Что можно сделать с терминалом оплаты
Какие организации и ИП должны применять эквайринг и кто освобожден
Что такое эквайринг и как он работает
В самом общем виде эквайринг – это обеспечение покупателям возможности оплачивать товары и услуги при помощи банковской карты. Одновременно с этим под эквайрингом понимается специальная банковская услуга, которая позволяет магазинам и другим торговым объектам принимать оплату при помощи платежных карт. Также иногда эквайрингом называют снятие наличных денег через банкомат. Однако в этом значении данное понятие используется крайне редко. Чаще всего под эквайрингом подразумеваются именно расчеты банковскими картами.
В процессе эквайринга владелец банковской карты, желающий приобрести ту или иную услугу/товар, может их оплатить удобным ему образом: либо через терминал продавца, либо по интернету. Для этого ему необходимо только указать пин-код карты. Далее система сверяет введенный пин-код и отправляет данные карты в процессинговый центр банка, где эта карта была выпущена. Банк проверяет остаток денег на счете владельца карты, после чего списывает необходимую сумму в счет оплаты товара или услуги. Далее списанная сумма за вычетом банковской комиссии перечисляется на расчетный счет продавца.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Продавцы обязаны обеспечить покупателю возможность оплаты товаров и услуг как за наличный, так и безналичный расчет при помощи банковской карты.
2. Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров, работ и услуг при помощи платежных карт распространяется на всех продавцов, выручка которых за предшествующий календарный год превышает 40 млн рублей.
3. Если торговая точка находится в месте, где не предоставляются услуги доступа в интернет, продавец освобождается от обязанности принимать к оплате карты.
4. Продавец освобождается от эквайринга в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором за предшествующий календарный год составила менее 5 млн рублей.
6. Необеспечение покупателю возможности оплаты товаров (работ, услуг) платежной картой повлечет наложение штрафов на организации, ИП и должностных лиц.
Для покупателя, ожидающего на кассе свой товар, все вышеуказанные действия занимают несколько секунд. При этом до счета продавца деньги идут заметно дольше. Как правило, с момента оплаты товара картой до момента поступления средств на расчетный счет организации-продавца проходит от одного до нескольких дней. Все зависит от банка, с которым продавец заключил договор эквайринга.
Обязателен ли эквайринг для ИП и организаций
По закону потребитель самостоятельно выбирает, как именно ему оплачивать товар или услуги – наличными деньгами или платежной картой.
В свою очередь продавцы обязаны обеспечить возможность оплаты товаров и услуг как за наличный, так и безналичный расчет при помощи банковской карты (ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). В противном случае это будет считаться нарушением прав потребителя и повлечет для продавца существенные штрафы (Федеральный закон от 05.05.2014 № 112-ФЗ).
При этом обязанность по приему платежей от населения при помощи платежных карт распространяется не на все организации. Например, часто транслируется мнение, что данная обязанность не распространяется на микропредприятия. Однако это является заблуждением.
Напомним, микропредприятиями считаются субъекты малого бизнеса с ограниченным доходом и численностью наемных сотрудников. Определение понятия «микропредприятие» раскрывается в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства…». Здесь под микропредприятиями понимаются предприятия, предельная численность работников которых составляет до 15 человек, а величина годового дохода не превышает 120 млн рублей (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).
Вместе с тем статья 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 прямо устанавливает, что обязанность обеспечить возможность оплаты товаров, работ и услуг при помощи платежных карт распространяется на всех продавцов, выручка которых за предшествующий календарный год превышает 40 млн рублей.
Таким образом, принимать к оплате карты и использовать эквайринг обязаны даже микропредприятия. Но только в том случае, если их выручка от реализации товаров/услуг за прошедший год составляет более 40 млн рублей.
Кто освобождается от эквайринга
Некоторые организации и ИП, которые в соответствии с требованиями Закона РФ № 2300-1 обязаны принимать к оплате банковские карты, все же могут обойтись без эквайринга в отношении ряда своих торговых точек.
Так, если торговая точка находится в месте, где не предоставляются услуги доступа в интернет, продавец освобождается от обязанности принимать к оплате карты (абз. 3 п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1). Данное исключение распространяется именно на торговые точки, где отсутствует доступ к сети. В других торговых точках продавца эквайринг применяется на общих основаниях.
Кроме того, продавец освобождается от эквайринга в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором за предшествующий календарный год составила менее 5 млн рублей (абз. 4 п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1).
Таким образом, эквайринг разрешается не применять в торговых точках, которые:
Подключение эквайринга
Процесс эквайринга начинается с заключения организацией/ИП договора с банком, который обязуется зачислять принятую через платежные карты оплату на счет организации/ИП. После заключения договора организации поставляется специальное оборудование (например, POS-терминал), которое используется для приема платежей и перевода средств с карты покупателей на счет продавца.
Также банк обязуется передать организации все необходимое программное обеспечение для работы с терминалами и произвести обучение персонала, который будет работать на этом оборудовании. Кроме того, банк берет на себя техническое сопровождение эквайринга и устранение возможных ошибок/сбоев, случающихся в процессе приема платежей.
Услуга эквайринга для организаций и ИП является платной, банк за нее взимает отдельную комиссию. Причем эту комиссию платят сами организации/предприниматели, а не их клиенты.
Величина комиссии зависит от вида эквайринга. Сейчас принято различать товарный, интернет и мобильный эквайринг. Все они задействуют банковские карты, но конкретный способ перевода денег на счет продавца и используемое при этом техническое оборудование существенным образом отличаются.
При товарном эквайринге оплата товаров и услуг происходит при помощи так называемых POS-терминалов (англ. point of sale – торговое место), которые знакомы всем по супермаркетам. Терминал, как правило, состоит из сканера штрихкодов, монитора и устройства ввода-вывода (клавиатуры), а также считывателя карт. Терминал читает карту, списывает с нее деньги и переводит их на счет продавца. Банковская комиссия при товарном эквайринге в среднем составляет 2% от суммы расчета.
Интернет-эквайринг не требует установки дорогостоящих терминалов (до 40 000 рублей и выше) или каких-либо дополнительных программных приложений. Все расчеты производятся через интернет. Покупатель выбирает на сайте продавца опцию «оплатить картой» и попадает на страницу процессингового центра, на которой вводится информация с карты (пин-код и т. д.). Процессинговый центр уточняет принадлежность карты, остаток средств на счете и проводит оплату. Комиссия, взимаемая банками с продавцов за интернет-эквайринг, составляет в среднем 2,5% от суммы платежа.
При мобильном эквайринге используется смартфон/планшет, интернет и собственно сам считыватель карт (мобильныйPOS-терминал), который подключается к смартфону. Сначала в мобильном платежном приложении смартфона оформляется сам платеж с указанием его суммы и назначения. Затем покупатель проверяет правильность платежа и проводит свою карту через подключенный к смартфону считыватель. Система проверяет карту и производит списание средств. Стоимость оборудование для мобильного эквайринга в среднем составляет порядка 10 000 рублей. Величина банковской комиссии – 3%.
Штрафы за эквайринг
Ответственность продавца (исполнителя услуг) за отказ принимать к оплате банковские карты установлена в соответствии с п. 4 ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение иных прав потребителя).
Необеспечение покупателю возможности оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт повлечет наложение следующих штрафов:
Штраф взимается за каждый факт нарушения прав потребителей.
POS-терминалы: что это такое, принцип работы, подключение, как пользоваться
В реалиях современной торговли POS-терминал становится незаменимым, но что это такое? Это специальное оборудование, которое помогает оптимизировать торговые системы. С ее помощью клиенты смогут оплачивать покупки в любой момент, а владельцы бизнеса будут получать средства прямо на свой расчетный счет. Это значительно упрощает процесс работы и снижает количество наличности в кассе магазина. Но это не все функции, которые есть у техники. Это многофункциональный прибор, который применяется в разных сферах предпринимательства. Давайте рассмотрим подробнее, как это работает и какую пользу принесет их внедрение организации.
Пос-терминал: что это такое
Это специальное оборудование, которое помогает оптимизировать торговые системы. С его помощью клиенты смогут оплачивать покупки в любой момент, а владельцы бизнеса будут получать средства прямо на свой расчетный счет. Это значительно упрощает процесс работы и снижает количество наличности в кассе магазина. Но это не все функции, которые есть у техники. Это многофункциональный прибор, который применяется в разных сферах предпринимательства. Давайте рассмотрим подробнее, как это работает и какую пользу принесет их внедрение организации.
Так называют принадлежности, которые активно используют в торговле и других сферах деятельности. Часто это устройство для считывания банковских карт – помогает покупателям расплачиваться за покупки безналом.
Еще так называют комплекс, в который будут входить:
компьютер с соответствующими программами;
сканирующая техника для проверки кодов;
принтер, чтобы печатать чеки;
Часто встречается еще одна разновидность, которую будут постоянно использовать – системы POS. В них все представлено в виде отдельных частей, которые будут отдельно подключаться к одному блоку управления – считывающая аппаратура, деталь для ввода пароля. Платежный терминал может выглядеть как моноблок или как раздельные части целого.
Определение понятий
В магазинах любой посетитель встречался с этими разновидностями Pos terminal. В первом значении это пин-пад или эквайринг – устройство, к которому прикладывается банковская карта для оплаты. Они могут прочитать пластик любого вида:
Кроме того, подключать и оплачивать покупки сможет и специальная техника с функцией NFC – смартфоны, часы и кольца.
Вторая разновидность считается более обширным понятием. В данном случае она включает в себя кассовую программу, деталь со встроенным фискальным регистратором, сканером и другими дополнениями. С ее помощью будут:
рассчитываться сдача при необходимости;
POS-терминалы и системы: основные отличия
Системная разновидность – это довольно распространенное понятие. Это совокупность деталей, которые вместе составляют законченную рабочую зону, которая выполняет все предпродажные и постпродажные задачи. Сюда включают:
пин-пад (для обработки карт и ввода пароля);
модуль для отправки чеков в ФНС;
технику для сканирования индивидуальных кодов.
Главное отличие двух видов кассового оборудования – место, где будет функционировать модуль ФР. Если использовать первый вариант, то он расположится в корпусе компьютера, поэтому ПО и ПК приобретаются одновременно с пин-падом. Кроме того, программное обеспечение предстоит занести в госреестр ККТ.
У системы нет таких сложностей. Этот модуль будет располагаться напрямую в ФР.
Зачем нужны POS-терминалы
С их помощью можно значительно упростить большинство торговых операций – принимать оплату, подсчитывать количество безнала, контролировать их безопасность и снижать наличность в кассе.
Такое оборудование необходимо настраивать всем компаниям, которые реализуют товары и услуги частным лицам и другим организациям. Они обязаны открыто вести расчетный счет.
Люди могут оплатить покупки без наличных, также допускается отменить операцию, если покупатель передумал;
Все данные о проведенных платежах будут сохраняться в памяти – так появится возможность отслеживать прибыль, формировать отчеты.
Встраиваются специальные идентификаторы – каждый сотрудник имеет свой логин и пароль для связи с аппаратом, это исключает недостачи, излишки или другой обман со стороны работников.
С помощью этого изделия можно учитывать объем продаж и оставшееся на складе. Он упрощает пересчет и получение информации об остатках.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Принцип работы и функционал POS-терминала
Эта техника справляется с широкими обязанностями, которые нужны для нормального функционирования любой торговой точки:
Во время покупки служащий специальным устройством считывает индивидуальный код с этикетки продаваемого образца.
Если код по какой-то причине не определяется или поврежден, можно ввести название на клавиатуре.
Наименование, количество к продаже и остаток на складе должны отразиться на экране.
Покупатель может рассчитаться банковской картой или наличными по своему желанию.
При использовании POS-системы совершить возврат становится просто – достаточно отсканировать чек и вернуть деньги за продукт.
Если оплачиваться товар будет наличными, то сдачу при необходимости кассир может найти в денежном ящике – он открывается после введения суммы, которую даст клиент.
Безналичный возврат тоже возможен – после сканирования чека необходимо следовать инструкции на экране и в нужный момент приложить к терминалу карту.
Оборудование работает с бонусной и скидочной программой – это позволяет представлять постоянным посетителям скидку в соответствии с их картами лояльности.
С помощью этой техники проводится открытие и закрытие кассовых смен, формируются отчеты.
Подключение Pos-терминала занимает немного времени. Сам аппарат без системы выполняет ограниченное количество действий:
создание отчета по безналу.
Стоит понимать, что при отсутствии договора с банковской структурой наличие пин-падов бесполезно.
Кому нужен Пос-терминал и какие нарушения существуют
В соответствии с законом принудительно устанавливать эквайринг должны предприятия с ежегодным оборотом более 40 миллионов рублей или 5 млн на одну торговую точку. Большинство небольших компаний могли самостоятельно выбирать необходимость установки.
В 2017 году ФЗ-88 обязывает обеспечить покупателю выбор – оплачивать покупку наличными или безналом. Освобождаются от этой обязанности только организации, которые работают далеко от линий интернета, религиозные компании и точки, где продается печатная продукция.
За нарушение законодательства предусмотрен штраф от 40 до 100% МРОТ. За отказ принимать карточки заведение могут оштрафовать в размере от 30 до 50 тысяч рублей. Санкции появились с 1.01.2015 года.
Штрафовать будут и продавцов. Если у торговой точки есть возможность принимать оплату, но работник отказывает в этом клиенту, то на него могут наложить штраф, как на должностное лицо – от 15 до 30 тысяч рублей.
Настройка POS-терминала: работа и устройство аппарата
После того как покупатель изъявил желание расплатиться пластиком за приобретение продукции, нужно предоставить ему эту возможность. Стоит учесть, что некоторые модели принимают не все виды карточек. Это понятно по наклейкам с указанием платежных систем. Чтобы операция прошла успешно, клиент должен проверить наличие необходимой суммы на счете.
Считывается или вводится число в компьютер вручную либо автоматически с помощью ПО. На экране появляется итог. После считывания штрихкодов и введения количества всех элементов покупки продавец называет стоимость всей корзины.
Как пользоваться пост-терминалом, алгоритм действий:
Выводится цена, которую надо заплатить.
Вставляется, проводится или прикладывается банковская карточка.
Устанавливается соединение, передается запрос в банк.
Проводится авторизация, резервируется стоимость покупаемой продукции.
Если все прошло успешно, на экране пин-пада появляется надпись «Спасибо».
Техника может подключаться, а затем выдавать отказ в проведении операции. Так происходит, если недостаточно денег на счете покупателя, если неверно вводится пин-код несколько раз подряд, или, есть подозрение, что пластик был украден.
После проведения покупки аппарат выдает два чека – один продавец оставляет у себя и подшивает в ежедневную финансовую отчетность для бухгалтерии. Второй отдается клиенту. Данные о том, что платеж совершен, передаются в налоговую через оператора.
Разновидности оборудования: где его используют
Активно функционирует несколько подвидов. Если есть прямой контакт между продающей и покупающей стороной, обычно устанавливается простой POS-терминал, и заключается соответствующий договор. Он подходит для любого типа магазинов, сетевых заведений и предприятий питания. Он наиболее распространен, сотрудников обучить несложно. Среди минусов – требуются расходные материалы – чековая лента, а также необходим стабильный интернет и энергосбережение.
Вторая разновидность – интернет-эквайринг. Его используют, когда непосредственного контакта между сторонами нет. Устанавливают чаще в областях, где преобладает дистанционная оплата через сайт интернет-магазина. Чтобы купить товар, клиент вводит данные карты и подтверждает платеж вводом кода из смс или с обратной стороны пластика.
Последний вид – мобильные терминалы. Создали их недавно, синхронизируются с сотовыми телефонами через приложения. Используют там, где надо принять оплату вдали от торговой точки или на выезде. Актуально для курьерских служб, ремонтных выездных мастерских или организаций такси.
Программное обеспечение
Они могут работать только со специализированными кассовыми программами. Выбирать их стоит после того, как сформированы детальные требования к работе конкретного предприятия. Это нужно, чтобы техника работала исправно в связке с бизнесом. Для этого подбирают подходящий софт и дополнительно его настраивают, если есть такая возможность.
Чтобы не ошибиться и не получить ПО, которое будет функционировать с ошибками, стоит обратиться в «Клеверенс». Сотрудники компании знают, какое программное обеспечение лучше справится с задачами именно вашего бизнеса.
Каким должен быть кассовый софт
Он часто похож на воздух – пока работает, его никто не замечает. Но как только ломается или функционирует медленно – останавливается работа всего магазина.
Самое важное правило – выбирайте ПО, которое относится к вашему формату. Не стоит покупать софт для магазина продуктов, если вы торгуете одеждой. Потому что он не справится с поставленными задачами, а полезные способности будут простаивать просто так.
Как работает эквайринг
Объясняем, что такое обратный эквайринг, POS-терминалы, банк-эмитент и зачем бизнесу подключать оплату картами.
Кто участвует в эквайринге
Эквайринг (от англ. acquire — «приобретать, получать») — это безналичная оплата товаров и услуг картой через платёжные терминалы на кассе или у курьера.
Торговая точка — бизнес, владелец которого хочет принимать оплату картами от клиентов и инициирует заключение договора эквайринга.
Банк-эквайер предоставляет бизнесу услугу и оборудование, обслуживает расчётный счёт продавца и получает комиссию от поступлений. Он несёт ответственность за техническую сторону операций по картам в торговой точке и регистрируется в национальных и международных платёжных системах: Visa, Mastercard, American Express, «Мир» и др.
Банк-эмитент — банк, выпустивший карту, которой пользуется клиент для оплаты покупки.
Для приёма платежей используют POS-терминалы (англ. point of sale — «точка продажи»). Через них можно платить обычными и бесконтактными картами, а также другими устройствами, например смартфонами. POS-терминал распечатывает слип-чек — нефискальный документ, подтверждающий операцию.
Как устроен процесс оплаты
Покупатель вставляет банковскую карту в терминал или прикладывает к нему смартфон, и карта считывается. При оплате через интернет покупатель вводит данные карты в специальном веб-интерфейсе.
Информация о платеже направляется в процессинговый центр банка-эмитента. Это подразделение осуществляет и контролирует бесперебойное проведение операций.
Банк-эмитент проверяет сумму остатка на счёте владельца карты. Покупатель подтверждает сделку ПИН-кодом или кодом из СМС. Это дополнительный шаг защиты от мошенничества и неправомерного использования карты. Однако при бесконтактной оплате он встречается довольно редко.
Процессинговый центр банка-эмитента списывает деньги со счёта покупателя и перенаправляет в банк-эквайер.
POS- или мобильный mPOS-терминал печатает два экземпляра слипа. Вместе с ним покупатель получает кассовый чек. При оплате через интернет кассовый чек приходит клиенту на электронную почту.
Банк-эквайер переводит деньги со своего счёта на счёт продавца за вычетом комиссии. Срок обработки платежа зависит от условий договора банка и торговой точки, но не может превышать трёх рабочих дней.
Виды эквайринга
Торговый эквайринг
Такой эквайринг используют в магазинах, предприятиях общепита и сферы услуг. Когда продавец заключает договор с банком, тот устанавливает в точках продавца POS-терминалы. В Сбербанке минимальная ставка торгового эквайринга — 1,6 %.
Банк должен обучить сотрудников компании работе с устройством, обеспечить бесперебойное функционирование терминалов и круглосуточную техническую поддержку. Обязанность продавца — уплачивать банку комиссию, размер которой определяется договором.
На сумму выплат влияют оборот и сфера деятельности. Например, для продуктового магазина комиссия ниже, чем для гипермаркета бытовой техники: во втором случае вероятность возврата товара выше. Если это произойдёт, придётся проводить операцию обратного эквайринга — возвращать деньги на карту покупателя. Это дополнительные затраты для банка, которые покрывает продавец.
Интернет-эквайринг
Так называют способ оплаты в интернете картой или электронными деньгами с использованием специальных интерфейсов, которые помогают сохранить конфиденциальность персональных и платёжных данных покупателя. В качестве дополнительной защиты клиента могут попросить ввести код подтверждения оплаты, высланный в СМС или уведомлении банковского приложения.
Комиссия в интернет-эквайринге самая высокая. Она может составлять в среднем 2,3–3,5 % и взиматься не только с продавца, но и с покупателя. Это связано с тем, что при интернет-эквайринге процессинговый центр обеспечивает повышенную защиту операций: использует системы безопасности и протоколы шифрования, чтобы введенные пользователем данные нельзя было перехватить.
Мобильный эквайринг
С помощью мобильного эквайринга покупатели расплачиваются карточкой в любой торговой точке, даже мобильной. Его подключают таксисты, курьеры, в автолавках, передвижных пунктах продажи и т. п.
Платежи принимаются через установленное на смартфон или планшет приложение, к которому по блютусу или кабелем подключается mPOS-терминал (от англ. mobile point of sale — мобильная точка продажи). Его можно использовать в любом месте, где есть стабильный мобильный интернет, в отличие от стационарных POS-систем в торговом эквайринге.
ATM-эквайринг
В это понятие входит возможность оплаты услуг (ЖКХ, мобильная связь, интернет или телевидение) через платёжные банкоматы, а также выдача наличных и пополнение банковской карты.
Главный минус этой услуги с точки зрения пользователя — комиссия, которую ему приходится платить сверх основной суммы за проведение платежей или при снятии наличных с карты. Чаще всего проценты берут кредитные организации, которые не являются партнёрами банка-эмитента, выдавшего карту.