Что можно считать алгоритм
Тест по информатике Алгоритмы и исполнители 6 класс
Тест по информатике Алгоритмы и исполнители с ответами для учащихся 6 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом по 7 заданий.
1 вариант
1. Закончите предложение: «Алгоритмом называется…»
1) нумерованный список
2) маркированный список
3) система команд исполнителя
4) описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату
2. Что можно считать алгоритмом?
1) Правила техники безопасности
2) Список класса
3) Кулинарный рецепт
4) Перечень обязанностей дежурного по классу
3. Закончите предложение: «Блок-схема — форма записи алгоритма, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются…»
1) рисунки
2) списки
3) геометрические фигуры
4) формулы
4. Закончите предложение: «Геометрическая фигура
используется в блок-схемах для обозначения…»
1) начала или конца алгоритма
2) ввода или вывода
3) принятия решения
4) выполнения действия
5. Закончите предложение: «Геометрическая фигура
используется в блок-схемах для обозначения…»
1) начала или конца алгоритма
2) ввода или вывода
3) принятия решения
4) выполнения действия
6. Отметьте галочкой истинные высказывания.
1) Человек разрабатывает алгоритмы.
2) Компьютер разрабатывает алгоритмы.
3) Исполнитель разрабатывает алгоритмы.
4) Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов.
5) Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
6) Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
7) Человек исполняет алгоритмы.
8) Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы).
9) Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.
7. Закончите предложение: «Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, т. е. последовательно друг за другом, называется…»
1) линейным
2) ветвлением
3) циклическим
2 вариант
1. Закончите предложение: «Алгоритмом называется…»
1) нумерованный список
2) описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату
3) блок-схема
4) система команд исполнителя
2. Что можно считать алгоритмом?
1) Правила организации рабочего места
2) Телефонный справочник
3) Схема метро
4) Инструкция по пользованию телефонным аппаратом
3. Закончите предложение: «Графическое представление алгоритма для исполнителя называется…»
1) рисунком
2) планом
3) геометрической фигурой
4) блок-схемой
4. Закончите предложение: «Геометрическая фигура
используется в блок-схемах для обозначения…»
1) начала или конца алгоритма
2) ввода или вывода
3) принятия решения
4) выполнения действия
5. Закончите предложение: «Геометрическая фигура
используется в блок-схемах для обозначения…»
1) начала или конца алгоритма
2) ввода или вывода
3) принятия решения
4) выполнения действия
6. Отметьте галочкой истинные высказывания.
1) Человек исполняет алгоритмы.
2) Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы).
3) Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.
4) Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов.
5) Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
6) Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
7) Человек разрабатывает алгоритмы.
8) Компьютер разрабатывает алгоритмы.
9) Исполнитель разрабатывает алгоритмы.
7. Закончите предложение: «Алгоритм, в котором некоторая группа команд выполняются многократно, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие, называется…»
1) линейным
2) ветвлением
3) циклическим
Ответы на тест по информатике Алгоритмы и исполнители
1 вариант
1. Алгоритмом называется описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату.
2. Кулинарный рецепт.
3. Геометрические фигуры.
4. Ввода или вывода.
5. Начала или конца алгоритма.
6. Человек разрабатывает алгоритмы. Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов. Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов. Человек исполняет алгоритмы. Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы). Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.
7. Линейным.
2 вариант
1. Алгоритмом называется описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату.
2. Инструкция по пользованию телефонным аппаратом.
3. Блок-схемой.
4. Ввода или вывода.
5. Принятия решения.
6. Человек исполняет алгоритмы. Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы). Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ. Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов. Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов. Человек разрабатывает алгоритмы.
7. Циклическим.
АЛГОРИТМ — что это. Понятие, свойства, структура и виды
Алгоритм. Практически все в нашем мире подчиняется каким-то законам и правилам. Современная наука не стоит на месте, благодаря чему человечеству известна масса формул и алгоритмов, следуя которым, можно рассчитать и воссоздать множество действий и строений, созданных природой, и воплотить в жизнь идеи, придуманные человеком. В этой статье мы разберем основные понятия алгоритма.
История появления алгоритмов
Алгоритм — понятие, появившиеся в XII веке. Само слово «алгоритм» происходит от латинской интерпретации имени известного математика среднего востока Мухаммеда аль Хорезми, который написал книгу «Об индийском счете». В этой книге описано, как правильно записывать натуральные числа, используя арабские цифры, и приведено описание алгоритма действий столбиком над такими числами.
В XII веке книга «Об индийском счете» была переведена на латинский язык, тогда-то и появилось данное определение.
Взаимодействие алгоритма с человеком и машиной
Создание алгоритма требует творческого подхода, поэтому новый список последовательных действий может создать только живое существо. А вот для исполнения уже существующих инструкций фантазию иметь не обязательно, с этим справится даже бездушная техника.
Отличным примером точного исполнения заданной инструкции является пустая микроволновая печь, которая продолжает работать, несмотря на отсутствие пищи внутри нее.
Субъект или объект, которому не обязательно вникать в суть алгоритма, называется формальным исполнителем. Человек тоже может стать формальным исполнителем, однако в случае нерентабельности того или иного действия мыслящий исполнитель может все сделать по-своему. Поэтому основными исполнителями являются компьютеры, микроволновые печи, телефоны и другая техника. Понятие алгоритма в информатике имеет самое важное значение. Каждый алгоритм составляется с расчетом на конкретного субъекта, с учетом допустимых действий. Те объекты к которым субъект может применить инструкции, составляют среду исполнителя.
Практически все в нашем мире подчиняется каким-то законам и правилам. Современная наука не стоит на месте, благодаря чему человечеству известна масса формул и алгоритмов, следуя которым, можно рассчитать и воссоздать множество действий и творений природы и воплотить в жизнь идеи, придуманные человеком. В этой статье мы разберем основные понятия алгоритма.
Что такое алгоритм?
Большинство действий, которые мы выполняем в течение своей жизни, требуют соблюдений ряда правил. От того, насколько верное представление имеет человек о том что, как и в какой последовательности он должен сделать, зависит качество и результат выполнения поставленных перед ним задач. С детства родители пытаются выработать в своем чаде алгоритм основных действий, например: проснуться, заправить постель, умыться и почистить зубы, сделать зарядку, позавтракать и т. д., список, который человек всю жизнь выполняет с утра тоже можно считать своеобразным алгоритмом.
Алгоритм — это понятие, обозначающее подборку инструкций, которые необходимо выполнять человеку для того, чтобы решить определенную задачу.
Вообще, алгоритм имеет множество определений, несколько ученых характеризуют его по-разному.
Если алгоритм, применяемый человеком ежедневно, у каждого свой, и может изменятся в зависимости от возраста и ситуаций, в которых оказывается исполнитель, то свод действий, которые нужно выполнить для решения математической задачи или для использования техники, един для всех и всегда остается неизменным.
Существует разное понятие алгоритма, виды алгоритмов тоже разнятся — к примеру, для человека, который преследует какую-либо цель, и для техники.
В наш век информационных технологий люди ежедневно выполняют свод инструкций, созданных до них другими людьми, ведь техника требует при использовании точного исполнения ряда действий. Поэтому основная задача преподавателей в школах — научить детей пользоваться алгоритмами, быстро схватывать и изменять уже существующие правила в соответствии со сложившейся ситуацией. Структура алгоритма является одним из тех понятий, которое изучается на уроке математики и информатики в каждой школе.
Основные свойства алгоритма
Часто в школах, чтобы дать детям более понятное описание алгоритмов, учителя приводят в пример приготовление пищи по кулинарной книге, изготовление лекарства по рецепту или процесс мыловарения на основе мастер-класса. Однако, учитывая второе свойство алгоритма, в котором говорится о том, что каждый пункт алгоритма должен быть настолько понятным, чтобы его мог выполнить абсолютно любой человек и даже машина, можно прийти к выводу что любой процесс, требующий проявления хоть какой-то фантазии, алгоритмом назвать нельзя. А готовка и рукоделие требуют определенных навыков и хорошо развитого воображения.
Существуют разные типы алгоритмов, но есть три основных.
Цикличный алгоритм
В таком типе некоторые пункты повторяются по несколько раз. Список действий, которые необходимо повторить для достижения цели, называется телом алгоритма.
Итерация цикла — это выполнение всех пунктов, входящих в тело цикла. Части цикла, которые постоянно выполняются определенное количество раз, называются циклом с фиксированным числом итераций.
Те части цикла, частота повторения которых зависит от ряда условий, называются неопределёнными.
Самый простой вид цикла — это фиксированный.
Линейные типы алгоритмов
Инструкции таких схем выполняются однократно в той последовательности, в которой они представлены. Например, линейным алгоритмом можно считать процесс заправки постели или чистки зубов. Также к этому типу относятся математические примеры, где присутствуют лишь действия сложения и вычитания.
Разветвляющийся алгоритм
В разветвляющимся типе есть несколько вариантов действий, какое из них будет применено, зависит от условия.
Пример. Вопрос: «Идет дождь?» Варианты ответов: «Да» или «Нет». Если «да» — откройте зонт, если «нет» — положите зонт в сумку.
Вспомогательный алгоритм
Вспомогательный алгоритм можно использовать в других алгоритмах, указав лишь его название.
Термины, встречающиеся в алгоритмах
Условие находится между словами «если» и «тогда».
Например: если вы знаете английский язык, тогда нажмите один. В этом предложении условием будет часть фразы «вы знаете английский язык».
Данные — сведения, которые несут определенную смысловую нагрузку и представлены в таком виде, чтобы их можно было передавать и использовать для данного алгоритма.
Алгоритмический процесс — решение задачи по алгоритму с применением определенных данных.
Структура алгоритма
Алгоритм может иметь различную структуру. Для того чтобы описать алгоритм, понятие которого зависит и от его строения, можно воспользоваться целым рядом различных способов, например: словесный, графический, с помощью специально разработанного алгоритмического языка.
Какой из способов будет использован, зависит от нескольких факторов: от сложности задачи, от того, насколько нужно детализировать процесс решения задачи и т. д.
Графический вариант построения алгоритма
Графический алгоритм — понятие, подразумевающие под собой разложение действий, которые нужно выполнить для решения определенной задачи, по определенным геометрическим фигурам.
Графические схемы изображаются не как попало. Для того чтобы их мог понять любой человек применяются чаще всего блок-схемы и структурограммы Насси-Шнейдермана.
Также блок-схемы изображаются в соответствии с ГОСТ-19701-90 и ГОСТ-19.003-80.
Графические фигуры, применяемые в алгоритме, делятся на:
В графическом алгоритме геометрические фигуры, используемые для обозначения данных, называются блоками.
Все блоки идут в последовательности «сверху вниз» и «слева направо» — это правильное направление потока. При правильной последовательности линии, соединяющие между собой блоки, не показывают направление. В остальных случаях направление линий обозначается с помощью стрелок.
У правильной схемы алгоритма не должно быть больше одного выхода из обрабатывающих блоков и менее двух выходов из блоков, отвечающих за логические операции и проверку выполнения условий.
Как правильно построить алгоритм?
Структура алгоритма, как было сказано выше, должна строиться по ГОСТ, иначе она не будет понятна и доступна окружающим.
Общая методика по записи включает в себя следующие пункты:
При составлении алгоритма следует отметить действия, которые позволят производить нужные для решения задачи действия над выбранными данными. Примерный вид алгоритма:
Правильное построение схемы существенно облегчит вычисление алгоритмов.
Геометрические фигуры, отвечающие за разные действия в алгоритме
Горизонтально расположенный овал — начало и конец (знак завершения).
Горизонтально расположенный прямоугольник — вычисление или другие действия (знак процесса).
Горизонтально расположенный параллелограмм — ввод или вывод (знак данных).
Горизонтально расположенный ромб — проверка условия (знак решения).
Вытянутый, горизонтально расположенный шестиугольник — модификация (знак подготовки).
Модели алгоритмов представлены ниже на рисунке.
Формульно-словестный вариант построения алгоритма.
Формульно-словестные алгоритмы записываются в произвольной форме, на профессиональном языке той области, к которой относится задача. Описание действий таким способом осуществляют с помощью слов и формул.
Понятие алгоритма в информатике
В компьютерной сфере все строится на алгоритмах. Без четких указаний, введенных в виде специального кода, не будет работать ни одна техника или программа. На уроках информатики ученикам стараются дать основные понятия алгоритмов, научить пользоваться ими и самостоятельно их создавать.
Создание и использование алгоритмов в информатике — процесс более творческий, чем, например, выполнение указаний к решению задачи в математике.
Существует также специальная программа «Алгоритм», которая помогает людям, несведущим в области программирования, создавать свои собственные программы. Такой ресурс сможет стать незаменимым помощником для тех, кто делает первые шаги в информатике и хочет создавать свои игры или любые другие программы.
С другой стороны, любая программа — алгоритм. Но если алгоритм несет в себе лишь действия, которые нужно выполнять, вставляя свои данные, то программа уже несет в себе готовые данные. Еще одно отличие — это то, что программа может быть запатентована и являться частной собственностью, а алгоритм нет. Алгоритм — понятие более обширное, нежели программа.
Вывод
В этой статье мы разобрали понятие алгоритма и его виды, узнали, как правильно записывать графические схемы.
Ответы на тест 2 по Информатике 8 класс
Ответы на тест 2 по Информатике 8 класс
«Ответы на тест 2 по Информатике 8 класс» — это пособие для родителей для проверки правильности ответов обучающихся детей (ГДЗ) на «Тестовые вопросы для самоконтроля», указанные в учебнике Информатики в конце 2-й главы. Как утверждают авторы учебника (Л.Л.Босова, А.Ю.Босова) в конце каждой главы приведены тестовые задания, которые помогут оценить, хорошо ли учащиеся освоили теоретический материал и могут ли они применять свои знания для решения возникающих проблем.
Ответы на вопросы помогут родителям оперативно проверить выполнение указанных заданий.
Алгоритмом можно считать:
Правильный ответ: а) описание процесса решения квадратного уравнения
Как называется свойство алгоритма, означающее, что данный алгоритм применим к решению целого класса задач?
а) понятность
б) определённость
в) результативность
г) массовость
Правильный ответ: г) массовость
Как называется свойство алгоритма, означающее, что он всегда приводит к результату через конечное, возможно, очень большое, число шагов?
а) дискретность
б) понятность
в) результативность
г) массовость
Правильный ответ: в) результативность
Как называется свойство алгоритма, означающее, что он задан с помощью таких предписаний, которые исполнитель может воспринимать и по которым может выполнять требуемые действия?
а) дискретность
б) понятность
в) определённость
г) массовость
Правильный ответ: б) понятность
Как называется свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи разделён на отдельные шаги?
а) дискретность
б) определённость
в) результативность
г) массовость
Правильный ответ: а) дискретность
Как называется свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи определён вполне однозначно, на любом шаге не допускаются никакие двусмысленности и недомолвки?
а) дискретность
б) понятность
в) определённость
г) результативность
Правильный ответ: в) определённость
Исполнителю Черепашка был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 10 [Вперед 10 Направо 72]
Какая фигура появится на экране?
а) незамкнутая ломаная линия
б) правильный десятиугольник
в) фигура, внутренние углы которой равны 72°
г) правильный пятиугольник
Правильный ответ: г) правильный пятиугольник
Исполнитель Робот передвигается по клетчатому полю, выполняя команды, которым присвоены номера: 1 — на клетку вверх, 2 — на клетку вниз, 3 — на клетку вправо, 4 — на клетку влево. Между соседними клетками поля могут стоять стены. Если при выполнении очередного шага Робот сталкивается со стеной, то он разрушается. В результате выполнения программы 3242332411 Робот успешно прошел из точки А в точку Б. Какую программу необходимо выполнить, чтобы вернуться из точки Б в точку А по кратчайшему пути и не подвергнуться риску разрушения?
а) 41
б) 4131441322
в) 2231441314
г) 241314
д) 14
Правильный ответ: д) 14
Система команд исполнителя Вычислитель состоит из двух команд, которым присвоены номера:
1 — вычти 2
2 — умножь на 3
Первая из них уменьшает число на 2, вторая увеличивает число в 3 раза. При записи алгоритмов для краткости указываются лишь номера команд. Запишите алгоритм, содержащий не более пяти команд, с помощью которого из числа 11 будет получено число 13.
Правильный ответ: 11121.
Некоторый алгоритм строит цепочки символов следующим образом:
• первая цепочка состоит из одного символа — цифры 1;
• в начало каждой из последующих цепочек записывается число — номер строки по порядку, далее дважды подряд записывается предыдущая строка.
Вот первые 3 строки, созданные по этому правилу:
(1)1
(2) 211
(3)3211211
Сколько символов будет в седьмой цепочке, созданной по этому алгоритму?
Правильный ответ: 127.
Наибольшей наглядностью обладает следующая форма записи алгоритмов:
а) словесная
б) рекурсивная
в) графическая
г) построчная
Правильный ответ: в) графическая
Величины, значения которых меняются в процессе исполнения алгоритма, называются:
а) постоянными
б) константами
в) переменными
г) табличными
Правильный ответ: в) переменными
Величиной целого типа является:
а) количество мест в зрительном зале
б) рост человека
в) марка автомобиля
г) площадь государства
Правильный ответ: а) количество мест в зрительном зале
Какое логическое выражение истинно, если х ∈ [–10, 10]?
а) (х > 10) И (х 10) ИЛИ (х = –10)
г) (х >= –10) И (х = –10) И (х = 10) И (х = 10) И (х Ответы на тест 2 по Информатике 8 класс. Задание 27.
а) –5, 10
б) 5, 20
в) 10, 15
г) 5, 5
д) –5, 5
Правильный ответ: г) 5, 5
Исполните фрагмент алгоритма при а = 2 и b =0. Определите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма.
Правильный ответ: 25.
Определите значение переменной f после выполнения фрагмента алгоритма.
f: =1
нц для i от 1 до 5
f:=f*i
кц
Правильный ответ: 120.
Определите значение переменной s после выполнения фрагмента алгоритма.
s:=0
нц для i от 1 до 5
s:=s+i*i
кц
Ответы на тест 2 по Информатике 8 класс
Ответы на тест 2 по Информатике 8 класс
«Ответы на тест 2 по Информатике 8 класс» — это пособие для родителей для проверки правильности ответов обучающихся детей (ГДЗ) на «Тестовые вопросы для самоконтроля», указанные в учебнике Информатики в конце 2-й главы. Как утверждают авторы учебника (Л.Л.Босова, А.Ю.Босова) в конце каждой главы приведены тестовые задания, которые помогут оценить, хорошо ли учащиеся освоили теоретический материал и могут ли они применять свои знания для решения возникающих проблем.
Ответы на вопросы помогут родителям оперативно проверить выполнение указанных заданий.
Алгоритмом можно считать:
Правильный ответ: а) описание процесса решения квадратного уравнения
Как называется свойство алгоритма, означающее, что данный алгоритм применим к решению целого класса задач?
а) понятность
б) определённость
в) результативность
г) массовость
Правильный ответ: г) массовость
Как называется свойство алгоритма, означающее, что он всегда приводит к результату через конечное, возможно, очень большое, число шагов?
а) дискретность
б) понятность
в) результативность
г) массовость
Правильный ответ: в) результативность
Как называется свойство алгоритма, означающее, что он задан с помощью таких предписаний, которые исполнитель может воспринимать и по которым может выполнять требуемые действия?
а) дискретность
б) понятность
в) определённость
г) массовость
Правильный ответ: б) понятность
Как называется свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи разделён на отдельные шаги?
а) дискретность
б) определённость
в) результативность
г) массовость
Правильный ответ: а) дискретность
Как называется свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи определён вполне однозначно, на любом шаге не допускаются никакие двусмысленности и недомолвки?
а) дискретность
б) понятность
в) определённость
г) результативность
Правильный ответ: в) определённость
Исполнителю Черепашка был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 10 [Вперед 10 Направо 72]
Какая фигура появится на экране?
а) незамкнутая ломаная линия
б) правильный десятиугольник
в) фигура, внутренние углы которой равны 72°
г) правильный пятиугольник
Правильный ответ: г) правильный пятиугольник
Исполнитель Робот передвигается по клетчатому полю, выполняя команды, которым присвоены номера: 1 — на клетку вверх, 2 — на клетку вниз, 3 — на клетку вправо, 4 — на клетку влево. Между соседними клетками поля могут стоять стены. Если при выполнении очередного шага Робот сталкивается со стеной, то он разрушается. В результате выполнения программы 3242332411 Робот успешно прошел из точки А в точку Б. Какую программу необходимо выполнить, чтобы вернуться из точки Б в точку А по кратчайшему пути и не подвергнуться риску разрушения?
а) 41
б) 4131441322
в) 2231441314
г) 241314
д) 14
Правильный ответ: д) 14
Система команд исполнителя Вычислитель состоит из двух команд, которым присвоены номера:
1 — вычти 2
2 — умножь на 3
Первая из них уменьшает число на 2, вторая увеличивает число в 3 раза. При записи алгоритмов для краткости указываются лишь номера команд. Запишите алгоритм, содержащий не более пяти команд, с помощью которого из числа 11 будет получено число 13.
Правильный ответ: 11121.
Некоторый алгоритм строит цепочки символов следующим образом:
• первая цепочка состоит из одного символа — цифры 1;
• в начало каждой из последующих цепочек записывается число — номер строки по порядку, далее дважды подряд записывается предыдущая строка.
Вот первые 3 строки, созданные по этому правилу:
(1)1
(2) 211
(3)3211211
Сколько символов будет в седьмой цепочке, созданной по этому алгоритму?
Правильный ответ: 127.
Наибольшей наглядностью обладает следующая форма записи алгоритмов:
а) словесная
б) рекурсивная
в) графическая
г) построчная
Правильный ответ: в) графическая
Величины, значения которых меняются в процессе исполнения алгоритма, называются:
а) постоянными
б) константами
в) переменными
г) табличными
Правильный ответ: в) переменными
Величиной целого типа является:
а) количество мест в зрительном зале
б) рост человека
в) марка автомобиля
г) площадь государства
Правильный ответ: а) количество мест в зрительном зале
Какое логическое выражение истинно, если х ∈ [–10, 10]?
а) (х > 10) И (х 10) ИЛИ (х = –10)
г) (х >= –10) И (х = –10) И (х = 10) И (х = 10) И (х Ответы на тест 2 по Информатике 8 класс. Задание 27.
а) –5, 10
б) 5, 20
в) 10, 15
г) 5, 5
д) –5, 5
Правильный ответ: г) 5, 5
Исполните фрагмент алгоритма при а = 2 и b =0. Определите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма.
Правильный ответ: 25.
Определите значение переменной f после выполнения фрагмента алгоритма.
f: =1
нц для i от 1 до 5
f:=f*i
кц
Правильный ответ: 120.
Определите значение переменной s после выполнения фрагмента алгоритма.
s:=0
нц для i от 1 до 5
s:=s+i*i
кц