Что можно узнать по исторической карте
Ответы на ВАШИ вопросы: история. Часть 1
Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня продолжим готовится к ЕГЭ по истории и сегодня мы отойдем от каких-то теоретических материалов и задач и начнем говорить на тему обязательных для самоподготовки к ЕГЭ материалов, сторонних знаний, а также я научу Вас решать задания по истории с картой) Сразу скажу, что материал данной статьи и собственно следующих будет основан на самых часто задаваемых вопросах, поэтому возможно в некоторых моментах Вы сможете узнать себя.
Нужно ли знать все даты из карманных справочников и учебников?
Часто, мне пишут люди с вопросом: «Иван Сергеевич, начал (-а) учить XX век и в учебниках вижу подобную картину, что мне учить чтобы тест написать, потому что кроме прошлого столетия есть еще периоды, которые требуют внимания и бросать все силы на работу чисто с советской историей я не могу?!».
Так вот, отвечаю для всех) Фактически несколько лет назад ФИПИ публиковал обязательный перечень дат и событий к ним, необходимых для написания экзаменационной работы. Сейчас данные материалы по каким-то причинам из пакетов с демоверсией не прикладывают из-за чего и возникает подобная шумиха, но пытливые и любопытные дети =) при условии что залезут в материалы прошлых лет для экспертных комиссий, этот перечень найдут. В этом году на КПК этот документ как дидактический материал нам посоветовали и соответственно я делюсь им с Вами, вот он:
Там есть практически все, что необходимо знать по хронологии событий. касаемо дат, исключение, как мне кажется, составляют лишь революции 1905—1907 / 1917 гг., в остальном же эта таблица полная и отражает все события, которые необходимо учитывать для успешного выполнения тестов ЕГЭ по истории.
Как работать с исторической картой?
Также «больная тема», хоть материал в виде карт у меня и выложен в открытом доступе, дети недоумевают: «Как с этим вообще работать?». Объясняю 🙂
Первым делом топаете к этой статье и скачиваете себе пакет карт на компьютер. Затем, если лень копаться в справочниках ЕГЭ прошлых лет и тонне информации с этим связанной, качаете вот эту подборку:
Банк заданий по исторической карте: 1200 заданий:
Как с этим работать? Предупреждаю, приступать к данной «процедуре» рекомендуется только тем, кто уже что-то шарит в истории, а ребятам кто идет по нашим урокам, дальше этот пункт читать не стоит, а тем, кто уже как бы в теме, загружаете себе документ, в нем содержатся все задания с картой вариантов ЕГЭ прошлых лет. Заданий около 1200, с телефона не качайте, все повиснет 😀
Для начала рекомендую проанализировать свои знания географии и определить уровень топографического кретинизма :/, для этого рекомендую обратить внимание на этот документ:
Практикум по разбору карт
Здесь Вам представлена контурная карта, которую необходимо распечатать и соответственно заполнить, если это для Вас не составляет труда, переходите к карте №2. При успешном выполнении всех карт и заполнении на них примерно 70% информации, можно начинать работу с самим банком, при условии, повторюсь, что знания курса в голове так же имеются.
Что делать если все плохо?))) Информации с уроков географии с тех карт, что представлены выше ХВАТИТ для успешного написания любого теста по истории! Вывод очевиден — учить, дорогие друзья! Садитесь. печатаете себе десяяяток этих карт, находите в Интернееете САААМИ местоположение каждого объекта, зарисооовываете его, в итоге зубрите, потом берете вторую карту и на память пытаетесь заполнить, есть ошибки, не беда, проверяете, исправляете, берете карту №3 и так далее. Заодно и географию подтянете и кретинизм излечите, а далее приступаете к банку
Clear strategy and solutions for business leadership symbol with a straight path to success as a journey choosing the right strategic path for business with blank yellow traffic signs cutting through a maze of tangled roads and highways.
Задача первая
Что делать с ним? Берете себе 4 первые карты — 20 заданий, берете бумажку и решаете исходя из своих знаний (я предупреждал)
Как решать такие задания?? Инструкция «для самых маленьких» на примере реального задания КИМ 🙂
Итак, перед нами какой-то «бардак» по версии, я уверен, 80% читателей нашего сайта) Смотрим, что здесь и как. для начала дам четкий алгоритм действий при работе с заданиями такого типа:
1. Посмотреть на легенду карты и определить с ее помощью ключевые точки
2. Найти (если есть) на карте даты
3.1. В случае явного положения на карте какой-то войны/похода/перемещений выделить «опорные точки» для идентификации события
3.2. В случае явного определения каких-либо границ обратить внимание: на пограничные территории/название нашего государства на карте (это может помочь с определением периода)/прочие неестественные объекты (любые стрелки и точки)
Идем по алгоритму:
1. Смотрим сюда, вот эта табличка называется «легендой карты», что можно из нее извлечь?
Толковым мальчишкам и девчонкам Козельск уж явно что-то скажет, но у нас есть еще несколько пунктов))
Пункт 2. Попробуем найти на карте даты. облом, такого нет 🙁 Печально, идем дальше((
Пункт 3. Попробуем выделить опорные точки на основе стрелок на карте. С какой стороны идут войска? А ответ Вы узнаете только после рекламы. шучу 😀 С Востока конечно!
Давайте группировать: осада Козельска, Коломны, Суздаля, заход явно не на чай в Москву, войска идут с Востока — конечно это поход Батыя на Русь!
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Напишите цифру, которой обозначена столица земли, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.
Еще совет — обращать внимание сразу на задание 32, так как там Вы сможете почерпнуть «варианты ответа» для работы с этим заданием.
Профильное задание с картой
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период — это тоже может натолкнуть на мысль 🙂
2) ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели
3) поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трёх лет — как бы тоже никак :/
4) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства — ну тут нам ничего не поможет :/
5) в результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость — это может навести на мысль 🙂
6) полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства — основатель государства либо Рюрик, либо Олег, это бред, так как период раздробленности, соответственно кроме ордынского хана Батыя вариантов работы нет
Рекомендую к прочтению
Как Вы видите стыкуются под одно время здесь только 3 события, остальные как-то хаотично разбросаны по истории, что быть не должно, так что вариант «спасательного круга» №32 так же имейте ввиду
Думаю на сегодня все, работой Вас завалил, миссия выполнена
Подписывайтесь на обновления блога, ждите новых статей, вот наш инстаграм, ВК, твиттер, комментируйте, предлагайте идеи для новых статей, скоро опубликую вторую часть, если на пост соберет более 20+ лайков, поэтому если Вам эта тема интересна, раскрою тайну, внизу есть кнопочки «Поделиться»
А я с Вами прощаюсь, всем пока.
С уважением, Иван Некрасов
Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!
Историческая карта: характеристики, для чего она нужна, примеры
Содержание:
А историческая карта Это тип карты, на которой изображены те места, явления или события, которые существовали до даты создания карты.
Старые карты не следует путать с историческими картами. Старая карта была создана в прошлом и больше не может использоваться по назначению, так как это устаревшее представление. Вместо этого исторические карты создаются в настоящем, но представляют вещи из прошлого.
Исторические карты предназначены для воссоздания политической или географической ситуации из прошлого, чтобы понять историю определенной географии, культуры или региона. Из-за этого карты этого типа часто используются учителями в классах, поскольку это позволяет им оптимизировать понимание события с помощью картографии.
Например, если учитель проводит занятия по древней Римской империи, он может использовать историческую карту, чтобы показать своим ученикам территории, которые находились под властью этой культуры.
Вообще говоря, исторические карты показывают регион мира, каким он был в прошлом. Точно так же они могут быть сосредоточены на предоставлении определенной информации о нанесенной на карту области, такой как маршруты исследования, торговые пути, уменьшение или увеличение империи, изменения в пределах, среди других аспектов.
Характеристики исторических карт
— Исторические карты характеризуются использованием специального кода, состоящего из знаков и символов. Как правило, эти символы не имеют специальных правил использования, поэтому их код будет зависеть от стиля того, кто их разработал.
— Исторические карты изучаются методом исторической картографии; дисциплина, которая исходит из картографии и посвящена анализу исторических событий, произошедших в определенных географических регионах.
— Эти карты могут иметь политическую, географическую, экономическую, культурную и даже патриотическую цель, поскольку они позволяют определенным гражданам развивать сочувствие к территориальной единице, составляющей их нацию.
— Считается, что эти карты начали использоваться с 1807 года, когда историк Жан-Франсуа Шампольон представил Академии Гренобля воссозданную карту Древнего Египта. После этого использование исторических карт увеличилось с приходом 20-го века, и сегодня они используются во всех частях мира и по разным причинам.
Для чего нужна историческая карта?
Исторические карты используются для воссоздания событий из прошлого; это включает представление природных, географических, политических и культурных явлений.
Эти карты предназначены для ознакомления с некоторыми специфическими аспектами определенного региона, поэтому они часто используются в учебных классах и для развития определенных дисциплин, таких как история, археология, этнология и другие.
Как читать историческую карту?
— Во-первых, важно определить название карты, так как это будет указывать на область, которая была представлена вместе с ее возможной датой.
— Затем необходимо установить географическое пространство, которое было представлено; то есть, чтобы определить местонахождение континента, государств, регионов, морей и т. д.
— Точно так же следует выделить обозначенные места, указав политические названия и события, которые там произошли.
— Исторический период, представленный на карте, необходимо проверить, определив век или год, которому он соответствует.
— Впоследствии исследователь должен прочитать и интерпретировать символику карты, чтобы понять историческое содержание. Для этого те, кто изучает карту, должны узнать об использовании картографических символов (то есть знать, что означает тот или иной знак, нарисованный на карте, например, прямоугольник или круг).
— При необходимости исследователь может учесть хронологический порядок, в котором происходили события.
Примеры исторических карт
Историческая карта Мексики
Например, историческая карта Мексики может быть хороплетом; то есть тематическая карта, регионы которой окрашены по-разному, чтобы обозначить конкретный элемент или характеристику.
В нем определяется расположение различных доиспанских цивилизаций, которые ранее населяли территорию Мексики; Также можно указать хронологическое расположение различных общин.
Историческая карта Эквадора
Историческая карта Эквадора может состоять из коренных общин, населявших страну в начале 20-го века; расположение этих сообществ будет определено на этой карте, и можно добавить язык, на котором они говорят.
Этот тип информации очень интересен этнологам, которые таким образом могут узнать о различных культурах, населявших территорию Эквадора в начале 20-го века, и провести сравнение с нынешними общинами коренных народов.
С помощью этой карты исследователи могут задавать такие вопросы, как: мобилизовались ли в этот период какие-либо племена? Они перебрались в города? Сколько из них все еще существует сегодня? Среди прочего.
Историческая карта Колумбии
Исследователи, интересующиеся территорией Колумбии, могут понять, что из-за ее географии почвы этого региона очень богаты минералами и углеводородами. Историческая карта Колумбии может состоять из определения местоположения полезных ископаемых, которые обрабатывались туземцами до испанского завоевания.
Можно также составить историческую карту, на которой обозначены основные рудники, установленные испанцами в середине 1500-х годов с целью добычи золота, изумрудов и кварца на колумбийской земле.
Историческая карта Испании
Историческая карта Испании может обозначить, например, географическое и культурное расширение Пиренейского полуострова во время мусульманской оккупации.
Аналогичным образом, он также может охватывать различные языки, на которых говорили в Испании в семнадцатом веке, с указанием местонахождения каждого из них. Этот тип карты представляет значительный интерес как для историков, так и для лингвистов.
Ссылки
25 лучших фраз Герберта Спенсера
Terminalia catappa: характеристика, среда обитания, применение, уход
Что такое историческая карта: как и для чего она создается. Как легенда помогает читать историческую карту?
Цели: познакомить учащихся с понятиями историческая карта, легенда карты, план.
развивающие: сформировать навыки работы с исторической картой, легендой карты, планом.
сформировать у учащихся представление об исторической карте, как о пространственно-временной модели существования человека.
систематизировать информации о картах; ознакомить с понятием «историческая карта»;
учить формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;
обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Еще в древние времена человек начал изображать окружавшую его местность. Среди древних исторических памятников встречаются примитивные карты-рисунки на камнях, костяных пластинках и глиняных табличках. Эти картографические изображения служили для указания путей передвижения, мест удачной охоты, удобных переправ через реки. Первые карты были похожи на рисунки и содержали огромное количество неточностей. Но даже такие изображения ценились очень высоко. С их помощью можно было повторить путь, пройденный первооткрывателем, и избежать неприятностей, которые подстерегали путешественников.
Когда начали развиваться торговля и мореплавание, карты стали неотъемлемой частью человеческой деятельности, их составление поручалось известным художникам своего времени.
Постепенно возникла наука картография
Продуктами деятельности картографов являются карты, атласы, глобусы. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах (бумага, пластик) или в виде изображения на видеомониторе.
Сегодня активно используются не только бумажные карты (в атласах и настенные), но и электронные, спутниковые карты. Произошло это благодаря компьютеру и интернету. Современные электронные карты дают уникальную возможность увидеть не только связь между странами и городами, но и разглядеть мельчайшие объекты.
Благодаря картам, можно пополнить свои знания. На картах может быть изображен весь земной шар, отдельные материки, государства, моря и океаны. Есть карты звездного неба, показывающие положение небесных светил. Благодаря картам можно узнать о том, какие народы населяют Землю, в каких природных условиях они живут, как развито хозяйство в разных странах. Карты используют автомобилисты, чтобы узнать сеть автомобильных дорог; туристы, когда отправляются в путешествия. Карты нужны строителям, капитанам судов, военным. Историк, отыскивая место важного сражения, маршрут географического открытия или местность, в которой была сделана важная археологическая находка, тоже не может обойтись без карты, так как каждое событие происходит не только в определенное время, но и в определенном месте. Поэтому для историков важно ориентироваться в пространстве. Для этого служат исторические карты.
Исторические карты существенно отличаются от географических, на основе которых они созданы. Так, историческая карта всегда отображает территорию в определенный период времени. Этому времени соответствуют названия стран и городов, о котором повествует карта. Создатели исторических карт иногда могут наносить на неё определенные символы, нагляднее иллюстрируя изображенное на карте, например, корабли, танки или изображения воинов, если карта посвящена какому-нибудь сражению или битве; соборы и храмы, если она повествует о культурном и духовном развитии определенного региона. Из исторической карты можно узнать, как изменялась территория государства на протяжении определенного времени, когда возник город, куда направлялись войска, когда и где состоялась битва, и т.п.Название исторической карты всегда включает указание территории и времени, к которым она относится. Например: «Образование древнерусского государства (ІХ-Х вв.)», «Европа в первой половине XIX в.», «Донецкий регион в начале XX в.».
Историческая карта
Что такое «легенда», и какое отношение она имеет к карте? На исторической карте можно найти много интересной информации, но понять ее сможет только, тот кто научится читать карту. Как без знания букв нельзя прочитать книгу, так без знания условных знаков нельзя понять изображения на карте. Объяснение условных знаков выносится на поля карты и называется легендой. Условные знаки при этом различаются по форме, размеру, цвету. Легенда облегчает чтение содержания карты.
Из дальних стран к родимому порогу.
Работа по теме урока
Еще в древние времена человек начал изображать окружавшую его местность. Среди древних исторических памятников встречаются примитивные карты-рисунки на камнях, костяных пластинках и глиняных табличках. Эти картографические изображения служили для указания путей передвижения, мест удачной охоты, удобных переправ через реки. Первые карты были похожи на рисунки и содержали огромное количество неточностей. Но даже такие изображения ценились очень высоко. С их помощью можно было повторить путь, пройденный первооткрывателем, и избежать неприятностей, которые подстерегали путешественников.
Когда начали развиваться торговля и мореплавание, карты стали неотъемлемой частью человеческой деятельности, их составление поручалось известным художникам своего времени.
Постепенно возникла наука картография
Продуктами деятельности картографов являются карты, атласы, глобусы. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах (бумага, пластик) или в виде изображения на видеомониторе.
Сегодня активно используются не только бумажные карты (в атласах и настенные), но и электронные, спутниковые карты. Произошло это благодаря компьютеру и интернету. Современные электронные карты дают уникальную возможность увидеть не только связь между странами и городами, но и разглядеть мельчайшие объекты.
Благодаря картам, можно пополнить свои знания. На картах может быть изображен весь земной шар, отдельные материки, государства, моря и океаны. Есть карты звездного неба, показывающие положение небесных светил. Благодаря картам можно узнать о том, какие народы населяют Землю, в каких природных условиях они живут, как развито хозяйство в разных странах. Карты используют автомобилисты, чтобы узнать сеть автомобильных дорог; туристы, когда отправляются в путешествия. Карты нужны строителям, капитанам судов, военным. Историк, отыскивая место важного сражения, маршрут географического открытия или местность, в которой была сделана важная археологическая находка, тоже не может обойтись без карты, так как каждое событие происходит не только в определенное время, но и в определенном месте. Поэтому для историков важно ориентироваться в пространстве. Для этого служат исторические карты.
Карта «Нашествие Батыя на Русь»
Исторические карты существенно отличаются от географических, на основе которых они созданы. Так, историческая карта всегда отображает территорию в определенный период времени. Этому времени соответствуют названия стран и городов, о котором повествует карта. Создатели исторических карт иногда могут наносить на неё определенные символы, нагляднее иллюстрируя изображенное на карте, например, корабли, танки или изображения воинов, если карта посвящена какому-нибудь сражению или битве; соборы и храмы, если она повествует о культурном и духовном развитии определенного региона. Из исторической карты можно узнать, как изменялась территория государства на протяжении определенного времени, когда возник город, куда направлялись войска, когда и где состоялась битва, и т.п.Название исторической карты всегда включает указание территории и времени, к которым она относится. Например: «Образование древнерусского государства (ІХ-Х вв.)», «Европа в первой половине XIX в.», «Донецкий регион в начале XX в.».
Историческая карта
Что такое «легенда», и какое отношение она имеет к карте? На исторической карте можно найти много интересной информации, но понять ее сможет только, тот кто научится читать карту. Как без знания букв нельзя прочитать книгу, так без знания условных знаков нельзя понять изображения на карте. Объяснение условных знаков выносится на поля карты и называется легендой. Условные знаки при этом различаются по форме, размеру, цвету. Легенда облегчает чтение содержания карты.
4. История на плане
На исторической карте обозначаются крупные объекты. Однако часто необходимо рассмотреть объекты в деталях, например, кварталы и улицы города, его строения и т.д. Для этого чертится план.
План, составленный археологами во время раскопок фундаментов зданий, дает возможность воссоздать облик древнего города. План сражения показывает, как располагались войска во время битвы, в каком направлении были нанесены удары.
Рефлексия
1. Изображение земной поверхности в различные исторические периоды это: а) историческая карта; б) план; в) контурная карта; г) любая карта.
2. Особенностью исторической карты является: а) более яркие изображения; б) развитие динамики событий и процессов; в) отсутствие условных обозначений; г) большие размеры.
3. Условные обозначения, с помощью которых можно читать историческую карту это: а) легенда карты; б) план карты; в) масштаб карты; г) словарь карты.
4. Изображение на плоскости небольшой части территории называют: а) глобусом; б) атласом; в) планом; г) контурной картой.
5. В чем отличие исторической карты от других карт?
6. В чем отличие исторической карты от плана?
7. Назовите условные обозначения, которыми пользуются, чтобы показать: два разных государства; места битв; села; перемещение народов.
8. Составьте план своего населенного пункта или его отдельных частей.
9. Дословный перевод понятия «картография» означает:
а) рисовать; б) земная поверхность; в) рисовать на папирусной бумаге; г) надпись на бумаге.
Домашнее задание
Выучить условные изображения на исторических картах.