Что можно сказать о направлении движения автомобилей по отношению друг к другу
План-задание по физике 9 кл
Тема № 1 Материальная точка. Система отсчета
Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Система отсчета.
Определение координаты (пройденного пути, траектории, скорости) материальной точки в заданной системе отсчета
Решение задач. Упр. 1, № 4,5
Тема №2 Перемещение
Вектор перемещения и необходимость его введения для определения положения движущегося тела в любой момент времени. Различие между величинами «путь» и «перемещение».
Решение задач. Р. № 9,10
2) Изобразите траекторию, по которой движется любая точка минутной стрелки часов в течении часа. На том же рисунке начертите векторы перемещений, которые проходит эта точка за первые 10 и первые 30 минут каждого часа. Модуль какого из этих перемещений больше другого и во сколько раз?
Какой путь проходит любая точка минутной стрелки за один час и какое перемещение она при этом совершает (Длина С окружности радиуса R определяется по формуле С = 2 )
Тема № 3 Определение координаты движущегося тела
Векторы, их модули и проекции на выбранную ось. Нахождение координат по начальной координате и проекции вектора перемещения.
Перенесите рисунок в тетрадь и изобразите
проекции этих векторов на ось Х
Как должен быть расположен вектор
по отношению к оси, чтобы модуль его
проекции на эту ось был: s1 s2 s3 s4
а) равен нулю;
б) равен модулю этого вектора; X
в) меньше модуля этого вектора?
Может ли модуль проекции вектора быть больше модуля этого вектора?
Тема №4 Перемещение при прямолинейном равномерном движении
Для прямолинейного равномерного движения:
· Определение вектора скорости;
· Формулы для нахождения проекции и модуля вектора перемещения;
· Равенство модуля вектора перемещения, пути и площади под графиком скорости;
· График проекции вектора скорости.
Решение задач типа:
На рисунке в осях vx и t представлены графики
проекции векторов скорости двух автомобилей,
движущихся вдоль параллельных прямых.
Что можно сказать о направлении движения
автомобилей по отношению друг к другу?
Какой из автомобилей движется быстрее (т. е. с большей по модулю скороcтью)?
Для указанных автомобилей постройте графики:
· Проекций векторов перемещения (в одних и тех же осях sx и t);
· Модулей проекций векторов скорости ( в одних и тех же осях | Vx| и t);
· Модулей проекций векторов перемещения (в одних и тех же осях | sx| и t);
Какие из построенных вами графиков совпадают в данной случае с графиками пути s?
Тема № 5 Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение
Мгновенная скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Формулы для определения вектора скорости и его проекции.
При ударе кузнечного молота по заготовке его скорость за 0,05 с уменьшилась на 10 м/с. С каким ускорением происходило торможение молота во время удара?
Тема №6 Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости
Вид графиков зависимости проекции вектора скорости от времени при равноускоренном движении для случаев, когда векторы скорости и ускорения: а) сонаправлены; б) направлены в противоположные стороны.
Тема № 7 Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
Вывод формулы перемещения геометрическим путем.
Решение задач Р. № 69, 78 Упр. 7
Тема № 8 Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной
Закономерности, присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости.
Решение задач типа:
1. Поезд в метро, двигаясь прямолинейно и равноускоренно из состояния покоя, за четвертую секунду прошел 4,34 м. Определите: а) модуль перемещения, совершенного поездом за первую секунду; б) ускорения движения и скорость, которую он приобрел к к концу шестой секунды движения.
Тема № 9 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
1. Можно ли считать воздушный шар материальной точкой при определении архимедовой силы FA, действующей на шар в воздухе? ( FA = g * ρ воздуха* Vшара).
2. Мяч, упав с высоты 2 м и отскочив от земли, был пойман на высоте 1 м. В обоих направлениях мяч двигался вертикально прямой. Определите путь и перемещение мяча за все время его движения.
3. Два автомобиля движутся по прямолинейному vx, км/ч
участку шоссе. На рис. Изображены графики 60-
проекции скоростей этих автомобилей на ось Х, 30-
параллельную шоссе. 30- t, ч
а) Как движутся автомобили: равномерно или 0 I i
в) С какой по модулю скоростью движется первый
4. Скорость скатывающегося с горы лыжника за 3 с увеличилась от 0,2 м/с до 2 м/с. Определите проекцию вектора ускорения лыжника на ось Х, сонаправленную со скоростью его движения.
5. Поезд движется со скоростью 20 м/с. Чему будет равна скорость поезда после торможения, происходящего с ускорением 0,25 м/с2, в течение 20 с? vx м/с
6. На рисунке показано как меняется с течением 4-
времени проекция вектора скорости тела. 3-
Пользуясь графиком, определите проекцию ах 2-
и модуль а вектора ускорения, с которым 1-
движется телоt, c
7. Поезд движется прямолинейно со скоростью 15 м/с. Какой путь пройдет поезд за 10 с торможения, происходящего с ускорением 0,5 м/с2?
1. Можно считать земной шар материальной точкой при определении времени восхода солнца на восточной и западной границах России?
2. Средняя точка минутной стрелки часов находится на расстоянии 2 см от центра циферблата. Определите путь и перемещение этой точки за 30 мин, если за час она проходит путь равный 12,56 см.
3. Два автомобиля движутся по прямолинейному vx км/ч
участку шоссе. На рисунке изображены графики
проекции скоростей этих автомобилей на ось Х, 80-
параллельную шоссе. 40- 1
а) Как движутся автомобили: равномерно или 0 0,1 0,2 t, ч
4. Скатившейся с горы лыжник в течение 6 с двигался по равнине. При этом его скорость уменьшилась от 3 м/с дол 0. Определите проекцию вектора ускорения на ось Х, сонаправленную со скоростью движения лыжника.
5. Какую скорость приобретает автомобиль при разгоне с ускорением 0,4 м/с2 в течение 10 с, если начальная скорость движения автомобиля была равна 10 м/с?
6. На рисунке показано, как меняется с течением vx,м/с
времени проекция вектора скорости тела. 3-
Пользуясь графиком, определите проекцию Iах I 2-
и модуль Iа I вектора ускорения, с которым 1-
движется это телоt, c
7. Какое перемещение совершить самолет за 10 с прямолинейного разбега при начальной скорости 10 м/с и ускорения 1,5 м/с2?
Что можно сказать о направлении движения автомобилей по отношению друг к другу
На рисунке приведён график зависимости модуля средней скорости Vр материальной точки от времени t при прямолинейном движении. Из приведённого ниже списка выберите все правильные утверждения и укажите их номера.
3) За первые 3 с движения материальная точка проходит путь 8 м.
4) За первые 2 с движения материальная точка проходит путь 12 м.
5) Модуль начальной скорости материальной точки равен 2 м/с.
При равноускоренном движении средняя скорость равна полусумме начальной и конечной скорости. Найдем, чему равна скорость тела в момент времени t = 1 c:
Таким образом, ускорение тела равно
Путь — это произведение средней скорости на затраченное время
Обратите внимание, что на графике приведена зависимость средней скорости от времени, а не просто скорости. Наклон этого графика не равен ускорению.
Грузик массой m = 100 г неподвижно висит на лёгкой абсолютно упругой гибкой резинке с коэффициентом упругости k = 100 Н/м в поле силы тяжести с ускорением свободного падения g. Грузик поднимают из этого положения вертикально вверх на высоту h = 80 см, меньшую длины резинки, и отпускают без начальной скорости. Найдите время движения грузика вниз до точки его остановки. Начальной деформацией резинки при покоящемся грузике можно пренебречь.
Какие законы Вы используете для описания движения груза на резинке? Обоснуйте их применение к данному случаю.
Обоснование. Грузик движется поступательно, поэтому его можно принять за материальную точку. На первом этапе движения грузика на него действует только сила тяжести, т.к. сопротивлением воздуха мы пренебрегаем. Следовательно, на этом этапе грузик движется с ускорением свободного падения. И для описания движения тела можно применять законы прямолинейного равноускоренного движения.
На втором этапе движения резинка упруго деформируется, в результате чего на грузик начинает действовать изменяющаяся по модулю и направлению сила упругости, для которой справедлив закон Гука. Таким образом, второй этап движения представляет собой механические колебания груза на резинке. Т.к. сила тяжести не меняется по модулю и направлению, то она не влияет на характер колебаний грузика. В инерциальной системе отсчета возможно применение законов колебательного движения.
Перейдем к решению.
1. Введём неподвижную декартову систему координат с вертикальной осью ОХ, направленной вниз, причём начало координат поместим на уровне начального положения грузика.
2. После подъёма и отпускания грузика его движение вниз в поле силы тяжести разбивается на две стадии: вначале он свободно падает с ускорением g с высоты h до точки x = 0 (поскольку начальной деформацией резинки можно пренебречь) за время
что следует из формул кинематики равноускоренного движения.
3. Затем резинка начинает растягиваться, а грузик — тормозиться вплоть до остановки в нижней точке его движения. Поскольку начальное растяжение резинки компенсирует вес грузика, то на второй стадии можно считать, что действует только упругая сила, и уравнение движения (второй закон Ньютона) в проекции на ось ОХ имеет вид:
что является уравнением гармонических колебаний с периодом
4. С учётом начальных условий закон движения грузика на втором этапе представляет собой 1/4 часть периода синусоиды и происходит за время
5. Таким образом, искомое время движения грузика вниз до точки остановки равно
6. Подставляя численные данные из условия, получаем:
Ответ:
План-конспект урока «Графическое представление прямолинейного равномерного движения» 9класс
План-конспект (технологическая карта) урока физики.
МБОУ Лесногородская СОШ
Преподаватель: Немцова А.Ю.
« Графическое представление прямолинейного равномерного движения »
Номер урока (год/тема)
урок совершенствования умений и навыков.
научить учащихся «читать» графики, определять скорость и пройденный путь за любой промежуток времени.
Образовательные: 1) Продолжить работу по закреплению умения строить графики движения, зависимости проекции перемещения от времени, зависимости проекции скорости от времени для прямолинейного равномерного движения, нахождения места и времени встречи;
2) сформировать четкие представления о механическом движении и его характеристиках.
Развивающие: 1) создать условия для совершенствования интеллектуальных способностей и мыслительной деятельности обучающихся;
2) развитие умений применять знания, полученные на математике в новой ситуации;
3) продолжить формирование у обучающихся умений сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: создать условия для:
1) формирования коммуникативных качеств, культуры общения, воспитания наблюдательности;
2) формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, навыков самоконтроля;
3) способствовать формированию научного мировоззрения, ответственного отношения к учению, содействовать воспитанию усидчивости, аккуратности при выполнении заданий.
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1. Сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений прямолинейном равномерном движении;
2. Умение работать с источниками информации;
3. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
1. Строят и объясняют графики, демонстрирующие зависимость перемещения от времени;
2) используют полученные теоретические знания для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни.
Личностные: Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.
Регулятивные: Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; планировать и корректировать полученный результат.
Коммуникативные: Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями.
Содержание и основные понятия темы.
Механическое движение; равномерное и неравномерное движение; относительность движения; скорость, средняя скорость.
1. Самостоятельная работа по решению задач.
2. Слушание объяснения учителя.
3. Отвечают на вопросы и решают задачи.
1. Технология проблемного обучения.
Индивидуальная, общеклассная, парная, групповая.
Мультимедийный проектор, презентация.
Структура и ход урока.
Изучение нового материала
Решают задачи и отвечают на вопросы.
Личностные, познавательные, регулятивные
Рефлексия (подведение итогов).
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
Предлагает ответить на вопросы.
Личностные, познавательные, регулятивные
Подача домашнего задания.
Закрепление изученного материала.
Записывают в тетрадь.
Здравствуйте дети! Я рада встрече с Вами!
Для актуализации Ваших знаний давайте выполним самостоятельную работу.
Самостоятельная работа №1
Мяч падает с высоты 4м, и, отскочив от земли поднимается на высоту 1,5м. Чему равны путь l и модуль перемещения S мяча? ( Ответ: l =5,5м, S =2,5м. )
Укажите знаки проекций векторов на оси ОХ и OY (рис.9).
Укажите знаки проекции векторов на оси ОХ и OY (рис.10).
Давайте ответим на вопросы.
Какое движение называется равномерным прямолинейным?
Приведите примеры равномерного прямолинейного движения.
Как определить скорость при равномерном прямолинейном движении?
Как можно определить проекцию перемещения, зная конечную и начальную координаты тела?
Запишите уравнение равномерного прямолинейного движения. Зависимость каких величин отражает это уравнение? Как вы думаете, только ли формулой можно представить эту зависимость?
Ребята, кто догадался какая сегодня тема урока? ( Графики движения). Правильно. А о каком виде движения идет речь? ( О прямолинейном, равномерном.) Записываем тему сегодняшнего урока: «Графическое представление равномерного прямолинейного движения».
Существует несколько способов задания движения. С одним из них вы уже знакомы – это аналитический (координатный, векторный), то есть с помощью формулы. Так же задается движение с помощью таблицы и графика. Графический способ задания движения зачастую удобен по сравнению с аналитическим, так как по графику сразу видно, что из себя представляет функция и можно проанализировать ее поведение. Остановимся подробнее на графиках равномерного прямолинейного движения. Вспомните еще раз уравнение равномерного прямолинейного движения. Какая это функция? ( Линейная. ) Что является графиком линейной функции? ( Прямая линия.)
Давайте вместе решим задачи для более подробного разбора этих вопросов.
Рассмотрите график на слайде и ответьте на вопросы: что представляет собой этот график? Может ли он проходить в области отрицательных значений? Почему?
( Ответ: автомобили движутся в противоположных направлениях; скорость автомобилей не меняется (ни по модулю, ни по направлению); второй автомобиль движется быстрее первого; графики модулей проекций векторов перемещения совпадают с графиками пути.)
Задача 3. Выполните в тетрадях задачи 4 и 5 и 6. Проверьте их решение у Вашего соседа по парте.
постройте графики зависимости х( t );
найдите время и место встречи;
Запишите уравнение траектории y ( x ) точки А.
Чему равны начальные координаты движущейся точки и координаты через 2 с после начала движения?
Постройте график функции y ( x ).
( Ответ: в начальный момент t =0, х=0. Через 2 с х=-4м, y =8м.)
Что нового узнали на уроке?
Какая форма работы вам понравилась?
Домашнее задание: §3,4, §2 повторить, вопросы к §3,4 устно, упр. 3 (2), упр. 4(2).
7. Равномерное и неравномерное прямолинейное движение
Сборник задач по физике, Лукашик В.И.
95. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или движении находится книга относительно: а) стола; б) рельсов; в) пола вагона; г) телеграфных столбов?
Книга находится в покое относительно стола и пола вагона, в движении относительно рельсов и телеграфных столбов.
96. Какую траекторию при движении описывает центр колеса автомобиля относительно прямолинейной дороги?
Прямую линию.
97. Рассмотрите движение концов минутной и часовой стрелок часов. Что между этими движениями общего? Чем они отличаются друг от друга?
Эти движения имеют разную скорость и траекторию одного вида.
98. Велосипедист движется равномерно и прямолинейно. Какова траектория движения точек обода колеса относительно рамы велосипеда?
Окружность.
99. Какие части велосипеда при прямолинейном движении описывают прямолинейные траектории относительно дороги, а какие — криволинейные?
Прямолинейную траекторию описывает рама, криволинейную траекторию описывает точка на ободе.
100. После стыковки космический корабль и орбитальная станция двигались некоторое время совместно. Что можно сказать о скорости и виде их движения относительно друг друга и относительно Земли при таком полете?
Их скорость была равна нулю.
101. На рисунке 19 изображена часть траектории движения Земли вокруг Солнца. Стрелками показаны направления движения Земли и ее вращения. Когда жители Москвы движутся в пространстве быстрее относительно Солнца: в полдень или в полночь? Почему?
В полдень, т.к. к скорости движения Земли прибавляется скорость ее вращения, и скорость жителя Москвы относительно Солнца становится больше.
102. Группа самолетов (рис. 20) одновременно выполняет фигуры высшего пилотажа, сохраняя заданный строй. Что можно сказать о движении самолетов относительно друг друга?
Их скорость относительно друг друга равна нулю.
103. Шарик в трубке с водой (рис. 21) равномерно опускается за каждую секунду на 5 см. В каком направлении и с какой скоростью следует перемещать трубку, чтобы шарик относительно поверхности Земли оставался в состоянии покоя?
Трубку следует перемещать вертикально вверх со скоростью v=5 см/с.
104. Велосипедист проехал путь от А до Б (рис. 22). Одинаковые ли пути пройдены при этом передним и задним колесами велосипеда?
Одинаковы.
105. Одинаковые ли пути проходят правые и левые колеса автомобиля при повороте (рис. 23)?
Нет, меньшее расстояние проходят колеса, в сторону кото¬рых происходит поворот.
106. Определите знаки проекций векторов перемещения s1,s2, s3, s4, s5, s6 на оси координат X и Y (рис. 24).
107. Кабина лифта опустилась с одиннадцатого этажа здания на пятый, а затем поднялась на восьмой этаж. Считая, что расстояния между этажами равны по 4 м, определите путь и перемещение кабины.
Какой знак имеет проекция вектора перемещения на ось, направленную вертикально вверх?
Путь: 36 м. Перемещение (имеет отрицательную проекцию на вертикальную ось, направленную вверх): 12 м.
108. Автомобиль проехал по улице путь, равный 400 м, затем свернул направо и проехал по переулку еще 300 м. Считая движение прямолинейным на каждом из отрезков пути, найдите путь автомобиля и его перемещение.
109. В военно-патриотической игре группа школьников получила задание пройти путь, равный 400 м на север, 500 м на восток, 600 м на юг, 200 м на запад, 200 м на север и 300 м на запад. Изобразите траекторию передвижения группы и определите весь пройденный ею путь и перемещение.
110. Минутная стрелка часов за один час совершает полный оборот. Какой путь проходит при этом конец стрелки длиной 5 см? Чему равно линейное перемещение конца стрелки?
111. Каждый из участков пути АВ, ВС и CD автомобиль проезжает за 1 мин (рис. 25). На каком участке скорость наибольшая, на каком — наименьшая?
На ВС — скорость наименьшая; на DC — скорость наибольшая.
112. На рисунке 26 обозначена траектория движения искусственного спутника Земли. Участки траектории бе и га спутник проходит за одинаковое время. На каком из участков средняя скорость спутника больше?
Средняя скорость спутника больше на участке вг.
113. Домик полярников с дрейфующей льдиной за первые сутки переместился на 5 км, за вторые сутки — на 5 км, за третьи — на 5 км и т. д. Можно ли считать такое движение равномерным?
Можно, но только в том случае, если перемещение совершалось вдоль прямой линии в одном направлении. Вероятность такого движения льдины крайне мала, так что, скорее всего, такое движение нельзя считать равномерным.
114. Автомобиль равномерно движется с запада на восток со скоростью 60 км/ч. Изобразите графически скорость автомобиля (масштаб: 0,5 см — 10 км/ч).
115. Шарик тонет в воде. Каждую секунду он проходит путь, равный 10 см. Изобразите графически скорость движения шарика (масштаб: 2 см — 10 см/с).
116. С востока на запад при встречном ветре, скорость которого 6 м/с, движется велосипедист со скоростью 8 м/с. Изобразите графически (стрелкой) эти скорости (масштаб: 0,5 см — 2 м/с).
117. Муха летит со скоростью 18 км/ч. Выразите эту скорость в сантиметрах в секунду (см/с); метрах в секунду (м/с). Последнюю скорость изобразите графически (стрелкой), полагая, что муха летит в направлении с востока на запад (масштаб: 1м/с — 0,5 см).
118. Трамвай движется со скоростью 36 км/ч. Выразите эту скорость в метрах в секунду (м/с).
119. Известно, что первая, вторая и третья космические скорости соответственно равны 7,9 км/с, 11,2 км/с, 16,7 км/с. Выразите эти скорости в метрах в секунду (м/с) и в километрах в час (км/ч).
120. От пункта А до пункта В путь, равный 2700 км, реактивный самолет пролетел за 1 ч. Обратный путь он летел со скоростью 715 м/с. В каком направлении скорость самолета была больше?
121. Скорость зайца равна 15 м/с, а скорость дельфина — 72 км/ч. Кто из них имеет большую скорость?
122. Скорость v1 вертикального подъема груза краном равна 0,2 м/с. Скорость v2 тележки крана равна 0,1 м/с (рис. 27). Определите скорость движения груза относительно наблюдателя, неподвижно стоящего на поверхности Земли.
123. Санки скатываются с горы и в некоторый момент времени имеют скорость 10 м/с. Чему равны горизонтальная составляющая vг и вертикальная составляющая vг этой скорости в данный момент, если наклон горы равен 30° к горизонту?
124. За 5 ч 30 мин велосипедист проделал путь 99 км. С какой средней скоростью двигался велосипедист?
125. Вычислите среднюю скорость лыжника, прошедшего путь 20 км за 3 ч.
126. Вычислите скорость движения пешехода, кавалериста, танка (Т-34), пассажирского самолета (Ил-62), если путь 20 км они проходят соответственно за 5 ч; 2 ч; 22 мин; 1,4 мин.
127. К 17 ч 12 сентября 1959 г. вторая космическая ракета, доставившая советский вымпел на Луну, удалилась от поверхности Земли на расстояние 101 000 км. К 22 ч того же дня она находилась уже на расстоянии 152 000 км от Земли. Определите среднюю скорость удаления ракеты от Земли.
128. В течение 30 с поезд двигался равномерно со скоростью 72 км/ч. Какой путь прошел поезд за это время?
129. Юный пассажир в самолете дальнего следования отметил, что полет над лесом длился ровно 1 мин. Зная скорость полета самолета (850 км/ч), он тут же определил длину пути, пройденного самолетом над лесом. Какой результат получил юный пассажир?
130. За сколько времени плывущий по течению реки плот пройдет 15 км, если скорость течения 0,5 м/с?
131. В подрывной технике употребляют сгорающий с небольшой скоростью бикфордов шнур. Какой длины надо взять шнур, чтобы успеть отбежать на расстояние 300 м, после того как его зажгут? Скорость бега равна 5 м/с, а пламя по шнуру распространяется со скоростью 0,8 см/с.
132. Трактор за первые 5 мин проехал 600 м. Какой путь он пройдет за 0,5 ч, двигаясь с той же скоростью?
133. Вагон, двигаясь под уклон с сортировочной горки, проходит 120 м за 10 с. Скатившись с горки и продолжая двигаться, он проходит до полной остановки еще 360 м за 1,5 мин. Определите среднюю скорость вагона за все время движения.
134. Один велосипедист 12 с двигался со скоростью 6 м/с, а второй проехал этот же участок пути за 9 с. Какова средняя скорость второго велосипедиста на этом участке пути?
135. Поднимаясь в гору, лыжник проходит путь, равный 3 км, со средней скоростью 5,4 км/ч. Спускаясь с горы со скоростью 10 м/с, он проходит 1 км пути. Определите среднюю скорость лыжника на всем пути.
136. Автомобиль первую часть пути (30 км) прошел со средней скоростью 15 м/с. Остальную часть пути (40 км) он прошел за 1 ч. С какой средней скоростью двигался автомобиль на всем пути?
137. Автобус первые 4 км пути проехал за 12 мин, а следующие 12 км — за 18 мин. Какова средняя скорость автобуса на каждом участке пути и на всем пути?
138. Определите длину поезда, движущегося равномерно по мосту длиной 630 м со скоростью 18 км/ч, если поезд проходит мост в течение 2,5 мин.
139. Пассажир поезда, идущего со скоростью 40 км/ч, видит в течение 3 с встречный поезд длиной 75 м. С какой скоростью движется встречный поезд?
140. Два автомобиля движутся прямолинейно и равномерно в одном направлении со следующими скоростями: v1=54 км/ч и v2=36 км/ч. В начале наблюдения расстояние между ними было равно 18 км. Через какое время первый автомобиль догонит идущий впереди второй автомобиль? Решите задачу аналитически и графически.
141. Венеция соединена с материковой частью Италии мостом длиной 4 км 70 м. Велосипедист преодолевает это расстояние за время, которое равно 6 мин 47 с. Определите, на сколько минут позже должен въехать на мост автомобиль, чтобы догнать велосипедиста в конце моста, если скорость автомобиля больше на 4,2 м/с скорости велосипедиста.
142. Из пунктов А и Б по шоссе навстречу друг другу движутся два автобуса. Один выехал в 9 ч из пункта А, а другой — в 9 ч 30 мин из пункта Б. Первый движется со скоростью 40 км/ч, а второй — со скоростью 60 км/ч. Расстояние между пунктами равно 120 км. В какое время и на каком расстоянии от пункта А автобусы встретятся?
143. Определите скорость течения реки, если грузовой теплоход проходит за сутки по течению путь, равный 600 км, и против течения путь, равный 336 км, за то же время.
144. Лодка держит курс перпендикулярно берегу и движется со скоростью 7,2 км/ч. Течение относит ее на расстояние 150 м вниз по реке. Найдите скорость течения реки и время, затраченное на переезд через реку. Ширина реки равна 0,5 км.
145. Мотоцикл двигался в течение 15 с со скоростью 5 м/с, в течение 10 с со скоростью 8 м/с и в течение 6 со скоростью 20 м/с. Какова средняя скорость движения мотоцикла?
146. Три четверти своего пути автомобиль прошел со скоростью 60 км/ч, остальную часть пути — со скоростью 80 км/ч. Какова средняя скорость движения автомобиля?
147. На рисунке 28 представлены графики зависимости пути от времени для трех тел. Какое из этих тел движется равномерно? Можно ли утверждать, что тела движутся прямолинейно?
Равномерно движется тело №1.0 характере траектории мы ничего не можем сказать.
148. По графику зависимости пути от времени (рис. 29) определите значения скорости на каждом этапе пути и среднюю скорость тела за время движения. Можно ли утверждать, что в моменты времени, соответствующие изломам графика, тело движется равномерно?
149. По данным условия задачи 145 постройте график скорости и определите отрезки пути, пройденные телом на каждом этапе движения. Постройте график средней скорости движения тела. Сравните площади под графиками.
Площади под графиком скорости и графиком средней скорости равны.
150. На рисунке 30 представлены графики зависимости координаты х от времени t для пяти тел. Определите скорости этих тел. Проанализируйте точки пересечения графиков. Постройте графики зависимости скорости от времени.
151. По графикам (рис. 31) напишите уравнения движения х = х (t). Из уравнений и графиков найдите координаты тел через 5 с, скорости движения тел, время и место встречи второго и третьего тел.
152. Тело, двигаясь без начальной скорости, прошло за первую секунду путь, равный 1 м, за вторую секунду путь, равный 2 м, за третью секунду 3 м, за четвертую секунду 4 м и т. д. Можно ли считать такое движение равномерным?
Нельзя.
153. Какой из графиков на рисунке 32 соответствует равномерному прямолинейному движению, а какой — равноускоренному? Можно ли однозначно утверждать, что точка пересечения графиков 3 и 5 свидетельствует о том, что в данный момент времени координаты тел совпадают?
Равномерному прямолинейному движению соответствует график 4; равноускоренному — графики 1, 2, 5; равнозамедленному график 3. То, что графики 3 и 5 пересекаются, не позволяет однозначно утверждать, что координаты тел совпадают.
154. По данным графиков 1, 3, 4 (рис. 32) определите начальную скорость, приращение скорости за одну секунду, среднюю скорость движения за шесть секунд.
155. С каким средним ускорением двигался автобус, если за время, равное 1 мин, показания скорости на спидометре изменились от 18 до 72 км/ч? Постройте график зависимости скорости от времени.
156. Вагон движется равноускоренно с ускорением 0,5 м/с2. Начальная скорость вагона равна 54 км/ч. Через сколько времени вагон остановится? Постройте график зависимости скорости от времени.
157. Пользуясь графиками рисунка 32, поясните, как двигались тела. Запишите формулу зависимости скорости от времени для каждого из тел.
158. С каким ускорением двигался автомобиль, если на пути 1 км его скорость возросла от 36 до 72 км/ч?
159. Самолет, летевший прямолинейно с постоянной скоростью 360 км/ч, стал двигаться с постоянным ускорением 9 м/с2 в течение 10 с в том же направлении. Какой скорости достиг самолет и какое расстояние он пролетел за это время? Чему равна средняя скорость за время 10 с при ускоренном движении?
160. Трамвай двигался равномерно прямолинейно со скоростью 6 м/с, а в процессе торможения — равноускоренно с ускорением 0,6 м/с2. Определите время торможения и тормозной путь трамвая. Постройте графики скорости v(t) и ускорения a(f).