Что можно сказать о обломове
Илья Ильич Обломов
Обломов. Актер О. Табаков. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979
Илья Ильич Обломов – центральный персонаж одноименного романа И.А. Гончарова. Герой живет в Петербурге, куда переселился из своего родового имения. Илья Ильич – человек, давно лишенный каких-либо стремлений и надежд, добровольно заключивший себя в четырех стенах съемной квартиры. Появление в России социального явления «обломовщина» во многом обязано герою данного произведения, который является символом застоя, апатии и полной бездеятельности.
Описание героя
Внешность
Илья Ильич разменял четвертый десяток – на момент событий ему 32 года. Это мужчина среднего роста, симпатичный, со спокойным и мягким выражением лица. Темно-серые глаза выражают доброжелательность, но в них абсолютно отсутствует какая-либо сосредоточенность. Порою мимолетная мысль «пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». Беспечность и какая-то тепличность сквозят во всем облике героя. Обрюзглость, которую его тело приобрело слишком рано, и нездоровый цвет лица говорят о том, что герой редко бывает на воздухе и слишком мало двигается. Любимое место обитания Обломова – старый диван, обычная одежда – необъятный халат восточного типа и мягкие туфли. Этот домашний гардероб как нельзя лучше гармонирует со всем обликом своего хозяина.
Характер
Иллюстрация к роману «Обломов». Художник К. Тихомиров
Апатия и лень – ярко выраженные отрицательные черты Обломова. Такой склад характера сформировался у него еще в детстве, в атмосфере сонного царства, в котором пребывали обитатели Обломовки. Никто не привил ему даже малой доли тех необходимых навыков, которые пригождаются человеку, вступающему во взрослую жизнь. Не он сам, а другие всегда были исполнителями его желаний, родители же не видели в этом ничего предосудительного. Ведь мальчик – барин, пусть даже и маленький, а барчукам негоже и не по сословию перетруждаться. Такое воспитание обернулось тем, что взрослый Обломов все так же продолжает надеяться на то, что придет некто и решит за него все его проблемы. Даже письмо от управляющего Обломовкой не в силах поднять его с дивана, чтобы разобраться, что происходит в имении.
Но есть в характере Ильи Ильича и положительные стороны. Прежде всего, это доброта и отзывчивость, способность к сочувствию. Наделен Обломов и таким свойством, как проницательность. Ведь, благодаря ей, он первым понял, что отношения с Ольгой – это путь в никуда. Не чужды герою и мечтательность, романтизм, способность тонко чувствовать и переживать. К сожалению, судьба его сложилась так, что этим фантазиям и мечтам не суждено воплотиться в жизнь. Между тем, ему хорошо в своих грезах, ведь там ему не нужно подстраиваться под жестокий окружающий мир, который он не приемлет всем своим существом.
Квартира, где обитает герой, выглядит неуютно и запущенно. Уборкой занимается Захар и то, скорее, для видимости. Если присмотреться, можно увидеть паутины, свисающие по углам, ковры, покрытые пятнами, мусор под шкафами, неубранные тарелки. Повсюду царит ощущение необжитости и пустоты. Если бы не диван с Обломовым, можно было подумать, что здесь давно никто не живет.
Элементы биографии
В настоящее время Обломов владеет родовым имением с тремястами крестьянами. Это наследство, доставшееся ему от отца. Стоит коротко упомянуть о родителях Обломова – добродушных людях, приверженцах патриархального жизненного уклада. Жизнь их протекала в полнейшей безмятежности и покое. Отец «целое утро сидел у окна и неукоснительно наблюдал за всем, что делается на дворе», мать Илюши весь день отдавала разные распоряжения по хозяйственной части. Ее любовь к единственному сыну не знала границ. Каждое утро она осыпала «его страстными поцелуями», затем вглядывалась в него «жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки… не болит ли что-нибудь».
С детства Илья Ильич усвоил, что жизнь – это «покойная река», которая протекает мимо, а жизненный идеал – это праздность и бездействие. Еще будучи совсем ребенком, он выстроил программу своей будущей жизни, образцом для которой была жизнь в Обломовке. Одной из главнейших забот обитателей имения была забота о еде: «Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»
Никто не смел нарушать вековую традицию – послеобеденный сон, который был «истинным подобием смерти». Спали все – хозяева, прислуга, дворовые девки, конюх, садовник и прочая многочисленная челядь. Мальчик с нетерпением ожидал той минуты, когда в доме наступала мертвая тишина. В это время он становился предоставленным самому себе и ощущал себя единственным во всем мире. Несмотря на пытливость ума, ребенок, в силу своего возраста не оказывал никакого сопротивления атмосфере застоя, царившего в имении. Долгими зимними вечерами, укладывая Илюшу спать, няня рассказывала ему «о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Даже во взрослой жизни Обломов будет продолжать верить в чудеса, непроизвольно сожалея о том, почему «сказка не жизнь, а жизнь не сказка». У него «навсегда останется расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».
Учеба в пансионе, переезд в Петербург
Наступила пора учебы и «отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу». Учиться ему предстояло в пансионе, который для дворянских детей организовал Иван Богданыч Штольц. Его сын Андрей стал одноклассником Илюши. У юного Обломова полностью отсутствовала тяга к обучению, да и родители в его образовании усматривали единственную выгоду: «мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором». Но они хотели, чтобы всего этого их мальчик достиг, не слишком утруждаясь, «как-нибудь подешевле, с разными хитростями». В пансионе, где Обломов пробыл до пятнадцати лет, его, так же, как и дома лелеяли, «как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло».
Затем была учеба в Москве, после которой Обломов так и не воспользовался в своей жизни науками, которые изучал. Обосновывал он это так: «Политическая экономия, например, алгебра, геометрия – что я стану с ними делать в Обломовке?». Тем не менее, тщеславие и мечты о блестящей карьере сподвигли его на переезд в Петербург. С собой он забрал верного слугу Захара и поселился с ним в двух комнатах, но после того, как стал владельцем Обломовки, смог позволить себе «квартиру побольше, прибавил к своему штату еще повара и завел было пару лошадей».
Служба, карьера и гости Обломова
Илья Обломов. Актер О. Табаков. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979
В Петербурге Обломов устроился на службу в канцелярию. Работу он выполнял мелкую, соответствующую его должности коллежского секретаря. Однажды он перепутал адреса и отправил служебное письмо не в Астрахань, а в Архангельск. Это обстоятельство так испугало Обломова, что он из-за страха перед начальством был вынужден подать в отставку. Таков был финал его так и не начавшейся карьеры. Став свободным, он поначалу посещал светские мероприятия, однако разочаровавшись в обществе, насквозь пронизанном ложью, завистью и сплетнями, он стал делать это все реже и реже. Тогда он поставил перед собой цель навести порядок в Обломовке, жениться и зажить там беззаботной жизнью, как и его родители. Но лень, которую он впитал с молоком матери, не позволила ему осуществить задуманное.
У Обломова есть несколько приятелей, которые регулярно его навещают. Судьбинский, Волков и Пенкин заглядывают редко и буквально на несколько минут. Такие же, как Алексеев и Тарантьев наносят основательные визиты. У Обломова они едят, пьют, курят дорогие сигары, одним словом, находят в его доме «теплый, покойный приют и всегда одинаково если не радушный, но равнодушный прием». Да и сам Илья Ильич уже привык к этим людям. Алексеев позволяет ему «жить по-своему, то есть лежать молча, дремать или ходить по комнате…». Он переносит «одинаково согласно и его молчание, и его разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был». Совсем другой Тарантьев. Он вносит в сонное царство Обломова «жизнь, движение, а иногда и вести извне». Помимо этого, Обломов по наивности надеется, что Тарантьев «в самом деле способен посоветовать ему что-нибудь путное».
Мечты Обломова
Лежа на диване, Обломов «любил уходить в себя и жить в созданном им мире». Его голову посещали высокие идеи, в воображении он ощущал себя героем – победителем всемирного зла. Иногда он представлял себя художником или великим, непобедимым полководцем. Но когда в своих мечтах он сталкивался с какой-нибудь проблемой, то начинал «молиться жарко, усердно, умоляя небо отвратить как-нибудь угрожающую бурю». После этого он вновь становился равнодушным и ко всему безучастным. Даже письмо от управляющего из Обломовки и требование хозяина освободить квартиру отходили куда-то далеко, на последний план.
Обломов был способен осознать весь трагизм своего положения и то, «что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой».
Обломов и Штольц
Дружба Обломова и Штольца берет свое начало в далеком детстве. Затем была совместная учеба в пансионе, и до сих пор Штольц остается единственным близким Обломову человеком. В юности они оба были романтиками и мечтателями, собирались «изъездить вдоль и поперек Европу, исходить Швейцарию пешком, обжечь ноги на Везувии, спуститься в Геркулан». Только перед Штольцем Илья Ильич может быть до конца откровенным и искренним, он обсуждает с ним свое здоровье, просит у него совета: «Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду, а один не сдвинусь с места».
Штольц – активный и деятельный молодой мужчина. Для него разъезды – обычное дело, в отличие от Обломова, который «избаловался настолько», что не в состоянии съехать с квартиры. Стоит ли говорить о дальних путешествиях, когда единственной поездкой Обломова была дорога из имения до Москвы. И проходила она с кучей прислуги, «среди перин, ларцов, чемоданов, окороков, булок, всякой жареной и вареной скотины и птицы».
Однако Штольцу все же удается прервать затворничество друга. Он намерен вновь вернуть его в общество. После долгого упорства Обломов соглашается, и это можно считать настоящим подвигом, первым шагом на пути к «излечению». Но во время бесконечных визитов Обломов начинает замечать, что представители света – это «спящие люди». «Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» Обломов пытается доказать другу, что светская жизнь – это средоточие лжи и лицемерия, что никак не соответствует его представлению о счастье. Он вновь мечтает о жизни в Обломовке в кругу семьи, в доме с изящной мебелью, роялем, книгами. Это и есть тот самый рай, который рисует его воображение.
Обломов и Ольга Ильинская
Обломов и Ольга Ильинская. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979
Поселившись в Петербурге, Обломов иногда заводил отношения с женщинами, но это было лишь мимолетной влюбленностью, которая никогда не превращалась в настоящую любовь. Потом он сознательно прекратил общение со слабым полом во избежание разных хлопот. Всколыхнула душу Обломова встреча с Ольгой Ильинской, в которую он влюбился с первого взгляда. Девушка вновь подарила ему желание жить и любить. Под влиянием этой встречи Илья Ильич начал меняться, он перестал спать после обеда, стал читать книги, совершать с Ольгой длительные пешие прогулки. Все начало меняться после того, как он сделал девушке предложение и получил ее согласие стать его женой. На него вдруг навалились мысли о предстоящих хлопотах, которые неизбежно сопровождают подготовку к свадьбе. Первые же попытки по наведению порядка в своих делах оказались настолько неподъемны для Обломова, что его чувство начало угасать. Ольга, которая так активно взялась за перевоспитание Обломова, поняла, что ее усилия пропадают зря. Считая для себя невозможным жить так, как Обломов, она приняла решение расстаться с ним.
Обломов тяжело пережил разлуку с Ольгой. Он долго болел и «мало-помалу входил в прежнюю нормальную свою жизнь». Тем не менее, он от души порадовался за нее, когда получил известие о том, что она вышла замуж за Штольца. «Вас благословил сам Бог! Боже мой! как я счастлив. »
Обломов и Пшеницына
Агафья Матвеевна Пшеницына была кумой Тарантьева, который и посоветовал Обломову снять у нее квартиру на Выборгской стороне. Ему сразу пришлась по душе эта простая и трудолюбивая женщина, вдова чиновника, занимавшего в свое время такой же пост, как и Обломов. В свою очередь, Пшеницына также очень хорошо относилась к Илье Ильичу, помогала и заботилась о нем. Обломов понял, что дом Агафьи Матвеевны – это и есть тот самый райский уголок, о котором он мечтал всю свою жизнь. Здесь все было таким же, как и в любимой Обломовке, те же разговоры о еде и продовольствии, те же мирно протекающие, однообразные дни, в которых нет места бурям и потрясениям.
Здесь Обломов впервые стал отцом – у него родился сын, названный в честь Штольца Андреем. Анализируя свою жизнь, Илья Ильич решил, что «ему некуда больше идти, нечего искать… идеал его жизни осуществился». Обломов жил тихо и спокойно, так же спокойно и тихо он ушел из жизни, «без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».
Роль героя в произведении
Обломов – яркий образец патриархального дворянина. В романе он играет роль «лишнего человека», не принимающего современное общество, навсегда застрявшего в прошлом. Ему абсолютно чужда та среда, к которой принадлежат его лучший друг Андрей Штольц и его возлюбленная Ольга Ильинская. Писатель показывает «обломовщину» с ее влечением к далекому прошлому, бездеятельностью, безразличием и духовной деградацией, когда личность превращается в биомассу, лежащую на диване.
В то же время, Гончаров неоднозначно изображает и представителей современного мира. Почти каждый из них лишен того душевного покоя и внутренней мечтательности, которые были у Обломова. Даже Штольц находит этот покой только в доме Обломова. Создавая образ главного героя, автор стремится донести мысль, что, несмотря на положительные черты характера, такие, как доброта и отзывчивость необходима постоянная работа над развитием собственной личности. В противном случае человека ожидает такой же тупиковый застой, в какой добровольно вогнал себя Обломов.
Развитие героя по мере сюжета
Первое знакомство с героем происходит, когда Илюше Обломову всего семь лет, в последних главах описываются события, произошедшие тридцать семь лет спустя. Чтобы лучше понять, какие изменения претерпевает главный герой на протяжении повествования, необходимо обратить внимание на «Сон Обломова», в котором он вновь возвращается в детство, в деревню, где еще жива его любимая маменька, где все – и господа и слуги пребывают в царстве сна и покоя, где «норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее ценность и неприкосновенность».
Шаг за шагом приближается Обломов к своей деградации. Сначала следует увольнение со службы, затем утрата интереса к обществу и внешнему миру в целом. У героя остаются только диван, необъятный халат и домашние туфли. Он неуклонно погружается в полную духовную апатию и лень. Даже полный энергии Штольц не в состоянии пробудить в нем желание начать жить, а не продолжать бессмысленное существование. В ответ он слышит: «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет». Не смогла воскресить Обломова и любовь к Ольге Ильинской. Его страшат те недостижимые для него свойства, которые сделают его достойным любви этой девушки. Свой идеал он находит в доме Агафьи Пшеницыной, которая, в отличие от Ольги, не требует от Обломова никаких изменений, и любит его таким, каков он есть.
Отношение автора к герою
Позиция автора по отношению к Обломову неоднозначна. Подробно описывая быт главного героя, образ его мыслей, Гончаров довольно положительно относится к господину Обломову. Он даже сочувствует ему в его беспомощности и несостоятельности. Он понимает, что Обломов – жертва родительского воспитания, а его инфантильность – порождение барской среды, где помещики ведут праздную жизнь за счет труда крепостных крестьян.
Гончаров показывает положительные черты характера Обломова, такие как доброта, порядочность, ум, честность, чтобы читатель почувствовал, что перед ним, прежде всего, человек. В то же время, временами чувствуется антипатия автора к герою за его лень, несостоятельность и трусость. В финале Гончаров не обозначает свою позицию по отношению к какому-либо герою. Остается неизвестным, чью сторону он принимает – энергичного Штольца или пассивного Обломова. Тем не менее, становится понятно, что именно давно изжившая себя «обломовщина» и стала причиной деградации героя.
Прототипы
История произведения корнями уходит в историю жизни самого И.А. Гончарова. Как признавался сам писатель, для него особенно важным было описание полной реальности, без ухода на «почву мыслителя». Таким образом, можно сделать вывод, что своего главного героя автор списал с собственной персоны. Об этом говорили и современники писателя, находя в Гончарове и Обломове множество совпадений. И тот и другой были выходцами из русской патриархальной глубинки, оба отличались медлительностью и, в некоторой степени, леностью, но при этом, оба были умны и порядочны.
Экранизации героя
Илья Ильич Обломов. Актер О. Басилашвили. Т/сп «Обломов». 1965
В 1965 году режиссер и сценарист, народный артист РФ Александр Белинский поставил телевизионный спектакль «Обломов», который стал первой экранизацией знаменитого романа И.А. Гончарова. Для воплощения образа Обломова он пригласил в свою работу известного актера Олега Басилашвили.
В апреле 1980 года состоялась премьера двухсерийного художественного фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Работа режиссера Никиты Михалкова до сих пор признается лучшей экранной версией романа. На роль Обломова Михалков пригласил всеми любимого актера Олега Табакова. Обломов Табакова получился очень натуральным и трогательным. Добродушный, мягкий, ленивый, мечтательный – таким зритель видит Обломова в исполнении Олега Павловича. Хотя сам Табаков неоднократно повторял, что в действительности Штольцем был скорее он, а не Богатырев. Несмотря на это, роль Обломова является одной из лучших в копилке Олега Павловича Табакова.
Анализ «Обломова» Гончарова
История создания
Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году «Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и идейного построения романа. «Обломов» является одним из произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв». В книге автор затрагивает как многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления нового русского общества и противостояния исконно русской ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ «Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы 19 века.
Жанр и литературное направление
Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.
Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.
Композиция
Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги.
5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».
Система персонажей
Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.
Мужские персонажи
Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их в качестве героев разных временных проекций. Так, Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания. Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.
Для Штольца же нет прошлого и настоящего, он направлен только на будущее. В отличие от Обломова, который осознает цель и итог своей жизни – достижение далекой «райской» Обломовки, Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. Многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным, мастерски настроенным механизмом, лишенным внутренней духовности, которую он находит при общении с Обломовым. Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет. Возможно, именно по причине отсутствия точных ориентиров в конце романа Штольц сам попадает в «капканы обломовки» находя спокойствие в собственном поместье.
Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение. Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества. Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.
Женские персонажи
Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.
Символика Обломовки
Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.
Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.
Проблематика
Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют свое актуальности и с наши дни. Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира.
Особое значение для понимания русской национальной ментальности имеет изображение в романе классических русских типажей – как на примере главных героев (помещика, предпринимателя, юной девушки-невесты, жены), так и второстепенных (слуг, жуликов, чиновников, писателей и др.), а также раскрытии русского национального характера в противопоставлении с европейской ментальностью на примере взаимодействия Обломова и Штольца.
Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи.
Тема и идея
В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.
Заключение
Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое остается нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей. В произведении автор затрагивает ряд важных и актуальных в любую эпоху социальных и философских вопросов позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.