Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образовании это

Образование будущего

Агентство стратегических инициатив (АСИ) прогнозирует, что к 2030 году исчезнет 56 профессий.

Причем под угрозой не только водители и кассиры, но и юристы, бухгалтеры, а также банковские сотрудники.

Получается, чему бы дети не учились в школе и институте, к моменту окончания обучения многие их знания устареют. Однако у экспертов есть решение, что с этим делать. В условиях подобной быстро меняющейся реальности детям нужно не только передавать знания, но и с самого раннего возраста формировать у них навыки, которые относятся к soft skills.

По мнению авторов исследования «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» это такие навыки, как концентрация и управление вниманием, эмоциональная грамотность, цифровая грамотность, креативность, экологическое мышление, кросскультурность, способность к постоянному (само)обучению. Их также называют базовыми навыками XXI века. Именно эти компетенции, а не теоретические знания и даже не опыт, помогут людям в будущем становиться востребованными специалистами.

Эксперты из онлайн-университета Skillbox и команда Science.me в подкасте «Кант поймет» обсуждают со специалистами образовательной среды то, как должна выглядеть школа будущего или любая другая образовательная организация. Выписали наиболее важные аспекты, по которым школа будущего отличается от школы настоящего.

Пространство для творчества и экспериментов

Чтобы формировать у детей навыки XXI века, в школе должны быть созданы условия для творчества и коммуникации. Вместо оценок, которые наказывают за ошибки, нужна безопасная среда, где дети не боятся экспериментировать и ошибаться. Ученики должны самостоятельно искать различные решения задач, помогая друзьям и доказывая свою точку зрения учителю.

В такой среде дети научатся эффективно действовать в нестандартных ситуациях: например, смогут быстро разобраться в новом программном обеспечении, смогут предложить эффективное решение для проблемы, у которой еще нет готового решения.

Новая роль преподавателя

Какие бы хорошие учебные материалы ни применялись — именно преподаватель оказывает решающее влияние на учебный процесс. И если в образовательной системе, ориентирующейся на накопление знаний, у преподавателя две основных роли: транслировать информацию и контролировать успеваемость, то в школе будущего этого будет недостаточно.

Чтобы способствовать формированию soft skills, учитель должен уметь мотивировать детей, должен разжигать и поддерживать любопытство. Его задача — создать атмосферу, в которой ученики будут самостоятельно добывать факты, находить решения и коммуницировать друг с другом.

Новая система контроля качества обучения

Сейчас в школе оценивается в первую очередь успеваемость учеников. И это логично, если мы говорим о системе, в которой цель образовательного процесса — передача знаний. Но этот подход не помогает проконтролировать развитие и формирование навыков, а значит — нужна новая система метрик.

Сейчас эксперты склоняются к тому, что необходимо учитывать вовлеченность учеников в образовательный процесс и скорость прогресса. Причем новая система метрик должна оценивать не только учеников, но и сам учебный процесс: если весь класс не справился с заданием, это не проблема учеников, это проблема способа донесения информации. Такой подход позволит повысить профессионализм преподавателей и улучшить качество учебных материалов.

Персонализированный подход

У всех детей разная скорость обучения и разные способности, но это не должно становиться препятствием для образовательного процесса. Ситуации, когда весь класс ориентируется на самого слабого ученика, должны смениться индивидуальными программами обучения. И на самом деле, это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Ученикам достаточно иметь запас заданий разного уровня сложности, чтобы все дети могли спокойно учиться и усваивать информацию в своем темпе, выполняя при этом необходимый академический минимум.

Новый образовательный контент

Новая образовательная система нуждается в новых учебных материалах. И речь идет не о том, чтобы оцифровывать учебники для использования на планшетах. Учебник в привычном смысле слова — некоторый объем информации и определенная точка зрения, которую транслирует автор.

В будущем образовательный контент должен быть скорее похож на знакомые нам задачники и хрестоматии. Новые учебные материалы должны определять проблемные темы и предоставлять материалы для размышления, а также задачи для отработки навыков.

