Что можно упростить заменить при сжатии текста заменить фрагмент предложения синонимичным выражением

приёмы сжатия текста

Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста : исключение, обобщение, упрощение.

К основным языковым приёмам сжатия (компрессии) исходного текста относятся:

1. Исключение:
• исключение повторов;
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена гипонимов гиперонимом;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

1. Исключение:
• исключение повторов;
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена гипонимов гиперонимом;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста : исключение, обобщение, упрощение.

К основным языковым приёмам сжатия (компрессии) исходного текста относятся:

1. Исключение:
• исключение повторов;
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена гипонимов гиперонимом;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Источник

Статья по теме: «Приёмы сжатия текста»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Как написать сжатое изложение?»

Приёмы сжатия текста

• исключение одного или нескольких из синонимов;

• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких предложений.

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена предложения или его части определительным или отрицательным

местоимением с обобщающим значением.

• слияние нескольких предложений в одно;

• замена предложения или его части указательным местоимением;

• замена сложноподчинённого предложения простым;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

1. Объединение, слияние «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения» = «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».

2. Замена «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки» = «На лугу росли цветы».

Способы сжатия текста:

Выделите опорные слова в предложении.

Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.

Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.

Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.

Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.

Проделайте следующую работу с текстом:

а) составьте к нему план;

б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Приём исключения.doc

Приёмы сжатия текста

Материал для учителя

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (По материалам периодической печати)

Выделите второстепенную информацию.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?

Мы собирали огромные печальные букеты и пропитывались их горьким запахом.

Тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, коричневый бульдог, любимица всей семьи Горького. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей шубы, её янтарные прозрачные глаза вспыхнули колючей искрой собачьей ненависти, кожа складками собралась на загривке, упругие ляжки напряглись перед решительным прыжком. (В. А. Рождественский) (43 слова)

Сократите текст вдвое.

Внезапно откуда-то выскочила Буська, бульдог. Разъярённая собака, почуяв запах медвежьей шкуры, напряглась перед прыжком, глаза её вспыхнули ненавистью, кожа на загривке собралась в складки. (24 слова)

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д. С. Лихачёв)

Сократите текст Д. С. Лихачёва.

Любовь к родному краю, культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к людям.

Исключите второстепенную информацию предложения.

С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы).

Шаляпин стал первым в мире певцом и великим актёром – ведь трудно сказать, что в «Борисе Годунове» больше волновало – пение или игра Шаляпина? Богата Россия талантами, но скольким из них удаётся развиться и не заглохнуть в полной безвестности? А вот Шаляпин не погиб. Поднялся с самых народных низов, пришёл из Суконной слободки, чтобы дать миру, по выражению Стасова, «радость безмерную». (А. Седых)

Что можно исключить из текста без ущерба для его содержания?

Шаляпин был первым певцом в мире и великим актёром. Трудно сказать, чем он больше волновал публику – пением или актёрской игрой. Богата Россия талантами, но многие гибнут, не раскрывшись. А Шаляпин выжил. Он поднялся с самых низов, чтобы дать людям «радость безмерную».

— исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,

— исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов,

— исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций,

— исключение одного или нескольких предложений.

Выбранный для просмотра документ Приём обобщения.doc

Приёмы сжатия текста

Материал для учителя

Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. (По Б. Д. Челышеву)

Как можно словосочетанием охарактеризовать «многоликость» Куприна?

Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик» потому, что были ещё Куприны разных профессий. Но всё это рабочее воинство совмещалось в писателе Куприне.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)

Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Не менее щедрой была и чистопрудная осень. Бульвар утопал в пёстрой листве деревьев.

Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов.

Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием).

Можно ли одинаково интересоваться разными отраслями наук.

Переведите частную информацию об отношении к людям в общее представление об этом.

Н Например, достаточно ли у нас воображения, которое необходимо для того, чтобы охватить всё р разнообразие жизни и человеческой души, и без которого жизнь станет упрощённой, а люди с х схематичными?

Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (По Д. Гранину)

Эти трое были остроумные на язык. Разговор шёл о новых книгах. Ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали книжные новинки и были в курсе последних фильмов и премьер. (31 слово)

Выбранный для просмотра документ Приём упрощения.doc

Приёмы сжатия текста

Материал для учителя

1. Дом Чайковского стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром. ( К. Г. Паустовский)

Дом Чайковского стоял на пригорке, с которого был вид на весёлую даль. Там, у озера, было любимое место Чайковского – Рудый Яр.

2. Прочитайте текст.

Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! ( По С. Львову) (52 слова)

Сократить текст вдвое.

Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения. Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! (28 слов)

3. Прочитайте текст.

Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника.

Изложите содержание текста простым предложением.

Язык жестов сопровождает звуковой язык, делает его выразительным и помогает произвести впечатление на собеседника.

4. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. ( Д. С. Лихачёв)

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.

5. Прочитайте текст.

На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. Они шли, должно быть, издалека. Пыльные туфли, связанные тесёмками, висели у них через плечо. Они о чём-то болтали, смеялись, но, увидев меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы. (К. Г. Паустовский)

Запишите два простых предложения.

На полевой дороге я повстречал девушек. Они шли, весело переговариваясь, но заметили меня и замолчали, поджали губы.

6. Прочитайте текст.

Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам. Они предупреждали седоков. Седоки крепко держались в сёдлах.

Запишите его содержание с помощью сложноподчиненного предложения.

Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам, предупреждая седоков, чтобы те крепко держались в сёдлах. (А. Волков)

УПРОЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ

— слияние нескольких предложений в одно,

— замена предложения или его части указательным местоимением,

— замена сложноподчинённого предложения простым,

— замена фрагмента предложения синонимичным выражением (замена придаточного определительного синонимичным определением),

— замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.

Выбранный для просмотра документ Рабочий лист. Приём упрощения.doc

Приёмы сжатия текста

Рабочий лист для учащихся

Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! ( По С. Львову)

Выбранный для просмотра документ Рабочий лист. Приём исключения.doc

Приёмы сжатия текста

Рабочий лист для учащихся

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Приёмы сжатия текста

К содержательным приёмам сжатия текста относятся:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);

2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее). К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

• исключение примеров, доказательств, попутных сведений, деталей, подробностей, лирических отступлений;

• исключение однородных членов предложения;

• исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную;

• исключение одного или нескольких из синонимов;

• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких предложений;

• исключение пространного описания природы, чувств настроений.

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена слов с менее широким значением (объемом понятия) словом с более широким значением.

• слияние нескольких предложений в одно;

• замена предложения или его части указательным местоимением,

• замена сложноподчинённого предложения простым;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Что сохранить при сжатом изложении?

• Связанность текста, его содержание, тему, идею высказывания;

• последовательность изложения, чёткий переход от одного к другому, микротемы;

• ключевые слова и обороты речи, наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передаётся колорит текста.

Типы заданий, направленных на сжатие текста.

1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти).

2. Сократите текст, передав его содержание в одном, двух предложениях.

3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

Задание №1. Найдите в тексте поясняющие конструкции, однородные члены и исключите их.

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.

Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души. Какой приём сжатия использован?

Задание №2. С помощью обобщения сократите текст до одного сложного предложения.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Задание №3. Прослушайте текст, напишите сжатое изложение, сократив текст вдвое.

Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то, что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.

Ещё очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.

Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала ещё далеко, Ификл обычно говорит: «отдохнём здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу».

Геракл, который был сначала обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И всё это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.

В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия. (176 слов).

Текст сжатого изложения

У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными.

Ранним утром, когда Ификл ещё спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через неё, а Ификл обходит препятствие.

Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достаёт плод.

Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперёд.

Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю.

Приёмы сжатия данного текста:

1) исключение подробностей, второстепенных фактов (натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны);

2) исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную (4-й, 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).

Инструкция «Как писать изложение»

1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

9. Запишите этот сокращённый текст на черновике.

Источник

Приемы сжатия текста в изложении на ОГЭ

Теория и упражнения для отработки содержательных приёмов сжатия текста.

Просмотр содержимого документа
«Приемы сжатия текста в изложении на ОГЭ»

Приёмы сжатия текста

К содержательным приёмам сжатия текста относятся:

разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путем исключения слов, словосочетаний фрагментов предложений и целых предложений);

свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

подробностей и деталей

УПРОЩЕНИЕ синтаксических структур

исключение повторов слов или словосочетаний

исключение одного или нескольких из синонимов

исключение уточняющих и поясняющих конструкций

исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения;

исключение одного или нескольких предложений

исключение предложений с описаниями и рассуждениями

замена однородных членов

замена предложения или

его части определительным

местоимением с обобщающим

гиперонимом, т.е. слов с менее широким значением (объёмом понятия) словом с более широким значением

слияние нескольких предложений в одно

замена предложения или его части указательным местоимением

замена сложноподчиненного предложения простым

замена фрагмента предложения синонимичным выражением

Упражнения для отработки

содержательных приёмов сжатия текста

Сформулировать главную мысль каждого текста одним предложением.

Из ответов, данных после текста, выберите наиболее точный.

В 1492 году Колумб пересёк большое «травянистое море», расположенное в Атлантическом океане к западу от Канарских островов. Это овальной формы «море в океане» протянулось на 5 тысяч километров по ширине и на 2 тысячи по долготе. Вода в нём тёплая и солёная. Это море – настоящее

царство одной из разновидностей бурых водорослей. Португальские мореплаватели назвали его Саргассо, потому что пузырьки воздуха на водорослях по форме очень напоминали сорт винограда, называемый в Португалии сарга. Так весь этот район с плавающими на его поверхности водорослями стали называть Саргассовым морем.

1) Происхождение названия Саргассово море.

2) Саргассово море получило свое название за схожесть пузырьков воздуха на водорослях с сортом винограда сарга.

3) История названия Саргассова моря.

5) Исторические факты происхождения Саргассова моря.

6) Название Саргассова моря произошло от сорта винограда «сарга».

8) Саргассово море названо в честь сорта винограда сарга из Португалии.

9) Саргассово море получило свое название из-за водорослей, чьи пузырьки напоминали сорт винограда «сарга».

Прочитайте текст. Зачеркните в нем второстепенную информацию (можно убрать из

текста, не нарушая его смысла), запишите окончательный вариант.

Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, потому, что в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Родина – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней.

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Запишите

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение, и может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. (А.С.Пушкин)

Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин. Он был очень изумлен и недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой. (А. Куприн)

Тайну творчества надо искать в любви. Все мы помним, что когда кто из нас влюблен, то, бывало, и все люди на свете хороши. Так и в творчестве есть мысль — не мысль, что-то единое сердца, ума и воли… Сущность творчества, его самый глубокий секрет состоит в том, чтобы находить в себе и для всех эту мысль (М.Пришвин)

Упражнения для работы

над языковыми приёмами компрессии исходного текста.

подробностей и деталей

4. Запишите предложения, исключая повторы слов и словосочетаний.

Война катилась на город, война шумела за околицей (А. Приставкин)

Вокруг кто-то плакал, кто-то кричал, кто-то молился (Б. Полевой)

Никто не спросит, никто не поинтересуется (А. Приставкин);

Рожь была высока, солнце было прекрасно, и душа, не заслужившая этих сияющих и улетающих небес, жаждала неторопливых болей (И. Бабель)

Широкая черкеска была кое-где порвана, шапка была заломлена назад по-чеченски, ноговицы спущены ниже колен (Л. Толстой).

Незаметно проходит день, незаметно наступают потёмки. Стоит воздух, стоит одурелая от сна слободка, стоят звёзды в небе, стоит всё небо (К. Федин)

5. Запишите предложения, исключая один или несколько синонимов

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография

учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными

лицами. (По Е. Киселёвой)

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография

учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

Начать хотя бы с торжественно-размеренной поступи актеров. Ведь они не ходят, а шествуют по сцене, не сидят, а восседают, не лежат, а возлежат, не стоят, а позируют.

Мне иногда представлялось, что я вижу перед собою огромного, исполинского паука, с человека величиною. (Ф. Достоевский)

Буду трудиться, буду работать в поте лица в деревне и займусь честно, так, чтобы иметь доброе влияние и на других. (Н.В. Гоголь)

Дьяченко никогда никуда на всех парусах не несся, а вышагивал по коридору не спеша, солидно, с достоинством. (Н. Кузьмин)

6. Прочитайте предложения, найдите в них и подчеркните уточняющие или

поясняющие конструкции. Запишите текст без них.

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям,

подтверждением тому являет­ся устойчивый оборот «как без воздуха»,

но чистый воздух необходим и в особо точном производстве,

так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве.

А пока я успею съездить к себе в деревню. К матери и отцу. (Сол.)

Знаешь. Я всю жизнь ждала. С семнадцати лет. Каждый день. (Ток.)

Потом расскажу. При встрече. (Чак.)

Всегда он таким был. С детства. (Н. И.)

Я хорошо знаю и понимаю Вас. Лучше, чем вы сами.

Из ее слов получается, что все очень легко. Проще простого (Н. И.)

7. Сжать предложение путем сокращения отдельных членов предложения.

В руках Наташа держала красные, синие, зеленые и жёлтые лоскутки ткани.

В руках Наташа держала лоскутки ткани.

Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.

Растения в пустыне совсем особенные: очень крепкие, без листьев, не дающие тени.

От дома, от деревьев, от голубятни и галереи – от всего побежали длинные тени.(И.А.Гончаров)

Все это: цветы, блёстки, звуки и запахи – давило на глаза.

Внизу мерно и широко шумел прибой. (Ю. Казаков)

Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой тканью.

8. Сократите текст, исключая одно или несколько предложений с описаниями и

Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика на зеленом океане пруда! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудом – поймать рыбу в центре города. А плавание на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой – это было несметным богатством для городских мальчишек. (По Ю.Нагибину)

Ничто не имело и не имеет для духовной жизни моей, для жизни в Прекрасном того значения, какое имел и имеет Пушкин. Он пришёл ко мне с колыбели, он останется со мной до конца. Он был всегда со мной – и в дни радости, и в дни печали, и в часы труда, и в годы войны. Это была единственная книга в моём багаже. (По И.Бражнину)

конкретных, единичных явлений

Сжать предложение, подобрав к однородным членам предложения

обобщающее наименование или сочетание слов (времена года, явления природы, средства связи)

В руках Наташа держала красные, синие, зеленые и жёлтые лоскутки ткани.

В руках Наташа держала разноцветные лоскутки ткани.

Я люблю бродить по лесным дорожкам не только жарким летом и холодной зимой, но и дождливой осенью, многоголосой весной.

Из-под сена виднелись самовары, кадка с мороженой капустой, какие-то привлекательные узелки и коробочки.

Вчера в сельмаг завезли детские колготки, ползунки, распашонки, чепчики, и весть об этом дошла и до Натальи.

В воскресный день к Клавдии Петровне неожиданно приехали сыновья, дочери и старшая сестра.

У нас в городе уже растут и ель, и сосна, и кедр, и пихта, только персик никак не привыкнет к нашему климату.

На прошлом уроке мы повторяли глаголы и существительные, наречия и причастия, прилагательные и местоимения.

Гоголь, Тургенев, Чехов, Некрасов рисовали картины из жизни крестьян.

Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по горам, и по долам.

Замена гипонимов гиперонимом.

А) К каждой группе подберите гипероним

Молоток, стамеска, тиски, отвертка, дрель

Брат, сестра, племянник, дядя, дочь

Шапка, кепка, папаха, берет, феска, тюбетейка

Карандаш, ручка, фломастер, кисточка

Б) Подчеркните гипонимы, подберите к ним гипероним (из словаря для справок)

Человечеству с древности известны психотропные свойства мухомора, поганки, навозника, чернеющей сыроежки.

Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте.

Яков Сергеевич разобрал часы с кукушкой, разложил по столу какие-то колёсики, болтики, шурупчики, стрелочки, сидит, тупо на них смотрит.

Яблони, груши, сливы, абрикосы, выращенные в нашем питомнике, идеально подходят для средней полосы России.

Тополя, каштаны, ивы, берёзы, липы занимают особое место в любых зеленых зонах, будь то приусадебный участок или городской парк.

На прошлой неделе в школу завезли тетради, карандаши, ручки, дыроколы, папки.

(газ, выразительные средства языка, плодовые деревья, канцтовары,

Замените предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением (никогда, никуда, никто, ничего, всегда, везде, всюду, всякий, каждый, любой всё, все они и др.).

Вокруг не было видно ни человека, ни лошади, ни птицы. →

Вокруг никого не было видно

В поле, в роще, на реке царствовало безмолвие.

Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.

Радость и горе, бедность и непосильный труд пришлось испытать ему в детстве.

Запах черемухи чувствовался в саду, в доме, на улице.

Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.

Тебе ни товарищей, ни друзей, ни родителей нельзя винить в происшедшем.

Разрешение на вырубку леса тебе не даст ни председатель, ни парторг, ни женсовет.

Прочитайте текст. Изложите его содержание с помощью одного простого или сложного предложения.

Мы с Вовкой забрели в густой березняк. Над головой громко и надоедливо стрекотала сорока, перелетая за нами с дерева на дерево. Мы уже начали выбираться из зарослей, как вдруг Вовка хватает меня за руку и показывает. А там, в листве, висит большой такой тяжёлый комок из веток и сучков. (Ю.Дмитриев)

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому)

На шее у петуха огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами. (Е.Носов)

Прочитайте текст и сократите его, используя приемы исключения и обобщения.

Запишите окончательный вариант. Проверьте себя.

По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Д.Лихачев)

— Недалеко от города стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать бы его, так нет – снесли! Теперь на этом месте пусто, и в душе пусто, ведь утрата памятника невосстановима.

— Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит.

Замените сложноподчиненное предложение простым

Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, когда отправитесь путешествовать по ней.

Багряная листва, которая была покрыта росой, шуршала под ногами.

Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, повсюду изменится климат, нарушится вся жизнь людей.

Отработайте умения выбирать краткие синонимичные слова для выражения мысли.

А. Замените фрагмент предложения синонимичным выражением

Б. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить – для осуществления

для того чтобы получить – для получения

для того чтобы изменить –

для того чтобы соединить –

для того чтобы распределить –

для того чтобы рассмотреть –

Составьте предложения с получившимися парами.

Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.

Иванов, после того как принял решение, приступил к делу.

После принятия решения Иванов приступил к делу.

— Иванов, принявший решение, приступил к делу.

Когда она спускалась с крыльца, то уронила костыль и беспомощно остановилась на ступенях.

Я отошел в сторону, потому совсем не знал, что мне делать.

Открылась сильная горячка, из-за которой бедная больная в течение двух недель находилась у края гроба.

Замените прямую речь косвенной.

Я стоял на якоре у самого лозняка, когда мимо меня торопливо проехал Шашкин (бакенщик) и крикнул:

— Чья изба? – спросил я. – До сих пор я что-то её не замечал.

— Святослава Рихтера, музыканта. А вы разве не знали? Московский музыкант. Жена у него певица. Только фамилию её не выговорю, трудная в обращении фамилия.

Я не знал об этом и не мог предполагать, что в такой безлюдной глуши поселился наш известный пианист. (По Е. Киселёвой).

Шашкин предупредил меня, что находит гроза. С ветром. И посоветовал укрыться в избе, которая стояла в лесу. От бакенщика я узнал, что эта изба принадлежала известному музыканту Святославу Рихтеру.

Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин)

«Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин)

«Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов)

«Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, – говорила она о торфе. – Ну и местечко, любота одна!» (Солженицын)

«Посвети барину», – сказал Бирюк девочке. (Толстой)

«Кур по осени будем считать, а выработку ежедневно, – резко сказал Давыдов. – Ты, Устин, заруби себе на носу: бездельников в колхозе мы терпеть не будем! Дармоеды нам в колхозе не нужны. Ты подумай: куда ты идешь и куда заворачиваешь? У Осетрова почти двести трудодней, у остальных из вашей бригады – за сто, даже у таких больных, как Нечаев, и то около сотни, а у тебя – двадцать девять! Ведь это позор». (Шолохов)

Упражнения для закрепления

Проанализируйте исходный текст и текст сжатого изложения, рассмотрев конкретные приёмы сжатия текста. Графически отметьте в тексте приёмы компрессии.

Подчеркните гипонимы (видовое понятие). Подберите к ним гипероним (родовое понятие).

Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелеными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать ягоды и грибы. То попадается им красный подосиновик, то белый боровик, а то простая сыроежка. Красная и сочная земляника, душистая малина, черника, чёрная смородина, кислая брусника – все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в лес, то в сад. А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы, и показались маленькие плоды. Они поспевают только к осени. Луга покрылись высокою зелёною травою, запестрели тысячами цветов. Настаёт пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Рожь пожелтела, заколосилась, отяжелела, поспела; овёс закудрявился, пшеница оделась в золотистую парчу, зарумянилась гречиха, весь в завитках лежит горох. В огородах одни овощи сменяются другими. Раньше других поспевают салат и редиска, за ними следуют редька, морковь, бобы и горох, позже начинают копать картофель. Капуста свертывается в кочаны лишь в начале сентября.

Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем. (191 сл.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *