Что можно сделать с сертификатом
Как получить сертификат соответствия и для чего он нужен
Некоторые товары нельзя произвести и сразу отправить в продажу. Для начала нужно получить сертификат или декларацию соответствия, которые закрепляют качество продукции. Рассказываем, кто обязан получать эти документы и как это сделать.
Содержание статьи
Для чего необходим сертификат соответствия продукции
Это барьер для защиты рынка от некачественной продукции. В каждой стране существуют стандарты, чтобы потребитель покупал вещи или продукты, которые не принесут вреда.
Например, предприниматель запустил производство детских игрушек. Сначала специалисты проводят исследования и выясняют, сделаны ли игрушки из безопасных материалов. Проверяют, не повредят ли детали детские руки. После этого производство получает сертификат соответствия и выходит на рынок. Без испытаний и разрешений продавать такую продукцию не получится. Это вне закона.
Бизнес зачастую использует сертификат соответствия в маркетинге и рекламе. Производители продуктов часто подчеркивают, что заботятся о покупателях и все делают по ГОСТу. Это значит, что потребитель получает качественный товар.
Какие товары нужно сертифицировать
Полный список товаров, подлежащих сертификации, можно найти в Постановлении правительства от 1 декабря 2009 года N 982. Например, в России производители и импортеры обязательно сертифицируют:
Кроме этого, если бизнес ведет торговлю со странами таможенного союза, то для этих территорий действуют сертификаты с обозначением ТР ТС. Список в Решении Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 620.
Есть один важный момент. Иногда для продукции не нужен сертификат, но необходима декларация соответствия. Это значит, что ответственность за качество продукции несет производитель, а не комиссия по сертификации. Декларации нужны для бытовой химии, минеральных удобрений, пиломатериалов. Полный список смотрите в том же постановлении правительства.
Если хотите узнать, нужен ли сертификат для продукции, придется изучить оба документа. Потому что некоторые группы товаров исключены из сертификации, но по решению таможенного союза для них нужна декларация. Например, так произошло с чаем. В целом, при запуске бизнеса стоит узнать все требования и выяснить, нужен ли сертификат на продукцию.
Виды сертификатов соответствия
В России и странах таможенного союза действуют 2 основных сертификата соответствия:
Кроме этого, в некоторых случаях понадобятся и другие сертификаты:
Что такое обязательная сертификация продукции
Выше указаны товары, которые необходимо сертифицировать. То есть без получения сертификата или декларации соответствия — продавать эти товары запрещено законом.
В КоАП РФ есть статья 14.44. «Недостоверное декларирование соответствия продукции». Согласно этой статье, если продукция попала на рынок без сертификации или с использованием недостоверных документов, то за это грозят штрафы:
А если из-за несертифицированной продукции пострадали люди, животные, растения, имущество граждан и государства, то наказание ужесточается:
Если из-за этой продукции кто-то получил тяжкий вред для здоровья, то все может перерасти и в уголовное наказание.
Основатель бренда «Воронцовские сыры» Александр Воронцов считает, что сертификация по большей части держится на честном слове бизнеса:
«Мы получаем декларацию соответствия продукции. Надо сказать, что бизнес в принципе может легко пройти проверку. Например, мы отправляем сыр на экспертизу, но кто знает, чей это сыр? Я могу привезти его из Италии и отдать на экспертизу. Но мне это не нужно. Потому что если кто-то отравится нашими продуктами, то можно получить не только штраф, но и срок. В итоге сертификация, конечно, вещь необходимая, но потребитель выбирает не по документам, а по реальному качеству. Поэтому качество лучше соблюдать не только для контролирующих органов»
Что такое добровольная сертификация
Возвращаемся к закону, который регламентирует товары для обязательной сертификации. Есть продукция, которую можно не сертифицировать. Например, фанерные изделия, спички, сортовая посуда и разные полимеры.
Но некоторые предприниматели проходят добровольную сертификацию в маркетинговых целях. Можно сказать покупателям, что компания настолько уверена в качестве, что не боится пройти тесты, которые это подтверждают. Добровольная сертификация проводится в аккредитованных центрах по правилам ГОСТ Р.
Кроме маркетинга, есть и бизнес-цели. Некоторые предприниматели сами заказывают сертификаты соответствия, чтобы получить преимущество в тендерах. Например, школа закупает посуду по 44-ФЗ. Есть два одинаковых поставщика, но один готов подтвердить качество продукции, а другой нет. Скорее всего, школа выберет того, кто предлагает более качественный товар.
Другие компании идут на это, чтобы стать поставщиками крупных заказчиков. Иногда бренды с помощью добровольной сертификации устраивают фильтр для контрагентов. Работает это так: идет закупка полимеров, но есть угроза нарваться на некачественную продукцию. Компания объявляет, что закупается только у поставщиков, которые имеют сертификат соответствия на свои товары.
Директор онлайн-бухгалтерии «Небо» Артем Туровец считает, что добровольно проходят сертификацию и для развития компании:
«Иногда это нужно не для завоевания клиентов или контрагентов. Например, стандарты ISO 9001 реально помогают разложить по полочкам внутренние процессы компании, чтобы стать лучше и эффективнее. Только надо понимать, что такая сертификация займет год, и ее не стоит получать для галочки. К сожалению, на рынке есть конторы, которые нарисуют сертификат, но в таком подходе нет смысла. У меня есть документ аудитора по ISO 9001, и я провожу обучение, чтобы максимально приблизить процессы к стандартам. Возможно, позже компания пройдет и сертификацию»
Как получить сертификат соответствия и кто его выдает
Процесс выдачи сертификатов соответствия на продукцию контролирует Росаккредитация, а выдают заключения центры сертификации. Они проходят аккредитацию, чтобы работать официально и без претензий со стороны контролирующих органов. На сайте Федеральной службы аккредитации размещен реестр подходящих центров и лабораторий.
Заходите на страницу, вводите данные центра и смотрите результат. Главное, чтобы около центра был зеленый значок. Это обозначение, что организация действует и лицензия в порядке.
После этого нужно написать заявление на получение сертификата соответствия и отобрать образцы продукции, которую предстоит проверить. Если сертифицируют производство, то представители центра придут на территорию компании. Если продукция соответствует стандартам, то компания получает зарегистрированный сертификат соответствия. У определенных товаров есть дополнительные требования.
Сооснователь пивоварни Manfas Brewery Александр Орлов считает, что проходить сертификацию не трудно, но долго:
«Нам приходится отправлять на экспертизу каждый сорт пива, расписывать все ингредиенты, содержание алкоголя, в какой емкости напиток, что будет на этикетке, нужно еще дать все протоколы и акты экспертизы. Сначала пиво проверяют в лаборатории, а потом еще и в Росалкогольрегулировании. В итоге на все уходит 3-4 недели. Без сертификата пиво продавать нельзя, поэтому приходится ждать. И это довольно утомительно, если у тебя несколько сортов продукции. С другой стороны, я понимаю, что сертификация в нашей области необходима, чтобы на рынок не попало некачественное пиво»
Сооснователь агентства по управлению продажами на маркетплейсах Upmarket Олег Неворотов объясняет, почему нужно серьезно готовиться к сертификации:
«Допустим, мы решили завести новые товары, нашли в Китае устраивающего нас поставщика, однако в момент, когда первый заказ придет на границу, для таможенного оформления потребуются сертификаты. Получить их можно, протестировав товар в аккредитованных испытательных лабораториях. А лаборатории в свою очередь необходимо убедиться в том, что она исследует образец того производителя, кто далее будет выпускать партию этого товара. Еще пару лет назад достаточно было утверждения заявителя, что товар от фабрики Х, и это принималось на веру.
Сейчас процедура усложнилась: сначала необходимо сделать и проплатить заявку на сертификацию, потом орган по сертификации выписывает официальный запрос с указанием номера заявки, далее фабрика при отправке должна точно указать этот номер в своих сопроводительных документах, отправить образец от того юрлица, которое занимается производством, и при этом указать точные реквизиты заявителя. Учитывая то, что мы имеем дело в основном с иностранными отправителями, часто происходят ошибки, и приходится запускать процесс заново или долго обмениваться корректировочными письмами, теряя время и деньги на этот непродуктивный процесс. Таким образом, на практике получение и передача образцов в лабораторию даже у опытных компаний может занять около 3-х недель. Поэтому сертификация — это первое, о чем мы рекомендуем задуматься будущим продавцам на маркетплейсах»
Для получения сертификата соответствия понадобится стандартный пакет документов:
Кстати, если компания сменила юридический адрес, сертификацию придется пройти заново.
Как выглядит сертификат соответствия
Сертификат соответствия на продукцию выдают в бумажном и электронном видах. В России действует форма, которая установлена Приказом №3725 Министерства промышленности и торговли от 28.10.2020.
В сертификате соответствия размещают следующую информацию:
Регистрационный номер сертификата. Формат номера RU C-XX.YYYY.A.00001/ZZ:
Заявитель. Компания, которая отправляет продукцию на прохождение сертификации.
Изготовитель. Информация о производителе и продукции, которую необходимо сертифицировать. Если компания находится не в России, то указывают код GLN.
Орган сертификации. Вся информация о центре, который выдает сертификат: от названия до юридического адреса.
Полная информация о продукции: название, марка, коды, номер и размер партии. Если информации слишком много, то к сертификату добавляют приложение.
Код ОКПД 2 (для России) или ТН ВЭД ЕАЭС(для Таможенного союза).
Соответствие требованиям. Прописывают регламенты, которые приняты в России для сертификации данной продукции.
Основание для выдачи сертификата. В этом поле указывают информацию о протоколах исследований или испытаний, которые подтвердили, что продукция успешно прошла проверку.
Дополнительная информация. Например, что компания проходит добровольную сертификацию
Срок действия сертификата.
Подписи руководителя центра аккредитации и экспертов, которые провели испытания.
Срок действия сертификата соответствия
В России сертификаты соответствия выдают на срок от 1 года до 5 лет. Например, если продукция проходит по ГОСТ Р, то максимальный срок до 3 лет. Это закреплено в законе «О техническом регулировании».
Если сертификацию проходит продукция, которая продается в странах Таможенного союза, то срок действия документов может быть до 5 лет. Главное запомнить, что каждый год придется проходить проверку, чтобы сертификат не приостановили или не аннулировали.
Если появилась необходимость проверить срок действия сертификата, используйте сервис от Росаккредитации. Вводите номер документа и получаете информацию о документе:
Можно ли подделать сертификат соответствия?
Это сложно, но предприниматели знают, что на рынке действуют организации, которые предлагают купить поддельные сертификаты и декларации. Работать с такими документами получится до первой проверки, а Росаккредитация ежегодно проводит десятки проверок по выявлению поддельных сертификатов.
В последнее время в борьбу за качество товаров включились и торговые площадки. например, весной 2021 года Ozon и Федеральная служба аккредитации объявили о сотрудничестве. Маркетплейс будет добавлять данные о сертификатах и декларациях в карточки товаров. Это поможет выявлять продавцов с некачественным товаром.
Олег Неворотов считает, что от сертификации выигрывают и потребители:
«Сейчас, когда процесс сертификации стал более прозрачным, потребители продукции могут быть уверены, что если у товара есть сертификат соответствия, то тестировались именно реальные образцы, а не первые попавшиеся или похожие, как часто бывало раньше.
Кроме того, идет постоянная проверка лабораторий, и те компании, которые нарушают требования законодательства, прекращают свою деятельность. С одной стороны, это приводит к удорожанию процесса сертификации, но с другой — делает отношение к нему более доверительным и осмысленным, что гораздо важнее для рынка, так как дает потребителю уверенность в соответствии продукции существующим стандартам»
В целом, сертификация защищает рынок от некачественных товаров, и это стимулирует производить и продавать товары, которые не навредят потребителю.
Зачем нужен родовый сертификат
И что это вообще такое
Женщина в период беременности, во время и после родов имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственных медучреждениях. Чтобы женщина и ребенок получали качественную медпомощь, государство ввело программу родовых сертификатов. По такому сертификату медицинские организации получают выплаты от Фонда социального страхования. При этом сертификат не влияет на то, где женщина будет вести беременность и рожать — клинику для консультаций и роддом она выбирает сама.
Расскажу в статье, как оформить родовый сертификат и где его можно использовать.
Что такое родовый сертификат
Родовый сертификат — это специальный документ, который позволяет медицинским организациям получать деньги за качественно оказанную медицинскую помощь.
Родовый сертификат состоит из шести частей:
Корешок родового сертификата остается в медицинском учреждении, где женщина его получила, например в женской консультации. Он подтверждает, что сертификат выдали.
Талонов родового сертификата четыре:
Медицинские учреждения собирают талоны родовых сертификатов, передают их в региональное отделение Фонда социального страхования и получают деньги.
Сам родовый сертификат выдается женщине при выписке из роддома. Он подтверждает, что она получила медицинскую помощь во время беременности, родов и послеродовой период. На сертификате указывают данные пациентки, дату рождения ребенка, его рост и вес при рождении.
Родовым сертификатом называют весь документ с талонами и одну из частей сертификата, которая остается у женщины
Чем родовый сертификат отличается от обменной карты и диспансерной книжки
Беременные встают на учет в женскую консультацию или медицинский центр. Там они проходят осмотры и сдают анализы. На каждую женщину медучреждение заводит обменную карту и диспансерную книжку.
Обменная карта и диспансерная книжка — это карточки, в которые врач заносит личные данные женщины и историю ее беременности, в том числе результаты обследований и анализов и протекание родов. По сути они ничем друг от друга не отличаются — только формой.
Обменную карту выдают на руки беременной. С ней женщина едет рожать и передает ее в роддом при оформлении. В обменной карте врачи смотрят, здорова ли женщина. Если карты нет, ее положат в инфекционное отделение. Диспансерная книжка хранится только в медицинском учреждении.
Родовый сертификат — документ другого назначения. Он ничего не говорит о здоровье беременной женщины и нужен роддому только для того, чтобы получить выплаты из ФСС.
Сумма родового сертификата
Качество оказанных медицинских услуг оценивается по специальным критериям. Если услуги были выполнены некачественно, то ФСС оплатит их в неполном объеме.
К сожалению, ФСС считает, что услуги были оказаны некачественно, только если у женщины или новорожденного ребенка есть осложнения. В таком случае ФСС оплачивает медуслуги не полностью или не оплачивает вообще.
Если вы считаете, что медицинские услуги вам оказали некачественно, звоните на горячую линию ФСС и пишите жалобу на имя главврача учреждения. В жалобе необходимо сформулировать свои пожелания: например, чтобы врач принес извинения или чтобы ему сделали выговор. На письменную жалобу вам должны ответить в течение 30 дней. Если врач часто хамит, его могут уволить.
Правила оформления
Когда и где выдают. Родовый сертификат можно получить с 30-й недели при одноплодной беременности и с 28-й недели — при многоплодной. Его выдают в государственном или муниципальном медучреждении: в женской консультации или роддоме. Причем получить его можно в любой момент до того, как ребенку исполнится три месяца. Если женщина потеряет сертификат, ей нужно обратиться в выдавшее сертификат учреждение, чтобы получить дубликат, например в консультацию или роддом.
Женщина, которая ведет беременность платно, может получить родовый сертификат в женской консультации по месту жительства. Он ей пригодится, если она планирует рожать бесплатно в государственном учреждении или водить ребенка в государственную поликлинику. Если женщина не получит сертификат и поедет в государственный роддом без него — ничего страшного: роддом оформит сертификат самостоятельно.
Еще сертификат может получить женщина, усыновившая ребенка возрастом до трех месяцев, — мужчине его не выдадут. Женщина может получить сертификат в детской поликлинике при постановке ребенка на учет, если до момента постановки на учет ему не исполнилось трех месяцев.
Какие нужны документы. Для получения сертификата женщина представляет своему врачу следующие документы:
Если у женщины нет полиса, СНИЛС или регистрации по месту жительства, то ей все равно выдадут сертификат. В сертификате отметят в специальных полях, почему этих документов или регистрации не было. Сертификат не дадут иностранцам без разрешения на временное проживание или вида на жительство в РФ.
Кто и как использует сертификат
Воспользоваться родовым сертификатом могут только государственные медучреждения, которые оказывают медицинскую помощь по полису ОМС.
Работает это так. Территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации и медицинская организация заключают специальный договор. Затем медорганизация оказывает женщине медицинские услуги, получает от нее талон родового сертификата и отправляет его в территориальный орган ФСС. После этого получает вознаграждение за качественно оказанные медуслуги.
При этом медорганизация должна иметь специальную лицензию на медицинскую деятельность по следующим направлениям:
Этапы заполнения и получения талонов. Вот где заполняют талоны в родовом сертификате:
После талоны № 3 нужно передать в детское лечебное учреждение, где будут осматривать новорожденного. Талон № 3-1 пойдет на оплату услуг за первые шесть месяцев диспансерного наблюдения ребенка, талон № 3-2 — за вторые шесть месяцев.
Руководитель учреждения подписывает запись в каждом талоне и ставит печать.
Куда отдавать сертификат после родов. Талоны № 3-1 и № 3-2 родового сертификата нужно отдать в детскую поликлинику при постановке ребенка на учет. Сам родовый сертификат остается у женщины, отдавать его никуда не нужно.
Ограничения при использовании
Родовый сертификат нельзя обналичить. Все деньги по этому сертификату пойдут медицинским учреждениям: поликлинике, роддому, женской консультации.
Родовый сертификат не покрывает медицинские услуги на платной основе, в том числе по договорам добровольного медицинского страхования.
Талоны родовых сертификатов не всегда оплачиваются. Обычно выплаты по сертификату получает женская консультация, роддом и детская поликлиника.
Женская консультация не получит деньги, если женщина наблюдалась там менее 12 недель.
Роддому откажут в выплате в следующих случаях:
Детские поликлиники не получат оплату по сертификатам в следующих случаях:
Как получить бумажный сертификат о вакцинации в МФЦ
С 16 ноября 2021 года в многофункциональных центрах можно будет получить сертификат о вакцинации от COVID-19. Рассказываем, как это сделать и кому может потребоваться бумажный документ.
Что случилось
Сертификат о вакцинации, который автоматически формируется на портале «Госуслуги», можно будет получить в МФЦ, сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин. Сертификат доступен всем, кто сделал прививку от COVID-19, переболел коронавирусом или имеет медицинские противопоказания к вакцинации. Электронный и бумажный документы равноценны.
Медотвод от вакцинации против COVID-19: кто и в каком случае может его получить
Где можно получить бумажный сертификат
Бумажный сертификат о вакцинации можно получить в многофункциональных центрах. Более подробная информация о том, как это сделать, должна появиться после 12 ноября, когда Минцифры разработает решения для реализации этой услуги.
Также до 13 ноября Минздрав России утвердит порядок получения сертификата. По словам главы кабмина Михаила Мишустина, люди должны получать услугу «без сбоев, быстро и удобно».
С 8 ноября в России действует новая форма сертификата о вакцинации. В документе указаны персональные данные пациента, информация о прививке, о медицинских противопоказаниях или перенесённом COVID-19. Также на первой странице сертификата размещён QR-код, который необходим во многих регионах страны для посещения общественных мест.
Минздрав утвердил новую форму сертификата о вакцинации от COVID-19
Когда может пригодиться бумажный сертификат о вакцинации
По данным на 9 ноября, система QR-кодов действует в 77 регионах России, сообщила глава Роспотребнадзора Анна Попова. Код может понадобиться для посещения кафе, театра, концерта, бассейна, заселения в гостиницу. Также активно обсуждается введение QR-кодов на транспорте и в учебных заведениях. Во всех случаях достаточно показать код из приложения «Госуслуги». Если доступа к нему нет, можно предъявить бумажный документ.
Бумажный сертификат пригодится:
Каждый регион самостоятельно принимает решение о введении и использовании QR-кодов. Более подробную информацию о требованиях при заселении в отели или посещении общественных мест уточняйте на официальных порталах регионов или городов или на портале стопкоронавирус.рф.
Планируя поездку в другой регион, не забудьте про страховку
Что такое сберегательный сертификат
И можно ли его купить сейчас
Сберегательные сертификаты на предъявителя были очень популярны до 1 июня 2018, но в 2020 году я не смогла их купить ни в одном банке.
Расскажу, о каких сертификатах речь и как можно распоряжаться этими ценными бумагами, если у вас они еще остались.
Что такое сберегательный сертификат
Сберегательный сертификат — это ценная бумага, которая удостоверяет, что у человека есть вклад, по которому он может получить проценты вместе со всей суммой в любом филиале этого банка. Размер процентов зависит от срока.
Проценты по ним начисляются в конце срока и выплачиваются при погашении. Банк может проводить расчеты по сберегательным сертификатам наличными деньгами или в безналичном порядке. Но сертификат — это не деньги, расплатиться им в магазине нельзя.
Сберегательные сертификаты выпускались сериями и только в рублях. Купить сертификаты мог любой человек, резидентом Российской Федерации для этого быть необязательно.
Центробанк России в письме о паспортизации финансовых продуктов от 11 сентября 2020 года упоминает вклады, удостоверенные сберегательным сертификатом, как один из видов банковских продуктов.
Письмо Центробанка России от 11.09.2020 № ИН-06-59/130PDF, 1,48 МБ
Нормативное регулирование
По закону сберегательные сертификаты могут быть только именными. Раньше сберегательные сертификаты могли быть и на предъявителя, но 1 июня 2018 года вступили в силу изменения в гражданском кодексе и сберегательные сертификаты на предъявителя перестали продавать.
Основная информация о сберегательных сертификатах и кредитных организациях, которые могут их выпускать, есть в статье 36.1 федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Обязательные реквизиты сберегательных сертификатов, правила их выпуска и оформления есть в положении Банка России от 3 июля 2018 г. № 645-П.
Отмена сберегательных сертификатов на предъявителя в 2018 году произошла после того, как Госдума приняла поправки в гражданский кодекс и в закон «О банках и банковской деятельности». После этих изменений продажи сберегательных сертификатов резко сократились.
Сертификаты на предъявителя были анонимными, и их можно было передать любому человеку. Поэтому Минфин беспокоился, что их использовали для отмывания теневых доходов или давали ими взятки. Когда сертификаты стали именными, их невозможно подарить, передать, то есть они стали очень похожи на депозиты.
Чем отличается от вклада. В 2020 году вклады можно открыть через отделение банка или онлайн через банковское приложение. Сберегательный сертификат можно было купить только в отделении банка. Хотя сберегательный сертификат — это ценная бумага, доход по нему ничем не отличается от дохода по вкладу с точки зрения налогов.
По сертификату можно переуступить права другому человеку в порядке цессии — это основное отличие сберегательного сертификата от вклада. Вклад переуступить другому человеку нельзя.
Банк не может изменить процент ни по сертификату, ни по вкладу в течение срока их действия. В отличие от вклада, пополнить, частично погасить или пролонгировать сертификат нельзя. Когда заканчивается срок действия сертификата, банк перестает начислять по нему проценты.
Виды сберегательных сертификатов. С 1 июня 2018 года сберегательные сертификаты могут быть только именными, сертификаты на предъявителя отменили.
Обязательные реквизиты
Полный состав обязательных реквизитов сберегательных сертификатов можно найти в главе 1 положения Банка России от 03.07.2018 № 645-П.
На каждом сертификате обязательно должно быть:
Сертификат подписывают два уполномоченных работника кредитной организации, на их подпись ставят печать.
Если какого-то обязательного реквизита не хватает, значит, сертификат недействителен. Кроме того, данные в сертификатах нельзя исправлять.
Кто может продавать
Если у банка есть лицензия на открытие вкладов физическим лицам, он может продавать и сберегательные сертификаты.
Такие банки должны существовать больше двух лет, публиковать годовую отчетность, заверенную аудиторами, соблюдать банковское законодательство и нормативные акты Банка России. Кроме того, они должны поддерживать резервный фонд, выполнять экономические нормативы и участвовать в системе обязательного страхования вкладов.
Как оформить сберегательный сертификат
По статистике Центробанка, именные сберегательные сертификаты все еще существуют, но в сентябре 2020 года я не нашла ни одного банка, который предлагал бы клиентам купить сберегательный сертификат. Купить и погасить сберегательный сертификат можно только лично.
Как получить проценты
Проценты по сберегательному сертификату выплачиваются в конце срока при его погашении. Чтобы погасить сертификат, владельцу надо лично прийти в офис банка.
Как обналичить
С сертификатами есть несколько нюансов:
Что делать, если сберегательный сертификат утерян
Если владелец потерял сертификат на предъявителя, права по нему придется восстанавливать через суд. Например, в Оренбурге суд признал утерянный из-за ремонта сберегательный сертификат на предъявителя недействительным и восстановил права по нему.
Владелец может обратиться в суд, если сертификат украли. Такие дела сложнее, потому что придется доказывать, что владелец никому не передавал сертификаты и не получал деньги после их погашения. Например, в 2019 году суд в городе Ярославле рассматривал такое дело. Помощница забрала у женщины два сберегательных сертификата на предъявителя без разрешения и погасила их в банке. Суд решил взыскать деньги только за один сертификат, потому что по второму сертификату ситуация была спорная.
Если владелец потерял именной сертификат, то он может получить дубликат там, где покупал сертификат. Если кредитная организация отказывается выдать дубликат, тоже придется обращаться в суд.
Делится ли сертификат при разводе
С точки зрения закона ценные бумаги — это имущество. Если имущество нажито во время брака, оно делится поровну между супругами. Если они не могут мирно договориться, деньги по сертификату поделит суд.
Даже если сертификат именной, но его покупали в браке, он считается совместно нажитым имуществом. Если сертификат купили до заключения брака, то делить его не придется: совместно нажитым имуществом это не считается.
Наследование сертификатов
Пока существовали сберегательные сертификаты на предъявителя, завещать их было легко: можно было просто передать их наследнику, а наследник мог получить деньги в любой момент.
Если сертификат хранится в банке, чтобы его получить, наследнику понадобится свидетельство о праве на наследство. Если наследников несколько и сберегательные сертификаты нельзя физически поделить между ними согласно завещанию, то наследники должны договориться о разделе наследственного имущества. Они заключают письменное соглашение и указывают, к кому переходят сберегательные сертификаты. Если письменного соглашения нет, то все наследники должны присутствовать при выдаче сертификатов с хранения.
С именными сертификатами все гораздо сложнее. Они должны быть включены в наследственную массу. Нотариус делает отметку на сертификате о переходе прав наследнику. Эта отметка имеет силу передаточной надписи. Получить деньги по именным сберегательным сертификатам до вступления в наследство не получится.