Что мы должны делать чтобы совершать нравственные поступки

1. Этикет — это:

б) манера поведения;

2. Предупредительность — это:

а) галантность по отношению к дамам;

в) умение оказать небольшую услугу;

д) приветливость по отношению к старшему;

е) умение вовремя сгладить неловкость.

3. Инициатором рукопожатия в большинстве случаев должны быть:

в) младшие по возрасту;

г) младшие по положению (подчиненный).

4. Знакомство с организацией (фирмой) начинается с интерьера помещения. Относится ли интерьер рабочего помещения к области делового этикета?

5. Отличаются ли визитные карточки женщин от визитных карточек мужчин?

Выберите правильный ответ:

а) отличаются по размеру;

в) отличаются по цвету;

г) отличаются за счет «украшательств».

6. Атмосфера доброжелательности во время деловой беседы зависит от:

Укажите правильный ответ.

б) правильного выбора места проведения беседы;

в) интерьера помещения;

г) установления контакта с партнером;

д) первых фраз во время беседы;

е) использование обращения по имени;

ж) все ответы верны;

з) все ответы неверны.

7. Дает ли этика ответ на вопрос: «Что мы должны делать, чтобы совершать нравственные поступки»? Ответ поясните.

8. Прокомментируйте высказывание Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

9. Какие профессиональные моральные нормы нарушены в следующих примерах:

а) «Что же вы, дедушка, дожили до старости, а считать не научились?!»

— сказала кассир сберегательного банка клиенту;

б) «Я не желаю слушать ваши возражения. Мне нет дела до того, что Вы дома обнаружили дефект на рукаве. Была примерка, надо лучше смотреть на готовое изделие, а не собой в зеркале любоваться» (из монолога приемщицы трикотажного ателье).

10. Согласны ли вы с определением:

Общение — сложный, многогранный процесс взаимодействия двух и более людей, процесс обмена информацией, взаимного влияния, сопереживания и взаимного понимания.

Источник

Итоговый тест – контроль

1. Этика дает ответ на вопрос: « Что мы должны делать, чтобы совершать нравственные поступки»? Ответ поясните.

2. Впервые термин «этика» был введен:

3. К системе этических ценностей относятся понятия:

б. ответственность, справедливость;

г. долг, совесть, честь.

4. Важнейшие категории этики это:

*а. совесть; долг, достоинство;

5. Профессиональные моральные нормы это:

*а.вежливость, предупредительность, тактичность, трудолюбие.

6. Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу подходят к понятиям:

1. Этика А А. Устоявшиеся в обществе принципы, нормы, правила поведения.

2. Нравственность Б Б. Осмысление ценности не только самого себя, но и других.

3. Мораль В В. Наука, изучающая нравственность.

7. Сформулируйте «золотое» правило нравственности и объясните, почему его назвали «золотым».

Ответ: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Этому правилу придавалось очень большое значение и оно укрепилось в общественном сознании. Например, русская пословица гласит: «Чего в другом не любишь, того сам не делай».

8.Подбери понятия нравственности к следующим ситуациям:

Понятия нравственности Ситуации

1. Совесть Б А.Коммерсант заботится о своем добром имени, авторитете коллектива, престиже своей профессии.

2. Достоинство Г Б. Грубость коллеги по работе вызывает у членов коллектива чувство стыда перед клиентами не меньше, чем собственная вина.

3. Честь А Г. Это чувство не позволяет человеку унижаться, льстить и угодничать ради своей выгоды.

В каких правилах и нормах раскрывается принцип добросовестного отношения к труду.:

*а. любовь к избранной профессии;

*б. стремление к совершенствованию мастерства;

*в. соблюдению дисциплины труда;

*г. аккуратность в соблюдении своих обязанностей;

*д.бережное отношение к орудиям труда, наставничество;

10.К профессиональному поведению предъявляются нравственные критерии:

Нравственные критерии Какие нравственные критерии проявились в следующих ситуациях..

1. Вежливость Б А. Женщина в возрасте, полной комплекции выбирает себе джинсы для отдыха. Продавец осторожно, чтобы не обидеть, порекомендовал ей купить красивый спортивный костюм, рассказав о его преимуществах перед джинсами. Покупательница согласилась и купила спортивный костюм.

2. Тактичность Г Б. Кассир сбербанка отлучился с рабочего места и этим вызвал задержку в обслуживании клиентов. Возвратившись на рабочее место, сказал: «Извините, что задержал вас, сейчас быстро все улажу».

3.Деликатность А В. В секции самообслуживания покупательница брала пару туфель для примерки и при этом несколько пар, стоявших рядом упали. Покупательница растерялась и смутилась. Продавщица спокойно подошла и поставила обувь на место, сказав покупательница» «Ничего страшного это происходит часто».

В Г. В сберегательном банке к «окошку» оплаты за коммунальные услуги подходит очень раздраженный посетитель, не сумевший разобраться в заполнении квитанции нового образца. Кассир банка говорит: «Не волнуйтесь, сейчас я вам все объясню».

*б, манера поведения;

12. Нормами этикета являются:

а. упорство, настойчивость;

*в. вежливость, тактичность.

13. Дайте определения понятиям:

На нормах морали основаны: Дайте определения.

1. Традиции (передача) *Установившийся порядок, неписаный закон в поведении, быту. Исторически сложившийся и передаваемый из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы. (традиции семьи, школы, флота и т. д.)

2. Обычаи 3. Привычки

Что мы должны делать чтобы совершать нравственные поступки«Раздел «Культура Омского Прииртышья.Театр, музыка, изобразительное искусство» Задания 1-4 класс Задание1. Назовите авторов песни «Омские пацаны». Назовите исполнителя песни «Омские пацаны». Опишите музыкальный образ песни (7-10 предложений).(По 1 б., за к. »

Что мы должны делать чтобы совершать нравственные поступки«СОГЛАСОВАНО председатель первичнойпрофсоюзной организации _О. Л. Сухнева. «_»_ 2015 г. УТВЕРЖДАЮ директор МОУ «СОШ №7» _ И. Н. Гуменюк. «_»_ 2015 г. Стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы и поведения работников муници. »

Что мы должны делать чтобы совершать нравственные поступки«ПЕРЕЛІК ТЕСТОВИХ ЗАВДАНЬ НА ФАХОВЕ ВИПРОБУВАННЯ ДЛЯ ВСТУПУ НА НАПРЯМ ПІДГОТОВКИ 6.090103 «ЛІСОВЕ І САДОВО-ПАРКОВЕ ГОСПОДАРСТВО»1. Розподілення розсадників залежно від цільового призначення садивного матеріалу:а) лісові та лісом. »

Что мы должны делать чтобы совершать нравственные поступки«ПРЕДСТАВЛЯЕТСТРАШНАЯ ВОЛЯ БОГОВ / AS THE GODS WILL/ KAMISAMA NO IU TORI Производство: Япония, 2014 Жанр: триллер Хронометраж: 117 минут Режиссер: Такаси МиикеВ ролях: Сота Фукуси, Хирона Ямадзаки, Сота Сометани, Мио Юки, Нао Омори, Рюноскэ КамикиЭкранизация популярного японского комикса-манга в тради. »

Что мы должны делать чтобы совершать нравственные поступки«УДК 32:651.5 (063)ПОЛІТИКА ЦИФРОВОГО ЗБЕРІГАННЯ ДОКУМЕНТІВ В ДЕРЖАВНИХ ОБЛАСНИХ АРХІВНИХ УСТАНОВАХ ПІВДНЯ УКРАЇНИ І.І.ТЮРМЕНКО, д.і.н., проф., Національний авіаційний університет (Україна) Південь України – унікальний регіон, що визначається етнокультурним розмаїттям тих націй, народностей та етнічних груп. »

Что мы должны делать чтобы совершать нравственные поступки«ПАМЯТКА О ПРИСВОЕНИИ СПОРТИВНЫХ ЗВАНИЙ «МАСТЕР СПОРТА РОССИИ» (далее – МС) И «МАСТЕР СПОРТА РОССИИ МЕЖДУНАРОДНОГО КЛАССА» (далее – МСМК)(в соответствии с Положением о Едино. »

Что мы должны делать чтобы совершать нравственные поступки«№ Название района Название мероприятия Место и время проведения Краткое описание Планируемое количество человек Организатор город Десногорск Чемпионат федерации по рубке шашкой «Казарла» ЦФО «Казарла в Десногорске» Десногорский городской пляж 24 июня 2017 года 10. »

Что мы должны делать чтобы совершать нравственные поступки«ЗНАЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РКИ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ И ТУНИССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУР) К. Е. Строганова (Белорусский государственный университет) В настоящее время перспективно изучение невербальных средств коммуникации в аспекте межкультурной коммуникации. В. »

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.

Источник

Олимпиада по дисциплине «Основы делового этикета»

Что мы должны делать чтобы совершать нравственные поступки

«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКЕТА»:

Дает ли этика ответ нам вопрос: «Что мы должны делать, чтобы совершать

2. Кем был впервые введен термин «этика»?

3. Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу подходят к понятиям:

а) «этика»; б) «нравственность»; в) «мораль».

А.Устоявшиеся в обществе принципы, нормы, правила поведения.

Б. Осмысление ценности не только самого себя, но и других.

В. Наука, изучающая нравственность.

4. Выберите правильный ответ. Этика – это:

Б) манера поведения

5. Выберите правильный ответ. Нормами этикета являются:

А) упорство, настойчивость.

Б) принципиальность, беспрекословность.

В) вежливость, тактичность.

6. Есть ли разница между деловым и бытовым этикетом?

Д) все ответы верны

Е) все ответы не верны.

8. Вежливость предполагает приветствие. Как надо поздороваться, оказавшись первый раз в незнакомом коллективе?

А) следует приветствовать находящихся там людей, даже если вы не знакомы с ними

Б) приветствовать старших по возрасту

В) приветствовать можно только знакомых.

9. Выберите правильный ответ. Инициатором рукопожатия в большинстве случаев должны быть:

В) младшие по возрасту

Г) младшие по положению (подчиненный)

10. Выберите правильный ответ. Хороший вкус – это.

11. Из приведенных примеров выберите те, которые соответствуют этическим запретам на некоторые ответы и вопросы в телефоном разговоре.

В) «Иванова нет на месте, не знаю где он!»;

12. Отличаются ли визитные карточки женщин от визитных карточек мужчин? Выберите правильный ответ.

А) отличаются по размеру;

В) отличаются по цвету;

Г) Отличаются за счет украшений.

13. Укажите правильный ответ. Деловой протокол- это:

А) осознание добросовестного исполнения сотрудниками своих обязанностей;

Б) свод правил в деловых и служебных отношениях;

В) правила, регламентирующие порядок встреч и проводов, проведения бесед и переговоров, организации приемов и деловой переписки;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы не верны.

14. Знакомство с организацией (фирмой) начинается с интерьера помещения. Относится ли интерьер рабочего помещения к области делового этикета?

15. Укажите, какие позиции при проведении деловой беседы необходимо учитывать;

А) этические нормы и правила;

Б) помещение не должно препятствовать установлению атмосферы доверия;

В) начальная фаза беседы задает ей тон;

Г) все позиции верны;

Д) все позиции не верны.

16. Укажите правильный ответ. Атмосфера доброжелательности во время деловой беседы зависит от:

Б) правильного выбора места проведения беседы;

В) интерьера помещения;

Г) установления контакта с партнером;

Д) первых фраз во время беседы;

Е) использования обращения по имени;

Ж) все ответы верны;

З) все ответы не верны.

17. Выберите правильный ответ Груши и яблоки едят:

А) с помощью ножа, разрезая плод на несколько частей;

Б) откусывая от целого плода;

В) вначале очищают от кожуры, а затем откусывают от целого плода.

18. Укажите правильный ответ. Ножом принято чистить:

В) все ответы верны;

Г) все ответы не верны.

19. Куски сахара из сахарницы берут:

20. Салфетку за столом принято:

А) повязывать вокруг шеи;

Б) засовывать за воротник;

В) раскладывать на груди;

Г) класть на колени.

А) параллельно друг другу на тарелку ручками вправо;

Б) по обе стороны тарелки;

В) на тарелку крест- накрест.

22. Хлеб с общей тарелки берут:

Б) вилкой, которую держат в правой руке ;

В) вилкой, которую держат в левой руке;

Г) специальной вилкой, лежащей на общей тарелке с хлебом.

Источник

Что мы должны делать чтобы совершать нравственные поступки

Этика как наука нравственности

Этика – учение о морали, нравственности. Она дает ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Этика не может снять с личности ответственность за принимаемые решения. за этику нельзя спрятаться, на нее можно опереться. Этика становится действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ней дело, изучает ее. В противном случае она бесполезна и может вызвать лишь раздражение и досаду.

Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому, включая этику и психологию делового общения, а также используя социально-психологические тренинги по общению.

1. Сущность и основные понятия этики. Мораль. Типы этики

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, птичье гнездо, звериное логово. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от эффетов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх – природный эффект, память – свойство ума, умеренность, мужество, щедрость – свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores – множественное число) – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это – в русском языке «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit».

Мораль предстает в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличиях:

А – как характеристика личности, совокупность моральных качеств,. Добродетелей, например, правдивость, честность, доброта,

Б – как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий».

Соответственно этому анализ морали можно разделить на две рубрики:

Моральное измерение личности – мораль как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает;

Моральное измерение общества – мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Пространство морали – отношения между людьми.

Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных, специфических областях деятельности.

Профессиональная (функционально-дифференцированная, ролевая) этика относится к подразумеваемому или конкретно определенному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие решения в своих различных профессиональных ролях. Такого рода ролевая этика часто обеспечивает полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе профессиональной деятельности (например, надо ли врачу говорить пациенту, что тот безнадежно болен?). Большинство этических дилемм, ассоциируемых с различными видами профессиональной этики (медицинская этика, журналистская этика, этика бизнеса и др.), включают некий вид противоречия между функционально-дифференцируемой и универсальной этикой. Профессиональная деятельность приводит к множеству этических по своему характеру вопросов, которые не рассматриваются и не могут быть решены средствами универсальной этики. Профессиональная этика изучает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности.

Представители социальных наук часто используют описательный подход как инструмент изучения этики. Описание фактов и объяснение морального поведения и представлений о морали характерны для антропологов, социологов, историков. Описание моральных воззрений, кодексов поведения, убеждений применяется при разработке корпоративной этической политики, когда требуется выработать систему взглядов на различные «острые» вопросы, например, сексуальные домогательства, или при составлении этических кодексов торговых фирм и т. д.

Сторонники нормативного подхода ставят перед собой задачу сформулировать и доказать истинность основных норм морали. Они пытаются создать некую идеальную модель, от которой истинный порядок, наблюдаемый в действительности, далек. Согласно нормативному подходу, теория этики должна служить основанием принятия индивидом и обществом целой системы моральных принципов и благ.

Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнеров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой.

Деловые отношения – это один из типов общественных отношений как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе. На уровне деловых отношений в бизнесе работники должны быть ориентированы на партнера, на потребителя, что повышает интерес к работе. Чтобы удачно осуществить любое предприятие (например, заключить сделку), нам следует стремиться понять партнера делового общения.

Этика переговоров – это составная часть бизнеса. Она выражает кодекс сводных правил общения партнеров в процессе деловых отношений и переговоров. В задачи этики деловых отношений входят:

· изучение исторического опыта в области деловой этики,

· рассмотрение современной деловой этики,

· интеграция с международной деловой культурой, с ее морально-психологическими стандартами,

· изучение форм и правил ведения деловых отношений,

· моральное воспитание современных бизнесменов.

Культурное общение включает в себя прежде всего свободное владение языком. В деловом общении она выражается в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта и в обращении к собеседнику на понятном для него языке.

2. Понятие «общение». Стороны (функции) общения. Этапы делового общения. Барьеры общения

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совокупной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействие, восприятие и понимание другого человека.

Структура общения характеризуется путем выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная – заключается в организации взаимодействия между индивидами, то есть в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой почве взаимопонимания.

Главным средством общения является язык. Язык – это система знаков, служащая средствами человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.

Знак – это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды…).

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Идентификация (от лат. – отождествление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов. Эмпатия – это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Рефлексия (от лат. – обращение назад) это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс закрепления отношений друг с другом.

Общение – это коммуникация, то есть обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т. д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде, решение деловых вопросов. Специфика межличностной коммуникации проявляется в следующих особенностях:

А) в характере процесса обратной связи;

Б) наличии коммуникативных барьеров;

В) наличие феномена коммуникативного влияния;

Г) существовании различных уровней передачи информации.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Можно выделить следующие типы коммуникативных барьеров:

2. Интеллектуальные (фонетические, семантические, логические, стилистические);

3. Социально-культурные (этические, ролевые, барьеры неавторитетности, мировоззренческие);

7. Барьеры слушания.

Первым шагом на пути преодоления социально-культурных барьеров является их осознание. В качестве приемов их устранения могут быть использованы:

А) психологическое проникновение во внутренний мир другого человека, сочувствие ему;

Б) абстрагирование информации от источника;

В) восприятие информации реципиентом так, как будто он сам является ее источником.

Основными направлениями преодоления барьеров слушания являются:

1.Овладение приемами эффективного слушания: техника постановки вопросов, способы фиксирования информации в процессе слушания;

2. Самовоспитание необходимых для рационального слушания качеств характера;

3. Организация процесса общения, исключающая физические препятствия для внимательного слушания (шум, телефонные звонки, присутствие посторонних лиц).

Деловое общение состоит из отдельных этапов, последовательное осуществление которых имеет важное практическое значение:

Установление контакта. На этом этапе происходит обмен приветствиями, формируется положительный фон коммуникации, зондируются возможные препятствия при проведении беседы (плохое самочувствие, болезнь, неуравновешенное эмоциональное состояние). Создается доброжелательная атмосфера, чему способствует соответствующая экспрессия инициатора беседы: синхронизация позы; открытые жесты и т. п.

Предварительное информирование. Осуществляется для предоставления исполнителю всей необходимой для проведения беседы информации, то есть информационного обеспечения беседы. Обычно партнеру описывается ситуация, которая послужила основой для принятия решения о проведении беседы или иного вида общения, исходя из чего формируется тема и объявляется последовательность рассмотрения вопросов.

Основной этап. (Обсуждение предмета общения, обмен мнениями; достижение цели). Одной из самых распространенных ошибок в проведении управленческого общения является то, что оно происходит в виде монолога руководителя и зачастую имеет назидательный характер, что затрудняет или даже исключает достижение цели общения. Важнейшим инструментом общения является постановка вопросов партнеру. Их использование позволяет достигнуть глубокого понимания позиции собеседника, мотивов его поступков, а также активного привлечения интеллектуального потенциала партнера.

Формулирование выводов и контроль результативности беседы. На этом этапе инициатор общения осознает факт достижения цели общения или убеждается в наличии причин, по которым оно должно быть прекращено без достижения ожидаемого результата.

Завершение беседы. Этот этап носит различный характер в зависимости от того, достигнута ли его цель. Если, по мнению руководителя, задача решена, то его завершение содержит общепринятые (в рамках этикета) элементы ритуала прощания с высказыванием благодарности за участие в беседе.

Необходимо подчеркнуть, что нельзя терять связь между его различными этапами, они не должны выглядеть обособленными частями, переход от одного этапа к другому должен быть логичным и естественным.

Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами:

личностными особенностями человека,

его мировоззрением и положением в обществе,

характеристиками этого общества и многим другим.

Если исходить из того, что стиль общения – это просто большая готовность человека к той или иной ситуации, то можно говорить о трех основных стилях. Их условно можно назвать ритуальным, манипулятивным и гуманистическим. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный – деловыми, а гуманистический – межличностными.

Стиль общения – это скорее предрасположенность к определенному общению, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций. Однако стиль не полностью определяет общение человека, он может общаться и в чужом стиле. Например, если человеку свойственен в основном манипулятивный стиль, это не значит, что его общение с ближайшим другом тоже будет деловым.

Ритуальное общение. Здесь главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некоторая «маска» с заранее заданными свойствами. Эти ритуалы требуют от участников только одного – знания правил игры.

Например, день рождения. Все присутствующие знают друг друга лет двадцать, собираются вместе 3 – 4 раза в год, сидят по несколько часов и говорят об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так кроме этого каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу.

Описанная ситуация – типичный случай ритуального общения, при котором главным является подкрепление связи со своей группой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений, повышение самооценки и самоуважения. В ритуальном общении партнер – лишь необходимый атрибут, а его индивидуальные особенности несущественны. Это верно и тогда, когда мы хорошо знаем человека, и тогда, когда видим в первый раз. Важно только одно – его компетентность относительно конкретного дела.

В ритуальном общении для нас существенно следование роли – социальной, профессиональной или межличностной. Во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в ритуальном общении, в еще большем количестве ситуаций мы участвуем в нем автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, что мы делаем. Но ритуальное общение редко преобладает в жизни. Оно бывает лишь прологом к другому общению – манипулятивному.

Манипулятивное общение. Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. В манипулятивном общении мы «подсовывали» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипулятором, то есть тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения.

Не следует делать вывод, что манипуляция – это негативное явление. По сути любое обучение, убеждение, управление всегда включает в себя манипулятивное общение. Именно поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.

Такое общение чрезвычайно распространено и существует в основном там, где существует совместная деятельность. Важно помнить об одном существенном моменте – отношении человека к манипулятивному общению и обратном воздействии манипулятивного стиля.

Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не позволяют вполне удовлетворить эту жизненно важную потребность. Цели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, не изменение точки зрения партнера, а совместное изменение представлений партнеров, определяемое глубиной общения.

Ситуация гуманистического общения всем известно – это интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение. Оно связано с настроенностью и целями партнеров. Гуманистическое общение детерминируется не столько снаружи (целью, условиями), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением). Это не означает, что гуманистическое общение не предполагает социальной детерминации. Очевидно, что человек, как бы он ни общался, все равно остается социальным. Однако в данном общении прослеживается зависимость от индивидуальности. В гуманистическом общении партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества.

Основным механизмом воздействия является внушение, соучастие – самый эффективный из всех возможных механизмов. Важно помнить, что это обоюдное внушение, так как оба партнера доверяют друг другу, и поэтому результатом является не изменение точки зрения одного из них, а взаимное совместное изменение представлений обоих партнеров.

Этика представляет собой систему знания об определенной области человеческой жизни, и в этом смысле мало чем отличается от других науки учебных дисциплин. Ее необычность обнаруживается только в одном: она уместна и полезна в системе образования в той мере, в какой само образование – представляет собой не просто обучение, расширение умственного кругозора, но еще и совершенствование, духовный рост личности.

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: Инфра-М, 2000. – 224 с.

2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарика, 1998. – 472 с.

3. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.

4. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М.: Дело, 2000. – 280 с.

5. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Ю. Дорошенко, В.Н. Лавриенко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 297 с.

6. Потеряхин А.Л. Психология управления. Основы межличностного общения. – М.: Вира-Р, 1999. – 384 с.

7. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. – 200 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *