Что можно сказать об отношении автора воспоминаний к петру

8 кл ГДЗ. 8 кл. Гдз по истории России ( Пчёлов, Захаров ) Начало правления Петра I

Как решался вопрос о наследовании трона после смерти царя Алексея Михайловича. Кто из его детей претендовал на власть в конце XVII века?

Унаследовали власть после смерти Алексея Михайловича его сыновья Иван и Петр, однако реальная власть сосредоточилась в руках царевны Софьи, их старшей сестры.

Каким было регентство царевны Софьи Алексеевны?

Регентство царевны характеризуется как успешное во внешней политике (заключены договоры с Речью Посполитой, Китаем). Россия включилась совместно с европейскими странами в борьбу с Османской империей, но русско-турецкая война не была для России успешной.

Софьей и ее сподвижником князем В. В. Голицыным задумывались внутренние реформы, например, регулярная армия.

Как царь Петр I стал самостоятельным правителем?

В 1689 году Петр I женился, что сделало его совершеннолетним. В этом же году получив ложное известие о нападении стрельцов на Преображенское, Петр I бежал в Троице-Сергиев монастырь. Туда стали съезжаться его сторонники: бояре, служилые люди, «потешные» полки, патриарх Иоаким. Софья пыталась склонить брата к мирному соглашению, но Петр I бел непреклонен. Софья отправлена в монастырь. Петр I и его брат Иван стали царями, Иван в дела управления государством не вмешивался, через 7 лет умер. В 1696 году Петр I стал единодержавным царем России.

Стр. 13, вопросы к документам

1. Какое описание внешности Петра I дает датский посланник?

«…Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые, вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и в наружных приемах, но весьма проницателен и умен»

2. В чем автор воспоминаний усматривает необычность поведения царя при первой встрече?

Необычность в поведении царя автор видит в простоте общения, знании голландского языка.

3. Где происходили другие встречи Петра I и датского посланника? Чем удивил царь Петр I Ю. Юля?

Встречи проходили на Адмиралтейской верфи. Царь Петр I удивил датского посланника почтением к старшим по службе.

Автор воспоминаний относится к Петру I с уважением и одобрением.

Стр.13 Вопросы после параграфа

1. Охарактеризуйте личность и деятельность царевны Софьи Алексеевны. Дополнительно. Легко ли было женщине стать правительницей в России в конце XVII века? Что дало возможность Софье прийти к власти?

Личность царевны Софьи Алексеевны характеризуется как сильная и властная. Учитывая, что в России в конце XVII века женщине стать царицей было почти невозможно (по действовавшим тогда законам престолонаследия власть предавалась только по мужской линии), она все добилась признания за ней права управлять государством и закрепила это официально. Несовершеннолетие двух ее братьев давало ей возможность стать самодержицей. Деятельность царевны Софьи в качестве правительницы государства говорит о том, что она стремилась укрепить государство, действовала во благо страны, но опираясь только на традиции, не понимая перспектив развития страны в экономике, политическом устройстве.

2. В чем состояла подготовка Петра Алексеевича к будущему царствованию? Какое значение имели «потешные» войска?

Подготовка Петра Алексеевича к будущему царствованию состояла в общении с иностранцами Немецкой слободы, где он приобщился к европейской культуре, быту, в его играх в войну с «потешными» войсками, все свое время он проводил в военных и морских «забавах», которые были своеобразной школой, подготовкой будущих реальных военных действий. Таким образом, можно сказать, что «потешные» войска имели большое значение в подготовке к будущему царствованию.

3. Расскажите, когда, при каких обстоятельствах Петр I начал править самостоятельно.

В 1689 году Петр I женился, что сделало его совершеннолетним. В этом же году получив ложное известие о нападении стрельцов на Преображенское, Петр I бежал в Троице-Сергиев монастырь. Туда стали съезжаться его сторонники: бояре, служилые люди, «потешные» полки, патриарх Иоаким. Софья пыталась склонить брата к мирному соглашению, но Петр I бел непреклонен. Софья отправлена в монастырь. Петр I и его брат Иван стали царями, Иван в дела управления государством не вмешивался, через 7 лет умер. В 1696 году Петр I стал единодержавным царем России.

4. Сопоставьте информацию о Крымских походах в правление Софьи Алексеевны и Азовских при Петре I. Что в них было общим? В чем заключались различия?

Борьба за выход к Черному морю, поражение в первом походе

Различия
5. Какие задачи ставил Петр I для Великого посольства 1697-1698 гг. В чем состояла необычность этой поездки?

Задачи Великого посольства:

— поиск союзников в борьбе против Турции

— приглашение иностранных специалистов в Россию

— знакомство с европейской культурой, наукой

6*. Рассмотрите проблему. Какую роль играли стрельцы в борьбе за высшую власть в 1860-1890-ые годы? Почему именно к ним обращались противоборствовавшие силы?

Источник

ГДЗ история России 8 класс Захаров, Пчелов Русское Слово 2020 Задание: §1 Начало правления Петра I

Стр. 6. Вспомните

Вспомните, как решался вопрос о наследовании трона после смерти царя Алексея Михайловича.

После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 г. русский престол унаследовал его старший сын Фёдор Алексеевич. Он был болезненным юношей и поэтому правил недолго – до 1682 г.

Кто из его детей претендовал на власть в конце XVII в.?

Поскольку царь Фёдор Алексеевич не оставил прямых наследников, то на престол могли претендовать его младшие братья: 15-летний Иван Алексеевич и 10-летний Пётр Алексеевич. Вдобавок, Иван Алексеевич считался тяжело больным и даже слабоумным. Также к власти стремилась их старшая сестра Софья Алексеевна, которая прямо не могла унаследовать трон, но могла стать регентшей (опекуншей) братьев. Поэтому в 1682 г. царями одновременно были провозглашены Иван и Пётр, а регентшей – царевна Софья.

Каким было регентство царевны Софьи Алексеевны?

Поскольку царь Иван был неспособным к государственным делам, а царь Пётр был сослан в подмосковное село Преображенское, то фактически в 1682 – 1689 гг. Россией управляла царевна Софья. Её даже стали называть самодержицей. Вместе с тем, огромное влияние в государстве имел сподвижник царевны – князь Василий Голицын. Он выступал за налаживание тесных связей с Европой, предлагал направлять российских дворян за границу на обучение, а также приглашать на работу иностранных специалистов. Также он хотел создать регулярную армию по европейскому образцу.

Во внешней политике были некоторые успехи. В 1686 г. был подписан Вечный мир с Речью Посполитой, благодаря которому Российское государство закрепило за собой Левобережную Украину вместе с Киевом, Запорожьем, Северскую землю с Черниговом, а также Смоленск. В 1689 г. был заключен Нерчинский договор с Китаем, который впервые установил четкую русско-китайскую границу. В то же время Крымские походы 1687 г. и 1689 г. оказались безрезультатными.

Как царь Пётр I стал самостоятельным правителем?

Царь Пётр I стал самостоятельным правителем в августе 1689 г. Предварительно он женился на Евдокии Лопухиной, что делало его по законам того времени совершеннолетним. Теперь он мог официально требовать отстранение царевны Софьи от власти. Юного царя поддержали его «потешные полки» (Преображенский и Семёновский), патриарх Иоаким, а также немало бояр и служивых людей. Поняв, что поражение неизбежно, царевна сдалась и ушла в монастырь. Поскольку брат Иван не вмешивался в государственные дела страны, Пётр I получил реальную полноту власти. А после смерти Ивана Алексеевича в 1696 г., Пётр I стал единодержавным царёмРоссии.

Стр. 12. Вопросы к иллюстрации №1

Объясните, что требовалось художнику XIX в. для создания подобной исторической картины.

Стр. 13. Документ №1

1. Какое описание внешности Петра I даёт датский посланник?

В своих записках посланник отмечает очень высокий рост царя, короткие вьющиеся волосы, большие усы и простоту в ношении одежды. Также Ю. Юль обратил особое внимание на проницательность и ум Петра І.

2. В чём автор воспоминаний усматривает необычность поведения царя при первой встрече?

Автора воспоминаний очень удивила манера Петра I вести разговор: просто и без формальностей. Как равный с равным. Наряду с этим, он прямо говорит, что разговор был дружеский, как будто собеседники друг друга знали много лет. Также датский посланник явно не ожидал, что Пётр I знает голландский язык и может свободно на нем разговаривать.

3. Где происходили другие встречи Петра I и датского посланника? Чем удивил царь Пётр Ю. Юля?

Следующая встреча состоялась на Адмиралтейской верфи (скорее всего, имеется в виду Санкт-Петербург). Датского посланника очень поразило, как царь общался с командой корабля. Особенно его удивило уважение и почтение, с каким Пётр І относился к адмиралу и старшим по службе лицам.

4. Что можно сказать об отношении автора воспоминаний к Петру I?

Автор данных воспоминаний однозначно относится к Петру I c глубоким уважением и симпатией. Датский посланник отмечает положительные стороны характера государя, а также особенности его нестандартного поведения.

Стр. 13. Вопросы в конце параграфа

1. Охарактеризуйте личность и деятельность царевны Софьи Алексеевны. Дополнительно. Легко ли было женщине стать правительницей в России в конце XVII в.? Что дало возможность Софье прийти к власти?

Софья Алексеевна была дочерью царя Алексея Михайловича (1645 – 1676) и сестрой царей Фёдора Алексеевича (1676 – 1682), Ивана Алексеевича (1682 – 1696) и Петра Алексеевича (1682 – 1725). Современники и историки по-разному оценивали личность царевны, однако все отмечали её ум и умение решать важные государственные вопросы. Также следует отметить, что период её регентства (1682 – 1689 гг.) был довольно удачным (если не считать безрезультатных Крымских походов). Никаких восстаний и смут в эти годы не было. Успешно развивались ремёсла и торговля, Россия окончательно закрепила за собой ряд земель (например, Левобережную Украину и Киев), а также установила границу с Китаем.

Естественно, в конце XVII в. женщина на троне была необычным явлением. Тем более, царевна Софья была первой женщиной в российской истории, которая непосредственно управляла государством. Раньше в Российском государстве правили только мужчины. Поэтому ей было очень непросто справиться с такой ответственностью. К счастью, огромную поддержку ей оказывал князь Василий Голицын. Он был хорошим политиком и дипломатом (лично возглавлял Посольский приказ) и верным помощником царевны Софьи.

Царевна Софья Алексеевна пришла к власти благодаря стечению обстоятельств. Её брат Фёдор Алексеевич умер в 1682 г. бездетным. Сразу же встал вопрос о том, кто займет российский престол. Пользуясь тем, что младшие братья на тот момент не могли управлять государством (Иван был тяжелобольным, а Петру было всего 10 лет) царевна Софья, при поддержке некоторых бояр и войска стрельцов, была объявлена регентшей (опекуншей). При других обстоятельствах она бы никогда не смогла встать во главе России.

2. В чём состояла подготовка Петра Алексеевича к будущему царствованию? Какое значение имели «потешные» занятия юного Петра?

Во время регентства царевны Софьи (1682 – 1689), Петр Алексеевич фактически был сослан подальше от двора, в подмосковное село Преображенское. Там он близко сошелся с жителями Немецкой слободы, находившейся неподалеку. Регулярное общение с иностранцами принесло свои плоды. Юный царь познакомился с европейским бытом, традициями и культурой в целом. Ему очень захотелось распространить их в самой России. Также Петра І очень привлекало корабельное дело. Общение с иностранцами привело его к мысли, что государство не может быть успешным без сильного флота.

С детства Пётр І очень любил физический труд, а также различные военные игры. Специально для этих целей были созданы два «потешных полки»: Преображенский и Семёновский. Они формировались по европейскому образцу и состояли из детей придворных слуг. Изначально они занимались военными забавами: имитировали походы, сражения, штурмы и обороны крепостей. Между тем, со временем, «потешные полки» стали серьезной военной силой. У них появилась даже собственная артиллерия. Кроме того, они отличались высоким уровнем дисциплинированности и преданностью Петру І.

3. Расскажите, когда, при каких обстоятельствах Пётр I начал править самостоятельно.

Для того, чтобы были основания для самостоятельного правления, Пётр I женился на дворянке Евдокии Лопухиной. Это официально делало его совершеннолетним. Соответственно прекращалось регентство его сестры Софьи. Однако она не хотела терять власть. Поползли слухи, что стрельцы по приказу царевны планируют напасть на Преображенское, где жил молодой царь. Тогда Пётр І перебрался в хорошо укрепленный Троице-Сергиев монастырь. Туда начали прибывать те, кто готов был поддержать царя: Преображенский и Семёновский «потешные полки», значительная часть бояр и служивых людей. Кроме того, на сторону Петра I встал глава Русской православной церкви патриарх Иоаким, а также большинство придворных из окружения самой Софьи. В такой ситуации царевна сдалась на милость победителя. Её отправили в монастырь. Поскольку его старший брат Иван Алексеевич тяжело болел и был далек от государственных дел, Пётр I стал реальным правителем России.

4. Сопоставьте информацию о Крымских походах в правление Софьи Алексеевны и Азовских при Петре I. Что в них было общим? В чём заключались различия?

Крымские походы князя Василия Голицына (1687 г. и 1689 г.) и Азовские походы Петра I (1695 и 1696 г.) имели много общего. В обоих случаях главным противником России была Османская империя и её союзник – Крымское ханство. Также эти походы объединяло желание добиться выхода к Чёрному морю и закрепиться на его берегах. Кроме того, первый Азовский поход закончился неудачей, так же, как и Крымские.

Однако если Крымские походы были частью войны европейских держав (среди них была и Речь Посполитая) против Османской империи, то царь действовал самостоятельно, на свой страх и риск. К тому же, Пётр І, в отличие от Василия Голицына, быстро сделал вывод из своих ошибок и создал российский флот. И самое главное, если Крымские походы не принесли никакого результата, то Азовские походы принесли России приобретение крепости Азов в устье Дона. Таким образом, победа во втором Азовском походе полностью перекрыла собой неудачу в первом.

5. Объясните, какие задачи ставил Пётр I для Великого посольства 1697–1698 гг. В чём состояла необычность этой поездки?

Необычность такой поездки состояла в том, что в ней лично принял участие Пётр І (правда, под именем «бомбардира Петра Михайлова»). Таким образом, впервые в истории России царь во время своего правления выехал за рубеж.

6*. Рассмотрите проблему. Какую роль играли стрельцы в борьбе за высшую власть в 1680–1690-е гг.? Почему именно к ним обращались за поддержкой противоборствовавшие силы?

Стрелецкое войско в 1680-х – 1690-х гг. использовали члены царской семьи для достижения своих целей. В первую очередь царевна Софья Алексеевна. В 1682 г. именно благодаря их поддержке она смогла прийти к власти и стать регентшей. А в 1689 г. стрельцов пытались использовать против Петра І. И наконец стрелецкий мятеж 1698 г. был тоже направлен против политики Петра І, и в поддержку царевны Софьи.

Скорее всего, к стрельцам обращались потому, что они отличались высоким уровнем дисциплины и боеспособности. Недаром царь Иван Грозный создавал стрелецкое войско как ядро будущей регулярной армии. И хотя полноценной армией европейского образца стрельцы так и не стали, но все же они были мощной силой, с которой были вынуждены считаться многие. В том числе и члены царской семьи.

Источник

Определите, опираясь на цитаты, отношение автора к герою его воспоминаний.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О ПЕТРЕ I СОЛДАТА НИКИТЫ КАШИНА
В летнее и осеннее время по Переведенной и по прочим улицам ходит пешком, летом в кафтане, на голове картуз чёрной бархатной, а в осень в сертуке суконном серонемецком, в шапке белой овчинной калмыцкой навыворот; и ежели идущи противу ево величества, сняв шапку или шляпу, поклонится и, не останавливаяся, пройдёт, а ежели остановится, то тотчас прийдёт к тебе и возмёт за кафтан и спросит — что ты? И ответ получит от идущего, что для ево чести остановился, то рукою по голове ударит и при том скажет: «Не останавливайся, иди, куды идёшь!» …Кушал его величество очень мало и жаловал, чтоб было горячее, и кухня была во дворце об стену ево столовой, и в стене было окошко, из которого подавали кушанье, а церемониальных столов во дворце не было. И после обеда отъезжал на яхту, поставленную у дворца на Неве, ночевал… а после почиванья для прогуливания ездил на Петербургской остров, ходил по рядам на Гостином дворе, торговал товары, но не преминет и кренделей купить, и квасу выпить, всё смотрел, чтоб порядочно было.

1. Определите, опираясь на цитаты, отношение автора к герою его воспоминаний. 2. Выберите из текста примеры, показывающие доверие императора к своим подданным. 3. Оцените общую достоверность документа. Своё мнение аргументируйте.

1.Автор воспоминаний относился с большим уважением к императору – «ево величества», «кушал очень мало», «церемониальны столов во дворце не было», «не преминет и кренделей купить, и квасу выпить, все смотрел, чтоб порядочно было».

2.«По Переведенной и по прочим улицам ходит пешком», «прийдет к тебя и возьмет за кафтан», «ходил по рядам…торговал товары, но не преминет и кренделей купить, и квасу выпить».

3.Документ можно считать достоверным, так как документ составил современник Петра I, который видел его. Описания Петра соответствуют воспоминаниям других современников.

Источник

Что можно сказать об отношении автора воспоминаний к петру

Как характеризует государственную и общественную службу Б. Н. Чичерин? В чём, по мнению автора, состоит одна из причин интереса мыслящих людей к теоретическим вопросам в данный период? Как автор характеризует роль Московского университета?

Прочтите отрывок из «Воспоминаний» Б. Н. Чичерина.

«В то время в России не было никакой общественной жизни, никаких практических интересов, способных привлечь внимание мыслящих людей. Всякая внешняя деятельность была подавлена. Государственная служба представляла только рутинное восхождение по чиновной лестнице, где протекция оказывала всемогущее действие. Точно так же и общественная служба, лишённая всякого серьёзного содержания, была поприщем личного честолюбия и мелких интриг. В неё стремились люди, которых тщеславие удовлетворялось тем, что они на маленьком поприще играли маленькую роль. При таких условиях всё, что в России имело более возвышенные стремления, всё, что мыслило и чувствовало не заодно с толпою, всё это обращалось к теоретическим интересам, которые за отсутствием всякой практической деятельности открывали широкое поле для любознательности и труда. Однако и в этой области препятствия были громадные. При тогдашней цензуре немилосердно отсекалось всё, что могло бы показаться хотя отдалённым намёком на либеральный образ мыслей. Хотя, разумеется, и в университете не допускалась проповедь либеральных начал, однако под защитой просвещённого попечителя слово раздавалось свободнее, можно было, не касаясь животрепещущих вопросов, в широких чертах излагать историческое развитие человечества. И когда из стен аудитории это слово раздалось в поучение публики, то оно привлекло к себе всё, что было мыслящего и образованного в столице. Московский университет сделался центром всего умственного движения в России. Это был яркий свет, распространявший лучи свои повсюду, на который обращены были все взоры. В особенности кружок так называемых западников, людей, веровавших в науку и свободу, в который слились все прежние московские кружки, и философские и политические, исключая славянофилов, собирался вокруг профессоров Московского университета».

Назовите императора, правившего Россией в период, о котором идёт речь. Укажите годы его правления. Какое событие, произошедшее при вступлении на престол этого императора, в значительной степени повлияло на его деятельность, способствовавшую созданию обстановки в стране, о которой сказано в отрывке?

Источник

ГДЗ.Литература.8 класс.Коровина.Часть 1.Из русской литературы 19 в.А.С.Пушкин.«Капитанская дочка».Глава XIV. Суд.Задание 4.

Я знаю как ответить:
1.Пушкин относится к своим героям по-разному. Обратим-
ся к тексту.
Пугачев: «лицо имело выражение приятное, но довольно плу-
товское», «мой бродяга», «сверкающие глаза», «вор и самозва-
нец», «черты лица правильные и довольно приятные, не изъяв-
ляли ничего свирепого», «с выражением плутовства и насмеш-
ливости», «самозванец», «отец родной», «горько усмехнулся».
Швабрин: «очень не глуп», «бесстыдство Швабрина», «унич-
тоженный враг», «усмехнулся злобной усмешкой», «гнусный
злодей».
Маша: «круглолицая, румяная», «трусиха», имела «ангельс-
кий голос», «без всякого жеманства призналась», «бедная», «ми-
лая девушка».
Мы выбрали несколько комментариев для характеристики
трех героев. Разговор об авторском восприятии осложняется
тем, что в романе есть герой-рассказчик. Это он сопровождает
свои записи данными комментариями. Через призму его оце-
нок мы судим и об авторском отношении.
Это особый литературный прием, который позволяет автору
добиться эффекта достоверности описания: ему хочется, чтобы
читатель воспринимал слова очевидца, а не его, автора, челове-
ка, жившего значительно позднее.
К Пугачеву отношение неоднозначное. Различными приема-
ми (портрет, диалог) Пушкин углубляет этот образ. Пугачев
бунтовщик, разбойник, убийца, но он и хороший организатор,
умеющий быть благодарным, щедрый на милость. Сердце его
не жестоко. Он человек размышляющий, понимает, что его бунт
обречен, говорит о воровской сути его «ребят». Для автора Пу-
гачев — личность яркая, выразительная.
Швабрин осуждается. Он не наделен ни одной положитель-
ной чертой, что свидетельствует о резко отрицательном отно-
шении автора. Этот герой всегда изображается в сопоставле-
нии с Гриневым, так Пушкин показывает бесчестие (Швабрин)
и честь (Гринев). Автору, безусловно, нравится Маша. Перед
читателем предстает почти идеальный образ русской девушки:
Маша добрая, мягкая, спокойная, религиозная, преданная, са-
моотверженная, сильная и волевая в конце романа.
Если рассуждать об авторском отношении к восстанию, то
нужно вспомнить общеизвестные слова: «Не приведи Бог ви-
деть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
Автор старался быть объективным в своем изображении. Он
показывает разные стороны мятежников: то они злые, крово-
жадные, страшные, то печальные и грустные. Также автор по-
казывает разными людей, служащих императрице: среди них
есть честные и бесчестные, верные присяге и предавшие её. С
явным сочувствием к пленному башкиру показана сцена его
допроса.
Рассказчик напрямую обращается к потомкам: «Молодой
человек! Если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что
лучшие и прочнейшие изменения те, которые происходят от
улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
Очевидно, здесь содержится оценка тех событий, которые опи-
саны в романе: это насильственные потрясения, которых не
должно быть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *