Что можно сделать со старым аккумулятором
Повторное использование аккумуляторов от старых смартфонов
Шаг первый: модуль зарядки и литий-ионный аккумулятор
Сначала немного информации о литий-ионных батареях.
1. Аккумуляторы мобильных телефонов не любят перегреваться. Если вы собираетесь использовать аккумулятор в проекте, убедитесь, что он не будет находится под прямыми солнечными лучами.
2. Аккумуляторы мобильных телефонов могут потерять примерно 20% своей емкости после 1000 циклов зарядов\разрядов. Использование старого аккумулятора телефона, вероятно, будет означать, что он не будет держать полный заряд, но даже при 80% емкости аккумулятор все равно сможет выполнять большинство задач.
Зарядный модуль.
Модуль, используемый в этой сборке, гарантирует, что батарея заряжается до нужной емкости, и прекращает зарядку, как только батарея достигает приблизительно 4.2v.
Технические характеристики модуля:
Входное напряжение: 4,5-8 В
Выходное напряжение постоянного тока: 4,3-27 В постоянного тока (плавно регулируемый)
Зарядное напряжение: 4,2 В постоянного тока
Зарядный ток: Макс. 1A
Ток разряда: макс. 2A
Дальше нужно зарядить батарею. Нужно соединить положительный и отрицательный контакт батареи и аналогичные контакты модуля. Затем модуль подключается через мини-USB к внешнему источнику питания. На модуле загорается зеленый светодиод. После полной зарядки загорается зеленый светодиод.
После зарядки желательно проверить напряжение батареи мультиметром.
Шаг четвертый: регулировка напряжения
Отличительной особенностью этого модуля является то, что вы можете установить выходное напряжение от 4,2 до 27 В. Это позволяет использовать батарею для целой кучи разных проектов.
Для установки нужного напряжения нужно подсоединить щупы мультиметра к выходным клеммам модуля и поворачивая подстрочный резистор установить нужный номинал.
1 идея по использованию аккумуляторов от старых мобильных телефонов
Старый аккумулятор от мобильника еще может отлично послужить и принести пользу. Пусть сама батарея уже не заряжается из-за минувших лет, но в ней есть одна полезная штука, которая с лихвой прослужит еще не один год.
Дело в том, что АКБ почти всех мобильных устройств наделены встроенным контроллером зарядки. Это небольшая плата, располагающаяся в непосредственной близости к батарее, контролирующая не только зарядку, но и разрядку, не давая занижать критическое напряжение. Помимо всего это небольшая платка защищает аккумулятор от короткого замыкания. А в некоторых моделях еще имеется термодатчик, который контролирует температуру эксплуатации.
Идея по применению старых батарей от сотовых телефонов
Берем аккумулятор от старого мобильника и аккуратно пытаемся приподнять верхнюю пластиковую часть.
Затем подлезаем кусачками и откусываем плоские ламели идующи от АКБ.
Далее остается только извлечь плату из пластиковой защиты.
Вот сам контроллер зарядки.
По бокам имеются площадки для подключения АКБ, обозначенные символами «B+» и «B-». С обратной стороны 3 вывода для подключения к телефону. Два боковых обычно и есть выход.
Припаиваем провода к контроллеру идущие к АКБ.
Затем припаиваем к контроллеру батарею, состоящую из 3-х паралельно включенных аккумуляторов 18650.
Припаиваем провода к выходу контроллера.
Подаем на вход 5 В и заряжаем батарею.
Как только АКБ полностью зарядится, контроллер разомкнет цепь.
Далее питание можно брать с выхода контроллера.
Смотрите видео
Как перерабатывают старые батарейки и аккумуляторы в России
Переработка батареек в России
Российский рынок батареек в последние годы развивается нестабильно: в 2015 и 2016 годах аналитики Discovery Research Group зафиксировали падение объема продаж — в первом случае всего на 1%, зато во втором — почти на четверть. В 2017-м в РФ было реализовано 816 млн элементов питания — при средней цене 43,2 руб. за штуку продажи в денежном выражении превысили 35 млрд руб. Сколько батареек добирается до переработки, эксперты не уточняют, однако для утилизации всего собираемого объема по состоянию на 2019 год фактически хватает мощностей одного завода — челябинского «Мегаполисресурса». Владелец и генеральный директор предприятия Владимир Мацюк пришел к идее подобного бизнеса во время занятий научной деятельностью. Третья глава его кандидатской диссертации была посвящена переработке редких видов отходов, и первой линией «Мегаполисресурса» стало оборудование для утилизации фиксажной жидкости. В этом элементе проявки фотографий содержится много серебра — из 1 л отходов можно получить до 4 г металла.
Со временем рост популярности цифровой фотографии сделал бизнес нерентабельным и мощности завода перепрофилировались под переработку офисной техники и другой электроники. На сей раз металлы «добывались» с печатных плат — в основном речь шла о золоте, серебре и меди.
До батареек Мацюк «добрался» в 2012-м. «Я выступал с докладом на форуме в Челябинске, и меня спросили: А батарейки вы сможете переработать? — вспоминал предприниматель в интервью RecycleMag. Задавшие вопрос активисты тут же передали ему 100 кг «сырья». Батарейки оказались одним из простейших для переработки товаров. Технология умещается в два этапа: измельчение металлической оболочки и сортировка солей цветных металлов. Последние можно использовать для производства новых элементов питания.
Мацюк быстро наладил производственный процесс и принялся активно экспериментировать с материалами, которые приносили «разные люди и организации». Тогда же на фоне роста популярности у населения «зеленых» потребительских привычек раздельно собирать батарейки стали крупные торговые сети. Уже спустя несколько месяцев к «Мегаполисресурсу» обратились IKEA и MediaMarkt — обе компании готовы были собирать и доставлять на завод партии элементов питания. Вскоре к ним присоединился «Вкусвилл». Также среди партнеров завода — один из крупнейших мировых производителей батареек Duracell. В декабре 2017-го на предприятии открыли новую линию, предназначенную исключительно для батареек. В технологии производства при этом ничего кардинально не поменялось — просто раньше элементы питания перерабатывали в «перерывах» между утилизацией электротехники.
Переработка батареек в России остается в зачаточной стадии — и монополия «Мегаполисресурса» тому яркое доказательство: объемы, достаточные для загрузки мощностей других предприятий, просто не собираются, констатировал Мацюк в интервью РБК. По данным СПАРК, в 2018-м выручка завода превысила 7 млн руб., а убыток составил 1,5 млн руб.
Утилизация аккумуляторов
Еще один распространенный элемент питания — аккумуляторные батареи (АКБ). Около 99% компонентов старого аккумулятора можно использовать повторно, поэтому заводы по производству АКБ часто изначально оснащены линией для переработки. Вторсырье достигает 80% в структуре новых элементов.
Для переработки батареи свинец в виде пластин сначала отделяют от пластика, а электролит обезвреживают. В России работают несколько сборщиков свинцового лома. Крупнейший— группа МАГЛЮГ с сетью более чем из двадцати точек сбора по всей стране. Их партнерами становятся предприятия поменьше — например, московский «Энергомет». Эта компания была основана в 2005 году в Магнитогорске и начинала со сбора лома цветных металлов.
Переформатировать бизнес на АКБ пришлось в кризис 2008-го — тогда предприятие привлекло в партнеры Тюменский аккумуляторный завод, вспоминает гендиректор «Энергомета» Олег Заиченко. Обороты бизнеса по утилизации элементов питания стали быстро расти, и вскоре «Энергомет» перебрался в Москву. «Мы потратили много ресурсов, чтобы выйти на столичный рынок с готовой идеей», — говорит Заиченко. В компании была выстроена цепочка от приема аккумуляторного лома у населения до производства и продажи восстановленных АКБ.
Технология переработки проста: измельчение металлической оболочки и сортировка солей цветных металлов. Последние можно использовать в производстве новых элементов питания
По оценкам Заиченко, ежегодный объем продаж на российском рынке аккумуляторов составляет до 10 млн в год в штучном выражении. При переработке вышедших из строя аккумуляторов образуется 200 тыс. т свинца в год. До 1,5 тыс. т приходится на «Энергомет». «Мы заметили, что некоторые батареи не до конца отработали ресурс», — говорит Заиченко. Так компания пришла к идее открытия цеха по восстановлению АКБ. Это именно восстановление, а не переработка: сотрудники «Энергомета» возвращают жизнь батареям, которые потеряли емкость, заряд и другие электрохимические характеристики.
В цехе площадью 400 кв. м АКБ сначала заряжают для проверки на возможность восстановления, а после отправляют на десульфатацию — очистку пластин внутри аккумулятора от сульфата свинца. Затем компания продает восстановленные аккумуляторы в собственной сети магазинов. Цена устройств со средним сроком работы около двух лет варьируется от 1,8 тыс. до 6 тыс. руб.
АКБ, которые в компании не могут восстановить, отправляют на партнерские заводы-переработчики — «Мета 5» в Щелково и «Фрегат» в Воскресенске. Полученный обратно свинец «Энергомет» отправляет на Рязанский аккумуляторный завод — тот производит для компании аккумуляторы, которые она затем продает под собственными брендами. Выручка «Энергомета» в 2017-м составила 25,1 млн руб., прибыль — около 200 тыс. руб.
Экономика батареек
Мировой опыт в переработке батареек
Китай: литиевый кризис
Главная угроза для Китая — резкий рост объема отработавших свой срок литийионных батарей: литий и кобальт гораздо опаснее для окружающей среды, чем магний, калий и цинк в щелочных батарейках. Этот риск связан с бумом мобильной техники и электромобилей и уже не носит теоретический характер: к 2020 году объем токсичного лома в КНР может достигнуть 276 млн т, сообщал Reuters. При планах выпуска до 2 млн машин с электродвигателями в год масштаб проблемы будет только нарастать. Власти уже сделали прозрачной систему мониторинга переработки таких аккумуляторов и обязали заниматься утилизацией гигантов автопрома.
США: контейнеры для населения
Как с выгодой избавиться от старого автомобильного аккумулятора
Современные аккумуляторные батареи служат в среднем от пяти до семи лет. Конечно, бывает и меньше: все зависит от производителя и того, как эксплуатировался этот тяжеловесный и токсичный расходник. Но рано или поздно приходит время его утилизации.
Правда, стоит учитывать, что экологи, да и здравый смысл рекомендуют все-таки не относить старый АКБ на помойку. К сожалению, штрафов за такое деяние в нашей стране не предусмотрено. А ведь вещества, содержащиеся в батарее, наносят значительный вред окружающей среде и даже здоровью человека, попадая в почву или в водоем.
Свинец, например, относится к веществам первого класса опасности, то есть к самому высокому по степени вреда для человека. И считается ядом, пагубно влияющим на все системы организма. Стоит помнить, что в автомобильных батарейках есть еще и серная кислота или щелочь.
Не следует выбрасывать использованный аккумулятор на свалку еще хотя бы и потому, что его можно сдать с некоторой материальной выгодой. А куда? Здесь имеется сразу несколько вариантов.
Во-первых, от «бэушных» АКБ не откажутся в пунктах приема цветмета, где устройства оценивают по весу и разбирают на лом. Прайс будет зависеть от типа «аккума». Рекомендуется выбирать крупные лицензированные компании, соблюдающие эко-нормы. Но это не единственное место, куда можно ответственно отдать деталь.
Магазины, торгующие автомобильными аккумуляторами, с удовольствием примут отживший свою жизнь расходник в обмен на существенную скидку на новый. Как правило, подобные организации тоже имеют все необходимые лицензии, а также соблюдают правила хранения и транспортировки, отправляя отработавшую запчасть на переработку.
Как можно нечаянно «убить» новый аккумулятор и что нужно для его реанимации
Очень неприятные последствия, к которым могут привести окислившиеся клеммы аккумулятора машины
Кстати, есть еще несколько вариантов, куда отправить отвоевавший свое аккумулятор, правда, несколько сомнительных. Можно его тоже за деньги отдать одному из мелких частников, принимающих устройства у припаркованного где-нибудь на обочине фургончика.
Куда опасных груз отправиться потом — совершенно неведомо: может быть ядовитую жидкость из батареи сольют за ближайшим кустом и отправят свинец на переплавку. Или, вероятно, восстановят, даровав прибору вторую жизнь, которая, к слову, долго не продлится при любых раскладах. И будут продавать под видом новых АКБ.
Кстати, есть автомобилисты, оставляющие негодный для авто источник и накопитель энергии в гараже или на даче, как говориться, на всякий случай. При перебоях с электроэнергией его используют, например, для подзарядки телефона или для того, чтобы подключить к нему лампочку. Но при этом не стоит забывать, что при манипуляциях с аккумулятором надо соблюдать крайнюю осторожность.
Что можно сделать из батареек, в том числе из использованных
В домашней технике и игрушках в качестве элемента питания используют батарейки различного вида, которые спустя время приходят в негодность. Чтобы не выбрасывать их в мусор и не нанести вред окружающей среде, можно сделать из батареек что-нибудь интересное или полезное, а затем сдать в специальный пункт приёма. Для научных поделок подходят новые и использованные элементы.
Что можно сделать из батареек
Простейшими играми с множеством батареек являются составление из них букв, цифр и рисунков. Развлечение подходит для детей старше трёх лет. В игре обязательно должен участвовать взрослый, который проследит за целостностью корпуса батарейки и не позволит ребёнку облизывать или разбирать элементы питания.
Батарейки можно использовать в качестве конструктора, составляя из них различные фигуры
Со школьниками можно повторить курс физики, применяя старые и новые батарейки. Поделки можно использовать не только для опытов. Знания и умения пригодятся в случае попадания в экстремальные условия.
Зажигалка
Материалы для изделия:
Инструкция по изготовлению:
Конструкцию держат двумя пальцами, тонкая часть фольги нагревается и воспламеняет приготовленный материал
Этот опыт желательно проводить в перчатках, чтобы не обжечь руки
При проведении опыта нужно соблюдать технику безопасности. Под рукой держат воду и мусорное ведро.
Не используют протёкшие и деформированные батарейки. Жидкость, вытекающая из батареек, токсична. Кроме того, повреждённые аккумуляторы могут воспламениться или взорваться ещё до завершения опыта.
Моторчик или «вертолёт»
Для хорошего контакта с батарейкой колечко опускают немного ниже
Материалы для создания своеобразного вечного двигателя:
Если двигатель сразу не начал работать, возможно, расстояние между проволочным кольцом и магнитом слишком большое.
Подобным образом можно сделать «вертолётик» или двигатель в виде движущейся спирали.
Проволоку можно согнуть в виде спирали, сердца, прямоугольников и т. д
Для этого сгибают проволоку в желаемую фигуру, которую закрепляют на круглом магните. Сверху устанавливают батарейку, то есть конструкцию делают вертикальной. Проволока должна одновременно иметь контакт с аккумулятором и магнитом. Для проволочной рамки важно правильно определить центр тяжести, тогда в результате опыта она будет вращаться.
Электромагнит
Такой магнит можно использовать для притягивания мелких металлических предметов
Материалы для изготовления электромагнита:
Инструкция по изготовлению:
Что можно сделать из использованных батареек
Разряжённый источник питания можно ненадолго зарядить, если приобрести новый в данный момент нет возможности. Для этого осторожно деформируют корпус, не допуская его повреждения. Если оболочка треснула, то в электронику аккумулятор уже не помещают, так как из него вытечет едкая жидкость и испортит прибор.
Из батарейки, которая отслужила свой век по прямому назначению, можно сделать светильник, оформив его по собственному желанию.
Лампочку для поделки берут маленькую, чтобы оставшихся мощностей аккумулятора хватило на появление свечения
Чтобы убедиться, что батарейка разряжена, её бросают на стол «минусом» вниз с высоты трёх сантиметров. Новая батарейка падает с глухим звуком, севшая падает звонко и отскакивает.
Для изготовления понадобится:
Инструкция по изготовлению:
Свет от лампы получается довольно ярким.
Превратить изделие в интересную поделку можно, обклеив аккумулятор картоном или пластилином. Полученный фонарик может стать осветительным прибором в кукольном домике или стать жучком с клеммами-усиками. Играют изделием под присмотром взрослых.
Аналогично можно сделать подсветку стакана.
Правила утилизации старых батареек
В городах организуют пункты сбора старых батареек, где именно, можно узнать из интернета
Выбрасывать использованные источники питания вместе с остальным мусором не стоит, это загрязняет окружающую среду. Батарейки состоят из следующих элементов:
Выделение вредных веществ начинается после того, как металлический корпус проржавеет. Химические вещества проникают в верхние слои почвы, а вместе с осадками попадают в грунтовые воды. Вместе с ними опасные соединения оказываются в морях и реках.
Для содержания химических элементов в воде, воздухе и почве установлен порог безопасности. Превышение норм означает, что находиться на территории опасно для здоровья человека и животных.
По этим причинам разработана система переработки батареек. Элементы изделий используют в различных областях: в металлургии, производстве карандашей и удобрений. После переработки утилизации подлежит только 5% от общей массы батарейки.
Единственный завод в России, который перерабатывает источники питания, находится в Челябинске. Все собранные аккумуляторы доставляют для переработки на этот завод. В городе развита металлургическая промышленность, поэтому полученный металл используют на местных заводах.
Видео: что можно сделать из батарейки
Следует помнить, что проведение опытов с батарейками не должно принести вреда окружающим. Поэтому не стоит доверять эту работу ребёнку. Взрослый также должен оценить уровень своей подготовки, чтобы он был способен собрать цепи правильно.