Что мы говорим что слышит ребенок
Опасные фразы родителей, которые не стоит употреблять
Часто родители говорят подбадривающие, мотивирующие слова, а дети воспринимают их по-своему. Взрослые наверняка хотят своим детям только лучшего, но потом выросшие сыновья и дочери идут к психологу с детскими травмами, которые они получили от своих заботливых и любящих родителей.
Что мы говорим, и как это слышат дети
Маленьких детей ограждают от опасных веществ и острых предметов. Почему же опасные слова остаются в лексиконе родителей? Ведь они отравляют маленький организм и приносят вред. Какие фразы родители должны исключить из общения с детьми:
«Скоро придет папа (или мама) и накажет тебя за плохое поведение».
Ребенок слышит: «Тебя ждет наказание, но я тут совершенно не при чем». Для него эти слова – реальная угроза, которую следует ждать от более строгого родителя.
Почему так не нужно говорить? Во-первых, перекладывать ответственность на другого взрослого – это признание того, что вы плохо справляетесь с ситуацией. Во-вторых, своими словами вы создаете второму родителю, которым запугиваете, не лучший образ. Потом не стоит удивляться, что малыш не хочет проводить время с грозным папой, от которого можно ждать лишь наказания. Возможно, папа – замечательный, веселый человек, и ждет, что дочка будет бежать ему навстречу. Вместо этого, малышка прячется в уголке и боится даже посмотреть в сторону «злого» папы.
«Ничего твоего здесь нет».
Что слышит малыш: «Все твои игрушки, книжки, даже краски с карандашами на самом деле принадлежат мне. Если что-то не нравится, вон дверь, только ничего с собой не бери, ведь в этом доме нет твоих вещей». Ребенку после таких слов кажется, что родители делают одолжение, когда покупают ему что-то. Он должен быть признательным, ведь они столько приобретают для человека, у которого ничего своего пока нет. Еще хуже, если родители угрожают: «Если не ляжешь спать вовремя, выброшу все твои машинки/куклы».
Почему так нельзя говорить? Во-первых, мы демонстрируем сыну/дочери, что материальные ценности важнее теплых, родственников отношений. Во-вторых, такие фразы вызывают чувство вины у малыша. В-третьих, у ребенка должны быть свои собственные вещи, которыми он будет распоряжаться по своему усмотрению. Как бы странно это ни звучало, но кроха не просил вас появляться на свет. Это было ваше совместное партнерское решение, поэтому будьте добры, принимайте сына/дочь, как самостоятельную личность.
«Мы с папой столько для тебя сделали».
Ребенок слышит: «Они стольким пожертвовали ради меня, а я не получил пятерку за диктант. Как дальше жить?». Как часто можно услышать от взрослых: «Мы работаем с утра до ночи, чтобы у вас все было, а вы, неблагодарные, даже посуду за собой помыть не можете».
Почему не стоит употреблять такие фразы? Маленький член семьи сразу чувствует огромную, даже непосильную ответственность. Кроме того, подобные выражения возвышают взрослых в глазах детей, которые ощущают себя ничтожными, никчемными.
«Я с тобой инфаркт получу» или «Ты меня загонишь в могилу таким поведением».
Если хотите серьезно запугать малыша, можете употреблять подобные выражения в любых ситуациях. Но только представьте, что почувствует ребенок, который всего лишь отказался от супа: «Из-за этого мама скоро умрет. Какой ужас!».
Естественно, родители произносят подобные фразы в моменты слабости, например, когда приходится тащить на руках кричащего пятилетнего бутуза, а еще пакет с продуктами, самокат и набор игрушек. Но даже в таких ситуациях нужно сначала подумать, прежде чем сказать.
Почему так не нужно говорить? Родители подобными высказываниями перекладывают ответственность за свое самочувствие, и даже жизнь, на маленького, беззащитного человека. Вы можете испугать ребенка, повергнуть его в шок, ведь самое страшное для крохи – потерять родителей, но еще страшнее – оказаться в этом виноватым. Впоследствии такие фразы перестанут действовать на сына/дочь, ведь они поймут, что мама не может умирать каждый день. И во взрослом возрасте дети не полетят к пожилым родителям, которые позвонят и скажут: «Я умираю, приезжай». Ведь мама/папа «умирали» с самого раннего детства, так почему же я должен им верить сейчас?
