Что мы помним о речевой ситуации

Презентация к уроку риторики «Что мы помним о речевой ситуации» 3 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что мы помним о речевой ситуации

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Что мы помним о речевой ситуации» Урок риторики в 3 классе

Риторик приветствует вас

Дыхательная гимнастика Сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух. «Задуть одну большую свечку». Представить, что на руке 3 свечи. «Побрызгайте бельё водой» Сделать глубокий вдох, а на выдохе считать до тех пор, пока не кончится воздух.

Речевая разминка Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить.

Речевая ситуация Адресант- КТО начинает разговор Адресат- с КЕМ говорят

С. 10 подготовьтесь в выразительному чтению по ролям Озаглавьте отрывок.

Речевая стуация Кто? Что? Кому? Зачем?

А чему учат вас, Когда вы идёте в класс?

Чему главному учат тебя в школе? Чему главному учат тебя дома?

Чему ты учишься на уроках риторики?

Домашнее задание Выучить скороговорку (любую). С. 11 выразительное чтение стихотворения.

Что мы помним о речевой ситуации

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что мы помним о речевой ситуации

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что мы помним о речевой ситуации

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что мы помним о речевой ситуации

Номер материала: ДA-050823

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что мы помним о речевой ситуации

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что мы помним о речевой ситуации

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что мы помним о речевой ситуации

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что мы помним о речевой ситуации

ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании

Время чтения: 1 минута

Что мы помним о речевой ситуации

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

Что мы помним о речевой ситуации

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Использование речевых ситуаций в работе по развитию речи на уроках русского языка (из опыта работы)

Всем хорошо известна та роль, которую играет речь как средство общения. Умение говорить, а также писать ясно, последовательно, убедительно и правильно – не только показатель культуры, но и одно из условий активного участия человека в общественной жизни страны. Действительно, есть ли что-нибудь важнее хорошо развитой речи? Без нее не может быть настоящих успехов в учении, нет настоящего общения между людьми. Вот почему так важно заниматься развитие речи учащихся, заниматься постоянно и целенаправленно. Несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, в практике работы школ данную проблему нельзя считать полностью решённой.

Речевая среда, которая окружает ребенка, не всегда удовлетворяет школу, а обучение речи пока имеет определенные недостатки. Как отмечает Н.И.Жинкин, основная трудность развития речи в школе состоит в том, что «ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи». Есть только один способ освободиться от этого недостатка. Надо, чтобы у ученика возникла потребность в коммуникации». (Жинкин Н.И Коммуникативные системы человека и развитие речи в школе. – В кн: Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому в IV – VIII классах. М.,1996, с.105).

Задача учителя в том и состоит, чтобы превратить «искусственное говорение» в естественное высказывание, направленное на достижение реальной цели. Как пишет В.И.Капинос, «чтобы приблизить обучение к естественным условиям общения, надо ввести учащегося в речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней» (Капинос В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности. – Русский язык в школе, 1978, №4, с.64).

Создание речевых ситуаций – это один из методических приемов, позволяющих эффективно работать над развитием речи учащихся на уроке. В педагогической литературе говорится, что среди речевых ситуаций, складывающихся на уроке, может быть выделено 2 вида: естественные и искусственные или специально – создаваемые учебно-речевые ситуации.

Естественными учебными речевыми ситуациями на уроках русского языка можно считать ответы учащихся на вопросы по грамматико – орфографическому материалу, упражнения, связанные с обнаружением и исправлением ошибок, доказательства, объяснения, формулировки орфографических правил и т.д.

Примерами искусственных или специально создаваемых речевых ситуаций могут быть такие: озвучивание картинок, то есть произнесение монологов за героев, изображенных на картинке, воображаемый рассказ об увиденном кому-то из близких, когда материалом для рассказа служит содержание картинки.

Приведу пример создания на уроке русского языка речевой ситуации при изучении темы «Предложение». Детям предлагается такое задание:

— У вас набор сюжетных картинок по теме: «Как дети отдыхали летом». Представьте себе, что это не картинки, а ваши фотографии. Вы показываете фотографии кому-то из своих друзей и рассказывает о том, как отдыхали летом, а вашему другу (подруге) очень интересно. Он спрашивает вас, интересуется. Вот что получилось. Говорит один ученик:

— Я, мой младший брат и мама поехали на дачу. Вот это мы около дома стоим. Летом было очень жарко, и мы часто купались. На этой фотографии плавает на матраце мой младший братик.

— А в лес вы ходили? (Вопрос задает друг).

— Ходили. Грибов было очень много. Вот на этой фотографии я стою с белым грибом.

— А маме вы помогали?

— Да. Смотри, я вырываю сорняки, а мой братик поливает цветы из маленькой лейки. Цветы у нас были самые красивые. Вечером мы читали книги и играли в настольные игры. Нам с братом очень понравилось отдыхать в деревне!

После беседы дети записывают в тетради 3 – 4 наиболее удачных предложения с разными знаками препинания.

При изучении заглавной буквы в словах можно предложить детям такую речевую ситуацию:

— Представьте себе, что вы экскурсоводы. Вы рассказываете туристам о Москве. Какие достопримечательности вы им покажете, о каких интересных местах в Москве расскажете? В рассказе употребите слова, которые пишутся с большой буквы.

Вот пример еще одного задания:

— Девятого мая наша страна отмечает великий праздник – День Победы. Представьте себе, что вы приехали на праздник из далекого сибирского города. Вам очень понравилось на празднике, осталось множество ярких впечатлений. Вы вернулись домой и рассказываете родным и друзьям, каким же был праздник в столице, как была украшена Красная площадь. Помните: ваша задача поделиться с близкими теми впечатлениями, которыми вы наполнены.

В учебниках русского языка (2 и 3 класс) есть ряд заданий, связанных с составлением задач по картинкам на основе данных вопросов. Ребенок должен прочитать вопросы и ответить на них. Я попробовала выполнить это упражнение с использованием речевой ситуации. После того, как дети рассмотрели картинки, я обратилась к ним с вопросом:

— Представьте себе, что после уроков мы отправились на экскурсию на автомобильный завод. Кто работает в цехах? Что делают рабочие? Что помогает людям выполнять работу быстро и чётко? Давайте выйдем на улицу, во двор завода. Что мы видим во дворе? Что произойдет с машинами потом? Какое у вас впечатление после посещения автомобильного завода?Учитель выслушивает несколько рассказов учеников. При проведении такой работы нужно обязательно добиваться, чтобы ребёнок передавал свое отношение к происходящему. А для этого необходимо вызвать у него интерес, желание поделиться своими мыслями, причем не только рассказывать самому, но и слушать рассказ своего товарища. Кроме того, важно создать в классе доброжелательную атмосферу, атмосферу заинтересованности, внимания и уважения.

Для того, чтобы выяснить, влияет ли прием создания речевых ситуаций на качество детских сочинений, на отношение детей к работе, я провела сочинение по одной и той же теме в двух третьих классах: в своем и параллельном. Передо мной стояла задача – создать в одном классе речевую ситуацию при написании сочинения, а в другом классе построить работу над сочинением без использования этого приёма и полученные результаты сравнить. Работу над сочинение в своем классе я построила так. В начале урока я сообщила детям тему сочинения:

— Ребята, через год вы уйдете из начальной школы и у вас будут другие учителя. А я так привыкла к вам и полюбила вас, что буду грустить. И чтобы я не очень скучала, напишите мне письма. В письме опишите ваш самый дорогой и памятный день или случай, который вы надолго запомнили. Когда мне будет грустно, я открою ваши письма и прочитаю их. Мне очень интересно знать, о чем вы напишете в них.

После такого вступления дети сразу забросали меня вопросами:

— Можно я вам большое письмо напишу?

— А можно не один день описать, а несколько? Я убедилась: ребята почувствовали, что их «письма» мне нужны, они загорелись желанием писать, мне было трудно остановить их и заставить немного подождать.

В процессе непосредственной подготовки к написанию сочинения мы уточнили тему (о чем же будем писать). Говоря о содержании нашего сочинения, вспомнили, зачем мы пишем «письмо» (чтобы сделать приятное учительнице). Еще раз подчеркнули, что писать нужно так, чтобы передать свое отношение к тому, о чем пишешь. Я напомнила детям, что материал нужно излагать последовательно. Подготовка языкового оформления проходила одновременно с подготовкой содержания. Орфографическая подготовка происходила по ходу работы. Создание сочинения завершилось самопроверкой.

В параллельном классе я тоже провела сочинение по данной теме, но уже без создания речевой ситуации.

В начальной урока я сообщила детям, что они будут писать сочинение по теме: «День (случай), запомнившийся мне надолго». Далее работа проводилась так же, как и в моём классе.

Что же я обнаружила? Вот мои наблюдения. Когда я сообщила тему, то особой радости это сообщение у детей не вызвало. Ребята постоянно задавали вопросы:

— «О чем писать?» или «Что нужно написать?». Некоторые ребята долго не могли приступить к работе. Написали, правда, быстро – за 15 – 20 минут. Не было особого подъема, творческого настроя перед работой. Желание писать было не у всех. Писали многие без интереса, а потому у большинства ребят получилось не художественное рассказывание, а описание делового стиля, связанное с перечислением конкретных фактов. В связи с тем, наверное, что не было особой заинтересованности перед началом работы, ребята не утруждали себя воспоминаниями. Некоторые ученики описали даже обычный рабочий день.

Если сопоставить работы двух классов, то в них можно увидеть следующие различия.

У детей моего класса было огромное желание писать, делиться своими мыслями, так как они чувствовали заинтересованность учителя в их работе. Их речевая деятельность поддерживалась и направлялась определенным мотивом. Их сочинения по объему были больше, по содержанию интереснее, чем сочинения параллельного класса. Почти все ученики моего класса рассказывали об одном дне (случае), писали последовательно, а ученики параллельного класса писали о разном понемногу.

Главная цель, ради которой проводилась вся работа, была достигнута: большинство ребят моего класса писали так, что я почувствовала и увидела то, что чувствовали и видели мои ученики. Они передавали в сочинении свои мысли, чувства. Для себя я сделала вывод, что создание речевой ситуации, близкой учащимся, вызывающей у них живой эмоциональный отклик, помогло детям почувствовать смысл своей работы, потребность в ней. Я убедилась, что именно такая организация работы над сочинением способствует наибольшему обогащению речи ребенка, помогает ему учиться думать, рассуждать, накапливать речевой опыт.

Источник

Урок русского языка по теме «Речевая ситуация и ее компоненты». 10-й класс

Класс: 10

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, возможность работы с программой для создания компьютерных пазлов.

1. Организационный момент.

Цели ученика: определить цель своей работы на уроке, познакомиться с требованиями к уровню подготовки.

Цели учителя: подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, создать комфортную обстановку.

Учитель обращается к ученикам со вступительным словом. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, помогают формулировать цели урока.

Учитель произносит приветственное слов и завершает его вопросами: “А как вы считаете, что же необходимо, чтобы быть счастливым и успешным? А что помогает нам обеспечивать понимание?

Тема нашего сегодняшнего урока – “Речевая ситуация и ее компоненты”. (слайд)

2. Опрос учащихся по заданному материалу.

Цели для ученика: определить уровень своих знаний по теме “Стили речи”

Цели для учителя: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Учитель формулирует задания для учащихся, проверяет выполнение работы с привлечением учащихся. Учащиеся собирают разрезанную таблицу.

Учитель: Что вы помните о стилях речи. Это должно помочь нам в изучении темы. Какие стили речи вам известны? (После того, как все стили речи названы, открывается слайд с их перечислением). На столах у каждой группы разрезанная таблица (Приложение 1). Соберите эту таблицу, выстроив в одну строку признаки одного функционального стиля речи. По одному человеку от каждой группы идут выполнять подобную работу на доске. (Два человека работают с подобной таблицей на магнитной доске, два человека собирают компьютерные пазлы с помощью интерактивной доски.) На выполнение работы две минуты.

Проверка выполнения работы: сначала проверяются учащиеся у доски, они получают оценки (правильно составленная таблица оценивается на “отлично”, если есть недочеты в одной-двух строках – “хорошо”). Группы сообщают учителю о правильности или неправильности выполнения работы, вносят коррективы. Если учащиеся у доски допускают ошибки, учитель предлагает другим учащимся помочь им в выполнении работы.

3. Изучение нового материала.

Цели для ученика: иметь представление о сути понятия речевая ситуация, ее компонентах.

Цели для учителя: дать учащимся конкретное представление об изучаемом понятии, добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, на основе приобретаемых знаний формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции.

Метод: эвристическая беседа, составление и дополнение кластера.

Учитель: Посмотрите еще раз на нашу таблицу. Три колонки из нашей таблицы и определяют содержание речевой ситуации. Как вы думаете, какие? Да, наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем мы говорим и зачем мы это делаем, т.е. от речевой ситуации. В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи, потому что меняется наша цель. В терминах лингвистики речевую ситуацию определяют как сложный комплекс внешних условий общения и внутренних реакций общающихся, находящих выражение в каком-либо высказывании. (слайд) Запишите это определение в тетрадь.

А теперь работая в группах, попробуйте определить признаки речевой ситуации. Для этого составьте кластер на тех листах, которые у вас в группах имеются. Каждая группа работает своим фломастером. На выполнение работы 3 минуты. Передайте свой лист другой группе. Внесите в него, если это необходимо, дополнения. Работаем по часовой стрелке, пока листы командам не вернутся. Вы видите все дополнения, которые внесли ваши товарищи. А теперь сравним с тем, что предлагают лингвисты.

Дополните свои кластеры.

4. Закрепление учебного материала.

Цели для учащихся: применить полученные знания при анализе текстов, создании своих высказываний.

Цели для учителя: формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций учащихся.

Учитель предлагает учащимся проанализировать тексты, создать свое высказывание. Учащиеся анализируют тексты, создают свое высказывание.

А теперь поработаем с текстами. Каждая группа работает с двумя текстами. Отвечает кто-то один от группы.

Задание 1. Прочитайте тексты (Приложение 2). Определите компоненты речевой ситуации. Насколько эффективно реализуются в них коммуникативные задачи (задачи общения): заинтересовал ли текст, осуществилось ли сообщение, общение или воздействие (в зависимости от ситуации)?

Задание 2. А теперь попробуем сами поучаствовать в речевой ситуации. Две группы готовят рассказ с целью убедить нас прочитать какую-то книгу, аргументировав для этого свою оценку. Еще две группы готовят рассказ о прочитанном программном произведении с целью доказать, что они это произведение прочитали. На выполнение 5 минут.

Задание 3. Работа с ассоциативным орфографическим словарем. Слово “эмоция”. Запишем слова-опоры: эмоция, эмоциональный, этика, экспрессивный. Как вы думаете, имеют ли эти слова какое-либо отношение к нашей теме? (ответы учащихся)

Учитель: Действительно, речевая ситуация – сложное соединение внешних обстоятельств и внутренних психологических реакций, которые побуждают собеседников обмениваться информацией. Чтобы речь была эффективной, следует соблюдать некоторые принципы:

Принцип гармонии речевого события (соответствие содержания речи условиям речи);

Принцип речевого этикета (говорить со слушателем как с равноправным партнером, уважать мнение слушателя, быть заинтересованным во взаимодействии со слушателем). (слайд)

Задание 4. Просмотр видеоролика. Соблюдаются ли здесь принципы эффективного общения? (ответы учащихся).

Задание 5. Вам тоже приходится на уроках часто выступать в роли выступающего. Составьте в группах свои советы выступающему (3-4 совета). На выполнение задания- 4 минуты. Заслушиваются выступления групп.

5. Рефлексия и задание на дом.

Цели для учащихся: создать письменное высказывание с учетом речевой ситуации – сочинение-рассуждение на ЕГЭ.

Цели учителя: формирование языковой и коммуникативной компетенции учащегося, подготовка к ЕГЭ.

Прочитайте текст. Вот над этим вопросом: “Нужно ли скрывать свои эмоции в речи?” вы и поразмышляете дома. Ваши размышления должны быть оформлены как сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по русскому языку. Попробуйте поработать в такой речевой ситуации. Оценивание выполнения домашнего задания будет проходить по критериям ЕГЭ.

Подведение итога урока.

— Вспомните цели, которые вы перед собой ставили. Вы их достигли?

— Проверим, готовы ли вы выполнить мои требования:1.Что же такое речевая ситуация? Назовите ее компоненты.

— Оцените нашу совместную деятельность на рефлексивной мишени. Поставьте точку в каждом их четырех секторов, оценивая содержание урока (интересно, полезно), формы работы на уроке (интересные, эффективные), свою деятельность и деятельность учителя. Чем ближе к десяточке, тем выше ваша оценка происходящего на сегодняшнем уроке.

Я тоже оценила наш урок с помощью рефлексивной схемы. Я говорю наш урок, потому что невозможно научить того, кто не хочет учиться. Сегодня я видела ваше желание учиться. Спасибо вам за урок.

Источник

Презентация урока по русскому языку «Речевая ситуация»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что мы помним о речевой ситуации

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:
Описание слайда:

В разных речевых ситуациях используются разные стили речи
Разговорный (1-1, н-о, общение).
Художественный
(1- много, воздействие).
Научно-деловая речь (1- много, о-о сообщение)

Описание слайда:

Научный и деловой стили речи относятся к книжной
речи и противостоят разговорной.
В этом их сходство.
Оба используются в официальной обстановке (о/о, 1 – много) с целью сообщения каких-либо сведений.

Описание слайда:

Разграничение деловой и научной речи

Описание слайда:

Язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи.
В. Солоухин

Описание слайда:

Содержит сведения практического характера, помогающие человеку в конкретных жизненных ситуациях: как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (кулинарный рецепт), воспользоваться бытовыми приборами (инструкция по их применению) (сообщение+ инструкция).
Различия в характере сообщения

В научном сообщении раскрываются научные понятия, излагаются научные теории.
Цель – расширить знания людей о мире, помочь им понять окружающую действительность (сообщение+объяснение)
Сведения имеют познавательную ценность.

Описание слайда:

Вернуться в главную презентацию

Описание слайда:
Описание слайда:

Объясните, почему данные документы вызывают смех
Найдите ошибки!
Записка в дневнике
Уважаемые родители! Поскольку Ваш сын опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзаменах, и я буду вынужден выставить его из школы. Директор школы В. Петров.
Записка сына, обращенная к матери
Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома № 11 по ул. Северной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42 на сумму 303 (триста три) рубля.

Заявление служащей начальнику
Дорогой Иван Иванович!
Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им. С приветом, Ксения Петровна. 25 сентября 2011 г.

Описание слайда:

Карточка «Я делаю вывод».

Вставьте пропущенные слова, сформулируйте вывод.

В научном сообщении раскрываются……………………………………………………………, излагаются ……………………………………………………… Цель научного стиля– ……..……………………………………………………………… (сообщение + объяснение). Сведения имеют……………………………. ценность.
Деловое сообщение содержит сведения …………………………… характера, помогающие человеку в ……………………………………….. ситуациях: как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (……………………..), воспользоваться бытовыми приборами (…………………………………) (сообщение + ……………………).

Описание слайда:

Карточка « Мое открытие»

Описание слайда:

Домашнее задание
(по выбору)
1. Напишите объявление в газету о пропавшей собаке (кошке, попугае). Определите стиль речи.

2. Составьте и запишите для Энциклопедического словаря определение слову «ветер». Определите стиль речи.

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *