Что мы будем делать если они опоздают
Привычка опаздывать и 10 способов от нее избавиться
Старший редактор RB.RU
Пунктуальность — признак ответственности и серьезного отношения к обязательствам. Она указывает, насколько организован и мотивирован человек. Привычка опаздывать может повредить репутации и повлиять на отношения с окружающими. Рассказываем, как с ней справиться.
Отговорки и причины
Непунктуальные люди часто откладывают все на последний момент. Они не понимают, как их поведение вредит другим, жалуются на занятость или даже заявляют, что в опоздании на 10 минут нет ничего страшного. Со временем они придумывают все новые отговорки.
У такого поведения есть разные причины.
Корни непунктуальности
Исследователи из бизнес-школы Нью-Йоркского университета заключают: непунктуальные люди продолжают опаздывать, хотя и осознают последствия.
В среднем мы на 40% недооцениваем время, необходимое для завершения задачи.
В университете Сан-Диего провели исследование среди 181 оператора из метро Нью-Йорка. По оценке нейроученых, люди с тенденцией к многозадачности оказываются менее пунктуальными. В таких условиях мозгу сложнее дается метапознание, поэтому мы упускаем из виду такие детали, как расписание.
Кто пунктуальнее всех?
То же исследование выяснило, что ориентированные на достижения люди лучше соблюдают сроки и скрупулезнее относятся к результатам. При этом расслабленные и спокойные люди менее осознают преимущества пунктуальности. Поэтому для них нарушение графика не кажется чем-то необычным.
Тенденция опаздывать формируется под влиянием опыта и разных когнитивных и психофизических особенностей. Время — довольно субъективное понятие, которое зависит от внутренних и внешних переменных. Именно поэтому понимание тайм-менеджмента так разнится в зависимости от возраста, культуры, климата и даже настроения.
Влияние социальных сетей и стресса
На пунктуальность может влиять и избыток внешних стимулов. Социальные сети и постоянное присутствие онлайн отвлекают нас и создают ощущение, что все самое важное происходит в виртуальном мире.
Фото в тексте: BalanceFormCreative / Shutterstock
Более того, подверженные стрессу люди, как правило, опаздывают чаще. Ощущение того, что человек не может справиться со всем задуманным, влияет на восприятие времени и обязательств, а, значит, и на продуктивность.
Обратная сторона проблемы — очень требовательные люди. Они не позволяют себе опаздывать и назначают встречи без запаса времени. У них возникает ложное чувство уверенности, что они успеют все, хотя это может быть совсем не так.
Как это влияет на нашу самооценку
Опоздания напрямую влияют на наши отношения, а, значит, и на самооценку. Непунктуальный человек кажется менее надежным, на него могу пожаловаться и им часто пренебрегают именно из-за этой черты характера. Это приводит к изоляции.
С другой стороны, непунктуальный человек демонстрирует неуважение к чужому мнению и даже высокомерие.
В условиях офиса опаздывающие сотрудники могут демотивировать своих более дисциплинированных коллег.
Как прекратить опаздывать
Прежде всего, важно осознать, насколько сильно эта привычка вредит профессиональным и личным отношениям. Избавиться от нее помогут эти стратегии.
Фото на обложке: Monkey Business Images / Shutterstock
Как бороться с опозданиями сотрудников: 9 проверенных методов
Есть сферы бизнеса, где свободный график для сотрудников допустим или даже приветствуется ⏤ например, в разработке программного обеспечения и во многих творческих профессиях. Однако в подавляющем большинстве случаев от сотрудников все же требуется дисциплина и пунктуальность. Но иногда несоблюдение рабочего графика становится не просто единичными случаями, а системой. И тогда с этим точно надо что-то делать.
Содержание статьи
Существует 2 типа мер для борьбы с опозданиями сотрудников:
Наказания эффективнее, но негативно влияют на лояльность и не работают с некоторыми типами личности. Поощрительные меры намного лучше оцениваются сотрудниками, но действуют слабее и их эффект не долгосрочен (к хорошему, как известно, быстро привыкают).
Иногда тот факт, что в компании не принято опаздывать, не сразу укладывается в голове у некоторых сотрудников. В этом случае бывает достаточно просто поговорить с нарушителем дисциплины и попросить его не опаздывать.
