Что мы понимаем под информацией в бытовом смысле

Лекция 4. Понятие информации. Понятие «информация» в бытовом, естественнонаучном и техническом смыслах. Виды информации. Носители информации. Свойства информации.

Лекционный материал для студентов 1 курсов

Просмотр содержимого документа
«Лекция 4. Понятие информации. Понятие «информация» в бытовом, естественнонаучном и техническом смыслах. Виды информации. Носители информации. Свойства информации.»

Тема: Понятие информации. Понятие «информация» в бытовом, естественнонаучном и техническом смыслах. Виды информации. Носители информации. Свойства информации.

Понятия: информация, сообщение, данные.

Существование области и предмета информатики немыслимо без основного ресурса – информация. Термин «информация» происходит от латинского «information», что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материальной философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение – это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.д.

В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

В узком смысле информация – это сведения об объекте и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира.

Информация любой природы, зафиксированная каким-либо образом – это данные. Информация может быть зафиксирована: в книгах; на магнитной ленте, диске; в мозге человека (то есть информация – это как бы используемые данные). Физическая среда – это носитель информации. Любые данные на носителе можно представить в виде последовательности символов.

Информацией называют абстрактное содержание (содержательное значение) какого-либо высказывания, указания, описания, сообщения или известия (Манфред Брой).

Итак, в связи с информацией различаем:

· отношение к реальному миру (связь абстрактного с реальным).

С практической точки зрения информация всегда представляется в виде сообщения – последовательности символов. Сообщение – это символы для информации, смысл которых надо выучить.

При работе с информацией всегда есть ее источник и потребитель (получатель). Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-либо среды – канала связи (например, воздух, в котором распространяются звуковые волны). Сообщения могут иметь различную форму представления: звуковое, графическое, последовательность символов, письмо, жесты. Для ЭВМ сообщением является: звук, графика, последовательность символов.

Для передачи одной и той же информации могут существовать различные, передающие ее сообщения. Одно и то же сообщение может передавать различную информацию.

Решающим для связи между сообщением N и информацией I является правило интерпретации (например, результат договоренности).

1. Информация – это смысл сообщения.

2. Смысл можно понять, имея правило интерпретации.

3. Информация представляется с помощью символов (знаков).

Данные превращаются в информацию, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо. Однако данные не тождественны информации. Наблюдая излучения звезд, человек получает определенный поток данных, но станут ли эти данные информацией, зависит еще от очень многих обстоятельств. В конечном случае и нужен метод – правило интерпретации. Данные становятся информацией, если известен метод и есть передача данных.

Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая. Ее отличительная черта – связь с процессами управления коллективами людей, организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Экономическая информация – совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.

Существенными признаками классификации экономической информации являются ее назначение и источники получения.

Пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника информации к ее потребителю, называются информационными коммуникациями.

Возможность и эффективность использования информации обуславливается такими ее потребительскими качествами (свойствами):

Репрезентативность – связана с правильностью отбора (обоснованность отбора, существование признаков);

Содержательность – отражает семантическую емкость (меньше слов, больше информации);

Полнота (достаточность) – для принятия правильно решения и без избыточности;

Доступность – обеспечивается выполнение соответствующих процедур ее получения и преобразования;

Актуальность – определяется степенью сохранения ценности информации для управления в интервале и момент времени;

Точность – степень близости к информации к информации о состоянии реального объекта;

Достоверность – измеряется вероятность того, что значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности;

Адекватность – это степень соответствия реальному объективному состоянию дел. Неадекватная информация образуется, если данные неполные и недостоверные, но если и используются неадекватные методы (например, плохой перевод).

Следует отметить, что в реальной жизни вряд ли возможна полная адекватность информации. Всегда присутствует некоторая степень неопределенности

1. Информацию можно подразделить по форме представления на 2 вида:

2. По области возникновения можно выделить информацию:

— элементарную (механическую), которая отражает процессы, явления неодушевленной природы;

— биологическую, которая отражает процессы животного и растительного мира;

— социальную, которая отражает процессы человеческого общества.

3. По способу передачи и восприятия различают следующие виды информации:

— визуальную, передаваемую видимыми образами и символами;

— аудиальную, передаваемую звуками;

— тактильную, передаваемую ощущениями;

— органолептическую, передаваемую запахами и вкусами;

— машинную, выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники.

4. Информацию, создаваемую и используемую человеком, по общественному назначению можно разбить на три вида:

— личную, предназначенную для конкретного человека;

— массовую, предназначенную для любого желающего ее пользоваться (общественно-политическая, научно-популярная и т.д.) ;

— специальную, предназначенную для использования узким кругом лиц, занимающихся решением сложных специальных задач в области науки, техники, экономики.

5. По способам кодирования выделяют следующие типы информации:

— текстовую, основанную на использовании комбинаций символов. Здесь так же, как и в предыдущей форме, используются символы: буквы, цифры, математические знаки. Однако информация заложена не только в этих символах, но и в их сочетании, порядке следования. Так, слова КОТ и ТОК имеют одинаковые буквы, но содержат различную информацию. Благодаря взаимосвязи символов и отображению речи человека текстовая информация чрезвычайно удобна и широко используется в деятельности человека: книги, брошюры, журналы, различного рода документы, аудиозаписи кодируются в текстовой форме.

— графическую, основанную на использовании произвольного сочетания в пространстве графических примитивов. К этой форме относятся фотографии, схемы, чертежи, рисунки, играющие большое значение в деятельности человек.

Источник

Лекция по информатике 6

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Один из основоположников информатики как науки Норберт Винер о понятии информация говорил так: «Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших органов чувств».

Наиболее общее понимание термина «информация» состоит в том, что информация – это отражение разнообразия в существующем мире. Важно помнить при изучении данного термина, что ни одна из приведенных трактовок не может считаться определением.

Информация может существовать в виде:

текста, рисунков, фотографий, чертежей

световых или звуковых сигналов

электрических и нервных импульсов

запахов и вкусовых ощущений

хромосом, посредствам которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т.д.

Свойства информации (с точки зрения бытового подхода к определению информация):

Релевантность – способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя;

Полнота – свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект или процесс;

Своевременность – способность информации соответствовать нуждам в нужный момент времени;

Достоверность – свойство информации не иметь скрытых ошибок. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, если устареет и перестанет отражать истинное положение дел;

Доступность – возможность получения информации данным потребителем;

Защищенность – свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения информации;

Эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

Информационный процесс – это процесс, в результате которого осуществляются прием, передача (обмен), преобразование и использование информации.

В информационных процессах выделяются перечисленные выше виды процессов: получение, хранение, передача, обработка, использование информации. Остановимся подробнее на каждом из указанных видов.

Получение информации – это прежде всего реализация способности к отражению различных свойств объектов, явлений и процессов в окружающем мире. Все живые существа, даже самые простейшие, воспринимают информацию об окружающей их среде и реагируют на нее в целях обеспечения условий для своего существования. Но говоря, о получении информации, имеется в виду не только фиксация в той или иной форме свойств окружающего мира. Получать информацию человек и другие живые организмы могут друг от друга, а также из тех или иных источников информации. Например, читая текст или слушая речь. Такое получение информации происходит в результате информационного процесса другого вида – процесса передачи информации.

Если сравнивать два понятия «информация» и «данные», то наиболее полно отражает реальный мир информация.

При передаче информации необходимо учитывать, тот факт, что информация при этом может теряться или искажаться, т.е. при передаче информации могут присутствовать помехи.

Обработка информации – прежде всего под обработкой информации понимают получение новой информации из уже имеющейся. Например, перевод русского текста на иностранный, сумма чисел. Под обработкой информации в информатике понимают преобразование информации из одного вида в другой, проводимое по строго формальным правилам (входная информация – преобразователь информации – выходная информация). Мы же под обработкой информации будем понимать любое преобразование ее содержания или формы представления.

Использование информации – это обязательный элемент формирования целенаправленной деятельности. Именно при использовании информации выявляются такие свойства, как ее новизна, актуальность, достоверность, объективность, полнота и т.п. Важно помнить, что свойствами этими информация обладает в рамках конкретного протекающего информационного процесса.

Хранение информации имеет большое значение для многократного использования информации, передачи информации со временем. С точки зрения человека, различная информация, в зависимости от степени ее важности и ценности, может иметь разное по длительности время хранения. Некоторую информацию человек способен хранить в течение всей жизни, другую же – от несколько секунд до несколько дней. Память человека не способна хранить всю получаемую информацию (следует отметить, что получение информации не прекращается ни на одну секунду).

Деятельность человека, которая связана с процессами получения, преобразования, накопления, передачи и использования информации называют информационной деятельностью.

Например: набор текста на компьютере – информационные процессы: ввод и хранение;

Ученик пишет изложение – информационные процессы: прием, обработка и передача.

Информационная деятельность человека

Для хранения и передачи информации человек создал язык, т.е. систему именования объектов окружающего мира и отношений между ними. Именно с помощью языка человек превращает получаемую информацию в знание, а также передает имеющиеся знания одного человека или общества в целом. Таким образом, информацией признается только то, что обязательно осознается человеком. Способы, посредством которых человек фиксирует и передает информацию, во многом определяю информационный вид цивилизации. А принципиальные изменения в таких способах называют информационной революцией.

Первой информационной революцией было изобретение письменности. Появилась возможность долговременного хранения информации и передачи накопленных знаний и культурных ценностей последующим поколениям без искажения (устный рассказ основывается на человеческой памяти, которая может стираться).

Второй информационной революцией считается изобретение книгопечатания. Теперь накопленная человечеством информация, представленная в виде текстов, становилась доступной каждому грамотному человеку. Развитие науки, образования привело к росту объема информации. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась, приблизительно, каждые 50 лет, то в последующие годы – каждые 5 лет.

По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос объем книг, рукописей и другой документации, появилась необходимость создания хранилищ – библиотек, архивов. Всю информацию, хранящуюся в них, необходимо было не просто хранить, а упорядочить и систематизировать, что по-прежнему оставалось прерогативой человека.

Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.

Первая ЭВМ «ENIAC» была разработана в США в 1945 году. В нашей стране первая ЭВМ была создана в 1951 году под руководством академика В.А. Лебедева. Правда, одних компьютеров здесь недостаточно – нужны еще средства коммуникаций, способные доставить информацию от одного компьютера к другому. Иными словами, нужны компьютерная сеть и программные средства навигации в ней. Разработка способов и методов представления информации, технологий решения повседневных и научных задач с использованием компьютеров стала важным аспектом деятельности людей многих профессий.

Третьей информационной революцией было создание сети Интернет, когда вся накопленная информация была переведена на электронные носители, а мощные компьютерные станции, объединенные в глобальные сети и снабженные эффективными средствами поиска информации, способны оперативно доставлять эту информацию пользователю практически из любого уголка планеты.

Включает в себя следующие составляющие:

психологическая готовность человека (пользователя);

навыки работы с различными информационными системами (компьютерными базами данных и библиотечными каталогами);

готовность к работе с современными программными средствами (современные программные средства имеют очень логичный интерфейс и нужно учиться работать не с какой-либо отдельной программой, а способу понимания любых программ);

умение классифицировать информацию, выделять общее и особенное;

навыки содержательной коммуникации.

Термин «информатика» произошел от двух слов «ИНФОРмация» и «автоМАТИКА».

Основными понятиями информатики являются информация, информационная модель, алгоритм, программа, компьютер как исполнитель алгоритмов, информационная технология, информационная система.

Под информатизацией общества понимают реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования членами общества достоверной информации, что в значительной мере зависит от степени освоения и развития новых информационных технологий.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Характерные черты информационного общества:
— решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
— обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
— главной формой развития станет информационная экономика;
— в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
— информационные технологии охватывают все сферы социальной деятельности человека;
— с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации.

Один из этапов перехода к информационному обществу — компьютеризация общества, где основное внимание уделяется развитию и внедрению компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

Основной инструмент компьютеризации — ЭВМ (компьютер). Человечество проделало долгий путь, прежде чем достигло современного состояния средств вычислительной техники.

Основными этапами развития вычислительной техники являются:

Ручной — с 5-го тысячелетия до н. э. Ручной период автоматизации вычислений начался на заре человеческой цивилизации. Он базировался на использовании пальцев рук и ног, а также счеты, логарифмические линейки.

Механический — с середины XVII века. Развитие механики в XVII веке стало предпосылкой создания вычислительных устройств и приборов, использующих механический способ вычислений.

Электромеханический — с 90-х годов XIX века. Электромеханический этап развития ВТ явился наименее продолжительным и охватывает около 60 лет — от первого табулятора Г. Холлерита до первой ЭВМ «ENIAC».

Электронный — с 40-х годов XX века. Начало электронного этапа связывают с созданием в США в конце 1945г. электронной вычислительной машины ENIAC.

Источник

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО!
1. Информацию в бытовом смысле чаще всего понимают как:

А. всевозможные сведения, сообщения, знания;

Б. сведения, передаваемые в форме знаков, сигналов;

В. сведения, уменьшающие неопределенность знаний;

Г. сведения, хранящиеся на материальных носителей;

Д. знания, получаемые об окружающем нас мире;

2. Самую высокую информационную нагрузку несет канал:

Д. мышечных рецепторов.

3. Для восприятия информации человек использует:

Д. каналы мышечных рецепторов.

4. Примером числовой информации может служить:

В. математические формулы;

Г. таблица умножения;

Д. детская считалка.

5. Носителем текстовой информации является…

А. книга, написанная на любом языке;

Б. любая книга, написанная на языке приемника информации;

6. Информация по способу ее восприятия человеком подразделяется на:

А. текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную;

В. социальную, техническую, биологическую, генетическую;

Г. научную, производственную, техническую, управленческую;

Д. зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую, мышечную, вестибулярную.

7. Информация по форме представления подразделяется на:

А. текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную;

В. социальную, техническую, биологическую, генетическую;

Г. научную, производственную, техническую, управленческую;

Д. зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую, мышечную, вестибулярную.

Источник

Информация вокруг нас. Виды и свойства информации

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что мы понимаем под информацией в бытовом смысле

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока Информация вокруг нас. Виды информации

На уроке вы узнаете: что означает термин «информация»; какие виды информации существуют; как человек воспринимает информацию; какими свойствами обладает информация

Информация в обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше»; в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов; в кибернетике (теории управления) под информацией понимает ту часть знаний, которая позволит принять правильное решение управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы

Для получения информации человек использует пять видов чувств обоняние

По способу восприятия информация может быть: Зрительной, Слуховой, Обонятельной, Осязательной, Вкусовой.

Органолептическая информация Виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств, называют органолептической информацией. Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% — посредством органов слуха и только 1% — при помощи остальных органов чувств.

По форме представления информация бывает Текстовая, Числовая, Графическая, Музыкальная, Жестовая…

Этапы работы с информацией Прием Обработка Передача Хранение

По общественному значению информация может быть личной – это знания, опыт, интуиция, умения, эмоции, наследственность конкретного человека; общественной – общественно-политическая, научно-популярная, т. е. то, что мы получаем из средств массовой информации. Кроме того, это опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.; обыденная – та, которой мы обмениваемся в процессе общения; эстетическая – изобразительное искусство, музыка, театр и др.; специальная – научная, производственная, техническая, управленческая.

Свойства информации: достоверность; полнота; ценность; своевременность; понятность; доступность; краткость

Достоверность Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений

Полнота Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки

Ценность Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека

Своевременность Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.

Понятность Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Доступность Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

Краткость Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях

Информацию можно: собирать; кодировать; защищать;

Термин «информатика» Термин «информатика» (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает «информационная автоматика».

Пример Вид информации Носители По способу восприятия По форме представления Задача по алгебре Письмо Картина Опера Радиопередача Телевизионная передача Аромат сирени Вкус лимона Желтый цвет

Вопросы Что подразумевается под понятием «информация» в бытовом, естественно-научном и техническом смыслах? Приведите примеры знания фактов и знания правил. Назовите новые факты и новые правила, которые Вы узнали за сегодняшний день. Приведите примеры информации: а) достоверной и недостоверной; б) полной и неполной; в) ценной и малоценной; г) своевременной и несвоевременной; д) понятной и непонятной; е) доступной и недоступной для усвоения; ж) краткой и пространной.

Вопросы От кого (или чего) человек принимает информацию? Кому передает информацию? Где и как человек хранит информацию? Что необходимо добавить в систему «источник информации — приёмник информации», чтобы осуществлять передачу сообщений? Какие типы действий выполняет человек с информацией? Приведите примеры ситуаций, в которых информация создаётся; копируется; обрабатывается; воспринимается; разрушается; запоминается; измеряется; делится на части; ищется; принимается; упрощается; передаётся; Приведите примеры обработки информации человеком. Что является результатами этой обработки?

Что мы понимаем под информацией в бытовом смысле

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что мы понимаем под информацией в бытовом смысле

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Что мы понимаем под информацией в бытовом смысле

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что мы понимаем под информацией в бытовом смысле

Данная презентация длу изучения темы Информация. Виды и свойства информации. В разработке содержится теоретический материал по теме: понятие информации, определения, классификация. Свойства информации представлены в интерактивной форме с гиперссылками на отдельные слайды презентации. Задания для выполнения представляют собой таблицу, в которой информацию нужно классифицировать по способу восприятия, форме представления и носителю. В заключение урока представлены вопросы по изученному материалу. Они могут использоваться как задания на закрепления матеариала или на следующем уроке для проверки знаний.

Номер материала: 286479

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что мы понимаем под информацией в бытовом смысле

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Что мы понимаем под информацией в бытовом смысле

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Что мы понимаем под информацией в бытовом смысле

До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ

Время чтения: 1 минута

Что мы понимаем под информацией в бытовом смысле

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что мы понимаем под информацией в бытовом смысле

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что мы понимаем под информацией в бытовом смысле

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *