Что можно сказать об авторе слова кто он
Каким я представляю автора «Слова о полку Игореве»
Конечно, каждый человек по-своему представляет автора «Слова о полку Игореве» Кому-то он видится мудрым и седым старцем, который может ответить на любой вопрос и дать совет.
Может, кто-то представит его человеком средних лет, побывавшим во многих сражениях и знающим жизнь. Но каким бы он ни был, это несомненно умный и образованный человек, который мог передать свои впечатления и знаменательные события того времени. И вот о них узнали многие поколения людей.
Конечно же, автор «Слова о полку Игореве» — истинный патриот. Он сочувствует великим князьям и понимает, что и Игорь Святославович, и Святослав Киевский желали для Руси только хорошего, что они хотели избавить Родину от половцев. Но автор также говорит, что князья желали славы. За это они и были наказаны. Автор упрекает и осуждает их.
Я думаю, что человек, написавший «Слово…», был не из бедной семьи. Но он понимал нужды бедных людей, знал, что каждому человеку для счастья в жизни нужен мир. Никакой человек не хочет, чтобы его Родина была под гнетом чужеземцев. Любой хочет свободной и спокойной жизни. Поэтому автор часто обращается к другим князьям с призывом объединиться и выступить против половцев сплоченным, дружным войском. Он понимает что только объединившись, можно победить половецкие войска и прекратить их набеги на русскую землю.
Скорее всего, автор был военным человеком, так как не без понимания описывает военные действия. Он знает, что военная служба трудна и опасна. Поэтому в конце повествования воспевается храбрость и мужество старых князей, а также отвага и смелость князей молодых. Автор желает им счастья, здоровья, чтобы они с честью защищали свою землю. И как бы ни выглядел, каким бы ни был автор «Слова о полку Игореве», он останется в веках, как и этот замечательный литературный памятник гениального, образованнейшего и одаренного поэта.
Образ и характеристика автора в «Слове о полку Игореве», описание в цитатах для сочинения
Образ и характеристика автора в «Слове о полку Игореве»: описание в цитатах для сочинения
«. Ни в «Слове о полку Игореве», ни в каких-либо других исторических и литературных памятниках данных об авторе «Слова о полку Игореве» нет. « («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
«. поиски имени автора, основанные на данных самого «Слова», и тех источников, которыми мы сейчас располагаем, не могут завершиться успехом..» («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
«. Автор «Слова» был человеком широкой начитанности, он был хорошо знаком с исторической литературой своего времени, с памятниками книжной культуры своей эпохи. « («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
«. автор „Слова о полку Игореве“ не историк и не летописец, он не стремится хотя бы в какой-либо мере дать представление о русской истории в целом. Он предполагает знание русской истории в самом читателе. И вместе с тем его отношение к событиям современности в высшей степени исторично. « (Д. С. Лихачев «„Слово о полку Игореве“ и культура его времени»)
«. Одни исследователи считают, что автор «Слова» был участником похода Игоря Святославича и вместе с ним находился в плену; другие источник сведений видят в устных рассказах об этом очевидцев событий и самого Игоря. С уверенностью ответить на этот вопрос вряд ли удастся. » («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
«. основой гипотезы, считающей автора «Слова» черниговцем, членом дружины Игоря Святославича. Многие исследователи предполагают, что автор «Слова» был киевлянин, человек близкий к киевскому князю Святославу Всеволодовичу. Основой этого предположения служит прежде всего то, что А. С. осуждает поход Игоря и вместе с тем восхваляет киевского князя Святослава. » («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
Д. С. Лихачев считает, что автор «Слова» был приближенным Святослава Киевского или самого Игоря Святославича:
«. Есть только два князя, при которых певец мог именно так воспеть поход Игоря и произнести над ним осуждающие и, одновременно, похвальные слова, — это князь Святослав Киевский, „отец“ по своему положению в стольном городе, и Игорь Святославич. «
«. за гениальностью автора „Слова“ чувствуется наличие не дошедших до нас традиционных форм профессиональной поэзии. «
«. Общепризнанным следует считать и предположение о том, что автор принадлежал к высшему классу тогдашнего общества. Аргументами для такого заключения служат отличное знание им междукняжеских отношений, профессиональная осведомленность в военном деле, независимость авторской позиции. « («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
«. Подлинный смысл призыва автора „Слова“, может быть, заключался не в попытке организовать тот или иной поход. Задачей „Слова“ было не только военное, но и идейное сплочение русских людей вокруг мысли о единстве Русской земли. » (Д. С. Лихачев «„Слово о полку Игореве“ и культура его времени»)
Слово о полку Игореве. Образ автора
Во вступлении автор сообщал, что хочет «по былинам сего времени» рассказать о важных событиях в истории страны. В основной части повествуется о сборах Игоря в поход, о зловещих предзнаменованиях и продвижении войск к реке Каяле. Первый бой с половцами был успешным, а затем последовал полный разгром, гибель и пленение русских. Сражение с половцами, возглавляемое Игорем и его братом Всеволодом, закончилось поражением, гибелью многих воинов и пленом для князя Игоря.
Автор данного произведения был не только талантливым писателем, но и настоящим патриотом, достойным гражданином земли Русской. Его нельзя считать просто свидетелем событий, летописцем, пожелавшим запечатлеть исторические факты. Высказывая свою точку зрения, он отразил и общественное мнение, то есть «мысль народную» о необходимости единства Руси, единения князей и всего населения, чтобы сделать Русь сильным государством. Поэтому и о походе Игоря автор пишет как об ошибке: князь идёт на половцев с немногочисленным войском, не призвав других князей с их дружинами.
Сама по себе цель была бы благородной, если бы Игорь имел намерение только отогнать половцев. Однако князь ещё желал «добыть себе славы», доказать другим князьям, что и он «мужество избрал себе опорой». Автор отмечает, что он хотел бы воздать Игорю и почести, и славу, но князь навлёк беду на Русскую землю. Игорь – сын этой земли, поэтому природа и всё вокруг будто предупреждает об опасности и удерживает его от похода. И автор тоже переживает за последствия необдуманного решения князя. Он сочувствует ему, горюет о гибели воинов, сожалеет о разрозненности русских княжеств:
А князья дружин не собирают,
Не идут войной на супостата.
Малое великим называют
И куют крамолу друг на друга.
Рассказывая о вещем сне Святослава, его размышлениях, повествуя обращение киевского князя к другим князьям, автор отражает народную точку зрения по всем важным проблемам данного периода. Скорбь автора видна в описаниях человеческих переживаний, когда он с болью пишет о плаче по всей Руси (в том числе и о плаче Ярославны, жены Игоря). Позже мы узнаём, каким образом князь совершает побег из плена. При этом показано участие сил природы, которая способствовала успешному освобождению Игоря. Автор, как и другие русские люди, рад возвращению князя и приветствует всех, кто готов сражаться за родную землю.
Образ автора «Слова. » вырисовывается очень рельефно, как образ мудрого и смелого человека, готового сказать князьям, чего от них ждет народ. Поэтому в «Слове. » чётко поставлены проблемы того времени. Прежде всего, осуждаются распри между князьями из-за власти и территорий, что вело к раздробленности и ослаблению Руси, позволяло половцам совершать набеги. От этого страдало мирное население, простые селяне.
Автор размышляет о прошлом, настоящем и будущем Руси, прославляя героизм народа, умение отстоять свою землю. Говоря о мирных пахарях, их труде, о страданиях женщин, потерявших мужей, автор призывает к разумным действиям, чтобы благополучие и мир торжествовали на просторах родины.
Ставится также проблема воинской доблести и чести, преданности и долга по отношению к Отчизне. По мнению автора, главное для князей и их княжеств – быть едиными и сплочёнными ради интересов всего народа, всей Руси. Призыв к единению, прозвучавший в «Золотом слове» киевского князя Святослава, обращённый ко всем князьям, был очень важным в период раздробленности русского государства.
Автор создал также идеальный образ женщины с типичным национальным характером. Свою единственную героиню он показывает в небольшом эпизоде, приоткрывая её душевные переживания в плаче по мужу. Нежный образ любящей жены вызывает симпатию и сочувствие читателей, так как она не скрывает свои страдания и доверяет ветру перенести её слова, обращённые к любимому. Она называет себя «бедной», то есть соприкоснувшейся с бедой, и готова «птицей полететь» к мужу, чтобы залечить его раны, быть рядом, помогать, спасать от смерти. Не один раз приходила Ярославна на утренней заре к берегу реки, смотрела вдаль и просила могущественные силы природы помочь князю Игорю.
Автор «Слова. » вместе с народом готов простить Игорю его ошибки и петь ему славу, желать здоровья и благодарить за то, что князь не пожалел себя, когда пошёл бить врага. Создавая своё произведение, талантливый повествователь думал о будущем, поэтому предполагал, что поражение Игорева войска станет хорошим уроком всем князьям, и они сделают выводы о необходимости объединения княжеств в единое государство на благо народу и во имя мира.
Имя автора осталось неизвестным, но благодарные потомки видят в нём истинного патриота земли Русской.
«Слово о полку Игореве»: краткая характеристика автора. «Слово о полку Игореве»: проблема, образ автора
«Слово о полку Игореве» — это памятник литературы Древней Руси, в котором описываются события 12 века. Множество споров ходило об этом произведении: о подлинности, о времени создания и о человеке, который создал его. Проблема автора в «Слове о полку Игореве», к сожалению, так и осталась неразрешенной. И Кириллу Туровскому, и князю Игорю приписывалось его создание. Однако это не означает, что будет лишена смысла характеристика автора. «Слово о полку Игореве» — произведение, о создателе которого все-таки можно сказать что-то вполне определенное. Этому и посвящена данная статья.
Краткая характеристика автора
«Слово о полку Игореве» создал писатель, оставшийся неизвестным. Однако мы можем говорить об образе автора. В произведении он просматривается довольно хорошо. Какова же характеристика автора? «Слово о полку Игореве» создал, безусловно, современник описанных в нем событий. Весьма вероятно, что он был одним из воинов князя Игоря. Однако мог быть и монахом, поскольку в то время они были одними из самых образованных людей. О том, что это мог быть один из приближенных князя, свидетельствует детальность и точность в изображении сражений. Еще один вариант — государственный деятель, которому было прекрасно известно о положении дел в государстве.