«С таким поведением кому ты будешь нужен?». Ребенок слышит: «Ты – полный неудачник, впереди меня ждет мрачное, серое, унылое существование».
Некоторым родителям кажется, что подобными высказываниями они мотивируют детей на свершение подвигов, ведь никому не хочется остаться неудачником. В реальности, маленький человек теряет веру в себя, у него появляется апатия и нежелание активно действовать. Зачем прилагать усилия, ведь родители сказали, что ничего хорошего его не ждет.
Почему так не нужно говорить? Родители должны вселять уверенность в детей, хвалить их, ежедневно повторять, как гордятся их успехами. Акцентируйте внимание на положительных качествах ребенка, советуйте, общайтесь. Ребенку важно получить признание самых близких людей, и тогда ему захочется чего-то добиться в жизни.
«Лучше я сам сделаю, у тебя все равно ничего не получится». Что слышит малыш: «Ты ничего не умеешь, можешь больше не стараться». В итоге, взрослые делают за сына уроки, завязывают дочери шнурки и т.д.
Почему так нельзя говорить? Вы не даете возможности маленькому человеку проявить инициативу. Он никогда не научится делать бутерброд, если вы будете готовить его сами со словами: «Отойди, не мешай, лучше я сама».
Как можно правильно донести информацию
Сложно контролировать каждое слово, но нужно помнить, что дети, как губки, впитывают все, что говорят родители. Если знать, что стоит за, казалось бы, безобидной фразой, можно избежать многих проблем в воспитании и не испортить жизнь любимому чаду.
lazutova
Ноябрь 2017
Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Метки
На многие наши слова, сказанные в сердцах, дети реагируют острее, чем взрослые, а всё потому, что понимают их буквально. Иные слова вызывают уребёнка вовсе не те чувства, каких хотели добиться мы. Иногда родители говорятчто-то в шутку, и незаметно «куют» малышу серьёзные проблемы.
Взрослый скажет: Ты плохой мальчик/ девочка.
Ребёнок услышит(воспримет): Я плохой/плохая, я никому не нужен/ не нужна.
Результат. Зарождается страх и/или ребёнок поверит и начнёт оценивать себя так же.
Ребёнок услышит: Я всегда вредный (я грязнуля, я глупая. ), меня любить не за что.
Результат. Внушают, что он такой. Заниженная самооценка. Ребёнок искренне поверит, что он глуп, и станет таким.
Ребёнок услышит: Что придёт на самом деле и такое (!) устроит.
Результат.Запугивание, которое формирует фобию.
Взрослый скажет: Ну и оставайся один, я пошла.
Ребёнок услышит: Мне всё равно, что с тобой дальше будет.
Результат. Страх,ощущение, что лишают поддержки, брошенность.
Взрослый скажет: Не трогай, сломаешь (разобьёшь, порвёшь. ).
Ребёнок услышит: Я неуклюжий, я неловкий, я неумеха. я плохой.
Результат. Программированиена неудачу.
Взрослый скажет: Ты бестолковый, как твой отец.
Ребёнок услышит: Мы оба плохие, но я хуже.
Результат. Ребёнок переживает за себя и за родителя.
Взрослый скажет: Воспитательница эта просто. (далее следует негативный комментарий).
Ребёнок услышит: Её можно не слушаться. Она делает всё неправильно.
Результат. У ребёнка возникнут проблемы с воспитательницей и с другими взрослыми.
Взрослый скажет: Что ты пристал со своими играми.
Ребёнок услышит: Мне с тобой неинтересно.
Результат. Родители не интересуются им, почему же он должен слушаться людей, которым на него наплевать.
Взрослый скажет: Ваня щёлкает задачки как орешки, а ты.
Ребёнок услышит: Он умный, я дурак.
Результат. Нездоровое соперничество, зависть.
Взрослый скажет: Как тебе не стыдно.
Ребёнок услышит: Ты меня не любишь, и я тебя любить не буду.
Результат. Появляетсячувство вины, комплекс вечно виноватого.
Взрослый скажет: И это что, твои друзья?! Как можно с ними.
Ребёнок услышит: Я не уважаю твой выбор.
Результат. Со временем отчуждается и заводит свои секреты.
Взрослый скажет: Разве можно любить такую музыку, группу?
Ребёнок услышит: Утебя дурной вкус.
Результат. Ребёнок перестаёт делиться, теряется доверие.
Взрослый скажет: Дай, я сама, у тебя не так получится.
Ребёнок услышит: Я ничего не умею делать хорошо.
Результат. Возникает неверие в свои силы.
Взрослый скажет: Как ты мог опять так поступить?!
Ребёнок услышит: Тебя не за что любить.
Результат. Ребёнок теряет веру в то, что достоин любви.
А популярные в семье приговорки и»одомашненные» крылатые выражения?
Они врезаются в детскую память на подсознательном уровне и часто «помогают» вырабатывать. жизненную позицию.
Попробуйте оценить с этой точки зрения фразы, которые часто повторяете при своём ребёнке. И избавиться от тех, которые несут в себе отрицательные установки.
Что говорим МЫ, и что слышат НАШИ ДЕТИ?
Часто, разговаривая с ребёнком, мы не задумываемся, что наши слова он может воспринять как-то иначе, вложив в них свой смысл. Тем не менее, дети действительно относятся к сказанному родителями гораздо серьёзней, чем кажется.
МЫ ГОВОРИМ: «Коля так красиво рисует! Почему он нарисовал аккуратно, а ты нет?», «Почему твой брат (сестра) уже почистил (а) зубы, а ты до сих пор в ванной?».Так родители пытаются пробудить у ребёнка дух соревнования и мотивировать его для саморазвития.
ЧТО СЛЫШИТ РЕБЕНОК: «Ты хуже, чем другие. Если не умеешь рисовать/быстро бегать/вовремя чистить зубы, ты – плохой». Конечно же, такой посыл не идёт на пользу самооценке.
КАК СКАЗАТЬ ИНАЧЕ: «Хорошо получается. Будь аккуратней, и выйдет совсем здорово». «Я люблю тебя таким, какой ты есть». Не обесценивайте достоинства своего ребёнка. Если он не преуспевает в одном, то обязательно хорошо справляется с другим заданием. Поэтому не старайтесь сравнивать его с другими детьми. Ведь ваш малыш не сравнивает вас с чужими родителями?
МЫ ГОВОРИМ: «Сколько раз можно объяснять?!» «Я бы на тебя не кричала, если бы ты понял с первого раза». «Ты постоянно меня расстраиваешь!»Родители пытаются воззвать к чувству вины ребёнка – может быть, он проявит сочувствие и наконец-то научится их слушать?
РЕБЕНОК СЛЫШИТ: «Ты глупый неудачник». «Только из-за тебя у родителей плохое настроение. Если бы ты был лучше, тебя бы любили больше».Ребёнок понимает: он, и только он несёт ответственность за настроение и эмоции родителей, поэтому если они расстроены – вся вина только на нём.
КАК СКАЗАТЬ ИНАЧЕ: «Ты справишься, попробуй ещё. Я могу помочь, если хочешь». «Пожалуйста, выполни мою просьбу. Это очень важно». «Сегодня я так устала на работе, давай поговорим об этом позже». Очень важно говорить ребёнку о своих чувствах. Если вы сейчас не в состоянии слушать его, потому что валитесь с ног, так и скажите. Это гораздо лучше, чем смешивать свою усталость с недовольством от каких-то мелких промахов ребёнка.
МЫ ГОВОРИМ: «Уйди, видеть тебя не могу!», «У меня был когда-то хороший сын, а этого мальчика я не знаю», «Мы не хотели такого непослушного ребёнка!», «Без тебя в этом доме станет лучше». Такие фразы родители говорят в порыве злости, видимо, не задумываясь, что…
РЕБЕНОК СЛЫШИТ: «Ты нам мешаешь, мы жалеем, что ты появился на свет. Лучше бы тебя не было». Что может быть ужасней для ребёнка, чем осознавать, что он не нужен своим родителям? Понимание этой горькой истины (для него – истины), ведёт к саморазрушению. Ребёнок начинает подвергать себя травмам, вступать в драки, затем пить и курить – то есть выполнять “мечту” родителей – уничтожить себя физически.
КАК СКАЗАТЬ ИНАЧЕ: «Мы очень любим тебя, но огорчены поступком, который ты совершил».
МЫ ГОВОРИМ: «Не ври, это не больно». «Не плачь, до свадьбы заживёт», «Не обращай внимания», «Ну кто боится какого-то жука?», «Ой, ну подумаешь, синяк!» Так родители дают понять, что проблема незначительна и мала, закладывают в ребёнке отказ от своих чувств и переживаний.
ЧТО СЛЫШИТ РЕБЕНОК: «Не выражай своих эмоций». «То что ты чувствуешь – неправильно». Всё это приводит ребёнка в замешательство. Он чувствует страх/боль, но родители говорят, что это не так. Кому верить? Им или себе?
КАК СКАЗАТЬ ИНАЧЕ: «Ты испугался?», «Я тебя понимаю». Вместо того, чтобы смеяться над чувствами, достаточно разделить их с ребёнком. Это не так сложно, а для психологического здоровья малыша гораздо полезнее и конструктивнее, чем высмеивание и ваша ирония.
МЫ ГОВОРИМ: «Давай быстрее! Сколько можно тебя ждать! Всё, мы уходим, а ты продолжай копаться со своими шнурками!»
РЕБЕНОК СЛЫШИТ: «Ты неважен. Нам всё равно, успеваешь ты или нет. Если нужно, мы бросим тебя. Тебе придётся поступиться своими желаниями ради наших».
КАК СКАЗАТЬ ИНАЧЕ: «Сколько тебе нужно времени, чтобы собраться?», «Тебе нужна наша помощь?», «На сборы у нас только 15 минут, давай попробуем успеть?»
МЫ ГОВОРИМ: «Оставь! Я сама сделаю!» «У тебя не получится».
ЧТО СЛЫШИТ РЕБЕНОК: «Родители в тебя не верят, потому что ты неудачник и вряд ли у тебя что-то получится». С таким внутренним убеждением ребёнку будет непросто добиваться своих целей в жизни.
КАК СКАЗАТЬ ИНАЧЕ: «Попробуй, у тебя получится!» «Если тебе будет нужна моя помощь, обращайся!»
Безусловно, контролировать каждое своё слово невозможно. Но зная о том, что именно стоит за вашими фразами, можно постараться стать осторожнее в своих высказываниях.
Что мы говорим что слышит ребенок
Часто, разговаривая с ребёнком, мы не задумываемся, что наши слова он может воспринять как-то иначе, вложив в них свой смысл. Тем не менее, дети действительно относятся к сказанному родителями гораздо серьёзней, чем кажется.
МЫ ГОВОРИМ: «Сколько раз можно объяснять?!» «Я бы на тебя не кричала, если бы ты понял с первого раза». «Ты постоянно меня расстраиваешь!»Родители пытаются воззвать к чувству вины ребёнка – может быть, он проявит сочувствие и наконец-то научится их слушать?
РЕБЕНОК СЛЫШИТ: «Ты глупый неудачник». «Только из-за тебя у родителей плохое настроение. Если бы ты был лучше, тебя бы любили больше».Ребёнок понимает: он, и только он несёт ответственность за настроение и эмоции родителей, поэтому если они расстроены – вся вина только на нём.
КАК СКАЗАТЬ ИНАЧЕ: «Ты справишься, попробуй ещё. Я могу помочь, если хочешь». «Пожалуйста, выполни мою просьбу. Это очень важно». «Сегодня я так устала на работе, давай поговорим об этом позже». Очень важно говорить ребёнку о своих чувствах. Если вы сейчас не в состоянии слушать его, потому что валитесь с ног, так и скажите. Это гораздо лучше, чем смешивать свою усталость с недовольством от каких-то мелких промахов ребёнка.
МЫ ГОВОРИМ: «Уйди, видеть тебя не могу!», «У меня был когда-то хороший сын, а этого мальчика я не знаю», «Мы не хотели такого непослушного ребёнка!», «Без тебя в этом доме станет лучше». Такие фразы родители говорят в порыве злости, видимо, не задумываясь, что.
РЕБЕНОК СЛЫШИТ: «Ты нам мешаешь, мы жалеем, что ты появился на свет. Лучше бы тебя не было». Что может быть ужасней для ребёнка, чем осознавать, что он не нужен своим родителям? Понимание этой горькой истины (для него – истины), ведёт к саморазрушению. Ребёнок начинает подвергать себя травмам, вступать в драки, затем пить и курить – то есть выполнять «мечту» родителей – уничтожить себя физически.
КАК СКАЗАТЬ ИНАЧЕ: «Мы очень любим тебя, но огорчены поступком, который ты совершил».
МЫ ГОВОРИМ: «Не ври, это не больно». «Не плачь, до свадьбы заживёт», «Не обращай внимания», «Ну кто боится какого-то жука?», «Ой, ну подумаешь, синяк!» Так родители дают понять, что проблема незначительна и мала, закладывают в ребёнке отказ от своих чувств и переживаний.
ЧТО СЛЫШИТ РЕБЕНОК: «Не выражай своих эмоций». «То что ты чувствуешь – неправильно». Всё это приводит ребёнка в замешательство. Он чувствует страх/боль, но родители говорят, что это не так. Кому верить? Им или себе?
КАК СКАЗАТЬ ИНАЧЕ: «Ты испугался?», «Я тебя понимаю». Вместо того, чтобы смеяться над чувствами, достаточно разделить их с ребёнком. Это не так сложно, а для психологического здоровья малыша гораздо полезнее и конструктивнее, чем высмеивание и ваша ирония.
МЫ ГОВОРИМ: «Давай быстрее! Сколько можно тебя ждать! Всё, мы уходим, а ты продолжай копаться со своими шнурками!»
РЕБЕНОК СЛЫШИТ: «Ты неважен. Нам всё равно, успеваешь ты или нет. Если нужно, мы бросим тебя. Тебе придётся поступиться своими желаниями ради наших».
КАК СКАЗАТЬ ИНАЧЕ: «Сколько тебе нужно времени, чтобы собраться?», «Тебе нужна наша помощь?», «На сборы у нас только 15 минут, давай попробуем успеть?»
МЫ ГОВОРИМ: «Оставь! Я сама сделаю!» «У тебя не получится».
ЧТО СЛЫШИТ РЕБЕНОК: «Родители в тебя не верят, потому что ты неудачник и вряд ли у тебя что-то получится». С таким внутренним убеждением ребёнку будет непросто добиваться своих целей в жизни.
КАК СКАЗАТЬ ИНАЧЕ: «Попробуй, у тебя получится!» «Если тебе будет нужна моя помощь, обращайся!»
Безусловно, контролировать каждое своё слово невозможно. Но зная о том, что именно стоит за вашими фразами, можно постараться стать осторожнее в своих высказываниях.
Речевое развитие. Как понять, что есть нарушение
По статистическим сведениям, 10-15% малышей в возрасте 2-3 года имеют задержку речевого развития. К 4 годам нарушение сохраняется только у 4-5% детей. Позже проблема остается в основном у ребят, которые имеют сопутствующую патологию (например, синдром Дауна или аутизм). Однако термин используется специалистами (логопедами, психологами, педиатрами, неврологами) очень часто и порой совершенно безосновательно повергает родителей в тревогу.
Как понять, что нарушение есть
О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению. Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз «задержка речевого развития», дело не только в «говорить». Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:
В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.
Как прояснить ситуацию
Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:
Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им. После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.
Что нужно и не нужно делать?
Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:
1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.
2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.
3. Обратиться к неврологу.
Выбирая детского специалиста в области неврологии, стоит обратить внимание на его подход. Врач не должен сразу назначать ноотропные препараты, предлагать лечение инновационными аппаратами, пока не разберется в сути проблемы. Для родителей будет правильным мягко обозначить задачу, которую они возлагают на специалиста (нужно исключить аутизм или болезни, которые могут быть причиной речевых расстройств и в целом оценить ситуацию). Также стоит запомнить, чего не нужно делать:
Как разговорить ребенка?
Чаще всего родителям нужно просто успокоиться и дать своему малышу время. В 96% случаев проблема решается сама, с помощью взрослых. Чтобы помочь неразговорчивому ребенку получить навык речи, можно:
В процессе развития ребенка родители не должны забывать о себе. Им тоже необходимы источники положительных эмоций и вдохновения, полноценные сон и питание. В противном случае, взрослым просто не хватит сил для решения проблем ребенка.