Что можно узнать методом наблюдения
Сущность метода наблюдения и его примеры
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность метода
Наблюдение – это исследовательский описательный психологический метод сбора первичной социологической информации, касающейся изучаемого объекта
Метод наблюдения относится к общенаучным и широко используемым в естествознании и обыденной жизни, а широкое его применение началось с конца XX века. Этот старейший психологический метод применяется там, где особенное значение имеет фиксация поведения человека в различных условиях – прежде всего, в клинической, социальной психологии, педагогической психологии, психологии развития и в психологии труда.
В социологии применение этого метода ограничено, потому что социальные явления далеко не все поддаются визуальному и слуховому восприятию.
Наблюдение необходимо применять в комплексе с другими методами сбора информации.
Социологическое наблюдение имеет важную особенность, которая заключается в том, что это способ непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта. При непосредственном восприятии объекта особенности поведения человека фиксируются непосредственно в момент его проявления и независимо от того, умеет респондент описать словами свое поведение или нет.
Наблюдение дает возможность лучше понять смысл действий наблюдаемых, их поведение в той или иной ситуации, суть их реакций на происходящие события.
Метод наблюдения одновременно является самым простым и самым сложным, в психологии его можно использовать как для получения предварительного материала, так и для получения иллюстративных данных.
Наблюдение является основным методом получения первичной информации.
Готовые работы на аналогичную тему
В тех случаях, когда вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой, метод наблюдения не применяется.
Особенностью метода является связь наблюдателя и наблюдаемого объекта, а также пристрастность и сложность повторного наблюдения.
Взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого относится к одной из психологических проблем, поскольку присутствие исследователя оказывает влияние на поведение испытуемого.
Объектами исследования могут быть вербальное и невербальное поведение, перемещения человека, дистанция между людьми, физические воздействия, т.е. всё то, что объективно возможно зарегистрировать, причем свойства психики исследователь не наблюдает.
Поскольку психика проявляется в поведении человека, то психолог, на основании полученных при наблюдении данных, может только строить гипотезы о психических свойствах испытуемого.
Наблюдение широко используется в общественной практике, сохраняя основные черты, например, наблюдающий за показаниями приборов оператор энергосистемы, следователь, наблюдающий на допросе за поведением преступника, врач, при проведении осмотра больного.
На основании поставленных целей определяется, какой характер будет носить наблюдение – научный или практический. Результаты наблюдения в области практической деятельности сразу используются для достижения основной цели.
Классификация наблюдений
Специалисты выделяют два вида наблюдений в зависимости от того, в какой степени исследователь вовлечен в изучаемую среду.
К первому виду относится включенное наблюдение, когда наблюдатель принимает личное участие, а другие участники принимают его участником события.
Ко второму виду относится стороннее наблюдение, при котором наблюдатель действует как бы «со стороны», без непосредственного участия.
Включенное наблюдение имеет два варианта:
В основном, когда человек замечает, что за ним наблюдают, свое поведение резко меняет.
Исходя из характера взаимодействия с объектом, есть скрытое и открытое наблюдение.
При скрытом наблюдении, человек не знает, что является объектом наблюдения. В этом случае используется зеркало Гезелла, скрытая камера или психолог маскируется под обычного участника событий.
Открытое наблюдение говорит о том, что человек осведомлен о наблюдении.
В зависимости от объекта выделяют интроспекцию, т.е. самонаблюдение, правда, результаты этого наблюдения в современной психологии на веру не принимаются, но, учитываются в качестве фактов и внешнее наблюдение за поведением других людей.
Различают наблюдение и относительно времени исследования – они могут быть однократные, периодические, лонгитюдные, т.е. проводимые в течение длительного времени.
Исходя из характера восприятия, наблюдения могут быть сплошными и выборочными. При сплошном наблюдении исследователь в равной степени обращает внимание на все объекты, ему доступные.
При выборочном же наблюдении выбираются только определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций.
Подразделяются наблюдения и по характеру регистрации данных, есть наблюдение констатирующее, задача которого зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения и оценивающее наблюдение, когда исследователь сравнивает факты по степени их выраженности, используя шкалу рейтинга.
Результаты наблюдения можно фиксировать в процессе наблюдения или через какое-то время, правда, тогда память наблюдателя будет иметь большое значение, а достоверность полученных результатов будет не совсем надежной.
По степени стандартизированности процедур выделяют свободное или поисковое наблюдение в котором при необходимости возможно изменение правил и предмета исследования.
Данное наблюдение, несмотря на определенную цель, лишено четких ограничений в выборе того, на что необходимо обращать внимание и какие моменты надо фиксировать.
Подобное наблюдение используется на ранних стадиях научной работы. Кроме этого есть ещё структурированное наблюдение, а также несистематическое и систематическое наблюдение.
Рисунок 1. Метод наблюдения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Примеры использования наблюдений
Примеры довольно хорошо раскрывают метод наблюдения и таких примеров можно привести довольно много.
Военному исследователю, допустим, надо выяснить склонность военнослужащих к различным правонарушениям, например, пьянству, насилию, стяжательству и др. Новобранцы, в данном случае, будут объектом наблюдения. На первом этапе информация о них собирается исследователем через офицеров подразделений. Такую информацию офицеры могут получить от тех, кто сопровождал новобранцев с призывного пункта.
Особое внимание обращается на то, в какой социальной среде воспитывался и рос солдат – благополучная семья или нет, полная или неполная, какие у неё ценностные ориентации, были ли претензии со стороны правоохранительных органов, каковы черты характера новобранца, его психологические и физиологические характеристики и др.
Исходя из анализа этой первоначальной информации, исследователь выделяет потенциально неблагополучных солдат, определяет их особые признаки, по которым можно судить о склонности объектов к отклоняющемуся (девиантному)поведению.
Девиантное поведение солдат не соответствует правовым и нравственным нормам в этом обществе. Девиантное поведение может проявляться в недобросовестном отношении к служебным обязанностям, оскорблению сослуживцев, упрямстве, неподчинении командирам, в попытках доминирования и др.
На основании этих признаков и с помощью случайного наблюдения исследователь собирает уточняющую информацию и составляет подробную программу исследования.
Среди примеров типичных ситуаций, когда реализуется метод наблюдения, является учебное занятие, во время которого можно определить умения, знания, усердие солдат, сплоченность коллектива в целом.
В часы досуга наблюдатель может выяснить темы разговоров, мнения и точки зрения солдат. В вопросах хозяйственных работ определяется интерес и отношение к труду, взаимоотношения во время выполнения этих работ, лидеры и подчиненные.
В ситуациях смены караула, несения службы и развода выявляется степень воинской подготовки, убеждения солдат, мотивация к выполнению обязанностей.
Во время вечерней поверки внимание можно обратить на общую дисциплину, реакцию на служебные обязанности и их распределение.
Очень ярко взаимоотношения между солдатами и их поведение проявляются в конфликтных ситуациях. Здесь важно отметить зачинщиков, выявить причину, динамику и развязку конфликта, определить роль каждого участника.
Сущность метода наблюдения и его примеры — Сущность метода наблюдения
В современной методической литературе, как правило, отмечается, что существуют три основных метода сбора первичной социологической информации. К ним относятся метод прямого наблюдения, метод анализа документов и метод обследования.
В данной работе будет рассмотрен метод наблюдения. Каждый из нас в повседневной жизни использует метод наблюдения: мы наблюдаем за детьми, пациентами поликлиники, ожидающими приёма и т.д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими, иногда это просто беглый взгляд. Мы сталкиваемся с профессиональным подходом к наблюдению, когда комментатор информирует нас о том, что происходит на футбольном поле, оператор снимает участников демонстрации, учитель наблюдает за классом, чтобы протестировать новые методы обучения, и так далее. Таким образом, во многих областях социальной практики наблюдение успешно используется для исследования реальности. Разумеется, методы наблюдения применялись в науке на протяжении многих веков и принимали конкретные формы благодаря различным объектам и предметам исследований.
Сущность метода наблюдения
Любая наука основана на фактах. Он собирает факты, сравнивает их и делает выводы — устанавливает законы изучаемой области деятельности. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Основные методы научных исследований в психологии — наблюдение и эксперимент.
Наблюдение. Это систематическое, целенаправленное преследование проявлений человеческого менталитета при определенных условиях. Научное наблюдение требует четкой цели и планирования. Предварительно определяется, какие психические процессы и явления будут интересны наблюдателю, на каких внешних проявлениях они могут быть зафиксированы, при каких условиях будет происходить наблюдение и как он будет фиксировать свои результаты.
Особенностью наблюдения в психологии является то, что можно непосредственно наблюдать и фиксировать только факты внешнего поведения (движения, словесные высказывания и т.д.). Психолог, наоборот, видит ментальные процессы и явления, которые их вызывают. Поэтому точность результатов наблюдения зависит не только от точности регистрации фактов поведения, но и от их интерпретации — определения психологического смысла. Как правило, наблюдение используется тогда, когда необходимо сформировать исходную картину некоторой стороны поведения, чтобы сделать предположения о его психологических причинах. Проверка этих предположений обычно проводится с помощью психологического эксперимента.
Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным: Наблюдатель должен четко представлять и понимать, что он хочет наблюдать и с какой целью, иначе наблюдение превращается в фиксацию случайных, вторичных фактов. Наблюдение должно осуществляться систематически, а не время от времени. Поэтому психологическое наблюдение обычно занимает больше или меньше времени. Чем дольше длится наблюдение, чем больше фактов сможет собрать наблюдатель, тем легче ему будет отличить типичное от случайного, тем глубже и достовернее будут его выводы.
Наблюдение относится к одному из важнейших эмпирических методов психологического исследования, который заключается в осознанном и целенаправленном восприятии психологических явлений с целью нахождения смысла этих явлений, который непосредственно не дается. Существуют различные приемы и методы наблюдения поведенческих реакций человека, которые позволяют опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.
Существуют различные методы и приёмы наблюдения и интерпретации различных поведенческих реакций людей, по которым можно судить о типологических особенностях характера, особенностях интеллектуальной сферы человека, степени эмоциональной возбудимости и так далее.
В целом, метод наблюдения также называют «плановым восприятием», он используется при изучении личности работников, характера отношений в трудовом коллективе, его социально-психологического климата. Результаты наблюдений могут быть представлены в виде дневниковых записей или по специально разработанной схеме, а также записаны в специальном протоколе. Более надежными могли бы быть данные наблюдений, регистрируемые техническими средствами, а затем совместно анализируемые участниками исследований. Основным преимуществом метода является то, что в нем представлены данные о реальном, естественном поведении и деятельности работников, а не их мнение о нем.
Наблюдение в психологии — это метод целенаправленного восприятия исследуемого объекта, записанный определенным образом. В процессе проведения психолог непосредственно воспринимает действия людей в определенных условиях и в реальном времени, фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.
Таким образом, для того, чтобы превратить зрительное и/или слуховое восприятие исследуемого объекта в научный метод, необходимо провести следующий комплекс исследовательских процедур:
Задачи и гипотезы, определенные общей исследовательской программой, выражают те операционалистические понятия, которые определены в программе и имеют количественный характер, т.е. могут быть измерены
Можно сделать вывод, что научные наблюдения отличаются от обычных наблюдений по ряду признаков: Во-первых, она подчинена четкой цели исследования и четко сформулированным задачам; во-вторых, научные наблюдения планируются в соответствии с ранее рассмотренной процедурой и т.д..
Надежность (надежность и стабильность) данных может быть повышена при соблюдении следующих правил:
Поэтому в протоколе должны быть специальные поля для записи фактических данных и их интерпретации.
Основное наблюдение может проводиться несколькими людьми, что также способствует стабильности данных наблюдения, так как наблюдатели могут сравнивать свои впечатления, согласовывать оценки и интерпретации событий, используя единую методику записи.
Классификация наблюдений.
Наблюдения классифицируются в социологии по различным аспектам:
Давайте рассмотрим типы наблюдений более подробно.
В зависимости от степени формализации мы различаем неконтролируемое (или нестандартное, неструктурированное) наблюдение и контролируемое (стандартизированное, структурированное) наблюдение.
При нестандартизированном наблюдении большинство наблюдаемых элементов не предопределены. Данный вид наблюдения требует солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и разрешения конфликтов, умения наблюдать не менее 5-7 параметров ситуации с равным вниманием, умения быстро переключать внимание. То есть исследователь использует только общий принципиальный план, согласно которому результаты записываются в свободной форме непосредственно во время наблюдения или позже из памяти.
Стандартизированное наблюдение, с другой стороны, характеризуется четко формализованными процедурами и инструментами, что, в свою очередь, требует от наблюдателя большей способности к ориентации в деталях и самоконтролю, а также пунктуальности, усердия и педантичности. В этом случае необходимо иметь заранее составленный список событий и знаков, подлежащих наблюдению; определение условий и наблюдательных ситуаций; инструкции для наблюдателей; единообразные кодировщики для регистрации наблюдаемых явлений.
В зависимости от позиции наблюдателя проводится различие между совместным наблюдением (или участием) и простым наблюдением. В первом случае исследователь имитирует вход в социальную среду, приспосабливается к ней и анализирует события как бы «изнутри». Наблюдение участника, в свою очередь, может быть открытым и закрытым. На открытом воздухе наблюдаемые знают о присутствии исследователя среди них и знают цели исследователя. Такой наблюдатель нуждается в способности быстро и эффективно устанавливать контакты с незнакомыми людьми, коммуникабельность, дружелюбие, тактичность, сдержанность и терпимость (совместимость с другими людьми).
Конфиденциальное наблюдение, которое проводится инкогнито (скрытно), означает, что наблюдатели ничего не знают о наблюдателе и думают, что он один из них. Здесь наблюдателю нужны не только вышеперечисленные качества, но и артистизм, умение реагировать на множество сигналов одновременно, систематизировать их быстро и запомнить надолго (точнее, до момента завершения соответствующей методической документации), умение не терять исследовательскую позицию под влиянием различных обстоятельств, сохранять нейтралитет в конфликтах между наблюдателями и многие другие качества, близкие к качествам скаута.
В простом наблюдении наблюдатель регистрирует события «извне». Идеальный наблюдатель, не наблюдающий, старается быть невидимым. Поскольку этот идеал недостижим, он должен вести себя так, чтобы его как можно меньше замечали, чтобы уменьшить помехи, которые он причиняет наблюдаемому феномену. Ему противопоказаны яркая (вычурная) одежда, экстравагантные манеры, чрезмерная демонстрация его интереса к изучаемым событиям. Он должен иметь стабильную психику, флегматичный темперамент, способность к самоконтролю при резких изменениях ситуации, терпение и стабильность в отношении внешнего наблюдателя.
В зависимости от условий организации, наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации). Эти виды наблюдений предъявляют также особые требования к профессиональным знаниям и навыкам социолога, а также к его личным качествам: Лабораторное наблюдение, проводимое в искусственно созданных условиях, повышает значимость способности исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемое, а также таких качеств, как соблюдение принципов и точность, техническая компетентность (за счет использования аудиовизуальных средств наблюдения). В полевых наблюдениях, проводимых в обычной социальной жизни и предоставляющих более объективную информацию, знание смысла невербальных реакций людей (улыбки, жесты), оперативная память, аналитическое мышление наблюдателя, его умение отличать отдельные черты изучаемого объекта друг от друга, распределять свое внимание на всех них и переключать его на одну из них, играть особую роль.
Существуют также систематические, эпизодические и случайные наблюдения (последние два иногда подсуммируются термином «несистематические»).
Случайные наблюдения, которые не предусмотрены программой исследований и в которых единицы наблюдения не жестко регламентированы, могут стать эвристически ценными только в том случае, если теоретическое мышление, научное воображение и интуиция социолога хорошо развиты.
Однако в систематическом наблюдении, целью которого является регулярная фиксация (по жесткому графику и в четко регламентированных методических документах) наблюдательных подразделений, определяемых не самим наблюдателем, а директором исследования, эти качества не являются обязательными.
Социологические школы, ориентированные на качественные методы социальных исследований, используют метод наблюдения как один из центральных независимых методов. Классическим примером в социологии является изучение Н. Андерсоном жизни чикагских бродяг посредством интегративного наблюдения. История знает о многих других исследованиях этого типа, таких как исследование Трашера о городских бандах (Чикаго, 1928 г.). Относительно недавним примером такого подхода является исследование М. Боровой, профессора социологии Калифорнийского университета в Беркли, который провел несколько лет, работая заводским рабочим в разных странах (в том числе и в России).
Обратимся к одному из классических примеров использования наблюдений участников для получения базовой информации: работе Уильяма Уайта (1936 — 1939), который ввел этот метод наблюдений в научную практику.
Во время обучения в Гарвардском университете Уайт поселился в трущобах американского города, чтобы изучать образ жизни проживающих там итальянских иммигрантов (он дал этому району название Корневилль). Белых интересовали привычки эмигрантов, оказавшихся в чужой культуре, их ориентация и взаимоотношения. Район Клорневилля был известен как опасное итальянское гетто для посторонних, полное подозрительных банд. Белый вошел в местное сообщество, якобы студент-историк, который хотел описать происхождение Клорневилля. Исследователь исследовал особый жаргон итальянского языка, используемый в обществе. В течение трех лет он жил бок о бок с этими людьми, подружившись с лидерами двух соперничающих групп мошенников и узнав о местных обычаях, карточных играх и игре в мяч. В течение 18 месяцев он жил в одной и той же семье иммигрантов, в конце концов, его приняли как одного из них. Сначала он тайно записывал свои впечатления, но по мере того, как он обретал уверенность в себе, не стеснялся делать заметки в самых, казалось бы, неподходящих местах; все привыкли видеть его с записной книжкой в руке.
Преимущества и недостатки метода наблюдения
Метод наблюдения, как и все остальные, имеет ряд преимуществ и недостатков.
Основным преимуществом этого метода является прямая связь между исследователем и объектом исследования. Также очень важным является отсутствие посреднических связей и оперативность получения информации. Этот метод позволяет запечатлеть детали явления, его сложность. Гибкость метода является еще одной характеристикой, имеющей большое значение при изучении социальных явлений. Наконец, относительная дешевизна является важным атрибутом, присущим этому методу. Однако все эти преимущества не исключают ряда недостатков.
Наблюдатель намеренно или непреднамеренно влияет на исследуемый процесс, вводит в него нечто, что не по своей природе. Оперативность оказывается локальной, ограниченной исследуемой ситуацией, неспособностью охватить всю совокупность всех особенностей изучаемого явления. Другими словами, этот метод очень субъективен, личностные характеристики наблюдателя неизбежно влияют на результаты. Поэтому, с одной стороны, они подлежат обязательной перепроверке другими методами, а с другой стороны, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.
Кроме того, этот метод редко может быть применен для наблюдения больших популяций и большого количества событий.
Если мы обратимся к анализу включенных наблюдений, то их преимущества очевидны: они дают наиболее яркие, прямые впечатления об окружающей среде, помогают нам лучше понять действия людей и действия социальных сообществ. Однако этот метод имеет и существенные недостатки. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как будто внутренне ставя себя в положение тех, кого он изучает, «живя» слишком много в своей роли соучастника событий. На эти недостатки указывали Уайт, польский социолог К. Доктур и другие авторы. Результатом инклюзивных наблюдений часто является эссе, а не сугубо научный трактат.
Однако мы не должны забывать о моральной проблеме всеобщего наблюдения: Насколько этично, на самом деле, изучать сообщество людей, выдавая себя за его участника?
Моральный долг социолога, как и врача, — не «наносить вред» своими действиями, а, наоборот, активно помогать обществу в решении его проблем. Если и только если он понимает свою позицию таким образом, он всегда найдет правильную форму наблюдения и примет правильную моральную позицию, будь то «чужак» или наблюдатель, стоящий посередине действия….
Тем не менее, неточность результатов, полученных в результате наблюдений, может быть сведена к минимуму, если попытаться избежать обычных просчетов в их применении, таких как
Недостаточная продуманность программы наблюдений, нечеткое определение категорий наблюдений.
Отсутствие органической связи между категориями наблюдений и исследовательскими гипотезами.
аморфная формулировка условий наблюдения, которая предопределяет трудности в сборе единиц наблюдения
Преждевременное начало наблюдения за массой, т.е. до подготовки всех приборов.
Отсутствие надлежащего утверждения инструментов
недостаточная техническая подготовка наблюдателей и их личностные качества для выполнения задач, которые им фактически приходится решать
Отсутствие согласованности между кодированием карт наблюдения и программой обработки данных.
Отсутствие классификатора для анализа содержания дневников наблюдателей.
Суть метода наблюдения в социальной психологии
Методы научных исследований — это методы и средства, с помощью которых ученые получают достоверную информацию для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они актуальны и надежны, от того, насколько быстро и эффективно та или иная область знаний способна усваивать и использовать в своих целях новейшие и самые передовые методы, которые появляются в методах других наук. Там, где это возможно, обычно происходит заметный прорыв в познании мира.
Все вышесказанное относится и к социальной психологии. Ее феномены настолько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи напрямую зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем она объединила методы различных наук. Это методы математики, общей психологии и ряда других наук.
С математизацией и механизацией исследований в социальной психологии традиционные методы получения научной информации, такие как наблюдение, интервьюирование, не потеряли своей значимости.
Когда данные об исследуемом процессе, о деятельности отдельных лиц, групп, групп в целом необходимо максимально «освободить» от рациональных, эмоциональных и других характеристик респондентов, тогда прибегайте к такому методу сбора информации, как наблюдение.
Наблюдение — это старейший метод познания. Каждый человек использует свою примитивную форму — повседневное наблюдение — в повседневной практике. Принимая во внимание факты социальной реальности, окружающие его и его поведение, человек пытается выяснить причины своих действий и поступков. Ежедневные наблюдения отличаются от научных прежде всего тем, что они случайны, дезорганизованы и свободны»[8,p.130].
Поскольку социологическое наблюдение предполагает непосредственное, непосредственное восприятие событий или участие в них, оно имеет много общего с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает события, анализирует и объясняет поведение людей, соотносит его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, свидетелем которых он является. Но есть и большие различия. Социологическое наблюдение как метод сбора научной информации всегда является направленным, систематическим, непосредственным отслеживанием и фиксацией значимых социальных явлений, процессов, событий. Она служит определенным когнитивным целям и может быть подвергнута контролю и проверке.
Метод наблюдения использовался уже на этапе зарождения марксистской социологии. В течение 21 месяца Ф. Энгельс изучал английский пролетариат, его стремления, страдания и радости непосредственно под личным наблюдением и в личном общении.
Наблюдение является самым простым и наиболее распространенным из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение находится в прямом контакте с обычным мирским наблюдением. Затем необходимо сначала установить общие основные условия, которым должны удовлетворять наблюдения в целом, чтобы быть научным методом.
Первое основное условие — наличие четкой цели: ясно поставленная цель должна направлять наблюдателя. План наблюдения, записанный в схеме, должен быть определен в соответствии с целью. Планируемое и систематическое наблюдение является его важнейшей характеристикой как научного метода. Она должна исключать элемент случайности, характерный для повседневного наблюдения. Таким образом, объективность наблюдения зависит, прежде всего, от его планового и системного характера. И когда наблюдение исходит из четко признанной цели, оно должно приобретать избирательный характер. Из-за бесконечного разнообразия того, что существует, невозможно наблюдать все в целом. Поэтому каждое наблюдение носит избирательный, частичный характер.
Наблюдение становится научным методом познания только в той мере, в какой оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулированию гипотез с целью проверки их на новых наблюдениях. Объективное наблюдение является по-настоящему плодотворным с научной точки зрения, когда оно сочетается с формулированием и проверкой гипотез. Отделение субъективной интерпретации от объективной и устранение субъективной уже происходит в процессе наблюдения, связанного с формулированием и проверкой гипотез.
Квалификация мероприятий: Единицы и категории наблюдения.
В отличие от повседневной жизни, научное наблюдение опосредуется целями исследования, которые определяют объект наблюдения и диапазон фактов, включенных в исследуемую реальность. Она также передает теоретические представления об изучаемой реальности и выдвигаемых когнитивных гипотезах. Наблюдение как метод сбора данных отличается одной существенной особенностью: Теоретические идеи исследователя включаются не только в объяснения наблюдаемого, но и в сам процесс наблюдения, в описание самого наблюдаемого. В повседневной жизни мы зеркально отражаем окружающий нас мир в системе значений, зафиксированных в языке. В социально-психологическом наблюдении субъект наблюдения использует специально выделенные категории и единицы, которые служат средством качественного описания наблюдаемой им реальности.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института