Коммуникационная среда между учеником и учителем

Коммуникация — ключевой элемент образовательной системы. И если сейчас общение между детьми происходит вне уроков, а между учеником и учителем — только во время занятий, то в будущем этот процесс должен быть более гибким.

Конечно, речь не идет о том, чтобы преподаватель был на связи 24 часа в сутки, но у детей должна быть возможность задавать вопросы по домашним заданиям и спрашивать советы не родителям, а человеку несущему знания.

Сейчас многие преподаватели используют для этого социальные сети и мессенджеры, но у такого способа есть свои недостатки. Например, дискуссионный вопрос об образе преподавателя в социальных сетях, или невозможность для некоторых детей пользоваться интернетом из-за запрета родителей.

Поддержка от родителей

Родители — важные участники образовательного процесса, и поэтому они должны разделять цели и методы образования. Минимум давления и контроля, больше поддержки и мотивации.

Для этого родители должны быть лучше знакомы с методологией, они должны видеть результаты работы детей, их прогресс и их потенциал для будущего. Новая оценочная система (желательно, автоматизированная) позволит родителям видеть успехи ребенка, не полагаясь на третье, часто субъективное мнение, которым по сути является система школьных отметок на текущий момент.

Единая и прозрачная платформа

Школа должна быть понятной и прозрачной для всех участников: для директоров, методистов, родителей, преподавателей и, конечно, учеников. Родители должны понимать, как дети продвигаются по учебной программе. Директора смогут оценивать качество отдельных уроков и всего образовательного процесса, методисты — создавать и тестировать новые учебные материалы. А преподаватели, в свою очередь, должны видеть учебный процесс не только через призму своих субъективных оценок, но и через метрики, речь о которых шла выше.

Прозрачность — важный элемент образования. Она напрямую влияет на гибкость и способность системы адаптироваться к переменам и вызовам будущего.

Обучение преподавателей

Необходима атмосфера, в которой преподаватель будет постоянно обучающимся профессионалом, готовым к экспериментам в учебном процессе, готовым выстраивать обучение с фокусом на детских потребностях и интересах.

Настоящий преподаватель всегда учится: если он не любит учиться, то вряд ли сможет научить этому детей.

Теория + практика

Одно из слабых мест современных школ и вузов: отсутствие тесной связки между теоретическими знаниями и практикой. Если мы хотим перейти к образовательной системе, в центре которой soft skills — эту связку предстоит создать.

Сейчас образовательные учреждения — достаточно закрытые организации, их нужно открыть и дать возможность экспертам из различных организаций (специалистам, ученым, предпринимателям) принимать участие в учебном процессе. Это могут быть мастер-классы, практикумы, стажировки — форматов много. Подобное сотрудничество будет выгодно для всех участников.

Возможность выбора

Одна из фундаментальных проблем школы и вуза — жесткая ориентация на результат, а именно: сдачу экзаменов, получение профессии. Проблема в том, что в образовательной среде такой подход плохо влияет на мотивацию, отношение к образовательному процессу и, в итоге, на сами результаты обучения.

Выход может быть следующий: во-первых, предоставить детям и подросткам больше возможностей относительно того, что, как и когда изучать. Во-вторых, снять бремя выбора профессии в 16 лет: никто не говорит, что студенты будут бездельничать, просто их надо обучать не «на экономистов», а математике, экономике, истории и так далее.

И в-третьих, пора признать, что образование — не только про изучение предметов, но и про изучение себя. Проще говоря, в образовательном процессе не должно быть ошибок, зато должно быть пространство для экспериментов. Если студент после первого курса понял, что выбрал не те предметы — не ошибка, за которую он должен расплачиваться неинтересной работой на всю оставшуюся жизнь. Это полезный эксперимент, и полученные знания помогут ему принять решение о том, куда двигаться дальше.

Вместо выводов

Получается, школа будущего — не что-то футуричское, непостижимое и напичканное технологиями. Точнее, технологии — лишь инструмент, который помогает в достижении цели, но никак не главная особенность школы будущего. А цель должна быть следующей: подготовка детей к счастливой жизни и успешной карьере в быстро меняющемся мире.

По нашему мнению, настоящая образовательная революция произойдет не тогда, когда в каждом классе будут планшеты со всеми загруженными туда учебниками. А тогда, когда мы все примем эту цель, как аксиому, и начнем менять образовательную систему, ориентируясь на нее.

Вроде бы, ничего сложного, поэтому хочется верить, что перемены не за горами.

Источник

Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образовании это Султанова Галина Анатольевна
Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности

Статья на тему «Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности»

Всестороннее знание личности, особенностей класса как коллектива и данные анализа конкретной педагогической ситуации, составляющие основу педагогического диагноза, являются необходимой предпосылкой важного этапа конструирования образовательного процесса — прогнозирования. Оно открывает возможности обоснованного диагностического задания целей. Движение от личности с ее исходным уровнем развития тех или иных свойств к адекватной постановке целей образования — условие преодоления «бездетности» в педагогике. Диагностичность является общим требованием к разработке целей и задач воспитания. Она означает вполне определенное, однозначное описание целей, способов их выполнения, измерения и оценки.

Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Объектами при этом выступают класс, ученик, знания, отношения и т. п.

Методы прогнозирования, которыми должен в совершенстве владеть преподаватель,достаточно разнообразны: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция и др.

Принято различать два вида прогнозирования:

1. Нормативное прогнозирование, принимая заданность объекта преобразования, связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния.

2. Поисковое прогнозирование. Поисковое прогнозирование непосредственно направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий;

При конструировании педагогического процесса элементы поискового и нормативного прогнозирования теснейшим образом связаны. Возможные пути достижения прогнозируемого результата есть не что иное, как своеобразные гипотезы об оптимальности способов решения педагогической задачи, переборку которых в актах мышления осуществляет педагог.

Прогнозирование в деятельности преподавателя позволяет предвосхищать результаты деятельности благодаря уникальной человеческой способности к целеполаганию. Цель педагогической деятельности вне зависимости от сложности путей достижения – это всегда смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленный в сознании как проект реальных количественных и качественных изменений педагогического процесса, его отдельных компонентов. Соответственно видам педагогических задач по их временному признаку есть основания различать стратегическое, тактическое и оперативное прогнозирование.

Педагогическое прогнозирование, являясь связанным с целеполаганием, своим итогом имеет конкретизацию педагогических целей и их трансформацию в систему педагогических задач. При этом происходит материализация педагогической задачи через ее воплощение в конкретном учебном материале с учетом подготовленности и ближайших резервных возможностей личности и коллектива, т. е. тех данных, которые дает педагогическая диагностика. Как результат научно обоснованного прогнозирования, педагогическая задача синтезирует содержательную, мотивационную и операциональную стороны деятельности и педагога и школьника. Педагог формулирует педагогическую задачу сначала для себя и лишь затем «озадачивает» воспитанников и включает их в решение. Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование составляет базу для педагогического проектирования образовательного процесса.

Педагогическое проектирование заключается в содержательном, материально-техническом, организационно-методическом и социально-психологическом (коммуникативном, эмоциональном и т. п.) оформлении замысла реализации целостного решения педагогической задачи.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем коммуникативная, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или организаторская. Педагогическим проектированием исследователи называют сейчас предварительную разработку деталей педагогических систем.

Термин «проектирование»внедрился в педагогику из технического знания. Развитие педагогического знания, рост числа форм, методов, средств обучения и воспитания, развитие педагогического творчества и новаторства усложняют педагогическую деятельность, педагогу все труднее осваивать эти знания и умения. Поэтому как одно из направлений развития педагогики стали развиваться идеи педагогических технологий и педагогического проектирования в значительной мере как техническая, технократическая ориентация, как заимствование подходов, применяющихся в технике и промышленном производстве.

Проектирование говорит о наличии у педагога совокупности творческих способностей, исследовательских умений, качеств, среди которых важное место занимают активность и инициативность, глубокоя наблюдательность и внимание, богатое воображение и интуиция, искусство нестандартно мыслить, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность выводов и суждений.

Разработка проекта будет эффективной при выполнении следующих условий осуществления педагогического проектирования:

1.. Наличие проектировочной компетенции педагога.

2. Наличие положительной мотивации педагога

3. особенностей проектного замысла и конкретность путей его реализации.

4. Создание среды для осуществления проектирования. Учет

5. Педагогически обоснованный выбор и поэтапное выстраивание способов и форм учебного процесса.

6. Включенность основных субъектов образовательного процесса во все этапы создания и реализации педагогического проекта.

7. Мониторинг проектировочной деятельности.

Проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений (в отличие от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт в целях его более глубокого осмысления). Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов, например, образовательной системы).

В теории педагогического проектирования выделяют:

1. Модель мониторинга для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов.

2. Прогностическую модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей.

3. Инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить преподавателей работе с педагогическими инструментами.

4. Рефлексивную модель, которая создается для выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций.

5. Концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий.

Проектирование педагогических систем, процессов и технологий – сложная и многоступенчатая деятельность. В. С. Безрукова выделяет три этапа педагогического проектирования:

1. Моделирование. Разработка целей (общей идеи) создания систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

2. Проектирование. Дальнейшая разработка модели и доведение ее до уровня практического использования.

3. Конструирование. Детализация созданного проекта для применения в конкретных условиях реальными участниками отношений и деятельности [8].

Потребность в радикальном повышении качества образования не может не привести к постановке концептуальных вопросов: понимание сущности и функций проектирования педагогической деятельности, а также роли в современном процессе образования.

1. Афанасьев В. В., Ермолаева С. С. / Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе // Теория и практика общественного развития. 2012. №2. С. 128-130

3. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. [Электронный ресурс].

4. Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. – Киев, 1974.

5. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие для студентов, педагогов, практиков [Текст] / Е. С. Заир-Бек. – СПб. : Просвещение, 2005. – 238 с.

7. Мингазов Р. Х., Фадеева Е. Ю., Сабитов Н. А. Роль педагогического проектирования в профессиональной деятельности учителя // КПЖ. 2012. №4 (94). С. 24-27

Аналитический отчет о педагогической деятельности за 2016–2017 год Прошедший год был очень интересным и насыщенным. Многообразие мероприятий заинтересовывали и вовлекали не только детей, но и их родителей.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образовании этоФоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельности Фоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельностиВоспитатель: Симонова Л. А. В нашу жизнь вошло новое слова, ситуация.

Информационная справка о методической и педагогической деятельности воспитателя 1. Прохождение курсов повышения квалификации: Наименование учреждения: Рязанский областной институт развития образования Название образовательной.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образовании этоПрезентация «Научная концепция педагогической деятельности» Научная концепция педагогической деятельности: «Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой» Районный.

Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории На своём опыте поняла всю сложность нынешней аттестации, главное следовать пунктам и ограничениям! Поэтому решила опубликовать свои наработки,.

Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории (окончание) Раздел 4 Результаты профессиональной деятельности. 4.1. В соответ-ствии с планом ВШК мною ежегодно проводится классно – обобщающий кон-троль,.

Самоанализ педагогической деятельности (1 часть) 2 часть Я, Даваева Светлана Сергеевна, работаю в Малодербетовском муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении №1 «Колокольчик».

Самоанализ педагогической деятельности (2 часть) 1 часть Я являюсь пользователем ПК. Для улучшения и развития своих возможностей прошла краткосрочные курсы по теме «Базовая подготовка.

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Хагасовой Фатимы Хазраиловны Содержание 1. Введение. 2. Аналитическая.

Источник

Между ростом и коллапсом. Какое будущее эксперты предсказывают высшему образованию

Вышел один из ключевых международных докладов о трендах в мире образования — Horizon Report. Вот что на этот раз пророчат нам эксперты.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образовании это

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образовании это

Ассоциация Educause в конце апреля выпустила ежегодный доклад — Horizon Report — о преподавании и обучении. Организация нацелена на развитие высшего образования с помощью цифровых технологий, и доклад традиционно посвящён ключевым трендам в этой сфере.

Технологии, практики и явления из мира IT, которые сильнее всего повлияют на университеты в ближайшее десятилетие, для доклада отобрала экспертная панель. Её участники — представители вузов и технологических компаний из англоязычных стран, Европы, Азии. Каждый эксперт назвал главные с его точки зрения тренды развития университетов и наиболее значимые для образования технологии. Из ответов были сформированы длинные списки, и на следующих этапах эксперты голосованием выбрали из сотен вариантов 15 трендов и шесть технологий.

От того, насколько университетам удастся освоить технологии будущего и адаптироваться к трендам, зависит дальнейшее развитие системы высшего образования. Доклад Educause предлагает четыре сценария:

Посмотрим, что может привести к каждому из них. Сразу оговоримся: не всё из названного в докладе применимо к российским реалиям, но о мировых трендах тоже полезно знать.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в образовании это

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Новый мир вокруг университетов

Крупнейшие тренды, на фоне которых разворачивается развитие высшего образования, в Horizon Report поделены на пять категорий.

1. Общественные сдвиги

К социальным трендам эксперты отнесли распространение удалёнки, растущий цифровой разрыв и проблемы психологического здоровья.

Как и другие сферы, высшее образование в мире пока не спешит возвращаться к допандемийному уровню офлайн-активности. Часть процессов надолго перешла в «цифру». Что это значит для вузов?

Студенты и преподаватели должны освоить новые навыки и технологии, чтобы взаимодействовать в новой виртуальной среде. Этому мешает цифровой разрыв: неравенство доступа к технологиям. И его влияние будет всё заметнее с течением времени, ведь многие будущие студенты перешли на онлайн-обучение уже на школьном этапе. Так как возможности — качество гаджетов, связи, условий для занятий из дома — у них сильно разнились, уровень готовности к высшему образованию тоже будет разным.

Вузам придётся учитывать и эти последствия цифрового разрыва, и воздействие пандемии на здоровье студентов и сотрудников, в том числе психологическое. В новых условиях университеты, если они хотят удержать контингент, обязаны обеспечить поддержку тем, кто в них учится и работает.

2. Новая технологическая реальность

Из технологических трендов эксперты тоже выделили три:

Эти перемены стали следствием пандемии, но не окончатся с ней. У части преподавателей, которые до пандемии воспринимали образовательные технологии скептически, теперь проснулся к ним аппетит. Они продолжают внедрять новые инструменты и развивать навыки их использования — тоже онлайн. С одной стороны, эти тенденции связаны с появлением новых требований к университетам, а с другой — с помощью гибридных и смешанных форматов образование защищает себя от новых кризисов. Курсы, в которых уже на старте проектирования заложены гибкие переходы от очного формата к удалённому и обратно, можно провести в самых сложных условиях.

3. Экономические перемены

Сюда относятся сокращение доходов от высшего образования, потребность в сотрудниках с новыми навыками и глобальная неопределённость экономических моделей.

Студенты и их родители во всём мире считают, что удалённое и гибридное обучение должно быть дешевле очного, и кое-где вузам приходится действительно сокращать стоимость платных программ. Приём новых учащихся — особенно из-за рубежа — тоже снижается.

При этом затраты университетов только растут. Даже вузы, которые обзавелись всей необходимой инфраструктурой для поддержания дистанционных курсов в прошлом году, явно не успели закрыть все кадровые проблемы. Для работы в современных условиях нужно переобучать преподавателей и других сотрудников или нанимать новых. Например, принципиально новые кадры потребуются, чтобы воплотить в жизнь системы поддержки психологического здоровья студентов и сотрудников.

Со всеми этими экономическими трудностями университеты столкнулись на общем фоне нестабильности. Будет ли восстанавливаться экономика? Каких темпов роста ждать? Как и другие организации, университеты в разных странах мира урезают бюджеты, останавливают наём и временами увольняют сотрудников.

4. Изменения климата

В группу трендов окружающей среды эксперты объединили климатические изменения, сокращение рабочих поездок и ориентацию на устойчивое развитие.

Как эти явления влияют на высшее образование? Одна сторона перемен — экстремальные погодные события, вызванные глобальным потеплением. Где-то участились наводнения, где-то каждый год вспыхивают лесные пожары. Это влияет на количество студентов, которых могут привлечь университеты в пострадавших районах. И вторая сторона — внимание к повестке устойчивого развития. Университеты вступают в партнёрства для исследования климатических изменений, создают новые образовательные программы на эту тему. Постепенно изменения приходят и в повседневные рабочие процессы: во время пандемии число командировок и просто поездок на работу существенно сократилось — если не навсегда, то надолго.

5. Политические катаклизмы

Заключительная категория трендов — политические. Это рост онлайн-глобализации и одновременный подъём национализма, а также государственное финансирование высшего образования.

Глобальный рынок онлайн-образования растёт, в то время как традиционная академическая мобильность пострадала от пандемии и её последствий. Барьеры для реальной международной миграции выросли: государства периодически закрывают границы, и кое-где к таким решениям привязывают националистическую риторику. Цифровым форматам эти процессы не страшны, и хороший университет теперь не может не иметь студентов из других стран на своих онлайн-программах или хотя бы на массовых открытых дистанционных курсах.

Внутри государств развитие университетов становится вопросом политической удачи: где-то вузы поддержали, где-то помощь не была эффективной. И неясно, будет ли высшее образование завтра считаться важным для национальных экономик, могут ли вузы рассчитывать на поддержку в будущем.

Новые технологии и практики внутри университетов

Для Horizon Report эксперты отобрали как отдельные технологические области, так и важные для высшего образования организационные практики и подходы. Изначально список состоял, как говорится в докладе, из 141 позиции. После нескольких раундов голосования осталось шесть ключевых технологий и практик.

Каждую из них эксперты оценивали по шкале от нуля до четырех в следующих измерениях:

ИИ: дорого и не всегда честно

Искусственный интеллект эксперты оценили как самую дорогую и при этом достаточно рискованную область технологического развития.

Сегодня ИИ применяется при управлении учебным контентом, в системах прокторинга, в сервисах поддержки и информирования студентов или абитуриентов через мобильные приложения и чат-боты. Большинство проектов в этой области, отмечают эксперты, касаются решения текущих проблем высшего образования. Но есть и исследовательские идеи, направленные в будущее. Например изучается, как с помощью ИИ можно развивать навыки саморегулируемого обучения и формировать сети обмена знаниями.

При этом технология становится всё более противоречивой: системы прокторинга кажутся многим неоправданной слежкой, а наряду с ИИ-системами для эффективного обучения появляются сервисы по автоматическому рерайту учебных текстов, с помощью которых можно так переписать чужую академическую работу, что плагиат трудно будет заметить.

Учебная аналитика: полезно, но рискованно

Эта практика отчасти пересекается с ИИ-треком. Анализ данных может подразумевать задачи разного уровня и масштаба, начиная от отдельных курсов или кафедр.

Учебная аналитика в отчёте получила от экспертов одну из самых высоких оценок по позитивному влиянию на образовательные результаты. Не удивительно: система аналитики может подсказать, когда студент плохо справляется с заданиями, не заходит регулярно в свой учебный личный кабинет, мало вовлечён в курсы. При этом по рискам это направление — на втором месте после ИИ. В учебной аналитике много не решённых на отраслевом уровне проблем — это вопросы доступа к данным, согласия студентов и преподавателей на обработку информации о них, способности администраторов правильно интерпретировать результаты.

В докладе приведены в пример проекты, которые связаны как раз с решением этих проблем. Это персонализация аналитики на специальных дашбордах, чтобы студенты сами могли использовать данные о своём обучении, и развитие стратегий использования данных. Сейчас университеты накапливают больше данных, чем могут использовать, и для успешной учебной аналитики важно выбрать самые важные и разумно настраивать доступ к ним.

Открытые образовательные ресурсы: прекрасно

В открытом доступе могут размещаться как онлайн-учебники, так и более сложные ресурсы. Например, 3D-модели химических соединений и анатомических препаратов, целые онлайн-игры по сценариям из соответствующей профессиональной области. Ожидаемо у этого направления оказалась самая высокая оценка за развитие равенства и инклюзивности в высшем образовании. Кроме того, эксперты высоко оценили уровень принятия открытых ресурсов преподавателями. Но в докладе также говорится, что, несмотря на всю востребованность, бесплатные учебники и пособия разрабатываются не так активно.

Микростепени: ничего революционного

Микростепени — это короткие курсы, на которых студент осваивает один конкретный навык или тему. Обычно на такие микрокурсы можно разобрать более длительную университетскую программу — магистратуру, МВА.

Как и для открытых образовательных ресурсов, для этой практики эксперты определили самые низкие риски провала. При сравнительно невысокой стоимости у микростепеней также хорошие оценки по всем позитивным измерениям: эту идею хорошо принимают преподаватели, подход полезен с точки зрения равенства и для роста образовательных результатов. В этой области определённо стоит искать гибкие решения для выхода из пандемии: короткие курсы проще «упаковать» под потребности аудитории, при необходимости перевести в смешанный или онлайн-формат, продать компаниям для повышения квалификации сотрудников даже в условиях экономического спада. Похоже, среди экспертов сложилось согласие по поводу этой практики — все признают её пользу, но никто не видит в ней ни революции, ни панацеи.

Это не значит, что в распространении микростепеней нет ничего интересного. Во-первых, они переживают взрывной рост: по оценкам Educause, в следующие 3–5 лет их рынок удвоится. Во-вторых, на этом рынке университеты соревнуются со множеством других конкурентов. И работа с микростепенями не так проста, как кажется: вузам придётся существенно перекраивать курсы, а для этого, вероятно, нанимать новых и переучивать прежних сотрудников.

Смешанные и гибридные модели: наше будущее

Под гибридными моделями в докладе объединена серия моделей обучения, большинство из которых ещё не формализованы, просто имеется в виду, что в них сочетаются онлайн- и офлайн-форматы.

Эксперты считают, что стоимость внедрения таких решений достаточно высокая, но плюсы для обеспечения равенства в высшем образовании и роста образовательных результатов неоспоримы. К тому же у смешанных и гибридных моделей обучения самая высокая оценка по шкале значимости для будущего высшего образования. Большинство экспертов сочли их очень важными для поиска гибких подходов, которые помогут вузам выйти из пандемии.

Примеры проектов в Horizon Report связаны:

Качественное онлайн-обучение: залог образовательных результатов

Этот пункт — о совокупности практик, направленных на улучшение дистанционных образовательных программ. Они дороги и по оценке стоимости уступают только искусственному интеллекту, зато по влиянию на образовательные результаты опережают все остальные технологии и практики в списке.

Какие именно практики эксперты отнесли к этому пункту? Это специальный отбор технологий и подходов, которые работают в онлайн-обучении. Например, университетская база знаний для своих преподавателей. Или создание виртуальных выставок, музеев и другого контента, который помогает разнообразить онлайн-курсы. Это курсы-инструктажи для студентов, которые впервые обучаются онлайн. Словом, все меры для того, чтобы обучение в цифровой среде не просто не прерывалось, но и оставалось эффективным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *