Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образовании

Почему будущее образования — за экосистемами

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образовании

Откуда они пришли

Крупные компании по всему миру создают свои экосистемы. Прежде всего их запускают ИТ и финансовые гиганты. Тренд уже переходит в другие сферы жизни: исследователи прогнозируют его развитие и в образовательной среде.

Современная модель обучения претерпевает кризис. Традиционное образование перестает быть актуальным, выпускники выходят из учебных заведений без практических навыков и им зачастую непросто найти свое место на рынке труда. Одним из решений может стать развитие экосистемного подхода к образованию.

Пока, правда, само понятие «экосистема» размыто. Термин появился биологии в 1935 году и означал сообщество независимых организмов, которые сосуществуют в гармонии на протяжении всей жизни. С развитием общества он приобрел более широкие смыслы. Появились бизнес-экосистемы, медицинские и многие другие.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образовании

Про образовательные экосистемы заговорили в начале 2000-х годов, оперируя термином «экосистема обучения». В последние годы мысль о подобном подходе непрерывно курсирует в педагогической среде. Несмотря на постоянное упоминание термина, дать четкое определение образовательным экосистемам нельзя. Отчасти это связано с тем, что любые экосистемы постоянно развиваются и перестраиваются. Если закрепить за ними конкретное понятие, они постоянно будут выходить за его рамки.

Московская школа управления СКОЛКОВО и организация Global Education Futures провели исследование, в котором рассмотрели образовательные экосистемы как возникающую практику для будущего. На примере более чем 40 образовательных экосистем со всего мира они показали, как трансформируется классическая система обучения и что нам ждать от образования будущего. Эксперты пришли к выводу, что новый подход приведет к изменениям во многих сферах жизни: покажет новые способы обучения, мышления, научит по-новому жить и сотрудничать. В образовании он приведет к сетевым моделям добровольного обучения и развития.

Что такое «образовательная экосистема»

Один из авторов исследования, основатель инициативы Global Education Futures и эксперт центра трансформации образования СКОЛКОВО Павел Лукша поделился с РБК Трендами своим взглядом на определение.

«Есть всем известный термин «образовательная система». Она работает именно как система, которую, как правило, выстраивает государство по стандартам, нормам и правилам. Она в каком-то смысле подобна машине по переработке сырья, а этим сырьем становятся маленькие дети, которые поступают в эту машину. Я не случайно использую индустриальную метафору, потому что образовательная система возникла на индустриальном этапе развития человечества.

Старая система устарела, ее нужно как-то поменять. Новая система должна быть гибкой: она должна сопровождать каждого человека, должна быть построена по принципам адаптивности и персонализации. Что важно, она должна совместно управляться множеством участников, а не только государством. Должны участвовать бизнес, общественные объединения, родители, медиа и так далее.

Образовательная экосистема — это, в первую очередь, новая управленческая парадигма организации процесса образования и подготовки людей. Причем не только в молодости, а на протяжении всей жизни. Она поможет обеспечить максимальную реализацию потенциала каждого человека и одновременно максимальный запрос со стороны общества и экономики. То есть, речь идет о коллективном процветании.

В конечном итоге получается, что образовательные экосистемы — это сети и сообщества учащихся и провайдеров образования, постоянно развивающиеся и эволюционирующие. Они направлены на процветание на личном, межличностном, национальном и планетарном уровне. Образовательные экосистемы не следует фиксировать стандартами, законами, правилами и так далее».

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образовании

Как это — учиться всю жизнь в экосистеме

Концепция lifelong learning появилась в связи с постоянными развитием рынка труда и необходимостью подстраиваться под меняющиеся обстоятельства. Если не обновлять свои знания, можно остаться без работы или сильно потерять в зарплате. Павел рассказал, как продолжать обучение в рамках образовательной экосистемы.

«Образовательная система на всю жизнь — это не один провайдер на человека. Не одна школа или университет. Здесь нет единого стандарта обучения. Надо уйти от модели фабрики, где есть, условно, менеджеры, которые контролируют процесс производства, как на конвейере.

Мы не продлеваем один устоявшийся конвейер на всю жизнь. Это не значит, что раньше он начинался в пять лет и заканчивался в 25, а теперь мы делаем его до 75 лет, нет. Это множество ручейков. Это парадигма, к которой мы приходим и в экономике. Там тоже происходит переход на гибкие системы и сети производителей от единых больших интегрированных заводов. Экосистемный тренд касается не только образования, он присутствует во всех сферах.

Lifelong learning невозможно организовать одним единственным провайдером, хотя некоторые будут пробовать зайти в эту позицию. В частности, некоторые университеты. А так, это будет сам человек, который интегрирует свою жизненную траекторию. Помогают ему в этом цифровые профили компетенций. Он начинает со школы, идет в дополнительное образование, и у него есть какой-то профиль, как профиль в Facebook. И вот он идет по разным стадиям, каждая из них достраивает ему цифровой профиль компетенций: портфолио и все остальное.

Вся информация о школьном образовании, университете, курсах, работе, проектах интегрируется в единый профиль. Экосистемы не пришли к нам раньше массово, потому что для нее не была готова цифровая структура. Возникает она только сейчас, появляется полноценная возможность описывать поведение человека, создавать цифровую модель, цифрового двойника, сопровождающего его на протяжении всей жизни. Этой модели еще не было, ее роль выполняли бумажки: дипломы государственного образца, свидетельства о прохождении разных экзаменов, сертификаты и так далее. Но это не точные показатели, потому что мы понимаем, что человек мог очень хорошо учиться, а потом в последний момент на экзамене все провалить. Или, наоборот, ему повезло с билетом. Это искажение системы, которая на самом деле поощряет недобросовестных людей.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образовании

Если мы хотим более целостную систему, нам нужен цифровой след человека. Это интегрирующая модель, которая описывает его поведение в течение всего цикла обучения. Цикл может длиться три года, 200 лет, сколько угодно. Эта модель собирает вместе траекторию человека на протяжении всей жизни. И уже не важно, через сколько точек обучения он прошел. Он мог учиться в детском саду, школе, университете, а мог и в неформальном образовании, поскольку это тоже образование.

Часто неформальное образование и дополнительное образование дают человеку больше для жизни, чем основное. Предоставляют более ценные компетенции. Предпринимательские компетенции, например, не входят в школьный стандарт, но крайне важны для успеха человека. Это все нужно для того, чтобы создать такую систему».

Как распространяется экосистема

Образование будущего будет тесно связано с актуальными запросами рынка. Оно будет подстраиваться под учеников и вовлекать в процесс обучения бизнес и местные сообщества. Получится живая система знаний, в которой найдется подходящее место для каждого. Откуда приходят образовательные экосистемы и как быстро они распространяются, рассказывает Павел Лукша.

«Я думаю, что экосистемы — это не просто возможное будущее, но направление развития мировой системы образования в течение XXI века. Без гибких, централизованных систем, которыми управляет множество игроков, мы не сможем эффективно выстраивать социальные процессы. Это — будущий вектор движения, как в нашей стране, так и по всему миру.

Образовательные экосистемы рождаются в самых разных точках мира. Не только внутри образовательной системы, но и на ее границах: в теме городского развития, экологического развития, «зеленой» экономики, в сфере социальной справедливости, наделяя людей более широкими возможностями для самореализации. Люди из бедных районов, без доступа к нормальному образованию, раньше не могли учиться. Школьная система не справлялась, она их не готовила. Распределенные сетевые системы оказываются способны преодолеть социальное, гендерное и прочее неравенство. В этом смысле экосистемы распространяются не только сверху вниз, не только от обеспеченных стран к бедным. Они могут идти во всех направлениях.

Образовательные экосистемы могут рождаться в самых бедных странах, малых городах и самых неблагоприятных условиях. В малых городах, вероятно, даже легче и выгоднее строить экосистему, чем в больших: поскольку проинтегрировать всех провайдеров, создать единую систему сборки человеческой траектории там легче, чем в большом городе. Поэтому я думаю, что в отдельных городах образовательные экосистемы возникнут в ближайшее время. Но все зависит от людей. Мне трудно прогнозировать, потому что мы живем в эпоху интернета и очень быстрого проникновения информации. Если раньше распространение новых норм и подходов занимало десятилетия, то сейчас это могут быть годы».

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Источник

Образование 2020–2030: будущее наступило вчера

— А откуда можно получить знания помимо лент? Из межзвездного пространства?
— Из книг. Непосредственно изучая приборы. Думая.

А. Азимов. Профессия (1957)

В 2020-м весь мир как будто временно оказался в тестовом режиме одного из антиутопических сценариев будущего. Всё, что нельзя было отложить или приостановить, пришлось менять: рабочий график, досуг, школьные занятия. Дети стали похожи на Марджи, героиню рассказа Айзека Азимова: грустили и думали о том, как же было весело в школах раньше.
Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образовании

Кажется, что образование уже никогда не будет прежним. К новому учебному году преподаватели готовят смешанные онлайн- и офлайн-программы обучения, а часть учебных заведений переходят на полностью удаленный режим.

Ошибки резкого перехода на дистанционное обучение еще свежи в памяти учителей, учащихся и их родителей. Более 85% преподавателей вузов считают удаленный формат хуже очного, а 78% учителей школ отмечают, что с переходом на дистанционное обучение у них стало больше работы.

Даже до вынужденной дистанционки многие были скептически настроены к онлайн-образованию: 55% взрослых уже имели неудачный опыт прохождения курсов в интернете.

Убедившись, что невозможно заменить живое общение преподавателя и учеников друг с другом, мы можем присмотреться к тому, что можно получить только в онлайне, и представить, каким могло бы быть образование в будущем.

Образование будет интерактивным

Интерактивность образования — один из главных залогов его эффективности. Занятия в школе построены на постоянном взаимодействии учителя с учеником, что позволяет поддерживать мотивацию ребенка.
Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образовании
Сейчас перед образовательными онлайн-продуктами стоит непростая задача — создать эффективные механики вовлечения в учебный процесс и сделать так, чтобы интерес ученика не пропадал. Онлайн-задания не могут сводиться к только автоматическим тестам с ответами «да» и «нет». Сейчас и в будущем между учеником и системой должен быть выстроен увлекательный диалог, взаимодействие: объяснение новой темы, повторение и закрепление материала. В этом помогают интерактивные форматы обучения и геймификация.

Геймификация уже внедрена во многие сферы: ритейл, human resources и образование. Ею активно пользуются для бизнес-обучения и оценки эффективности. В настоящее время геймификационные механики активно начинают внедрять и для реализации образовательных стратегий, в том числе в крупнейших вузах мира, на базе игр формируются образовательные проекты. Например, недавно Microsoft объявил о выпуске новых киберспортивных миров и уроков Minecraft: Education Edition.

В образовании уже давно в каком-то смысле есть элементы игры: хорошие и плохие оценки за выполнение задания как баллы в прохождении квеста. А по окончании очередного учебного года у каждого происходит Level Up — переход на следующий уровень сложности.

В онлайн-проектах геймификация представлена гораздо сложнее. Оригинально выстроенные программы, соединенные, например, с детективной историей, делают процесс обучения увлекательным — детям хочется возвращаться к занятиям регулярно и узнавать новое. За выполнение задач, достижение поставленных целей, как в компьютерной игре, они могут получать очки, баллы, дополнительные поощрения и открывать для себя новые уровни.

Теоретические знания, которые ученики получают на уроке, они сразу же могут применить при прохождении игровых испытаний. Это помогает детям взглянуть на знания и обучение в целом совершенно под другим углом.

Основной плюс геймифицированного онлайн-обучения — это мотивация к учебе. Ученик может увидеть и самостоятельно оценить свой прогресс и достижение поставленных целей. Это помогает воспитывать такие качества, как самостоятельность, ответственность и умение принимать решения. Например, исследование Калифорнийского университета в Ирвине показало, что ученики, участвовавшие в образовательной киберспортивной программе, показывают гораздо более впечатляющие результаты.

Обучению помогут гаджеты

Учителя отмечают, что дети гораздо быстрее и эффективнее осваивают электронные сервисы, чем взрослые. Сегодняшние школьники знакомы с гаджетами с рождения, умеют набирать текст раньше, чем учатся писать, а также моментально интуитивно приспосабливаются к любому электронному девайсу. Использование привычных и даже любимых устройств позволяет ученикам еще больше вовлекаться в процесс обучения: искать разные определения новых терминов, смотреть подробности о любопытном факте, искать точный перевод иностранного слова, — а учителям больше узнавать об учениках.
Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образовании
Сегодня всё больше учеников и учителей пользуются системами видеоконференц-связи, электронными образовательными платформами, книгами, учебниками, пособиями, а также другими приложениями, которые помогают в учебе.

Большинство интерактивных уроков и курсов легко можно пройти на смартфоне, планшете. Гаджеты постепенно становятся не врагом учителя, отвлекающим ребенка от занятий, а помощником. С помощью них и интерактивных онлайн-заданий учителя делают уроки более разнообразным, визуализируют информацию.

Сейчас смартфоны доступны большой части мирового населения, в будущем — возможно, большинству даже в наименее развитых странах. Распространение и удешевление технологий, как отмечает ЮНЕСКО, «предоставляет маргинализированным людям и общинам, инвалидам, беженцам, тем, кто не посещает школы, и тем, кто живет в изолированных общинах, доступ к соответствующим возможностям обучения».

Образование будет дистанционным отчасти

В марте школы в разных концах Земли перешли на дистанционное обучение. И стало ясно: в теории всё звучало понятно и легко, на практике большинство оказалось к этому не готово.
Первым и безусловным лидером по скоростному переходу на онлайн-образование стал Китай.

Всего за несколько недель специалистам удалось разработать и запустить самую крупную интернет-платформу для дистанционного обучения. Одновременно ей могут бесплатно пользоваться 50 млн учащихся из разных регионов страны.

Сегодняшний опыт показывает, что онлайн-формат обучения становится неотъемлемой частью классической школы, при этом полностью дистанционное образование невозможно: живой контакт по-прежнему необходим. Скорее всего, в будущем будет меняться соотношение офлайна и онлайна: какие-то вещи будет эффективнее поручить компьютеру — например, проверку домашних заданий. Согласно отчету ЮНЕСКО, примерно 60 тыс. школ в Китае уже внедрили машинное обучение для оценки эссе: оценка алгоритма на 92% совпадает с оценкой учителя.

Образование будет индивидуальным

Большие данные уже сегодня позволяют решать важнейшие задачи. Например, алгоритмы машинного обучения, основываясь на полученных данных об успехах и неудачах ученика, научились выстраивать индивидуальные траектории изучения школьных предметов и не только.
Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образовании
Искусственный интеллект может проанализировать, сколько времени ребенок проводит за учебой, как долго выполняет домашнее задание, где чаще всего делает ошибки, и замерить реальные знания. Исходя из этого ученику могут быть подобраны персональные упражнения, направленные на развитие его навыков и улучшение показателей. Онлайн-обучение помогает найти индивидуальный подход к образованию, к особенностям и способностям каждого ребенка.

На индийской платформе Byju’s, крупнейшем EdTech-проекте в мире, обучающие задания представлены в формате анимированных карточек и увлекательных «живых» тестов. Также для каждого ученика выстраивается своя траектория обучения, которая отображает путь, который он прошел, и время, которое он потратил на решение.

На образовательной онлайн-платформе Учи.ру, которой пользуются более 8 млн российских школьников, опыт ученика максимально индивидуализирован с точки зрения времени, нужного для на изучения материала, необходимого количества повторений и последовательности задач, уровня сложности. Это дает доказанный прирост образовательных результатов.

Многие EdTech-проекты направлены на то, чтобы помочь не только ученикам, но и учителям: перераспределить время с рутинных задач на творческие и индивидуальный подход. В распоряжении педагога автоматическая проверка заданий, а также постоянное наблюдение и анализ прогресса. Например, британский проект Century построен так, чтобы информировать учителя об успехах каждого ученика и давать рекомендации по построению дальнейшей работы.

Специалисты говорят, что в самом ближайшем будущем data-driven-индивидуализация готова шагнуть еще дальше. Системы научатся подбирать и рекомендовать курсы, задания и даже различные методики не только на основе того, как ученик справляется с программой. Возможно, рекомендации по обучению будут составляться исходя из интересов ребенка, его любимых видов спорта, компьютерных игр, прошедших или предстоящих поездок и путешествий, а также социальных навыков. Британский проект ClassCharts, например, уже предлагает оптимальный план рассадки учеников в классе, руководствуясь анализом полученных данных. Искусственный интеллект анализирует способности и успеваемость учеников, то, как они взаимодействуют и влияют друг на друга, а также ищет оптимальные схемы работы в парах и группах.

Источник

Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образовании Султанова Галина Анатольевна
Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности

Статья на тему «Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности»

Всестороннее знание личности, особенностей класса как коллектива и данные анализа конкретной педагогической ситуации, составляющие основу педагогического диагноза, являются необходимой предпосылкой важного этапа конструирования образовательного процесса — прогнозирования. Оно открывает возможности обоснованного диагностического задания целей. Движение от личности с ее исходным уровнем развития тех или иных свойств к адекватной постановке целей образования — условие преодоления «бездетности» в педагогике. Диагностичность является общим требованием к разработке целей и задач воспитания. Она означает вполне определенное, однозначное описание целей, способов их выполнения, измерения и оценки.

Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Объектами при этом выступают класс, ученик, знания, отношения и т. п.

Методы прогнозирования, которыми должен в совершенстве владеть преподаватель,достаточно разнообразны: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция и др.

Принято различать два вида прогнозирования:

1. Нормативное прогнозирование, принимая заданность объекта преобразования, связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния.

2. Поисковое прогнозирование. Поисковое прогнозирование непосредственно направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий;

При конструировании педагогического процесса элементы поискового и нормативного прогнозирования теснейшим образом связаны. Возможные пути достижения прогнозируемого результата есть не что иное, как своеобразные гипотезы об оптимальности способов решения педагогической задачи, переборку которых в актах мышления осуществляет педагог.

Прогнозирование в деятельности преподавателя позволяет предвосхищать результаты деятельности благодаря уникальной человеческой способности к целеполаганию. Цель педагогической деятельности вне зависимости от сложности путей достижения – это всегда смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленный в сознании как проект реальных количественных и качественных изменений педагогического процесса, его отдельных компонентов. Соответственно видам педагогических задач по их временному признаку есть основания различать стратегическое, тактическое и оперативное прогнозирование.

Педагогическое прогнозирование, являясь связанным с целеполаганием, своим итогом имеет конкретизацию педагогических целей и их трансформацию в систему педагогических задач. При этом происходит материализация педагогической задачи через ее воплощение в конкретном учебном материале с учетом подготовленности и ближайших резервных возможностей личности и коллектива, т. е. тех данных, которые дает педагогическая диагностика. Как результат научно обоснованного прогнозирования, педагогическая задача синтезирует содержательную, мотивационную и операциональную стороны деятельности и педагога и школьника. Педагог формулирует педагогическую задачу сначала для себя и лишь затем «озадачивает» воспитанников и включает их в решение. Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование составляет базу для педагогического проектирования образовательного процесса.

Педагогическое проектирование заключается в содержательном, материально-техническом, организационно-методическом и социально-психологическом (коммуникативном, эмоциональном и т. п.) оформлении замысла реализации целостного решения педагогической задачи.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем коммуникативная, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или организаторская. Педагогическим проектированием исследователи называют сейчас предварительную разработку деталей педагогических систем.

Термин «проектирование»внедрился в педагогику из технического знания. Развитие педагогического знания, рост числа форм, методов, средств обучения и воспитания, развитие педагогического творчества и новаторства усложняют педагогическую деятельность, педагогу все труднее осваивать эти знания и умения. Поэтому как одно из направлений развития педагогики стали развиваться идеи педагогических технологий и педагогического проектирования в значительной мере как техническая, технократическая ориентация, как заимствование подходов, применяющихся в технике и промышленном производстве.

Проектирование говорит о наличии у педагога совокупности творческих способностей, исследовательских умений, качеств, среди которых важное место занимают активность и инициативность, глубокоя наблюдательность и внимание, богатое воображение и интуиция, искусство нестандартно мыслить, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность выводов и суждений.

Разработка проекта будет эффективной при выполнении следующих условий осуществления педагогического проектирования:

1.. Наличие проектировочной компетенции педагога.

2. Наличие положительной мотивации педагога

3. особенностей проектного замысла и конкретность путей его реализации.

4. Создание среды для осуществления проектирования. Учет

5. Педагогически обоснованный выбор и поэтапное выстраивание способов и форм учебного процесса.

6. Включенность основных субъектов образовательного процесса во все этапы создания и реализации педагогического проекта.

7. Мониторинг проектировочной деятельности.

Проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений (в отличие от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт в целях его более глубокого осмысления). Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов, например, образовательной системы).

В теории педагогического проектирования выделяют:

1. Модель мониторинга для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов.

2. Прогностическую модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей.

3. Инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить преподавателей работе с педагогическими инструментами.

4. Рефлексивную модель, которая создается для выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций.

5. Концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий.

Проектирование педагогических систем, процессов и технологий – сложная и многоступенчатая деятельность. В. С. Безрукова выделяет три этапа педагогического проектирования:

1. Моделирование. Разработка целей (общей идеи) создания систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

2. Проектирование. Дальнейшая разработка модели и доведение ее до уровня практического использования.

3. Конструирование. Детализация созданного проекта для применения в конкретных условиях реальными участниками отношений и деятельности [8].

Потребность в радикальном повышении качества образования не может не привести к постановке концептуальных вопросов: понимание сущности и функций проектирования педагогической деятельности, а также роли в современном процессе образования.

1. Афанасьев В. В., Ермолаева С. С. / Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе // Теория и практика общественного развития. 2012. №2. С. 128-130

3. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. [Электронный ресурс].

4. Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. – Киев, 1974.

5. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие для студентов, педагогов, практиков [Текст] / Е. С. Заир-Бек. – СПб. : Просвещение, 2005. – 238 с.

7. Мингазов Р. Х., Фадеева Е. Ю., Сабитов Н. А. Роль педагогического проектирования в профессиональной деятельности учителя // КПЖ. 2012. №4 (94). С. 24-27

Аналитический отчет о педагогической деятельности за 2016–2017 год Прошедший год был очень интересным и насыщенным. Многообразие мероприятий заинтересовывали и вовлекали не только детей, но и их родителей.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образованииФоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельности Фоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельностиВоспитатель: Симонова Л. А. В нашу жизнь вошло новое слова, ситуация.

Информационная справка о методической и педагогической деятельности воспитателя 1. Прохождение курсов повышения квалификации: Наименование учреждения: Рязанский областной институт развития образования Название образовательной.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образованииПрезентация «Научная концепция педагогической деятельности» Научная концепция педагогической деятельности: «Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой» Районный.

Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории На своём опыте поняла всю сложность нынешней аттестации, главное следовать пунктам и ограничениям! Поэтому решила опубликовать свои наработки,.

Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории (окончание) Раздел 4 Результаты профессиональной деятельности. 4.1. В соответ-ствии с планом ВШК мною ежегодно проводится классно – обобщающий кон-троль,.

Самоанализ педагогической деятельности (1 часть) 2 часть Я, Даваева Светлана Сергеевна, работаю в Малодербетовском муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении №1 «Колокольчик».

Самоанализ педагогической деятельности (2 часть) 1 часть Я являюсь пользователем ПК. Для улучшения и развития своих возможностей прошла краткосрочные курсы по теме «Базовая подготовка.

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Хагасовой Фатимы Хазраиловны Содержание 1. Введение. 2. Аналитическая.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *