Что мы можем узнать прочитав летописи былины жития

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 1. Что такое летопись

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Былины. Летописи. Жития.

Летопись— запись событий по годам.

Келья – отдельная комната монаха в монастыре.

Перо – роговое образование на коже птиц.

(В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).

Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.

Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.

Чернильница – небольшой сосуд для чернил.

Хартия – старинная рукопись.

Былина – русская народная эпическая песня сказание о богатырях.

Житие – повествовательный жанр описание жизни.

Ключевые слова: Былины. Летописи. Жития.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 138 с.: ил. С. 138-142

Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.

Основное содержание урока.

В- Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы?

О-(Летописи, былины, жития.)

— Мы с вами узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности.

В-Ребята, рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?

-Как вы думаете, почему он изображен именно в этом разделе?

-А почему летопись и Илья Муромец связаны между собой?

В- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

В-Какую цель поставим на урок?

О- Сегодня на уроке мы узнаем, как появились летописи, былины, почему летописи стали называться летописями,кто записывал летописи.

В-Ребята, как вы думаете, почему книги, различные документы в древности называли рукописями?

О- Их называли рукописями потому что они были написаны вручную.

Как было уже упомянуто раньше, рукописные книги были очень дорогими и чтобы уберечь их от пожаров и других стихийных бедствий, их помещали в специально отведенные места – библиотеки и архивы, которые находились в монастырях и церквях.

В-А зачем нужны летописи?

О-Дело в том, что каждый человек, когда он строит какие-то планы, непременно опирается на свой опыт, вспоминает события из своей жизни или из жизни своих родителей. Это его личная память. Так же происходит и с любым народом. Лучше понять окружающий мир, объяснять многое происходящего в нём помогает народу его историческая память. Многие тысячи лет назад нашим предкам помогали сохранять в памяти прошлое устные сказания, предания песни, былины, сказки-всё то, что называют произведениями устного народного творчества. С появлением письменности сведения о самых важных событиях в жизни народа стали записывать в летописях. Записи делались из года в год, или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей-летописи.

Самые древние русские летописи не сохранились. Узнать, о чём в них рассказывалось, мы можем благодаря труду монахов-летописцев, которые не только писали о современных им исторических событиях, но и переписывали старые летописи.

-Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? Чтобы узнать об этом подробно, мы с вами совершим путешествие в историческое прошлое и узнаем как создавались летописи.

-Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий? Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.

При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

— Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в 12 век, в Киево-Печёрский монастырь, где в келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала, есть».

— Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его называется ЛЕТОПИСЬ.

В- Откуда же он брал сведения о событиях прошлых лет?

О- (Из произведений устного народного творчества – песен, былин, преданий).

В- Как понимаете слово летопись?

О- (Запись событий по годам).

В- Как называлась начальная русская летопись?

О- (Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.

Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).

Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют душой России. В XII веке в России центр княжеской власти перешёл из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в ее честь был учрежден новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы.

Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.

Вот как начинает ее Нестор-летописец: «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть».

«Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, использовав переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца XI – начала XII века.

— А знаете ли вы, что древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 году на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия.

В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. «Повесть временных лет» – это целое литературное произведение об истории Древней Руси.

— Что интересного вы заметили при перечитывании фрагмента о летописи?

— Вспомните характерные черты научно-познавательного текста. Найдите их в летописи. Обратите внимание на простое перечисление исторических фактов, на короткие, как бы рубленые фразы, которые лаконично сообщают о свершившихся исторических фактах.)

Вспомните вопрос на который вы не смогли ответить в начале урока. Можно ли назвать летопись художественным произведением?В исторические тексты вносились элементы художественности.

В- Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям?

О- (Конечно нет, это только элементы художественности, а летопись не художественное произведение.)

Летопись — это историческое произведение, в нём только появляются элементы художественного произведения.

Подведём итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете.

— Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачёв

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?

а) с появлением письменности

б) многие тысячи лет назад

в) когда появилось устное народное творчество

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

а) с появлением письменности.

Разбор типового контрольного задания:

Текст вопроса: Распределите в столбцы таблицы толкование слов.

2. Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Это жанр устного народного творчества, древнерусская, позже русская народная эпическая песня

Источник

Конспект. Летописи. Былины. Жития.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок литературного чтения

Тема: Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Цель: обобщить знания по разделу «Летописи. Былины. Жития».

1. Формировать умение работать с текстом, анализировать прочитанное, закрепить теоретический материал и применить его на пректике.

2. Развивать навык устной связной речи, логического мышления, умение работать в парах, группе

3. Воспитывать чувство гордости за историческое прошлое своего народа

· развивать умение извлекать информацию из текста;

· на основании анализа объектов делать выводы;

· выделять аналогии и решать задачи на их основе.

· формулировать учебную задачу к уроку, планировать учебную деятельность вместе с учителем;

· оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;

· находить и исправлять ошибки;

· учиться определять степень успешности своей работы, определять причины своего успеха или неуспеха;

· осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

· развивать умение слушать и понимать других;

· оформлять свои мысли в устной форме;

· умение работать в паре, группе.

· Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Оборудование: презентация к уроку, индивидуальные карточки.

1. Проверка готовности класса уроку.

2. Развитие речевого аппарата.

2. Чтение стихотворения.

II . Актуализация опорных знаний.

Введение в тему урока, постановка целей и задач.

— Я шла к вам на урок. Приготовила материал, а название темы у меня рассыпалось. Помогите мне, соберите слова, и мы узнаем тему урока.

Дети собирают. ЛЕТОПИСИ. БЫЛИНЫ. ЖИТИЯ.

— Ребята с чем созвучна тема нашего урока? ( С названием раздела).

— Что мы должны будем вспомнить и закрепить?

Работа по теме урока.

— Давайте вспомним, что такое летописи, былины, жития.

Соедини название и определение

жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

один из видов устного народного творчества, в котором рассказывается о подвиге богатырей

— Кто создавал летописи?

— Как назывались отрывки из летописей, которые мы изучали?

— О какой исторической личности мы узнали?

— Кто такой князь Олег? О каких событиях в жизни князя мы узнали?

— Докажите, что события, описанные в летописи действительно происходили? (с.7, с.10)

— Почему летописец посчитал важным описать жизнь киевского князя Олега и даже причину его смерти? Докажите, что люди любили князя Олега.

Вывод: Почему нужно изучать летописи?

— О каком богатыре мы читали на уроках литературного чтения?

Работа в парах. Всавить пропущенные слова

Насколько хорошо вы помните текст:

1.«Прямо ехать – ( убитому ) быть!

Влево ехать – (женатому )быть!

Вправо ехать –( богатому) быть!»

2. «Богатырь Илья Муромец

Там бывал, (да убит не бывал.»)

1. «Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, (что – то у неё задумано»).

2. Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну ( и срубил ей лукавую голову).

3. Принатужился Илья, упёрся ногами,( по колено в землю вошёл.)

4. Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев град. Там построил он (три церкви каменные.)

5. Остальное серебро – золото, жемчуг роздал он (вдовам, сиротам,) не оставил себе (ни полушечки.)

— назовите те черты характера, которыми бы обычный человек обладать не мог.

О каких богатырях вы ещё читали? Что общего у всех богатырей, о которых вы читали?

Вывод: для чего народ создавал былины? Какое чувство вы испытываете, когда читаете о богатырях?

— Назовите автора и название картины. Кто изображён на картине?

Задание: вспомните, как называются богатырские доспехи и вооружение.

Игра ( в группах) «Собери богатыря» ( подписать название под картинками)

— О жизнеописанием какого святого мы познакомились?

Беседа по содержании, текста

1. Какой обет дали родители до рождения ребенка?

2. Какое имя дали при рождении мальчику?

3. Какое первое знамение (знак) о том, что мальчик необычен?

4. Какая необычная встреча произошла в жизни Варфоломея? (с.24)

5. Варфоломей стремился к иноческой жизни(?), но о чем попросили его родители?

6. Исполнил ли волю родителей? О каком человеческом качестве это свидетельствует?

Какой эпизод из жизни Сергия Раденежского изображен на картине М. Нестерова?

Работа с текстом. с. 22

— Как история города Коломны связана с этим историческим событием?

— Как жители Коломны чтят память о Дмитрии Донском?

Ученик ( читает наизусть).

КАКОЕ ЧУВСТВО ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ, КОГДА ЧИТАЕТЕ ЛЕТОПТСИ, БЫЛИНЫ

— Подводя итоги урока, предлагаю следующую работу. Прочитать предложенные отрывки и определить жанр.

Определите жанр отрывков из произведений: летопись, былина, житие. Докажите свою точку зрения

1. И вышел из Коломны князь Дмитрий в великом множестве против безбожных татар месяца августа двадцатого дня. И, пройдя свою отчину и великое свое княжение, встал у Оки в устье Лопасни, перехватывая вести от поганых. Сюда же приехал Владимир, брат его, и великий его воевода Тимофей Васильевич, и все остальное войско, которое оставалось в Москве. И начали переправляться через Оку за неделю до Семенова дня, в день воскресный. И, переехав за реку, вступили в землю Рязанскую.

2. Житие матушки Матроны полно чудесных историй и свидетельств. Матрона была избрана Господом задолго до своего рождения и вся ее жизнь была лишь служением Богу. Уже с рождения малышка была отмечена перстом Божьим — на груди у нее была небольшая выпуклость, в форме нательного крестика. Девочка родилась полностью слепой. Но ее жизнь с самого рождения была наполнена чудесами: во время крещения купель стала благоухать, что позволило сделать священнику вывод о том, что крестит он необыкновенного ребенка. Он высказал пророческое слово о необычной пророческой судьбе ребенка, что впоследствии и сбылось — отсутствие земного зрения не могло затуманить отчетливый духовный взгляд Матроны.

3. Мне было интересно…

5. Я ставлю себе отметку…

Слайд 14. Домашняя Что мы можем узнать прочитав летописи былины жития работа.

Подготовить рассказ о герое, который тебе понравился, проиллюстрировать рисунком.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Летописи. Былины. Жития

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Летописи. Былины. Жития

Воспитание нравственных качеств и патриотических чувств на основе изучения былин Киевского цикла. ( На примере героического образа Ильи Муромца.)

Ход урока.

1. Организационный момент

Доброе утро (руки в стороны)

Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И тогда весь день будет веселее.

Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)

А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Будьте все здоровы! (руки в стороны)

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.

— Долгожданный дан звонок,

Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа со скороговоркой:

На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.

— О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

2. Речевая разминка.

— Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим!

• Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).

— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.

— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

1. О чём повествуется в прочитанных былинах? Помогут ли ответить на этот вопрос названия?

В былинах повествуется о поездках Ильи Муромца. Название «Три поездки Ильи Муромца» помогает ответить на вопрос, но не рассказывает, какие испытания ждут Илью Муромца.

2. Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки богатыря? Какие надписи сделал он на камне?

Илья Муромец хотел узнать свою судьбу, но был готов и «с судьбиной на бой».

Он сделал на камне новые надписи: «Богатырь Илья Муромец там был, да убит не бывал», «Прямо ездил — женатым не бывал», «Влево ездил богат не бывал».

3. Перечитай последние строчки былины в пересказе И. Карнауховой. Как они помогают понять характер героя?

«Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.»

Эти строки говорят о том, что Илья Муромец ответственный, трудолюбивый, бесстрашный богатырь, добрый и благородный, за это он заслужил славу и честь.

10 В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? (В XI веке.)

20 Одним из первых русских летописцев был. (монах Киево- Печерского монастыря Нестор, одаренный человек).

30 В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-мон­гол на свои земли? (В 1224 г.)

40 Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике. Назовите её. (В лето 6415(907).)

50 Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)

10 Прямо ехать — убитому быть!

Влево ехать — женатому быть!

Все судьбой сие предписано!

— Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки».)

20 «Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих картин и кто на них изображен? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец — герои русских былин.)

30 В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле попадает в плен? (Русский народ.)

— Как называется такой прием в литературе? (Аллегорией, или иносказанием.)

40 Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (В 822 г. большинство племен объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 г. совершил поход в Византию, в 907 и 911 гг. заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так воз­никло Древнерусское государство.)

50 Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они различаются?

10 Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из лю­бого прочитанного произведения.

20 Однажды мальчик Варфоломей встретил старца-монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергий Радонежский.)

40 Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные нов­городцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднялся сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей, взятых в плен, и сказал. Что он сказал? («Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и сто­ять будет земля Русская!»)

50 Перед Куликовской битвой к нему прибыл князь Дмитрий за советом. Кто это был? И что он князю сказал? (Это был Сергий Радонежский. Он благословил на этот подвиг и отправил с князем двух монахов-богатырей — Пересвета и Ослябю.)

10 Объясните, что такое былина. (Былина — один из видов уст­ного народного творчества, где рассказывается о подвигах богаты­рей — бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и обездоленных людей, богатырской удивительной силе, мужестве и доброте.)

20 Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?

30 Ту дороженьку расчистил я,

Вырыл клад, да без клада назад

Воротился и опять небогат!

А судьбу я за гриву ловлю,

И судьбина для меня — за коня!

— Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец сделал новую надпись на камне.)

Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших пор живет.

— Как прозвали князя Дмитрия? (Донским.)

Тема «Памятники культуры»

10 Первая отпечатанная книга. (Библия.)

20 Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)

30 Так называют изображения, сделанные красками на сырой штукатурке стены храма. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (Стены храма покрывались фресками.)

40 Он основал монастырь во славу Святой Троицы. Кто этот человек? Назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свя­то-Троицкую Сергиеву лавру.)

50 Назовите автора иконы «Троица». (Ее создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.)

(На табло остается пустая ячейка. Это подарок участникам игры. Можно включить аудиозапись «Богатырской симфонии» А.П. Бородина или вручить заранее приготовленные призы. Под­считывают количество очков, команду-победительницу награ­ждают.)

III. Оценка достижений

А1. Когда в летописях стали записывать сведения о важных событиях?

Л) многие тысячи лет назад

2) когда появилось устное народное творчество

3) с появлением письменности

4) когда стали печатать первые книги

А2. Почему Олег не принял вина от греков?

1) оно было отравлено

2) оно было разбавлено

3) оно прокисло на солнце

4) Олег не любил вино

A3. Что означает слово «паволоки»?

1) драгоценности, наряды

2) шелковые ткани, покрывала

3) деньги в Древней Руси

А4. Как долго Олег не видел своего коня?

1) четыре года 3) пять лет

2) шесть лет 4) три года

В1. Что такое былина?

1) сказка о богатырях

2) летопись о богатырях

В2. Вставьте пропущенные слова.

Выгружал те сокровища Илья,

Раздавал без остатка все,

1) отцов, гроша 3) сирот, всего

2) сирот, гроша 4) отцов, всего

В3. Каким именем был назван в святом крещении Сергий Радонежский?

2) Стефан 4) Варфоломей

1) из-за частых хождений с князем в Орду

2) из-за частых набегов татар на Русь

3) из-за многих даней тяжких и сборов ордынских

4) из-за переезда с родной земли

С2. Что пытался сделать враг с Ильей Муромцем?

1) превратить в своего друга

2) в свою веру склонить

А1. От какого слова произошло название «летопись»?

1) от слова «запись» 3) от слова «лето»

2) от слова «год» 4) от слова «летать»

А2. Сколько кораблей составляло войско Олега?

2) две тысячи кораблей

3) три тысячи кораблей

4) четыре тысячи кораблей

A3. Что означает слово «узорочье»?

1) драгоценности, наряды

2) шелковые ткани, покрывала

3) старинные монеты

А4. Сколько княжил Олег?

1) тридцать три года

3) двадцать три года

4) тридцать два года

В1. Кто такой богатырь?

4) воин, защитник своей Родины, наделенный чувством совет венного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью

В2. Вставьте пропущенные слова.

Богатырь Илья Муромец,

. клад, да без клада назад

Воротился и опять небогат!

4) расчистил, отыскал

ВЗ. Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого, удивил неизвестного, благообразного и подобного ангелу?

1) гулял по лесу 3) искал скот (лошадь)

2) пастушил 4) играл с детьми

С1. Почему родители не давали благословения Варфоломею начать иноческую жизнь?

1) хотели, чтобы сын поухаживал за ними и похоронил

3) сыновья Стефан и Петр женились и думали, как угодить женам, а не родителям

4) родители боялись жить одни

С2. Зачем нам нужны летописи?

1) чтобы мы могли лучше понять окружающий мир

2) летописи могут многое объяснять из происходящего в мире при помощи исторической памяти

3) читая их, интересно проводить время

Подведение итогов урока

(Учитель объявляет отметки.)

Выполнить задание 9 на с. 34 учебника.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *