Что мы будем изучать в 6 классе география полярная звезда

Урок географии по теме «Что такое география и как мы будем ее изучать». 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Цели урока:

Учебная литература: УМК серии «Полярная звезда»

Пособие для учителя. («Полярная звезда»)

Оборудование: физическая карта полушарий, политическая карта полушарий, портреты великих географов, атласы, контурные карты, учебник, рабочая тетрадь «Мой тренажер».

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: География.

Способы действий учащихся: ознакомиться с текстом и внетекстовыми компонентами учебника, атласа, тренажера; изучить особенности построения разделов и параграфов; вступить в диалог с целью определения значимости географии для себя и общества.

Ценностный компонент урока: оценить значимость географической науки в современном мире; осознание идеи о том, что география — одна из древнейших наук и вместе с тем современнейшая, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

Работа с учебником: знакомство с новым учебником и способами работы с ним.

Тип урока: вводный, изучение нового материала

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Изучим ваш личный опыт.

Запись на доске «Наш географический опыт».

Ответы на поставленные вопросы мы будем записывать на доску.

Что мы знаем о географии?

2. Знакомимся с учебником

Академический школьный учебник «География» Серия «Полярная звезда»

Учебник ваш главный помощник в изучении географии. Учебник имеет символ «Полярная звезда», который будет служить ориентиром и поможет выделять самое главное в параграфе, т.к. полярная звезда всегда была главным ориентиром для первых путешественников. Начнем путешествовать с «Полярной звездой»

3. В учебнике есть особые страницы – Шмуцтитул

1. Первоначально шмуцтитул, или «грязный титул», помещаемый перед титульным листом, должен был предохранять его от загрязнения. С течением времени шмуцтитул стал называться лист бумаги перед началом книги или отдельной ее частью, на котором помещается заглавие, иллюстрация и т. п.

Рассмотрите и самостоятельно изучите шмуцтитул

Отвечаем на вопросы. 1.Что означает слово «география»?

(Греческое и означает «землеописание»). Она занимается не только описанием сложных процессов на Земле, но и их объяснением, составлением прогнозов.

5. Великие географические открытия

У истоков географии стояли великие люди:

Эратосфе́н Кире́нский ( 276 год до н. э.—194 год до н. э.) — греческий математик, астроном, географ и поэт, написавший сочинение «Географика». С тех пор это слово стало названием науки о планете Земля.

Страбон, которого называли Географ.

Страбо́н ( 1 век) — греческий историк и географ времён античности. Автор «Истории» (не сохранилась) и сохранившейся почти полностью «Географии» в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира.

6. Обсуждаем познавательную задачу: зачем нам география?

Зачем нам география?

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к истории науки географии.

История географии начиналась с путешествий и мореплавания. В результате расширялся географический кругозор людей, осваивались, а затем и заселялись новые земли, собиралась важная информация об исследованных землях.

III. Физминутка

7. Самостоятельная работа.

Прочитайте первый фрагмент параграфа «Зачем купцу география?» (купец — тот, кто занимается торговлей).

8. Изучив первый фрагмент параграфа, мы можем сделать вывод.

Выводы в нашем учебнике выделены особым цветом….

9. Для нас очень важна географическая карта.

Во время чтения мы встречаем различные географические объекты: страны, города,…., …. Нам нужно уметь их показывать на географических картах.

Повторим правила работы у карты.

Самостоятельная работа с географическими картами

В учебнике есть карты на стр. 184-191

Прочитайте название карт.

Что мы можем узнать, глядя на физическую карту полушарий?

На политической карте полушарий стр.-186-187 найдите государства

На доске рисунки. Бананы – (Эквадор), кофе – (Бразилия), чай – (Индия), оливковое масло – (Греция), помидоры,картофель – Южная Америка

Где они были произведены? На подготовку 1 минута.

Работа у доски с географическими картами.

Отвечаем у доски и показываем на географической карте. Кто быстрее?

10. Знакомство с географическим атласом. (1 мин.)

IV. Это интересно. (2 мин.)

Сообщение подготовленного ученика. Слайд 11

На каждом уроке у нас будет такая рубрика. Вы можете делать сообщение самостоятельно. Информация должна быть короткой и интересной. Её можно найти в журнале, Интернете, энциклопедии и т.д…

Дерево – символ Африки.

11. Давайте вместе выясним, зачем нам, современным людям, география? Самостоятельная работа стр. 5

Какое она имеет значение для людей и для каждого из нас?

Есть ли среди ваших родных и близких люди, чья профессия связана с географией?

Вывод на стр. 5 учебника. География помогает нам видеть и раскрывать образ мира, ориентироваться в нем.

12. В нашем учебнике есть рубрики.

В конце каждого параграфа имеется рубрика «Запомните», в которой выделены основные термины, географические названия и имена. Их необходимо знать и уметь находить на карте.

Чтобы лучше усвоить материал параграфа, мы будем отвечать на вопросы и выполнять задания рубрик «Это я знаю», «Это я умею», «Это мне интересно».

Верный помощник, к которому мы должны постоянно обращаться, — это раздел «Как лучше работать с учебником, чтобы достичь успеха» в рубрике «Шаг за шагом» (с. 7).

Рубрика «Шаг за шагом» имеется во многих параграфах, она выполняет роль консультанта-помощника, объясняющего, как выполнить то или иное действие.

13. На следующий урок вам нужно иметь «Мой тренажёр».Только с этой тетрадью вы сможете добиться хороших результатов и сдать «легкий экзамен» самому себе, родителям, товарищам.

V. Обобщение знаний учащихся.

1. Что нам понадобится на уроке кроме учебника?

Вывод.Иизучение географии невозможно без использования географических карт, а также дополнительной литературы: материалов Интернета, периодической печати и других источников знаний.

VI. Домашнее задание.

VII. Ведём календарь погоды.

Объясните значение календаря погоды в кабинете географии?

Систематическое его ведение в течение года — дело дежурных по классу. Такой же календарь имеется в тренажере, куда учащиеся самостоятельно заносят данные о погоде. Результаты будем сверять и обсуждать на уроках.

До свидания. Очень рада буду всех видеть на следующем уроке.

Источник

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием «Полярная звезда». 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Рабочая программа учебного курса географии для 6 класса составлена на основе:

Авторская рабочая программа на изучение географии в 6 классе отводит 35 часов (1 час в неделю, из них 5 ч. – резервное время).

Все темы и разделы базовой и примерной программы оставлены без изменений.

В рабочую программу перенесены из Примерных программ Стандарта 2004 года практические работы, т.к. в авторской программе они не обозначены.

Объем изучаемого материала согласно требованиям ФГОС сохранен, учтены все элементы обязательного минимума образования.

В рабочую программу внесен перечень практических работ по каждому разделу (см. раздел «Содержание тем учебного курса»: 10 практических работ, из них оценочных (обязательных – 5) и тренировочных – 5.

1. Цели изучения географии в основной школе являются:

Цели и задачи курса:

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

2. Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, уроки актуализации знаний и умений, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии.

3. Механизмы формирования компетентности обучения.

Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой, а также работа с электронным приложением учебника. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями, проектами, компьютерными программами, презентациями, медиаресурсами.
На уроках географии школьники создают модели, проекты: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.

4.Форма контроля.

Тестовый контроль, интерактивные задания, тренажеры, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

Место курса географии в Базисном учебном плане

География в основной школе изучается с 5-9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения – 280, из них по 35 (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 часов (2 часа в неделю) в 7-9-х классах.

Содержание тем учебного курса География Земли

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движения вод в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значениеи хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (10 ч + 1 ч)

Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

5. Ведение дневника погоды.
6. Построение и работас графиками хода температур.
7. Построение розы ветров.
8. Решение практических задач с использованием информации о показателях погоды.

Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли. (3 часа)

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром какспособ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

9. Описание растений и животных своей местности.Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.

Тема 4. Географическая оболочка Земли (6 часов).

10. Защита проектов положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт.

V. Учебно-тематическое планирование

Источник

Рабочая программа по географии 6 класс («Полярная звезда»)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

на 2019-2020 учебный год

Составитель: Сапожникова Л.А.,

учитель географии и химии

высшей квалификационной категории

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования на основании:

— федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

— основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №4» с приложением на 2019-2020 учебный год;

— положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 4».

Для преподавания учебного предмета используется учебно-методический комплект:

классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /В.В. Николина, А.И. Алексеев,

Учебник. География. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прилож. на электрон. носителе ( DVD ) /А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. / под ред. А.И. Алексеева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.

Николина В.В. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)

География. Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы «Полярная звезда». – ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

Место предмета в учебном плане

На изучение географии в 6 классе отводится 1 ч в неделю, всего 35 ч. в год.

Цели обучения географии в школе

Целями изучения географии в основной школе являются:

— формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

— формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

— понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального природопользования;

— познание основных природных, экологических процессов и закономерностей, характерных для географического пространства России и мира;

— формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

— формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для жизни на Земле;

— формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

— формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

— формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных действий, обеспечивающих возможность самостоятельного усвоения знаний по географии обучающимися;

— понимание закономерностей размещения населения в связи с природными и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

— выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

— формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных компетенций. Основу познавательных учебных действий составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Основу коммуникативных учебных действий составляют такие действия, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Изменения, внесенные в программу

Резервные часы задействованы при изучении темы «Географическая оболочка Земли», а также на повторение и обобщение основных тем курса географии 6 класса («Гидросфера – водная оболочка Земли», «Атмосфера – воздушная оболочка Земли», «Биосфера – живая оболочка Земли» и др.).

Общая характеристика организации учебного процесса

Формы организации учебной деятельности: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы.

Технологии обучения: технология учебно-игровой деятельности, проектной деятельности, дифференцированного обучения, здоровьесбережения, проблемно-развивающая, информационно-коммуникативная, системно-деятельностный подход.

1. О бъяснительно–иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками, демонстрация, инструктаж, показ, ) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

3. Исследовательский метод ( сбор новых фактов, проектирование) как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется: в организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.).

Формы контроля: устный опрос, фронтальный опрос, индивидуальные задания, самостоятельные работы, практические работы, тестирование.

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие тесты в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.

Средства обучения: учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование, чертежи, рисунки, схемы, учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков.

Планируемые результаты реализации программы

Личностным результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов

воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской

позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных

институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.

Метапредметными результами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты

как одного из « языков» международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Источники географической информации

Выпускник 6 класса научится:

— использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и

извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

— анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

— по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

— определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие

географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

— в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

— составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных

— представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

— ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

— читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

— строить простые планы местности;

— создавать простейшие географические карты;

— моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа Земли и человек

Выпускник 6 класса научится:

— различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические

объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

— использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств,

условий протекания и географических различий;

— проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного

давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

— оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

— приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

-создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

Содержание учебного предмета.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Гидросфера — водная оболочка Земли.

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование . Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Отличительные особенности программы

В 6-х классах 54 обучающихся, из них 1 чел. в 6а классе и 1 чел. в 6б классе обучаются по адаптированной образовательной программе VII вида для детей с ЗПР.

Специфические методы в работе с детьми с ЗПР и ОВЗ:

Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому им предоставляется возможность действовать неоднократно в одних и тех же условиях.

Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Поэтому задание дробится на короткие отрезки и предъявляется ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.

Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении: индивидуальная работа; наглядный, словесный методы, практикум.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *