Что можно узнать по топографическому плану 6 класс география
Что можно узнать по топографическому плану 6 класс география
Подробное решение Параграф § 3 по географии для учащихся 6 класса, авторов Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова 2015
Вопрос 1. Что можно узнать по топографическому плану?
Топографический план — изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.
Топографические планы используются, как правило, в ситуациях, когда требуется подробная схема не слишком большой территории. Они нужны, например, при составлении строительных проектов. Можно составить план своих помещений (дома, квартиры, комнаты), своего дачного участка, двора, сада.
Вопрос 2. Пользуясь планом на форзаце 1, расскажите, что можно увидеть на берегах реки Нары, проплывая по её течению.
Болото, обрыв, овраг, грунтовую дорогу, кустарники, за болотом луг и в дали лиственный лес, урез воды, мост.
Вопрос 3. Какие условные знаки надо использовать для изображения местности вокруг вашей школы, вашего дома?
Здания, грунтовые дороги, шоссе, кустарник, лиственный лес, граница территории.
Вопрос 4. Расскажите о своём пути в школу, заменив как можно больше слов условными знаками.
Выходя из дома, иду по внутредворовому проезду, выхожу на тротуар, пересекаю главную улицу, иду через лиственный лес, выхожу на территорию школы и иду через насаждения кустарников к главному входу.
География
Понятие о плане местности. Что можно узнать по топографическому плану?
Топографический план — изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.
Топографические планы используются, как правило, в ситуациях, когда требуется подробная схема не слишком большой территории. Они нужны, например, при составлении строительных проектов. Можно составить план своих помещений (дома, квартиры, комнаты), своего дачного участка, двора, сада.
Ещё по теме
Движение воды в океане. Каковы различия между океаническими течениями и движением воды при волнении?
Природный комплекс. Какие комплексы распространены в вашей местности? Как вы считаете, улучшил или ухудшил человек природу в окрестностях вашего населённого пункта? Почему?
Рельеф суши. Горы. Пользуясь физической картой России, приведите примеры горных хребтов и горных систем.
Атмосферное давление. Ветер. Определите нормальное атмосферное давление для своей местности.
Географическая долгота. Географические координаты. По карте полушарий в атласе определите, какие материки и океаны пересекает меридиан 80° в. Д.
Равнины суши. Назовите существенные признаки понятия «равнина». Какие виды равнин по характеру поверхности вы знаете?
Ледники. Покажите на карте: а) два архипелага; б) два внутренних моря; в) два окраинных моря; г) любой залив Атлантического океана; д) пролив, соединяющий два моря двух океанов и разъединяющий две страны, расположенные на двух материках.
Равнины суши. Если ваша местность расположена на равнине, то составьте описание её рельефа.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Расскажите, когда можно увидеть росу, туман.
Население Земли. Составьте характеристику своего населённого пункта по плану: а) название и тип; б) год возникновения; в) географическое положение; г) численность населения; д) основные занятия населения.
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
Конспект урока по географии на тему «План местности» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План местности. Условные знаки
Цели: создать у учащихся представление о плане местности и условных знаках; учить читать план местности, используя топографические знаки.
Оборудование: атласы (топографические карты, аэрофотоснимки, карта полушарий), раздаточные наборы условных знаков.
I. Организационный момент
Сегодня мы приступаем к изучению новой темы: «План местности, условные знаки». Знание этой темы пригодится вам в будущем. Представьте, что вы идете в поход далеко за город. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно продумать, какое снаряжение и какую одежду взять, возможно, подготовиться к переходу реки, оврага и т. д. Необходимо научиться ориентироваться по плану на местности.
— Как вы сможете получить информацию о районе похода? (Посмотреть по карте.)
(Учитель показывает две карты: географическую и топографическую.)
— Какую карту нужно взять в поход? (Топографическую.)
— Почему топографическую? (На ней показаны даже небольшие объекты.)
— На топографической карте особыми знаками показаны объекты, которые находятся на местности. Где, кроме топографической карты, можно увидеть небольшую местность? Посмотрите на форзаце учебника. (Ученики называют аэрофотоснимок, рисунок местности.)
— Чем отличаются изображения местности на топографическом плане, аэрофотоснимке и рисунке? Заполним таблицу, сравнив три способа изображения местности.
Особенности изображения местности
Изображены все объекты, видимые сверху
Изображены только важные объекты местности
Объекты изображены так, как они выглядят в действительности
Объекты изображены условными знаками
Объекты имеют буквенные и цифровые обозначения
Можно узнать тип леса, луга, дорог, мостов и т. д.
Можно точно измерить расстояния
Можно увидеть направление на север
Комментарий. Учащиеся должны проставить знаки «+» и «—» в пустых клетках таблицы. Ученики обращают внимание на то, что для чтения топографического плана необходимо знать условные знаки.
Учащиеся чертят в тетради по 10—15 условных знаков, наиболее часто встречающихся на планах. Пользуются при работе топографическими планами атласа.
Учащиеся уже знакомы с простейшими условными знаками.
— Что означают эти условные знаки?
— шахта, штольня
— электростанция
— малая гидроэлектростанция
— склад горючего
— автозаправочная станция
— деревянная мельница
— каменная мельница
— колодец
— пасека
— каменная церковь
— деревянная церковь
— памятник
— каменная стена высотой более 1 м
— изгородь и плетень
— шоссе
12 — ширина всей дороги от канавы до канавы (м)
А — асфальт (покрытие дороги)
— деревянный мост
— металлический мост
— железобетонный и каменный мост
IV. Закрепление нового материала
Для закрепления можно предложить написать топографический диктант. Учащиеся записывают текст, заменяя выделенные слова условными обозначениями.
Возможен и другой вариант работы: учитель читает текст, а учащиеся поднимают соответствующие карточки из раздаточных наборов. Можно предложить схематично изобразить план описываемой местности в тетрадях.
1. Здравствуй, Андрейка!
Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую, по обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними — фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам ты сможешь по железной дороге.
2. Свой привал мы устроили на поляне. Рядом находился березовый лес. Гуляя по лесу, мы измерили высоту деревьев — около 15 м — и расстояние между ними — примерно 3 м. Днем мы купались в озере с берегами, заросшими камышом. Северный берег водоема был заболочен. После обеда мы пошли по проселочной дороге к железнодорожной станции. Путь наш лежал через металлический мост. Дорожный знак у моста показывал, что его грузоподъемность 15 т. Пройдя по мосту, мы измерили его длину — 7 м. Наконец мы вышли к насыпи одноколейной железной дороги. Уже стемнело, когда мы подошли к железнодорожной станции.
Урок географии в 6 классе по теме «Топографический план и карта»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок географии в 6 классе по теме «Топографический план и карта»
1. учебник А.А.Летягин, «География. 6 класс», изд. «Вентана-Граф»
2. географический атлас 6 класса изд. «Дрофа»
3. цветные карандаши, бумага, ножницы
4. карты (России и полушарий)
Урок первичного предъявления новых знаний и формирования первоначальных предметных умений
1. Изучение новых знаний и способов деятельности
-что такое план местности? ( чертеж небольшого участка в крупном масштабе)
-как на плане изображают объекты местности? (условными знаками)
-что называют масштабом плана? (отношение длинны отрезка на карте к его действительной длине на местности)
— Чем отличается карта от плана?
Постановка проблемы урока.
Какова проблема нашего урока?- познакомиться и научиться пользоваться масштабом и условными знаками.
— научится читать карту и использовать масштаб для определения расстояний
2. Новые знания учащиеся получают, работая с текстом §10 на стр. 36 учебника. В процессе работы с текстом учащиеся формулируют новые понятия урока:
«Масштаб – это величина, которая показывает, во сколько раз изображение местности уменьшено по сравнению с натуральными размерами».
В зависимости от масштаба географические карты бывают: Крупномаштабные (топографические— это подробные изображения земной поверхности и географических обьектов на ней), среднемаштабные, мелкомаштабные. Посмотрите в учебнике На с.51 рис.24.
. «Топографические карты – это крупномасштабные карты, на которых местность уменьшена в 200 000 раз и менее»
Особая разновидность топографических карт – это топографические планы:
«Топографические планы – это подробное изображение земной поверхности и географических объектов, расположенных на ней». На плане изображение уменьшается не более, чем в 10 000 раз.
Способы записи масштаба бывают трех видов:
· численный – 1:10 000 (один к десяти тысячам или один сантиметр на карте соответствует 10 000 сантиметрам на местности)
· именованный – в 1 см – 100 м (один сантиметр на карте соответствует 100 метрам на местности)
· линейный – когда масштаб изображают в виде линейки, на которой графически показано, сколько метров или километров содержится в одном сантиметре на карте или плане
— Каким видом масштаба удобнее пользоваться для определения расстояний между объектами на карте или плане? (именованный)
— С помощью какого масштаба мы можем произвести более точные измерения расстояния? (ответ в учебнике стр. 54)
Новые способы деятельности по данному разделу урока учащиеся отрабатывают, работая с картами атласа:
-Каков масштаб карты полушарий (стр.14-15), карты России (стр.16-17). Прочитайте численный и именованный масштабы карт.
-Каков масштаб топографической карты на стр. 6 в атласе? Прочитайте численный и именованный масштабы.
-Для чего используется масштаб? Как измерить расстояние по карте с помощью масштаба?
-Что еще нужно знать, чтобы работать с картой?
Новые знания об условных знаках учащиеся получают из текста учебника стр. 54-55.
Условные знаки топографических карт помогают определить географическое положение объекта на местности, с их помощью можно представить и описать объект.
Условные знаки делятся на группы по содержанию:
· Гидрография и рельеф
Условные знаки представлены в «легенде» карт или условных обозначениях.
Новые способы деятельности по данному разделу урока учащиеся отрабатывают, работая с картами атласа и рисунком 40 на стр. 40 в учебнике – изучают условные знаки и записывают их в тетрадь.
2. Усвоение новых знаний,
Путешествие в Масштабию (6-7 минут) (Приложение 2)
Работа с условными знаками.
1. Обобщение и коррекция изученного материала
· масштаб, топографические планы и карты, условные знаки
· где в жизни вам придется столкнутся с этими понятиями и для чего они им будут нужны
· научились ли вы использовать масштаб и условные знаки для чтения топографических планов и карт.
2. Домашнее задание: §10, подготовить ответы на вопросы после § и подготовиться к топографическому диктанту
Понятие о плане местности. Масштаб
Урок 3. География 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Понятие о плане местности. Масштаб»
Для того, чтобы выбрать место для строительства дома, дороги, завода сначала человек изучает местность. Для этого составляется рисунок местности, или делается её фотоснимок. Такие способы отображения объектов не всегда удобны, т.к. эти изображения делаются с поверхности Земли. Оценить размеры и расстояния между объектами таким способом сложно, потому что более высокие предметы закрывают более низкие. Поэтому чаще всего для изучения местности человек составляет план местности или топографический план.
План местности – это чертёж, на котором при помощи условных знаков в уменьшённом виде отображены объекты небольшого участка местности.
Несмотря на то, что на рисунке местность изображена такой, какая она есть в реальности, а план дает нам представление о местности как бы сверху, рассчитать расстояния между объектами и определить направление сторон горизонта можно только при помощи плана местности. При помощи рисунка же этого сделать нельзя.
Аэрофотоснимок – это изображение местности на фотоснимке, который сделан в результате фотографирования с самолёта.
Отличие аэрофотоснимка и плана местности состоит в том, что более точно объекты изображены на аэрофотоснимке. А вот узнать характеристику этих объектов, расстояние между ними и определить направление сторон горизонта возможно только по плану местности, ведь на аэрофотоснимке не даны названия населённых пунктов, не виден состав леса и нет направлений сторон горизонта.
В своей повседневной жизни вы также часто встречаетесь с планом. Например, план дома или квартиры, план эвакуации при пожаре в вашей школе, план небольшого садового участка и так далее.
План местности отличается от других способов изображения не только возможностью рассчитывать расстояния между объектами, определять их характеристики и стороны горизонта, но и самим изображением этих объектов. Все объекты местности на топографическом плане изображаются при помощи условных знаков.
Условные знаки можно сравнить с алфавитом. Алфавит состоит из букв, знание которых позволяет нам читать. Так и знание условных знаков позволит прочесть любой план местности. Приведём несколько примеров условных знаков.
Как и букв в алфавите, условных знаков очень много. Поэтому их разделяют на несколько групп. Выделяют площадные, внемасштабные и линейные условные знаки.
Площадные условные знаки отображают объекты местности, которые занимают определённую площадь. Например, лес, фруктовый сад, пашня.
Внемасштабные условные знаки – это знаки, которые отображают одиночный объект местности, который на плане нельзя отобразить в масштабе. Например, отдельно стоящее дерево, памятник, мельница.
Линейные условные знаки отображают те объекты местности, которые имеют вид линий. Например, дорога, река, просека. Для простоты вид условных знаков схож с теми объектами, которые они отображают, к тому же каждому условному знаку соответствует определённый цвет. Например, лес отображают зелёным цветом, а водоёмы и реки – голубым.
Обратите внимание на то, что все условные знаки на плане местности изображаются равными по размерам, высоте, форме и цвету.
На плане объекты местности невозможно показать в натуральную величину, так как они попросту не вместятся на лист бумаги. Для того, чтобы создать план, используют масштаб.
Масштаб – это число, которое указывает, во сколько раз на плане уменьшены размеры объектов по сравнению с их натуральной величиной. Его всегда указывают на планах. С помощью масштаба можно определить расстояние, например, между дорогой и рекой или между двумя населёнными пунктами.
Масштаб записывают в следующем виде: 1:50000. Это означает, что 1 сантиметр на плане соответствует 500 метрам на местности. Первый вид масштаба называют численный, а второй – именованный. Чтобы перевести численный масштаб в именованный, например, 1:200000, нужно число в численном масштабе поделить на 100, так как эта величина указана в сантиметрах. Как известно, в одном метре 100 см. Тогда нужно 200000 поделить на 100. Получим 2000 м. Значит, 1см на плане соответствует 2000 м на местности.
Существует также и линейный масштаб, который отображается на плане в виде линии, поделённой на равные отрезки. Линия такого масштаба показывает какому расстоянию на местности соответствует расстояние на плане в 1, 2, 3 см и так далее. Таким видом масштаба удобно пользоваться в том случае, если необходимо определить длину извилистых линий: дорог, рек, просек.
Для того, чтобы определить расстояние на местности при помощи линейного масштаба, необходимо на плане измерить длину какого-либо объекта. В нашем случае, это будет река до её поворота. Измерять длину извилистых объектов лучше циркулем. Соотнесём циркуль с линейным масштабом. Длина раствора покажет длину реки на местности.
Существует несколько способов изображения местности, но наиболее часто пользуются планом.
План местности или топографический план – это чертёж, на котором при помощи условных знаков в уменьшённом виде отображены объекты небольшого участка местности. По сравнению с другими видами изображения местности, с его помощью можно рассчитать расстояния между объектами, определить их характеристики и стороны горизонта. Все объекты на топографическом плане отображаются при помощи условных знаков, знание которых позволяет прочесть любой план местности, которым пользуются при планировании строительства домов, дорог, заводов и так далее. Объекты на плане местности показаны в уменьшённом виде. Число, которое показывает, во сколько раз объект на плане уменьшен по сравнению с его натуральной величиной, называют масштабом. Масштаб позволяет измерять на плане местности расстояния между различными объектами.