Что можно считать результатом педагогической деятельности

Результаты, продукты и эффекты педагогической деятельности

В самом общем значении под результатом какой-либо деятельности можно понимать необратимые последствия ее осуществления. Итога деятельности педагога принято обозначать терминами «результаты», «продукты», «эффекты», «достижения». При оценке качества педагогической деятельности используются понятия «резулыативность», «эффективность», «продуктивность».

Что можно считать результатом педагогической деятельности

Получается, что вольно или невольно педагоги как бы приписывают себе результаты деятельности учеников, полагая, что эти достижения всецело зависят от их работы, а потому и считают их результатами собственной деятельности.

Эта практическая проблема прекрасно проиллюстрирована в стихотворении Феликса Кривина

«Курица и змея», или «О воспитании»:
Подложили наседке змеиные яйца.
Смотрит бедная курица и удивляется:
«Что за дети растут — настоящие змеи,
Может быть, я воспитывать их не умею?»
А змею положили на яйца наседки…
У нее оказались прекрасные детки,
Потому что змея относилась к ним строго…
До чего же ответственна роль педагога.

Рассматривая вопрос педагогической деятельности, можно выделить несколько проблем, каждая из которых имеет самостоятельное праксеологическое значение. Прежде всего проблему сущности (что понимать под результатами и результативностью педагогической деятельности?). Затем проблему достижимости (как достигать желаемых результатов, какой должна быть педагогическая деятельность, приносящая результаты?). И наконец, можно выделить проблему оценивания (как оценить и измерить результативность деятельности?).

Логика здравого смысла требует поиска ответов на поставленные вопросы именно в том порядке, в котором они обозначены, а никак не наоборот. Между тем в реальной практике зачастую сначала берутся за проблему оценивания, потом обсуждают, что и как следовало делать, и только затем задаются вопросом, чего же надо на самом деле достигать и что оценивать.

Одни ученые склонны видеть педагогический результат в усвоении содержания образования (усвоение учащимися знаний, умений, навыков, эффективность усвоения учебного материала, отношение учащихся к учебному труду, качество знаний и умений учащихся). В данном случае представление о результате педагогической деятельности связывается с результатами процесса обучения.

Другие исследователи указывают на результат, который может стать следствием разных видов педагогической деятельности, поскольку связан с изменением личности ученика, его развитием,
приобретением новых способностей, стимулированием самосовершенствования, пробуждением внутренних процессов.

«Проделывая внутренний ход развития, эти изменения становятся затем внутренним достоянием самого ребенка». Причем они происходят независимо от качества полученного вещественного (предметного) результата. Известный советский дидакт И.Я.Лернер, рассматривая педагогический результат как психические изменения в структуре личности, сделал по этому поводу замечание, с которым трудно не согласиться: «Ученик, не усвоивший учебный материал, не остается прежним».

Источник

Что является результатом профессиональной деятельности учителя?

Что является результатом профессиональной деятельности учителя?

В педагогическом процессе учитель организует деятельность детей ради обеспечения возможности их личностного развития, которому способствует их активное, деятельное овладение опытом взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим я постоянно задаю себе вопрос: что же считать результатом моей профессиональной деятельности?

Ещё из работ К. Маркса известно, что любая деятельность носит двойственный характер с точки зрения её цели. С одной стороны она имеет целью получение некоего продукта («цель-в-продукте»), а с другой – целью является достижение некоторых изменений в самом деятеле, её субъекте («цель-в-субъекте»). Существует точка зрения, согласно которой в педагогическом процессе деятельность детей, организуемая педагогами, отличается от любой другой человеческой деятельности тем, что в ней «цель-в-субъекте» имеет первичное, первостепенное значение. Это значит, что деятельность воспитанников организуется ради обеспечения возможности их личностного и индивидуального развития.

При осуществлении своей деятельности педагог выдвигает два вида целей: одни цели содержат его представления о предполагаемых личностных изменениях и проявлениях воспитанников в процессе организуемой деятельности. Другие – об их практических достижениях: творческих, интеллектуальных, трудовых, спортивных и др. Логично предполагать, что этим двум видам целей будут соответствовать два вида результатов.

Доктор педагогических наук Е. В. Титова считает, что первый вид составляет качество организации педагогом совместной деятельности воспитанников, обеспечивающее возможности их разностороннего личностного проявления позитивных качеств и обогащение личного опыта социально и личностно значимым содержанием.

Второй слой результатов педагогической деятельности составляют практические результаты: реальные достижения воспитанников в различных конкретных видах деятельности (трудовой, познавательной, художественно-эстетической, спортивной, социально–творческой и др.).

И, наконец, третий, глубинный слой результатов, под которыми следует понимать не вообще уровень сформированности тех или иных качеств личности, т. к. этот уровень может быть достигнут не за счёт воспитательной образовательной деятельности, а лишь положительную динамику проявлений позитивных личностных качеств воспитанников в специально организуемой, разнообразной совместной деятельности и отрицательную динамику негативных проявлений воспитанников.

Необходима тщательная разработка критериев результативности и прежде всего признаков и показателей качества образования. Проблема поиска критериев эффективности воспитания едва ли не самая острая из проблем практической методологии педагогики. Быть может ТВОСКу позволят реально отслеживать все виды результатов педагогической деятельности?

Источник

Продукт и результат педагогической деятельности

Мотивация.

Педагогические цели и задачи.

Предмет педагогической деятельности.

Педагогические средства и способы решения поставленных задач.

Продукт и результат педагогической деятельности.

Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой.

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются:

— научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;

Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:

— непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);

Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:

— его личностное совершенствование;

— становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

Понятие способностей в психологии

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.

Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации. В этом плане можно выделить:

Общие способности — такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;

Специальные способности — система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.

Сущность педагогических способностей

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

— потребность в передаче знаний.

Педагогический такт — это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

Педагогический такт предполагает:

— уважение к школьнику и требовательность к нему;

— развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;

— внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему;

— доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;

— педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.

Педагогическая наблюдательность — это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.

Базовые педагогические способности

Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя.

В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности.

Что можно считать результатом педагогической деятельности

Ф.Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю:

— способность понимать ученика;

— способность доступно налагать материал;

— способность развивать заинтересованность учащихся;

— предвидение результатов своей работы и др.

В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят:

— требовательность как черту характера;

— простоту, ясность и убедительность речи.

Перечисленные педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.

Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне педагогической деятельности. Как мы уже отмечали выше, это способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями, чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять предупреждать конфликтные ситуации.

Организаторские способности также нужны для деятельности учителя, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.

Н.Д. Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие:

— способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;

— способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

— самостоятельный и творческий склад мышления;

— находчивость или быстрая и точная ориентировка;

— организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким который и дал им соответствующие общие определения.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

Источник

Описание результатов профессиональной педагогической деятельности (для аттестации на первую категорию).

Что можно считать результатом педагогической деятельности Воробьева Татьяна Николаевна
Описание результатов профессиональной педагогической деятельности (для аттестации на первую категорию).

Свою педагогическую деятельность осуществляю в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад комбинированной направленности №1» города Сосновоборска, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом интересов всех субъектов образовательных отношений и региональных особенностей территории.

Основной целью моей профессиональной деятельности является создание условий для развития личности детей дошкольного возраста, на основе творческого сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности и с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.Для достижения данной цели решаю следующие задачи: создание условий для приобретения опыта социально уверенного поведения у воспитанников в самостоятельной и совместной деятельности; создание предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающий благоприятный психологический комфорт ребенка в группе; создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников; установления взаимодействия с родителями, как с полноправными участниками образовательного процесса.

В своей работе важным направлением считаю организацию предметно-пространственной развивающей среды группы, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей проявить собственную активность, реализовать себя. При построении предметно-пространственной среды в группе учитываю требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, интересы детей и их возрастные особенности, санитарные требования, принцип интеграции образовательных областей. При проектировании предметно-пространственной среды группы учитываю рекомендации Н. А. Коротковой, Н. Е. Татаринцевой по организации пространства группы и учету гендерных особенностей воспитанников. По насыщенности и разнообразию среда обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.

В группе в сотрудничестве с родителями создан уголок театрализованной деятельности, уголок экспериментирования, уголок уединения, материально-технически оснащен уголок математики и сюжетно-ролевой игры. Под моим руководством родители пополнили уголок физического развития нетрадиционным физкультурным оборудованием, сделанным своими руками (варежки-липучки, массажные перчатки, султанчики, настольный футбол, бильбоке, дорожка здоровья, мягкие классики и многое другое).Для уголка дидактических игр изготовила настольно-печатные игры: «Дикие животные и их детеныши», «Заплатки», «Дикие и домашние птицы», «Животные холодных и жарких стран», «Найди отличия», «Собери снеговика», «Расставь посуду». Для уголка грамотности и развития речи изготовила пособие «Тренируем пальчики», карточки схемы для составления описательных рассказов и мнемотаблицы для заучивания стихотворений. В рамках участия в проекте «Искры Победы» в группе создан патриотический уголок, посвященный Победе в Великой Отечественной войне. В 2013 году по итогам смотра-конкурса «Лучший родительский уголок» группа заняла 3 место. В 2014 году по итогам смотра-конкурса в учреждении «Готовность к учебному году» группа заняла 1 место в номинации «Полифункциональная и вариативная среда». В 2015 году в смотре-конкурсе театрализованных уголков группа заняла 3 место. В 2016 году по итогам смотра-конкурса «Физическое развитие детей и развивающая среда» группа заняла 1 место.

Большую роль в своей деятельности уделяю индивидуализации образовательного процесса. Во время проведения образовательной деятельности через создание игровой ситуации, чередования видов деятельности, подбор интересного для детей материала взаимодействую с каждым воспитанником индивидуально.

Чтобы каждый ребенок был успешен и чувствовал себя комфортно, применяю такую форму работы, как деление детей на подгруппы с учетом их индивидуальных способностей, особенностей, склонностей и интересов. Для повышения качества освоения программного материала по направлениям развития и формирования личностных качеств детей использую визуальные средства восприятия (картины, иллюстрации, мнемотаблицы, применяю задания разной сложности, определяю индивидуально количество повторений одного и того же задания. Действую по схеме «от простого к сложному».

Планирую индивидуальную, развивающую и коррекционную работу с воспитанниками используя индивидуальные листы развития, разработанные в учреждении. Данный подход позволяет наполнить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми содержанием, которое учитывает реальный уровень развития каждого ребенка.

Эффективной формой работы по поддержке детской индивидуальности, самостоятельности и инициативы, а также для развития социальной компетентности воспитанников, считаю групповой сбор. Групповой сбор провожу начиная со старшей группы с целью обсудить совместно групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, я организую и поддерживаю идеи детей.

Индивидуализацию образовательного процесса осуществляю посредством деятельностного подхода к организации образовательного процесса. С этой целью создаю условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний мотивированным, при проведении непосредственно организованной деятельности опираюсь на структуру развивающего занятия.

В феврале 2014 года в рамках открытых тематических просмотров по теме «Деятельностный подход в образовательном процессе с дошкольниками» представила образовательную деятельность по речевому развитию для педагогов учреждения «Магазин посуды».

Планирование педагогической деятельности, применение в обучающем и воспитательном процессе различных методов, приемов, форм работы, индивидуальный при проведении педагогической диагностики привели к положительной динамике освоения образовательной программы детьми группы.

На протяжении нескольких лет приоритетным направлением в моей работе является художественно-эстетическое развитие детей. Выбор данного направления был обусловлен анализом развития творческих способностей воспитанников и выявлением проблем в индивидуальном самовыражении через различные формы творческой активности.

С целью повышения профессиональной компетентности по проблеме развития творческих способностей детей мною разработан индивидуальный план самообразования. С 2014 года работаю по теме «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов». Мною подобрана и изучена литература по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, разработан комплекс мероприятий по работе с детьми и сотрудничеству с родителями.

Организую работу по данному направлению с детьми через изобразительную продуктивную деятельность.Развиваю творческие способности через нетрадиционные техники рисования: рисование ладошками, пальчиковое рисование, кляксография, оттиск поролоном.Применяю в работе нетрадиционные техники аппликаций и лепки: обрывная аппликация, аппликация с использованием ватных палочек и дисков, из ниток, природного материала, лепка из соленого теста, пластилинография.

Успешность моей работы по развитию творческих способностей детей подтверждается наличием положительной динамики по результатам педагогической диагностики. У детей появился повышенный интерес, творческая активность, в работах преобладает новизна и оригинальность. Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами, стараются выполнить задания самостоятельно.

Творческие работы детей использую для оформления и обогащения предметно-развивающей среды группы, устраиваю творческие выставки рисунков, готовим совместно с детьми подарки взрослым к праздникам. Мои воспитанники активные участники конкурсов и фестивалей художественно-эстетического направления. Работая с детьми младшего возраста в 2015 г., к Новогодним праздникам украсили приемную поделками, сделанными своими руками. По результатом творческого смотра-конкурса «Самая новогодняя приемная» группа заняла 1 место.

В своей работе активно использую педагогические проекты с целью реализации задач по развитию личностных качеств дошкольников, а также привлечения родителей к участию в образовательном процессе. Так, в 2015-2016 году при моем участии реализован проект детско-родительских отношений «Дидактические игры своими руками».

Целью проекта является повышение педагогической грамотности родителей в использовании дидактических игр в воспитании детей; формирование у детей и родителей заинтересованности и умения играть в дидактические игры.В рамках данного проекта были организованы следующие мероприятия: родительское собрание «Дидактические игры своими руками для работы с детьми дома и в детском саду»;проведены индивидуальные и групповые консультации родителей на темы: «Во что и как играет мой ребенок», «Игры у нас дома», «Во что поиграть с ребенком». Были организованы дни открытых дверей, когда родители могут не только посмотреть, как и во что играют дети в течение дня, но и присоединиться к ним. Заключительным этапом реализации проекта стала детская презентация дидактических игр, изготовленных родителями дома своими руками.

Работа над проектом позволила осуществлять образовательный процесс на основе взаимодействия взрослых с детьми и создать условия для самостоятельной деятельности детей, а также достичь высоких результатов по социализации воспитанников группы, что подтверждается наличием положительной динамики у воспитанников группы в социально-личностном и речевом развитии. Дети могут свободно высказываться, вступая в диалог со сверстниками и взрослыми, стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре, повысился интерес к дидактическим играм.

Для создания условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья, эмоциональное благополучие воспитанников, реализую комплекс мероприятий по оздоровлению и закаливанию.Использую современные здоровьесберегающие технологии: обширное умывание после сна; босохождение по дорожке «Здоровья»; обучение детей рациональному дыханию; корригирующую и пальчиковую гимнастику; элементы игрового стретчинга. В летний период на прогулке дети регулярно принимают воздушные и солнечные ванны, ходят босиком по песку и камушкам, играют в различные подвижные и малоподвижные игры.

Системное применение мероприятий по здоровьесбережению позволило снизить заболеваемость детей и соответственно повысить процент посещаемости. По результатам осенней спартакиады в ДОУ дети группы заняли призовые места (1 место в дисциплинах «метание» и «бег на 30 метров», 3 место в дисциплине «прыжки в длину»).

В целях обеспечения социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи большое внимание уделяю поиску новых форм привлечения родителей к участию в образовательном процессе. Повышение психолого-педагогическойкомпетенции родителей веду по направлениям: создание единого образовательного пространства, укрепление здоровья детей, формирование личности ребенка, защита прав ребенка и организация семейного досуга.Использую следующие формы работы с семьей: родительские собрания «Особенности развития детей и основные задачи воспитания», «Игра – основной вид деятельности дошкольника», «Здоровье и безопасность детей в наших руках», «На пороге школы», «Права маленького гражданина»; консультации «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей в дошкольном возрасте», «Воспитание доброты, отзывчивости, честности и трудолюбия с помощью сказок – мультфильмов», «Методы нетрадиционного рисования», «Роль семьи в формировании личности ребенка»; круглый стол «Сам соблюдай и детей обучай ПДД»; буклеты «Мама, поиграй со мной»; памятки «Пользование электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»; папки-передвижки по темам недели; создание стенгазет и видеофильмов; проведение дней открытых дверей. Такие формы работы обеспечивают атмосферу общности, учитывая интересы друг друга, поддерживают уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, способствуют восстановлению семейных традиций.

Проведенное в мае 2015 года ежегодное анкетирование показало, что 100% родителей удовлетворены уровнем и содержанием образовательной работы с детьми в группе.

Обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт на разных уровнях. Имею в социальной сети персональный блог, где размещены портфолио, методические материалы.

На педагогическом совете провела консультацию «Приемы лепки из соленого теста» (декабрь 2015 г., мастер-класс «Изготовление куколки-кувадки» (март 2015 г.). На уровне ДОУ в рамках открытых тематических просмотров представила образовательную деятельность «Путешествие в страну математики» (февраль 2015 г., исследовательскую деятельность «Что лучше, бумага или ткань?» (март 2016 г.); на заседании городского педагогического сообщества представила презентацию на тему «Проект детско-родительских отношений «Дидактические игры своими руками» (январь 2017 г.). Приняла участие в городском фестивале педагогических идей «Современные образовательные технологии как способ достижения образовательных результатов», где представила парциальную программу «Мастерская творчества» (март 2016 г.).

В 2015-2016 учебном году в составе творческой группы приняла участие в разработке парциальной программы по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Мастерская творчества». Мною составлен содержательный раздел, тематическое планирование занятий, подобрана литература, разработаны консультации для родителей по тестопластике и пластилинографии. Программа «Мастерская творчества» включена в образовательную программу дошкольного образования МАДОУ ДСКН №1 города Сосновоборска в часть, формируемую участниками образовательных отношений. В настоящее время являюсь куратором реализации данной парциальной программы в учреждении.

Владею навыками использования средств информационно-коммуникативных технологий. Участвую в интернет-конкурсах для педагогов: II Всероссийская интеллектуальная викторина для педагогов «Вместе изучаем и внедряем ФГОС ДО» (3 место, ноябрь 2015 г., Всероссийская онлайн-олимпиада для педагогов «Актуальные проблемы теории и методики дошкольного образования» (2 место, июль 2016 г., Всероссийская онлайн-олимпиада для педагогов «Формирование здорового образа жизни» (1 место, январь 2017 г.). Организовала участие всего детского сада в Международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы» (март 2015 г.).

Соблюдаю правовые, нравственные, этические нормы, профессиональный такт, уважение личности ребенка. Обладаю позитивным отношением и толерантностью к участникам образовательных отношений.

Аттестационная работа воспитателя на первую категорию «Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников» Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. Цели и задачи, стоящие перед семьей и детским.

Критерии к аттестации на высшую категорию Критерии и показатели при аттестации на квалификационные категории педагогических работников образовательных учреждений города Якутска.

Материалы по аттестации на первую квалификационную категорию учителя-дефектолога Создает условия для оказания эффективной коррекционной помощи обучающимся, воспитанникам с ОВЗ Информационно-аналитический отчет В своей.

Описание результатов профессиональной педагогической деятельности Работу по воспитательно-образовательному процессу строю на основе общеобразовательной программы дошкольного образования, с учетом федерального.

Портфолио педагога для аттестации на первую квалификационную категорию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №30 «Малышок» городского округа «город.

Что можно считать результатом педагогической деятельностиПортфолио профессиональной деятельности воспитателя. Для аттестации. Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом, в подготовке профессионального портфолио, для получения квалификации. Я получила 1 категорию.

Речь при аттестации на категорию. Добрый день, уважаемые коллеги и гости! Предлагаю Вам познакомиться со своим опытом работы, а поможет мне в этом электронное портфолио.

Заявление на аттестацию воспитателя на первую категорию. В аттестационную комиссию Министерства образования и науки Республики Татарстан Галиевой Елены Владимировны воспитателя муниципального.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *