Что мотоциклисты ловят на большой скорости
Ощущение скорости во время езды на мотоцикле
Если подумать логически, то самое слабое звено во время езды на мотоцикле — это сам пилот. Любой инструктор мотошколы, профессионал с гоночного трека или ГАИшник подтвердят, ведь техника только инструмент, а управлять ею и следить за ее состоянием прямая обязанность человека.
Вопрос восприятия скорости, очень близок к восприятию времени. Этот навык необходимо тренировать, а главное понимать, из чего он складывается, потому что тело человека можно обмануть, больше того, сами пилоты обманываются сами того не подозревая.
Ощущение скорости позволяет не просто рассчитывать траекторию движения, но и понимать как реагировать дальше. Тысячу раз оговаривали возможности работы тормозом, обсуждали экстренное торможение и обычное. Разбирали, как важно тренировать торможение. А как же скорость?
Как пилот оценивает скорость?
Изначально водитель оценивает скорость по трем параметрам:
Если задуматься о природе ощущения скорости, то можно сделать вывод, что приборы далеко не единственное, что помогает нам ориентироваться. Наверняка у любого водителя складывалось ощущение, что мол еду я по прибором 100 км/ч, но чувствую, что врет тарантайка, как 150 км/ч закладываю! Пойду датчики проверять. Желание спорить с показателями на приборной панели появляется из личных наблюдений. Каждый человек определяет скорость относительно движения предметов вокруг своей персоны, а как иначе, у меня своя скорость, у товарища на соседней полосе своя.
Зрительно мы воспринимаем скорость в сравнении, как участник движения перемещается относительно статичных, неподвижных предметов, будь то дом или дерево. В движении мы неосознанно, но наблюдаем и сравниваем или активно (целенаправленно), или пассивно (в фоновом режиме). Однако зрительная оценка подводит нас на дороге, когда дело касается возможных иллюзий, плохой погоды или ограниченной видимости. Кроме того, существует банальная усталость, когда в конце изнурительного простоя в пробке и езды в плотном трафике до дома едешь и кажется, что двигаешься аки старый валенок.
Ощущения скорости — это то, как наш организм в целом воспринимает перемещение, ускорение и торможение.
Банальный пример: вы пассажир. Едете и по каким-либо причинам не можете смотреть через плечо (визор затемненный, а вы и без того в сумерках; скорость большая слишком, проще за спину пилота пригнуться; может быть вы в первый раз едете и страшно до чертиков), в общем, едете вы за спиной товарища, развиваетесь за ним как рюкзак в надежде не слететь с хвоста и разглядываете его мужественную (или не очень) спину. Как вы определите скорость, если не можете сравнивать свое передвижение с предметами на дороге? Ваше собственное тело по самоощущению подскажет вам ПРИМЕРНУЮ скорость перемещения. Наше тело, к удивлению, умеет определять и время, и скорость, и температуру, особенно, если тренироваться в этом.
Конкретные примеры оценки скорости
Без зрения нам на дороге делать нечего. С плохим визором или с очками, которые не помогают, ездить не стоит, потому что толку от такого выезда, только себе вредить и других пугать. Поговорим о визуальных приемах, которые влияют на восприятие скорости.
Угол наклона
Первое, чему учат в любой мото/автошколе, это угол зрения водителя. Высоко сижу, как говорится, далеко гляжу. Если вы смотрите исключительно под переднее колесо, то быстрая смена обстановки делает из любой крейсерской скорости улитки взрывную скорость космолета. Угол зрения должен позволять вам оценивать ситуацию, чем дальше перед собой вы смотрите, тем меньшей кажется скорость.
Угол зрения
Не секрет, что с повышением скорости угол зрения сужается. Отсюда подсказка всем, кто не любит сверяться с показателями на приборной панели. Как только дорога впереди превратилась в туннель от того, что сузился угол зрения, значит, вы переборщили с газом.
Погодные условия
Об этом тысячу раз говорено, писано и описано в билетах ПДД, о плохой видимости, особой осторожности и о том, как недооценивается скорость и переоценивается расстояние в условиях, например, тумана или дождя.
Визуальные иллюзии
Вот это тема из разряда неожиданных гадостей. Сколько ошибок в расчетах своей личной скорости или траектории происходит ежедневно из-за того, что визуально скорость одного участника показалась больше/меньшей на фоне другого.
