Что можно сказать о ломоносове
Михаил Васильевич Ломоносов
Фото Все
Видео Все
Передача 24. Поэт Михайло Ломоносов
Ломоносов Михаил. Интересные Факты о Ломоносове. Биография и Открытия Ломоносова
Михаил Ломоносов — биография
Михаил Ломоносов — «универсальный человек», физик, химик, энциклопедист. Статский советник, профессор химии, получил звание почетного члена Шведской и Болонской академий наук.
Только благодаря своей неуемной страсти к наукам, Михаил Ломоносов сумел подняться из самого низа до всемирного признания своих талантов. Он стал первым русским ученым-естествоиспытателем, художником и энциклопедистом, поэтом и филологом, астрономом, физиком и химиком. Сфера его деятельности распространилась на молекулярно-кинетическую теорию тепла, металлургию, географию, историю и геологию. Это он открыл атмосферу вокруг Венеры, основал науку о стекле. Он стоял у истоков зарождения МГУ, который сейчас носит его имя. Кроме этого добился определенных успехов в генеалогии и приборостроении.
Помимо всего этого развивал российскую науку, экономику и просвещение.
Детство
Родился Михаил Ломоносов 19 ноября 1711 года в селе Мишанинское под Архангельском. Сейчас эта деревня называется Ломоносово. Его отец — помор Василий Ломоносов, был достаточно зажиточным, он имел собственные суда, торговал рыбой. Он был очень добрым, но отличался крайней невежественностью. Маму Михаила звали Елена Ломоносова, она умерла, когда их единственному сыну Михаилу исполнилось девять лет.
Портрет Михаила Ломоносова в детстве
Вскоре Василий снова женился, мачеху одаренного Миши звали Феодора Ускова. Но семейного счастья не получилось, новая жена умерла в 1724 году, после трех лет супружества.
Ломоносов-старший тосковал об утрате недолго. В том же году он привел домой новую избранницу, вдову Ирину Корельскую. Она не любила пасынка, тринадцатилетний Миша ощущал на себе всю ее злобу и завистливость, которая буквально отравляла жизнь мальчику.
Из некоторых источников известно, что Миша всегда помогал отцу на рыбалке. Ему было десять лет, когда он первый раз вышел с отцом в море. На ранней зорьке они уплывали далеко в Белое море и с помощью плетеной сети всегда были с приличным уловом. Михаилу очень нравились эти путешествия по бескрайним морским просторам, он любил эти волны, голубые льды, и зелень, и пейзажи удаляющихся берегов. Он с легкостью преодолевал препятствия, которые стали для него настоящей закалкой силы и духа. Он наблюдал за природой, обогащая свои знания о природе и окружающих его явлениях.
С ранних лет он очень любил читать. Грамоту он осилил под руководством местного дьячка С.Сабельникова, который преподавал ему грамматику, алгебру, привил любовь к литературе. В возрасте четырнадцати лет он отлично читал, и практически все свое время проводил за учебниками. Он читал запоем, не успел закончить одну книгу, уже начинал новую. Он как будто хотел добавить к накопленным знаниям новые и новые познания.
Еще в школе на уроке литературы всем рассказывали, что Ломоносов пешком ушел в Москву за образованием. Может быть этого и не произошло бы, если бы мачеха терпимее относилась к пасынку. Но обстановка в родном доме накалилась настолько, что выдерживать бесконечные конфликты у Миши уже просто не было сил.
Мачеха злилась, когда заставала Михаила за книгой, а он все свободное от работы время только этим и занимался.
Помимо этого отец придумал, что сына пора женить, и даже начал искать для него подходящую партию. Узнав о намерении отца, Михаил решил схитрить, он притворился, что сильно заболел, поэтому свадьбу перенесли, пока он окончательно не поправится.
Это совершенно не входило в его планы, поэтому недолго думая, Ломоносов с нехитрыми пожитками, состоящими из двух рубах, тулупа и нескольких книжек, ночью сбежал из дома. Он не сообщил о своем решении ни отцу, ни мачехе, потому что его точно никто не отпустил бы. Пешком они прошли три дня, и только после этого наткнулся на караван. Он напросился к рыбакам и те разрешили парню путешествовать с ними. Шел декабрь 1730 года. На протяжении трех недель они пробирались через снежные сугробы, и только в январе следующего года попали в Москву. Расстояние от родного дома будущего светила науки до столицы составляет 1160 км.
Это неординарное путешествие до сих пор будоражит умы ученых и историков. Некоторые придерживаются мнения, что девятнадцатилетнему парню практически не под силу такой путь, тем более в зимнее время. Но зная, что он путешествовал на рыбном обозе, напрашивается умозаключение, что ему удавалось то ехать на телеге, то идти пешком. Есть и другая версия его путешествия, которая утверждает, что Ломоносов передвигался на лошади. Михаил хотел поступить в Славяно-греко-латинскую академию, поэтому ему пришлось еще подделать свои документы, в которых теперь было указано, что его отец — холмогорский дворянин.
На протяжении пяти лет Михаил был студентом этого учебного заведения, где его учили латинскому языку, богословию и всем тогдашним наукам.
Ученый потом вспоминал, что был предметом насмешек своих сокурсников из-за бедности своего гардероба.
Иначе он и не мог, его ежедневный лимит составлял всего один алтын. В 1735-м Ломоносов стал студентом Санкт-Петербургского университета при Академии наук. Здесь он всерьез занялся математикой и физикой, а также попробовал себя в поэзии.
В 1736 году Ломоносов, вместе с двенадцатью другими способными учениками был отправлен в Европу для дальнейшего прохождения обучения. Целых пять лет Михаил жил за границей, и все эти годы его и его товарищей преследовали проблемы и неурядицы. Академия наук не вовремя перечисляла деньги, поэтому студенты жили практически в долг. Первым местом его учебы стал Марбург, а заканчивал учебу будущий светила науки во Фрайберге.
Именно в этом городе состоялось знакомство Ломоносова и Генкеля, который стал его наставником по горному делу и металлургии. В 1739-м Ломоносов поругался с Генкелем. Причиной их ссоры стало требование преподавателя к студентам, чтобы они занимались черновой работой. Конфликт разрастался с каждым днем, дело дошло до того, что Иоганн перестал финансировать своих студентов, и по совместительству, подчиненных. Поэтому в 1740 году Ломоносов уехал из Фрайберга навсегда, забрав себе на память пробирные весы и гирьки.
Наука и литература
По слухам, Михаил Ломоносов имел не только блестящий ум, но и очень развитую интуицию, граничащую с экстрасенсорными способностями. Он мог с помощью мысли проникнуть во Вселенную и сделать открытие, не соответствующее времени. Удивительно то, что его познания распространялись на любую область, не зависимо от того, была ли это химия, физика или написание стихотворений.
На основе творений ученого создавали свои поэзии Жуковский и Пушкин. Классикой отечественной литературы стала «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года», автором которой стал Михаил Васильевич.
Первая работа Ломоносова
Первые серьезные научные изыскания Ломоносова датируются 1737-1738 годом. Настоящим успехом на научной стезе стала работа на тему «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости», в которой он дал описания разным агрегатным состояниям. Далее в его биографии была диссертация по теме «Металлический блеск». В 1745-м именно эта научная разработка принесла ему звание профессора. И как следствие научных достижений, его произвели в дворяне.
Удивление вызывает и тот факт, что все результаты, которых он добивался физическими и химическими опытами, были очень точными, никогда не было ни одной погрешности в расчетах. Благодаря его научным трудам, современники оставили натурфилософию и алхимию, начали применять методики естествознания. Именно Ломоносов открыл кинетическую теорию газов, впервые заговорил о законе сохранения энергии, объяснил как происходит гроза и в результате чего получается северное сияние. Ломоносов занимался изготовлением красок и цветных зеркал, провел химический анализ руды. Именно ему принадлежит авторство основ физической химии.
Прочитав когда-то научные работы Коперника, Ломоносов серьезно заинтересовался астрономией. Именно ему принадлежит открытие атмосферы на планете Венера, он усовершенствовал светоотражающий телескоп, который потом назвали системой Ломоносова-Гершеля. Михаил был одним из тех, кто первыми понял природу Солнца. Он писал, что эта звезда в виде огромного огненного шара, потому что там вьются огненные валы, крутятся пламенные вихри и кипят камни, подобно воде.
Кроме серьезных научных изысканий, ученый занимался и развитием родного языка. Это благодаря ему мы сейчас знаем, что такое горизонт, атом, преломление лучей, температура, молекула, потому что именно Ломоносов ввел эти понятия в русский язык. До этого все термины, касающиеся техники, писались на латыни, и понять их простому народу было не под силу. Он был настолько прогрессивным ученым, что его труды казались фантастикой, опережающей время. Некоторые из его разработок были напечатаны только после его смерти, до этого они были засекречены и не издавались на протяжении столетий.
Однажды Алексей Шувалов — доверенное лицо Елизаветы и фаворит Петра Третьего, получил от Ломоносова письмо. Нужно сказать, что они были хорошими приятелями, и ученый отправил ему свою рукопись с рассуждениями о том, как сохранить и размножить русский народ. Шувалов был образованным человеком, но даже он не рискнул предать огласке эти умозаключения Ломоносова, и спрятал их подальше от общественности.
Личная жизнь
Михаил Ломоносов был очень целомудренным человеком, он не заводил легкомысленных интрижек, поэтому в его личной жизни была только одна женщина — его жена. Осенью 1736-го Михаил поселился в арендованной комнате, которую сдавала вдова пивовара из Марбурга. В этой же квартире проживала и ее дочь Елизавета Цильх, 19-ти лет от роду. Михаил быстро сошелся с девушкой, и она даже родила ему ребенка. Это была девочка, получившая имя Екатерина-Елизавета. Она родилась до того, как ее родители расписались, поэтому была незаконнорожденной. Михаил и Елизавета расписались 26 мая 1740-го. Спустя три года, в 1743-м, их дочка умерла.
Михаил Ломоносов и Елизавета Цильх
В декабре 1741-го семья пополнилась еще одним человечком — у супругов родился сын Иван. Но в 1742-м он умер в возрасте одного года. В 1749-м Ломоносовы снова стали родителями, у них родилась дочь Елена. Она единственная из трех детей ученого, оставшаяся в живых. Поэтому у Ломоносова не осталось наследников, продолживших его славную фамилию.
Мужем Елены Ломоносовой стал Алексей Константинов, домашний библиотекарь Екатерины II. Она родила мужу сына Алексея и трех дочерей — Софью, Екатерину, Анну. Софья сочеталась законным браком с Николаем Раевским-старшим, прославившимся в Отечественную войну 1812-го.
Смерть
Михаила Ломоносова не стало 15 апреля 1765 года. Ему шел 54-й год. Летальный исход наступил из-за банального воспаления легких. В 1766 году опубликовали первый том задуманного им двухтомника под названием «Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава I или до 1054 года». Поработать над вторым томом Ломоносову не довелось.
Могила и памятник Михаилу Ломоносову
Когда умер Ломоносов, то Екатерина II приказала своему верноподданному Григорию Орлову опечатать все рукописи ученого, которые сохранились. Спустя некоторое время все бумаги и личная библиотека выдающегося ученого оказалась во дворце, с тех пор о них ничего неизвестно. Ходили слухи, что власти очень не хотели, чтобы эти документы «оказались в чужих руках».
Местом упокоения Михаила Ломоносова стало Лазаревское кладбище.
Интересные факты
По мнению журналиста Дмитрия Семушина, отец Ломоносова не имел никакого отношения ни к морю, ни к торговле рыбой, это просто приукрашенный миф. В документах, которые дошли до наших дней, сказано, что Василий Ломоносов — крестьянин, проживающий в Куроостровской волости, двинянин. В этом документе слово поморы даже не упоминается. Дело в том, что биография «уникального человека» Ломоносова принадлежит перу историка Владимира Ламанского, и это с его легкой руки он стал сыном купца, торгующего рыбой. Опираясь на его работу, все последующие исследователи жизни и деятельности Ломоносова, твердили о его поморском происхождении.
По воспоминаниям современников, ученый обладал крутым нравом, он даже один раз попал за решетку после устроенного пьяного дебоша.
Ода, восхваляющая императрицу Елизавету, принесла Михаилу заслуженную награду, в размере двух тысяч рублей. В то время в царской казне не было других денег кроме медных монет. Ломоносов не растерялся, приехал на двух арендованных телегах и погрузил на них всю причитающуюся ему сумму.
Среди знакомых Ломоносова был один молодой человек по имени Георг Рихман, знакомство с которым состоялось в Германии. Ему так нравилось все, чем занимается ученый, что он попросил поучаствовать в каком-то интересном эксперименте. В результате удара шаровой молнии Георг погиб.
В 1986-м на экраны вышла картина «Михайло Ломоносов», посвященная его жизни и деятельности.
Ломоносов стоял у истоков основания МГУ, который сейчас носит его имя.
Труды
Ссылки
«Я бы охотно молчал и жил в покое…»
Памяти Михаила Васильевича Ломоносова
В день преставления Михайлы Васильевича Ломоносова – размышления о пути «русского Леонардо».
1200 километров – много это или мало?
Самолет преодолеет это расстояние за 2 часа, поезд – за 20, на автомобиле путь займет часов 16.
А пешком пробовали?
19-летний сын зажиточного помора Михайло Ломоносов попробовал – путь из деревни Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии до самого центра первопрестольной занял у него три недели.
Биография Михайлы Васильевича, с одной стороны, хорошо изучена и описана. С другой – предельная мифологизация образа самородка, пробивающего себе путь к признанию вопреки обстоятельствам, превратила Ломоносова из живого, имеющего право ошибаться человека в некий непогрешимый символ русского самосознания. Именно такое отношение по большей части остается у школьников – «высокий недоступный идеал», «памятник». Словом, тот, с кем невозможно полемизировать.
Целостному восприятию личности Михайлы Васильевича это, безусловно, мешает.
Вслед за караваном
Важное значение для него имела «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого. Она давала представление о книжной поэзии: знакомые слова церковной «Псалтири» претворялись в стихи. В то время как внутренний мир Михайлы обогащался новыми знаниями, во «внешней» его жизни происходили печальные события. Мальчик, в девять лет потерявший маму, живет с отцом и его новой женой, но и она вскоре умирает и отец женится в третий раз. Обе мачехи недолюбливали тянувшегося к знаниям мальчика, сокрушаясь о том, что тот сидит «попусту за книгами». Через много лет Ломоносов будет вспоминать: «Я… имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных местах и терпеть стужу и голод, пока не ушел в Спасские школы».
Уход больше походил на побег: ночью, тайно, ни с кем не простившись и взяв с собой только самое необходимое – две рубахи, тулуп и «Грамматику» с «Арифметикой», 19-летний юноша пешком отправился вслед за караваном с рыбой. Нагнав караван лишь на третий день, он упросил рыбаков взять его с собой. «Дома между тем долго его искали и, не нашед нигде, почитали пропадшим до возвращения обоза по последнему зимнему пути…»
«Ему чрезвычайно помогло то, что он был именно архангельским мужиком, не носившим крепостного ошейника»
Крайне важно отметить то обстоятельство, что Русский Север никогда не знал крепостного права, там жили свободные крестьяне. «Родись Ломоносов в какой-нибудь помещичьей деревне Центральной России, ему, пожалуй, не пришлось бы сопровождать своего отца дальше, чем до господской усадьбы и до господской пашни, – с полным основанием предположил Г.В. Плеханов. – Ему чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был именно архангельским мужиком, мужиком-поморцем, не носившим крепостного ошейника».
Литературовед Игорь Сухих задается вопросом: «Мог ли повторить путь Ломоносова талантливый крепостной мальчишка из курской или орловской деревни, из тех мест, где происходит действие тургеневских «Записок охотника»? Или для того, чтобы поступить в основанный Ломоносовым университет, ему надо было подождать еще столетие?»
Ответ вполне очевиден. Славяновед В.И. Ламанский утверждал, что для появления Ломоносова «в целой России в начале XVIII века едва ли была какая иная область, кроме Двинской земли, с более благоприятною историческою почвою и более счастливыми местными условиями».
Лучший из лучших
Если сегодня вы окажетесь в центре Москвы, обязательно пройдитесь по древней Никольской улице. Есть мнение, что улица получила свое название от Никольского монастыря, основанного еще в XIV веке. На территории монастыря стояла Спасская церковь, которая в 1600 году обособилась вместе с участком монастырской земли в самостоятельную обитель. Поскольку часть территории монастыря оказалась за Иконным рядом, отсюда явилось известное название – Заиконоспасский. Именно эта обитель и стала родиной первого в России высшего учебного заведения. Здесь на доме № 9 мемориальная доска серого гранита гласит: «На этом месте находилось здание Славяно-греко-латинской академии, в которой с 1731 по 1735 год учился великий русский ученый М.В. Ломоносов».
Приключенческий роман продолжался. Явившись к ректору академии Герману Копцевичу, Ломоносов выдал себя за сына холмогорского дворянина, а на «словесном расспросе» обнаружил светлый ум и страсть к наукам. Михайло Васильевич был зачислен в самый низший класс (не знал латыни, на которой велось все преподавание) вместе с «малыми ребятами». Часто ему приходилось слышать насмешки одноклассников: «Смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латине учиться!»
В Москве Ломоносов жил впроголодь, перебиваясь рубкой дров и чтением Псалтири над усопшими. Но усердие, талант и Промысл Божий вели его неотступно. Осенью 1735 года приказ Сената Синодальному управлению гласил: отобрать лучших учеников «Спасских школ», «в науках достойных», и отправить в Петербургскую академию для дальнейшего образования. Так под Новый год (хорошая деталь для сказочного сюжета!) Михайло Васильевич попал в град святого Петра, а 1 января 1736 года Ломоносов был зачислен студентом Академии наук.
В том же году, 23 сентября, трое лучших русских студентов – Михайло Ломоносов, Дмитрий Виноградов и Густав Рейзер отплыли на корабле, следовавшем из Кронштадта в Любек. По решению Академии наук они были отобраны для обучения в Германии. Петербургская академия старалась направлять своих питомцев даже за пределами русской границы, посылая им различные инструкции и наставления.
«Начало русской литературы»
Вдали от Родины, в Германии, Ломоносов написал свою первую оду – на победу русских войск над турками и взятие 19 августа 1739 года крепости Хотин. С этого сочинения, по словам В.Г. Белинского, «по всей справедливости должно считать начало русской литературы».
К сожалению, сегодня, читая стихи Ломоносова, мы не можем вполне понять слов Белинского. Живое восприятие ломоносовского поэтического языка давно утрачено. Скорее отношение к нему – как к памятнику старины. Более того, уже в XIX, а тем более XX столетии литературное наследие Ломоносова оказалось практически невостребованным. Причина, по всей видимости, по меткому замечанию К.С. Аксакова, кроется в том, что на литературное творчество Ломоносова «мы смотрим… сквозь последующее, тогда как надо смотреть сквозь предыдущее, в связи моментов, чтобы понять их настоящим образом; мы чувствуем это сродство, которое лежит в нашем представлении о Ломоносове; оно доказывает, что Ломоносов связан с нами, связан как начало; утверждает за ним этот его великий подвиг и в то же время мешает быть нам – в чувстве простого современного созерцания, не возвышенного общею мыслию, – вполне свободными и беспристрастными».
«Ломоносов был автор… освободившийся индивидуум в поэтическом мире»
Действительно, нам, знакомым с Золотым и Серебряным веками русской поэзии, трудно найти живой эстетический отклик на сочинения того, кого современники называли «русским Пиндаром». Но его особое место в истории русской словесности несомненно. Обратимся снова к размышлениям К.С. Аксакова, который отмечает, что Ломоносов «кончил период национальных песен и начал новый период, ввел в новую сферу поэзии. Ломоносов был автор, лицо индивидуальное в поэзии, первый восставший как лицо из этого мира национальных песен, в общем национальном характере поглощавших индивидуума; он был освободившийся индивидуум в поэтическом мире; с него началась новая полная сфера поэзии, собственно так называемая литература: этот подвиг ему принадлежит». И далее: «Ломоносов создал язык, преобразовал по крайней мере; это найдено всеми: это так же видимо, как Петр преобразовал Россию… Ломоносов понял современное состояние языка, он понял требования языка русского, современное отношение языка церковнославянского к языку русскому и значение первого для последнего; он понял все это, и новый язык явился».
Современники очень быстро заметили и оценили литературный гений Ломоносова. Его сравнивали с античными одописцами Пиндаром и Вергилием и даже с Гёте. В целом такая лестная репутация была совершенно оправданна, потому что исходила из того решающего вклада, который Ломоносов внес в историю русской словесности. Исследователь П.Е. Бухаркин отмечает: «Наметив многие центральные линии дальнейшего литературного развития и став, тем самым, предтечей поэтов конца XVIII, XIX, да и во многом ХХ века, Ломоносов был собственными преемниками превзойден… На фоне поэтических достижений последующих двух столетий ломоносовская поэзия как бы поблекла (хотя как раз она в самом существенном и определила тональность и направленность данных достижений); современный читатель, желающий оставаться в рамках классической традиции русской поэзии, предпочитает обращаться к наследникам Ломоносова, а не к нему самому».
Вслед за Давидом
Именно в период своего заключения Ломоносов впервые пробует себя в жанре духовной оды. Находясь в тяжелом душевном состоянии, он обращается к Единственному Утешителю. Это сочинения «Утреннее размышление о Божием Величестве» и «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния».
В сердце заключенного рождаются проникновенные строки:
Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел,
Но взор Твой в бездну проницает,
Не зная никаких предел.
От светлости Твоих очей
Лиется радость твари всей.
А.С. Пушкин, критически отзывавшийся о «придворной поэзии» Ломоносова, называвший такие стихи «должностными», высоко ценил его духовные сочинения: «Слог его, ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным. Вот почему преложения псалмов и другие сильные и близкие подражания высокой поэзии священных книг суть его лучшие произведения. Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему…»
Ломоносов вслед за псалмопевцем Давидом не устает удивляться величию Творца и возносит Ему хвалы:
Во храме возвещу великом
Преславную хвалу твою,
Веселым гласом и языком
При тьмах народа воспою…
(Преложение псалма 34)
Но я, о Боже, возглашу
Тебе песнь нову повсечасно;
Я в десять струн Тебе согласно
Псалмы и песни приношу.
(Преложение псалма 143)
Чистая совесть, а не цинготная рыба
Жизнь Михаила Васильевича Ломоносова была полна не только триумфальных, но и трагических страниц. Его сын Иван умер в младенчестве. Дочь, Екатерина-Елизавета, умерла, не дожив до четырех лет. Третий ребенок, дочь Елена, росла слабой девочкой, и Михаил Васильевич горячо молился о ее здоровье. В «Оде, выбранной из Иова», Ломоносов делится и своим опытом «вопрошания» и «слышания» Бога:
О ты, что в горести напрасно
На Бога ропщешь, человек,
Внимай, коль в ревности ужасно
Он к Иову из тучи рек!
Сквозь дождь, сквозь вихрь, сквозь град блистая
И гласом громы прерывая,
Словами небо колебал
И так его на распрю звал:
Сбери свои все силы ныне,
Мужайся, стой и дай ответ.
Где был ты, как я в стройном чине
Прекрасный сей устроил свет;
Когда я твердь земли поставил
И сонм небесных сил прославил
Величество и власть мою?
Яви премудрость ты свою!
Сие, о смертный, рассуждая,
Представь зиждителеву власть,
Святую волю почитая,
Имей свою в терпеньи часть.
Он всё на пользу нашу строит,
Казнит кого или покоит.
В надежде тяготу сноси
И без роптания проси.
Михаил Васильевич имел живую веру в Бога и Его Промысл. Но на многие вещи, укоренившиеся в церковной практике, но противоречащие, по его мнению, здравому смыслу, спокойно смотреть не мог. Так, в письме Ивану Ивановичу Шувалову, названом впоследствии «О размножении и сохранении российского народа», он подверг жесткой и бескомпромиссной критике церковное суеверие, утверждавшее, что младенца необходимо крестить исключительно в холодной воде:
«Попы, не токмо деревенские, но и городские, крестят младенцев зимою в воде самой холодной, иногда и со льдом, указывая на предписание в требнике, чтобы вода была натуральная без примешения, и вменяют теплоту за примешанную материю, а не думают того, что летом сами же крестят теплою водою, по их мнению, смешанною. Итак, сами себе прекословят, а особливо по своему недомыслию не знают, что и в самой холодной воде еще теплоты очень много… Однако невеждам-попам физику толковать нет нужды, довольно принудить властию, чтобы всегда крестили водою, летней в рассуждении теплоты равною, затем что холодная исшедшему недавно из теплой матерней утробы младенцу, конечно, вредна, а особливо который много претерпел в рождении».
Говоря о большой смертности из-за неправильного питания в продолжение многодневных постов и неумеренного празднования важнейших дат церковного календаря, он писал:
«Богу приятнее, когда имеем в сердце чистую совесть, нежели в желудке цинготную рыбу; что посты учреждены не для самоубийства вредными пищами, но для воздержания от излишества; что обманщик, грабитель, неправосудный, мздоимец, вор и другими образы ближнего повредитель прощения не сыщет, хотя бы он вместо обыкновенной постной пищи в семь недель ел щепы, кирпич, мочало, глину и уголье и большую бы часть того времени простоял на голове вместо земных поклонов. Чистое покаяние есть доброе житие, Бога к милосердию, к щедротам и к люблению нашему преклоняющее. Сохрани данные Христом заповеди, на коих весь закон и Пророки висят: люби Господа Бога твоего всем сердцем и ближнего как сам себя…»
Наш университет
К.С. Аксаков замечал:
«Суждения о нем были ошибочны; безусловные похвалы поставили его высоко, окружили классическим блеском и скрыли настоящее достоинство и великость; с другой стороны, было бы ошибочно нападать на него и мерить мерою настоящего времени, не понимая всего его великого значения, не вникнув в смысл его гения. Ложен и страх противоречить авторитету, ложен и страх с ним соглашаться».
Надо отметить, что Михаил Васильевич Ломоносов был человеком увлекающимся, его поведение не всегда отличалось нравственной образцовостью. История сохранила эпизоды его германского периода жизни, в коих находим немало «беспорядочности». Скандалы были и в Петербурге.
«Умел он за себя постоять… когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей»
Пушкин, живо интересовавшийся биографией Ломоносова и собиравший о нем сведения, оставил замечательною характеристику его личности:
«С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где все его трепетали; во дворце, где он дирал за уши пажей; в академии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нем пикнуть… Со всем тем Ломоносов был добродушен… В отношении к самому себе он был очень беспечен… Ломоносов, рожденный в низком сословии, не думал возвысить себя наглостию и запанибратством с людьми высшего состояния (хотя, впрочем, по чину он мог быть им и равный). Но зато умел он за себя постоять и не дорожил ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей…»
Сам Ломоносов писал:
«Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и Всемогущего Промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случая, дал терпение и благородную упряжку и смелость к преодолению всех препятствий и распространению наук в Отечестве. Что мне всего в жизни моей дороже».
В лице Михайлы Васильевича Ломоносова спроецировалась мечта русского народа о счастье. Из глухой провинции, без связей, денег, без преступлений – бунтов и восстаний – можно подняться «в люди», стать человеком, с которым государство говорит на «вы». Для истории русской культуры важны не только деятельность Ломоносова, но и его образ, пример его фантастической судьбы.
В марте 1765 года Михайло Васильевич заболел воспалением легких. Проболев месяц, он окончил свой земной путь на 54-м году жизни, исповедавшись и причастившись, 4/17 апреля, на второй день Пасхи, в Светлый понедельник.
Дерзнем сказать, что это поистине мирная и непостыдная христианская кончина.