Что можно сказать про одежду
Говорящие вещи: как определить характер человека по одежде
Выбирая одежду, люди думают, как она будет смотреться на них, подойдет ли по цвету, по фигуре, с чем её можно будет сочетать. Одни выбирают комфортные и удобные вещи, другие следят за тенденциями в моде. Есть те, кто с помощью одежды стремится показать и выделить себя из «толпы», другие наоборот — маскируются. Рассматривая детали одежды, мы можем многое понять о наших собеседниках. «Рост» обсудил с имидж-стилистами и психологом, как определить характер человека по одежде и может ли стиль и цвет влиять на состояние «носителей».
Как узнать характер человека по одежде?
Цвет одежды может многое рассказать о человеке, выявить скрытый потенциал и те качества, о которых он сам, быть может, и не догадывается.
Психолог Ирина Трубилина отмечает, что если в одежде у человека присутствуют разнообразные цвета, то вряд ли можно сказать что-то конкретное о чертах его характера. Но если определённый цвет — это тенденция для всего гардероба, то у человека существует подсознательная связь с цветом и внутренним состоянием.
С энергией, драйвом, насыщенностью, наполненностью и стремительностью ассоциируется красный цвет. Человек, в гардеробе которого преобладают красные оттенки — целеустремлён, смел, любит решать сложные задачи. «Люди в красном» полны энергии и не бояться быть в центре внимания.
Если шкаф полон серых тонов, это означает, что люди сконцентрированы в себе и на себе, у них нет желания производить впечатление на людей и привлекать внимание к своей личности. Человек хочет защитить себя от излишнего напряжения или дискомфорта.
Ультрацвет — лимонный, ярко жёлтый, кислотный — говорит о желании привлечь внимание, выделиться. Как правило, это свойственно подросткам и молодёжи.
Люди, которые предпочитают синий цвет, обладают сдержанным характером, знают себе цену и не любят суеты.
В шкафу много зелёных вещей? Это говорит об умиротворении и спокойствии человека. Этот цвет предпочитают эмоционально устойчивые люди, обладающие внутренней гармонией и самообладанием.
Если человек отдаёт предпочтение белому цвету — значит, он потенциально стремиться к «обнулению», раздумывает о новой жизни. Помимо этого, белый — это цвет пустоты, некоего нейтралитета.
Имидж-консультант Вера Проскурова утверждает, что по преобладающему цвету в одежде можно определить текущее состояние или настроение, но, возможно, и определённый жизненный период. Со своими ценностями и целями.
«Чёрный — цвет закрытости. Многие выбирают его тогда, когда хотят увеличить дистанцию, — делится Вера. — Не исключено, что человек в чёрном хочет немного отстраниться от людей. Но этот цвет также выбирают сильные и харизматичные личности, особенно тогда, когда им не нужно уже что-то доказывать».
Об уравновешенности и спокойствии говорят коричневые и бежевые оттенки. Человек, который предпочитает в одежде такие цвета, ценит материальные блага и ставит их далеко не на последнее место.
О романтичном настроении обладателя говорят розово-фиолетовые оттенки в одежде. Правда, не всегда те, кто выбирает те или иные оттенки, используют их осознанно.
«Выбирать подходящую именно вам цветовую гамму стоит при естественном освещении. Оцениваем мы не сам оттенок, а то, как лицо реагирует на тот или иной цвет. — делится Вера Проскурова. — Становятся ли ярче глаза, выравнивается ли цвет лица, или, наоборот, какие-то недостатки выступают на первый план».
Самое главное, чтобы подходящие для вас оттенки были в портретной зоне, ниже талии могут быть любые цвета. Здесь важно помнить о психологическом значении цвета и общей композиции — они могут рассказать о своём обладателе и сделать акценты в нужных зонах. Цвет прежде всего должен отражать идею образа и вашу индивидуальность.
Стиль
«Чтобы определить характер по стилю одежды, достаточно какое-то время понаблюдать за человеком. Если мы сознательно используем образы и создаём стили, например, классический или деловой, то вряд ли это будет говорить о характере, — отмечает Ирина Трубилина. — Это будет говорить о том, какое впечатление мы хотим произвести».
Перфекциониста выдает хорошо сидящая, сшитая на заказ одежда, аккуратный и опрятный внешний вид. Такие люди идеальны во всех сферах жизни, начиная с одежды и заканчивая жизненными принципами. Отклонение от планов для них неприемлемо.
«Если человек постоянно находится в одном стиле, это говорит, что пока он не готов проявлять себя в каких-то других образах, — отмечает психолог. — Предпочтение в стиле одежды говорит о ценностях человека, о том, какие приоритеты по жизни человек выбирает. Например, этно-стиль транслирует единство с природой, ценность натуральности».
Люди, предпочитающие casual, — ценят комфорт, отказываться от удобств ради красоты и модных трендов не будут. Украшения для них также не играют важной роли. Люди надевают их, когда это что-то значит. В душе — это люди-бунтари, но обществу они не демонстрируют этого.
Если в шкафу полно спортивных штанов, футболок и кофт — значит, вы энергичный и активный человек. Люди в спортивной одежде обладают «дерзким» характером. Они целеустремлённые и смелые. Всегда и везде стремятся быть первыми.
Как внешний образ влияет на поведение
Одежда влияет на самого «носителя». Существует гипотеза, что один и тот же человек, в зависимости от того, что на нём одето, может вести себя по-разному. Например, если стеснительную девушку «приодеть» в модный лук, то она может чувствовать себя более раскрепощённо. Но многое зависит от человека: если у девушки все-таки есть зерна какой-то внутренней уверенности, то одежда поможет ей раскрыться. Когда этих зачатков нет, одежда не будет принята человеком, и он будет чувствовать себя в ней ещё более зажато.
«Я думаю, многие замечали, как меняется внутреннее состояние, когда мы надеваем высокие каблуки и строгий жакет. Наши мысли обретают чёткость и стройность, — говорит имидж-стилист Софья Зозуля. — Если сравним то, как мы чувствуем себя в спортивном или строгом костюме — это будут разные ощущения и люди».
Иногда девушки обходят платья стороной, выбирая джинсы, брюки или «спортивки». Собирают волосы в пучок, закидывают портфель на плечо и идут на работу, на встречу с друзьями или свидание. Но как только в шкафу появляются красивые платья, девушка не может не сделать укладки или не нанести макияжа. Меняется и поведение.
Хорошо продуманный образ может помочь человеку чувствовать себя увереннее, если он часто сомневается в том, насколько модно и современно он одет, и придаёт внешнему луку большую значимость.
«Если у человека всё в порядке с чувством собственного достоинства, — говорит психолог Ирина Трубилина, — и он не играет в «замерялки», то и в самом простом наряде будет чувствовать себя естественно, свободно и раскрепощённо».
Сегодня люди много времени уделяют своему гардеробу: подбирают и придумывают новые образы. Хорошо подобранная одежда, которая подчеркивает достоинства фигуры и внешности, придаст вам уверенности, представит в выгодном свете. Какую бы одежду вы не выбрали, помните о её уместности. И не забывайте, что красивым и сексуальным человека делает не стиль, а способность быть собой.
Что можно сказать об одежде
Слово одежда человек слышит по несколько раз в день.
Классификация одежды
Классифицировать одежду можно по типу, виду, возрастным признакам, назначению. Различают три основных типа одежды:
Всю одежду подразделяют на три вида:
В зависимости от сезона носки одежда может быть:
По предназначению ее делят на:
По возрастным признакам:
Бытовую одежду в зависимости от ее прямого назначения можно разграничить:
Кроме того, различные ведомства утверждают для своих служащих форменную одежду (военная форма, морская, железнодорожная и др.).
Требования к одежде
Одежда прежде всего должна удовлетворять требованиям практического (утилитарного) назначения; но наряду с этим нельзя забывать и о ее художественной стороне: предметы быта, окружающие человека, в том числе и одежда, постоянно воздействуют на него и формируют в его сознании понятие о красоте, поэтому вкус к красивой одежде необходимо воспитывать у ребят с раннего возраста.
Санитарно-гигиенические требования
Одежда должна удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям:
В зависимости от времени года или от ее назначения одежда может быть:
Одежда должна быть достаточно легкой и мягкой, эластичной, прочной в окраске. Домашняя одежда должна легко стираться и утюжиться, особенно это необходимо для нательного белья.
Одежда должна соответствовать возрасту и облику человека, его характеру, типу, укладу жизни и быту, быть целесообразной, в каждом отдельном случае отвечать требованиям обстановки. Кроме того, одежда должна быть современной, простой и вместе с тем нарядной.
При выборе любой одежды, даже самой праздничной, надо обладать чувством меры и, учитывая свои индивидуальные данные, создавать гармонию во всем — в цвете, в фактуре и в рисунке тканей, в линиях, в дополнениях к одежде.
Одежда учителя
Что можно сказать об одежде учителя. Костюм учителя для работы в школе должен быть современным, строгим, не ярким и обязательно удобным. Ни в коем случае он не должен быть броским, т. е. таким, который отвлекал бы внимание учащихся, а следовательно, мешал воспринимать объяснения учителя. Частая смена костюмов учителем приводит к аналогичным результатам.
Не следует увлекаться ненужными в условиях школы украшениями: блестящими брошками, серьгами, перстнями и бусами, излишней косметикой, длинными ногтями с ярким маникюром, броскими заколками в волосах и сверхмодными прическами. Но в то же время нельзя впадать и в другую крайность: не следует пренебрежительно относиться к своему внешнему виду и приходить на уроки в заведомо старомодной, потерявшей свой вид одежде.
Неприглядно выглядят те учителя, которые носят пестрые, цветистые платья с жакетами от костюмов, совершенно не задумываются о сочетании цветов отдельных предметов одежды, их ансамбле; ходят в нечищеной обуви, иногда со стоптанными каблуками. Учитель домоводства должен воспитывать у девочек умение одеваться со вкусом, поэтому ему самому необходимо одеваться в полном соответствии с обстановкой: личный пример — наилучшая форма воспитания.
Что говорит о нас наша одежда
Вещи, в том числе, и гардероб, люди приобретают, сообразуясь со своим образом жизни, воспитанием, вкусом, мировосприятием. Одежда не только прикрывает наготу человека, она служит отражением внутреннего мира.
Предметы гардероба как рассказывают о жизни человека, так могут и изменить ее
Стиль одежды
Одежда свободного кроя из мягких тканей выдает человека, стремящегося к комфорту. Она не будет сковывать движений, человек в любой обстановке будет чувствовать уютно.
Джинсы не требуют большого ухода, на них не нужно наводить стрелки. Даже если порвутся, это не считается недостатком. Это одежда практичных, демократичных людей без особых фантазий.
Девушка в джинсах и блузе свободного кроя
Некоторые девушки считают, что джинсы скрывают неровности ног. Свободно сидящие джинсы-клеш – да, но только не в обтяжку. Такие только подчеркивают недостаток фигуры. Замаскировать форму ног помогут свободные брюки или длинная юбка. Насколько будут свободными брюки и длина юбки, решают, учитывая рост. Чем выше девушка, тем большую свободу можно себе позволить.
Классические костюмы обычно являются деловой одеждой. Их ношения требует дресс-код, следовательно, человек в костюме зачастую работает в офисе.
Деловой костюм
Одежда известных брендов не всегда говорит о большом достатке обладателя. Это может быть очень рациональный человек, который строго придерживается мнения, что не настолько богат, чтобы носить дешевые вещи.
Брендовые вещи могут говорить о закомплексованности владельца, если, по его мнению, так можно повысить свой социальный статус
Откровенный лиф, мини-юбки также многозначительны. Конечно, это может выражать скрытые желания. Только при этом нужно учитывать погоду и обстоятельства. В курортном городе в жаркую погоду просто не хочется носить на себе много одежды. Девушки подставляют тело солнцу, чтобы использовать весь световой день для получения загара. В этой ситуации откровенная одежда считается нормальным явлением. Если в таком наряде приходят на занятия в университет, это можно считать, по меньшей мере, отсутствием вкуса.
Любимый цвет
Выбирая наряд, люди бессознательно отдают предпочтение определенным цветам.
Красный цвет говорит о силе, решительности, целеустремленности, а также о вспыльчивости. Люди, которых раздражает красный цвет, стремятся к одиночеству, неконфликтные, стабильные. Розовый – наивность. Хотя иногда это крик о помощи, говорящий о том, что рядом не хватает близкого человека. Некоторые девушки используют его как маску, демонстрирующую беззащитность и нежность.
Красный наряд
Любители синего консервативны и серьезны. Приверженность к голубому оттенку говорит о завышенных требованиях к окружающим. Сиреневый – нежность и романтика. Лиловый может говорить о скрытой агрессии. С таким человеком нужно быть осторожным.
Сиреневый наряд
Фиолетовый – это смесь красного и синего, женского и мужского начал, поэтому часто нравится детям, не достигшим половой зрелости. Этот цвет очень противоречивый. С одной стороны, он говорит о некой торжественности, с другой – придает оттенок грусти и меланхоличности.
Зеленый цвет может говорить как о загадочности женщины, так и сомнениях, терзающих ее душу
Любители желтого по большей части спокойные, приветливые, жизнерадостные люди. Коричневые оттенки в одежде говорят, что человек привык ко всему относиться рассудительно. Близкие друзья, уютный диван – это то, что нужно в жизни.
Серый цвет не соответствует безликости, наоборот, часто скрывает интересную творческую натуру.
Классические черный и белый цвета не только внешне противопоставлены друг другу, они так же характеризуют человека. Белый – спокойный, идеальный, но в то же время лишенный информации, его может носить любой человек. Черный – цвет роскоши и элегантности. Ношение исключительно черного цвета может говорить о недовольстве собой.
Классические цвета
В течение жизни предпочтения человека могут меняться вместе с ним самим.
Влияние одежды на жизнь человека
Предпочтение в выборе гардероба зачастую является привычкой. Это как футляр, в котором можно спрятаться от внешнего мира, чувствовать себя защищенным. Здесь все привычно, уютно, комфортно. Для некоторых изменение стиля одежды аналогично землетрясению.
А ведь, изменив облик человека, можно изменить его самовосприятие и отношение к жизни
Не нужно забывать, что создаваемый образ должен соответствовать ситуации. Не стоит одевать дорогие яркие вещи, если вы идете к людям с низким достатком. Этим вы только расположите их против себя.
Если появилось недовольство жизнью, начинать нужно с гардероба:
Новая одежда дарит новые ощущения. Выпрямляется осанка, становится увереннее походка, на лице появляется улыбка, мысли становятся более светлыми и радостными. Жизнерадостный человек вызывает позитивные эмоции у окружающих.
Все в жизни взаимосвязано. Гардероб раскрывает внутренний мир человека, он же может его изменить.
Дополнительную информацию о том, как узнать характер человека по его одежде, вы узнаете, посмотрев видео:
О чем говорит одежда: зоны особого внимания
А вот если бы одежда могла говорить, что бы она о нас рассказала? Одежду не зря считают основой самопрезентации – иногда она «говорит» о нас окружающим даже больше, чем мы сами хотели бы знать. Как понять, почему мы выбираем именно такие наряды, узнаем в серии материалов «О чем говорит одежда».
В первом материале речь пойдет о том, как выбор одежды связан с телесным и эмоциональным самоощущением человека, и какую информацию несет окружающим наш наряд. Разобраться в этом поможет концепция одного из классиков психоанализа и основоположника телесно ориентированной психотерапии Вильгельма Райха.
Мышечный панцирь
С точки зрения телесно-ориентированной психотерапии всё наше тело условно делится на семь сегментов:
» Согласно концепции Райха, такие хронические мышечные блоки возникают при привычном подавлении телом возникающего импульса. Их формирование начинается еще в детстве и усугубляется во взрослом возрасте под воздействием ограничений социума.
Как это работает? Возьмем совсем простую ситуацию. Например, сидит человек на работе, в окружении коллег, и вдруг ему в ватсап жена присылает потешную фотографию. Тут бы и засмеяться в голос, но нельзя – он помешает коллегам. Мышечным усилием он подавляет широкую улыбку и… получает избыточное напряжение мимических мышц, которые вынуждены противодействовать первоначальному импульсу. Проделав этот «фокус» сто-двести-пятьсот раз, этот смешливый от природы человек получает уже хроническое напряжение челюстных мускулов и привычку подавлять смех. Так возникает челюстной мышечный блок. По такому же принципу формируются блоки в остальных шести зонах.
Одежда как отражение мышечных блоков
Одежда служит людям защитой и во многом является внешним отражением нашего внутреннего мышечного панциря. Те зоны, которые мы особенно акцентируем с помощью покроя, цвета, принтов или аксессуаров, являются зонами повышенного внимания, которые указывают на актуальное состояние человека.
» Говоря проще – самый яркий акцент в одежде позволяет сделать предположение о том, в какой зоне есть мышечный блок, и какие эмоции с этим связаны.
Зоны особого внимания
1. Глаза.
Этот мышечный блок проявляется внешне как расфокусированный взгляд, «бегающие» глаза или избыточная фокусировка и постоянное «прищуривание» с напряжением мышц лба. Он связан, прежде всего, с социальными страхами: страхом оценки (обесценивания), страхом совершить ошибку или показаться «плохим» (невоспитанным, грубым, глупым и т. п.) в глазах окружающих.
Фактически этот мышечный блок связан с нежеланием «увидеть» себя с неприглядной стороны. При этом, опасаясь внешней оценки, люди с актуализированным глазным мышечным блоком склонны сами строго оценивать окружающих.
Работа с сегментом: расслабляющая гимнастика для глаз.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Специальной одежды для глаз, конечно, не существует. Зато есть распространённый аксессуар – очки: солнцезащитные и «декоративные» без диоптрий. Очки ассоциированы с умом, образованностью, интеллигентным обликом. Часто стилисты рекомендуют публичным людям добавить к своему образу очки, чтобы повысить градус респектабельности. Таким образом, это становится способом своеобразной защиты от социального страха отвержения. Человек словно говорит своим обликом: «Я умен и образован».
Этим же целям, хоть и другими методами, служат тёмные очки. Закрывая глаза от стороннего наблюдателя, они добавляют облику загадочности и интриги, помогают создать иллюзию неуязвимости. Не видя глаз человека, сложно «считать» его эмоции, а значит, и дать им оценку.
Скрытое послание: «Притворяюсь неуязвимым, так как боюсь, что вы меня отвергнете».
2. Челюсть.
Этот сегмент представлен мышцами подбородка, нижней части затылка, верхней части горла. Как сказано выше, он связан с подавленным выражением эмоций: смеха, плача, радостного или гневного крика. Телесно он проявляется как хронически сжатые (или наоборот – слишком расслабленные) челюсти, привычка к жевательной резинке, курению или обгрызанию каких-либо предметов, а также его признаком является частое прикрывание рта рукой.
Работа с сегментом: гимнастика для губ, упражнения для челюстей, имитация сосательных движений, зевание.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Одежды для рта, к счастью, не существует. Возможно, если бы она была, люди с актуализированным челюстным блоком с удовольствием бы ею воспользовались. Однако в связи с ее отсутствием внешним акцентированием могут служить разнообразные аксессуары для курения, привычка в теплое время кутаться в высокие воротники, шарфы и палантины, закрывающие затылок и зону подбородка (а иногда и рот).
Человек словно дает понять, что его рот занят или закрыт, и в разговоры он вступать не стремится.
Скрытое послание: «Ни за что не скажу, что я о вас думаю».
3. Горло.
Этот блок включает глубокие мышцы шеи и языка. Он проявляется постоянным нервным покашливанием, «прочищением горла» (не связанным с каким-либо заболеванием), манерой говорить очень тихим голосом. Этот блок тесно связан с челюстным, но является более глубоким его проявлением. Возникает в результате внутренних запретов на плач, громкий крик, обиду, проявления раздражения и злости уже в зоне горла.
Работа с зоной: пение, «терапевтический крик» в лесу.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Различного рода водолазки, украшения «под шейку», шейные платки, особенно контрастирующие по цвету с остальной одеждой. Воплощением аксессуара «горлового блока» является колье-чокер (от англ: «choker» — душитель), которое словно рисует на шее поперечную линию, символизирующую препятствие в этой области. Человек, который носит такую одежду, словно демонстрирует свое ограничение, заодно предупреждая о нем окружающих.
» Глухой воротник водолазки, колье-чокеры, платки, закрывающие наглухо шею, дают окружающим сигнал – человек сейчас закрыт для близкого общения, не стоит подходить ближе.
Одна моя клиентка очень боялась ходить на совещания к начальнику. Когда он вызывал ее в кабинет, она сразу же хрипла, краснела, ее шея покрывалась красными пятнами. Не желая, чтобы начальник это заметил, в дни совещаний она стала подсознательно, а потом и специально надевать водолазку с высоким воротом либо плотный шейный платок. По ее словам, это помогло ей чувствовать себя более уверенной и защищенной и дало сил пережить неприятные совещания.
Скрытое послание: «Лучше не спрашивайте!»
4. Грудь.
Это один из самых обширных мышечных блоков, который включает мышцы груди и грудной клетки, лопаток, плеч, рук. Выраженный блок в грудном сегменте влияет на осанку. Сутулые, выгнутые вперед плечи, как и преувеличенно прямая спина, говорят о выраженности этого блока.
Райх связывал блок в грудном сегменте с запретом не просто на выражение, но и само переживание сильных чувств: печали, любви и ревности. Блокировка таких чувств может быть связана с разными причинами: отсутствие ресурса для их проживания, представление о том, что испытывать такие чувства «плохо». Телесное блокирование переживаний происходит посредством задержки дыхания. Поэтому людям с выраженным грудным блоком рекомендованы упражнения, способствующие освобождению дыхания.
Работа с сегментом: дыхательная гимнастика.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Привлечение внимания к зоне груди может говорить о конфликтном переживании сильных чувств: печали, горевания или влюбленности, и одновременном их подавлении. Например, одна моя клиентка (назову ее Аллой) пришла на консультацию в кофточке с вышитым маленьким кактусом в зоне груди. Я попросила озвучить изображение от первого лица, и Алла сказала: «я очень колючее растение, вонзаю острые иглы в любого, кто меня коснется». Едва закончив предложение, девушка расплакалась и призналась, что это очень похоже на ее отношения с ее молодым человеком, которого она очень любит, но ведет себя с ним надменно и держится от него на расстоянии, отвергая близость.
Дальнейшая работа была связана с канализацией подавленных чувств и прояснением блокирующей установки.
» О многом говорят и надписи на принтах, подчас прямым текстом сообщающие об истинных переживаниях того, кто их выбрал.
Так, шуточные надписи могут говорить о высмеивании и обесценивании труднопереносимых эмоций, манифесты – о скрытом конфликте и т. п.
Важно понимать, что полностью универсальных трактовок символов, расположенных на одежде, не существует. Чтобы понять, что означает для вас выбранная символика, озвучьте изображение на украшении или одежде от первого лица или прочитайте надпись на майке, добавив: «я сообщаю окружающим, что: «…»», и понаблюдайте за своими чувствами.
Скрытое послание: «Я выше этого».
5. Диафрагма
Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы позвонков этого уровня. Мышечный блок здесь блокирует чувство брезгливости и отвращения. Диафрагмальная зона отвечает за рвотные позывы, поэтому люди с выраженным мышечным блоком в этой области замечают за собой повышенный рвотный рефлекс либо, наоборот, сниженную способность к рвоте. Также этот блок проявляется специфической осанкой – когда человек стоит, прислонившись к стене, или лежит, то между нижней частью спины и поверхностью остается значительный промежуток.
» Человек с выраженным диафрагмальным блоком, словно стойкий оловянный солдатик, принимает все превратности судьбы, неприятное поведение окружающих, сохраняя невозмутимое выражение лица и полное спокойствие. Обратной стороной такой сдержанности могут стать эмоциональное истощение («выгорание») и плохо контролируемые вспышки гнева.
Работа с сегментом: «диафрагмальное дыхание» (животом), вокал с работой диафрагмы.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Образ «стойкого оловянного солдатика» у людей с выраженным диафрагмальным блоком подкрепляет одежда, которая «держит» область талии и верхнюю часть живота. Это приталенная, тесно облегающая корпус одежда, тугие ремни, широкие пояса, корсеты. Такой человек словно сообщает окружающим: я держусь, я крепкий, «ем клюкву и не морщусь»! В тоже время, в этом послании окружающие легко считывают конфликтное зерно: раз есть потребность «держаться», значит, человек испытывает трудности. Это добавляет облику едва уловимый жертвенно-героический ореол.
Ярким примером одежды, подчеркивающей зону диафрагмы, является военная форма, особенно офицерского и старшего офицерского состава.
Скрытое послание: «Я держусь!»
6. Живот
В этот сегмент входят мышцы живота и спины. Напряжение поясничных и брюшных мышц связано с ощущением страха, его подавлением, а блок в зоне боков – с сильной неприязнью. Люди с выраженным брюшным мышечным блоком часто имеют выступающий живот. Заблокированные мышцы поясницы меняют осанку: такие люди ходят, немного подав корпус и живот вперед.
Работа с сегментом: последовательное напряжение и расслабление мышц живота.
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
В других случаях при брюшном мышечном блоке, человек, напротив, с помощью одежды стремиться защитить эту зону, «спрятать» ее от посторонних глаз или визуально увеличить, оптически придав своему телу веса и значимости. Этого эффекта можно достичь с помощью объемных драпировок, кофт с широким подолом, балахонов, оборок и массивных поясов с крупными пряжками в области живота.
Скрытое послание: «Я вас боюсь».
7. Таз и ноги
Это – самый обширный сегмент, включающий в себя все мышцы таза и нижних конечностей.
Тазовый зажим связан с подавлением сексуальности, запретом на возбуждение, получение удовольствия.
» В конечном итоге выраженный блок в тазовом сегменте, по Райху, влечет за собой подавление витальности, то есть права на жизнь.
Так как этот сегмент включает в себя и ноги, которые обеспечивают человеку опору, то люди с выраженным тазовым блоком теряют устойчивость, у них отмечается специфическая «подпрыгивающая» или «парящая» походка. Сидя на стуле, они редко опираются ногами о поверхность, поджимая под себя ноги.
Работа с сегментом: упражнения для улучшения тазового кровообращения, «заземление» (стоя стараться опираться полностью на обе стопы, чувствуя каждую мышцу), танцы, упражнения, предполагающие усиленную опору на полную стопу (топот), например – тренировки на «степе».
Одежда, фиксирующая внимание на этой зоне:
Экстремально низкая линия талии (пояс на бедрах), туго обтягивающие брюки, яркие контрастные ткани «низа» по сравнению с темным «верхом». Бессознательное привлечение внимания окружающих к этому сегменту может говорить как о скрытом сексуальном призыве (и эмоциональной холодности в случае сочетания яркого низа с темным, туго облегающим верхом), так и о закрытости, «стянутости» этой зоны, декларировании запрета на сексуальные отношения.
Обувь напрямую сообщает о поиске опоры и степени устойчивости. Проверить себя просто: как ваша нога чувствует себя в туфельке или ботинке? Позволяет ли обувь вам опираться на всю стопу или только на носок? Делает ли она визуально стопу массивнее или, наоборот – нога кажется максимально миниатюрной и незаметной? Наконец, удобно ли вам в вашей обуви и почему?
Скрытое послание: «Я ищу опору».
» Несмотря на относительную универсальность мышечных блоков, которые, согласно телесно-ориентированной психотерапии, присутствуют в той или иной степени у большинства людей, смысл послания, которое несет ваш наряд, всегда индивидуален, и только вы можете достоверно «расшифровать» его.
Сделать это поможет простое упражнение:
назовите 3 глагола или отглагольных прилагательных, которые характеризуют ваш наряд в определенной зоне (например, наряд: стягивает, скрывает, делает яркой). Запишите их на бумаге, а затем озвучьте от первого лица и прокомментируйте свои ощущения. Например: «Я обтягиваю (часть тела), делаю ее яркой и праздничной, чтобы «…», потому что для меня это означает «…»». Постарайтесь уловить чувство, которое вы испытываете при этих словах.
Это и будет содержанием послания, которое сообщает вам, а заодно и окружающим, ваша одежда.
Евгения Пельтек,
психолог, педагог по писательскому мастерству,
28.04.18