Широким историческим кругозором может быть дополнена характеристика автора. «Слово о полку Игореве» наполнено множеством экскурсов в историю, на основании чего и можно сделать такой вывод.
Автор прекрасно разбирается также в политических перипетиях времени, поскольку он явно понимает, каковы причины поражения князя Игоря, и знает, как можно оградить родину от посягательств кочевников. Создатель «Слова…» — образованный человек и настоящий патриот. Не подлежит сомнению такая характеристика автора. «Слово о полку Игореве» — произведение, исполненное патриотического духа. Являясь участником описываемых событий, автор не мог не отметить доблесть князя и его воинов. Он как будто вновь переживает поражение его войска и радуется тогда, когда князь возвращается домой.
Сочинение: Образ автора в «Слове о полку Игореве…»
Литеровед предлагает вашему вниманию краткое сочинение на тему «Образ автора в «Слове о полку Игореве», в котором дается характеристика рассказчика, раскрываются особенности его повествования.
Самым популярным произведением древнерусской литературы по праву считается «Слово о полку Игореве». Оно же вызывает множество споров среди знатоков литературы. В частности, предметом спора является время написания произведения. Существует даже такая версия, что оно было написано в 18 веке и стилизовано под древнерусское произведение. Большинство литературоведов сходятся во мнении, что это все-таки памятник древности и время его создания относится к началу 12 века.
Следующий вопрос, вызывающий споры, это автор «Слова». Некоторые из сторонников более современного происхождения произведения считают автором графа А. И. Мусина-Пушкина, нашедшего рукопись. Писатель В. А. Чивилихин отдает авторство самому новгород-северскому князю Игорю. Филолог А. Н. Ужанков придерживается другой версии. По его мнению, автором является участник похода, сопровождавший князя Игоря, а позже ставший монахом. Он даже называет его имя, это игумен Моисей. Как его звали в миру неизвестно. Литературовед установил, что его перу принадлежит и статья в Киевской летописи.
В произведении нет прямых указаний на должность, социальное положение автора. И все-таки, прочитав «Слово…» можно многое сказать о личности этого человека. Время, о котором говорится в произведении, имело свои особенности. Страна была раздроблена на княжества, что делало ее легкой добычей для врагов. Эту проблему поднимает автор, что говорит о его патриотизме. Он переживает за судьбу родины и призывает князей к объединению. Суждения автора близки народному мнению. Он старается быть правдивым в своем рассказе. Рассказчик занимает независимую позицию, описывая события и высказывая свое мнение.
Автор с уважением относится к князьям. Он признает их положительные качества, что отражается в тех определениях, которыми он их наделяет. Игорь, по его мнению «свет светлый», у него «храброе» войско. «Славный» и «могучий» Всеволод, брат Игоря, восхищает ратными подвигами. Вспоминает автор и «храбром Олеге». Он дает объективную оценку действиям князей, отмечая их достоинства и недостатки. Князь Игорь храбрый воин, он не боится смерти, умереть в бою для него честь. Недостатком князя является его тщеславие, он стремится к славе любой ценой. Князь нимало не заботится о жизни простого народа, не думает о том, чем обернется его поражение для страны. Этот факт говорит не в его пользу, так как человек, стоящий у власти несет ответственность за свой народ.
Мы может говорить об уме, образованности и творческой одаренности автора. Об этом свидетельствует язык «Слова…». Повествователь использует лирические отступления, такие художественно-изобразительные средства как сравнения, олицетворения, метафоры. В лирических отступлениях он вспоминает о других князьях, их деяниях, размышляет о судьбе Русской земли. Он хорошо ориентируется в исторических событиях, знает о стиле и результатах правления русских князей. Это говорит о его образованности и мудрости.
Автору близка народная поэзия. Он сравнивает Игоря и его братьев с соколами, с «молодыми месяцами». Когда пленили половцы князей, автор говорит, что «два солнца померкли». Плач Ярославны о муже на стене Путивля близок к обрядовой поэзии. Автор сравнивает ее с кукушкой, которая в славянской культуре является символом печали, тоски, несчастья. Княгиня готова птицей обернуться, полететь к мужу и омыть раны его.
Так же, как в произведениях фольклора, природа становится участницей событий. Солнце в день выступления в поход покрылось тенью, что предупреждало князя о плохом исходе. Игорь пренебрег знаком, данным свыше, и жестоко поплатился за это. Ярославна обращается за помощью к солнцу и ветру.
Узнав о пленении сыновей, князь Святослав говорит «золотой слово». Он восхищается их храбростью и силой, но корит за стремление «прошлую славу себе похитить». Он мечтал, что его сын, «великий князь Всеволод», займет место отца. Сыновья решили по-своему, не посоветовавшись с ним.
Когда Игорь возвращается на Русскую землю, автор вместе с народом радуется этому событию. Он славит Бога, желает здоровья князьям и их дружинам, которые борются за христиан. Это подтверждает то, что автор глубоко верующий человек.
Для автора Россия – это и земля, и природа, и народ. Он понимает, что безрассудный поход Игоря обернулся слезами жен и матерей, сиротством детей, разорением земли Русской. Половцы жестоко мстили за набег князя Игоря. Автор находит слова, чтобы выразить свои чувства, вызванные горестными событиями. Читая произведение, чувствуешь ту боль, сожаление, безысходность, которые он испытывал, говоря о поражении Игорева войска. Становится понятно, что он активный участник событий, обо всем знает не понаслышке. Автор переживает за судьбу родины, хочет, чтобы она стала сильным государством.
Темы, которые поднял автор «Слова о полку Игореве» нашли отражение в более поздних произведениях искусства. Любовь к Родине стала неотъемлемой темой русской литературы.
Отношение автора к войне
Размышляя о стране, он обращается к ее прошлому для того, чтобы понять настоящее. «Слово…» — это последовательное повествование об одном трагическом эпизоде, относящемся ко времени войны с половцами. Эта война, казалось бы, была просто одной из множества других, которые русские князья вели за независимость, сражаясь с кочевниками. Однако автор «Слова…» рассматривает ее как очень важное событие для Руси. Он призывает русских князей объединиться, поскольку лишь так можно победить врага. Голос истинного патриота звучит в этом призыве. Это человек, желающий своей родине мира и благоденствия.
Монах или нет?
Многие летописи создавались в средние века иноками. Предположение о том, что и «Слово о полку Игореве» тоже было создано в монастырских стенах, вызывает сомнения из-за отсутствия каких-либо цитат из священных книг. Символика произведения, состоящая в основном из образов природы, может быть рассмотрена, скорее, как языческая, чем как христианская.
Сам тон произведения, местами неистовый и возмущенный, вряд ли можно приписать православному монаху. Скорее всего, он был всё же человеком мирским и к тому же довольно знатным, который мог себе позволить критику в сторону высокопоставленных особ. Глубокие познания автора в сфере военного дела наводят на мысль о его причастности к военному сословию. Автор разбирается не только в отечественном оружии и обмундировании, но и в зарубежном. Это видно из описания воинов русской и половецкой армий.
«Слово о полку Игореве»: описание предзнаменований
Дальнейший рассказ о предвещающих трагический исход грозных знамениях представляет резкий контраст всему этому. Автор описывает тревожное поведение животных, раздающиеся в ночной тишине необычные зловещие звуки, солнечное затмение. Он будто снова переживает все эти события. Автору хочется предупредить князя о предстоящих несчастьях. Несмотря на то, что далее рассказывается о победе, принесшей богатые трофеи русским, автор снова возвращается к описанию грозных предзнаменований: «черные тучи с моря» и «кровавые зори» пророчат беду.
Новое сражение
Русские воины перегородили дорогу идущей на них неприятельской рати. Рассвет, своим алым цветом напоминавший цвет крови, предвещал трагический исход сражения. Здесь автор делает философское отступление, высказывая своё сожаление по поводу того, что новое поколение русских людей плохо знает историю родной страны.
В качестве нравоучения он приводит пример из истории, когда многочисленные междоусобные войны, развязываемые в былые времена князем Олегом Вещим, принесли Руси огромные страдания, так как ослабили её, позволив врагам совершать успешные набеги на Русь. И на этот раз сбылись пророчества, которые совершала природа, предостерегая русских воинов от неудачи на бранном поле. После жестокой кровопролитной битвы войско Игоря и Всеволода оказалось разгромленным, а сами главные герои «Слова о полку Игореве» попали в плен.
Возвращение Игоря
Автор торжественно описывает возвращение Игоря в Киев. Он говорит, что для всех это большая радость. Ни слова упрека не слышится в его словах. Характеристика Игоря из «Слово о полку Игореве» лишена негативных оценок. Автор понимает, что причина того, что лучшие из князей не в состоянии одержать победу, не в них самих, а в разобщенности князей. Игорь — воплощение различных княжеских доблестей, какого бы осуждения он ни заслуживал. Характеристика Игоря из «Слово о полку Игореве», данная автором, просто не может быть другой в силу огромного патриотизма создателя произведения. Вместе с народом он прощает ошибки князя и поет ему славу, благодарит за то, что тот не пожалел себя, когда отправился бить врага. Талантливый повествователь, создавая свое произведение, думал о будущем. Он предполагал, что неудача, постигшая Игоря, послужит хорошим уроком князьям, и они осознают необходимость объединения в единое государство раздробленных русских княжеств.
Реальные события
В 1184 году к южным границам Древней Руси подошли половцы. Киевский князь Святослав, опытный правитель и полководец, нанес поражение чужакам. Князю Новгорода-Северского, Игорю, пришлось не по душе, что он не смог поучаствовать в разгроме половецкой орды. Именно поэтому спустя год, в 1185-ом, он решил отправиться в собственный поход, ища сражений и побед в них. Князь хотел собственными силами дойти до берегов Черного моря, которое уже почти век было закрыто от русичей половецкими землями. С Игорем отправились его сын Владимир и племянник Святослав.
Впрочем, поход завершился весьма и весьма печально. Часть дружины была уничтожена половецкими отрядами, часть бежала. Все князья попали в плен: впервые за всю историю русской государственности.
Спустя время Игорю удалось с помощью половца бежать из плена и вернуться в свой родной город.
Талант автора
Остается неясным то, как автор смог передать столь точно события, разворачивавшиеся в разных местах одновременно. Это можно объяснить лишь его невероятным талантом. Автор «Слова…» оставил потомкам грандиозное произведение, которое проливает свет на события давно минувших дней. Сквозным образом является образ земли русской, дорогой и близкой его сердцу. Автор смотрит на нее будто с высоты птичьего полета. Всю русскую землю охватывает его взгляд. Все надежды, все мысли создателя «Слова…» связаны именно с ней. Таков образ автора «Слова о полку Игореве», который, безусловно, мыслил очень широко.
Начало произведения
Автор говорит о цели написания поэмы. Он хотел передать исторические события как можно лаконичнее, обращая внимание только на существенные факты. Автор противопоставляет свой литературный стиль стилю древнего сказителя Баяна, язык которого был чересчур вычурным.
Автор «Слова о полку Игореве»
Принято считать, что знаменитое «Слово о полку Игореве» было создано в 1185 г. И создано по горячим следам событий – вскоре после сокрушительного разгрома половцами войска новгород-северского князя Игоря Святославича. Известно, что в конце XVIII столетия это произведение было обнаружено в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре. В 1795 г. оно оказалось в руках А.И. Мусина-Пушкина, который подготовил редкую рукопись к печати.
В 1800 г. в Москве из стен Сенатской типографии вышло в свет первое издание «Слова о полку Игореве» – одного из самых значительных памятников русской средневековой литературы. В духе того времени заголовок гласил: «Ироическая песнь о походе на половцов удельного князя Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие».
Издание ранее неизвестного произведения сразу же привлекло внимание образованных кругов тогдашней России. И вот уже более двух веков ученые разных специальностей: историки, литературоведы, лингвисты, археографы, географы, ботаники и зоологи, а также писа¬тели и поэты, снова и снова обращаются к бессмертному «Слову». О нем написаны тысячи книг, десятки тысяч статей, оно переведено на многие языки мира.
И чем глубже и обширнее идут исследования, тем яснее и ярче становится в наших глазах облик Автора. Это – гениальный литератор, опиравшийся в своем творчестве на традиции народного героического эпоса, поэт, почитатель песнопевца Бояна, эрудит и книжник, историк и осведомленный политик с общерусской позицией.
Для него характерна не только творческая одаренность, но и блестящее знание истории, политики, культуры, мифологии, фольклора, географии, военного и охотничьего дела…
Но откуда почерпнул он свои энциклопедические знания, из каких источников, что он читал или мог читать? В этом очерке сделана попытка, исходя из содержания самой поэмы, определить «книжный мир» создателя «Слова о полку Игореве».
Автор «Слова» прекрасно знал легендарного поэта средневековой Руси Бояна, называя его «соловьем старого времени». Он появляется уже в первых строках «Слова», загадочный, похожий на волшебника-чародея. Слагая и исполняя свои песни-славы, Боян, по словам Автора, носился по полю волком, парил в небе орлом, растекался мыслью по древу («растекаться» — путешествовать). Струны у него – живые, персты – вещие и они сами собой славу князьям рокотали.
Кто такой Боян и существовал ли он на самом деле? Первые издатели «Слова» в своих примечаниях признавались, что не знают, «когда и при каком государе гремела лира его», а далее предполагали: «По названию Бояна внуком Велесовым, кажется, что жил он до принятия в России христианской веры». Поэт М.М. Херасков, сравнивая Бояна с Гомером и Оссианом, попытался определить примерное время его жизни: «Ты, может быть, Боян, тому свидетель был, когда Владимир в Тавр закон принять ходил».
После побоища Игоря Святославича с половцами. Васнецов, 1878.
Имя Боян употреблялось и как нарицательное, обозначавшее средневекового русского поэта вообще. Теперь, благодаря усилиям многих исследователей, известно, что существовал вполне реальный поэт-певец Киевской Руси Боян. Время его жизни можно определить довольно точно. Уже в запеве «Слова о полку Игореве» говорится, что свои песни-славы он пел «старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редедю перед полками касожскими, прекрасному Роману Святославичу». Старый Ярослав – это великий князь Киевский, известный как Ярослав Мудрый (умер в 1054 г.), храбрый Мстислав – князь Тмутороканский, брат Ярослава Мудрого. Прекрасный Роман Святосла¬вич – это внук Ярослава, старший брат Олега Святославича, получившего прозвище Гориславич (Роман погиб в 1079 г.). В последних строках «Слова» Боян славит Олега после его возвращения из Византии – это 1083 г.
Самое же раннее событие, воспетое Бояном, – богатырское единоборство князя Мстислава с предводителем кавказского племени касогов Редедей в 1022 г. Песню Бояна, прославляющего Мстислава, помнили и через 150 лет, а сложена она была не позже 1036 г. – ведь пел ее Боян самому Мстиславу, умершему в том же году.
Академик Б.А. Рыбаков так определяет «послужной список» знаменитого песнотворца: «Сначала он был связан с Мстиславом, затем с Ярославом Старым, затем с его сыном Святославом и сыновьями Святослава – Романом и Олегом, родоначальником Ольговичей. Гусли Бояна зазвучали еще до 1036 года и продолжали рокотать славы князьям вплоть до 1083 года, т.е. более полувека».
Автор «Слова» называет Бояна внуком Велеса – бога богатства, мудрости и искусств, «вещим» и «смысленым», т.е. мудрым и проницательным, а также умеющим «свивать славы оба-полы сего времени» – видимо, связывать прославление своих современников с воспоминаниями о событиях прошлого. Всего же имя Боян упоминается в «Слове» семь раз. Но слушатели и читатели того времени настолько хорошо знали песни и манеру «гораздого гудца в Киеве», что Автор «Слова», обращаясь к творчеству Бояна, мог и не называть его имени.
Исследователи же определяют принадлежность Бояну отдельных отрывков в «Слове» по их синтаксическим и стилистическим особенностям, отличиям по ритму и размеру. Так, крупнейший русский филолог XIX в. Ф.И. Буслаев предположил, что портрет Олега Святославича основан на песнях Бояна. Позже это наблюдение подтвердил академик М.Н. Тихомиров.
Слово о полку Игореве Иллюстрация Владимира Фаворского
Много места Автор «Слова о полку Игореве» уделяет полоцкому князю-чародею Всеславу Брячиславичу, описывая его самым причудливым и одновременно самым доброжелательным образом: «Всеслав-князь людям суд творил, князьям города дарил, а сам по ночам волком рыскал, из Киева достигал до первых петухов Тмуторокани, великому Хорсу перебегал дорогу». М.Н. Тихомиров считал, что и эти строки взяты из песен Бояна. Однако в них явственны и отголоски сказаний о Волхе Огненном Змее, относящихся еще к общеславянскому эпосу, с его колдовством, волшебством и чудесными превращениями. И Автор прекрасно ориентировался в древнейших сказаниях. Они сохранились как былины о Волхе Всеславьевиче.
Но речь не может идти о простом заимствовании, использовании чужого материала. По мнению Б.А. Рыбакова, Автор «Слова» и в художественном, и политическом отношении спорил со своим предшественником, иначе оценивая многих людей и события столетней давности: «Боян пел славу Святославу Ярославичу, одному из трех братьев, вероломно засадивших Всеслава в тюрьму». Поэтому строки, восхваляющие Всеслава, принадлежат, с точки зрения академика, самому Автору, а порицающие – Бояну. Рассказ «Слова» о князе-чародее заканчивается так: «Ему вещий Боян и давнюю припевку-поговорку изрек, мудрый: “Ни хитрому, ни разумному, ни колдуну искусному суда Божьего не миновать!”». Интересна характеристика припевки-поговорки, сделанная Автором, – «давняя». Это значит, что Боян использовал широко известный афоризм, параллели которому обнаруживаются в средневековых литературах различных народов. Так, в «Саге о Гроттире» говорится, что «никто не избежит того, что ему назначено», а в несколько измененном виде этот афоризм приводится в «Молении Даниила Заточника».
Известно, что на реке Немиге дружина князя Всеслава столкнулась в жестокой сече с дружиной Изяслава Ярославича. Ее описание в «Слове о полку Игореве», по мнению Ф.И. Буслаева, также принадлежит Бояну: «На Немиге снопы стелют головами, молотят цепами харалужными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. Кровавые берега Немиги не добрым зерном были засеяны – засеяны костьми русских сынов».
Но как узнавал Автор содержание песен-слав Бояна? И справедливо ли вообще причислять его к русским книжникам, т.е. было ли его творчество всецело устным, импровизационным или существовало также в письменном виде? Теперь нет сомнения, что Боян был не только грамотен, но и широко образован. Он имел многих предшественников и пользовался целой рунической библиотекой, привезенной Ярославом Мудрым из Новгорода. Исследователи считают, что Боян записывал свои песни, и предполагают, что его произведения использовали и летописцы, и Автор «Слова о полку Игореве», и другие литераторы того времени.
Автор «Слова» имел представление и о том, что порой одно произведение исполнялось двумя певцами в форме диалога. Боян пел вместе с другим поэтом по имени Ходына, что и запечатлено в «Слове о полку Игореве». Там же приведен их афоризм: «Тяжело тебе, голове, без плеч, плохо тебе, телу, без головы».
Бесспорно, что Автора «Слова» привлекали и, может быть, восхищали искусно «сплетенные» песни-славы Бояна, отличавшиеся полетом воображения, широким размахом и одновременно краткостью и емкостью изложения.
В целом оценка Бояна в «Слове о полку Игореве» – восторженно-приподнятая. Но еще А.С. Пушкин заметил, что в ней, возможно, «ирония пробивается сквозь пышную похвалу». Размышляя о стиле своего прославленного предшественника и как бы отталкиваясь от него, Автор показывает, как Боян мог начать песнь о походе Игоря: «Не буря соколов занесла через поля широкие – галки стаями летят к Дону великому!» И тут же предлагает свой зачин: «Или так бы тебе спеть, о вещий Боян, Велесов внук: «Кони ржут за Сулою – звенит слава в Киеве; трубы трубят в Новеграде, стоят стяги в Путивле!» Комментарий Пушкина: «Теперь поэт говорит сам от себя, не по замыслу Боянью, по былинам сего времени. Должно признаться, что это живое и быстрое описание стоит иносказаний соловья старого времени».
Автор в какой-то степени противопоставлял свою творческую манеру манере своего предшественника. Уже в первой строке он говорит, что «неприлично (нелепо) было бы начинать нам старыми словами скорбных воинских повестей песнь о походе Игоревом». В результате Автор «Слова» вместо традиционной воинской повести создал произведение уникального жанра – одновременно страстную лирическую песнь и волнующее публицистическое произведение. И в самом его тексте памятник называется и «словом», и «песнью», и «повестью», а в современных публикациях – также «поэмой», а его Автор, соответственно, поэтом.
Исследователи считают, что Автор «Слова» – это человек широко начитанный, знавший не только песенно-поэтические творения Бояна и эпические сказания о прошлом Руси, но и глубоко разбиравшийся в исторической литературе своего времени, хорошо знакомый с лучшими образцами поэтического и художественно-литературного творчества. Но это, конечно, не значит, что гениальное «Слово» состоит сплошь из заимствований. Автор был совершенно оригинален в использовании устно-поэтического и книжного материала, проявил «высокую степень художественной самостоятельности» (Н.К. Гудзий).
«Слово о полку Игореве» обильно насыщено историческими фактами. Знания Автора истории глубоки и обширны, хронологический охват событий составляет тысячу лет – от «веков Трояновых» (I–IV вв.) до 1185 г.
Алексей Иванович Мусин-Пушкин
Много сведений Автор почерпнул из летописей, прежде всего из «Повести временных лет» Нестора. В «Слове» обнаружен ряд выражений, мыслей, почти буквально совпадающих с выражениями и мыслями «Повести». «В лице Автора «Слова о полку Игореве» «Повесть временных лет» нашла внимательного и чуткого к ее жизненной красоте читателя», – писал академик Д.С. Лихачев.
Внимательно изучал Автор «Слова» все то, что относилось к половецкой опасности, угрозе со стороны Степи, в частности материалы Любеческого съезда 1097 г., страстный призыв на нем Владимира Мономаха к объединению русских князей. Тогда Владимир Мономах говорил, что из-за междоусобиц «погибает земля Русская и враги наши половцы пришедшие возьмут землю Русскую».
С этими словами Мономаха совпадают укоры Автора «Слова»: князья начали «сами на себя крамолу ковати, а неверные из всех стран приходили с победами на Русскую землю». Причем эту мысль Автор повторяет дважды, настолько для него важна идея объединения князей перед половецкой опасностью.
Автор бессмертного творения средневековой русской литературы был знаком и со многими другими произведениями, как русскими, так и зарубежными, которые бытовали тогда на Руси. Приведу два примера. Это – «бобровый рукав» Ярославны и «жемчужная душа» Изяслава, сына Василькова. Долгое время переводчики и комментаторы считали, что в первом случае речь идет о рукаве женской одежды, отороченном бобровым мехом. В переводе В.А. Жуковского, например, читаем:
«Омочу бобровый рукав в Каяле-реке,
Оботру князю кровавые раны…»
Современные филологи установили, что это вовсе не бобровый рукав, что бобряная ткань – это мягкая шелковая ткань, а не бобровый мех. Н.А. Мещерский обнаружил в ряде памятников, переведенных на Руси в середине XI – начале XII вв., слово «бобр», которое обозначало тонкую шелковую ткань. Конечно, Автор «Слова» знал эти книги, как и то, что шелковая ткань обладает целебными свойствами.
Чрезвычайно интересно то место, где говорится о гибели Изяслава, который был «на кровавой траве повержен литовскими мечами», где «изронил жемчужную душу из храброго тела». Метафора «душа – жемчужина (или бисер)» была известна в русской литературе по «Хронике» Георгия Амартола.
Ярославский Спасо-Преображенский монастырь
Предсмертные же слова князя Изяслава «Дружину твою, о князь, птицы крыльями приодели» соответствуют словам, произносимым перед смертью героями исландских саг, таких как «Сага о Гисли», «Сага о Греттире». Возможно, это место в «Слове» восходит к какому-то не дошедшему до нас произведению викинга-скальда Эгиля Скаллагримссона. Творчество скальдов хорошо было известно на Руси со времен Ярослава Мудрого, и Автор «Слова о полку Игореве» был знаком с этими сагами…
Этим перечнем, конечно, не исчерпывается возможный круг чтения Автора «Слова о полку Игореве». Можно смело предположить, что он обладал всеми теми книжными богатствами, которые накопила к тому времени Русь. А богатства эти были весьма значительны и разнообразны. Назову лишь самые выдающиеся, своего рода вершины.
Здесь страстное «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, которое в яркой форме возвеличивает Русь, прославляет ее князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Здесь же уникальный свод биографических повествований, в том числе и тех, что включены в Киево-Печерский патерик. Среди замечательных творений того времени – поэтичные «Слова» и «Поучения» писателя и проповедника Кирилла Туровского, мудрые раздумья государственного деятеля Владимира Мономаха в его «Поучении», фундаментальный исторический труд «Повесть временных лет» Нестора-летописца, о котором уже говорилось.
Русские книжники XI–ХП вв. создали еще ряд значительных произведений, таких, как «Хождение» игумена Даниила по Святым местам или «Слово о князьях», перекликающееся по содержанию со «Словом о полку Игоревом». Осбо отмечу «Сказание о Борисе и Глебе», написанное епископом Переяславля Южного Лазарем, человеком замечательно одаренным в литературном отношении. Можно предположить, что Автору «Слова» было близко и дорого то, что Лазарь сумел подняться до осознания необходимости единства «Русской великой страны». Под пером Лазаря князья Борис и Глеб выступали как защитники Руси от внешних врагов.
Как видим, «Слово о полку Игореве» находилось в окружении выдающихся образцов нашей словесности. И можно сказать, что оно отразило, впитало в себя красоту других творений средневековых отечественных авторов, причем впитало так, что стало «как бы сгустком всех тех достоинств, которые присутствуют в его окружении» (Ю.М. Лощиц).
Оно «подпитывалось» и творениями зарубежных авторов, которые тогда бытовали на Руси. Активная переводческая деятельность талантливых русских книжников началась уже при Ярославе Мудром в книгописной мастерской Киевской Софии. И Автор «Слова» знал многие из них. Например, «Хронику» Георгия Амартола, перевод которой Н.А. Мещерский назвал «подлинным поэтическим переложением», «Повесть об Акире Премудром», в основе которой – бродячий сюжет, связанный со сказками Шахерезады, повесть «О дерзости и храбрости и о бодрости прекрасного Девгения» («Девгениево деяние»), «Александрия» – роман об Александре Македонском. Добавлю сюда «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Хронику» Иоанна Малалы и Патерик Синайский… Исследователи находят в Игоревой песне отголоски этих и некоторых других памятников зарубежной литера¬туры, отдельные соответствия им.
Из множества примеров приведу два. Четыре раза Автор упоминает в своем «Слове» имя Троян – «земля Трояна», «тропа Трояна», «века Трояновы», «седьмой век Трояна». До сих пор ученые спорят об этом загадочном имени. Наиболее правдоподобной версией считают ту, согласно которой Троян – это римский император Марк Ульпий Троян (время правления 98–117 гг.), о котором Автор мог знать из книг. Сведения об античной истории Автор мог получить и от образованных людей, своих близких знакомых. Один из них, Киевский митрополит Климент Смолятич, ссылался в своих трудах на Гомера, Платона и Аристотеля.
Второй пример как раз и связан с Гомером. При сравнении «Илиады» и «Слова» очевидна близость описаний битв, их участников, трофеев и пленных, знамений и примет, света и тьмы, зверей и птиц, растений и других элементов стилистики и содержания обеих поэм.
И в завершение очерка поговорим о личности Автора бессмертной поэмы. Ученые и писатели приложили массу усилий, чтобы хотя бы установить его имя, место жительства, его социальное происхождение. Автор оказывался скоморохом, птицеловом, профессиональным певцом, княжеским дружинником, боярином, тысяцким, греком, скандинавом, самим князем Игорем, Кириллом Туровским, Владимиром Галицким и многими другими людьми…
Самые серьезные исследования по поиску наиболее вероятного Автора «Слова о полку Игореве» принадлежат академику Б.Л. Рыбакову. В начале 70-х годов прошлого века он опубликовал книгу «Русские летописцы и Автор «Слова о полку Игореве». Из всех летописцев, ко¬торые были современниками трагического похода Игоря, наш выдающийся историк особо выделил киевского боярина Петра Бориславича, считая его наиболее вероятным Автором «Слова». В 1991 г. академик выпустил в свет свой новый труд, полностью посвященный этому боярину: «Петр Бориславич. Поиски Автора «Слова о полку Игореве».
Перед читателями со страниц книги предстает один из замечательнейших людей XII столетия. Он занимал высокие государственные посты, был опытным воином и воеводой, прожившим долгую жизнь. Петр Бориславич – активный участник многих событий: сражений, посольств, совещаний, дослужился до поста тысяцкого – выборного главы киевского боярства. И особенно важно, Петр Бориславич занимался литературной деятельностью, был незаурядным писателем, страстным публицистом и историком. В течение полувека он вел летопись, которую отличают высокие литературные достоинства и независимость суждений автора.
Автора «Слова о полку Игореве» и Петра Бориславича объединяют совпадение времени и места жизни, социальный статус (принадлежность к старшей дружине, боярству), одинаковые симпатии и антипатии, одинаковое отношение к великому князю Святославу Всеволодовичу, одинаковая политическая программа, одинаковое безразличие к церкви. Приводя веские доказательства в пользу авторства «Слова» Петра Бориславича, академик все же высказывал некоторые сомнения. Но незадолго до своей кончины Борис Александрович Рыбаков уверенно заявил: «Анализ текстов летописей и статистические расчеты позволи¬ли мне сделать вывод, что «Слово» – подлинная вещь, написанная по следам событий в конце XII века в Киеве Петром Бориславичем».