Что можно сказать о васнецове
Биография Васнецова Виктора Михайловича. Творческий путь художника-сказочника
На позднем этапе творчества мастер увлекся созданием произведений с религиозной тематикой, а также работами в стиле модерн. Уникальное творческое видение создало в мире его произведений удивительное сочетание реализма со сказочным вымыслом. В этой статье представлена биография Васнецова, а также кратко рассматривается его творчество.
Начало пути
Уже с ранних лет биография Васнецова показывает его как человека, готового идти наперекор обстоятельствам для достижения своей цели. Живописец родился в 1848 году в семье священника, и предполагалось, что Виктор пойдет по стопам отца. Мальчик учился сначала в духовном училище, а позднее в духовной семинарии. Однако с детства он увлекался живописью и даже брал частные уроки рисования в училище. Учеба в семинарии, чтение книг по иконописи и храмовому убранству разбудили в нем интерес к древнерусскому искусству. Вскоре Васнецов понял, что хочет посвятить живописи всю свою жизнь, и, не доучившись в семинарии один год, отправился в Петербург, где начал готовиться к поступлению в Российскую академию художеств. К счастью, отец не стал противиться желанию сына, и Васнецов получил его благословение на выбор творческого пути.
Учеба в академии
Васнецову повезло учиться у мастера портретной живописи Ивана Крамского, он попал к нему в класс, вступив в общество поощрения художников. Всего через год Васнецову удалось поступить в академию. Уже во время учебы живописец показал себя талантливым и трудолюбивым студентом, участвуя в выставках и окончив академию с большой и малой серебряными медалями. После академии Васнецов вступил в товарищество передвижных художественных выставок, благодаря чему его работы успешно экспонировались во многих городах России.
Личная жизнь Васнецова
Васнецов очень долго мечтал о собственном доме. В его представлении это должен был быть деревянный терем, как в сказках. И живописцу удалось воплотить его: прямо в центре Москвы он построил деревянный дом, сделанный по образу древнерусского терема. К сожалению, полностью дом не сохранился, сейчас он частично перестроен. Сегодня в нем находится дом-музей Виктора Васнецова. На втором этаже художник обустроил себе мастерскую. Теперь он был абсолютно счастлив. Сам он любил повторять, что успокоение человек может найти только в семье.
Картины Васнецова и особенности его творческого метода
Несмотря на сформировавшийся в итоге единый и наиболее узнаваемый среди зрителей стиль произведений Васнецова, художник работал в разных жанрах и сферах художественной деятельности. В его ранних работах превалирует бытовая тема («С квартиры на квартиру», 1876; «Преферанс», 1879).
В 1880-е годы он создает, пожалуй, самые известные свои произведения: «Витязь на распутье» (1882), «Аленушка» (1881), «Ковер-самолет»(1880).
К концу 1890-х художник все больше увлекается религиозной тематикой. Он занимается монументальной живописью во Владимирском соборе в Киеве, храме Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, а также росписью храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
Архитектурные проекты
Помимо этого, Васнецов занимался созданием архитектурных и скульптурных проектов, таких как церковь Спаса Нерукотворного, избушка на курьих ножках в Абрамцево, а также проекты пристройки главного входного зала к зданию Третьяковской галереи и Святого Александра Невского в Москве.
Произведения Васнецова в книжной графике
Кроме того, художник работал и над созданием книжных иллюстраций. В начале двадцатого века была издана книга И. К. Линдемана под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках Виктора Михайловича Васнецова».
Можно сказать, что годы жизни Васнецова были наполнены плодотворной работой и желанием проявить себя в разных сферах и жанрах. Художнику удалось показать зрителю современный взгляд на древнерусское искусство и фольклор. В своих работах он стремился превратить героев из сказочных персонажей в реалистичных героев, со своими чувствами и переживаниями. Без слов, лишь при помощи кистей и красок, ему удалось передать все переживания сидящей на берегу Аленушки, в работе «Витязь на распутье» передать давящую тяжесть выбора в позе витязя, даже не показав зрителю его лица.
Биография Васнецова являет нам пример не только успешного художника, но и счастливого семьянина, для которого главным источником вдохновения были его родные и близкие, словно ломая стереотип о живописце как о богемном человеке, отличающемся непостоянством и не созданном для семейной жизни. Кажется, что всю жизнь художник делал то, чего от него не ждали: стал художником, несмотря на уготованный ему путь священника; невзирая на реалистическую манеру, создавал произведения на основе былинных сюжетов; был примерным отцом и семьянином, успешно сочетая семейную жизнь с творчеством. Виктора Васнецова с уверенностью можно назвать художником, талантливым во всем.
Что можно сказать о васнецове
1.Васнецов Виктор Михайлович — русский живописец, график, архитектор, иллюстратор.
Он также был портретистом, монументалистом, автором жанровых картин и театральным художником.
2.Наверное, знаменитого художника Виктора Васнецова в России знают все, и каждый человек знаком с полотнами этого гениального художника.
3.Картины Виктора Васнецова представлены в лучших знаменитых музеях и галереях страны — и ежегодно полюбоваться ими приходят сотни тысяч человек.
4.На протяжении всей жизни Васнецов уделял живописи большую часть всего своего времени, упорно трудясь над каждым полотном, над которым ему доводилось работать.
5.Художник Виктор Васнецов буквально чувствовал холст, с которым работал. Он создавал изумительные исторические пейзажи и картины по фольклорным мотивам, добившись небывалых высот и став одним из самых известных российско-советских художников.
6.За свою жизнь Виктор Васнецов успел поработать в разных направлениях живописи. Однако, большинству людей он известен в качестве автора знаменитых полотен на сказочную и былинную тематику – богатыри, царевны и различные сказочные персонажи.
7. Родился Виктор Васнецов 3 (15) мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Он был сыном сельского священника Михаила Васильевича Васнецова и Аполлинарии Ивановны.
8.Всего в семье Васнецовых было шестеро детей. Младший брат Виктора Васнецова, Аполлинарий, также стал художником, и весьма известным, в том числе известным своими живописными реконструкциями старой, допетровской Москвы.
9.Так как отец Васнецова был священником, это предопределило детство и юность Виктора. Первоначальное образование у него было религиозным образованием, так как будущий живописец сначала получал его в духовном училище, а затем в Вятской духовной семинарии.
10.Но ещё в юности Виктор Михайлович начал брать уроки живописи. Его учителем был преподаватель рисования из гимназии. В ранних его работах преобладали бытовые сюжеты, но они быстро наскучили художнику. Отец Васнецова, видя талант сына и его тягу к творчеству, разрешил ему оставить обучение в духовной семинарии и поступить в Академию художеств.
С БРАТОМ АПОЛЛИНАРИЕМ
11. Так что духовное образование Виктор так и не завершил: за год до выпуска он отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Но всю свою жизнь живописец был очень религиозным человеком.
12. Виктор Михайлович настолько не был уверен в себе в юности, что не сомневался в провале вступительных экзаменов в Академии художеств. Он не стал даже узнавать результаты. Виктору было отправлено письмо, но оно затерялось, и о том, что он всё-таки поступил, Васнецов узнал лишь почти через год.
13.В 1868–1875 годах Виктор Васнецов учился в Петербургской Академии художеств и был настолько успешен в учебе, что удостоился трех серебряных медалей Академии Художеств.
14.В 1876 году он побывал в Париже, затем в Италии.
15. Художник впервые представил работы на выставке, когда ему минул 21-й год. С 1874 года Виктор Васнецов постоянно участвовал в выставках передвижников.
16.С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины и выработана иллюстративно-фольклорная направленность творчества.
17.Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин – «После побоища», «Богатыри» и другие.
18.Но искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Многие видели в нем начало нового, истинно национального направления в русской живописи. Но большинство считало его живопись безынтересной, а попытки возродить византийский и древнерусский стили бесплодными.
19.Особые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова. «Никак я не мог одобрить и то, что в первом же номере, имевшем как-никак значение известного credo наших идеалов и стремлений, половина иллюстраций была посвящена тому художнику, к которому у меня выработалось определенное отрицательное отношение, а именно к Виктору Васнецову» – негодовал А.Н. Бенуа.
20. Но чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».
21. Как и многие русские художники того времени, он стремился выйти за границы канонов академического искусства. Творчество В.М. Васнецова оказало влияние на художников периода модерн и, особенно, на художников Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова.
22.В 1881 году Виктор Васнецов вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве.
23. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и другие.
24. Всю жизнь Виктор Васнецов был очень религиозным человеком, а с возрастом особенно. В этот период жизни он успел поработать над росписью множества храмов и соборов. В 1885-1896 годах Виктор Васнецов принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве.
25.Обращение к религиозной теме им было продолжено в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и других. Однажды художник чуть не погиб, сорвавшись с высоты в тот момент, когда он расписывал купол собора. Его спасло чудо — надетая на нём в тот момент куртка зацепилась за крюк. Сам он расценил это чудесное спасение, как знак свыше.
26.Виктор Васнецов был женат один раз. Он женился на Александре Владимировне Рязанцевой. В счастливом браке у них родилось пятеро детей. В семье было 4 сына: Борис, Алексей, Михаил, Владимир и дочь Татьяна.
27. Супруга Васнецова была одной из первых женщин-врачей в Санкт-Петербурге. В те годы это было настоящим достижением, если вспомнить, что тогда женщины нередко дискриминировались в вопросах образования и работы.
28.Дочь мастера пошла по стопам отца — тоже стала художницей.
29. Еще один художник из династии Васнецовых — его внук Андрей, также носивший его прославленную фамилию. Он пошёл по стопам своего знаменитого деда и стал известным в СССР художником, который умер в 2009 году.
30. Часто Васнецов занимался одновременно несколькими работами, причём совершенно разными. Так, картины “Богатыри” и “Иван Царевич на сером волке” Виктор Васнецов написал, параллельно работая над росписью Владимирского собора в Киеве.
31. Иван Царевич, обнимающий царевну, впервые был изображён Васнецовым на эскизе его картины “Ковёр-самолёт”. Но позднее он перенёс эту пару на полотно “Иван Царевич на сером волке”.
32. Кроме масштабной живописи, художник занимался иллюстрациями к детским книгам. Он создавал иллюстрации к книгам Пушкина и Гоголя, издававшимся в конце XIX века.
33. Также Васнецов был ещё и архитектором, причём весьма талантливым. Правда, большая часть его проектов так никогда и не была реализована.
34. Одним из его увлечений было коллекционирование икон. Особенно его привлекали старые иконы, написанные известными иконописцами. Для него они были большим, чем просто картинами, и он придавал своей коллекции огромное значение. Впрочем, он и сам великолепно рисовал святых.
35. Современники удивлялись, насколько спокойный и праведный художник вел образ жизни. Одними из любимых времяпровождений для мастера были вечера в кругу семьи, чтение Библии. Знаменитый художник продолжал вести тихий и консервативный образ жизни, даже когда разбогател.
36. Картина «Богатыри», самая, наверное, известная картина Васнецова. Ведь с малых лет нам известны васнецовские «Богатыри».
37. Но идея “Богатырей” пришла ему в голову художника задолго до того, как была воплощена на холсте. Первый карандашный набросок этой картины Виктор Васнецов сделал за 27 лет до её написания.
38. Живопись принесла ему не только славу, но и богатство. Васнецов занимался благотворительностью — финансировал литературные издания.
39.Будучи монархистом по убеждениям, Виктор Михайлович из своего кармана финансировал издание нескольких книг монархической направленности, а также занимался их оформлением.
40. Также Виктор Васнецов приложил руку к проекту пристройки главного входного зала к зданию Третьяковской галереи.
41. Своей любимой картиной Виктор Васнецов считал знаменитую “Алёнушку”. Правда, по задумке художника в центре сюжета оказалась юродивая крестьянская девушка, и к сказке про Алёнушку и её братца Иванушку это полотно не имеет никакого отношения.
42. В 1892 году знаменитый художник получил звание академика.
43. Так как он был сыном простого священника, некоторые двери перед ним были закрыты из-за его происхождения. Но за свои заслуги в области живописи в 1912 году, за 5 лет до революции, Виктор Васнецов получил пожизненное дворянство.
44. Чтобы набраться опыта и впечатлений, Васнецов предпринял долгое путешествие по Европе. На протяжении целого года он жил в Париже, не прекращая при этом работу над картинами, и за это время написал их немало. За его заслуги Франция наградила его орденом Почётного легиона — самой высокой наградой, какую Франция только может вручить иностранцу.
45. Любые революционные идеи художник отвергал, считая их вредными и опасными для общества. Но после революции и Гражданской войны в России он не стал, как многие другие, покидать страну, и остался жить в СССР.
46. В 1914 году в Российской империи была выпущена марка, доходы от продажи которой направлялись жертвам Первой Мировой войны. Нарисовал эту марку именно Виктор Михайлович.
47. Умер Виктор Васнецов в Москве в своей мастерской во время работы над портретом 23 июля 1926 года. Похоронен художник был на Лазаревском кладбище, но после уничтожения последнего его прах был перенесён на Введенское кладбище Москвы.
ДОМ-МУЗЕЙ ВАСНЕЦОВЫХ
48. Расположенный в Кирове Вятский художественный музей имени Виктора и Аполлинария Васнецовых стал первым музеем такого типа на Севере и Северо-Востоке России. Он был основан в 1910 году.
49.В его честь был назван астероид (3586) Vasnetsov, открытый в 1978 году.
50. Произведения Виктора Васнецова бережно хранятся и по сей день, и почти все они являются достоянием России, хотя многие зарубежные коллекционеры хотели бы заполучить их для себя.
ПАМЯТНИК БРАТЬЯМ ВАСНЕЦОВЫМ В КИРОВЕ
Виктор Михайлович Васнецов
Фото Все
Видео Все
Виктор Васнецов / Передвижники / Телеканал Культура
Виктор Васнецов. Pro и contra
Виктор Васнецов — биография
Виктор Васнецов – прославленный русский живописец, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат исторический жанр, романтические тенденции, фольклор и символизм.
Русская публика всегда была непоследовательна по отношению к Виктору Васнецову. Одни считали его малярным мастером, другие профессором живописи. Случались времена, когда художник не мог продать ни одной своей картины, но вскоре все изменилось, и в нем видят непогрешимого гения, не соглашаться с которым даже просто неприлично. Художественная живопись Васнецова очень разнообразна, и если одна ее сторона вызывает справедливый восторг, то другие ее подробности заставляют выразить свое несогласие. Живописец запечатлел на своих картинах чисто русскую красоту, он понял, что нужно искать не передвижническую, академическую, а настоящую, затерявшуюся в тех немногих уголках незатейливой природы, такой близкой, понятной и родной русскому человеку.
Детство и юность
Родился Виктор Васнецов 15 мая 1848 года в небольшой деревушке Лопьял, затерявшейся на просторах Вятской губернии. Отца будущего прославленного художника звали Михаил Васнецов, он был священником местной церкви, сам занимался воспитанием детей, которых в семье родилось шестеро. Он старался привить им не только любовь к религии, мужчине было очень важно, чтобы отпрыски получили разносторонние знания, не исключая и область науки. Однако Виктора наука и религия интересовали мало, ему нравилось слушать поверья, сказания, легенды, которыми так богата вятская земля. Мальчик с большим удовольствием слушал сказки, чем занимался различными науками.
Рисовать Витя начал в раннем детстве, и было видно, что он обладает несомненным талантом. Однако материальное положение семьи Васнецовых не позволяло обучать сына в художественной школе. Вместо того, чтобы учиться любимому делу, Виктор был вынужден в 1858-м начать обучение в Вятском духовном училище. Для него, сына священника, обучение в этом заведении было бесплатным.
После окончания училища Васнецов продолжил свое обучение в духовной семинарии. Однако не доучился полтора года, бросил ее и отправился в 1867 году в петербургскую Рисовальную школу. К слову сказать, отец не оказал никакого давления на сына, наоборот, дал ему свое благословение на занятие любимым делом. Васнецов не только поступил в эту школу, он еще смог достойно выдержать экзамен и стать студентом Академии художеств, однако начал обучение в ней только спустя год. В Рисовальной школе Виктор учился мастерству живописи у Ивана Крамского.
Творчество
Диплом Академии Васнецов получил в 1873-м, но его творческая биография началась гораздо раньше. Свои первые картины начинающий художник выставил в 1869-м, их включили в экспозицию Академии художеств. А после того, как Васнецов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, его полотна участвовали в выставках, которые организовывало это товарищество.
Картина Виктора Васнецова «С квартиры на квартиру»
Творчество прославленного художника можно разделить на два этапа. Вначале ему был близок социально-критический жанр, героями которого стали обедневшие старики на полотне «С квартиры на квартиру», или мещане с картины «Преферанс», жизнь которых проходит весьма скучно. Полотна Васнецова того периода перекликаются с творчеством Достоевского, в них видится та же ирония вперемешку с состраданием.
К концу XIX века творчество художника перешло во второй этап, так как общество стало больше интересоваться «преданьями старины глубокой». Особенностью этого этапа стало сочетание истории и фольклора. Из-под кисти Васнецова выходили полотна, которые не могли не тронуть самые потаенные уголки души каждого русского человека.
В этот период своей творческой биографии живописец создал «Витязя на распутье», «Гусляров», «Ивана-Царевича на Сером Волке», «Алёнушку», «Трех богатырей». Последнее полотно, с изображенными на нем Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, стало визитной карточкой великого художника Васнецова.
Современники Васнецова, ценители его искусства, считали этот период его творчества началом нового «русского стиля». Художник внес свой весомый вклад и в сценографию, стал автором непревзойденных эскизов декораций и костюмов героев к опере «Снегурочка», написанной Римским-Корсаковым. Отдельно хочется выделить декорации, изображавшие царские палаты Берендея.
Кроме «Снегурочки», Васнецов занимался оформлением сцены театра для постановки драмы «Чародейка» Шпажинского и оперы «Русалка» Даргомыжского. Даже сейчас, в современных театрах, подводные пейзажи «Русалки» изображают с учетом декораций, созданных в свое время Виктором Васнецовым.
В столичном Историческом музее до сих пор сохранился живописный фриз «Каменный век», вызывающий восхищение современных посетителей. Коллеги художника высоко оценили эту работу мастера, датированную 1883-1885-м годами.
«Каменный век»
Спустя некоторое время Васнецова увлекла религиозная тема. Художник расписал петербургский храм Спас-На-Крови. Его кисти принадлежит стенная живопись в Храме Рождества Иоанна Предтечи. Вместе с другими художниками Васнецов разрабатывал проект храма-памятника Александру Невскому в городе Софии.
На протяжении десяти лет художник занимался росписью киевского Владимирского собора. Эта работа потребовала от Васнецова полной отдачи сил. В 1880-1890-м годах художник и его помощники расписали три тысячи квадратных метров стен этого собора. В строгие византийские мотивы живописец сумел добавить поэтичное, лирическое начало, сказочные мотивы, смягчившие восприятие росписи.
Свой собственный стиль оставил Виктор Васнецов и в архитектуре. «Русским стилем» художник считал не просто наследование старинных мотивов, а заимствование некоторых свойств, используемых древнерусскими зодчими. Именно Васнецов инициировал возведение на территории усадьбы Абрамцево церковь Спаса Нерукотворного. При ее строительстве учитывались псковско-новгородские традиции. Там же возвели и сказочную беседку – «Избушку на курьих ножках».
Собственный дом, в котором жил Васнецов с семьей, он тоже спроектировал сам, правда, ему помогал в этом архитектор Василий Башкиров. Теперь там находится дом-музей Васнецова, а сам столичный переулок носит имя величайшего художника России.
Дом Виктора Васнецова
Первая революция 1905-го и события Кровавого воскресенья нашли отклик в душе истинного гения Васнецова. Он придерживался тех же убеждений, что и ультраконсервативный «Союз русского народа», и это стало причиной, по которой Виктор финансировал и оформлял монархические издания.
Позднее творчество художника наполняет тревога, предчувствие того, что грядут неизбежные перемены. Под этим впечатлением Васнецов пишет своих «Варяг», с пришедшими на Русь Синеусом, Рюриком и Трувором, призванными новгородцами.
«Варяги» Виктора Васнецова
Октябрьская революция 1917-го привела к тому, что Васнецов перестал активно участвовать в художественной жизни. В основном, он иллюстрировал русские сказки – «Царевна-лягушка», «Спящая красавица», «Царевна Несмеяна». Работа над ними длилась практически до самой смерти художника. Однако некоторые критики придерживались мнения, что образы, созданные Васнецовым, уже утратили свою былую силу. В это же время художник трудился и над написанием портретов, которые получили высокую оценку тех же критиков и современников мастера.
Личная жизнь
Виктор Васнецов был женат на Александре Рязанцевой, принадлежавшей к большому купеческому роду в Вятке. Родители дали девушке приличное образование, она училась в вятской гимназии, потом на первых женских врачебных курсах петербургской медико-хирургической академии. Влюбленные сочетались браком в 1878-м, и этот семейный союз длился без малого пятьдесят лет. Виктор обрел счастье в личной жизни, в семье царила любовь и взаимопонимание. Супруга родила художнику пятерых наследников – дочку Татьяну и сыновей Бориса, Алексея, Михаила и Владимира.
Виктор Васнецов с семьей
Младший брат Виктора Васнецова – Аполлинарий, тоже стал известным художником. В деревне Рябово Вятской губернии (нынешняя Кировская область), где Васнецовы проживали на протяжении более двух десятков лет, открыли музей, посвященный памяти двух братьев-живописцев.
Смерть
Виктор Васнецов завершил свой земной путь 23 июля 1926 года, в возрасте 78 лет. Причиной смерти стал инфаркт, настигший великого мастера на рабочем месте, в его столичной мастерской.
Памятник Виктору Васнецову
Местом упокоения художника стало Лазаревское кладбище, а когда его уничтожили, то прах Васнецова перенесли на Введенское кладбище.