Что морфемный разбор слова 5 класс

Морфемный разбор слова

Что морфемный разбор слова 5 класс Что морфемный разбор слова 5 класс

Всего получено оценок: 1460.

Всего получено оценок: 1460.

Лингвистические разборы необходимы для того, чтобы систематизировать информацию по конкретному разделу языкознания. Так, например, морфемный разбор позволяет вспомнить все изученное в разделе «Морфемика и словообразование» и применить часть знаний на практике.

Что морфемный разбор слова 5 класс

Что такое морфемный разбор

Морфемный разбор слова – это разбор по составу. В ходе этого разбора школьник должен обозначить все значимые части слова.

Существуют части слова (буквы, слоги) и значимые части слова (приставка, корень и т.д.): последние имеют какое-либо собственное значение и способны влиять на смысл всего слова: дом-ик – это маленький дом.

Такой разбор ребята делают в 5 классе, а по ряду программ – и раньше. Во многих случаях поиск частей слова не вызывает затруднений, но требует внимания.

Как разобрать слово по составу

Существует устоявшийся порядок морфемного разбора. Не стоит его менять, даже если кажется, что можно сделать проще. Лучше следовать инструкции, тогда удастся избежать ошибок.

Итак, как сделать морфемный разбор?

Надо выделить окончание. Для этого следует изменить слово (имена или причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам (прошедшее время, условное наклонение) или числам (повелительное наклонение))

В сложных числительных бывает два окончания, в середине и на конце слова: сем-и-десят-и, семь-ю-десять-ю.

Затем надо найти корень. С этой целью мы подбираем однокоренные слова, то есть стараемся изменить приставки и суффиксы: можно подобрать слово другой части речи. При этом мы помним, что

Обозначить аффиксы: суффиксы и приставки. Надо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса. Чтобы их различить, надо найти ближайшего предшественника этого слова в словообразовательной цепочке (от какого слова произошло).

Примеры

Приведем примеры морфемного разбора слов.

Окончание –а (чашечк-и, чашечк-ой…)

-Чаш- – корень (чаш-ка, чаш-а, чаш-елистики)

Окончание –ий (предзимн-им, предзимн-его).

Корень –зим- (зим-а, зим-ородок, зим-ушка).

Приставка пред- (зимний – пред-зимний).

Что морфемный разбор слова 5 класс

Что мы узнали?

Чтобы выполнить морфемный разбор, необходимо действовать по плану. Сначала изменяем форму слова и находим окончание. Затем обозначаем основу. Следующий этап – поиск корня (с помощью подбора однокоренных слов). В конце ищем приставки и суффиксы.

Источник

«Морфемный разбор» 5 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что морфемный разбор слова 5 класс Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.

Основа слова – это часть слова без окончания.

В основу слова входит приставка, корень и суффикс.

Что морфемный разбор слова 5 класс Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.

Проверь свои знания

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.

13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

Что морфемный разбор слова 5 класс Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.

Схема морфемного разбора слова

1. Определи слово как часть речи.

2. У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).

3. Укажи основу слова.

4. Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);

Что морфемный разбор слова 5 класс

Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:

3. основа — ПРИШКОЛЬН-

3. основа — РАСЦВЕТА-

Что морфемный разбор слова 5 класс Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.

Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.

Самые распространённые приставки русского языка:

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)

Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.

Самые распространённые суффиксы имен существительных

ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-), —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик)

Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.

· иц — лицо или животное женского пола ( девица, курица, тигрица )

· ник — лицо, предмет, место, животное ( всадник, плавник,хищник,ледник )

—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск, —тель, —ист—

—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л, —ну, —ся, сь, —ть (-ти)

· л — образует прошедшее время ( был, спал, плыл )

· ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола ( инфинитив ) ( нести, делать, беречь )

Что морфемный разбор слова 5 класс Пятое — обязательная тренировка.

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.

Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.

Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.

1.Разбери слова по составу:

Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький

2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

Источник

Карточки «Морфемный разбор слова» для 5 класса

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вариант – 1. Произвести морфемный разбор слов:

Футболист, находишься, влетел, бесчисленный, водяная, подъезд, приготовим, шоссе, сладковатое, каменщик, разбросишь, верхушка, узелочек, проехал, наговорили, село.

Вариант – 2. Произвести морфемный разбор слов:

Дождёшься, полетела, теннисист, бесправный, трудовой, подход, привязал, жюри,

сероватое, стекольщик, раскусишь, опушка, клочочек, прогнал, подобрали, колено.

Вариант – 1. Произвести морфемный разбор слов:

Футболист, находишься, влетел, бесчисленный, водяная, подъезд, приготовим, шоссе,

сладковатое, каменщик, разбросишь, верхушка, узелочек, проехал, наговорили, село.

Вариант – 2. Произвести морфемный разбор слов:

Дождёшься, полетела, теннисист, бесправный, трудовой, подход, привязал, жюри,

сероватое, стекольщик, раскусишь, опушка, клочочек, прогнал, подобрали, колено.

Вариант – 1. Произвести морфемный разбор слов:

Футболист, находишься, влетел, бесчисленный, водяная, подъезд, приготовим, шоссе,

сладковатое, каменщик, разбросишь, верхушка, узелочек, проехал, наговорили, село.

Вариант – 2. Произвести морфемный разбор слов:

Дождёшься, полетела, теннисист, бесправный, трудовой, подход, привязал, жюри,

сероватое, стекольщик, раскусишь, опушка, клочочек, прогнал, подобрали, колено.

Вариант – 1. Произвести морфемный разбор слов:

Футболист, находишься, влетел, бесчисленный, водяная, подъезд, приготовим, шоссе,

сладковатое, каменщик, разбросишь, верхушка, узелочек, проехал, наговорили, село.

Вариант – 2. Произвести морфемный разбор слов:

Дождёшься, полетела, теннисист, бесправный, трудовой, подход, привязал, жюри,

сероватое, стекольщик, раскусишь, опушка, клочочек, прогнал, подобрали, колено.

Вариант – 1. Произвести морфемный разбор слов:

Футболист, находишься, влетел, бесчисленный, водяная, подъезд, приготовим, шоссе,

сладковатое, каменщик, разбросишь, верхушка, узелочек, проехал, наговорили, село.

Вариант – 2. Произвести морфемный разбор слов:

Дождёшься, полетела, теннисист, бесправный, трудовой, подход, привязал, жюри,

сероватое, стекольщик, раскусишь, опушка, клочочек, прогнал, подобрали, колено.

Вариант – 1. Произвести морфемный разбор слов:

Футболист, находишься, влетел, бесчисленный, водяная, подъезд, приготовим, шоссе,

сладковатое, каменщик, разбросишь, верхушка, узелочек, проехал, наговорили, село.

Вариант – 2. Произвести морфемный разбор слов:

Дождёшься, полетела, теннисист, бесправный, трудовой, подход, привязал, жюри,

сероватое, стекольщик, раскусишь, опушка, клочочек, прогнал, подобрали, колено.

Что морфемный разбор слова 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что морфемный разбор слова 5 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что морфемный разбор слова 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что морфемный разбор слова 5 класс

Номер материала: ДБ-1105716

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что морфемный разбор слова 5 класс

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

Что морфемный разбор слова 5 класс

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Что морфемный разбор слова 5 класс

В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей

Время чтения: 2 минуты

Что морфемный разбор слова 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что морфемный разбор слова 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что морфемный разбор слова 5 класс

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Морфемный разбор слова – примеры (5 класс, русский язык)

Лингвистические разборы необходимы для того, чтобы систематизировать информацию по конкретному разделу языкознания. Так, например, морфемный разбор позволяет вспомнить все изученное в разделе «Морфемика и словообразование» и применить часть знаний на практике.

Что морфемный разбор слова 5 класс

Что такое морфемный разбор

Морфемный разбор слова – это разбор по составу. В ходе этого разбора школьник должен обозначить все значимые части слова.

Существуют части слова (буквы, слоги) и значимые части (приставка, корень и т.д.): последние имеют какое-либо собственное значение и способны влиять на смысл всего слова: дом-ик – это маленький дом.

Такие разборы ребята делают в 5 классе, а по ряду программ – и раньше. Во многих случаях поиск частей слова не вызывает затруднений, но требует внимания.

Как разобрать слово по составу

Существуют устоявшийся порядок морфемного разбора. Не стоит его менять, даже если кажется, что можно сделать проще. Лучше следовать инструкции, тогда удастся избежать ошибок.

Итак, как сделать морфемный разбор?

Надо выделить окончание. Для этого надо изменить слово (имена или причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам (прошедшее время, условное наклонение) или числам (повелительное наклонение))

В сложных числительных бывает два окончания, в середине и на конце слова: сем-и-десят-и, семь-ю-десять-ю.

Надо найти корень. С этой целью мы подбираем однокоренные слова, то есть стараемся изменить приставки и суффиксы: можно подобрать слово другой части речи. При этом мы помним, что

Обозначить аффиксы: суффиксы и приставки. Надо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса. Чтобы их различить, надо найти ближайшего предшественника этого слова в словообразовательной цепочке (от какого слова произошло).

Например, слово «кружочек» произошло не от слова «круг», а от слова «кружок» (а вот «кружок» – от «круг», но нам надо не «дедушку», а «папу» слова найти).

Примеры

Приведем примеры морфемного разбора слов.

Чашечка.

Окончание –а (чашечк-и, чашечк-ой…)

-Чаш- – корень (чаш-ка, чаш-а, чаш-елистики)

Предзимний

Окончание –ий (предзимн-им, предзимн-его).

Корень –зим- (зим-а, зим-ородок, зим-ушка).

Приставка пред- (зимний – пред-зимний).

Что мы узнали?

Чтобы выполнить морфемный разбор, необходимо действовать по плану. Сначала изменяем форму слова и находим окончание. Затем обозначаем основу. Следующий этап – поиск корня (с помощью подбора однокоренных слов). В конце ищем приставки и суффиксы.

Источник

Тема урока: Морфемный разбор слова. Класс: 5 Предмет: русский язык

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока : Морфемный разбор слова.

Предмет : русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока : открытие нового знания

— выяснить чёткий план действий при морфемном разборе;

— научиться использовать как полный, так и частичный морфемный разбор – в зависимости от

— способствовать развитию мышления, связной монологической речи;

— развивать орфографическую зоркость;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II . Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1.Анализ сочинений по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

2.Проверка домашнего задания.

— Назовите способы образования слов.

— Какие морфемы участвуют в образовании новых слов?

— Что называется словообразованием?

— Расскажите о приставочном способе образования слов.

— Расскажите о суффиксальном способе образования слов.

— Расскажите о приставочно – суффиксальном способе образования слов.

— Расскажите о сложении.

4. Целеполагание и мотивация.

-Тема сегодняшнего урока – «Морфемный разбор слова».

-Чему нужно научиться?

Зачитывают слова, называют приставки и суффиксы, которые выделили в данных словах.

Отвечают на вопросы.

Что такое морфемный разбор слова, порядок (алгоритм выполнения морфемного разбора)

Освоить алгоритм выполнения морфемного разбора слова (научиться выполнять морфемный разбор слова в строгом порядке)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися морфемного разбора слов.

1.Работа со словами.

— Как вы думаете, зачем нужно знать алгоритм и уметь выполнять морфемный разбор слова? Сравните для этого слова

Здесь, здание – сдать, сжечь

-А как мы будем добиваться решения поставленных задач?

-Итак, сегодня мы вместе научимся выполнять морфемный разбор.

2.Выяснение роли морфем в слове.

— Выделите в словах корни, скажите, являются ли они однокоренными? Вода, водитель, водный, подводник, хоровод, подводный, проводной

— В современном русском языке слова водить и вода не являются однокоренными, т.к. значение корней в этих словах разное. Но когда-то очень давно они были родственниками. Вот как об этом пишет поэт Н.Асеев в книге «Жизнь слова»: «Разве в слове вода мы ощущаем то, что она «ведёт» куда-то, т.е. служит путём, дорогой, какой она была для наших предков, передвижение которых совершалось главным образом по рекам. Моя бабка, помнившая ещё крепостное право, всегда поправляла говорившего, что нужно пойти за водой: «За водой пойдёшь – не воротишься! По воду пойти – вот как надо сказать!» Для неё слово вода было ещё полно живого звучания пути, уводящего куда-то вдаль. Равенство понятий река – вода постепенно стиралось, уступая другому осмыслению воды – из колодца или водопровода».

3.Решение проблемной задачи.

-Как вы думаете, одинаковы ли по морфемному составу слова?

Полотно – давно ; быстро (движение) – быстро (оделся)

От умения правильно выделять морфемы зависит умение грамотно писать.

Можно посмотреть в учебник, спросить у учителя, попытаться самим выяснить порядок морфемного разбора и научиться его выполнять.

Корень, потому что без него не бывает слова: в корне заключено основное лексическое значение, а без значения слова не бывает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *