Что можно экспортировать в китай
Экспорт товаров из России в Китай в 2021 году
Ежегодно китайцы используют 45 млрд палочек для еды. Для их изготовления вырубается 20 млн 20-летних деревьев.
По итогам 2019 года объем товарооборота России и Китая превысил 110 миллиардов долларов. Львиная доля продаж – торговля сырьем: нефть и нефтепродукты, газ, древесина и различные виды руды.
Что Россия продает Китаю
Китай – важнейший экономический и политический партнер РФ. Развитие рыночных отношений между двумя странами началось еще в 1920 году. В то время были подписаны соглашения на поставку из СССР таких товаров, как сахар, спички, продукты нефтепереработки, ткани, чугунные изделия. С тех пор объемы импорта и экспорта неуклонно и быстро наращивались.
Сейчас экономику России и Китая связывают многомиллиардные контракты на поставки энергоресурсов. Но не только нефтепродукты и газ составляют основу торговли с КНР.
Объемы производства в республике настолько велики, что страна нуждается почти в любом виде сырья. Россия поставляет в Китай древесину, шкурки животных, лес, руду, металлолом, серу, уголь и золото. Для нужд армии китайское правительство импортирует из РФ корабли, самолеты и другое вооружение.
В 2015 году правительства двух стран подписали контракт на поставку в Китай 24-х истребителей нового поколения СУ-35. Сумма договора – около двух миллиардов долларов.
Немалую часть в статье доходов от экспорта составляют продажи в Китай проектов по строительству АЭС. Компания «Росатом» – один из ведущих игроков на рынке ядерной энергетики Китая.
Кроме дорого сырья и высокотехнологичных разработок, Россия на уровне межгосударственных соглашений экспортирует в КНР зерно, удобрения, рыбу, моллюски, драгоценные камни и производственное оборудование.
Сотрудничество с Китаем в рамках малого и среднего бизнеса
Торговля КНР и России на государственном уровне наложила свой отпечаток на развитие малого и среднего бизнеса. Поставки энергоресурсов и вооружения – прерогатива государства. Но любой желающий имеет возможность открыть собственный бизнес по продаже востребованных товаров в Китай.
С развитием интернета торговля между двумя странами стала более чем доступной. В интернет-магазинах, в торговых центрах и на рынках легко можно найти копии часов и одежды известных торговых марок, туалетную воду, бижутерию и дешевые гаджеты. Все это товары, заказанные в Китае с целью перепродажи на территории РФ. Хороший бизнес, который требует минимальных вложений на начальном этапе и пользуется спросом у покупателя. Бизнесменов же, которые продают товары в обратную сторону, в разы меньше.
А ведь популярность российских товаров в Китае велика. И занять свою нишу в этом направлении довольно просто – подавляющее большинство российских бизнесменов ориентированы на внутренний рынок.
Начинающему предпринимателю спрос китайского потребителя малоизвестен. Что не удивительно, ведь китайская культура для россиян – словно внеземная. Но не все так сложно. Многие бизнесмены досконально изучили потребности рынка и знают, что легко можно продать китайцам:
В октябре 2008 года стало известно, что многие производители сухого молока и детского питания добавляли в продукцию низкотоксичное вещество меламин. В результате – около 100 тысяч детей пострадали, шесть случаев отравления закончились летально, более сотни детей в критическом состоянии попали в реанимации. Опасное вещество было выявлено даже в известных батончиках – Kit Kat, Mars, Snickers и драже M&M’s. В результате судебного разбирательства два фигуранта были приговорены к смертной казни, еще два – к пожизненному заключению.
Конечно, это не вся продукция, на которую есть спрос в Китае. Любой качественный товар по приемлемой цене найдет своего покупателя. Мы же показали основные тенденции рынка, на которые стоит обратить внимание.
Как продавать товары в Китай через интернет
Самый простой и дешевый способ продажи товара в Китай – специализированные интернет-площадки.
Практически вся интернет-торговля на территории КНР контролируется монополистом – Alibaba Group. Этой компании принадлежат самые большие и влиятельные интернет-магазины Китая – Aliexpress, TaoBao, 1688, Tmall, Alibaba и другие. Основное направление магазинов – продажа китайских товаров во всем мире.
Нас же интересует торговля в обратном направлении. Найти покупателей в Китае нам поможет всё та же корпорация – Alibaba. Один из ее магазинов – Tmall, ориентирован как раз на китайский рынок.
В магазине представлены товары известных брендов со всего мира. Для российских бизнесменов магазин Tmall представляет особый интерес. В сентябре 2016 года на этой площадке появился отдельный раздел – каталог товаров из России. Теперь средний и крупный бизнес имеет возможность официально выйти на китайский рынок через интернет.
Поставки товара потребителю осуществляются через официальных дистрибьюторов в Китае. Но в планах компании – возможность открывать личные онлайн-магазины с посылочной доставкой товаров (по аналогии с работой Aliexpress). Известные российские бренды, которые работают на площадке Tmall – шоколад «Аленка», кофе «Жокей», «Невская косметика», зубная паста «Splat», моторное масло «Лукойл».
Второй способ торговли через интернет – это создание своего магазина на площадке Aliexpress. Не так давно продавцом на Алиэкспресс могли стать лишь граждане, пребывающие на территории Китая. Но с недавних пор российская компания PickPoint стала официальным партнером Aliexpress, что дало возможность любому желающему открыть свой магазин на китайской онлайн-платформе.
Основной минус ведения бизнеса на этой площадке – магазин ориентирован на внешние рынки, в том числе на потребителей из стран СНГ.
Доставка товара из России в Китай
Поставлять товар в Китай можно как морем, так и наземным транспортом – автомобилем или железной дорогой. Более дорогой вид доставки, но самый быстрый – авиаперевозка.
Как отправить посылку в Китай из России
Услуги по доставке посылок в КНР предоставляет Почта России и курьерские службы – DHL и TNT. Преимущество курьерских служб – скорость и надежность. Но цены в разы отличаются. Сколько стоит отправить посылку в Китай с помощью этих компаний?
Рассмотрим подробнее тарифы на доставку посылок. По умолчанию наша посылка будет небольших размеров, весом 2 кг. Доставка из Москвы в Пекин. Цены указаны с учетом налогообложения на экспорт.
8000 рублей. Срок доставки 3 дня.
Китайская экспортная декларация
Если вы решились на экспорт продукции в Китай, важно знать об одном из важнейших документов для отправки товара заграницу – экспортной декларации. Без нее невозможно вывезти товар за пределы государства. С помощью этого документа экспортер предоставляет в таможенную службу всю необходимую информацию о товаре. Оформлением декларации может заниматься как продавец, так и покупатель товара.
Образец декларации
Что покупают китайцы в России
Зарабатывать на китайских потребителях можно и на территории России. В 2019 году только Петербург посетили 1,3 миллиона китайских туристов. В среднем, гость из Поднебесной тратит в России 530 долларов в сутки. Заработок на китайских туристах – прибыльная ниша, соответственно и конкуренция здесь на уровне.
Во время пребывания в России, китайские туристы с большим энтузиазмом закупают шоколад (особенно приглянулась им известная «Аленка»), алкогольные напитки и чай. Огромной популярностью пользуются аутентичные сувениры – матрешки, шапки-ушанки, заготовки из дерева. Любимое место туристов КНР – Измайловский Вернисаж.
Впрочем, заработать на китайских туристах сможет не каждый. Более того, бытует мнение что немалая часть денег китайских туристов оседает в карманах… самих китайцев. Схема проста – гиды водят группы туристов по сувенирным магазинам, принадлежащим китайцам, продавая им низкокачественный товар за баснословные деньги. Едят эти туристы в китайских ресторанах, которые часто принадлежат все тем же бизнесменам из Китая.
Как видим, работать с китайским потребителем можно разными способами. Товарооборот между двумя странами неуклонно растет, с ним растет и количество бизнесменов, которые экспортируют свой товар в КНР.
Напоследок, представляю вам список из товаров, которые, несмотря ни на что, нельзя ввозить в Китай из России:
Также на территорию Китая запрещено ввозить овощи и фрукты, птиц, растения и ягоды.
В целом – бизнес с Китаем вещь несложная. Придерживаясь определенных правил и ограничений, у вас не возникнет проблем с таможенными службами. А постоянный мониторинг спроса и цен обеспечит стабильный и высокий доход.
ТОП-10 товаров, которые Россия экспортирует в Китай
Экспорт товаров из России в Китай – занятие прибыльное. Но многие по-прежнему думают, что реализовать наши товары в КНР – дело нелегкое, ведь «жители Поднебесной и сами могут сделать все, что угодно», да и «кому там вообще нужны лаоваи (по-китайски, лаовай – 老外 lǎowài – иностранец, профан, дилетант)». Это совсем не так.
Потребности китайского рынка безграничны, а быстрое развитие экономики в целом, и промышленности в частности способствуют тому, что многие из китайских производителей ориентированы на зарубежные товары. Многие российские производители не рассматривают рынок КНР всерьез из-за его переполненности. Однако импортные товары многих категорий благосклонно принимаются на китайском рынке, т. к. заполнены только основные товарные ниши, остальные же все еще пустуют.
На какие же товары в Китае есть спрос?
Все это хорошо востребовано в Поднебесной. Ниже представлен список российских товаров, которые выгодно экспортировать на китайский рынок.
1. Пиломатериалы и древесина
Острая нехватка древесины в Китае очень просто объяснить – вырубка леса здесь запрещена, а при таком стремительном подъеме китайской промышленности, повышении общего уровня жизни и развития инфраструктуры необходимо все больше и больше сырья. Для чего? Мебельное производство – основная отрасль, на которую уходит наибольшая доля экспорта древесины в Китай. Остальные отрасли, несомненно, также нуждаются в ней, только в меньших объемах.
2. Цветные металлы
Китайцы долгое время наращивали свое производство цветных металлов, но в последнее время внутренние ресурсы начали истощаться, а для его поддержания необходимо сырье. Переключившись на импорт, на данный момент Китай является одним из основных потребителей никеля, цинка и меди, и один из числа ведущих покупателей других видов цветных металлов.
3. Шелуха гречихи
Лузги гречихи в Китае используют для нескольких целей:
4. Лом из нержавеющей стали
Повсеместное использование нержавейки – в быту, в сельском хозяйстве, в медицине и т.д. – делает ее востребованным по всему миру.
Китай – один из рекордсменов по производству нержавеющих сталей. Здесь сосредоточены два основных рынка сбыта лома нержавейки – г. Уси (провинция Цзянсу) и г. Фошань (провинция Гуандун), мощности которых недостаточно для переработки металла. Поэтому Китай яро закупает лом из других стран.
5. Химическая продукция (битум)
Уже в 2008 году Китай стал вторым в мире крупнейшим рынком потребления битумной продукции после США. Недостаток технологий сырья и государственные ограничения на ранних этапах привели на рынок Китая иностранных экспортёров битума.
В последнее время спрос на битум в Китае превышает предложение – собственного производства, несмотря на развитие высоких технологий и химической промышленности, по-прежнему не хватает, поэтому китайский рынок охотно принимает отечественную продукцию.
6. Зерновые культуры
В 2016 году Россия стала мировым лидером по поставкам зерна на мировой рынок, утверждает «Интерфакс». Китай несомненно всегда был и остается одним из основных импортеров зерновых культур, вывозимых из России. Продажа зерна в КНР – выгодное занятие – ценообразование на пшеницу и ячмень здесь намного выше нашего. Импортное зерно необходимо Китаю в первую очередь для корма скоту, так как в стране растет ежегодное потребления мяса.
7. Спиртные напитки
На первый взгляд китайцы – не заядлые поклонники алкоголя, хотя культура потребления винных напитков в Поднебесной сложилась давно. В широком ассортименте винно-водочных изделий Китай нуждается по тому, что все сделки, подписания договоров и соглашений происходят в неофициальной обстановке – обычно в ресторане, и алкоголь здесь – не исключение. А, в виду низкого качества продукции собственного производства, бутылка хорошего дорогого, да еще и импортного алкоголя только настраивает на положительный лад.
8. Минеральная вода
Быстрый рост экономики и промышленности Китая в 90-х годах прошлого столетия способствовал загрязнению окружающей среды и речной системы Поднебесной. 70% рек КНР сейчас загрязнены, а качество питьевой воды оставляет желать лучшего. Естественно, что жители страны крайне обеспокоены ситуацией и вынуждены закупать бутилированную воду. Да, во многих магазинах Китая встречается минеральная вода местного производства, но ее цена в 7-8 раз превышает стоимость обычной бутилированной потому, что здесь почти не осталось минеральных источников с чистой водой. Нехватка собственных запасов и высокая цена на местные аналоги создает хороший спрос для импорта продукции из других стран.
9. Кондитерские изделия
Все любят шоколад, не так ли? Китайцы здесь – не исключение… Жители Поднебесной в последнее время все больше и больше налегают на российские сладости. По оценкам аналитиков, в 2016 году спрос на кондитерские изделия российского производства увеличился на 20% и продолжает стабильно расти.
10. Кедровые орехи
Кедровый орех – натуральный, экологически чистый продукт, которым богата Россия. Около 65% дальневосточного и сибирского кедрового ореха из России экспортируется в Китай. Почему? Такой вид сырья используется не только в бытовых целях, но и для промышленного применения. Переработанная продукция – жмых, скорлупа, околоплодная оболочка используются в фармакологии, для изготовления витаминов, косметических продуктов и БАДов, а семена и кедровое масло – в приготовлении пищи. Количества получаемого сырья не хватает чтобы удовлетворить растущий спрос на орехи, поэтому КНР закупает их в России.
Выгодные перспективы
Китайский средний класс, интересующийся иностранной продукцией, в 2016-м году составил 60% всего населения страны. А прочные позиции Китая в мировой экономике, неплохой спрос на многие категории импортных товаров обеспечат экспортерам большие обороты и стабильную прибыль, поэтому выход на китайский рынок – это новые возможности для успешного расширения бизнеса.
Экспорт в Китай: как продвинуть свой товар на рынок Поднебесной
Китай импортирует в Россию в разы больше товаров, чем экспортирует, однако у российских предпринимателей по-прежнему есть широкий спектр возможностей торговать с Поднебесной и активно осваивать огромный внутренний рынок Китая.
Больше всего наших восточных соседей интересует четыре категории ввозимых продуктов: ресурсы, продовольствие (эти товары китайцы закупают по всему миру), технологии (здесь, правда, мы мало что можем им предложить) и, наконец, люксовые товары.
Что экспортировать?
Россия традиционно поставляет в Китай большое количество нефти и газа, в этом направлении стремительно появляются и реализуются новые инфраструктурные проекты, например, газопровод «Сила Сибири». За последние пять лет поставки ресурсов в Китай заметно выросли, однако Поднебесная интересуется не только энергоносителями, но и сельскохозяйственными культурами, например, пшеницей, семечками, рапсом, лесом, льном. Пограничным регионам с недавнего времени разрешено торговать с Китаем необработанным сырьем.
В начале марта в Барнауле прошла крупная зерновая конференция, где обсуждалась логистика и всячески пропагандировалась идея снабжения Китая. Но есть и противоположные тенденции: в правительстве лоббируется ввод пошлин на вывоз сырья, что, по мнению законодателей, могло бы стимулировать российские компании экспортировать не сырье в чистом виде, а продукты переработки, товары с добавленной стоимостью.
Хороший пример такого рода экспорта — крупные продовольственные компании, которые уже несколько лет успешно сотрудничают с Китаем. Челябинская «Макфа» ежегодно поставляет в Поднебесную около 20 000 тонн продукции, большая часть которой — фасованная мука. Или бренд «Олейна», которому удалось пробиться на высококонкурентный рынок. Секрет успеха — грамотно подобранный местный партнер, который, во-первых, помог производителю решить стандартные сложности с сертификацией, оформлением продукта, во-вторых, дал грамотные советы по маркетингу и менталитету покупателей, в-третьих, разработал оригинальную стратегию продвижения. В Китае есть новогодняя корпоративная традиция — дарить всем сотрудникам подарки. Удивительно, но даже в самых крупных и богатых корпорациях каждый второй подарок — бутылка подсолнечного масла. «Олейна» предложила нескольким крупным государственным корпорациям свою продукцию в качестве подарка. Сотрудники под Новый год получили наше российское масло, попробовали его, оценили высокое качество товара и стали спрашивать его в розничных магазинах. Как только появился спрос, были заключены соглашения с торговыми сетями.
На мой взгляд, именно продуктовый рынок — самый перспективный сегмент для торговли с Китаем.
Все ринулись скупать мороженое российского производства, и хотя его активно импортировали и до визита президента, за последние год-два рынок показал впечатляющий рост.
Импортировать в Китай технологии российским предпринимателям сложно по двум причинам. Во-первых, не так много того, что реально могло бы заинтересовать восточных партнеров. Во-вторых, даже если разработка интересная, велик риск ее недобросовестного использования. Зачастую китайцы копируют полученные опытные образцы и отказываются от дальнейших поставок, начиная производить этот товар у себя.
Товары категории люкс переживали пик потребительского спроса пять лет назад, сейчас этот сегмент постепенно сворачивается. На моей памяти были очень крупные поставки янтаря из Калининградской области, но все-таки эта история довольно нишевая.
Чем привлекать клиентов?
Ключевые конкурентные преимущества российских товаров в Китае — это цена и качество. Для китайцев Россия все же европейская страна, и потому на этикетках наших товаров мы совершенно честно можем писать «Сделано в Европе». Еще один важный плюс экспортируемых из России товаров — экологичность. В Китае состояние окружающей среды удручающее, а представители среднего класса в Поднебесной начали разбираться в продуктах питания и пристально следить за тем, что написано на этикетке: откуда привезен, какие нормы, какие полезные качества и свойства.
Помимо местных производителей у российских предпринимателей на китайском рынке есть масса зарубежных конкурентов: безумно много продуктов из Австралии, алкоголя из Европы, сухих и молочных смесей из США.
Три года назад во всех крупных торговых сетях Китая появилась так называемая «иностранная полка», на которой собраны продукты со всего света. Конкурировать приходится не столько с конкретными заграничными продуктами, сколько за место на этой полке.
Условия попадания на полку в целом сравнимы с российскими: в большинстве случаев это работа под реализацию, отсрочки платежей, обязательная сертификация, соблюдение таможенных правил.
При этом в Китае до сих пор продается огромное количество «серого» товара. И я видел множество случаев, когда официальное представительство российской компании не может на месте конкурировать с нелегальным экспортом. Очень сильно от нелегального экспорта страдает кондитерский рынок. В Китай «левый» шоколад из России везут тоннами, и никто из кондитерских фабрик не может прекратить это, ведь сами китайцы тоже в этом заинтересованы. Дистрибьюторы просто закупают в приграничных регионах, в том же Хабаровском крае, шоколад вагонами, провозят через таможню, иногда даже не растаможивая. И спокойно продают этот товар, конечно, не в центральных магазинах города, но в торговых точках из второй десятки и ниже «серый» шоколад спокойно себе продается.
Серьезный стимул российскому импорту придала девальвация рубля в 2014 году. Если раньше россияне ездили закупаться в Китай, то последние года два нарастает обратный тренд — в приграничных регионах России просто бум шопингового туризма из Китая. В Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, да даже в Москве целые сегменты FMCG оптом скупаются китайскими туристами и бизнесменами.
Как только в Китае прорекламировали что-то российское, в ближайшем будущем в России можно смело ожидать дефицита этого товара.
Китайцы охотно едут в Россию в шоп-туры. У нас классный сервис, хорошее качество, а в условиях кризиса еще и крайне привлекательные цены.
Конечно, главное направление шоп-туризма по-прежнему Европа, но по пути туда китайцы на два-три дня заезжают и в Россию. Я бы выделил два основных типа туристов из Поднебесной: это продвинутые и молодые ребята, путешествующие самостоятельно, и пожилые китайцы, которым за 50 лет, отправляющиеся в Россию организованной группой. В Москве я постоянно встречаюсь с такими группами, общаюсь с людьми. Россия для них особенно привлекательна, потому что на некоторое время стала одной из самых дешевых стран в мире, где брендовые вещи продаются по самым низким ценам.
Где найти информацию?
На мой взгляд, кроме экономических стимулов российским предпринимателям не помешали бы специальные государственные программы поддержки экспорта: чем разнообразнее, тем лучше. Очень важно правильно доносить до людей информацию, в современных условиях стало выгодно не просто что-то из Китая вывозить, но и экспортировать туда собственные товары. Это рынок с миллиардом клиентов, который в разы превосходит по объему российский. К тому же там нет наших экономических проблем: не падает, а, наоборот, ежегодно растет потребительский спрос.
Заинтересованным предпринимателям я советую присмотреться к Российскому экспортному центру, который оказывает неплохую информационную, организационную и даже финансовую поддержку.
Какие риски учесть?
Несмотря на радужные перспективы, которые есть на китайском рынке, Поднебесная по-прежнему таит в себе множество опасностей и рисков. Во-первых, китайцы очень мало знают о России. О Европе они осведомлены хорошо, а вот о нас (хотя мы и соседи) знаний у них и правда немного. Пожалуй, лучше всего им известны Байкал, Ленин и Красная площадь.
Отрадно, что в последние годы в Китае появляется все больше примеров успешных и известных российских брендов. Например, «Лаборатория Касперского» в свое время вошла в топ-5 антивирусных программ на китайском рынке. Постепенно увеличивается доля российского импорта в сегменте FMCG.
В Поднебесную выходят все больше российских компаний, здесь есть место даже для малого и среднего бизнеса. Основная сложность наших предпринимателей в том, что богатые и влиятельные страны начали рассматривать Китай в качестве огромного рынка сбыта намного раньше нас. Я не говорю сейчас про период большого передела сфер влияния XIX века, я про рынок современного Китая. И здесь, к сожалению, наши конкуренты опережают нас лет на десять.
Но рынок Китая действительно огромный, и даже с учетом высокой конкуренции места для новых игроков еще есть. Сегодня существует четыре основных способа выйти в Поднебесную. Самый очевидный — самостоятельная поездка предпринимателя в Китай. Там он может попробовать договориться с партнерами на месте, что-то закупить, попытаться что-то продать, искать клиентов на улицах. Этот способ на самом деле неэффективный, успеха добивается в лучшем случае один из ста.
Второй способ — работать через местную компанию, найти партнера через WeChat или другую контактную сеть. Предложений будет масса — как от юридических, так и от физических лиц. Можно заключить договор, много общаться, будет создаваться впечатление, что у вас на месте есть свой человек и он что-то делает. Такая схема тоже ненадежна. Результат — 50 на 50. Для компаний с большими планами, а тем более для серьезных игроков, это плохой вариант.
Третий способ — поиск профессионального партнера, работающего на обоих рынках сразу, понимающего российскую и китайскую специфику. Плюсы — партнерская компания уже существует, доказала свою состоятельность, у нее есть нужные компетенции и опыт, минусы — агентская комиссия.
Четвертый — открытие собственного офиса и инвестирование в китайскую компанию. В зависимости от стратегии развития бизнеса предпринимателям следует выбирать между третьим и четвертым способом.
Чего ожидать?
Успех на китайском рынке во многом зависит от вложений в анализ потребителей. Рынок хотя и гигантский, но далеко не такой простой и сумбурный, каким он казался еще лет пять назад. Психология китайских клиентов не настолько сильно отличается от российской, поэтому наши маркетологи могут легко и быстро уловить специфику и выдавать отличные красивые идеи, которые выстрелят и на восточном рынке. А провалы могут случаться и у международных гигантов. «Кока-Кола» смогла зайти на китайский рынок только со второго раза, адаптировав свой бренд под местную аудиторию. В отличие от всего остального мира, в Китае название напитка звучит как «кы-ко-кы-ла», что созвучно китайскому «хочу пить».
Кроме маркетинговых задач, требующих интеграции в местную культуру, на пути российских экспортеров возникнут и чисто юридические преграды. Например, китайское законодательство требует регистрации компании с достаточно большим уставным капиталом. Если вы ввозите пищевой продукт или товар, который соприкасается с кожей, его сертификация может занять от трех месяцев до полугода, нужно будет пройти кучу дополнительных процедур.
Да, издержки на старт бизнеса в Китае окажутся немаленькими, но и маржинальность бизнеса большая. Возьмем для иллюстрации российского производителя с продуктом, рассчитанным на сетевое распространение. Стандартная отсрочка по оплате в Китае такая же, как в РФ — 60-90 дней. Но при этом рынок в разы и даже на порядки выше, чем в российских регионах. Плюс постоянные затраты на продвижение и маркетинг, чтобы бороться с конкурентами, продолжать привлекать и удерживать клиентов.
Китай быстро меняется, рынок насыщается, конкуренция растет. И если пять лет назад в Китае был буквально Клондайк, то сейчас рынок стал более упорядоченным, зарегулированным, сложным. Раньше к иностранным производителям относились «с придыханием», сейчас такого нет: и бизнес, и потребители стали более циничными, требовательными. Сегодня к работе с Китаем нужно относиться как к сложному и долгосрочному проекту, от которого не стоит ждать быстрых сверхприбылей.
Константин Бушуев, сооснователь компании Xiao Long Group
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.