Что можно узнать на уроках химии
Подборка онлайн-ресурсов для «прокачки» химии
Наглядные онлайн-учебники, сайты с инфографикой, youtube и виртуальные лаборатории
Химия — не только один из предметов, по которому школьники сдают ЕГЭ. Это логичная и захватывающая наука о том, как устроен мир вокруг нас. Вместе с преподавателем химии в «Фоксфорде» Еленой Валишиной мы собрали полезные ресурсы, которые помогут изучать этот предмет с интересом и удовольствием.
Онлайн-учебники
Собственная википедия «Фоксфорда». Мы собрали всю школьную программу и немного больше в лаконичную структуру из отдельных статей. В учебнике есть понятные иллюстрации, видео-тьюториалы, возможность сохранять избранные статьи и много другое. И так по всем предметам — не только по химии.
Справочник, который в 2006 году выпустил Томский государственный университет. «Неорганическая химия» — базовый раздел, с которого начинается изучение химии в восьмом классе, поэтому ресурс пригодится для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.
Больше нужен олимпиадникам и старшеклассникам, которые готовятся к ЕГЭ: органическая химия начинается только в конце девятого класса. Однако в ОГЭ есть один вопрос из органики, поэтому девятиклассникам учебник тоже пригодится.
Сборник авторских лекций, которые подготовил профессор Южного федерального университета Сергей Иванович Левченков. Отличный ресурс для того, чтобы понять логику науки: в какой последовательности происходили самые важные открытия в химии и как они связаны между собой.
Химическая википедия. Этому ресурсу можно доверять, потому что разработчики перевели в электронный вид хорошие справочники по химии. Также они сделали удобный поиск по сайту.
Ещё одно преимущество «Химика» — сервисы, которые помогают школьникам разобраться в сложных темах с помощью наглядных схем. Вот два самых важных из них:
Приложение для проверки своих знаний по строению атома: вводите символ элемента и приложение сразу выдаёт все возможные записи электронной конфигурации его атома.
Сервис помогает разобраться, какие вещества реагируют друг с другом, при каких условиях и что образуется в результате. Например, если ввести в строку поиска уравнение Cl2 + NaOH, можно получить все возможные реакции этих соединений с коэффициентами.
Виртуальные лаборатории
Российский портал, на котором эксперименты из школьной программы можно смоделировать онлайн.
Международный ресурс, которые разрабатывают учёные со всего мира. Позволяет ставить более серьёзные опыты.
Проект по доставке на дом наборов для экспериментов. Также на сайте есть подробные и корректные инструкции по выполнению опытов. Многие ингредиенты для этих опытов можно самостоятельно купить в аптеке или продовольственном магазине. В дополнение к опытам на Mel Science полезно смотреть видео, которые объясняют суть химических явлений.
На портале есть множество полезных статей, подробные разборы опытов, инструкции, как проводить их в домашних условиях и где брать для них реактивы.
Химия — это не скучно. 9 советов, как сделать школьные уроки лучше
Почему после стирки футболки теряют яркость? Есть ли в подсолнечном масле холестерин? Как сода поднимает тесто? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти на уроках химии — но, устав от формул и задач, не все школьники (и учителя) об этом задумываются. «Мел» поговорил с педагогами и выяснил, что мешает детям полюбить химию и как можно решить эту проблему, не выходя за рамки ФГОС и материальной базы обычной российской школы.
1. Химия и жизнь
Во время первых уроков химии учитель может предложить школьникам оглядеться по сторонам, а затем объяснить: все предметы вокруг — пенал, газировка, пластиковая бутылка, ручка, электронная доска, учебник — так или иначе связаны с химической промышленностью.
Татьяна Черникова, учитель химии московской школы № 2120, рассказывает детям, зачем при выпечке пирога соду нужно гасить уксусом и как тесто разрыхляется за счет выделения газа. Педагог подбирает подобные примеры практически к каждой новой теме, чтобы изучаемые процессы были не абстрактными, а понятными каждому.
Старшеклассники, изучая органическую химию, узнают о белках, жирах и углеводах, а также о том, почему шоколад и газировка в больших количествах вредны для организма и как они трансформируются в жировые отложения.
Еще учитель советует всегда мыть посуду в резиновых перчатках, чтобы моющие средства, содержащие щелочь, не обезжиривали кожу рук — и объясняет, как именно это происходит. После таких примеров формулы перестают быть для детей чем-то безликим, они ассоциируются с конкретными бытовыми ситуациями, а значит, проще запоминаются.
2. Щедрый цезий и жадный фтор
Каждый сложный химический термин тоже можно объяснить на примере из жизни. В школе № 2065, например, нашли способ разобраться с термином «электроотрицательность». К нему учитель и дети подобрали синоним — «жадность».
В мире химии по этой аналогии «жадность» растет слева направо — по периоду. Цезий — самый «щедрый» химический элемент, в таблице Менделеева он стоит слева внизу. С его помощью, например, можно сделать фото в полумраке: в камерах современных смартфонов есть специальная цезиевая подложка — нужно совсем чуть-чуть света, чтобы цезий отдал свои электроны. А вот самый «жадный» элемент живет в верхнем правом углу таблицы — это фтор. Находясь в воде, например, он отнимает все ее электроны.
3. Опыты! Еще больше опытов!
Самое необычное на уроках химии — опыт. Даже у старшеклассников округляются глаза, когда они видят, как из колбы вылетают искры фейерверка, а пламя спиртовки вдруг становится зеленым.
Учитель школы № 2065 Любовь Оболенская, например, может начать урок с демонстрации обыкновенного чуда — колебательной реакции Бриггса — Раушера. Педагог смешивает три раствора на магнитной мешалке, и в колбе начинается реакция, раствор обретает желтый цвет, потом синеет, затем обесцвечивается, после чего снова становится желтым — и все повторяется заново.
5 документальных фильмов о химии для средней школы и всех любопытных
Чтобы повторить такой «фокус», педагог предлагает детям рассчитать для реакции массу реагентов и количество воды. Всем, кто справился, — респект плюс возможность поставить опыт самостоятельно. Так интерес к предмету не навязывается, а пробуждается — ведь каждый хочет почувствовать себя волшебником, но для этого нужно сделать правильный расчет. Чем не мотивация?
4. Старые знакомые
Важно показать детям, что химия связана не только с повседневной жизнью, но и с тем, что они изучают на других уроках. В 8-м классе, когда этот предмет только начинается, дети уже знакомы с устройством Вселенной. Поэтому, объясняя им тему строения атома, учитель химии московской школы № 1354 «Вектор» Наталья Вдовина проводит параллель с Солнечной системой (планеты — это электроны, они двигаются вокруг Солнца, которое выступает в роли ядра).
Учитель химии школы № 1368 Анна Пушина тоже постоянно обращается к смежным наукам — дети слышат знакомые факты из биологии пятого класса или географии седьмого и уже не относятся к новому предмету с недоверием, он, наоборот, кажется им более понятным и близким.
5. Химический пасьянс
А еще ученики школы № 1354 «Вектор» любят раскладывать пасьянс — но не на переменах, а на тех же уроках химии. Педагог сделала карточки для каждого элемента с названием, происхождением названия, массой, символом. Задача — разложить химические карты по возрастанию атомных масс. Через 8 элементов появляется элемент с такими же свойствами, как у первого, и тогда одна карточка помещается под другую. У игроков появляются «столбики», только вместо пик, червей и крестей — металлы, неметаллы, амфотерные элементы; в общем, все как в таблице Менделеева. Запомнить такие карточки, кстати, можно с помощью приложения для Android — Flashcards.
6. Сыграй роль атома
Учитель школы № 1392 Екатерина Плыгунова тоже использует приемы геймификации во время уроков. Бывает, что со своими учениками они разыгрывают даже что-то вроде театральных миниатюр. Дети играют роли атомов, воображают, будто их руки — это ионные связи, которыми они цепляются друг за друга, а связь между атомами — соединенные пары рук. Так дети учатся составлять формулы и понимают, почему соединение выглядит как Al2O3, а не просто AlО.
7. VR-лаборатория и онлайн-эксперименты
В школе № 1391 в Москве учителя стараются по максимуму использовать возможности электронной школы — применяют во время занятия компьютеры, интерактивные доски. Преподаватель химии Галина Браташ отмечает, что с виртуальными лабораториями и электронными досками уроки проходят не только интереснее, но и удобнее — например, если у кого-то из учеников аллергия на реактивы, эксперимент можно провести виртуально. Для старшеклассников в электронной школе есть даже VR —химическая лаборатория, где можно безопасно экспериментировать с реактивами. А еще на таких видеоуроках можно увидеть химические эксперименты, где используются редкие или опасные реактивы.
8. Химические игры, брейн-ринги, викторины в «Менделеевском классе»
Педагог лицея № 1 им. Н. К. Крупской удмуртского города Камбарка Татьяна Икрянникова на уроках для восьмиклассников «Менделеевского класса» проводит игры, брейн-ринги, викторины, дискуссии и диспуты, не оставляя ребятам шанса остаться равнодушными к науке. Тем более что это класс с углубленным изучением химии.
Инициатор проекта «Менделеевских классов”– Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, ведущий вуз химической отрасли. Всем ученикам профильных классов выдают по специальному Mendeleev Box — это коробки с оборудованием и реактивами для экспериментов, чтобы каждый смог не только выучить химию, но и понять предмет на практике.
Менделеевцы особенно любят брейн-ринги, когда класс делят на команды и каждая отвечает на вопросы и химические загадки, зарабатывая тем самым баллы. В игре несколько уровней; команда, набравшая меньше всего баллов, на определенном этапе покидает соревнование, но самые активные ее игроки награждаются полезными для дальнейшей учебы жетонами — за личное участие.
9. Не переставайте удивляться
Галина Браташ из школы № 1391 рассказала, что на одном из уроков ее ученик заметил: во время объяснения новой темы учитель и сам часто удивляется. «Действительно, я до сих пор удивляюсь. Химия — это потрясающий, полный загадок мир». Восторг учителя от проведения опыта и трепетное отношение к строению атома заразительны. Дети тоже начинают восхищаться, удивляться и сами хотят добраться до сути предмета. А порой школьники даже выбирают профессию благодаря педагогу, который после многих лет работы не потерял способность искренне радоваться вместе с ними: живое любопытство очень заразительно.
Иллюстрация: Shutterstock / Alexandra Dikaia
Что можно узнать на уроках химии
Автор: Быкова Елена Юрьевна
Организация: МБОУ Школа №49 г.Уфа РБ
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа
Глава 1. Знакомство с химией
Из истории химии с.3
Что такое химия с.4
Химические явления в природе и жизни человека с.4
Глава 2 Химия вокруг нас
2.1. Химия и вещества с.6
2.2 Химия на кухне и в быту с.7
2.3 Интересные факты с.8
Глава 3. Практическая часть. Опыты дома
3.1. Шутки и фокусы с.9
3.2. Опыт » Извержение вулкана» с. 9
3.3. Опыт «Самонадувающийся шарик» с.10
3.4. Опыт «Секретное послание» с.10
3.6. Опыт «Фараоновы змеи» с.11
3.7. Опыт «Лавовая лампа» с.11
3.8. Опыт «Седой шоколад» с. 11
Список литературы с.13
«Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества» М. Горький.
Все мы читали сказки о добрых феях и волшебниках, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса – они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооружённые знаниями. Наука вот истинная волшебница. Химия – наука старая и вместе с тем молодая. Старая потому, что ещё в Древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб… А ведь всё это – химические явления. Химия – наука молодая, потому что, в подлинном смысле наукой, со своими законами, она стала всего два с лишним века назад, правда, за эти два столетия она достигла значительных успехов, чем в предыдущие тысячелетия. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн.
Что же такое химия? Химия – это наука о веществах, её называют «индустрией чудесных превращений». Это одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в природе. Сама природа является объектом естествознания,а химия относится к естественным наукам. Она тесно связана с физикой, биологией, геологией и другими науками о природе. Велика роль химии практически во всех сферах деятельности человека. Она настолько пронизывает всю нашу жизнь, что современный человек просто не может быть с ней не знаком. Благодаря работам учёных и специалистов-практиков химия достигла огромных результатов, но многое предстоит ещё исследовать.
Актуальность: химия – наука чудес и превращений. Она интересна как сама наша жизнь, ведь всё что происходит с нами можно рассматривать с точки зрения химии.
Цель работы: Познакомить детей младшего школьного возраста с химией, доказать, что химия доступна всем и каждому. Привить интерес к этой науке.
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования.
Собрать материал о химических явлениях в природе и в жизни.
Исследовать, как и в каких целях используются продукты химической промышленности.
Составить текст исследовательской работы.
Проделать опыты и доказать, что в домашних условиях реально можно творить чудеса.
Гипотеза: предполагается, что в условиях высокого уровня развития цивилизации, человек не может обходиться без химии.
Объект исследования: связь человека с химическими продуктами и явлениями.
Предмет исследования: химические опыты.
Методы исследования: изучение научной литературы, эксперимент, наблюдение, анализ полученных результатов.
Практическая значимость заключается в том что, повсюду, куда бы ни обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сами того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и многое другое.
Глава 1. Знакомство с химией
1.1 История химии
Химия – очень древняя наука. Химическое производство существовало уже за 3-4 тыс. лет до н.э. В древнем Египте умели выплавлять из руд металлы, применяли золото, серебро, производили стекло, керамику, краски, духи. Первыми учеными-химиками были египетские жрецы (бальзамирование и изготовление стойких красок).
Развитие химии продолжается и в настоящее время.
1.2. Что такое химия.
Химия – одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в ней. Она изучает из каких веществ состоит тот или иной предмет. Химия – наука удивительная! Как только человек рождается, он попадает в мир химических веществ.
Первый вздох и вот уже в лёгких смесь газов, первый глоток материнского молока и самый главный шедевр биохимической эволюции – белок начинает работать в организме малыша.
Наш организм – «химический реактор», ведь он превращает одни вещества в другие и при этом выделяется энергия для жизни. Она нужна для нас всех.
1.3. Химические явления в природе и в жизни человека
Окружающий нас мир состоит из химических элементов: мебель, одежда, книги, краски. О некоторых химических элементах мы уже слышали: железо, золото, серебро, йод, водород, кислород, кальций и другие.
На нашей планете больше всего кислорода (О). Одних элементов в природе очень много, других совсем мало. Больше всего на свете водорода (Н) и гелия (Не). Из этих химических элементов почти целиком состоит Солнце, далёкие звёзды, кометы…
А почему трава зелёная? Потому, что в каждой травинке есть химическое соединение – хлорофилл, благодаря которому растения дышат и растут.
Почему соль солёная? Потому, что в ней есть натрий (Na) и хлор (Cl), который попадая на слюну образуют раствор с особым привкусом.
А химический элемент железо (Fе) есть не только в гвозде или машине, но и в воде, в земле, в деревьях и даже в организме человека. В крови человека есть частички железа (Fе), но они так малы, что увидеть их можно при помощи микроскопа.
А если хочется скорее вырасти – потреблять нужно химический элемент кальций (Са). Его много в молоке и в молочных продуктах. Даже настроение человека, его здоровье, во многом зависят от присутствия некоторых химических элементов в организме. Химический элемент магний (Mg) влияет на работу сердца. Он содержится в абрикосах и персиках.
Химическое явление в природе – это процесс, в результате которого из одних веществ образуются другие. При химических реакциях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами.
В мире ежедневно происходит множество удивительных, прекрасных, а также опасных и пугающих химических явлений. Из многих человек научился извлекать пользу: создает строительные материалы, готовит пищу, заставляет транспорт перемещаться на огромные расстояния и многое другое.
Без многих химических явлений не было бы возможным существование жизни на земле: без озонового слоя люди, животные, растения не выжили бы из-за ультрафиолетовых лучей. Без фотосинтеза растений животным и людям нечем было бы дышать, а без химических реакций дыхания этот вопрос вообще не был бы актуальным.
На кухне можно рассмотреть еще несколько любопытных химических явлений например,образование накипи в чайнике. А без другого химического явления не было бы вкусных маминых пирогов и булочек: речь о гашении соды уксусом.
Свечение ночного моря. Голубой свет газовой горелки. Слабое белесое свечение гнилого дерева в лесу. Светящийся фосфор. Во всех этих случаях свечение возникает за счет энергии химической реакции. Отсюда — название явления: хемилюминесценция, т. е. химическое свечение.
Глава 2. Химия вокруг нас.
2.1. Химия и вещества
В твердом веществе молекулы плотно прижаты друг к другу, между ними существует сильное притяжение.
Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! Например, в природе есть природные вещества, то есть те, которые были созданы без участия человека. Это – вода, кислород, углекислый газ, камень, древесина и другие.
Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это – пластмасса, резина, стекло и другие.
Хотя я ещё не изучаю химию в школе, но мне уже известно такое распространённое вещество в природе, как вода (H2O). Это вещество может иметь три агрегатных состояния – жидкое, твёрдое, газообразное. На кухне я и проследила за всеми ее состояниями.
Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна всем людям – строителю, фермеру, врачу, домохозяйке, повару и врачу.
2.2 Химия на кухне и в быту
У нас дома химические препараты и вещества! Эти препараты и вещества есть и в большом количестве в каждом доме. Они выпускаются нашей промышленностью в твёрдом, жидком, порошкообразном и других видах. Без них современный человек не представляет своей жизни, так как они помогают ему.
Химия на кухне необходима, прежде всего, для здоровья человека т.к. именно на кухне мы проводим половину жизни.
На кухне все нужно содержать в чистоте и порядке, потому что в антисанитарных условиях можно получить кожные заболевания и даже привести к отравлению. Поэтому здесь нужно постоянно наводить порядок:
· Кухонный стол нужно протирать перед и после каждого приема пищи;
· Протирать поверхность стола лучше всего тряпкой, предварительно смоченной в мыльной воде с добавлением уксусной кислоты;
· Для мытья посуды наиболее эффективны жидкие средства для мытья посуды, такие как AOS, Sorti и т.д., обладающие высокой мылкостью;
Химия в ванной тоже подразумевает чистоту т.к. в ванне мы наводим гигиену тела.
Для того чтобы отчистить ванную необходимо использовать хлорсодержащие вещества, очищающие порошки (Пемо-люкс, Сода эффект и т.д.). Для того чтобы навести гигиену тела, человек использует множество химических веществ — это всевозможные шампуни, гели для душа, туалетные мыла, крема для тела, всевозможные лосьоны и т.д. Для стирки также используются химические вещества, это порошки (Тайд, Ариэль, Миф и т.д.).
Особое внимание хотелось бы обратить на косметику. Ведь косметика – это тоже химия, которой люди пользуются ежедневно. К химической косметике относят помады, пудру, тени, туши, карандаши для подвода глаз, губ, тональный крем и многое другое.
Раскрыв кухонный шкаф, мы увидим уксус, пищевую соду, растительное масло, сахар, муку, соль, молоко, крахмал.
Ничего химического, скажите вы, здесь нет. Обычные продукты питания.
Но не тут – было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. У этих веществ даже есть химические названия.
соль – это хлорид натрия;
пищевая сода – гидрокарбонат натрия;
уксус – уксусная кислота;
А также к химическим препаратам можно отнести: кислоты ( щавелевая, лимонная и т. д.), щелочи (гашеная известь, нашатырный спирт), соли (поваренная, питьевая сода, марганцево-кислый калий), растворы и растворители (бензин, ацетон, глицерин), минералы (мел, гипс, известняк), полимерные материалы (пластмассы, полиэтилен, полипропилен), волокнистые материалы (капрон; лавсан).
Таким образом, химия повсюду. И в предметах, которые нас окружают, и в производимых в повседневной жизни действиях (например, приготовление пищи или мытье волос), и, наконец, внутри самих людей.
2.3 Интересные факты
Порох был изобретен в Китае и долгое время использовался только в мирных целях — для салютов и фейерверков. Спички были созданы случайно: в 1827 году аптекарь Джон Уокер забыл палочку, покрытую химической смесью, которая засохла. Пытаясь отчистить палочку, английский химик провел ей по полу, в результате вспыхнул огонь. Практичный англичанин тут же понял, как можно применить свое изобретение. К случайным открытиям также можно отнести: антибиотики (Александр Флеминг), небьющееся стекло (Эдуард Бенедиктус), фосфор (алхимик Бранд Хенниг пытался получить золото из… человеческой мочи). Также случайно были открыты: вулканизированная резина (Чарлзом Гудьиром), йод (кот фармацевта Бернара Куртуа разбил приготовленные для опыта бутылки, в результате реакции на полу остался кристаллизованный йод). Заменитель сахара сукралоза: студент Шашикант Пхаднис плохо понял команду профессора и попробовал вещество, приготовленное для опыта (анг. test и taste звучат почти одинаково, но имеют абсолютно разные значения). И таких примеров немало.
Глава 3. Опыты дома
3.1. Шутки и фокусы
Даже маленькие дети знают, что если втянуть воздух из шара с гелием, то изменится голос.
Существует металл, очень похожий на алюминий – галлий. Но только при температуре ниже 28 градусов – иначе он начинает плавиться. Химики часто шутят над своими друзьями с помощью растворяющихся ложек. Такая ложка сделана из галлия, и, попадая в горячий чай, она начинает плавиться.
Чтобы создать большое количество пены, можно в водный раствор соды добавить хлорной извести.
Цвет лепестков белых роз можно изменить при помощи нашатыря: нужно опустить в него стебли.
Провести фокус можно и с мармеладными червячками. Если их пропитать содовым раствором, а затем опустить в уксус, червячки начнут дергаться и шевелиться.
3.2. Опыт «Извержение вулкана»
Нам понадобится: сода, красная или оранжевая краска, вода, моющее средство, уксус.
Чтобы создать «вулкан», нужно соорудить из картона конус, склеить его скотчем и отрезать острый его конец. На бутылку нужно одеть конус и облепите его сверху коричневым или любым темным пластилином, имитируя вид горы. Эту конструкцию ставим на большую тарелку. Через горлышко в бутылку, что стоит внутри конуса, нужно засыпать соду, краску красного цвета, каплю средства для мытья посуды и долить воды. Размешать эту смесь внутри емкости, а потом долить туда немного уксуса. Когда бурная химическая реакция начнется, вулкан будет «извергаться» красной «лавой» из пены! (приложение рис.1)
3.3.Опыт «Самонадувающийся шарик»
Нам понадобится: воздушный шарик, пластиковая бутылка, бытовая воронка, уксус, пищевая сода.
Заполняем бутылку уксусом на 1/3. Ставим воронку и засыпаем в бутылку 3-4 чайных ложки пищевой соды. Теперь быстро натягиваем воздушный шарик на горлышко и наблюдаем, как он надувается без чьей-либо помощи! После того, как шарик надуется, снимаем его с бутылки, завязываем и потираем о синтетическую ткань. Благодаря этому шарик поднимется к потолку и держится там несколько часов! (приложение рис.2)
3.4. Опыт «Секретное послание»
Нам понадобится: молоко, ватные палочки, лист бумаги.
Наливаем молоко в небольшую мисочку, мокаем в него ватную палочку и пишем ею на листе бумаги. Молоко высохнет и на бумаге ничего не будет видно, но с помощью духовки или утюга ее можно будет проявить! Для этого достаточно прогладить лист или подержать в тепле некоторое время. (приложение рис.3)
Нам понадобится: свежая картошка, кусочки, яблока, хлеба, стакан с разведенным крахмалом, стакан с разведённым йодом, пипетка.
Разрезаем картофель на две части и капаем на него разведенный йод – картошка синеет. Затем капаем несколько капель йода в стакан с разведенным крахмалом. Жидкость тоже синеет. Капаем с помощью пипетки растворенный в воде йод на яблоко, хлеб, по очереди.
Наблюдаем: Яблоко — не посинело вообще. Хлеб – посинел очень сильно. Эта часть опыта показывает наличие крахмала в различных продуктах.Крахмал, вступая в реакцию с йодом, дает синюю окраску. Это свойство дает нам возможность выявить наличие крахмала в различных продуктах. (приложение рис.4,5)
3.6 Опыт «Фараоновы змеи»
Для опыта понадобятся: таблетки глюконата кальция, пламя свечи.
3.7. Опыт «Лавовая лампа»
Нам понадобится: соль (или шипучая таблетка), водопроводная вода, растительное масло, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.
Заполняем на 2/3 стакан водой. Выливаем масло в стакан. Масло будет плавать на поверхности воды. Добавляем несколько капель различных красителей к воде и маслу. Медленно высыпаем 1 чайную ложку соли (или шипучую таблетку) в стакан с водой и маслом. Наблюдаем, что происходит с масляной и водной смесью. (приложение рис.7,8,9)
3.8. Опыт «Седой шоколад»
Нам понадобится: стакан с водой, кисточка, плитка шоколада.
Кистью наносим на шоколад воду. Затем заворачиваем шоколад в фольгу и помещаем в холодильник. Через неделю достаем шоколад из холодильника. На поверхности шоколада появился седой налет. Это выступили кристаллики сахарозы, т.к. вода их притягивает. (приложение рис.10,11)
Заключение.
Изучив литературу, проделав опыты, мы убедились в том, что химия очень интересная наука о веществах, которую необходимо знать каждому. Многие процессы, происходящие на нашей кухне и в быту – это химические явления. Химические опыты разнообразны и интересны и можно сразу увидеть химическую реакцию. Но нужно всегда помнить, что все опыты с химическими веществами должны проводиться в присутствии взрослых и с соблюдением правил безопасности. Понимание того, какие вещества опасны, а какие безопасны, поможет в обычной жизни.
Знание основ химии полезны и в начальной школе. Они помогают понять взаимосвязь веществ в природе. А знакомство с яркими, эффективными химическими опытами имеет важное познавательное значение и оказывает большое эмоциональное воздействие на нас, во многом способствует формированию у нас интереса к химии – очень интересной и важной науки.
Таким образом, гипотеза подтвердилась – в условиях современного развития цивилизации, человек не может обходиться без химии. Химия действительно важный помощник и друг человека, за нею будущее.
В процессе данного проекта, с поставленными целями и задачами мы успешно справились.
И в заключении, хотелось бы сказать: верьте в чудеса, знайте, что весь мир состоит из чудес и всё живое – уже великое чудо. В своём проекте нам удалось познать малую часть того, что может совершать наука, но жизнь непременно ещё много раз будет сталкивать нас с такими волшебными явлениями как химия.
Химия действительно удивительная наука!
Список литературы
2). О.Ольгин Давайте похимичим! : Занимательные опыты по химии. М.: Дет. Лит. 2002 – 175 с.: ил.-(Знай и умей).
4). Н.М. Зубкова «Научные ответы на детские «почему?». Опыты и эксперименты для детей. Издательство Речь 2013г.
6). История химии. [Электронный ресурс]URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/История_химии
7). Комзалова Т.А.: «Химия в быту»// Смоленск: «Русич», 2002 г
8). Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А.: «Химия для вас» //Изд. «Стереотип» М.: «Химия», 2003г.