Что музыка значит в нашей жизни
Почему музыка имеет важное значение в жизни человека?
Человек может только сказать, какие музыкальные композиции и жанры он любит, после чего сразу становится понятны особенности его характера или потребности, которые ему нужны в определённый момент времени. Музыка, по сути, сильно влияет на общее состояние здоровья и на организм человека. Это неоднократно доказывалось. Именно по данной причине большинство представители современного общества предпочитают проводить свободное время за любимой музыкой.
Слушая музыкальные композиции, человек ищет для себя трек нужного настроя или сохраняет то, что близко ему в этот момент. Благодаря грамотно подобранной музыке, можно легко и просто войти в немного другое состояние. Любимый аудиотрек позволяет человеку отвлечься от хлопот и проблем повседневной жизни, а также настроиться на череду событий. С помощью музыки существует возможность максимально расслабиться и физически, и морально.
Человеческий мозг устроен так, что он реагирует на различные комбинации звуков. При этом музыка не является чем-то небезопасным, её возможно слушать в безграничном количестве. Иногда музыку сопоставляют с математической формулой, поскольку она всегда достаточно правильная и красивая. Мелодии радуют слушателя. Кроме того, надо сказать, что наибольшей популярностью пользуются те мелодии, которые достаточно просты, и это неудивительно, ведь человеческое сознание, как правило, привлекают правильные формы.
Популярная музыка
В нынешнем году он всех меломанов вдохновляет смешение разных стилей. Сегодня музыканты озабочены смешиванием разных жанров и кардинальным изменением звучания своей музыки. Такие изменения и микширования создают музыку, которая привлекает внимание и заставляет вас слушать ее до конца. В этом году популярна смесь таких жанров, как инди-джаз и рэп, соул-поп и саунд. Но самым главным в этом году считается возвращение регги, поэтому каждый найдёт для себя что-то новое и давно забытое старое. Сейчас легко слушать и скачать музыку онлайн, благодаря чему никому не будет скучно.
Для тех, кто любит соул и R&B, найдутся музыканты, выпускающие музыку, смешанную в этих жанрах. Также в тренде синтез жанров и совершенно другой взгляд на народную музыку. К фолку можно добавить хип-хоп, который наполнен насущными проблемами современного мира. Гитарная музыка всегда была популярна, и многие артисты продолжают создавать музыку в этом стиле, добавляя разные жанры.
Заводные фанк-ритмы с добавленной болтовнёй никого не оставят равнодушным, эта песня подходит всем, кто хочет погрузиться в свои любимые жанры и послушать их как можно больше. Есть также исполнители, умело соединившие в своей музыке хип-хоп, фанк, джаз и трэп. Это позволяет привлечь к ним максимальное количество зрителей.
В результате перехода от R&B и сексуальной поп-музыки появился микс, который привлечёт внимание любого слушателя благодаря своему уникальному звучанию.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
Как музыка влияет на наше эмоциональное состояние
Музыка занимает важное место в нашем сердце, и множество людей даже не мыслят жизни без нее. Она способна подбодрить нас в трудную минуту и напомнить о счастливых моментах. Некоторые люди усматривают в текстах песен свою личную историю, что сразу находит отклик в их душе.
Ощущения, которые мы испытываем при прослушивании музыки, отличаются друг от друга.
Если бы нам нужно было ответить на вопрос, чем отличается звук тубы от звука флейты, то мы могли сказать что-нибудь в этом роде: звук флейты – высокий и нежный, а звук тубы – низкий и грубый. С точки зрения музыкальной теории, мы определили бы эти звуки как разные по высоте, тембру и громкости.
Исследования, проводимые звукозаписывающими компаниями в 60х-70х годах, доказали, что музыка одинаково влияет на слушателя с физической точки зрения: именно по этой причине толпы людей на фестивалях реагируют на одну и ту же песню одинаково. Однако что насчет эмоционального восприятия?
Римский-Корсаков воспринимал колорит различных тональностей в цветах, характерных для различных явлений природы. Про тональность ля мажор он говорил: «Это тональность молодости, весны, – и весны не ранней, с ледком и лужицами, а весны, когда цветет сирень, и все луга усыпаны цветами; это тональность утренней зари, когда не чуть брезжится свет, уже весь восток пурпуровый и золотой».
Колорит тональности ми-бемоль мажор – «темный, сумрачный, серо-синеватый; тон городов и крепостей». Фа мажор – «яснозеленый, пасторальный; цвет весенних березок». Ля минор – «бледно-розовый; это как бы отблеск вечерней зари на зимнем, белом, холодном, снежном пейзаже». Си мажор – «мрачный, темно-синий, со стальным, пожалуй, даже серовато-свинцовым отливом, цвет зловещих грозовых туч».
Соль минор – «без определенной окраски, имеет характер элегико-идиллический». Ля-бемоль мажор – «серовато-фиолетовый, имеет характер нежный, мечтательный».
Композитор Адам Героу (Adam Gerow) говорит, что для него музыка несет особый смысл: «Ощущение того, что кто-то испытывает те же ощущения, что и ты, при прослушивании одной и той же песни, нельзя описать словами. В такие моменты между музыкантом и слушателем возникает своя особая связь».
«Некоторым не нравятся песни группы Pink Floyd, а я даже не могу прочитать текст «Wish You Were Here» и не расплакаться», – делится Адам.
Так как музыка влияет на нас? Бернд Уиллимэк (Bernd Willimek), музыкальный теоретик, считает, что ответить на данный вопрос достаточно сложно. «Музыка не может передать какие-либо эмоции, – объясняет Уиллимэк, – она может их только вызвать, если у слушателя установятся с ней какие-либо ассоциации». Подобное происходит при просмотре фильма, когда зритель начинает переживать за главного героя.
Аннэли Хаке (Anneli Haake) также отмечает, что важно понимать разницу между тем, какие чувства музыка вызывает, и тем, какие эмоции она выражает. Например, чтобы заставить человека грустить одной только грустной мелодии недостаточно. Справедливо и обратное – человек не начнёт радоваться, едва прослушав веселую мелодию, поскольку у него могут быть свои, даже негативные, ассоциации с этой песней (например, разрыв отношений с любимым человеком).
Итан Хейн, профессор музыки в Государственном университете города Монтклер, говорит, что восприятие музыки целиком и полностью зависит от культурной принадлежности слушателя. Вряд ли найдется такая мелодия, которая на всех произведет одинаковое впечатление. В качестве примера Итан рассказывает свою историю: «Мне очень нравилась еврейская мелодия «Der Gasn Nigun», которая, как я думал, является погребальной песнью. Позже я выяснил, что это – свадебный гимн».
В Западной культуре считается, что, если песня звучит в мажорных тонах – значит она веселая, а если в минорных – грустная. То же самое касается и ритмики. Быстрый темп ассоциируется с некой активностью – бегом, прыжками, восторженными танцами. Медленный темп ассоциируется со сном, отдыхом или усталостью.
Также уровень «эмоциональности» зависит от музыкальных интервалов. «Счастливые» интервалы являются наиболее созвучными и основываются на простых пропорциях – это октавы (2:1), квинты (3:2), мажорные терции (5:4). Однако все это, опять же, зависит от культурной принадлежности слушателя.
Это связано с тем, что, в общем случае, музыкальные вкусы разных народов мира формировались независимо друг от друга. «Для западного слушателя, корейская музыка звучит грустно, хотя для самих корейцев она звучит празднично и красиво», – сказал композитор Майкл Сидни Тимпсон (Michael Sidney Timpson).
Клэр Элизабет Картер (Claire Elizabeth Carter) говорит, что для объяснения влияния западной музыки на человека хорошо подходит круговая модель Дж. Расселла (J.A. Russell) – это так называемая модель эмоционального опыта, где эмоции располагаются в следующей последовательности: удовольствие (0°), возбуждение (45°), активация (90°), дистресс (135°), неудовольствие (180°), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315°).
По вертикали – это шкала «интенсивности эмоции», по горизонтали – шкала «валентности»
«Получается, что быстрая музыка обладает высокой интенсивностью, а медленная – низкой. Что касается тональностей, то мажорная тональность – это положительная валентность, а минорные – отрицательная», – объясняет Клэр.
Музыка может отправить нас в захватывающее приключение и рассказать свою собственную историю. В ней могут переплетаться консонансы и ритмические синкопы, повествующие о мире и благополучии, которые сменят различные диссонансы, выражающие некий конфликт.
Музыка сопровождает нас всю жизнь и в печали, и в радости. Благодаря ей люди многие века радуются, грустят, отдыхают или концентрируют свое внимание на любимом деле.
Мы решили обратиться за комментарием к экспертам из самых разных отраслей бизнеса и спросили об их взаимоотношениях с музыкой – о том, как музыка помогает настроится на рабочий лад или отвлечься от дел:
Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в компании Аудиомания – одной из ведущих компаний-поставщиков решений для домашнего и портативного аудио и видео:
Лично я часто использую музыку для настроя на определённый лад. Часто бывает, что нужно обработать большой объём информации – в этом мне помогает ритмичная современная музыка, обычно в стиле House.
Скорость работы резко возрастает и это сразу ощущается. Если же я пишу какой-то комментарий для прессы или работаю над большими текстами, мне помогает музыка из 80-ых в стиле диско. Но это всё очень индивидуально.
У нас в офисе есть сотрудники контент отдела, которые слушают тяжелую музыку. У меня создаётся ощущение, что она «грузит», но они под такой «запил» работают лучше, во всяком случае, так говорят.
А вот в бухгалтерии у нас всегда тихо. Финансисты говорят, что цифры любят тишину. Я не могу с этим согласиться, но у них – так.
Лилиана Пертенава, директор по маркетинговым коммуникациям в компании «Новые облачные технологии» – разработчика решений в области обработки и хранения электронных документов:
В студенческие и пост-студенческие времена я неплохо разбиралась в электронной музыке – сама иногда диджеила на вечеринках и работала на радиостанции. У меня были собственные техно- и хаус-миксы, составленные по моему вкусу.
Сейчас я просто слушаю то, что бодрит или помогает сосредоточиться. Люблю классическую музыку, она идеальна для концентрации.
В плейлисте есть как оперные арии Паваротти, органные фуги Баха, так и произведения Боуи, Guns and Roses, группы Кино и Боба Марли. Из молодых артистов нравится Игги Азалиа. Daft Punk, как и Jamiroquai, чаще всего помогают поднять настроение.
Олег Анисимов, генеральный продюсер финансового форума нового формата «FinNext» и член совета директоров интернет-бухгалтерии «Моё дело»
Мне доставляет удовольствие находить малоизвестные группы, которые, однако, играют интересную музыку. Например, через сервис «Яндекс.Музыка» я недавно вышел на группу The Duritti Column, основанную в Манчестере в 1978 году.
Слушая такое, понимаешь, откуда растут ноги, скажем, у любимой нами группы «Кино», которая развила пост-панк традиции получше многих британцев, добавив нашей советско-российской печали и надежды.
С точки зрения разгрузки от работы, я люблю концерты. Из последних, которые мне удалось посетить, это сразу два концерта: A-ha и Messer Chups.
Музыка в нашей жизни
Невозможно представить себе нашу жизнь без музыки. Мы сталкиваемся с ней буквально на каждом шагу: на концертах, с экранов телевизора, по радио, она звучит на дисках плееров, сопровождает праздники и тризны. Зародившись вместе с человечеством, музыка является таким же продуктом человеческой мысли, как и всё, созданное человеком, здесь властвуют те же законы. Как и в любой области духовной жизни, диалектика искусства, значит и музыки, есть продолжение и развитие диалектики природы.
Что за удивительная сила таится в музыке? Издавна думали об этом люди, много удивительных легенд было сложено об удивительном и магическом воздействии музыки на человека.
Ещё в древней Греции музыке отводилось центральное место в воспитании. В средневековом трактате об образовании, говорилось, что человек не умеющий играть на музыкальном инструменте и не разбирающийся в музыке, ущербен и в умственном отношении.
Уже давно отмечалось, что среди детей, обладающих одинаковыми умственными способностями, успешней мыслит и развивается тот, кто с раннего детства обучался игре на инструменте.
Мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки, и она является своего рода предъязыком.
Раннее начало обучения музыке является эффективным средством развития психической и интеллектуальной сферы, оно способствует активации высших функций мозга и, в частности, абстрактного мышления, с его помощью можно корректировать задержки психомоторного развития, лечить аутизм, эпилепсию и болезнь Паркинсона.
Раннее музыкальное образование открывает доступ к врожденным нейронным механизмам, ответственным за восприятие, понимание и воспроизведение музыки, а также расширяет их использование для образования других высших функций мозга.
Исследования показали особую роль в созревании мозга задействованности именно пальцев рук. Это обусловлено наибольшим представительством в коре больших полушарий кисти руки. Для получения простых непосредственных эмоций рука как орган осязания имеет преимущества даже по сравнению со зрением и слухом. В раннем детстве «рука учит глаз».
Музыка воздействует на душу ребенка. Раннее погружение в музыку способствует раскрытию его творческой индивидуальности, дает возможность самовыражения.
Музыка, так же как литература и живопись, расширяет знакомство с окружающим миром, помогает лучше понять историю, проникнуться духом той или иной эпохи.
Очень важно, чтобы в обучении ребенка игре на инструменте был заинтересован не только педагог, но и родители. Музыка искусство адресное.
Родители, даже, если им не довелось самим овладеть каким-нибудь инструментом, приводя ребенка в музыкальную школу, должны как бы пройти вместе со своим малышом все стадии обучения.
От заинтересованности родителей во многом зависит интерес и польза, получаемые ребенком от занятий музыкой. Не следует очень нажимать на детей, но не нужно и легко мириться с их отказом учиться чему-либо. Малыш должен безбоязненно встречать трудности; дело родителей следить за тем, чтобы они формировали, а не разрушали личность. Не нужно поступать как те родители, которые активно занимаются своим ребенком примерно до шести лет, а потом передают эстафету школе и следят за успехами своего чада как бы издалека. Это столь же абсурдно, сколь и порочно. Малыш чувствует себя заброшенным, покинутым, он не понимает, в чем причина такой перемены в обращении с ним, и замыкается в себе.
Родители должны вместе с ребенком ходить на концерты, в театры, слушать «живую музыку». Никакие фиксирующие средства техники не в состоянии воспроизвести те вспышки «вольтовой дуги» искусства, когда происходит мгновенное прикосновение к истине.
Статья на тему «Музыка как часть жизни»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки!
Музыка тесно связана с разными видами искусства: литературой, изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Взять хотя бы живопись. Нередко, рассматривая различные картины и всматриваясь в них, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку, звучащую в нашем воображении, где зрительный образ переходит в музыкальный. В литературе, в свою очередь, многие стихи писались для того, чтобы потом на них была положена музыка. Писателями и поэтами создано множество литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. На этих простых примерах мы видим, что музыка оказывает огромное влияние на другие виды искусства. Музыка – частица нашей жизни. Она прежде всего рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.
Музыка хранит в себе много загадок и тайн.
Самая разная и при самых разных условиях звучит в нашей жизни музыка. Без нее нет радио, телевидения, кино, музыкой наполнены концертные залы. Мы слышим ее везде: в детских садах и ш колах, на спортивных соревнованиях, в цирке, в местах для отдыха, в парках, дома, в поездах, в самолетах. Ее любили, любят и будут любить всегда, ведь музыка – это часть нашей жизни.
Музыка открывает человеку дверь в другой мир. В этом мире можно обойтись без слов — здесь царят звуки. Музыка успокаивает или возбуждает, веселит или заставляет грустить. Она владеет душой человека, если тот способен ее слушать. А «глухих» к музыке людей практически нет.
Музыка заставляет замирать зал, внимающий нежным звукам скрипки или мощным звукам целого оркестра. Она звучит внутри нас, и мы поем «домашними» голосами, а то и вовсе без них, потому что желаем выразить свои чувства таким образом. Мы слышим музыку в журчании ручья и в шепоте листвы, в завыванье ветра и стуке капели.
Чем же объясняется ее необыкновенная власть над человеком? Может быть, она и есть тот самый универсальный язык, с помощью которого могут без переводчика общаться люди разных национальностей? Ученые установили, что музыкой можно лечить, с ее помощью можно улучшить усвоение новой информации, но все-таки главное ее предназначение — касаться глубоких струн человеческой души и звучать в гармонии с окружающим миром.
«Она вся – порыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет». Так с романтической приподнятостью и пламенной восторженностью – пишет о музыке Гоголь в известной статье «Скульптура, живопись и музыка».
Откуда у музыки такое могущество воздействия на людей? И что несет она с собой, когда обрушивает на слушателя громоподобный поток звучаний или ласкает слух тихим, нежным напевом. Если мы хотим понять, почему и как музыка воспитывает человека, надо сначала познакомиться с ее природой.
«Неопределенность» содержания музыки, его непереводимость на язык слов отмечали многие. Известно изречение Гейне: «Музыка начинается там, где кончаются слова». А Тургенев в «Вешних водах» пишет: «Не беремся описывать чувства, испытанные Саниным при чтении этого письма. Подобным чувствам нет удовлетворительного выражения: они глубже и сильнее – и неопределеннее всякого слова. Музыка одна могла бы их передать». Из-за этого воздействие музыки может показаться поистине загадочным, волшебным, непостижимым.
Так же соотносится ритмическая сторона музыки с ритмом движений человека, его жестов. Прямого соответствия может не быть, но общие принципы выразительности едины (например, учащенный ритм во многих случаях выражает беспокойство, возбуждение; прерывистый и неправильный – тревогу, смятение; ровный и неторопливый – уверенность и спокойствие).
Сходство музыки с интонациями речи и с жестами помогает понять, какое содержание скрыто в ее звуках. Речь – основное средство общения людей между собой. Она выражает главным образом мысли. Но интересующая нас сторона речи – ее интонация – служит в основном для выражения эмоций, то есть чувств, настроений, страстей (тогда как смысловая, логическая роль интонации — подчиненная). Вот почему какая-либо фраза, произнесенная монотонно, без всяких интонационных оттенков, сохранит в большинстве случаев свой смысл, но утратит эмоциональную окраску. И наоборот: слушая речь на незнакомом языке, мы не поймем смысла сказанного, но по интонациям ощутим, какие чувства владеют говорящим.
Такую же роль играют в человеческом общении жесты. Частично они помогают передать мысль, но главное их назначение – выразить чувство. Поэтому жесты, как и мимику и речевую интонацию, психология называет выразительными движениями.
Музыка взяла от речевой интонации и от ритма жестов их способность выразить эмоцию – и безмерно развила, обогатила ее. Выражение чувств, настроений, страстей и составляет самую сильную сторону музыки.
Особенно большие возможности в этом отношении музыка приобретает тогда, когда соединяется со словом. Это происходит в программных инструментальных и вокальных сочинениях. Но и без текста музыка также способна выразить определенную мысль.
Поскольку конечный смысл музыкального произведения – выражение той или иной идеи, высшим воздействием музыки является идейное. Музыка, глубоко воспринятая и осмысленная человеком, влияет на его отношение к миру, на все его сознание. Это – окончательный результат сложного процесса восприятия и переживания музыки. Непосредственное же воздействие ее сказывается сильнее всего в области чувств и настроений человека.
Эмоциональное воздействие музыки лучше всего знакомо каждому и полнее всего описано в откликах на нее. Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в наш эмоциональный мир, подчиняя его себе. И объясняется это именно тем, что язык музыки, как уже отмечалось, аналогичен речевым интонациям и жестам, то есть главным, самым сильным средствам выражения эмоций в реальной жизни, Обобщив и умножив выразительные возможности интонаций и ритма, музыка и обрела огромное могущество эмоционального воздействия.
Каждый знает по себе, что музыка оказывает и определенное физиологическое воздействие на человека. Хорошо известно также, как пользуются этим в своих целях многие авторы и исполнители: насыщая музыку назойливо повторяющимися резкими звучаниями и конвульсивными ритмическими фигурами, они стараются «загипнотизировать» слушателей, «наэлектризовать» их.
Характеризуя воздействие музыки, очень часто говорят и о том, что она, помимо всего прочего, просто «доставляет удовольствие». Недаром ведь многие считают, что концерт – это лучший отдых, а праздник без музыки – не праздник.
Где источник удовольствия, приносимого музыкой? Порою – это сам объект отражения. В произведении может быть отражено или выражено то, что приятно или интересно для нас и в реальной жизни. Мы испытываем естественное удовольствие, видя на портрете симпатичное лицо, на картине – красивый ландшафт, встречая в музыке воспроизведение привлекательных звучаний природы (например, пения птиц) или выражение приятных эмоций (например, беспечной радости или сладкого томления). Художественное произведение может нравиться нам и тем, что оно удовлетворяет наш познавательный интерес: знакомит с неизвестными людьми, событиями и странами (в частности, в музыке – через воспроизведение народных песен и танцев этих стран), раскрывает перед нами новые стороны жизни и духовного мира человека, психологии общества.
Разумеется, музыка никак не могла влиять ни на природу, ни на изображения богов и духов, к которым обращались исполнители священных напевов. Но на людей она безусловно воздействовала. И когда во время заклинания, которое должно было принести удачу охотникам, они исполняли ритуальную пляску с луками и копьями, музыка пробуждала у стариков отвагу юности, а молодые становились более ловкими и бесстрашными.
Все социальные функции музыки тесно связаны и взаимодействуют между собой. Каждое музыкальное произведение, живя в обществе и воздействуя на него, осуществляет не одну, а одновременно несколько функций, причем обязательно – воспитательную. Поэтому даже тогда, когда музыка выполняет как будто бы лишь чисто прикладную или развлекательную роль, она так или иначе воспитывает слушателей, то есть формирует и преобразует их духовный мир.
Знакомство с песнями и танцами разных народов, с их музыкальной культурой в целом, а через это – с их жизнью, традициями, духовным миром, не только обогащает слушателей в познавательном отношении, но и в огромной степени содействует росту и укреплению взаимопонимания, дружеских чувств. Вот почему в нашей стране высоко ценят способность музыки служить делу мира и дружбы между народами.