а, супруг- ٱ – супруг-а и т.п. В этих словах окончание выражает не просто грамматическое значение женского рода, а обозначает одновременно лицо женского пола, т.е. выражает и словообразовательное значение (А.Н. Тихонов, Н.А. Янко-Триницкая). Думается, что в данном случае (если мы признаем, что в русском языке имеют место нулевые суффиксальные морфемы) в словах раба, супруга и др. логичнее выделять нулевой суффикс со значением ‘лицо женского пола’, которое в русском языке обычно передается суффиксальным путем: учитель- ٱ – учитель-ниц-а, пионер- ٱ – пионер-к-а, эстонец- ٱ – эстон-к-а и др.
Итак, план выражения морфемы характеризует ее внешнюю сторону. Внешними характеристиками является наличие у морфемы морфов, алломорфов, вариантов, материально выраженных или невыраженных показателей.
Как план содержания, так и план выражения – это две равно важные характеристики морфемы, две ее разные, но связанные между собой стороны.
Поэтому морфема – это двусторонняя единица, формальная сторона которой неотделима от стороны семантической.
Морфонология является одним из самых молодых разделов языкознания. Само слово морфонология представляет собой соединение двух слов: морфология и фонология: языковое образование морфофонология в результате гаплологии, т.е. опущения одного из двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых слогов, приобрело вид морфонология.
Выделение морфонологии в самостоятельный раздел языкознания связано прежде всего с именем Николая Сергеевича Трубецкого, с его работой 1931г. «Некоторые соображения относительно морфонологии».
Н.С. Трубецкой выделил основные единицы морфонологии, определил задачи данного раздела языкознания, главной из которых он вполне справедливо считал описание условий взаимоприспособления морфов при их объединении в слово. Другими словами, морфонология – это раздел языкознания, изучающий использование фонологических средств в словоизменении и словообразовании.
Основными единицами морфонологии считаются морфонема и субморф. Морфонема – это совокупность фонем, которые чередуются во всех морфах одной морфемы. Обратите внимание на морфы корневой морфемы брос– слова бросок. В словоформах брос-ок. брос’-и(ть), брош-у, вы-брас-ыва(ть) корневая морфема выступает в морфах брос-, брос’-, брош-, брас-, где представлены две морфонемы: 1 – <с – с' – ш>; 2 – <о – а>. В суффиксальных морфах этой же морфемы (брос-ок, брос-к-а, брос-оч-ек) выделяются такие морфонемы, как: <о – O>и <к – ч'>. В корневой морфеме словоформ благородный, облагородить, облагороженный, облагораживать имеются две морфонемы: 1 – <д – д' – ж>и 2 – <о – а>, в префиксальной морфеме словоформ подданный, поддетый, подписанный – морфонема <д – д' – т>и т.п.
Семантически субморф неотделим от морфа, составляет его часть, участвует в выражении значения, свойственного морфу в целом, однако в плане морфонологическом субморф отделяется от «материнского» морфа и приобретает самостоятельность. Субморф – единица более низкого, чем морф, уровня. Субморфы выделяются лишь потому, что существуют общие с ними по формальному составу морфы, с которыми их роднят одинаковые чередования (ср.: е/O, ц/ч; ср.: молод-ец – молод-ц-а, куп-ец – куп-ц-а и огур/ец –огур/ц-а, нем/ец – нем/ц-а).
Выделение субморфов связано с историческими изменениями, произошедшими в языке, так как многие субморфы когда-то были морфами, но с течением времени в результате опрощения превратились в часть других морфов. Так, в слове немец исторически корень тот же, что в слове немой.
Морфонологическое членение слова (выделение в основе слова субморфов наряду с морфами) может не совпадать с морфемным.
Итак, по Трубецкому основная задача морфонологии – приспособление морфем друг к другу. Приспосабливаться друг к другу морфемы могут благодаря:
Среди многих отечественных русистов, занимающихся проблемами морфонологии, особо хотелось бы отметить В.Г. Чурганову, Ю.Г. Панкрац, А.К. Поливанову, Е.С. Кубрякову, Н.Е. Ильину. Назовем также имена молодых ученых, относительно недавно защитивших докторские (Антипов А.Г.) и кандидатские диссертации (Т.В. Попова) по морфонологии и продолжающих работу над ее проблемами.
Под словообразованием в лингвистике понимают, во-первых, словообразовательную систему, или словообразовательный строй языка, под которым понимают совокупность словообразовательных механизмов, способов словопроизводства и сами производные слова, а во-вторых, – раздел языкознания, изучающий эту систему.
Таким образом, словообразование представляет собой самостоятельный раздел языкознания, который изучает образование (или деривацию от лат. derivatio – образование) слов от родственных, или, иначе, однокоренных слов и описывает установившееся формально-смысловое соотношение между производящим словом и производным. Иначе говоря, словообразование изучает функции и роли морфем, рассматривая их через призму формы и семантики слова [школ(а) – школь-н-(ый); белый – бел-и-ть].
Пусть у нас есть группа слов свет, светить, свечение, освещение. Из них объектом словообразовательного анализа будут только слова светить, свечение, освещение, так как только они являются производными словами.
Морфемному же анализу по определению подлежат все слова этой группы, как производные, так и непроизводные, поскольку все они имеют морфемы в своем составе.
б) простые единицы (производные слова – гитарист);
в) комплексные единицы (словообразовательные типы (гитарист, пианист, флейтист, арфист, баянист), словообразовательные категории (гитарист, скрипач, барабанщик, дударь, ударник), словообразовательные гнезда, словообразовательные цепочки, словообразовательные парадигмы).
Главной единицей словообразовательной системы при этом считается производное слово, которое состоит из элементарных единиц и входит в комплексные единицы.
Одними из первых в отечественной лингвистике, кто обратил внимание на проблемы словообразования, были представители так называемой Казанской лингвистической школы. Изучению морфемного состава слова и его исторических изменений посвящены «Заметки об изменяемости основ склонения, в особенности же об их сокращении в пользу окончания», написанные И.А. Бодуэном де Куртенэ в 1902 г.
Н.В. Крушевский в «Очерке науки о языке» (1883г.) проводит мысль о том, что словообразование представляет собой систему, о чем свидетельствуют материальные и смысловые связи слов, содержащих общие морфемы, а также связи морфем внутри слова. В этой работе он как бы между прочим высказывает ряд идей, так и не реализованных им: это, в частности, замечания о суффиксе ноль (в современной интерпретации – это нулевой суффикс).
Еще раньше, в 1879 г., Н.В. Крушевский издает работу «Об аналогии и народной этимологии», в которой, обнаружив единство аналогии и народной этимологии, указывает на важное различие между этими явлениями. Он отмечает, что различие между ними заключается в том, что в первом случае речь идет о серийных, грамматических фактах (таких как, например, флективные формы или словообразовательные типы), а во втором – скорее о фактах лексически изолированных. В этой работе он проводит также различие между значением словообразовательно мотивированным и значением индивидуализированным. Эти важные противопоставления впоследствии стали главенствующими при решении проблемы идиоматичности семантики производного слова.
Большое влияние на изучение словообразования оказали работы Г.О. Винокура и В.В.Виноградова.
Г.О. Винокуром в изданных в 1946 г. в Известиях АН СССР «Заметках по русскому словообразованию» были сформулированы принципы синхронного словообразовательного анализа. Ученый предлагал проводить словообразовательный анализ на основе соотнесения производного слова с соответствующей «первичной основой», которая связана формально и семантически с производным словом. Г.О. Винокур предложил также оригинальные подходы к явлениям словообразовательной омонимии, полисемии и множественной мотивации.
Как самостоятельная научная дисциплина словообразование было выделено впервые в работах В.В.Виноградова. Описание аффиксальных типов именного словообразования в русском языке дано в его книге «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947г.). Основные положения теории словообразования изложены В.В. Виноградовым в серии работ, в которых он поставил и рассмотрел целый комплекс важных и актуальных проблем. Это анализ словообразования в его отношении к грамматике и лексике («Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии», 1952г.); обоснование релевантности (значимости) для дериватологии такой комплексной единицы, как словообразовательный тип, при определении которого ученым обращается внимание на явление множественной мотивации («Вопросы современного русского словообразования», 1951г.); проблема соотношения словообразовательной омонимии и синонимии («Об омонимии и смежных явлениях», 1960г.).
С середины пятидесятых годов по настоящее время вышли в свет многочисленные работы по самым разным вопросам словообразования. Среди их авторов такие имена, как Ю.С. Азарх, Л.А. Араева, О.И. Блинова, Б.Н. Головин, Н.Д. Голев, Е.А. Земская, Т.Х. Каде, Е.С. Кубрякова, В.В. Лопатин, А.Н. Тихонов, И.С. Улуханов, Н.М. Шанский, М.Н. Янценецкая и еще очень многие другие.
Несмотря на пристальное внимание к проблемам словообразования, лишь к семидесятым годам XX столетия эта лингвистическая дисциплина окончательно обретает статус самостоятельной. Формируется объект исследования – производное слово, выявляются комплексные единицы, в пределах которых образуются и функционируют в языке производные единицы. Одновременно происходит выделение частей производного слова, при котором выделяется проблема соотношения мотивирующей и мотивированной единиц.
Естественно, что первоначальный анализ производного слова шел от формы к смыслу, то есть в семасиологическом аспекте. Такой путь исследования был характерен для первого этапа (выделение – условное) становления словообразования как самостоятельной научной области. Второй этап включал в себя описание специфики обозначения производного слова и выраженности его определенной формой, что характерно для ономасиологического аспекта (ономасиология имеет дело не со значением, а с обозначением, референцией, то есть языковой элемент с уже определенным значением применяется для обозначения объекта). Третий этап отражает синтез первых двух, то есть производное слово как объект исследования словообразования рассматривается в ономасиолого-семасиологическом аспектах. Для естественного языка соотношение плана выражения и плана содержания конвенционально, и однозначной связи между звуковым и графическим образом знака и его содержанием нет, а потому эту связь и надлежит обнаружить.
Таким образом, морфемика, морфонология и словообразование являются тремя самостоятельными разделами языкознания, каждая – со своими задачами. Морфемика – это раздел языкознания, изучающий систему значимых частей слова – морфем, т.е. строение, или структуру, слова. Морфонология – это раздел языкознания, изучающий приспособление друг к другу сочетающихся в слове морфем. Словообразование – это раздел языкознания, изучающий словообразовательную роль морфем и способы словообразования.
Морфемика, рассматривающая мельчайшие значимые единицы языка – морфемы, и морфонология, анализирующая приспособление морфем друг к другу, способствуют установлению словообразующей морфемы в деривате и выявлению его производящей базы.
Три перечисленные дисциплины настолько тесно связаны друг с другом, что их изучение разумно проводить в рамках одного курса. Основным в этом курсе естественно считать словообразование – ведь производные слова, являющиеся центральной единицей деривационной системы, занимают большую часть словарного состава русской лексики (до 85%). Это, вполне закономерно, потому что производная лексика отражает основную особенность человека – получать информацию из мира «Действительное», перерабатывать и усваивать ее посредством аналогии, через ассоциации по смежности и сходству явлений.
1. Бодуэн де Куртенэ И.А. Заметки об изменяемости основ склонения, в особенности же об их сокращении в пользу окончаний // Избранные труды по общему языкознанию. В 2-х т. – М., 1963. – Т.2. – С. 19-29.
2. Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // Исследования по русской грамматике. – М., 1975.
3. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Общее языкознание. Хрестоматия / Под ред. А.Е. Супруна. – Минск, 1976. – С. 273-288.
4. Грамматика современного русского литературного языка.– М., 1970.
5. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб.пособие – М., 2005.
6. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. – М., 1977.
7. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие – М., 1984.
8. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 1997.
9. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999.
10. Современный русский язык. Ч.2. Словообразование. Морфонология. Морфология / П.П. Шуба, Т.Н. Волынец, И.К. Германович и др.; Под ред. П.П. Шубы. – Мн., 1998.
11. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000.
12. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. – М., 1996.
13. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. – М., 2001.
1. Что изучают разделы языкознания «Морфемика», «Морфонология» и «Словообразование»?
2. Как соотносятся понятия «морфема», «морф», «алломорф», «вариант морфемы»?
3. Как соотносятся понятия «морф» и «субморф»?
4. Что является объектом изучения словообразования?
5. В чем проявляется взаимосвязь разделов «Морфемика», «Морфонология» и «Словообразование»?
Лекция «Классификация морфем и их роль в организации слова»
Цель лекции – представить классификацию морфем с учетом значения, функции, позиции в слове, особенностей сочетаемости с другими видами морфем.
1. Корневые морфемы: свободные (поливалентные свободные корни), связанные корни (унивалентные корни (унирадиксоиды)).
2. Аффиксальные морфемы:
– виды аффиксов по их позиции в слове (префиксы, суффиксы, постфиксы);
– виды аффиксов по регулярности употребления (поливалентные (регулярные)) и унивалентные аффиксы (унификсы));
– виды аффиксальных морфем по функции (словообразовательные, формообразовательные и словоизменительные аффиксы);
3. Понятие конфиксов (циркумфиксов);
4. Понятие интерфиксов.
1. Корневые морфемы : свободные ( поливалентные свободные корни ) и связанные корни ( унивалентные корни ( унирадиксоиды ))
Корни играют важную роль в обогащении лексики языка. В русском языке одна корневая морфема может дать жизнь огромному числу слов. Например, в словарях зафиксировано со словом ветер 90 слов, клей – 151, винт – (стержень со спиральной нарезкой) – 117, вал(ить) (заставлять падать) – 199, ви(ть) – 166, бел(ый) – 242, вод(а) – 213, бр(ать) – 390 и т.д.
Признаки корневых морфем:
1) корень – центральный и обязательный материально выраженный элемент морфемной структуры слова;
2) корень является носителем основных элементов лексического значения слова;
3) корневые морфемы обычно не закреплены за теми или иными частями речи (дерево, деревянный, деревенеть и т.п.);
4) корневые морфемы способны употребляться в свободном или связанном виде.
Связанные корни всегда используются в сочетании со словообразовательными аффиксами (об у ть, раз у ть; при бав ить, у бав ить, над бав ить; при вык ать, от вык ать, с ня ть, под ня ть и т.п.), они никогда сами по себе не составляют основу слова.
В зависимости от того, с какими аффиксами связаны такие корни, они делятся на три типа:
2. Аффиксальные морфемы
В отличие от корневых морфем аффиксальные морфемы (аффиксы) факультативны. Они не могут функционировать самостоятельно. Только в сочетании с корневыми морфами и морфемами аффиксы обретают форму выражения и реализуют свое содержание.
Аффиксальные морфы всегда выделяются в словоформах производных слов любой, как изменяемой, так и неизменяемой, части речи. Например, косарь- ٱ, о-дар-енн-ый, за-круж-и-ть, весел-о, не-котор-ый, бес-спор-н-о.
Что касается словоформ непроизводных слов, то в их структуре аффиксы можно выделить в том случае, если в речевом потоке они представляют изменяемые слова (правд-а, легк-ий) или формы слова (дела-ть, быстр-ее).
Неизменяемые непроизводные слова обычно содержат в себе только один корневой морф – там, от, здесь, алоэ, декольте, хаки, беж (не склоняются и не спрягаются).
Виды аффиксов по их позиции в слове
С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню различаются:
1) префиксы (от лат. Рraefixus – ‘прикрепленный спереди’), называемые также приставками, которые находятся в слове перед корнем (прибегать) или другим префиксом (при-за-думаться);
Суффиксы (от лат. Suffixus – ‘прикрепленный’) располагаются непосредственно за корнем (изда-тель) или за другим суффиксом (издатель-ниц-а).
После корня или суффикса во многих словах устанавливаются окончания – показатели грамматических связей слова в словосочетании и предложении (нов-ые книг-и, новеньк-им книг-ам).
Постфиксы (от лат. Post – ‘после’ + fixus – ‘прикрепленный’) находятся в самом конце слова (учим-ся, высказать-ся).
Поливалентные ( регулярные ) и унивалентные аффиксы ( унификсы )
Виды аффиксальных морфем по функции ( словообразовательные формообразовательные и словоизменительные аффиксы )
Среди аффиксальных морфем выделяют аффиксы словообразовательные, словоизменительные и формообразовательные.
Таким образом, словообразовательными называются морфемы, использующиеся для образования новых слов и выступающие в качестве основных словообразовательных средств в составе производных слов.
Словоизменительными (синтаксическими) называются такие грамматические морфемы, которые выражают зависимость одних слов от других в потоке речи. Иными словами, словоизменительные морфемы используются для образования синтаксических грамматических форм. К синтаксическим морфемам относятся падежные флексии, посредством которых образуются формы всех склоняемых слов; личные окончания глаголов. Словоизменительными являются такие морфемы, при помощи которых образуются грамматические формы знаменательных, грамматически изменяемых слов: гитарист- ٱ, гитарист-а. При словоизменении тождество слова не нарушается (т.е. мы имеем дело с одним и тем же словом в разных грамматических формах), в отличие от словообразования, где от одного слова образуются другие слова.
Служебные слова, междометия и модальные слова форм словоизменения не имеют, поэтому и не членятся на морфемы (от, до, насчет; ибо, а, так как; вот, только, дескать; ага! Ох!, безусловно, кажется и т.д.).
Среди полнозначных слов формами словоизменения не обладают наречия (здесь, направо, по-прежнему и др.), слова категории состояния (жаль, страшно, грустно и др.), синтетический компаратив (даль-ше, красив-ее, суш-е), инфинитив (жи-ть, пе-ть, мечта-ть) и деепричастия (любу-я-сь, стуч-а, освети-в и др.).
Не имеют форм словоизменения в нормированной речи некоторые имена существительные – аббревиатуры (СМИ, РФ, МГУ и др.) – и несклоняемые слова иноязычного происхождения – существительные (бра, денди, декольте, кино) и прилагательные (хаки, беж).
3. Понятие конфиксов ( циркумфиксов )
4. Понятие интерфиксов
Интерфикс (от лат. Inter – ‘между’ + fixus – ‘прикрепленный’) – межморфемная вставка, играющая в структуре слова чисто соединительную (реляционную) функцию.
Вопрос о возможности выделения в словах незначащих межморфемных, или внеморфемных, отрезков представляется одним из важных и принципиальных вопросов морфемной сегментации слова. Идея соединения в слове незначимых соединительных элементов принадлежит Н.С. Трубецкому, который называл такие элементы Verbindungsmorphemen («соединительные морфемы»). В лингвистической литературе именно такие асемантические элементы получили название интерфиксов.
Термин интерфикс был предложен А.М. Сухотиным, поддержан М.В. Пановым и принят в большинстве работ по морфемике и словообразованию. Труды Е.А. Земской, в которых интерфиксам уделяется особое внимание, способствовали активизации этого термина.
В современном языкознании вопрос об отнесении / неотнесении интерфиксов к морфемам решается, однако, неоднозначно. Так, Е.А. Земская характеризует интерфиксацию не как способ словообразования, стоящий в одном ряду с суффиксацией и префиксацией, а как одно из морфонологических средств, используемых для соединения морфов в слове. Интерфиксы (как и субморфы) не имеют значения в составе слова. Их функция чисто соединительная, строевая. Между тем и суффиксы, и приставки в составе слова значимы, несут определенную семантическую нагрузку. Когда интерфиксы ставят в один ряд с суффиксальными или префиксальными морфемами, происходит разрушение определения морфемы как наименьшего значимого элемента в составе слова. А.Н. Тихонов справедливо подчеркивает, что при допущении существования асемантических морфем, обладающих только структурной функцией, «расщепляется понятие морфемы, границы морфемы становятся неопределенными и расплывчатыми».
Другой точки зрения на интерфиксы как на самостоятельные морфемы суффиксы) придерживаются А.А. Дементьев, В.А. Горпинич и др. А.А. Дементьев, например, считает, что такие суффиксы «используются как дополнительные выразители категории отношения». По его мнению, об этом говорит словообразовательная соотносительность с суффиксами притяжательных прилагательных. Исследователь полагает, что притяжательные прилагательные типа шекспиров, эйнштейнов, рентгенов (луч) и т.п. превратились в современные прилагательные шекспировский, эйнштейновский, рентгеновский и т.п., выражающие категорию отношения. При них вскоре появляются и наименования лиц типа шекспировец, йнштейновец и т.п.
Данная точка зрения не получила поддержки среди лингвистов и вряд ли может считаться верной. В.В. Лопатин в связи с этим замечает, что с семантичкой точки зрения о таких элементах в составе прилагательных можно говорить в лучшем случае как об усилителях выражения относительного значения, но не как о самостоятельных выразителях этого значения.
Наиболее распространенное проявление этой тенденции – возникновение «вторичных (или производных) суффиксов». Этот факт был впервые отмечен в работах Н.В. Крушевского, который, говоря об особых свойствах суффиксов, среди прочих отмечает их «способность сочетаться друг с другом и образовывать один сложный суффикс».
С тех же теоретических позиций описан состав морфем в Академических грамматиках 1970 и 1980 гг. издания. Это обстоятельство, по-видимому, способствовало широкому распространению мнения, согласно которому интерфиксы входят в состав соседних с ними морфем. Интерфиксы при этом обычно включаются в состав следующих за ними морфем, если те являются словообразовательными суффиксами (ср.: Америка – америк- ан ец, государ-ство – государств- ен н-ый, Орел – орл- ов ск-ий, лента – лент- оч н-ый, бегать – бег- от н-я). Однако если интерфиксы принимают участие в словоизменении и формообразовании, то их включают в состав предшествующих им корневых или суффиксальных морфем (ср.: читать – чит-аj-у, чит-аj-эшь, чит-аj-ущий, чит-аj-эмый, чит-аj-а; разговаривать – разговар-иваj-у, разговар-иваj-эшь, разговар-иваj-ущий, разговар-иваj-а).
1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб.пособие.– М., 2005.
2. Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. – М.-Л., 1935.
3. И.В. Евсеева. Интерфиксация как морфонологическое явление: Научно-метод. разработка по курсу современного русского языка / Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2004.
4. Евсеева И.В. Функции аффиксальных морфем (словообразование, формообразование, словоизменение): Метод. разработка по курсу современного русского литературного языка / Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2004.
5. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие.– М., 1984.
6. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999.
7. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000.
8. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001.
9. Скорнякова М.Ф. Морфемный и словообразовательный анализ: Учебно-справочное пособие. – М., 1981.
10. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч. 2: Учебник.-М., 1987. – С. 40.
11. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. – М., 2001.
1. Какими признаками обладают корневые морфемы?
2. Какие виды аффиксов выделяются по позиции в слове?
3. Какие виды аффиксов выделяются по функции?
4. Как в отечественной лингвистической науке решается вопрос о статусе интерфиксов?
5. Как в отечественной лингвистической науке решается вопрос о статусе конфиксов?
Лекция «Морфемная структура слова»
Цель лекции – познакомить с этапами установления морфемной структуры слова, охарактеризовать типы основы слова и степени её членимости.
1. Понимание основы слова.
2. Структурные и функциональные типы основ.
3. Этапы установления морфемной структуры слова.
1. Понимание основы слова
В лингвистической литературе существуют разные определения основы слова, но во всех этих определениях общим является то, что основа слова считается обязательным элементом морфемной структуры слова и средством выражения его лексического значения. Основа имеется в морфемной структуре любого слова; это такая операционная единица анализа слов, которая позволяет разграничить грамматические формы и лексические единицы и выявить производящую базу для производных слов.
Основы изменяемых слов могут совпадать с корневыми морфемами (дерев-о, бел-ый) или включать в свой состав корень и словообразовательные аффиксы (на-ход-к-а, при-каз-а-ть, за-говор-O- ٱ). Основы неизменяемых слов равны всему слову: пальто, насквозь, вверх.
2. Структурные и функциональные типы основ
Основы слова неоднородны. Существуют структурные и функциональные типы основ.
С точки зрения своей структуры основы различаются:
– по характеру структурной целостности;
– по количеству корней, входящих в их состав;
– по способности далее члениться.
На основании различных структурных дифференциальных признаков выделяют следующие типы основ:
1) компактные (непрерывные) и прерывистые;
2) простые и сложные;
3) членимые и нечленимые.
В большинстве случаев основа представляет собой комплекс непосредственно связанных между собой морфем, т.е. является компактной ( непрерывной ): приговори ть, выдумк а, син ий. У некоторых типов слов основы расчленены флексиями и состоят из двух (иногда из более чем двух) дистантно расположенных частей. Такие основы называются прерывистыми : весели(ть)ся, учащ(ие)ся, к(ого)-нибудь, как(ой)-то, сем(и)десят(и).
Помимо структурных типов основ выделяются функциональные типы: словоизменительные, формообразовательные и словообразовательные.
Покажем, каким образом происходит вычленение трех типов основ на практике:
Все три типа основ могут совпадать: дом- ٱ, окн-о, бел-ый – совпадают словоизменительная, формообразующая и словообразовательная основы; бел-ейш-ий, быстр-ее – совпадают словообразовательная и формообразующая основы.
Словообразовательные основы значительно чаще, чем словоизменительные и формообразующие, претерпевают различные фонематические изменения, например: Камчатк-а и камчат-ск-ий, друг и друж-б-а, друзь-я, пальто и пальт-ишк-о, пальт-ов-ый.
Специфика словообразовательных основ по сравнению с основами словоизменительными и формообразующими состоит еще и в том, что в составе одного и того же слова могут употребляться не одна, а две и более словообразовательные основы, которые в большинстве случаев соединяются друг с другом при помощи интерфиксов. Ср.: плод-ов-ый, плод-о-овощ-н-ой; сер-оват-ый, сер-о-бел-ый и сер-о-бел-о-черн-ый.
3. Этапы установления морфемной структуры слова
В результате членения слова устанавливается его морфемный состав, т.е. совокупность всех входящих в слово морфем. Однако цель морфемного анализа заключается не только в определении морфемного состава слова, но и в установлении системы отношений между морфемами, т.е. в определении морфемной структуры слова. Морфемная структура слова – это системно упорядоченное единство его значимых элементов (морфем и комбинаций морфем).
Центральным элементом морфемной структуры слова является корень, к которому в определенной последовательности присоединяются аффиксы, занимающие по отношению к нему периферийную позицию. Наиболее периферийным компонентом морфемной структуры слова является флексия, присоединяемая к основе слова.
Таким образом, принято разграничивать два этапа морфемного членения слова:
1. Отделение основы от грамматических показателей слова – словоизменительных и формообразующих морфем;
2. Членение основы: выделение 1) корневой морфемы и 2) словообразующих морфем.
1. Вендина Т.И. Введение в языкознание: Учеб. пособие. – М., 2001.
2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб.пособие. – М., 2005.
3. Евсеева И.В. Функции аффиксальных морфем (словообразование, формообразование, словоизменение): Метод. разработка по курсу «Современный русский литературный язык». – Красноярск, 2004.
4. Киселева О.Н. Морфемный и словообразовательный анализ слова в
вузе и в школе: Учебное пособие. – Томск, 1999.
5. Лукин М.Ф. О традиционном и новом понимании флексии в современном русском языке // Русский язык в школе. – 1989. – №1.
6. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. – М., 1984.
7. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999.
8. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000.
9. Степанова Л.С. Суффикс или окончание? // Русский язык. Приложение к газете «1 сентября». – М., 2001. – №6. – С. 13, 16.
10. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. – М., 1996.
1. Какие структурные типы основ традиционно выделяются учеными-языковедами?
2. Какие функциональные типы основ выделяются учеными?
3. Какова последовательность действий в процедуре морфемного членения слова?
Лекция «Исторические изменения в морфемной структуре слова»
Цель лекции – познакомить с процессами изменения морфемной структуры слов, выявив их этимологические (диахронические) и синхронические составляющие.
1. Историческая изменчивость структуры слова.
2.Процессы изменения структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция, замещение, диффузия.
3. Русская морфемная лексикография (морфемография).
1. Историческая изменчивость структуры слова
Язык с его различными подсистемами и их единицами с течением времени постепенно изменяется. При этом меняются и характеристики языковых элементов и явлений. Поведение той или иной единицы языка в настоящее время может значительно отличаться от ее поведения в прошлом. Такая зависимость языкового бытия от плана его временного существования обязательно должна учитываться исследователями. Помогают в этом методы синхронного и диахронного (исторического) изучения языков и их подсистем.
При синхронном подходе главное внимание сосредоточивается на свойствах одновременно существующих фактов и элементов языка. Диахронные (исторические) методы используются при исследовании языковых явлений и процессов, наблюдающихся в системе языка в различные промежутки времени. Изучая разновременные языковые факты, диахроническое языкознание устанавливает причины изменений в системе языка, время возникновения и завершения различных языковых процессов и пути их развития. Требование разграничить синхронию и диахронию было выдвинуто еще в конце ХIХ – начале ХХ века русскими учеными И.А. Бодуэном де Куртенэ и Ф.Ф. Фортунатовым.
С течением времени у некоторых слов меняется, например, количество морфем, звуковой состав отдельных морфем, происходят изменения значений и функций морфем; иными словами, изменяется морфемная структура слова.
Основными факторами, приводящими к изменению морфемной структуры слова в русском языке, являются «всякого рода нарушения прямого соотношения между производной и производящей основами» (Шанский Н.М.).
2. Процессы изменения структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция, замещение, диффузия
Все изменения, наблюдающиеся в словообразовательной структуре слова, можно разбить на классы в соответствии с языковыми процессами, вызвавшими эти изменения – это процессы опрощения, переразложения, усложнения основы, декорреляции, диффузии и замещения морфем. Рассмотрим подробнее каждый из этих процессов.
Опрoщением, или интеграцией, называется языковой процесс, в результате которого слово с производной основой изменяется в слово с непроизводной основой. Иначе говоря, опрощение – это потеря основой способности члениться. Этот словообразовательный процесс неразрывно связан с утратой словом прежних смысловых связей, в результате чего слово из мотивированного названия того или иного объекта действительности становится немотивированным. Так, слово щетка исторически образовано от щеть ‘щетина’, но в современном русском языке слово щетка является непроизводным.
Процесс опрощения происходит по определенным причинам. К ним относятся:
1. Потеря производящей основы в современном русском языке. Ср.: перстень (исторически выделялось слово перст – палец), говядина (от ист. говядо – крупный рогатый скот).
2. Нарушение семантических и словообразовательных связей между производящей и производной основами. Ср.: сорочка (от сорок – мешок), кольцо (от коло – круг).
3. Различные фонетические изменения: обоняние (от обвоняние ).
Чаще всего процесс опрощения происходит в трех позициях:
– между корнем и приставкой: переполох (от полохъ ‘испуг, тревога’);
– между корнем и суффиксом: дворец (от дворъ – дом);
– между корнем и окончанием: дотла (путем слияния предлога до с формой род. п. ед.ч. от тьло – «почва, пол, основание»).
В процессе опрощения можно наметить две основные ступени, резко противопоставленные друг другу: опрощение полное и неполное.
Полное опрощение – это потеря основами слов способности члениться на морфемы, в результате чего основа предстает как основа с чистым корнем. Разложить такого рода основы на значимые части можно только с помощью глубокого и всестороннего этимологического анализа, привлекая сравнительно-исторические данные.
При неполном опрощении новые непроизводные основы сохраняют прежнюю членимость (ср. ведьма от въдь ‘знание’). Вместе с тем попутно отметим, что на практике при установлении членимости в этих случаях часто смешиваются словообразовательная и этимологическая точки зрения.
Можно указать несколько причин, приводящих к переразложению. Это, например:
2. Аналогия – переразложение основ производных слов может происходить под влиянием морфемной структуры слов более продуктивных типов.
Причины, приводящие к усложнению, таковы:
1. В большинстве случаев непроизводная основа оказывется производной при заимствовании слов из других языков. Ср. зонтик (от голландское zondek – покрышка от солнца).
Декорреляция (от лат. decorrelatio – несоотношение, потеря связи)– изменение характера или значения морфемы при том же числе и порядке следования морфем. Этот процесс не внешний, а внутренний, то есть количество морфем и их границы в слове не меняются, изменение происходит внутри самой морфемы.
Причины, приводящие к декорреляции:
1. Внутренние морфологические и словообразовательные: ночью (окончание превратилось в суффикс в результате перехода имени существительного в наречие).
Замещение. В результате данного процесса морфемный состав производной основы в количественном отношении остается прежним, меняется лишь одно из звеньев словообразовательной цепочки, но тем самым и словообразовательная структура слова в целом.
Причины, приводящие к замещению:
Диффузия (наложение, аппликация, интерференция) – взаимопроникновение морфем при одновременном сохранении ими четкой самостоятельности и особенности значимых частей слова. Явление диффузии часто затрудняет разбор слова по составу.
Причиной диффузии являются различные звуковые изменения (прежде всего стяжение одинаковых гласных или согласных): приду (диффузия возникла в результате стяжения в один звук двух и (ср. в др. русском языке пр ии де ). Ср.: ра з евать (наложение приставки на корень), п н уть (наложение суффикса на корень), лесосибир ск ий (наложение суффикса со значением «относящийся» на суффикс с предметным значением, лил ов атый (наложение суффикса на корень).
Для изучения современного словообразования знание перечисленных явлений чрезвычайно важно. Их рассмотрение убеждает в том, что при установлении морфемной структуры слова необходимо опираться только на реально существующие в настоящее время формально-смысловые отношения между родственными словами, а не на данные предшествующих эпох в развитии языка.
3. Русская морфемная лексикография (морфемография)
Морфемографией называется относительно новый раздел лексикографии, предметом которого является история, теория и практика составления морфемных словарей.
Различаются два типа морфемных словарей. В словарях морфем (иначе их называют морфемариями) представлен морфемный запас данного языка. В словарях морфемного членения, или морфемного строения, представлен морфемный состав конкретных слов данного языка. Рассмотрим наиболее известные из них.
«Словарь служебных морфем русского языка» Г.П. Циганенко (Киев, 1982) является толково-сопоставительным двуязычным словарем-справочником служебных морфем. В нем содержится информация о происхождении, значениях, словообразовательных свойствах и функционировании служебных морфем основных частей речи русского и украинского языков, об общих и специфических особенностях сопоставляемых служебных морфем.
Авторитетным словарем морфемного членения русских слов является «Морфемно-орфографический словарь русского языка» А.Н.Тихонова (М., 1996). В нем показано морфемное членение около 100 000 русских слов.
Слова приведены в алфавитном порядке. Словарная статья содержит обычно только слово, разбитое на морфы ( авто / по / груз / чик / – вертикальная черта после слова указывает на нулевую флексию). Однако нередко словарная статья включает и дополнительную информацию (ср.: прав / о / наруш / ени / е [ й / э ]).
Сведения о морфемном членении наиболее употребительных русских слов содержатся и в «Словаре-справочнике по русскому языку. Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов» / Под ред. А.Н.Тихонова (М., 1995). Как ясно из названия данного словаря, каждое слово в нем (26000 лексических единиц) характеризуется с разных точек зрения, в том числе и в плане его морфемного строения: словарная статья завершается сведениями о морфемном членении данного слова.
1. Какие исторические изменения могут наблюдаться в словообразовательной структуре слова?
2. Что понимается под морфемографией? Какие морфемные словари вам известны?
3. Какова роль синхронного и диахронного подходов при описании словообразовательных явлений?
Лекция «Способы словообразования»
Цель лекции – представить сихронно-диахронные классификации способов словообразования
1. Понимание способа словообразования.
2. Диахронная классификация способов словообразования.
3. Синхронная классификация способов словообразования.
1. Понимание способа словообразования
С синхронной точки зрения понятие «способ словообразования» имеет уже другое наполнение. Оно используется для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств) выражается деривационное значение производного слова.
2. Диахронная классификация способов словообразования
Первая последовательная классификация способов русского словообразования была разработана В.В.Виноградовым. В своих работах «Вопросы современного русского словообразования» (1953), «Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии» (1952), он выделил морфологический способ словообразования, противопоставив его неморфологическим способам.
Неморфологические способы, к которым относятся морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический и лексико-семантический способ, вообще не используют аффиксальных словообразовательных средств.
4. Лексико-семантическое словообразование основано на семантическом расщеплении многозначных слов. Основные причины такого расщепления – утрата семантической общности и разрыв семантических связей между различными значениями многозначного слова. Новые лексемы при этом образуются в результате обособления отдельных значений и оформления их как самостоятельных лексических единиц, «формирование омонимов путем распада одного слова на два» (Виноградов, 1975). По форме эти лексемы всегда совпадают с исходной, но содержание их семантически независимо. Ср.: совет («наставление, указание, предложение, как поступить») и Совет («орган государственной власти»), долг («обязанность») и долг («взятие взаймы»).
Классификация В.В.Виноградова представляет собой первое наиболее полное и систематизированное описание существовавших к тому времени в русском языке способов образования производных слов. Долгие годы эта классификация широко использовалась в вузовской практике и в специальных исследованиях. В 70-е годы ХХ века, однако, это описание было радикально пересмотрено. Дело в том, что к этому времени исследователи выделили и описали новые способы словопроизводства, не отмеченные В.В. Виноградовым, и провели четкую границу между диахронным и синхронным словообразованием.
В научных исследованиях по словообразованию, созданных в последнее время, много раз отмечалось, что классификация В.В. Виноградова должна учитываться прежде всего при историческом словообразовательном анализе слов. Несмотря на это, его классификация способов словообразования последовательно учитывается и в практике преподавания: именно она лежит в основе школьного курса русского языка.
3. Способы синхронного словообразования
Основной классификационный признак – использование аффиксальных словообразовательных средств или их отсутствие и привлечение других средств – отражен в типологии способов словообразования в синхронном аспекте. Однако тут он наполняется иным содержанием по сравнению с диахронной типологией. Для построения типологии способов значим не сам факт наличия или отсутствия словообразовательного аффикса, участвующего в образовании производного слова, а тип форманта (аффиксальный / безаффиксный), выражающего деривационное значение в современном языке.
Анализируя действующие вузовские учебники и некоторые специальные работы по синхронному словообразованию, мы очень быстро натолкнемся на отдельные разночтения, касающиеся объединения способов словообразования в основные (классификационные) группы.
Иной подход принят в исследованиях В.В. Лопатина и И.С. Улуханова. Рассмотренные выше классификации способов словообразования опираются на качество словообразовательного форманта, тогда как классификация В.В. Лопатина и И.С. Улуханова опирается на характер производящей базы. В зависимости от этого характера выделяются:
1) способы образования слов, имеющих одну мотивирующую основу;
2) способы образования слов, имеющих более чем одну мотивирующую основу. В первую группу входят суффиксация, префиксация, постфиксация, комбинированные способы словообразования, субстантивация прилагательных и причастий. Ко второй группе относятся сложение, сращение и аббревиация.
Наиболее последовательной при описании системы синхронного словообразования нам видится классификация способов словообразования, которая содержится в вузовском учебнике под редакцией П.А. Леканта и в которой разграничены аффиксальные, безаффиксные и смешанные образования производных слов.
Аффиксальные способы словообразования
Безаффиксные (операционные) способы словообразования
3. Сложение – при данном способе словообразования производящее представлено двумя или более основами, а дериватором считается строго фиксированный порядок расположения производящих основ в структуре деривата и единое основное ударение. Разновидностями сложения являются: чистое сложение, аббревиация, сращение, сложносоставной способ словообразования.
Смешанные способы словообразования.
3.Префиксально-суффиксально-сложныйспособ словообразования (сложение одновременно с префиксацией и суффиксацией): повсеместный –все, места +по– +-н(ый).
6. Сокращение с префиксацией и суффиксацией: бесхозный – хозяин + бес– +-н(ый).
1. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования // Избранные труды: Исследования по русской грамматике. – М., 1975.
2. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М., 1992.
3. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. Пособие. – М., 2005.
4. Русская грамматика. – М., 1980.
Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1999.
5. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000.
1. Что понимается под термином «способ словообразования»?
2. Кто является автором первой последовательной классификации способов словообразования? Какие способы словообразования выделяются согласно этой классификации?
3. Какие способы относятся к диахронному словообразованию?
4. Какие способы относятся к синхронному словообразованию?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.