Виктория Демидова, директор по развитию Adamos Logistic:
«Опоздания ⏤ извечный бич современного общества, так как с каждым годом и с каждым витком развития прогресса отвлекающих факторов все больше (гаджеты, соцсети и так далее). В нашей компании есть правила и стандарты, которые все сотрудники неукоснительно должны выполнять. И одно из правил (ценностей) ⏤ это отсутствие опозданий. Мы делаем на этом большой акцент еще на собеседовании. Также наблюдаем за будущим сотрудником во время стажировки и испытательного срока. И, если человек не соответствует нашим ценностям, то мы мирно расстаемся, желая друг другу всего хорошего. Все люди разные: разное воспитание, разное восприятие жизни. Я считаю, что если человек не может себя организовать, то навряд ли он сможет хорошо выполнять свои должностные обязанности (начиная от обычных должностей и, конечно же, заканчивая руководящими). Бороться и наказывать? Бесполезно. Так как это точно не приведет к повышению эффективности сотрудника. Если для вас и вашей компании это важный критерий, то говорите о нем на входе, цитируйте, транслируйте, и, конечно же, выполняйте сами».
Найдите причину опозданий сотрудников
Если вам мешают систематические опоздания, оптимальным будет начать с выяснения причин. Иногда такое поведение свидетельствует о профессиональном выгорании или сильном переутомлении. В этом случае поможет отправка сотрудника в отпуск или пересмотр его нагрузки и обязанностей.
В другом случае могут сказываться биоритмы человека: так, патологическая «сова» вряд ли долго продержится в графике с 7.00 до 17.00. Уместно будет пересмотреть график для конкретного сотрудника и сместить его на более поздние часы, если это допустимо для его должности.
Также часто опаздывают те сотрудники, которым сложно и долго добираться до рабочего места. Здесь снова может помочь перенос рабочего графика на чуть более позднее время или договоренность отработать упущенное ввиду опоздания время.
Как бороться с опозданиями сотрудников
Рассмотрим основные способы борьбы с опозданиями сотрудников. Первые 4 являются традиционными способами и могут сделать персонал пунктуальнее через негативную мотивацию. Но имейте ввиду, чо использовании «кнута» пропорционально снижает удовлетворенность и лояльность сотрудников. В случае, если это недопустимо для ваших сотрудников, вы можете использовать еще 6 поощрительных методов борьбы с опозданиями. Ознакомимся с каждым из них подробнее.
1. Денежные штрафы
Это один из самых популярных в России методов. Причем он может иметь как прямую форму, когда сотрудник платит за каждое опоздание или по итогам месяца из зарплаты удерживается сумма за все опоздания, так и косвенную. Например, непунктуальный коллега угощает обедом всех остальных или делает взнос в общий фонд, который потом может использоваться для поощрения более собранных сотрудников.
Главный принцип метода: опоздания в конечном итоге сказываются на финансах.
Плюсы этого метода в том, что последствия ощущаются сразу. Есть прямая причинно-следственная связь: «опоздал ⏤ потерял в деньгах», а значит это эффективно.
Но есть и минусы: налагать штраф за опоздание в России незаконно. Придется искать способы легализации штрафов. Например, вычитать сумму штрафа из премии или 13-й зарплаты, если она есть. Часто штрафные санкции отрицательно сказываются на лояльности и не всем подходят (некоторые сотрудники готовы в прямом смысле платить за свои опоздания, и это не исправит ситуацию и точно не улучшит дисциплину в коллективе).
Александр Иванов, системный администратор кафе-магазина LavkaLavka:
«В рознице опоздания недопустимы. Я понимаю, если в офис опоздал, в пробку попал, то вечером можно на это же время задержаться. Но в общепите и рознице заведение должно быть открыто вовремя, чтобы не потерять клиента.
У нас были и систематические опоздания сотрудников: мы должны открыться в 9:00, а продавец к этому времени не появился. Я стоял в 9:00 у дверей и ждал сотрудника с ключами. Гости заведения так же могут «поцеловать дверь» и уйти. Я и мои коллеги как минимум раз в месяц сталкивались с такой ситуацией, для нас это недопустимо. Сначала просто разговаривали, но пока не наказали рублем, слова не помогали. Финансовое наказание сработало почти на 100%. Первое время точно, но позже нарушения появились снова.
Чтобы автоматизировать контроль над сотрудниками, я рассматривал разные системы и изначально думал про proximity-карты. Но выбрал отпечаток пальца – это надежнее, его не передашь, как карточку, чтобы за тебя «пикнули». Система сама заполняет табель и показывает кто, когда и на сколько опоздал.
К сожалению, работники не очень организованы: с утра все отмечаются, а вечером многие уже забывают. Планирую перейти от отпечатков к системе распознавания лиц, тут уж точно никто мимо неопознанным не пройдет. Это позволит полностью исключить сотрудников из схемы формирования табеля: как система посчитает, так и оплатим».
2. Отработка опозданий
Еще один популярный способ: обеспечить выработку нужного количества часов ⏤ обговорить с сотрудником отработку опозданий. Тут есть юридические нюансы: чтобы сотрудник не пытался представить это неоплаченной переработкой, лучше обезопасить себя, прописав такую возможность в трудовом договоре.
Сотрудник должен оставаться на своем рабочем месте после окончания рабочего дня столько же, на сколько он опоздал. Но есть примеры, когда работодатель использует своего рода прогрессирующую отработку, то есть в случае первого опоздания, скажем, на 5 минут, сотрудник остается также на 5 минут. В случае второго нарушения на 5 минут ⏤ остается уже на 10 минут и так далее.
Из плюсов можно отметить, что есть люди, для которых такое смещение графика будет удобным, и, хотя вы возможно не добьетесь пунктуальности, свое время по факту сотрудник отработает.
Минусом этого метода является то, что реализуем он только в том бизнесе, где нет жестких требований к началу рабочего дня. Также он довольно негативно сказывается на отношении сотрудника к компании и руководству, формирует отрицательное отношение к действительно необходимым переработкам. Никто не захочет остаться ни на минуту после официального окончания рабочего дня, по принципу «ровно в шесть встал и ушел».
3. Объяснительные о причинах опоздания
Объяснительные записки ⏤ наследие советской бюрократической системы, но несмотря на древность метода, при определенных условиях они хорошо помогают решить вопрос с опозданиями сотрудников. В случае опоздания попросите работника написать подробную и обстоятельную объяснительную. Главное не подходить к этому формально и не принимать записки с общими фразами вроде «по семейным обстоятельствам» или «проспал».
Плюсы метода в том, что он довольно прост и дешев, но при этом действенен.
Минус ⏤ как и вся негативная мотивация, он вызывает протест и снижает лояльность сотрудников, но если не публиковать объяснительные, то этот отрицательный момент не так велик.
4. Социальный фактор
Не столь очевидный и прямой способ как бороться с опозданиями сотрудников ⏤ подключение общественного мнения, давления социума и желания иметь определенный статус. При использовании этого метода часто применяются различные аналоги досок позора. Например, раз в неделю самому опаздывающему сотруднику передают «Кубок непунктуальности», который он должен поставить на своем рабочем месте на всеобщем обозрении. Этот метод очень неприятен и, если вы все-таки решитесь его применять, то делать это нужно с большой осторожностью.
Некоторые работодатели вывешивают на доске с полезной информацией объяснительные опоздавших сотрудников для усиления эффекта.
Еще один вариант ⏤ сделать опоздание даже одного сотрудника проблемой для всего отдела, чтобы коллектив самостоятельно отрегулировал трудовую дисциплину.
Похожий метод ⏤ соревнования в пунктуальности с другими отделами. Кроме того, можно попробовать налагать санкции на руководителей за опоздания их подчиненных.
Плюс в том, что человек существо социальное, поэтому подобный метод обычно хорошо действует. Тем не менее находятся те, кто умеет игнорировать даже такое воздействие.
Социальные методы работают недолго ⏤ это минус, через несколько месяцев их придется обновлять. Кроме того, такое публичное порицание крайне негативно сказывается на лояльности сотрудников и на климате в коллективе. А в случае, если вы сделаете ответственными за опоздания всю команду, существует риск, что весь коллектив будет играть против вас, покрывая друг друга.
5. Бесплатные завтраки незадолго до начала рабочего дня
Если рабочий день начинается в 10:00, можно ввести бесплатные завтраки для сотрудников с 9:00 до 9:45. Это не только простимулирует сотрудников приходить пораньше, но и станет бонусом в соцпакете компании. Есть более скромный по затратам аналог: можно выкладывать в общем доступе бесплатные фрукты, соки и сладкие угощения и убирать их ровно к началу рабочего дня.
Плюсы: это повышает лояльность сотрудников.
Минусы: такой метод может стать для компании дополнительным видом расходов. Всех приходить на завтраки не заставишь, а значит, кто-то может продолжить опаздывать.
6. Премии и грамоты для пунктуальных
В противовес денежным штрафом и переходящим позорным кубкам, можно ввести небольшие поощрительные меры для тех сотрудников, которые приходят вовремя. Поощрение может выражаться в небольшой денежной премии, почетной грамоте, разрешении уходить по пятницам на час раньше, даже в подарочном сертификате на вкусный ужин в хорошем ресторане или в дополнительном отгуле.
Плюсы: хорошо сказывается на климате в коллективе, не сильно затратный метод.
Минус: не поможет в борьбе с вечно опаздывающими.
7. Планерки
В самом начале рабочего дня (или за 10-15 минут до начала) можно проводить десятиминутную встречу с непосредственным руководителем опаздывающего. На встрече можно обсудить рабочие вопросы, предстоящие задачи или текущие договоренности. Такие мини-совещания обычно положительно влияют на мотивацию и укрепляют отношения сотрудника и руководителя.
Плюсы: это не только простимулирует сотрудников не опаздывать, но и поможет всему коллективу лучше спланировать свой рабочий день и сразу настроиться на рабочий лад.
Минусы: такие совещания не всем по душе и руководителю самому важно будет соблюдать дисциплину.
8. Гибкий и индивидуальный график рабочего дня
Если на работу можно прийти в любое время с 08:00 до 11:00, то и конец рабочего дня должен сдвигаться в соответствии с этим ⏤ с 17:00 до 20:00. Такой вариант подходит не для всех компаний, но для обычных офисных сотрудников, как правило, хорошо работает.
Для ценных сотрудников можно разработать индивидуальный график, если у них есть в этом потребность. Помимо снижения количества опозданий, такая практика может простимулировать других сотрудников и новичков лучше работать, чтобы получить те же привилегии.
Плюс: хорошая мотивация.
Минус: метод подойдет только для некоторых видов бизнеса.
9. Корпоративный транспорт и оплата парковки
Если офис находится далеко от общественного транспорта, можно запустить корпоративный автобус от ближайшей остановки/метро до предприятия. Если около офиса есть платные парковки, можно оплачивать их тем сотрудникам, которые приехали за 15-30 минут до начала рабочего дня.
Плюсы и минусы тут примерно как с завтраками: с одной стороны, хорошо работает, но не для всех, и для компании может влететь в копеечку.
Александр Замыслов, генеральный директор компании «Телевизионные технологии»:
«У нас бизнес, связанный с общественными коммуникациями. Сотрудники делятся на две группы: те, у кого график с 9:00 до 18:00, и креативный класс, который ни от кого не зависит и работает по плавающему графику ⏤ кому как удобно. Те, кто работает с контрагентами, банками и организациями, вынуждены придерживаться их расписания. Но это не значит, что мои сотрудники должны приходить к 9:00, если им в 9:00 в этот день делать нечего. Накануне вечером на брифинге мы утверждаем план работ и приоритетность, а дальше уже каждый сам решает, во сколько ему нужно прийти. Мне важно, чтобы в конце дня план работ был выполнен. Учитывать время, проведенное коллегой на рабочем месте, некогда и незачем ⏤ важны результаты. Тем более, что какую-то часть работы можно делать дистанционно. Штрафы могут быть применены для тех, кто систематически не выполняет план работы. Но и они почти не налагаются ⏤ скорее, встает вопрос о расставании с сотрудником. Сначала пытаемся помочь ему с организацией работы, и если это не помогает ⏤ проще расстаться, чем штрафовать и тратить на это ресурсы компании. Нам нужны веселые и радостные сотрудники, а не рабы на галерах. Люди, боящиеся штрафов, ⏤ плохие сотрудники».
Заключение
Соблюдение трудовой дисциплины должно быть частью корпоративной культуры и поддерживаться на всех уровнях, включая владельцев бизнеса ⏤ только тогда получится снизить количество опозданий. Поэтому для начала стоит избавиться от вредного убеждения, что начальство задерживается, а не опаздывает. Если вы сами склонны к опозданиям, вряд ли вам удастся заставить сотрудников приходить вовремя.
Важно бороться не с сотрудниками, а с опозданиями, чтобы избежать лишней конфронтации и проблем с лояльностью коллектива. Самый эффективный метод ⏤ устранение причин опозданий и создание условий для соблюдения трудовой дисциплины.
Прежде чем решать, как бороться с опозданиями сотрудников, можно провести анализ, чьи опоздания критичны, а чьи допустимы. Опоздание продавца или менеджера, который открывает магазин, негативно скажется на деле, а опоздание маркетолога не повлечет таких последствий.
Опоздуны — кто они? И почему они такие…
Хаотичность, неорганизованность, неуважение к другим — чем только мы не объясняем поведение людей, которые часто опаздывают или не выходят вовремя на связь. Однако у хронических опозданий могут быть и другие объяснения. Какими, по мнению специалистов, личностными характеристиками обладают люди, склонные к опозданиям, насколько на это влияют наши различия в переживании времени, может ли навязчивый страх не успеть стать причиной опоздания и что делать тем, кто имеет дело с хроническими «опоздунами». Обозреватель BBC Лаура Кларк разбирается, почему люди опаздывают.
Признание самому себе и другим, что ты «опоздун», может послужить спасением в какой-то мере. Признаюсь, я сама неоднократно, к своему стыду, пропускала дедлайн этой статьи. Я бы с удовольствием сделала вид, что это эдакий журналистский «приемчик». Но это не так.
Знаю, что я не одна такая. Мы все знакомы с таким человеком: няня, которая всегда опаздывает, или коллега, который хотя бы на пару часов, но обязательно пропускает каждый срок сдачи. И куда же без подруги, которой вы должны сказать, чтобы она приехала на 30 минут раньше, чтобы успела ко времени зарезервированного столика в ресторане.
Есть несколько привычек, которые приводят нас в ярость, одна из них — опоздания. Когда кто-то заставляет нас ждать, в голове проносится одна мысль: ваши друзья и коллеги просто эгоисты. Однако взгляд в «психологию опоздания» дает понять, какая за этим кроется проблема. И не всегда существует лишь одно решение.
Нет, опаздывающие люди не грубы и не ленивы
Представления о непунктуальных людях почти всегда негативны.
«Легко воспринимать их как неорганизованных, хаотичных, грубых и не считающихся с другими, — говорит Гарриет Меллотт, когнитивно-поведенческий терапевт и клинический психолог, проходящий обучение в Лондоне. — За пределами моей клинической практики опоздание других — то, что может особенно раздражать меня!».
Многие опаздывающие люди в какой-то степени организованны и хотят, чтобы друзья, семья и начальство были счастливы. Непунктуальные люди часто мучительно осознают и стыдятся того ущерба, который их опоздание может нанести отношениям, репутации, карьере и финансам.
«Хотя есть некоторые люди, которые получают заряд энергии от того, что заставляют других ждать, но это скорее исключение из общей практики, обычные люди чаще не любят опаздывать, — пишет Диана ДеЛонзор в своей книге «Никогда больше не опаздывайте». — И все же опоздание остается твоим заклятым врагом».
Оправдания, оправдания
Оправдания для сильных опозданий стандартны — несчастный случай или болезнь. Они всегда срабатывают, но другие не так легко проглотить. Особо ухищренные «опоздуны» скроют свои опоздания под тем, что они очень увлеченные натуры или обладатели глобального мышления — все это намного выше банального отслеживания стрелок на циферблате. Есть даже те, кто выдает опоздание за милую причуду организма, называя себя жаворонками или совами.
Джоанна, учительница в Лондоне, не хотела, чтобы ее фамилия использовалась, говорит, что ее репутация непунктуальной объясняется простым недопониманием сторон. «Меня пригласят заглянуть в гости и скажут: «Приходи в любое время после семи». Если я появлюсь в восемь или позже, люди будут недовольны».
Хроническое опоздание, возможно, не ваша вина, а особенность. По мнению экспертов, постоянно опаздывающие люди часто обладают схожими личностными характеристиками: оптимизм, низкий уровень самоконтроля, тревожность или склонность к поиску острых ощущений. Личностные различия также могут диктовать, как мы ощущаем течение времени.
В 2001 году Джефф Конте, профессор психологии в Университете штата Сан-Диего, провел исследование, в котором разделил участников на две группы. Тип А (амбициозные, конкурентоспособные) и тип В (творческие, склонные к рефлексии и исследованию). Людям нужно было понять без часов, когда прошла одна минута, опираясь только на свои ощущения. Люди типа А чувствовали, что прошла минута, когда прошло примерно 58 секунд. А участники типа В только после 77 секунды говорили, что прошла минута.
Ты сам себе злейший враг
Опаздывающие люди испытывают «странное стремление победить себя», – писал самопровозглашенный опоздун и спикер TED Тим Урбан в 2015 году. Он даже придумал специальное название для таких людей ХОБы (хронически опаздывающие безумцы).
Конечно, есть и другие причины для опозданий, они в первую очередь причиняют ущерб самому человеку. Возьмем для начала предчувствие опоздания или чрезмерное внимание к деталям.
Для Джоанны самым тягостным занятием является написание школьных отчетов. «Я никогда не успеваю к поставленным срокам, создается впечатление, что меня это не волнует, — объясняет она. — А я только и думаю об этих отчетах и зацикливаюсь, что мне нужно оценить каждого ребенка, и когда они опаздывают, я начинаю нервничать».
У некоторых людей опоздание является «следствием глубокого расстройства общего психического здоровья или неврологических состояний», — говорит Меллотт.
«Люди с синдромом тревожности часто избегают определенных ситуаций, — говорит Меллотт. — Люди с низкой самооценкой, скорее всего, критичны к своим способностям, они будут тратить больше времени, чтобы перепроверить за собой».
Кроме того, нужно учитывать, что депрессия часто сопровождается низким уровнем жизненной энергии, необходимо собраться с силами и заставить себя сделать что-то, таким людям даже простая задача дается тяжелее.
Включи мозги, не опаздывай
Доктор Линда Сападин, психолог частной практики в Нью-Йорке и автор книги «Как победить прокрастинацию в цифровую эпоху», говорит, что некоторые хронические опоздания происходят от «проблемы с навязчивым мышлением».
Если вкратце, то она утверждает, что прокрастинатор фокусируется на страхе, связанном с событием или дедлайном, к которому он может опоздать. Вместо того, чтобы выяснить, как выйти за пределы страха, страх становится оправданием — обычно выраженным с помощью утверждения «но». Например, вы можете сказать себе: «Я хотела прийти вовремя на это мероприятие, но не могла решить, что надеть; я начала писать статью, но боялась, что мои коллеги сочтут ее недостаточно хорошей». Сападин отмечает:
«Все, что приходит после «но», имеет значение».
Она рекомендует людям изменить слово «но» на «и».
««Но» несет в себе противодействие и блокировку; «и» означает связь и разрешение, — объясняет она, — поэтому задача становится менее сложной, страх перед препятствием меньше».
Уже упомянутая писательница Диана ДеЛонзор начала свой путь к пунктуальности с определения и работой над тем, что, как ей казалось, всегда заставляло ее опаздывать. Каждый раз, когда она хотела быть вовремя, терпела неудачу снова и снова. В какой-то момент она осознала, что жаждет именно острых ощущений от того, что ее торопят. Изменить то, чего она жаждала, было единственным способом исцеления от опозданий.
«По мере моей работы над развитием пунктуальности, я начала видеть важность того, чтобы быть надежным человеком, — говорит ДеЛонзор, — развитие этой стороны себя вскоре стало приоритетом».
Всем, кто склонен опаздывать, необходимо помнить, что есть друзья и близкие, которые не могут выносить опозданий. Некоторые из клиентов Сападин приходят на терапию, так как именно расстроенный близкий человек купил им сеанс или целый курс.
Для тех, кто по другую сторону ожидания, есть путь решения проблемы. Вы можете диктовать, с чем вы готовы мириться и выставлять границы дозволенного. Она отмечает:
«Вместо того, чтобы злиться или расстраиваться, вы можете занять определенную позицию и установить границы. Поговорите о том, что вы будете делать, если другой человек не придет вовремя».
Например, можно сказать своему другу-опоздуну, что вы ждете ровно 10 минут, а затем пойдете в кино без него. Или сообщить коллеге, который никогда не сдает свою часть проекта вовремя, что в следующий раз его просто не включат в общий список, и начальник узнает об этом.
Для меня поворотным стал тот момент, когда границу провела моя подруга. Однажды я на час опоздала на пробежку в местном парке. Вот и все, сказала она. Больше никаких совместных планов. Она выдвинула ультиматум, чтобы я разобралась в своей проблеме — хроническом опоздании, взяла ответственность на себя за это и поняла, что служит причиной.
Как говорится, старые привычки умирают с трудом, и агония над этой статьей — искусная иллюстрация этого. Поэтому в следующий раз, если вдруг заставлю кого-то ждать, сконцентрируюсь на том, почему я опаздываю, поймаю свои мысли и попытаюсь их изменить.