Что можно увидеть на реке 2 класс русский язык
Урок окружающего мира на тему «Реки» во 2-м классе по программе «Школа-2100»
Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.
Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.
Оборудование: проектор мультимедиа, карта полушарий, карта Республики Башкортостан.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)
– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?
– Тема нашего урока “Реки”.
– Что бы вы хотели узнать о реках?
– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?
III. Совместное “открытие” знаний.
Река – это постоянно текущая вода.
– Как образуется река?
– Откуда река берет свое начало?
– Как называется место рождения реки?
Место рождения реки называется – исток.
Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.
– Как называются эти речушки?
Эти реки называются – притоками.
Притоки могут быть левыми и правыми.
– Почему их так называют: левый приток и правый приток?
Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.
Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.
– Посмотрите на схему реки.
– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?
Это место называется – устье.
– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.
– Как определить, где левый берег, а где правый?
+ Нужно встать по течению.
– Какие новые слова вы видите на рисунке?
– Как вы думаете, что такое русло?
Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.
Течение – это движение воды в реке.
– Одинаковое ли течение в реках?
– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.
Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.
– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.
– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?
– Где река берет “вечнотекущую “ воду?
Рекам постоянно необходимо питание.
– Откуда реки получают питание?
– Питание может быть разное:
– Основным источником питания являются осадки.
– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.
– Ребята, почему же вода в реке не кончается?
Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку
– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.
– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).
– Что показывает
– У каких рек течение сильнее?
– Какое питание получают реки?
– В какое время года река получает большее питание?
+ Весной – во время таяние снегов.
Летом – при выпадении большого количества осадков.
– Как это время называется?
Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.
– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.
– Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.
1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.
2-й ряд: ищет реки Америки.
3-й ряд: ищет реки Африки.
– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?
+ Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.
Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.
Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.
Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.
2. Реки Башкортостана.
– Посмотрите на карту нашей республики. Есть ли в нашем крае реки?
– Какие крупные реки нашего края вы знаете?
Более 600 рек украшают природу нашего Башкортостана. Матерью башкирских рек считается Агидель (Белая). Другие крупные реки: Караидель (Уфимка), Дема, Ик, Сакмара. Каждая река неповторима своим течением, своими берегами. У каждой реки свой характер. Живописны берега наших рек. То они покрыты зеленью лесов и полей, то возвышаются над реками высокие горы с пещерами. Есть реки с водопадами.
Атыш – водопад, природный памятник, находящийся на правом берегу реки Лемезы, в Белорецком районе.
Он образован подземной речкой в месте ее выхода на земную поверхность. Водопад низвергается из глубокой пещеры, расположенной в отвесной скале Ширина струи – 6 м, высота – 4,5 м. Внутри грота вода бьет из наклонного отверстия мощной восходящей струей, поэтому водопад назван Атыш, что в переводе с башкирского языка означает “бьющий, стреляющий). Из озера вытекает река Атыш.
– Для чего нужны реки?
Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек.
По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков “Прогулка”)
– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?
– Какие правила, они нарушили?
– Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?
Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!
– Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.
– Скажите, кто стоит на правом берегу, кто на левом?
– Что находится от ребят вверх по течению? Вниз?
– Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег, а где левый?
– Кому понравился сегодняшний урок?
– Что вам на уроке понравилось?
– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?
– Получили ли вы ответы на свои вопросы?
– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?
IX. Домашнее задание.
Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как реки изменяют земную поверхность?”
Урок окружающего мира по теме «Река и ее части». 2-й класс
Класс: 2
Презентация к уроку
Цель урока:
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.
Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.
Универсальные учебные действия (УДД):
1. Предметные понятия: начать формирование у учащихся представления о реках Познакомить с особенностями строения рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать.
3. Личностные: развитие умения бережно относиться к природе, продолжить формирование чувства ответственности и личной сопричастности к проблемам охраны окружающей среды.
Вспомогательные материалы: карта полушарий, карта России, компьютерная презентация «Приключения капельки (река)», макет реки, детские ноутбуки, документ-камера.
Посмотри вокруг, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
На соседа посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Слайд 2 (на слайде можно открыть белые окошки, передвинуть воду в стакане)
— Ребята, на прошлом уроке мы путешествовали с вами по карте и узнали много нового. А что именно мы узнали, давайте вспомним.
Материки
Посмотрим на глобус внимательным взглядом:
Америка Южная с Северной рядом,
Евразия, Африка неподалёку,
Внизу – Антарктида, Австралия – сбоку.
Океаны
На Земле океанов четыре.?
Первый – Тихий – крупнейший в мире.
Номер два – океан Атлантический.
Три – Индийский – он тёплый, тропический.
А четвёртый, снегами покрытый,
Грозный – Северный Ледовитый.
Есть и пятый, на карте- нижний.
Большая часть земной поверхности покрыта водой. Вся вода на Земле – это Мировой океан. Самые крупные его части – это океаны Земли. Их пять:
5. Северный Ледовитый океан.
Большая часть земной поверхности покрыта солёными водами. Но, к сожалению пить её нельзя.
(белые окошки)
А сейчас послушайте загадку Капельки:
Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит.(Река.)
– Как вы думаете, о чем сегодня хочет вам рассказать Капелька?
– Тема нашего урока “Река и ее части”.
Их очень много. Только в России более 200 тысяч.
— Что же такое река?В словаре Даля записано так:
Река – естественный поток воды, постоянно текущий в разработанном им углублении,русле.
Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.
Течение – это движение воды в реке.
Давайте попробуем смоделировать рождение реки. (Учитель с помощью распылителя и шприца демонстрирует образование реки. Через документ-камеру действия проецируются на экран.)
Сделайте вывод.
(активируется элемент просмотра фильма)
(отодвинув капельку, откроете ключевые термины, которые можно поставить в нужное место)
Течет река на десятки, а то и сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку – это место впадения называют устьем. От истока до устья река считается главной. По пути течения в реку вливаются реки поменьше – притоки. Если две реки сливаются, то какую из них считать главной, а какую притоком?
Главной считается река, которая больше.
Главная река со всеми её притоками – это речная система.
Исток – начало реки.
Устье – место впадения реки в другой водоём.
В реку вливаются притоки. (речки и ручейки, впадающие в реку и отдающие ей свою воду)
Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.
(белые окошки можно отодвинуть)
Реки, протекающие по ровной земной поверхности – равнине, называются равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное. На равнинах реки полноводные, течение в них медленное.
Под землёй тоже есть реки – подземные. Иногда подземные воды выходят на поверхность. Образуются родники.
А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.
Работа с макетом реки.
Приложение.
(с помощью инструмента “перо” задание можно выполнить на доске)
Канал – это сооружение, по которому речные суда переплывают из реки в реку.
(белые окошки удаляются поэтапно)
Таким образом, количество легкодоступной пресной воды на планете не так уж и много, да и состав воды в водоёмах не всегда отвечает санитарным нормам.
Какие чувства вызвал у вас этот ролик? Почему? Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?
Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!
Что же надо делать для защиты рек?
Меры по охране рек.
а) строительство очистных сооружений
в) посадка и охрана растений по берегам рек.
г) контроль за уровнем загрязнения воды.
Слайд 12
– Кому понравился сегодняшний урок?
– Что вам на уроке понравилось?
– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?
– Получили ли вы ответы на свои вопросы?
– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?
Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как защитить реки?”
Подготовить сообщение о крупных реках России.
Составить кроссворд по теме “Реки”.
Я надеюсь, что урок был интересным и каждый почерпнул для себя очень много полезной информации.
Работа с текстом по развитию речи в 7-м классе. Урок-мастерская. Сочетание разных типов речи в одном тексте. Повествование. Описание
Все видеть, все понять, все знать, все пережить…..
М. Волошин
“Сквозь сеть алмазную зазеленел восток”.
ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
(Эпиграф и тема урока пишутся на доске)
Читаю отрывок из стихотворения И.З. Сурикова “Весна”
Над землёю воздух душит
День от дня теплее;
Стали утром зорьки ярче,
На небе светлее.
Всходит солнце над землею
С каждым днем все выше,
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.
Рады солнечному свету,
Рады дети воле,
И теперь их в душной хате
Не удержишь боле.
Вот и лед на речке треснул,
Речка зашумела
И с себя зимы оковы
Сбрасывает смело;
Берега крутые роет,
Разлилась широко…
Плеск и шум воды бурливой
Слышен издалека.
— О каком времени года идет речь в стихотворении?
Ответ: о весне…(объясняют почему)
Запишите на черновых листах:
— Каковы ваши представления об этом времени года?
(Ученики записывают, затем зачитывают свои записи)
Эмих Юлия: “День ото дня все теплее, журчат ручьи, солнце выше, воздух чист и свеж, все оживает, появляются проталины, зеленеют деревья, теплый ветер, дождь”.
Тупяков Дима: “Солнечные дни, тающий снег, проталинки, ручьи, реки освобождаются от льда, пение птиц, свежесть, набухание почек на деревьях, оживление на улицах”.
Гоглоев Шота: “Светло, тепло, шумно, зелено, ледоход, много воды, солнце припекает, отличное настроение”.
— Многие русские поэты воспевали приход весны в своих стихах. Алексей Николаевич Плещеев о весне писал так:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
— А какие стихи о весне знаете вы?
(Проверка домашнего задания. Учащиеся читают стихи или строчки из стихотворений).
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Гонимый вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга
Скоро проснуться деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелетных кочевья
В трубы весны затрубят.
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз неторопливо ждет.
Все весны дыханием согрето.
Все кругом и любит и поет.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
(Далее звучат стихи В. Жуковского “Жаворонок”, И. Никитина “Полно, степь моя, спать”, стихи А. Фета, И. Бунина, А. Блока, С. Есенина, Н. Некрасова).
Читаю четверостишие из стихотворения Е. Баратынского.
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
— О чем прочитанное мною стихотворение?
Ответ: о ледоходе; о бушующей весной реке.
— Как в народе называют период, когда лед на реке начинает трескаться и приходит в движение?
Ответ: река вскрывается; река трогается; ледоход.
— Я вижу, что вы очень наблюдательны. Как вы уже подтвердили стихам, прочитанным вами, все в природе весной оживает, меняется и настроение человека.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней.
— Напишите, какими бы словами вы хотели передать свои чувства, которые испытываете весной.
“Восторг, радость, бодрость, легкость, счастье, желание весь день быть на улице”. Татаринцев Саша.
“Радость, хорошее настроение, Хочется петь, летать, танцевать”. Явнова Яна.
“Нежность, ласку, одухотворенность, прилив сил”. Соловьева Ира.
— Запишите в черновики “река вскрылась”, составьте из данного сочетания слов новые слова.
Ответы: Ласка, слава, леска, сера, весна, века, карась, канва, рак, рвал, рыл, крыса, лак, ларь, сыр, высь, рысь, сел, рвалась, Влас, Валера, Лера и т. д.
— Вы, конечно, догадались, что сегодня мы будем работать с текстом, в котором говорится о том, что происходит весной с рекой.
I. Знакомство с текстом.
(говорю: из какого произведения взят текст, что мальчика зовут Сережа; читаю текст, а учащиеся слушают).
Текст
И наконец, пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно – радостным голосом сказал: “Белая тронулась!” Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда….
Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а прыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и сам смеялся вместе с другими Собаки не замедлили оправдывать общее ожидание и скоро перебрались на берег. Лед все еще шел крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне: “Пойдем, соколик, в горницу; река еще не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лед начнет трескаться”. Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня.
В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришел сказать мне, что лед на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись еще теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную картину: лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших ушей…
II. Задание.
1. Прочитать текст самостоятельно.
2. О чем этот текст?
Ответы: Этот текст о ледоходе на реке Белой. В тексте говорится о том, как Сережа наблюдал картину вскрытия реки, какое впечатление произвело на него это событие.
3. Определить стиль и тип текста.
Ответы: Текст художественного стиля, так как взят из повести С.Т. Аксакова “Детские годы Багрова – внука”.
В тексте дана словесная картина вскрытия реки Белой.
В тексте автором использованы изобразительно – выразительные средства языка и различные стилистические фигуры:
эпитеты: “шла полоса синего, темного льда”, “они набегали одна на другую”, “Белая тронулась”, “река вскрылась”;
сравнение: “шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон”;
оксюморон: “глухой шум”, “величественным и страшным зрелищем”, “тревожно – радостным голосом”;
градация: от слов “лед трескался, ломался на отдельные глыбы….” до “разрушались на мелкие куски”.
По типу речи – это повествование с элементами описания, так как говорится о важном событии в жизни (героя) Сережи.
В построении этого текста различаются части, связанные с развитием события: завязка, кульминация, развязка.
В тексте дано подробное описание вскрытия реки, до движения по ней льда.
4. Как можно озаглавить текст?
(Записывают различные варианты).
“Начало ледохода на Белой”, “Ледоход”, “Река вскрылась”, “Вскрытие реки Белой”, “Необычное зрелище”, “Белая тронулась”.
5. Найдите в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова толкование слов: вскрыться, ледоход. (Работа в группах).
1. Прорваться наружу, лопнуть.
2. Очиститься весной ото льда (о реках).
3. перен. Стать явным, обнаружиться.
Ледоход – Движение льда по течению (во время таяния или в начале замерзания рек).
С.И. Ожегов “Словарь русского языка”
М. “Русский язык”1988 г. С.86,258.
— Как же сказать о реке, что с ней происходит весной? (По тексту).
Ответ: Река вскрывается и начинается ледоход.
6. Найдите в тексте слова, которые на ваш взгляд, так же требуют объяснения в правильном написании, выпишите их.
Река Белая, Евсеич, желанный, суетливый, всплескивалась, явственно, путешественницы, тревожно – радостным голосом, на крыльце, горница, полюбовавшись, не виданную мною картину, жёлтого, отдаленный.
(объяснение орфограмм и лексического значения подчеркнутых слов)
7. Прочитайте еще раз текст, составьте план. (В тетрадь).
План I
1. Мой вопрос отцу.
2. “Белая тронулась!”
3. Неожиданные пассажиры.
4. Ледоход.
План II
1. Нетерпеливое ожидание.
2. Желанный день и час.
3. Собаки на льду.
4. Река вскрылась.
(возможны различные варианты).
III. Беседа по содержанию текста.
— Что с нетерпением ожидал мальчик?
Ответ: когда река вскроется, и он поедет с отцом в Сергеевку.
— Какое радостное известие получил мальчик от Евсеича?
Ответ: Белая тронулась, и ему первый раз в жизни разрешили посмотреть это зрелище.
— Какую неожиданную картину увидел мальчик на льду?
Две собаки прыгали с льдины на льдину. Вскоре их путешествие закончилось благополучно, они перебрались на берег.
IV. Подробно передайте устно, а затем письменно (записать в тетрадь) картину ледохода.
“Белая тронулась. Между неподвижных берегов шла огромная полоса синего, темного, а иногда желтого льда. Лед шел крепкою, сплошною, бесконечною глыбою; затем он стал трескаться, ломаться на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с трескам погружались в воду.
Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших ушей”.
— Какое впечатление произвело увиденное на мальчика?
Он любовался несколько времени этим величественным и страшным зрелищем.
V. Прошу рассмотреть иллюстрации (картинки).
Приложение 1. [часть иллюстраций, предложенных в “оборудовании урока”]
— Соответствуют ли эти иллюстрации описанному в тексте времени года?
— Какие строчки стихотворений русских поэтов вам припомнились, глядя на эти иллюстрации?
Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно;
Грачей пролетные стада
Кричат и весело и важно
С горы бежит поток проворный,
В лесу не мокнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторят весело громам.
Весна идет сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий.
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна…
Смотри, как на речном просторе,
По склону вновь оживших вод,
Во всеобъемлющее море
За льдиной льдина вслед плывет.
В лес весна нагрянула в апреле,
Шумная – от птичьей кутерьмы.
И стоят в весенних платьях ели,
Будто бы и не было зимы.
И ручьи, ожив от ветров вешних,
Песни разнесли по всем концам.
Воробьи покинули скворешни,
Чтобы сдать их на лето скворцам.
Вывод. Прошу учащихся вновь вернуться к тексту и дать письменный ответ на вопрос:
— Как вы думаете, что чувствовал герой нашего рассказа, наблюдая картину ледохода?
(Ученики дают письменный ответ под фонограмму музыки П.И. Чайковского “Времена года”).
Творческие работы учащихся:
“Мальчик оделся и выскочил на крыльцо, с которого была видна река Белая. Наконец – то пришел этот желанный день и час. Белая тронулась. Сережа первый раз увидел это величественное и страшное зрелище. Он жадно следил глазами за тем, как проносился лед, как трескались и крошились льдины. Тревога и радость смешались в его душе. Да разве такое забудешь! ”
“Наблюдая картину вскрытия реки, каким бы страшным и величественным оно ни казалось, Сережа чувствовал радость, и какое – то нетерпение, он так долго ждал этого момента. Счастье увиденного ледохода и того, что он скоро поедет в Сергеевку, переполняло его”.
“Сережа почувствовал, что наступила весна. На улице было холодно, а на душе тепло. Радость и восторг переполняли мальчика. Ему было очень интересно наблюдать за рекой: как трескался и ломался лед, как льдины громоздились одна на другую, с каким страшным шумом проносились они по реке.
Чувство тревоги уходило, на душе становилось спокойно.Скоро в Сергеевку!”.
Написать сочинение – миниатюру (по выбору учащихся).
“Ледоход на нашей реке”, “Мне в окно постучалась весна”.