Что можно сказать о поэзии 18 века какие жанры преобладали

Русская поэзия XVIII века. Введение

Сколько бы ни прошло времени, XVIII век останется в памяти поколений одной из самых замечательных культурных эпох. Во многих странах им обозначены основополагающие политические, экономические и духовные перемены, но особенно важны они в истории России. За несколько начальных десятилетий века наша страна сумеет занять достойное место в мировом движении культуры. С гордостью напишет А.С. Пушкин, что «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и громе пушек и европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы». Н.В. Гоголь подхватит пушкинскую мысль, сравнив Россию с тройкой коней, неудержимо несущейся вперед, обгоняя народы и государства.

Было чему удивляться! Патриархальная, политически консервативная страна под напором мощной воли царя-преобразователя Петра I начала стремительно и неузнаваемо меняться. Недалеко было то время, когда российское государство станет, по выражению В.Г. Белинского, «держать судьбы мира на весах своего могущества». Не все реформы Петра обернутся в последующих столетиях добром и пользой для россиян, и все-таки новые великие начала культуры и литературы были заложены. Впервые – это слово как нельзя больше подходит к менталитету России XVIII века. Впервые прямой доступ к образованию получают юноши из ремесленного и мещанского слоев городского и пригородного населения. Впервые светские нормы поведения начинают брать верх над религиозными предписаниями церкви. Сама «словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии», – заметит Пушкин. И свяжет факт появления новой литературы с образованием нового типа общественных отношений: «Новая словесность, плод новообразованного общества, скоро должна была родиться».

В прошлое важно научиться смотреть доброжелательно, но одновременно трезво. Отъединение указом Петра церкви от государства принесло русским людям большую свободу поведения и творчества. Одновременно оно послужило предтечей того, что идеалы духовные стали оттесняться требованиями насущными, материальными. Сиюминутное вступило в открытый спор с вечным. Удержать идеальное, духовное в светской культуре общества выпало на долю поэзии. Именно она оказалась воспреемницей могучей стихии нравственности и проникновенного лиризма, наполнявшей устную народную поэзию долгих предшествующих столетий.

Ученые не раз отмечали, что «новая русская литература началась не с прозы, а с поэзии, она утверждала свое историческое бытие в поэтических жанрах, заговорила с читателем языком стиха». Поэзия вообще как вид искусства гораздо старше прозы. Она воспринималась в древности как нечто всеобъемлющее, включая в себя самые разные жанры, возможно, близкие в нашем понимании и к прозаическим. Не случайно Цицерон называл поэзию «родом учености»: «Так у греков древнейший род учености – поэзия». Не нужно забывать при этом, что разноплановые в художественном выражении, стихи и проза имеют и много общего в своих истоках. М.Л. Гаспаров указывает на своеобразный синкретизм поэзии и прозы в начальный период русской словесности: «Противоположение “стих–проза”, такое естественное для нас, древнерусскому читателю было неизвестно. Оно явилось только в начале XVII века и было отмечено новым словом, прежде не существовавшим, а, стало быть, и ненужным словом “вирши”, стихи (от польского wiersz, латинского versus; буквально поворот, повтор словесного отрезка). До этого вместо противоположности “стих–проза” ощущалась другая “текст поющийся – текст произносимый”». Только в XVII–начале XVIII века, – считает ученый, – когда была уловлена особая «выразительная сила ритма и рифмы», эти приемы сделались «признаками отличия стиха от прозы».

Мы не случайно привели большую цитату из исследований ученого о русском стихе. Она подводит к мысли о том, что, кроме общекультурной традиции, у русской поэзии в начальный период развития литературы были свои предпосылки ее преобладания над прозой. Дело в том, что на рубеже XVII–XVIII веков, на переходе от древнерусской литературы к новой словесности, именно лирическая поэзия вобрала в себя доминирующий ритмический и эмоциональный строй устно-поэтического творчества. Полно выразивший удивительные свойства русского языка и речи строй русской лирики напевный по своей сути. И не просто напевный: начиная с фольклорного периода, он элегичный, грустно-задушевный. Элегическая наполненность лирического стиха созвучна душе русского человека.

– писал Пушкин. Не случайно элегический жанр – один из самых выразительных в жанровой системе русской лирики. Начиная с «Елегий» А.П. Сумарокова 1740-х годов, элегия в русской поэзии оказывается едва ли не большим, чем жанр, поскольку предельно полно выражает мироощущение поэта и его читателей.

Все это объясняет правомерность образа лиры в нашем заглавии, для которого взята строка из стихотворения Державина. В пору создания стихотворения, Державин был первым поэтом России, и он был стар. Оставалось жить несколько месяцев, и поэт страдал от мысли, что «некому лиру передать». Он осознавал отчетливо, что выстраданное за долгую жизнь полнее и ярче всего может быть передано «через звуки лиры». Но не только лиры! Русская поэзия XVIII века шла рука об руку со стремительно крепнущим государством-империей. Необходимо было строить и преобразовывать, но при этом еще и защищаться, отвоевывать когда-то утерянное, укреплять и расширять границы. Потому в строке поэта звуки лиры поставлены рядом со звуками трубы. Поэзия XVIII века – не только лирическая, но трубная, воинственная. И все-таки в нашей книге мы обращаемся прежде всего к поэзии лирической, а не «трубной», поскольку именно она оказалась более востребованной культурными запросами последующих столетий и прочно скрепила общую эволюцию русской литературы.

Несмотря на важность и значимость поэзии XVIII века, изучена она, по сравнению с другими периодами русской литературы, сравнительно мало. Лишь в последнее время в более или менее расширенном объеме внесена она в школьные программы. Чем это можно объяснить? Во-первых, думается, утвердившимся со времен В.Г. Белинского и с его подачи мнением о том, что русская поэзия XVIII века в большей степени риторическая словесность, чем истинная лирика. Справедливости ради скажем, что великий критик, обладавший редким поэтическим чутьем, делал исключения для целого ряда поэтов, и об этом дальше пойдет речь. Еще одна причина кроется в том, что язык поэзии первых двух третей века по преимуществу тяжел для беглого чтения. В ту пору все еще держалась тенденция декламационного произнесения од и посланий – а это совсем иное искусство воспроизведения текста. Литературный язык еще не оформился в единую систему, которая включала бы в себя и общепринятую разговорную норму. Поэзия той поры иерархична, и господствует в ней высокий стиль, соответствующий высоким жанрам классицизма.

В последнюю треть века классицистические каноны начинают оттесняться нормами сентиментализма с его обращенностью к чувствам и вкусам широкого читательского круга, с его интересом к обыденному, повседневному, личному – и, следовательно, с его преобладающим теперь разговорным стилем. И вновь плацдармом для новаторства оказывается поэзия. В драматургии классицистические каноны продержатся куда дольше. Еще долго будут они здесь выстраивать саму структуру произведения, его внешний вид. Вспомним, что даже в «Горе от ума» А.С. Грибоедова (а создано оно в середине 20-х годов XIX века, в пору утверждающегося реалистического метода) внешний его каркас классицистичен: соблюдены «единства» места и времени и т.д. Особый «чувствительный» стиль в сентиментальной прозе – письмах, дневниках, записках путешественников и повестях – широко заявит о себе лишь к началу 1790-х годов. А поэзия уже к началу 1780-х говорит едва ли не современным нам языком чувства. И.Ф. Богданович своей иронической стихотворной поэмой «Душенька» утверждает совершенно новые, разговорные формы поэтического языка. Г.Р. Державин впускает в высокий мир лирического чувства обыденные, но такие красочные детали бытовой жизни. Поэзия, по природе своей обращенная к личностным переживаниям человека, динамично впитывала и отражала быстро меняющуюся жизнь русского общества, насущное повседневное бытие разных его слоев.

Основополагающих трудов по истории русской поэзии XVIII века – наперечет. Следует назвать уже упоминавшиеся выше рассуждения и критические оценки В.Г. Белинского. В 20-е годы прошлого столетия была издана ставшая в наши дни раритетом книга замечательного ученого Г.А. Гуковского «Русская поэзия XVIII века». Она важна тем, что обращена к поступательному движению русской литературы, в ней показан неровный и многомерный, и при этом увиденный не фрагментарно, а в целостной картине процесс развития отечественной поэзии. В отличие от Г.А. Гуковского, ученые, в последующие годы обращавшиеся к поэзии XVIII века, руководствовались избирательным принципом освещения материала. В Большой серии «Библиотеки поэта» был выпущен двухтомный сборник «Поэты XVIII века». Маститым литературоведам Г.П. Макогоненко и И.З. Серману принадлежат здесь обширная вступительная статья и краткие биографические справки об авторах, чьи стихи помещены в двухтомнике. Однако сами эти авторы представлены выборочно. Например, нет здесь Г.Р. Державина, М.Н. Муравьева, Н.М. Карамзина – а без них трудно осмыслить общее движение поэзии XVIII века.

Несколько позднее в этой же серии было издано продолжение предыдущего сборника: вышли в свет «Поэты 1790–1810-х годов» с интереснейшей вступительной статьей Ю.М. Лотмана. Наконец, необходимо упомянуть фундаментальный академический учебник в двух томах «История русской поэзии», выпущенный издательством «Наука» в конце 1960-х годов. Один из его разделов посвящен поэзии XVIII века.

Вот, пожалуй, к настоящему моменту и все основополагающие работы, дающие цельное представление об отечественной поэзии XVIII века. Ощущается потребность в создании учебника для школ, лицеев и гимназий, учебника, который отвечал бы расширяющимся культурным запросам нашего времени. В то же время он должен быть спроецирован на ведущие темы и разделы школьных программ.

Работая над книгой, мы ставили своей задачей показать поступательное развитие поэзии XVIII века, выстроив при этом изложение материала таким образом, чтобы оно соответствовало школьному преломлению литературных фактов. То есть было бы одновременно и научным, и увлекательным. Понятно, что подобная задача трудноисполнима, поскольку предполагает до известной степени соединение крайних полюсов. Но она интересна и перспективна, и потому есть смысл попробовать. Историко-литературные факты рассматриваем в контексте жизненной судьбы поэтов – ведь эта судьба, несомненно, дает определенное направление самой истории литературы. Нам хотелось активизировать желание и потребность молодых людей самостоятельно и неординарно мыслить, при этом обращаясь за ответом к различным справочникам и словарям. О веке Просвещения невозможно было писать без мысли о просветительском характере пишущейся книги. Потому широким фоном творчества поэтов выступают общественные деяния, философские и нравственные искания людей, живших в XVIII столетии.

Переходя в главах-портретах от одного поэта к другому, обнаруживаешь ариаднину нить, которая хотя и позволяет течению реки поэзии распадаться на отдельные рукава и речки, однако обозначает главное направление течения. Проживший долгую жизнь и умудренный ею Державин напишет в конце пути:

Не согласимся с поэтом и посмотрим, что дошло до нас могучей властью поэзии «чрез звуки лиры и трубы» от великого века восемнадцатого.

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XVIII века

Источник

Русская литература 18 века. Обзор тематики и жанровых особенностей. Основные представители русской литературы 18 века.

Что можно сказать о поэзии 18 века какие жанры преобладали

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская литература 18 века Обзор тематики и жанровых особенностей. Основные представители русской литературы 18 века.

В русской литературе 18 века исследователи выделяют 4 периода: Литература петровского времени. 1730-1750гг. 1760-е – первая половина 70-ых годов. Последняя четверть века.

Литература петровского времени Она ещё носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс «обмирщения» (т.е. замены литературы религиозной литературой светской). В этот период разрабатывается новое решение проблемы личности. Жанровые особенности: ораторская проза, повесть, политические трактаты, учебники, стихотворство.

Феофан Прокопович Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого периода был Ф.Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформировавший свои художественно- эстетические взгляды. Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей.

Второй период (1730-1750гг.) Данный период характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. Основой классицизма явилась ориентация на высокие образцы античного искусства как эталон художественного творчества. Жанровые особенности: трагедия, опера, эпопея (высокие жанры) комедия, басня, сатира (низкие жанры)

Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) Автор сатир, в которых отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных» и др.). По словам В.Г.Белинского, он «первым свёл поэзию с жизнью».

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) Выступил подлинным новатором в искусстве слова. В своём трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии. Кроме того, Тредиаковский ввёл новые литературные жанры: оду, элегию, басню, эпиграмму.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Один из первых теоретиков классицизма, учёный-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трёх штилей.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразилась и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии – одах.

Александр Петрович Сумароков (1717-1777) Также вошёл в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма, как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), как автор трагедий (9 трагедий, в которых главное – борьба страсти и разума, долга и личных чувств), автор комедий, басен (им написано 400 басен).

Третий период (1760-е – первая половина 70-х гг.) В данный период в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. В литературе активно развиваются пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В.И.Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздражённый Вакх»), в жанре повести выступил М.Д.Чулков, издаются литературные журналы М.Д.Чулкова («И то, и сё»), В.В.Тузова («Смесь»), Н.И.Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»). В это же время творил М.М.Херасков, создатель «Россияды» – русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).

Четвёртый период Литература последней четверти 18 века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвёртый период расцветает комическая опера, творчество Д.И.Фонвизина (1745-1792) – автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».

Гаврила Романович Державин (1743-1816) Его перу принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Её Величества…», «Фелица»). Державин первым ввёл в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка.

Писатель, философ, поэт. Автор знаменитого «Путе- шествия из Петербурга в Москву». Протест против рабства, духовного порабощения составляет главный пафос этого произведения. Прославленный баснописец, среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра») и комедии («Модная лавка» и др.)

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) Н.М.Карамзин возглавил сентиментально-романтическую линию в литературе. Он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь».

Что можно сказать о поэзии 18 века какие жанры преобладали

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что можно сказать о поэзии 18 века какие жанры преобладали

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что можно сказать о поэзии 18 века какие жанры преобладали

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что можно сказать о поэзии 18 века какие жанры преобладали

Номер материала: ДВ-196299

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что можно сказать о поэзии 18 века какие жанры преобладали

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что можно сказать о поэзии 18 века какие жанры преобладали

В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам

Время чтения: 1 минута

Что можно сказать о поэзии 18 века какие жанры преобладали

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Что можно сказать о поэзии 18 века какие жанры преобладали

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Что можно сказать о поэзии 18 века какие жанры преобладали

ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании

Время чтения: 1 минута

Что можно сказать о поэзии 18 века какие жанры преобладали

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Виды и жанры поэзии с примерами

Поэтический мир огромен и разнообразен. И чтобы в нем не потеряться, нужно знать основные виды и жанры поэзии. Разобраться в них не так сложно, как может казаться на первый взгляд. Наша статья вам обязательно поможет!

Мы рассмотрим основные виды и жанры поэзии с примерами, которые могут встретиться вам в литературе. Разумеется, наш список не претендует на всеохватность. Но знание этих 18 основных жанров поможет вам лучше ориентироваться в поэтическом многообразии.

Основные виды и жанры поэзии

Для удобства мы разбили список из 18 жанров поэзии на три больших категории. В зависимости от рода литературы жанры поэзии подразделяются на:

Рассмотрим, в чем заключаются особенности каждой из категорий, и какие жанры поэзии в нее входят.

Лирическая поэзия

Лирическая поэзия ставит целью раскрыть душу лирического героя: его раздумья, впечатления, чувства. Повествование о событиях не относится к задачам лирического стихотворения – оно может быть бессюжетным. Лирика отражает и душевное состояние автора, его размышления, переживания.

Ода – торжественное стихотворение (от греч. ode – песня). В Древней Греции оды слагались для прославления победителей атлетических состязаний. Позже ода трансформировалась в жанр высокой лирики, восхваляющий важную персону, событие или идею.

Для оды характерен так называемый «велеречивый» слог: церковная лексика, инверсия, пышность эпитетов, риторические обращения и восклицания. Ода стала одним из важнейших поэтических жанров эпохи классицизма (XVIII век). Знаменитые русские авторы од – Ломоносов, Державин, Сумароков.

Царей и царств земных отрада

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Ломоносов, «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (фрагмент), 1747

Гимн – (от греч. gymnos – хвала) торжественная песнь (стихотворение) на возвышенную тему. В античности гимны исполнялись в качестве хвалебных посвящений богам. В русской литературе XVIII – XIX веков сочинялись гимны как религиозные, так и светского содержания.

Известные авторы гимнов этой эпохи – Сумароков, Жуковский, Дмитриев. В начале XX века несколько сатирических гимнов вышли из под пера Маяковского, среди них – «Гимн обеду» и «Гимн взятке».

В гимнах часто используются обращения и воззвания к объекту восхваления, лестные сравнения и описания, перечисление высоких качеств или деяний объекта. Из средств художественной выразительности преобладают гиперболы, метафоры, сравнения, эпитеты.

Светило гордое, всего питатель мира,
Блистающее к нам с небесной высоты!
О, если бы взыграть могла моя мне лира
Твои достойно красоты!

Но трудно на лицо твое воззрети оку;
Трудняе нам еще постигнути тебя;
Погружено творцом ты в бездну преглубоку,
Во мраке зря густом себя.

Вострепетала тьма, лишь только луч пустился,
Лишь только в вышине подвигнулся с небес,
Горящею стрелой дом смертных осветился,
И мрак перед тобой исчез.

Сумароков, «Гимн о премудрости божией в солнце» (фрагмент), 1760

Элегия

Наибольшую популярность этот поэтический жанр завоевал в поэзии сентиментализма и романтизма. Среди известных авторов элегий – Жуковский, Батюшков, Пушкин, Баратынский.

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем!
Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?
Ужели никогда не зреть соединенья?
Ужель иссякнули всех радостей струи?
О вы, погибши наслажденья!

Сонет

Сонет – вид лирики, возникший в Италии в XIII веке. Распространился в поэзии Возрождения, романтизма. Относится к твердым стихотворным формам из-за строго определенного объема (14 строк) и порядка рифмовки.

Наиболее частые темы, затрагиваемые в сонетах – тема любви и размышления о поэзии. Узнать больше о сонетах и правилах их написания, а также ознакомиться с примерами вы можете в нашей статье «Что такое сонет?»

Что можно сказать о поэзии 18 века какие жанры преобладали

Послание

Послание – стихотворное письмо-монолог, обращенное к реальному или вымышленному лицу и, как правило, содержащее призыв, просьбу или пожелание. Основные особенности послания – адресность и связь с биографическими либо историческими событиями.

В XIX веке в России особую популярность обрели дружеские послания, пришедшие на смену «высоким» посланиям XVIII столетия. Примеры дружеских посланий часто встречаются среди стихотворений Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Дельвига, Вяземского.

Итак, мой милый друг, оставя скучный свет
И в поле уклонясь от шума и сует,
В деревне ты живёшь, спокойный друг природы,
Среди кудрявых рощ, под сению свободы!
И жизнь твоя течёт, как светлый ручеёк,
Бегущий по лугам, как лёгкий ветерок,
Играющий в полях с душистыми цветами
Или в тени древес пастушки с волосами.
Беспечность твой удел! Стократ она милей
И пышности владык и блеску богачей!

Вяземский, «Послание к Жуковскому в деревню» (фрагмент), 1808

Мадригал

Мадригал – краткое стихотворение-обращение, содержащее комплимент, признание в любви или лестную характеристику адресата. Чаще всего мадригалы обращены к женщине.

В эпоху Возрождения мадригалы создавались в основном для последующего переложения на музыку. Позднее мадригал стал самостоятельным поэтическим жанром. Часто использовался в так называемой «салонной» поэзии. Мадригалы было принято оставлять в альбомах светских красавиц.

Глядися чаще в зеркала,
Любуйся милыми очами,
И света шумная хвала
С моими скромными стихами
Тебе покажутся ясней…
Когда же вздох самодовольный
Из груди вырвется невольно,
Когда в младой душе своей
Самолюбивые волненья
Не будешь в силах утаить:
Мою любовь, мои мученья
Ты оправдаешь, может быть.

Романс

Романс – небольшое стихотворение, преимущественно о любви. В романсах обычно излагаются простые по сути, но исполненные чувства истории. Этот жанр отличается напевностью, выразительностью и живостью (в отличие от баллады, о которой речь пойдет ниже).

Расцвет русского романса приходится на XIX век. Романсы Полонского, Майкова, Апухтина, Григорьева неоднократно перекладывались на музыку.

Песни и романсы на стихи Я. Полонского:

Эпиграмма

Эпиграмма – (от греч. epigramma – надпись), короткое (обычно не более четырех–восьми строк) сатирическое стихотворение. Главной задачей эпиграммы является высмеять или представить в юмористическом ключе какое-то лицо, событие, явление.

Появившись еще в античности, изначально эпиграммы выполняли роль эпитафий на алтарях и надгробиях. Современная эпиграмма сложилась во Франции в XVI–XVII веках и постепенно стала средством обличения человеческих пороков, а также могла использоваться в политических целях:

Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!

Пушкин, эпиграмма на Александра I

Сатира

Сатира – более развернутое, чем эпиграмма, стихотворение, в том числе по масштабу изображаемого. В сатирическом стихотворении обычно высмеиваются недостатки всего общества. Отсюда – гражданский пафос сатиры. В отличие от эпиграммы для сатиры характерно большее негодование и возмущение автора.

В качестве одного из наиболее ярких поэтов-сатириков можно вспомнить Маяковского, например, его сатиру на взяточничество:

Господа!
Взломайте шкапы, сундуки и ларчики,
берите деньги и драгоценности мамашины,
чтоб последний мальчонка в потненьком кулачике
зажал сбереженный рубль бумажный.
Костюмы соберите. Чтоб не было рваных.
Мамаша! Вытряхивайтесь из шубы беличьей!
У старых брюк обшарьте карманы —
в карманах копеек на сорок мелочи.
Все это узлами уложим и свяжем,
а сами, без денег и платья,
придем, поклонимся и скажем:
Нате!

Маяковский, «Внимательное отношение к взяточникам» (фрагмент), 1915

Пастораль, или буколическая поэзия

Пастораль, идиллия, буколическая поэзия – (от фр. pastorale «пастушеский, сельский») жанр поэзии, изображающий простую сельскую жизнь в романтизированном представлении. Изначально героями пасторальной поэзии выступали пастухи и пастушки.

Одна из задач пасторалей – противопоставить спокойную жизнь на природе шуму и суетности крупных городов. Пасторальной поэзии свойственна «языческая» стилизация, гедонизм, обыгрывание мифологических образов.

Родина пасторали – Италия. В России этот жанр был распространен главным образом в XVIII веке у сентименталистов.

Когда она была пастушкою простой,
Цвела невинностью, невинностью блистала,
Когда слыла в селе девичьей красотой
И кудри светлые цветами убирала —
Тогда ей нравились и пенистый ручей,
И луг, и сень лесов, и мир моей долины,
Где я пленял ее свирелию моей,
Где я так счастлив был присутствием Алины.

Стансы

Стансы – поэтические строфы из четырех строк, обладающие законченным смыслом, но вместе составляющие целостную композицию стихотворения. Преобладающий стихотворный размер стансов – четырехстопный ямб.

Основная тема стансов – любовь лирического героя к девушке, женщине. Встречаются также стансы на социальную и политическую темы. Например, стансы Пушкина, где он обращается к Николаю I с призывом быть достойным своего предка – Петра Великого:

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.

Эпическая (нарративная) поэзия

Эпическая поэзия предлагает объективное описание действительности. В эпосе события изображаются в последовательном развитии, а герои – в действии. Этот род поэзии повествует о явлениях, лицах (людях и не только), их характерах и поступках.

Былина

Былина – песня-сказание о героических деяниях прошлого. Как правило, в былинах описываются подвиги богатырей, исторические события и народный быт Древней Руси IX–XIII веков. Поскольку былины – это фольклорный жанр, в них нередко происходят чудеса или встречаются фантастические элементы.

Из художественных средств в былинах часто используются гипербола, эпитеты, сравнения, повторы. Рифма отсутствует, а напевность достигается за счет созвучий и особой расстановки ударений. Обычно первое ударение падает на третий с начала слог, а последнее – на третий с конца.

Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня,
Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле:
Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земля
Да под то́й же как сторо́нушкой восто́чной.

Басня

Басня – короткий, с комическим оттенком, рассказ в стихах. Главная особенность басен – наличие прямого морального вывода (урока), который придает басне характер аллегории. В баснях действующими лицами выступают не люди, а животные, растения, вещи.

Самым известным баснописцем в русской литературе по праву считается Крылов, написавший за всю жизнь более 200 басен.

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру…

И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Крылов, «Ворона и лисица» (фрагмент)

Притча

Притча – небольшое произведение назидательного характера. Из-за иносказательности близка к басне, но отличается большей обобщенностью и значимостью идеи. Цель притчи – сообщить о событиях и этическом выборе человека, а не изобразить характеры или явления в их развитии. Притчи часто основаны на библейских сюжетах.

Лиро-эпическая поэзия

Лиро-эпическая поэзия находится на границе лирики и эпоса. От лирики здесь – субъективность, эмоциональность, от эпоса – сюжетность.

Баллада

Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого фантастический, фольклорный материал. Особенностью жанра является мрачный, таинственный, мистический характер. Сюжет баллады строится вокруг некого необычного случая: преступление, трагедия, явление потусторонних сил.

Баллады соединяют в себе черты рассказа и песни. В балладах активно используются такие средства выразительности, как эпитеты («горькая судьби­на», «мертвое молчанье»), сравнения («мчат, как будто на крылах»), а также архаизмы и особая мелодика. Это один из главных поэтических жанров сентиментализма и романтизма.

В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!»
Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.
Слышит царевич: «Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?»
Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелко́вой узды.
Вышла младая потом голова;
В косу вплелася морская трава.
Синие очи любовью горят;
Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Лермонтов, «Морская царевна» (фрагмент), 1841

Дума – поэтическое размышление автора на философскую, историческую или социально-бытовую тему. Имеет сходство с балладой, так как тоже основана на реальных событиях, но в ней отсутствует фантастический элемент.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Поэма

Поэма (а также роман в стихах) – крупное или среднее по объему произведение, главными особенностями которого является сюжетность (как в эпосе), оценочность и присутствие лирического героя (как в лирике). В поэмах разного типа – героических, романтических, сатирических и других – эти составляющие сочетаются в разных пропорциях.

«Паноптикум» – современная поэма Данила Рудого

Например, историческая поэма Пушкина «Полтава» описывает преимущественно события военного характера и близка к эпосу:

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огонь окопов рвутся

Напротив, поэма Блока «Соловьиный сад» – чистая лирика, где переживания героя выходят на первый план:

Знойный день догорает бесследно,
Сумрак ночи ползет сквозь кусты;
И осел удивляется, бедный:
«Что, хозяин, раздумался ты?»

Или разум от зноя мутится,
Замечтался ли в сумраке я?
Только всё неотступнее снится
Жизнь другая — моя, не моя…

И чего в этой хижине тесной
Я, бедняк обездоленный, жду,
Повторяя напев неизвестный,
В соловьином звенящий саду?

Исповедь

Исповедь – стихотворение-покаяние, в котором лирический герой раскрывает свою душу, вспоминает жизненный путь, высказывает личные убеждения философского, религиозного, иногда политического характера. Исповедь близка дневнику, но, в отличие от него, не привязана к хронологии или месту.

В русской поэзии элементы исповеди появляются в конце XVIII века у Карамзина, Жуковского, позже – у Баратынского, Пушкина, Лермонтова.

Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел — благодарю;
Не понимаю: что была
У них за мысль? — мои дела
И без меня ты должен знать —
А душу можно ль рассказать?
И если б мог я эту грудь
Перед тобою развернуть,
Ты, верно, не прочел бы в ней,
Что я преступник иль злодей.

Лермонтов, поэма «Исповедь» (фрагмент), 1831

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *