Что мы оплачиваем при поездке в такси
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Водители легковых такси не вправе требовать с пассажира дополнительную плату за провоз багажа.
Водители легковых такси не вправе требовать с пассажира дополнительную плату за провоз багажа.
Специалисты Управления поясняют, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси регулируется Федеральным законом от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Устав), Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. №112 (Правила).
Согласно ч. 1 ст. 31 Устава, п. 102 Правил перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.
В соответствии со ст. 787 Гражданского кодекса РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
В случае перевозки пассажиров и багажа легковым такси пассажир фрахтует весь легковой автомобиль. Плата за пользование легковым такси определяется либо в виде фиксированной платы независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.
Из этого следует, что пассажир оплачивает пользование всем легковым автомобилем, в том числе и его багажным отделением, и требовать с пассажира дополнительную плату за багаж водители легковых такси не вправе.
При этом обращаем внимание, что в соответствии со ст. 33 Устава нормы перевозки багажа, провоза ручной клади легковым такси устанавливаются фрахтовщиком. Фрахтовщик вправе отказать в принятии багажа для перевозки, провозе ручной клади легковым такси, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечают требованиям, установленным Правилами.
Правилами установлены следующие требования к перевозимому в легковых такси багажу и ручной клади:
· в легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида (пункт 112);
· багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения (пункт 113);
Отражаем расходы на такси в налоговом учете (нюансы)
Расходы на проезд в такси командированного работника
Сотрудник, направленный в командировку, может воспользоваться службой такси для проезда к вокзалу, аэропорту, месту проживания, а также к месту его постоянной работы в период выполнения командировочного задания. П. 12 ст. 264 НК РФ позволяет отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на командировки, в т. ч. проезд работника к месту работы и обратно. Вид транспорта, который при этом может быть использован, не оговорен.
В этой связи встает вопрос: можно ли учитывать в составе прочих расходов проезд на такси работника, находящегося в командировке? Разъяснения по нему дает Минфин (см. письма от 02.03.2017 № 03-03-07/11901, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183, от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223). И вывод из них следует, что можно — при условии документального подтверждения и экономической обоснованности затрат.
Какие документы могут подтвердить оплату за проезд в такси? Это может быть чек ККТ или квитанция на оплату пользования услугами такси. В постановлении правительства от 14.02.2009 № 112 можно найти обязательные реквизиты, утвержденные для подобных квитанций.
В случае отсутствия хотя бы одного из выше перечисленных реквизитов документ считается непригодным для подтверждения расходов работника организации на проезд в такси.
Для экономического обоснования поездок на такси во время нахождения в командировке стоит получить от работника служебку с пояснениями выбора именно этого вида транспорта: график работы, при котором сложно добираться на общественном транспорте, удаленность места работы или временного проживания от остановок общественного транспорта. В противном случае от поездок в такси или от признания платы за них в расходах для прибыли лучше отказаться.
Можно ли учесть расходы на каршеринг для сотрудников в налоговом учете? Какими документами подтвердить такие затраты? Ответы на эти и другие вопросы есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Ознакомиться с тем, какие расходы возмещаются командированному работнику, облагаются ли они НДФЛ, можно в этой статье.
Расходы на такси до работы и обратно
Можно ли учесть расходы на такси для доставки работника на работу и возврата его домой? Этот вопрос вызывает много споров у бухгалтеров. И к таким расходам трепетно относятся проверяющие. По учету расходов на доставку сотрудников до места работы и обратно, в том числе с применением такси, Министерство финансов РФ дало разъяснение в письмах от 16.03.2017 № 03-04-06/15198, от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181. Исходя из писем, делаем выводы: расходы на такси для доставки работника на работу и обратно можно учесть в качестве уменьшающих налог затрат при соблюдении одного из двух условий:
Для принятия расходов они должны быть обязательно документально подтверждены. Об обязательных реквизитах на документах, подтверждающих пользование службой такси, уже говорилось.
Расходы на такси для работников в служебных целях
Для расширения клиентской базы, с целью улучшения качества услуг, увеличения продаж организации направляют работников к своим клиентам (заказчикам). Производственной необходимостью может быть вызвана не признаваемая командировкой поездка работника на такси до контрагента, с которым фирма сотрудничает. Можно ли учесть эти расходы при налогообложении прибыли?
Можно, в случае если поездки на такси работник применял именно для служебных целей, эти поездки документально подтверждены и их служебное предназначение письменно обосновано. Руководителю следует издать приказ с указанием работников, которые для выполнения своих должностных обязанностей могут пользоваться услугами такси. А работники должны предоставлять служебные записки с обоснованием необходимости поездки на такси.
Если должностные обязанности работника в принципе предусматривают регулярные поездки, организации необходимо в трудовом договоре или локальном нормативном акте указать разъездной характер его работы. И документально подтвержденные расходы на такси принимать к налоговому учету.
Если работники организации в ходе своей работы вынуждены часто прибегать к услугам такси, для безболезненного принятия к налоговому учету таких расходов организации желательно заключить договор на оказание услуг такси с соответствующей фирмой. Расчеты с такси производить по банку на основании выставленных счетов или согласно условиям договора. В этом случае для подтверждения расходов у организации будет банковская выписка со списанными на оплату услуг суммами, а также подтверждающие осуществление данных поездок первичные документы, предоставленные службой такси.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы учли затраты на такси для командированного сотрудника. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Расходы на такси как представительские расходы
Редко какая организация в процессе своей деятельности может обойтись без организации официальных приемов, переговоров. Расходы на доставку официальных лиц организации-налогоплательщика к месту проведения представительского мероприятия и обратно прямо упомянуты в качестве представительских расходов в п. 2 ст. 264 НК РФ. Для принятия их к учету необходимо, чтобы они были документально подтверждены. Для этого в организации должны быть сформированы:
Если расходы на доставку с использованием такси упомянуты в отчете, имеются подтверждающие документы, то такие расходы учитываются в прочих расходах, связанных с реализацией и производством.
ВАЖНО! Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Подробнее о нормировании представительских расходов читайте в этой статье .
Расходы на такси в бухгалтерском учете
Порядок использования такси работниками организации в служебных целях определяет ее руководитель. Его решением с изданием соответствующего приказа или разработкой локального нормативного акта, регламентирующего использование службы такси в служебных поездках, проезд сотрудников в такси может подлежать оплате.
Такие расходы, подтвержденные соответствующими документами, в бухгалтерском учете учитываются, согласно пп. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (приказ Минфина от 06.05.1999 № 33н), как расходы по обычным видам деятельности.
Отражение в учете данных расходов, произведенных за наличный расчет, происходит на основании авансового отчета работника с приложением подтверждающих документов.
В бухучете проводки следующие:
Дт 26 Кт 71 — отражены представительские расходы на такси;
Дт 20 (26, 44) Кт 71 — отражены расходы работника на такси во время командировки.
Точно также проводятся расходы работников на такси в связи с выполнением служебных обязанностей:
Дт 71 Кт 50 — компенсированы расходы сотруднику.
Для отражения затрат на такси в бухгалтерском учете, как и в налоговом, сотрудник должен представить подтверждающие документы, а также служебку с пояснением маршрута следования.
Если организацией заключен договор со службой такси, расходы, связанные с передвижением сотрудников на такси, отражаются проводкой:
Дт 20 (26, 44) Кт 60 — отражены расходы, связанные с рабочими поездками сотрудников на такси.
Итоги
Расходы на оплату такси, связанные с хозяйственной деятельностью организации, привлекают особое внимание бухгалтеров и проверяющих. Для возможности их учета при расчете налога на прибыль, а также во избежание начисления НДФЛ и взносов с сумм компенсации расходов на такси работникам в организации должен быть проработан регламент пользования службой такси в рабочих поездках. С данным регламентом должны быть ознакомлены все сотрудники, чтобы не попасть на оплату проезда в такси за свой счет.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Новые правила перевозок пассажиров и багажа. Права потребителей услуг такси
Новые правила перевозок пассажиров и багажа. Права потребителей услуг такси.
Роспотребнадзор напоминает: с 1 января 2021 года вступили в действие Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (постановление Правительства РФ от 01.10.2020 г. №1586). Ранее действующий документ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. №112, утратил силу.
Правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, а также условия таких перевозок и предоставления транспортных средств.
Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого пассажиром непосредственно с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению перевозчика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени, или путем принятия к выполнению перевозчиком заказа пассажира.
Заказ пассажира принимается перевозчиком с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения перевозчика или его представителя. Перевозчик обязан зафиксировать принятый к исполнению заказ в журнале регистрации, который ведется на бумажном носителе или в электронной форме, путем внесения в него следующей информации:
Перевозчик обязан:
Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется пассажиром. Если маршрут потребителем не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему пути или по пути с наименьшими затратами времени на перевозку.
Плата за пользование такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси.
В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.
Багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения.
Легковое такси оборудуется перевозчиком опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства.
На кузов легкового такси перевозчиком наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.
На передней панели легкового такси справа от водителя перевозчиком размещается следующая информация:
Командированный работник вправе требовать компенсацию расходов на такси
Вопрос: Работник организации направлен в командировку. Вылет осуществляется поздно ночью, общественный транспорт в данное время не функционирует. Имеет ли работник право потребовать от работодателя выплаты компенсации за услуги такси для поездки от места его проживания до аэропорта, если локальными нормативными актами организации-работодателя предусмотрен возврат денежных сумм, потраченных на пользование общественным транспортом?
Ответ: Работник вправе требовать компенсации понесенных расходов при пользовании такси, для проезда от места его проживания до аэропорта.
Следовательно, закон дает работодателям полномочия по принятию локальных нормативных актов, которые регламентируют определенные особенности осуществления трудовых отношений у конкретного работодателя.
Соответственно, осуществление работником своих трудовых обязанностей за пределами места постоянной работы, ограниченное определенным сроком, признается служебной командировкой.
Исходя из норм статьи 167 Трудового кодекса, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Трудовое законодательство гарантирует возмещение работнику понесенных им расходов, связанных со служебной командировкой.
Основываясь на нормах части 1 статьи 168 Трудового кодекса, в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Данная норма четко устанавливает круг расходов, которые возмещаются работнику в обязательном порядке.
Частью 2 статьи 168 Трудового кодекса установлено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Следовательно, расходы, не указанные в части 1 статьи 168 Трудового кодекса возмещаются исходя из положений локальных нормативных актов, или по согласованию с работодателем.
Нормами пункта 1 статьи 789 ГК РФ установлено, что перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Следовательно, такси является видом транспорта общего пользования, так как в силу закона лицо, осуществляющее услуги такси, обязано осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Пунктом 12 Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (далее – Инструкция, применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу и Постановлению Правительства РФ от 13.10.2008 N 749) расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются командированному работнику в размере: стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси), включая страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по предварительной продаже проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями.
Командированному работнику оплачиваются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта.
Данная норма устанавливает, что расходы по проезду к месту командировки включают стоимость услуг общего транспорта.
При этом в ней нет ограничения в части такси.
Принимая во внимание все изложенное выше, можно сделать обоснованный вывод, что работник вправе требовать компенсации понесенных расходов при пользовании такси для проезда от места его проживания до аэропорта.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
Грабли: как таксисты обманывают «по счетчику»
Коллега приехала в Нижний Новгород на поезде поздно ночью. Приложения для вызова такси на смартфоне не было, устанавливать его она не стала: ей надо было всего лишь добраться до гостиницы. Номер такси коллега нашла в Гугле по запросу «заказ такси».
При заказе по телефону она не выбрала тариф, а оператор его не уточнил. Стоимость поездки по телефону не назвали. На вопрос про тарифы оператор ответил: «Как на сайте» — и сослался на дорожные условия и таксометр.
Коллега удивилась стоимости и отказалась платить. В ответ таксист пригрозил полицией. Была поздняя ночь, после поезда хотелось отдохнуть — пришлось заплатить, чтобы не тратить время и нервы.
Это неприятная ситуация, но ее можно было избежать. Расскажу, как правильно выбирать такси и платить за поездку.
Вкратце: вот что можно было сделать по-другому
Выбор такси
Такси надежнее всего заказывать через приложения известных операторов. Там сразу видны все условия, можно заранее рассчитать стоимость поездки. Но приложения работают не везде, и не всегда есть время и силы выяснять, как с ними обстоят дела в новом городе.
Коллега нашла сервис такси в поисковике — перешла по рекламной ссылке. Это рискованно, потому что поисковики проверяют рекламируемые сайты поверхностно. Мне удалось найти несколько сайтов такси с другими названиями, но тем же номером телефона и расценками. Такие сайты-клоны — один из признаков мошенничества.
Надежнее прокрутить несколько первых результатов поиска и выбрать тот, где нет значка «реклама».
Еще один опасный вариант выбора такси — поиск по карте. На первый взгляд это кажется логичным — заказать такси там, откуда оно приедет быстрее. Но на бумаге таксопарк могут разместить где угодно: например, у коллеги он оказался в здании нижегородского железнодорожного вокзала — куда уж ближе для приезжих.
А вот проверить найденный таксопарк по карте полезно, потому что там видны отзывы клиентов. У героев этой статьи они сплошь негативные и эмоциональные.
В приложении «Яндекс-карты» я нашел здание нижегородского вокзала и в поиске указал «такси». Все таксопарки отмечены на карте рядом с вокзалом
Выбор тарифа
На сайте такси обычно стоимость поездки не рассчитывается — это нужно делать самому по указанным тарифам. Некоторые этим пользуются.
Сработала и ловушка с выбором тарифа. Из-за неудобного сайта коллега не стала в них разбираться сама, а спросила оператора такси. Уклончивый ответ «как на сайте» она восприняла так, будто ее отвезут «Экономом», как обычно делают по умолчанию крупные операторы. Тот же ответ она приняла и от водителя.
Но если сервис сделан так, чтобы вводить клиентов в заблуждение, а не решать их проблемы, сложно надеяться на его порядочность.
На сайте такси нашлось несколько тарифов с привычными названиями, но различаются они только стоимостью поездки. Я не нашел, к примеру, какие машины используют для «Эконома», а какие — для «Комфорта». Ничего нет и про дополнительные услуги.
Зато в конце страницы есть приписка, что, если при заказе такси не выбрать тариф, это сделают за клиента — в зависимости от загрузки. Судя по ценам на сайте, коллегу прокатили по тарифу «Бизнес», пусть и на Киа Рио.
Оплата поездки
Но именно такое чувство и стараются вызвать у клиентов таксисты. На самом деле это они нарушают закон, когда не дают клиенту всей информации об услуге. Поэтому если таксист с наглым видом заявляет, что сейчас вызовет полицию, то имеет смысл радостно согласиться, а когда полиция приедет — написать заявление по факту мошенничества.
ст. 127 УК РФ — «Незаконное лишение свободы»
Скорее всего, таксист из такого таксопарка не захочет общаться с полицией и уедет раньше — или согласится на меньшую сумму. При этом оплачивать ожидание полиции по тарифам такси вы не обязаны. А если таксист не выпускает вас из машины — пишите заявление о незаконном лишении свободы. Это уже уголовная статья — напомните об этом водителю.
Заявление в полицию
Даже если остались без чека и не помните номер машины, это не помешает написать заявление в полицию. В заявлении укажите время вызова, номер телефона такси, откуда и куда вас отвезли. Добавьте, что изначально договорились об одной цене поездки, а в дороге она возросла. Если таксист угрожал вас высадить или чем-либо еще и в результате вы заплатили больше, чем договаривались изначально, тоже обязательно об этом упомяните — и попросите привлечь таксиста к ответственности.
Полиция найдет машину по камерам дорожного наблюдения или напрямую через службу такси. Заодно напишите жалобу в Роспотребнадзор: действия сервиса нарушают и ваши права потребителя.
Даже если все это не поможет вам вернуть деньги, возможно, ваши действия уберегут будущих клиентов сервиса.
Если сталкивались с другими разводами, пишите. Прищуримся.