Во-первых, соотношение размеров влияет на восприятие скорости. Нам кажется, что большая машина едет медленнее, чем маленькая. Даже если с постоянной скоростью перед вами едет фура, а за ней топчется «Ока», то визуально будет казаться, что фура не напрягается, а «ока» коптит из последних сил и с большей скоростью.
Аналогичная беда с восприятием предметов на расстоянии сбоку от вас, тот кто едет на ближних полосах визуально медленнее, чем тот кто дальше. Допустим, ваш друг перестраивается или поворачивает, но с постоянной скоростью, из-за удаления в сторону вам кажется, что он едет быстрее, потому что он все равно меняет траекторию, а не едет параллельно.
Если сложить два первых примера в один, то получится, что и любой крупный транспорт рядом с вами визуально будет медленным, чем любой меньший на полосу дальше. Человеку гораздо проще оценить крупную машину, чем мчащий рядом мотоцикл, поэтому так случается, что мы видим сзади идущую фуру, но лишь за секунду «до» видим мотоциклиста, спешащего на обгон.
Во-вторых, траектория движения. Мы уже упоминали, что оценка скорости происходит относительно других предметов. Так вот, чем чаще транспорт меняет свое направление или даже угол наклона, тем большей нам кажется его скорость. Допустим, вам на встречу едут грузовик и за ней постоянно на обгон выглядывает какая-нибудь «кия пиканте», даже при условии, что она дальше грузовика скорости поднять не может, дабы не размазаться об его бампер, вам будет казаться, что она шибко шустрая, раз дергается без конца в нерешительности. Аналогично с мотоциклом, если впереди вас кто-то часто маневрирует, даже с постоянной скоростью, вам будет казаться, что он ее увеличивает, потому что его положение постоянно изменяется относительно других участников движения.
Цвет встречного транспорта
Внезапно, но цвет встречной техники или экипировки влияет на восприятие его скорости.
Минутка физики, вспоминаем, что свет отражается от поверхности светлых тонов, но поглощается темными, особенно черным цветом. Поэтому любая техника, водитель которого решил поиграть в Бетмена, на дороге становится недооцененным как по скорости, так и по расстоянию. Светлые раскрасы видны лучше, но их в потоке иногда переоценивают.
Если перед вами движутся темная и светлая машины, то темную вы будете считать медленнее, просто потому что отражение света от нее меньше и видите вы ее по сравнению с яркой не так ясно.
Что до личных ощущений не секрет, что если вы постоянно мчите на большой скорости, то со временем вы к ней привыкаете и не осознаете, как превышаете. Мотоциклисты в силу отсутствия каркаса безопасности воспринимают скорость по сопротивлению воздуха. Когда сопротивление становится привычным, тело привыкает к нему, то и скорость перестает казаться большой.
Продолжать этот список можно долго, но мы рассмотрели основные, которые чаще всего встречаются на дорогах.
Ответ автолюбителям от мотоциклиста
Коротко об авторе
Стаж мото 4 сезона (года). Общий накат около 20-25 тыс. км. Ни одной аварии с участием авто. 2 легких падения в первых сезонах (погодные условия + неопытность).
Пишу ниже все как есть не принимая чью-то сторону. Выводы каждый автовладелец пусть сделает сам. Не хочу холивара, хотя знаю, что он будет. Надеюсь хотя бы 10% читателей донести общие для всех мотоциклистов проблемы. Знание дает понимание, а поняв можно простить и быть добрее.
P.S. Ниже только мое мнение по основным вопросам и виденье ситуации. Этот пост может не отражать общего мнения мото-сообщества.
В стоячей пробке газуют, вынуждают уступать, не могут подождать
Здесь причина одна. Мотоциклисту ОЧЕНЬ жарко. И он вынужден ехать в полной коже. Всегда 🙁
Просо представьте. Если мотоцикл едет со скоростью ниже 40-50 кмч (спортбайки ниже 70-80), то движок перегреваеться и включаются куллера начинают сдувать на тебя все это тепло (120 градусов по С). Обдува набегающего потока нет. Плюс ты еще в коже весь. Тряпичная защита, к сожалению, при падении всегда рвется и опытный мотоциклист, который хочет жить, всегда едет в полной коже. Да еще и мото на скорости до 40 кмч требует усилий для рулежки не меньше, чем на какой нибудь копейке на скорости 5 кмч без гидроусилителя руль крутить. Теряешь воду через пот литрами в час в таком режиме.
Кстати согласно венской конвенции на постах, границах и других местах образования заторов мотоциклистов пропускают вне очереди как раз по этой причине.
Мотоциклисты шумят, крутят, не дают спать, газуют
Основные причины громкого шума которые я сейчас вспоминаю:
3. Безопасность езды требует держать обороты высоко, чтобы постоянно было торможение двигателем. Иначе при нежданной ситуации и резком хватании за передний тормоз (а эта реакция почти не истребима) можно сразу упасть. Торможение двигателем при сбросе газа дает загрузку передней вилки и вероятность упасть сильно снижается. Почему так происходит дальше в разделе «мифы: мот быстро тормозит»
Мотоциклист нарушает скоростной режим
Есть 2 правила которые передаются из уст в уста у мотоциклистов.
А теперь самая сложная тема. по поводу «летающих на предельных скоростях».
Но есть ОПЫТНЫЕ мотоциклисты которые по ПУСТЫМ дорогам и дорогам с очень неплотным движением позволяют себе открывать газ на короткие промежутки времени. Этих ребят обычно можно встретить на треке, оттачивающими повороты и управление мотом. О них и будем говорить.
Я понимаю, что тема вызовет много минусов и отрицательных комментариев, но я стараюсь раскрыть все темы как есть.
миф: мотоцикл поворачивает быстрее машины в поворотах или может быстро отреагировать на ваше перестроение
На машине вы можете дернуть руль и у вас машина начнет поворот. Сразу.
На мото поворот это операция с задержкой. От опыта мотоциклиста зависит насколько он быстро может завалить мот, но поворот начинается ПОСЛЕ завала. А это всегда время и не малое. Мотоциклистов которые в короткий срок может завалить мот до подножки чтобы уйти от столкновения единицы и они обычно живут на треках, а не в городе ездят.
Друзья! На мотоцикле реально сложно поворачивать, особенно людям с малым опытом пилотирования. От гироскопического эффекта мот старается ехать прямо. И чем выше скорость тем сложнее его заставить завалиться. Требуется очень много сил и опыта, чтобы сокращать это время реакции. Отнеситесь с пониманием, что мотоцикл менее маневренный чем вы!
мифы: мот быстро тормозит
То, что мотоцикл тормозит быстрее машины факт при условии, если они в соседних рядах будут ехать и начнут тормозить одновременно. Но еще один факт, что тормозить мот может только при полностью зажатой передней вилке. А для этого ему потребуется сначала переложить пальцы на тормоз, чуть прижать тормоз, подождать полного сжатия вилки, а только потом давить по полной. Это минимум 1 секунда. На скорости 100 кмч путь который он проедет за 1 секунду практически не тормозя вы можете посчитать сами.
миф: с мотоциклистом можно погонятся
ВНИМАНИЕ. ЭТО ОСОБО ВАЖНЫЙ ПУНКТ.
Если вы прочитали прошлые 2 пункта, то вы поймете что АВТО на дороге БОЛЕЕ управляем. Да. у мото дури больше. Но ни один нормальный мотоциклист не будет на дороге гонять с автовладельцем. Он или уйдет от него сразу подальше как от психа или наоборот пропустит его. А что же со светофором? Так же история. Стартануть побыстрее, не дай бог чудить будет, лучше от него подальше быть.
О езде между рядов в потоке
Правовая сторона вопроса со стороны ПДД.
Если 2 транспортных средства умещаются в одном ряду, то они имеют право ехать в ней вместе. Да, мотоциклист по ПДД имеет право ехать от вас сбоку если он считает, что места ему достаточно.
К слову сказать. самая выступающая часть мотоциклиста это колени. Т.е. коленкой он врежется в бок быстрее чем мотоциклом. Это говорит о том, что мотоциклист чувствует до сантиметра габариты мота по своим коленям и о том, что он в последнюю очередь захочет их себе снести.
Заключительное слово
Надеюсь кто-то осилил эти много букв и по некоторым вопросам станет терпимее к мотоциклистам. Осуждать или нет право каждого. Мое дело было попробовать донести трезво мыслящим людям вторую сторону медали.
Поток это живое существо которое каждые доли секунды взаимодействует друг с другом, а когда организм не дружит с разными органами случаются болезни. В потоке нет я, есть только мы. И от действий всех и понимания происходящего зависит очень многое.
Будьте добрее! Гладкого асфальта, доброго пути и езды без пробок вам участники движения.
Я мотоцикл покупал, чтобы ездить, а не чтобы падать
Эта статья не совсем в формате Хабра, но, наблюдая какими темпами растет количество двухколесных на улицах столицы, в том числе и среди ИТ-шников, я всё же рискну — может это спасёт несколько жизней, что не так уж и плохо.
Когда лет 10 назад я купил себе первый мотоцикл, любая встреча двухколесных на дороге была целым событием. Последние же несколько лет ситуация изменилась кардинально — пробка из мототехники в междурядье уже каждодневная обыденность. Размышлять на тему, почему это происходит я не буду, а постараюсь просто поделиться опытом «выживания в большом городе» с теми, кто только купил или пока просто задумывается. Вполне возможно, что некоторые вещи будут полезны и любителям электротранспорта.
Выбор мотошколы
Казалось бы, при чем тут школа? На самом деле очень даже причем. Для получения прав категории А в России необходимо всего лишь сдать теорию ПДД и откатать площадку. С теорией все понятно, а вот практика, в подавляющем числе мотошкол, заключается исключительно в натаскивании на прохождение площадки, причем самым эффективным образом. Все бы ничего, но беда в том, что навыки маневрирования и посадка, наиболее подходящие для ее прохождения, не просто бесполезны в городе — они вредны. Все это приводит к тому, что только что получившие права первосезонники переучиваются самостоятельно, по «бразильской системе», хорошо если без потерь в здоровье.
Так что тем, кто еще не выбрал школу, настоятельно рекомендую первоочередное внимание обращать не на стоимость и обещания «сдать с первого раза», а на наличие программы обучения вождению в городе и на отзывы в тематических пабликах/форумах.
Как не попасть в аварию
У меня нет ни одного знакомого мотоциклиста, откатавшего хотя бы 3-4 сезона, кто хоть раз не побывал в ДТП. Нет, возможно такие люди есть, но я их не знаю. Так что ставшая в свое время локальным мемом фраза из заголовка имеет мало общего с реальностью. Просто когда садитесь на мотоцикл держите в уме, что вполне можете и не доехать.
Как уменьшить вероятность попасть в аварию
Эту тему никак не получится уложить в одну статью — ей посвящены целые книги. Я ограничусь несколькими советами по наиболее частым ошибкам первосезонников. Не стандартными «не превышай скорость», «не пей за рулем» и т.д., а, скажем так, неписанными правилами.
Наугад открыл пятерых из проекта «Помним» — это такой проект, который про ушедших в страну вечного сезона. Три из пяти.
Как увеличить вероятность остаться живым после аварии (желательно одним куском)
Перефразируя Балмера — «Экипировка! Экипировка! Экипировка! Экипировка!»
Причем скользить приходится мягкими местами тех же ног. Есть даже такой термин — асфальтовая болезнь, это когда половина задницы размазана тонким слоем по дороге, а вторая содержит вкрапления расплавленных брюк. И да, единственное от чего вас может спасти китайский шлем за тысячу рублей — это от штрафа за его отсутствие.
Два моих первых выезда в качестве волонтера пришлись как раз на травматические ампутации стопы… В кроссовках.
А асфальтовую болезнь прочувствовал лично — очень неприятно должен заметить.
Да, экипировка штука довольно дорогая. Полный и хороший комплект может стоить в половину стоимости мотоцикла, но оно того действительно стоит.
Важное замечание — все вышесказанное также относится и к вашему пассажиру. Даже самая красивая девчонка становится очень некрасивым куском мяса если ездит с вами в миниюбке на голую голову. Уж поверьте — видел.
Что делать если вы попали в ДТП и остались живы
Особенность аварий с участием мотоцикла в том, что сразу после ДТП и в течении получаса после в пилоте содержится лошадиная доза адреналина. Бывали случаи, когда человек вскакивал на переломанные ноги и бросался поднимать мотоцикл на одних мышцах, без каркаса. А минут через 10 зеленел и отключался.
Ну пара слов про правила хорошего тона и некоторые заблуждения
Мотоциклисты против автомобилистов
Хотите отхватить минусов за непопулярное мнение? Я научу вас, как!
Предупреждение: нижеприведённый текст вероятно расходится с вашим мнением по как минимум 1му пункту. Во избежание недоразумений читать не рекомендуется никому. И да, по большому счёту это моё мнение по куче вопросов на мото-авто конфликт, просто мне надоело перепечатывать каждый раз одно и то же людям. И да, красивых картиночек тут особо не будет. А будет тупо разбор попунктово.
0. Хруст или мотоциклист. ПДД или здравый смысл?
Я сперва начал писать текст но понял, что без этого пункта ну просто не обойтись. Итак, моё определение и до конца поста я буду его придерживаться.
Ваш покорный слуга является владельцем мотоцикла с двигателем 1,1 литра, имеющим 67 лошадиных сил, разгонящимся от 0 до сотни за 7 секунд и имеющим максимальную скорость
190 км/ч. И вот вам первое откровение: я понятия не имею, зачем у меня спрашивают эти данные. Это гоночный болид? Это важно? Не субъективные ощущения о том удобно ли мне опередить например фуру на трассе, а именно цифры. У меня вообще крузер (типа чоппера, ага), с кем я должен письками меряться?
Три четверти мотоаварий: это столкновения мотоцикла с автомобилем. И мотофорумы полны жалобами на водителей авто. Водятлы не видят мотоцикл, не уступают дорогу, поворачивают налево неожиданно, внезапно перестраиваются и т.д. Ну то есть, ведут себя как обычно.
А когда смотришь мотоаварии на ютубе, поражаешься: ну куда же вы так несетесь, мотобратья? Ну ладно, пустой МКАД или ночная трешка. Но по жилой улице зачем? Через перекресток зачем?
Мимо станции метро, с вечной движухой из маршруток, таксистов и перебегающих пешеходов?
Реально, вместе с договором купли-продажи мотоцикла некоторым нужно вручать жетон хруста, а также удостоверение долбоеба и мудака.
Высокая скорость во-первых сама по себе порождает опасную ситуацию, во-вторых не оставляет времени, чтобы выбраться из этой ситуации живым
Вторая популярная претензия к мото-сообществу. Во первых давайте разберёмся, о каком шуме речь.
2. Шум мотоцикла с нормальным прямотоком. В зависимости от этого самого прямотока до терпимого и почти сравнимого со стоком до умопомрачительно громкого. Не самая приятная вещь ночью.
3. Передвижение в условиях города
Ну вот мы и добрались до камня преткновения. Тема настолько обширна, что я её разобью на несколько кусков
«Водитель машины, который все время едет на 20% быстрее остального потока — это шашечник. А шашечники — мудаки. Почему с байкерами должно быть иначе? На форумах объясняют, что если ты едешь быстрее потока, то можно меньше заботиться о дорожной ситуации. Типа достаточно контролировать только те машины, что впереди тебя. Да как бы не так! Это когда ты едешь в потоке в своей полосе со скоростью полосы — вот тогда ты действительно можешь расслабиться и посматривать за обстановкой впереди. В сферических идеальных условиях, когда поток машин едет и не дергается, можно все время обгонять машины и не париться. Но в реальности этот поток постоянно перемешивается. А сзади вас догоняют и обгоняют такие же шашечники, но уже на четырех колесах.Чтобы опережать поток, нужно перестраиваться и обгонять. А это маневры, с сопутствующими рисками. Тут и возникает типичная ситуация, когда байкера «не видят». Конечно, если он едет быстрее левой полосы на 20%, то насколько он быстрее полосы справа? А насколько он быстрее чувака из средней полосы, который решил перестроиться? Ясен хрен, тебя не увидят, если автомобиль занят своим маневром, а ты едешь быстрее него на 50-80 км/ч! Сами мотоциклисты это понимают. Частое перестроение — признак шашечника. Поэтому они решают обгонять поток без перестроений. Просто едут в междурядье быстрее машин слева и справа. Как будто это выделенная полоса для мотоциклов. Но автомобили-то не в курсе!
Еще аргумент для езды в междурядье: в экстренной ситуации можно оттормозиться и не въехать в зад автомобилю. Логично. Только может дело в соблюдении скорости и дистанции?» (Цитата Юрий Ярков)
«Междурядье» и закон
Со здравым смыслом мы закончили, поговорим о законе. На момент написания текста:
Рев мотоциклов по ночам: можно ли найти управу на шумных байкеров?
По мнению экспертов, надо активнее подключать к работе мотобат ГИБДД и «добавить жесткача»
В редакцию «Реального времени» обращаются обеспокоенные казанцы: у кого-то посреди ночи просыпаются дети, кто-то сам не может уснуть, хотя уже далеко за полночь. Причина этому — не стоящая сейчас в столице Татарстана жара, а рев мотоциклов. Особенно остро проблема стоит для жителей домов, расположенных вдоль крупных магистралей. Можно ли наконец решить вопрос, который уже многие годы обсуждают на разных уровнях вплоть до Госдумы, — в материале «Реального времени». Спойлер: большинство экспертов кивает в сторону мотобатальона ГИБДД, специально созданного для этого.
«Шум ради шума»
В Казани в самом разгаре мотосезон, и жителям домов, стоящих вдоль крупных городских магистралей, по ночам вновь стало не до сна. Гул начинает нарастать за несколько секунд, потом доходит до оглушающего треска, переходящего в рев до дрожи стекол. У многих от зашкаливающих децибелов посреди ночи просыпаются дети и, напуганные, потом еще долго не могут уснуть. Периодически в городских пабликах появляются посты, в которых большинство пользователей осуждают действия шумных байкеров. «Надоели гонять по ночной Казани мотополудурки! Сил нет уже и нервов их слышать», — вот один из них, экспрессивно отражающий чаяния мирных казанцев.
Самая частая причина такого шума — ревущий «прямоток» вместо штатной и тихой выхлопной трубы у мотоциклов. Некоторые недобросовестные мотоциклисты устанавливают на свою технику прямоточные глушители, которые вовсе не глушат двигатель. За такое «усовершенствование» можно поплатиться не только штрафом за повышенную шумность, но и за внесение изменений в конструкцию. А это может грозить прекращением регистрации. При этом установка «прямотока» на обычные, не болидные транспортные средства, — это, по сути, пускание пыли в глаза, ведь мощность двигателя от этого не меняется. Иными словами, шум ради шума, утверждают автоэксперты.
Однако такие действия нарушают минимум две статьи КоАП РФ:
«ГИБДД старается работать на предупреждение»
— Что касается шума, нам байкеры часто говорят, что громкий звук нужен для того, чтобы их приближение слышали автомобилисты, а в салоне авто часто играет музыка. Но это детский лепет: шум не должен превышать допустимые нормативы. Поэтому во время рейдов мы измеряем уровень шума и аннулируем регистрацию транспортных средств при превышении нормативов, — ранее рассказывал «Реальному времени» командир полка ДПС ОГИБДД УМВД России по Казани Михаил Савин.
По оценке и. о. начальника отделения технического надзора Управления ГИБДД МВД России по Казани, капитана полиции Павла Назарова, в столице Татарстана порядка 1,5 тысячи единиц мототранспортной техники. Как рассказал Назаров в беседе с «Реальным временем», жалобы на ночной рев мотоциклов учащаются в весенне-летний сезон.
— С наступлением сезона мы стараемся работать на предупреждение, чтобы избежать поступления таких жалоб, — утверждает он. — Ежедневно на службу заступают сотрудники на мотоциклах плюс инспекторы дорожно-патрульной службы на патрульных автомобилях. Каждый инспектор и экипаж в любом случае ориентирован на выявление и пресечение данного вида нарушений — проверку правильности эксплуатации мотоциклов, документов, замерение уровня шума. Каждый мотоцикл по возможности мы стараемся проверить.
Отвечая на вопрос, выходят ли сотрудники мотобатальона на рейды в ночное время, собеседник поясняет, что график работы у них в основном рассчитан на деятельность в дневное или вечернее время. В пятницу, по выходным и в праздничные дни смен мотобата становится не две, а три. В каждой смене, как рассказывает Назаров, на службу выходят порядка пять сотрудников мотобата. Бывают и ночные рейды, но не каждый день.
— Если этот уровень превышен, в действиях владельца мотоцикла усматривается нарушение правил дорожного движения. В этом случае ему грозит штраф в 500 рублей. Далее административный материал отправляется на разбор. Водителя предупреждают, что он должен повторно показать мотоцикл, чтобы вновь замерить уровень шума. Если госинспекторы выявляют повторное нарушение, составляется еще один материал — об управлении мотоциклом с выявленными в ходе повторного осмотра техническими неисправностями. Там уже решается вопрос об аннулировании регистрации, и такая практика есть, — рассказывает он. — Такие случаи зафиксированы в Казани уже в текущем сезоне.
Если сотрудник ГИБДД визуально оценил, что в конструкцию мотоцикла внесены изменения без согласования с Госавтоинспекцией, составляется дополнительный материал, добавляет Назаров. В этом случае инициируется аннулирование регистрации. При этом, по словам нашего собеседника, проблема «прямотока» чаще встречается в сообществе автомобилистов, чем мотоциклистов.
«Ездить без глушителей по спальным районам в ночное время, — это свинство»
Казанский байкер Виктор «Доцент» Лопухов в беседе с «Реальным временем» говорит, что на всю Казань едва наберется десятка два мотоциклистов с «прямотоком», выезжающих на ночные улицы погонять и покидать понты. А для решения вопроса достаточно организовать регулярные ночные рейды силами мотобатальона ГИБДД по РТ.
— Я категорически убежден, что ездить без глушителей по спальным районам в ночное время, — это свинство. Тут вопросов нет. Я прекрасно понимаю раздражение людей, у которых в 3 часа ночи просыпается ребенок от того, что кто-то едет с громким выхлопом на мотоцикле или машине. Такими «прямотоками» водители пытаются попонтоваться. Взрослый человек на большом мотоцикле, пускай у него даже громкий выхлоп… Да вы его не услышите. Он не будет ездить по ночам туда-обратно по спальным районам. Он не хочет никого эпатировать и что-то кому-то доказать, — считает он.
По оценке Лопухова, на всю Казань едва наберется два десятка шумных байкеров, выезжающих погонять по спальным районам города посреди ночи:
— Среди моих одноклубников нет людей, которые так себя ведут. У некоторых есть громкий выхлоп для пассивной безопасности, но они не ездят по ночам. У меня один товарищ, прежде чем заводить мотоцикл, сначала откатывает его от дома, и только потом заводит и едет.
При этом собеседник признает, что шумовые эффекты байкеров для защиты от автомобилистов имеют под собой основания.
— Громкий выхлоп от мотоцикла днем, в плотном потоке — это действительно некая пассивная безопасность для мотоциклиста, чтобы его услышали. Большинство аварий и травм, получаемых мотоциклистами, связаны с тем, что автомобилисты повернули, не посмотрев в зеркала, или еще что-то. И в данном случае громкий выхлоп — вариант пассивной безопасности. Но в ночное время надо с уважением относиться к потребностям других людей, — говорит он.
Лопухов убежден, что прижимать к ногтю только мотоциклистов недостаточно — нужно комплексно подходить к вопросу, принимая во внимание и нерадивых стритрейсеров. Он говорит, в Казани мотоциклистов не очень много. А вот шум автомобилей с «прямотоками» он слышит и зимой, и летом:
— Мне кажется, что необходим комплексный подход. Если уж берутся контролировать шум в ночное время, то его необходимо контролировать на всех транспортных средствах. В последнее время контроль за этим аспектом просто пропал.
Если мотобат подключить к ночным рейдам, шумных водителей можно остановить, считает Лопухов. Фото: Олег Тихонов
По словам Лопухова, способы борьбы с шумными байкерами давно всем известны.
— Почему мотобат ГИБДД этим не занимается? Они днем устраивают рейды, а с проблемой-то не борются. Неважно, на чем ночью человек едет с громкими звуками — на мотоцикле, тракторе или автомобиле. Ну остановите вы его, у него, скорее всего, есть номера. А если он без номеров — тем более этим надо заниматься. А в действительности у нас занимаются этим вопросом другим способом. В 2016 году в Казани решили всех мотоциклистов прижать к ногтю. Но ничего хорошего из этого не получилось. С теми, с кем надо было бороться, бороться не смогли. А всем остальным устроили тяжелую жизнь. Коллективная ответственность в данном случае не работает, — рассуждает он.
Наш собеседник говорит: когда у ГИБДД есть команда «фас», то все намеченное реализуется. Так, если мотобат подключить к ночным рейдам, шумных водителей можно остановить и, скорее всего, наказать за внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Это чревато штрафстоянкой и другими неприятными последствиями.
— Мое абсолютное убеждение: проблема в том, что кто-то просто не хочет дорабатывать до конца. Почему этого не делается? Наверное, потому что этим надо заниматься. Но так же проще — огульно обвинить всех мотоциклистов. Все можно довести до логического конца, — убежден он.
«Я слышу только тот мотоцикл, который едет впереди»
Отец-основатель Школы высшего водительского мастерства, тренер по контраварийному и защитному вождению, известный в республике журналист, автоэксперт Олег Шатов опровергает версию, что мотоциклисты создают рев, чтобы их приближение услышали автомобилисты.
— Мотоциклисты наивно предполагают, что шум выхлопной трубы, направленной назад, слышат автомобилисты, которые едут впереди. Глупость полная! Я слышу только тот мотоцикл, который едет впереди, и который я и так как автомобилист вижу. А когда он едет сзади моей машины, я его не слышу, — говорит эксперт в беседе с нашим изданием. — Видимо, у мотоциклистов плохо со знаниями законов физики.
Шатов тоже кивает на мотобат, который должен бороться с шумными байкерами. Но лучшим выходом эксперт считает все же не борьбу, а переговоры:
— Лучше не только пресекать и наказывать. Нужно использовать не только метод кнута, но и метод пряника. Необходимо садиться за стол переговоров и находить взаимопонимание. Если ГИБДД пойдет в чем-то навстречу мотоциклистам, тогда можно будет от них что-то потребовать или попросить. В основной массе-то на мотоциклах ездят нормальные ребята. Нужно найти общий язык. А идет постоянная вражда. Зачем воевать друг с другом? Нужно находить общие точки взаимопонимания, а не только запрещать и наказывать. И с теми же стритрейсерами борются тем, что ловят их, запрещают. Но люди то хотят себя где-то проявить. Почему бы не создать им условия, как сделали во многих других городах? — задается он вопросом.
«Нужно ловить, ловить и ловить»
По словам собеседника «Реального времени», если поймают мотоциклиста без глушителя, его железного коня должны отправить на штрафстоянку, а владельца оштрафовать. Кроме того, байкер должен привести свой мотоцикл в состояние, соответствующее техническим требованиям.
— Но мотоциклиста надо еще поймать. Они же тоже просто так не даются, — признает он. — До техосмотра можно сделать все, как надо. Но как только они проходят техосмотр — через 5 минут снимают те же глушители и с ревом катаются.
Коппвиллем говорит, что проблема уже не первый год обсуждается, но никак не решается. С наступлением мотосезона горожане по ночам продолжают страдать от рева моторов.
— Каждый год происходит одно и то же. А реальных результатов нет. Да, по всему городу установлено много камер, но они пишут только видео, без звука. Если бы камеры писали звук и проводили замеры допустимого шума, то по номеру можно было бы присылать таким шумным владельцам штрафы, — считает он.
В свою очередь, региональный представитель ФАР по Татарстану Рамиль Хайруллин, как и многие эксперты, кивает на мотобат ГИБДД, который должен заниматься поимкой шумных байкеров.
— Нужно ловить, ловить и ловить, — убежден он. — Мотобат специально и создали, чтобы держать в тонусе байкеров. Судя по тому, что вопрос с ревом в ночное время не решается уже много лет, мотобат используется недостаточно. Этот вопрос решить можно — изо дня в день, в разгар сезона, ловить нарушителей.
По мнению Хайруллина, если будет воля, найдут управу на всех. Тем более для санкций в отношении шумных байкеров инструменты есть:
— Во времена, когда Управление ГИБДД по РТ возглавлял Рифкат Минниханов, нарушители не чувствовали себя так вольготно, — считает он. — Тогда Управление ГИБДД жестко работало, автомобилисты лишний раз боялись попасться на глаза, а сейчас полностью расслабились. Наверное, пора жесткача добавить. Сейчас страха никакого нет у водителей, ничего не боятся. Уже сколько говорим, что гаишники на дорогах отсутствуют практически напрочь, и водители это прекрасно видят. Камеры работают практически только на выявление нарушений скоростного режима, а их надо по примеру Москвы перестраивать — в столице камеры фиксируют практически все виды нарушений, даже за грузовиками следят, по какой полосе они двигаются.
Хайруллин убежден, что штрафы можно повышать до бесконечности, однако это не дает такого эффекта, как присутствие сотрудников ГИБДД на дорогах. Причем, по его мнению, необходимо, не как сейчас принято, объявлять через все СМИ о проведении какой-то спецоперации, о чем будут предупреждены все автовладельцы, а работать в ежедневном режиме «без объявления войны, с эффектом внезапности».