Что можно сделать с эцп мошенники

Как защитить электронную подпись от мошенников: правила безопасности

Электронная подпись — надежный инструмент для работы. Но при неосторожном обращении она открывает возможности для злоумышленников. Какие правила нужно соблюдать при работе с электронной подписью, чтобы уберечься от мошенничества.

Что такое ЭП, КЭП и для чего они нужны

Электронная подпись (ЭП или ЭЦП) — это электронные данные в документе, которые заменяют собственноручную подпись. Больше всего возможностей у квалифицированной электронной подписи (КЭП). Предприниматели используют ее, чтобы отправлять отчетность в налоговую, участвовать в электронных торгах, получать госуслуги и вести электронный документооборот.

КЭП подтверждает, что документ подписан конкретным человеком и придает ему юридическую силу. Она также гарантирует, что в документ никто не вносил изменения после подписания.

КЭП выдают только удостоверяющие центры (УЦ), которые имеют аккредитацию Минкомсвязи. Например, ее можно получить в Удостоверяющем центре Контура или в Центре выдачи электронных подписей в Москве. УЦ соблюдают правила безопасности — этого от них требует закон и госорганы, — удостоверяют личность будущего владельца ЭП, проверяют его документы через государственные базы. А в случае нарушений УЦ несут материальную ответственность.

В УЦ владелец электронной подписи получает файлы, из которых состоит электронная подпись: закрытый ключ, открытый ключ и сертификат. Файлы записываются на токен (устройство, похожее на флешку) или в память компьютера. С помощью закрытого ключа пользователь подписывает документы, а открытый ключ и сертификат позволяют убедиться, что подпись поставил конкретный человек.

Закрытый ключ ЭП доступен только владельцу, и он должен держать его в тайне — этого требует 63-ФЗ «Об электронной подписи» (п.1 ч.1 ст.10 63-ФЗ). Именно из-за того, что владельцы передают закрытый ключ другим людям, возникают злоупотребления электронной подписью.

У Артема было несколько продуктовых магазинов. Он не нарушал закон и вовремя закрывал кредиты. Однажды бизнесмену позвонили из банка, а потом звонок продублировали коллекторы. Они утверждали, что у компании миллионный долг. Артем не поверил и пошел проверять кредитные истории: свою и компании. Выяснилось, что долг существует.

Два месяца назад бывший бухгалтер Артема оформил на компанию микрозайм на 1,2 миллиона рублей, перевел деньги себе и уволился. Оформить займ бухгалтер смог с помощью электронной подписи директора — Артем сам отдал ЭП, чтобы избавиться от рутинного подписания бумаг.

Как происходит мошенничество с электронной подписью

Злоумышленники могут завладеть ЭП по-разному. Первый вариант — умышленно получить подпись другого лица. Мошенники могут украсть закрытый ключ, который хранится на токене. Или владелец может оставить подпись в общественном месте или потерять. Бывает и так, что компания забывает отозвать ЭП у уволенного сотрудника: он покупает товар от имени фирмы и скрывается, оставив долг. Нужно знать, как отозвать подпись и делать это сразу после увольнения, даже если работник пользовался полным доверием.

Есть и другой вариант. Владелец может сам отдать подпись постороннему лицу, чтобы снять с себя часть нагрузки. Так было с Артемом из нашего примера: он не знал, как обезопасить себя от мошенничества, поэтому передал ЭП бухгалтеру, а потом получил миллионный долг.

Продажа квартиры, подача декларации в ФНС и другие риски использования сертификата ЭП

Использование чужой ЭЦП по значимости сравнимо с использованием чужого паспорта. Она подтверждает личность человека и дает право совершать юридически значимые действия. Если ЭП попадет в руки злоумышленников, они смогут выдать себя за другое лицо и заключить сделку. Например:

Как обеспечить безопасность электронной подписи

Подделать саму ЭП нельзя. В ее основе лежат криптографические технологии, которые не поддаются взлому. Переживать о том, как защитить свою подпись от подделки, не нужно, потому что мошенники действуют примитивнее — они подделывают документы, чтобы незаконно получить ЭП, или крадут подпись.

Рекомендуем соблюдать правила безопасности, которые помогут избежать мошенничества с цифровой подписью:

Нельзя передавать ЭП другим людям. Бухгалтер, заместитель и другие сотрудники не должны иметь доступа к закрытому ключу подписи, потому что могут подписать документ самовольно. Тогда доказать, что подпись поставил не владелец, а постороннее лицо, будет почти невозможно.

Если увольняется сотрудник, у которого есть ЭП, сертификат подписи надо сразу отозвать. Иначе уволенный работник может списать деньги со счета компании или вообще ликвидировать организацию, если раньше у него были такие полномочия. Отлично, если кадровая служба ведет учет сертификатов сотрудников — так проще следить, кому и когда выдана ЭП.

Токен с подписью и компьютер, где она используется, должны быть защищены паролем. Иначе злоумышленник сможет воспользоваться чужой ЭП, если украдет токен или получит доступ к компьютеру.

Если ЭП хранится на компьютере, он должен быть защищен от вирусов. Подозрительный файл, который пришел на почту, лучше не открывать: он может оказаться шпионской программой, которая скопирует все файлы, в том числе электронную подпись.

Если нужно отойти от компьютера, его лучше блокировать. Это гарантирует, что никто не воспользуется подписью в отсутствие владельца.

Электронная подпись не гарантирует защиту компании от мошенников и воров. Но она создает для них серьезное препятствие — завладеть чужой ЭП намного сложнее, чем подделать подпись и печать на бумаге. Кроме того, с электронной подписью шансы остановить преступников и вычислить их намного выше:

Если у вас пропала подпись, то ее можно и нужно сразу же отозвать — тогда злоумышленники не смогут ей воспользоваться.

Проверить, что никто не выпустил на ваше имя электронную подпись, можно на портале Госуслуг — в личном кабинете в разделе «Настройки и безопасность» найдите вкладку «Электронная подпись». Госуслуги покажут, какие подписи были выпущены на вас, когда и каким удостоверяющим центром. Если увидите электронную подпись, которую не получали, обратитесь в техподдержку портала и в УЦ, который указан в этой подписи. УЦ по вашему заявлению отзовет сертификат подписи, и тогда ей больше никто не сможет воспользоваться.

Если мошенник все-таки смог без вашего ведома получить электронную подпись на ваше имя, то найти его будет проще, чем того, кто подделывает рукописные подписи. Ведь из сертификата электронной подписи можно узнать, кто, когда и в каком УЦ его получил. Также все удостоверяющие центры хранят копии документов, по которым выдавалась подпись, а некоторые — при выдаче сертификата делают фото будущего владельца ЭП с паспортом. Благодаря таким зацепкам, правоохранителям будет проще поймать мошенников.

Источник

Через электронную подпись крадут квартиры и бизнес: способы защититься

Что можно сделать с эцп мошенники

Согласно статистике МВД, мошенничества с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) стали новым трендом в последние два года. Потенциальными пострадавшими от подобных действий являются современные деловые люди, чаще всего – бизнесмены, утверждает бывший следователь СКР по особо важным делам, а теперь партнер Адвокатское бюро ZKS Адвокатское бюро ZKS Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 16 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 41 место По выручке Профайл компании × Алексей Новиков. Одна из наиболее распространенных схем, когда злоумышленники по подложным документам оформляют электронные подписи на имя других людей. Те даже не подозревают об этом.

Электронная подпись – это цифровой аналог собственноручной подписи, которой можно подписывать электронные документы. Это определенная гарантия того, что документ отправлен от конкретного лица и он не менялся с того момента, как был подписан.

Потерять квартиру или стать собственником «однодневки»

Получить такую подпись можно в одном из 500 удостоверяющих центров. В некоторых организациях процедуру проведут через интернет без личного присутствия. Как выяснило издание 47News, оформить ЭЦП на другого человека очень просто. Если известны СНИЛС и данные паспорта, то достаточно нескольких тысяч рублей и фотошопа. Журналист Юлия Гильмшина приобрела подпись за генерального директора издания. Третья фирма, куда она обратилась, пошла навстречу сотруднику, чей шеф «не хочет заниматься бюрократией». В итоге журналисту выдали ЭЦП на человека, который сам никуда не обращался и по легенде ничего не знал.

– Подделать ее гораздо сложнее, чем собственноручную.

– Становится дешевле процедура подготовки, доставки и хранения документов, а также значительно сокращается время их движения.

– Сокращается объем бумажного документооборота.

Подобные ситуации оказались возможны из-за пробела в законодательстве, объясняет Никита Роженцов из Alliance Legal Consulting Group Alliance Legal Consulting Group Федеральный рейтинг. группа Санкционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты Профайл компании × : «Удостоверяющий центр обязан установить личность получателя сертификата, но способ такой процедуры не регламентирован». Эта правовая неопределенность не позволяет однозначно определить, кто именно обращался в аккредитованную компанию за подписью – реальный владелец паспорта или злоумышленник с украденной ксерокопией. Так, неизвестные мошенники оформили подпись за Романа Салтовского, а затем «подарили» его московскую квартиру жителю Уфы. После этого электронную сделку зарегистрировали в Росреестре.

О смене собственника пострадавший узнал лишь после того, как получил очередную квитанцию с неизвестной фамилией. Теперь Салтовский возвращает квартиру в судебном порядке, он требует признать спорный договор дарения недействительной сделкой (дело № 02-3237/2019). Параллельно полиция ищет злоумышленников, которые провернули такое мошенничество. С помощью таких схем на гражданина могут зарегистрировать и целые компании. На Павла Зимакова и его супругу оформили три фирмы в разных российских регионах, а также взяли кредиты в микрофинансовых организациях. В этом деле сейчас тоже разбираются сотрудники правоохранительных органов.

Ненадежные центры выдачи подписей и опасные вирусы

По статистике СРО «Микрофинансирование и развитие», в первой половине 2019 года каждая седьмая жалоба (15,4%) на работу микрофинансовых организаций касалась выдачи займов на третье лицо с помощью электронных подписей. За аналогичный период прошлого года цифра составляла всего 4,7%. Число подобных преступлений растет в том числе и по вине сотрудников удостоверяющих центров, которые выдают подписи. Директор правового департамента Минкомсвязи Роман Кузнецов рассказывал «Известиям», что их ведомство регулярно проверяет такие компании и штрафует либо лишает аккредитации за выявленные нарушения.

Более того, есть удостоверяющие центры, которые специально созданы для мошеннических схем, уверяет Алексей Лукацкий, консультант по безопасности Cisco Systems: «Вы вообще не в курсе, что кто-то оформляет за вас что-то. Мошенник и номер свой укажет, чтобы ему приходили уведомления, а не вам». Минкомсвязь требует сократить число таких центров до 10–15 организаций и ввести для их работников уголовное наказание за ряд нарушений. Сейчас предусмотрена лишь административная ответственность для удостоверяющих центров. Если специализированная компания нарушила порядок выдачи электронной подписи, то ее могут оштрафовать на 10 000–30 000 руб. (ст. 13.33 КоАП).

Что можно сделать с эцп мошенники

Другой популярный способ, который используют мошенники, – воспользоваться уже выпущенными электронными подписями, принадлежащими добросовестным пользователям. Самая простая схема, когда сотрудник предприятия использует ЭЦП фирмы, чтобы похитить деньги организации. В практике адвоката Алексея Сердюка из Князев и партнеры Князев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Профайл компании × был кейс, где подобное преступление совершила главный бухгалтер компании, проработавшая там более 10 лет. Сотрудница, никогда не имевшая нареканий, через «банк-клиент» перевела средства фирмы на подконтрольные ей счета других обществ. Расследование этого дела заняло 2,5 года, говорит юрист. Хотя злоумышленница получила четыре года лишения свободы, но похищенные деньги вернуть так и не удалось.

Есть и более хитрые схемы, когда создают программы-вирусы, которые заражают компьютеры пользователей. Это происходит, когда те при посещении сайтов нажимают на всплывающие «окна» либо открывают письма от подозрительных отправителей. Вредоносное приложение может загрузиться и на компьютер главного бухгалтера фирмы, предупреждает старший юрист Забейда и партнеры Забейда и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право × Дмитрий Алексашин. Когда финансист будет отправлять очередную платежку в банк, вирус автоматически изменит реквизиты получателя платежа на счета мошенников. И подписанный электронной подписью документ подтвердит отправку денег фирмам-однодневкам, которые контролируются злоумышленниками, объясняет эксперт.

Профилактика от законодателя

Есть две основные причины, из-за которых происходят подобные преступления, считает Сердюк. Во-первых, недостаточная идентификация работниками удостоверяющих центров своих клиентов и безответственное отношение самих держателей ЭЦП к «ключам». С первой проблемой уже ведет борьбу законодатель. В конце июля Госдума приняла закон, по которому собственнику жилья надо будет обратиться в Росреестр и лично одобрить переход права на квартиру в электронной форме (либо нотариальное заявление по почте). Тогда регистрирующий орган внесёт в реестр специальную отметку. Если её не будет и при этом кто-то попытается передать права на недвижимость электронным путём, то Росреестр откажется одобрять сделку.

Еще одна законодательная инициатива устанавливает требования к порядку аккредитации и деятельности удостоверяющих центров (УЦ). Для них хотят установить минимальный размер уставного капитала не менее 1 млрд руб., а если филиалы есть не менее чем в трех четвертях субъектов России, то 500 млн руб. Кроме того, такие компании должны иметь высокий порог страховой ответственности своей деятельности. Срок аккредитации центра сократится до трех лет. При этом юридическим лицам электронные подписи будет выдавать УЦ Федеральной налоговой службы, а кредитным организациям – УЦ Центробанка.

Личная защита

Обезопасить от таких преступлений могут не только новые поправки, но и внимательность самих граждан. Во-первых, нужно бережно хранить документы с персональными данными и не передавать их посторонним. Во-вторых, обратиться в налоговую с заявлением о запрете регистрировать юридические лица на свое имя без личного присутствия. Внимательно нужно относиться и ко всем электронным платежам: ограничить их суммы и подключить СМС-информирование обо всех операциях по счету. Кроме того, получать ЭЦП лучше в крупных удостоверяющих центрах, которые имеют положительную репутацию. Управляющий партнер АБ «Павел Хлюстов и партнеры» Павел Хлюстов советует постоянно проверять сведения из реестров, в которых зарегистрированы права на имущество. По его словам, стоит обращать внимание на «странную» корреспонденцию, в которой есть недостоверные сведения о переходе прав на имущество к неизвестным лицам.

– Не устанавливать банковские приложения на гаджеты, которые используются для посещения информационных и развлекательных сайтов.

– Своевременно повышать защиту антивирусных программ и браузеров.

– Не общаться с неизвестными адресатами по электронной почте компании (не открывать письма, файлы, ссылки, пришедшие от неизвестных людей).

– Не использовать программы интернет-банкинга на компьютерах, установленных в публичных местах.

– При потере документов незамедлительно сообщить о пропаже в полицию.

– Изменить «заводской» пароль к электронной подписи на свой собственный.

Источник

Мошенничество с электронной подписью

Что можно сделать с эцп мошенники

Электронная подпись, кроме удобства и возможности удаленно работать, таит в себе и риски для владельца стать жертвой мошенников. Чаще всего от этого страдают представители бизнеса. Электронная подпись является аналогом собственноручной подписи человека. Но, в отличие от подделки подписи на бумаге, доказать, что подписью пользовался кто-то другой значительно сложнее.

Как ЭП попадает к злоумышленникам

Вариантов на самом деле не так уж много. Их все можно свести к двум основным:

В случае с добровольным способом дело может быть так — руководитель передает подчиненным ключ электронной подписи, поскольку не хочет сам подписывать документы. А подчиненные, злоупотребив доверием, совершают незаконные действия. К примеру, выводят деньги из компании.

С незаконным способом все несколько сложнее. Вариантов тут может быть несколько:

Проблема в нашей стране в том, что удостоверяющих центров около пяти сотен, это больше, чем во всем остальном мире. А госорганы обязаны принимать документы, подписанные электронной подписью.

Власти уже предприняли ряд мер по выдаче некоторых видов электронных подписей только органами государственной власти. Так, с 1 января 2022 года руководители коммерческих организаций смогут получить ЭП только в ФНС. А сотрудники юрлица или ИП смогут получать электронную подпись в коммерческих удостоверяющих центрах.

Что чаще всего делают злоумышленники

Самые частые проблемы, которые доставляют посредством ЭП мошенники — это, по сути, захват контроля над компанией с дальнейшим выводом денег со счетов.

Делается это следующим образом. На некое лицо изготавливают электронную подпись, подают в ФНС заявление по форме Р14001 по смене генерального директора компании в электронном виде, а после регистрации изменений в ЕГРЮЛ — получают доступ к банку и выводят денежные средства.

Налоговая стала отказывать вообще всем при подобных попытках смены директора с использованием ЭП. Однако есть и другой способ.

Директора в этом случае не меняют, просто некое лицо оформляет электронную подпись на руководителя без его ведома.

Есть случаи, когда за компанию сдавались электронно корректировки по декларациям, что приводило к проблемам с налоговой. Чаще всего это происходит с декларациями по НДС.

Или, как уже отмечалось выше, злоумышленниками могут стать сами сотрудники компании, которым была передана ЭП от директора, а те злоупотребили его доверием.

Что говорит закон

В законе «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ, в статье 14, указано, что электронная подпись может выдаваться юридическому лицу. Руководитель организации, действующей от ее лица без доверенности, в этом случае является владельцем сертификата ключа проверки электронной подписи, наряду с самим юридическим лицом.

Точно также от имени юрлица можно действовать и по доверенности, и на этого представителя также можно оформить электронную подпись от юрлица. К примеру, по уставу есть единоличный исполнительный орган — генеральный директор. И есть исполнительный директор, он действует по доверенности от генерального. И на него получена электронная подпись, чтобы он мог от лица компании заключать сделки.

Однако в законе толком не урегулирована передача полномочий по электронной подписи другому лицу.

Так, тем же законом (статья 10) неявно предусмотрена возможность передачи ключа подписи другому лицу:

При использовании усиленных квалифицированных электронных подписей участники

электронного взаимодействия обязаны:

электронных подписей без их согласия ;

На практике это выливается в две ситуации — передача полномочий по доверенности, либо посредством организационно-распорядительного документа.

Кстати говоря, в предыдущем законе об ЭЦП такие действия были прямо запрещены. Правда, от передачи электронной подписи другим лицам это особо не спасало.

При получении электронной подписи удостоверяющий центр обязан установить личность владельца, а если ЭП получают на юрлицо — установить правомочие уполномоченного лица получать ЭП (ст. 18 Закона). Крупные УЦ дорожат репутацией, аккредитацией и тщательно подходят к проверке данных. Поэтому обращаться нужно в те центры, которые уже имеют имя, продолжительный опыт работы и несут реальную ответственность за свою работу.

Что делает государство для защиты ЭП

Как уже было сказано выше, ФНС с 2022 года забирает себе право выдавать электронную подпись руководителям коммерческих организаций. Так налоговая служба сформирует свою базу, что и кому она выдавала, и заодно пресечет поток незаконно выданных электронных подписей для номинальных руководителей.

До 2022 года времени еще много, однако защититься можно уже сейчас.

В настоящее время ФНС уже дает возможность физическому лицу выпустить электронную подпись через личный кабинет. Так как зарегистрироваться в личном кабинете можно только после личного визита в инспекцию, то тут, по мнению ФНС, вероятность утечки данных минимальная. Если, конечно, физлицо само не отдаст доступ постороннему лицу.

Также есть возможность получить электронную подпись через сайт Госуслуг. Обратиться за ЭП можно через МФЦ с паспортом и СНИЛС, услуга бесплатная. Данная подпись дает возможность доступа к полному перечню услуг портала Госуслуг.

Кроме того, государство регулярно проверяет существующие удостоверяющие центры и закрывает те, за которыми были замечены нарушения. Контроль за УЦ постоянно растет, требования к ним повышаются, в частности к размеру их уставного капитала.

Алгоритм безопасного получения ЭП

Порядок получения электронной подписи следующий:

Чек-лист безопасного использования электронной подписи

Для того, чтобы обезопасить себя от мошеннических действий с ЭП, необходимо соблюдать следующие правила:

Для сотрудников компании рекомендуется составить памятку о том, какие действия нельзя совершать ни при каких обстоятельствах, разработать регламенты по работе с персональными данными, назначить ответственных за их передачу лиц.

Что делать, если на ваше имя выпустили электронную подпись

К сожалению, о том, что выпустили электронную подпись без чьего-либо ведома, люди узнают уже после совершения незаконных действий. Компания потеряла деньги, сдана уточняющая декларация, квартира продана, или на кого-то получен кредит. Либо, люди внезапно узнают, что они учредители в нескольких фирмах. И заодно директоры.

Однако, есть способ превентивно отслеживать такую информацию.

Если на вас зарегистрировали компанию — в регистрирующую налоговую по вашему месту жительства стоит подать заявление по форме Р38001 с требованием признать сведения о вас, как об учредителе и директоре недостоверными.

Судебная практика по мошенничеству с ЭП

В итоге, гендиректор оказался должен компании более 254 миллионов рублей. Суды всех инстанций задолженность подтвердили.

Суды подтвердили недобросовестность гендиректора, исходя из следующих его действий (бездействия):

Суд эту задолженность подтвердил, отметив:

«Действуя разумно и добросовестно, получив в период рабочего времени 39 сообщений о входе в систему для осуществления платежных операций, гендиректор, осуществляя функции единоличного исполнительного органа общества, должен был проявить соответствующую заинтересованность и до окончания рабочего времени связаться с сотрудником, у которого, как он утверждает, имелся доступ к носителю ключа ЭП».

Приведем еще два дела, когда ущерб был нанесен из-за использования ЭП уволенных руководителей.

Иск ООО «Валитекс» к «Нэклис-Банк» на сумму свыше 75 млн. руб. (дело № А40-75611/06-47-564) — в иске отказано, платежные поручения были подписаны ЭП бывшего генерального директора. Деньги списывались 8 месяцев.

Иск ООО «АМКО-Капитал» к ОАО «Металлургический коммерческий банк» на сумму свыше 77 млн. руб. — в иске отказано, на платежных поручениях была проставлена подпись бывшего главного бухгалтера (дело №А40-14394/06-47-120).

Это к вопросу о том, почему нужно сразу же отзывать сертификат ЭП уволенного сотрудника, особенно с такими полномочиями.

Источник

Росреестр и мошеннические сделки с ЭП. Как защитить свое имущество?

Только ленивый не написал о том, что квартиру у собственника якобы можно увести, если подать в Росреестр договор купли-продажи или дарения, который подписан с помощью электронной цифровой подписи. Сама подпись при этом получается либо путем сговора с сотрудниками удостоверяющего центра, либо по липовой доверенности там же.

Росреестр активно рекламирует услугу запрета действий с недвижимостью без личного участия. Если есть такая отметка, Росреестр не будет регистрировать сделки по доверенности. Но распространяется ли этот запрет на документы, подписанные ЭП и поданные электронно?

СМИ часто пишут о мошенничестве с ЭП. По их мнению, подача такого заявления в Росреестр — это способ обезопасить себя от мошенников. Но я тут теряю логику: сначала пишем об ЭП, а затем рекомендуем запретить сделки по доверенности. Это же не одно и то же!

Иными словами, если я подал в Росреестр заявление о запрете действий без личного присутствия, можно ли совершать другие сделки с помощью ЭП? Если следовать формальной логике, другие сделки совершать можно, потому что закон приравнивает ЭП к собственноручной подписи. Но тогда существует ли способ себя обезопасить? Не везде есть аналогичное заявление «ограничить действия с ЭП».

Могу я хотя бы проверить, выдавалась ли когда-нибудь на мое имя ЭП, по аналогии с кредитной историей?

Алексей, электронная подпись для многих граждан остается некой загадочной вещью. Все знают, что ее можно оформить. Но что ей подписывать и как защитить имущество от ее несанкционированного использования — понятно не всем.

Я оформил ЭП на свое имя и попробовал ее в действии. Основная задача эксперимента — выяснить, может ли узнать простой гражданин, что на его имя оформили такую подпись и начали ее использовать в мошеннических целях.

Расскажу, что выяснил и как обезопасить себя, если используете электронную подпись.

Дисклеймер

Мошенники появились задолго до того, как возникли банки и электронные подписи. Ни одному государству мошенники не нравятся. Они выводят деньги из реальной экономики, не платят налоги сами и уменьшают налоговую базу обычных граждан. Поэтому государство усложняет мошенникам жизнь — придумывает гербовые бланки, печати, государственную регистрацию сделок и электронные подписи.

Мошенники ищут способы перехитрить государство и собственников. Государство эти способы выявляет и делает так, чтобы никто не мог ими воспользоваться. Эта борьба длится веками, и появление электронных услуг не поставит в ней точку.

Электронные подписи и электронные услуги в целом не защищают от мошенников. Но сильно осложняют им жизнь. А в некоторых случаях — осложняют жизнь и простым гражданам, если они не знают, что это за услуги и какие правила безопасности нужно соблюдать. Но если вы знаете все тонкости работы системы — мошенникам можно противостоять.

У собственника действительно украли квартиру с помощью ЭП?

Такой факт действительно имел место. В октябре 2018 года была совершена сделка дарения квартиры между жителем Москвы и жителем Уфы. Дарственная подписывалась электронными подписями без участия нотариуса. После этого сделку зарегистрировали в Росреестре. Сами участники сделки утверждают, что ЭП никогда не получали.

Собственник квартиры в Москве узнал о потере собственности только в мае 2019 года: в квитанциях на оплату коммунальных услуг в графе «собственник» появилась новая фамилия.

Пресса делала много предположений, как именно это могло произойти. Но на сегодняшний день это только версии. По этой сделке возбудили уголовное дело, сейчас ведется следствие. Сотрудники полиции комментариев не дают — это обычная практика по таким делам.

Владелец московской квартиры обратился в суд с иском о признании сделки недействительной. Дело № 02-3237/2019 рассматривает Бабушкинский районный суд Москвы, а судебное заседание назначено на 25 июля 2019 года.

О перспективах пока говорить сложно, но, учитывая, что новый владелец квартиры на нее не претендует, сделку дарения могут отменить.

Что такое ЭП

Электронная подпись — аналог собственноручной подписи. Она нужна, чтобы удостоверять электронные документы. Существует два вида ЭП — простая и усиленная.

Простая подпись — это подпись с кодами и паролями. Она подтверждает сам факт того, что человек решился сформировать себе электронную подпись. Эту комбинацию из логина и пароля можно использовать на госуслугах или при документообороте с физическими лицами.

Утверждается, что подделать усиленную подпись невозможно. Так это или не так — достоверно не известно, но информации о подделке таких подписей в открытых источниках мне найти не удалось.

Выдать ЭП может удостоверяющий центр, у которого есть аккредитация в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Как получить ЭП

Я прошел процедуру и получил электронную подпись.

На сайте Минкомсвязи есть список аккредитованных удостоверяющих центров. Можно выбрать ближайший к дому. Регистрация на процедуру оформления не влияет — я получал ЭП в 400 километрах от города, где зарегистрирован.

Посещать удостоверяющий центр придется лично. По доверенности ЭП не выдается. Но никто не мешает мошенникам получать подпись по паспорту с переклеенной фотографией: такую схему давно используют, чтобы получить кредит по украденному паспорту.

Стоит такая подпись 1400 рублей. Срок действия — год, потом нужно заплатить 600 рублей, чтобы ее продлить, или она перестанет работать.

Как пользоваться ЭП

Сразу пользоваться электронной подписью не получится — нужно настроить компьютер. Можно обратиться к специалистам центра, который выдал ЭП, они все сделают сами. А можно самостоятельно скачать все необходимые программы с сайта удостоверяющего центра.

У меня на ноутбуке была установлена операционная система Линукс. Самостоятельно настроить ее для работы с ЭП я не смог, а к специалистам ехать было далеко. Пришлось установить привычный для многих Виндоус 10. После этого все необходимые приложения без проблем установились в автоматическом режиме.

С этого момента логин и пароль для авторизации в системе ЕСИА становятся не нужны. Достаточно вставить носитель с ЭП и при авторизации указать, что входите с электронной подписью. Система потребует только ввести пин-код к ЭП.

Пин-кода нет ни в одном документе, который мне выдали при получении подписи. Я его узнал, когда позвонил по телефону сервисной службы. Пин стандартный для всех: 12345678. Сотрудник сервисной службы не рекомендовал его менять: новый пин-код владелец забудет, а сайт госуслуг все равно будет требовать стандартный пин. Это означает, что, если физический носитель ЭП украдут или вы случайно его потеряете, воспользоваться этой подписью может кто угодно.

Какие есть риски, если оформить ЭП

Пока произошла только одна сомнительная сделка с использованием ЭП. Поскольку в результате нее собственник потерял права на недвижимость, Росреестр решил подстраховаться и предложил гражданам не регистрировать сделки без их личного участия. Для этого нужно подать специальное заявление.

Но даже такой отказ не дает гарантий, что электронную подпись не смогут использовать в противоправных целях. Даже если наложить запрет на регистрацию сделок с собственностью без личного участия, юридическую силу электронной подписи это не отменяет. Да, с помощью нее уже нельзя будет подарить или продать квартиру, но на любом другом документе она будет равнозначна обычной подписи. И здесь возникнут уже другие риски.

Например, мошенники могут оформить юрлицо без посещения налоговых органов. Инструкция, как это сделать, есть на сайте госуслуг. А потом мошенники могут от имени учредителя подписать приказ о назначении директора и бухгалтера и открыть счет в банке. Отвечать за любые незаконные действия мошенников, скорее всего, придется человеку, который не имеет к этому никакого отношения.

А еще недобросовестный муж может подать документы через госуслуги на развод и подписать их электронными подписями — своей и жены. Причем супруга, возможно, узнает об этом только через несколько лет, когда выяснится, что совместно нажитого имущества у них нет, брак расторгнут уже давно по обоюдному согласию и делить нечего.

Как защитить себя

Даже в такой ситуации можно защитить себя и свое имущество.

Запрашивать все удостоверяющие центры, выдавалась ли на ваше имя ЭП, бесполезно. Сейчас, когда я пишу эту статью, в России, по данным Минкомсвязи, действует 493 удостоверяющих центра. Этот список не окончательный: некоторые центры прекращают свою деятельность, появляются новые. Отправлять в них запросы технически сложно, тем более во все 493.

Информацию о сертификатах ЭП вносят в единый реестр. Закон разрешает запрашивать информацию из этого реестра, в том числе в электронном виде. Но в запросе нужно будет указать серийный номер сертификата. Если его не знаете, запрос сделать не получится.

Выпущенную ЭП можно отозвать — закон это разрешает. Но делать это должен тот удостоверяющий центр, что выдал электронную подпись. Туда нужно будет подать заявление — на бумажном носителе или в формате электронного документа. Если подпись оформили мошенники и вы не знаете, в каком удостоверяющем центре они это сделали, то подать заявление будет затруднительно.

Я вижу следующие способы защиты.

Зарегистрировать учетную запись на портале госуслуг и подключить к ней смс-уведомления и уведомления на электронную почту о проводимых операциях.

Регулярно отслеживать раздел «Последние действия» на госуслугах. Если кто-то зарегистрирует там полученную без вашего участия ЭП, это отобразится в списке операций. Также будет видно, к каким ресурсам обращался мошенник с использованием ЕСИА. Если он заходил на сайт Росреестра, в налоговую или в загс, нужно обратиться туда с заявлением о приостановлении действий с использованием ЭП. В крайнем случае можно будет обратиться в суд и потребовать наложить судебный запрет до того, как сделку зарегистрируют. Судебный запрет — это дело небыстрое, но, по крайней мере, будут доказательства, что вы пытались противостоять мошенникам. Кстати, если у вас будет собственная электронная подпись, можно попробовать отменить сделку, пока ее не зарегистрировали.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *