Что известно об обрядовом фольклоре

Обрядовый фольклор

Что известно об обрядовом фольклоре

Обрядовый фольклор это произведения устного народного творчества, которые, в отличие от фольклора внеобрядового, являлись органической частью традиционных народных обрядов и в обрядах исполнялись. В жизни народа обряды занимали важное место: они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений.

Обряды имели ритуальномагическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде.

Русские обряды

Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира. Русский обрядовый фольклор публиковался в собраниях П.В.Киреевского, Е.В.Барсова, П.В.Шейна, А.И.Соболевского.

Виды обрядов

Обряды принято делить на производственные и семейные. Уже в древности славяне-земледельцы отмечали особыми праздниками зимний и летний солнцеворот и связанные с этим изменения в природе. Наблюдения сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, которая была закреплена годовым (календарным) циклом аграрных обрядовых праздников и сопровождающего их обрядовым фольклором.

Сложный симбиоз образовали годовые церковные народные аграрные праздники, что отчасти нашло отображение в обрядовом фольклоре. В ночь перед Рождеством и под Новый год во время обхода дворов пели обходные песни, имевшие разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областях), виноградья (в северных областях). В течение всей рождественской недели специальными песнями славили Христа, его рождение изображали в народном кукольном театре — вертепе.

На Святки (от Рождества до Крещения) были распространены подблюдные гадания с песнями, разыгрывались веселые драматические сценки. Песни, заговоры, причитания, приговоры исполняли и во время других календарных обрядов. Семейные обряды сложились на общей основе с календарными и генетически с ними связаны, однако в центре семейных обрядов был конкретный реальный человек.

Обряды и события жизни

В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: по представлениям народа, устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию; но постепенно они начали играть иную роль — церемониальную и эстетическую. Жанровый состав обрядового фольклора разнообразен: словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические произведения. Особенно важны обрядовые песни—древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации.

Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В песнях величальных поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди (жених, невеста) или мифологические образы (Коляда, Масленица). Противоположны величальным корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые и хороводные песни исполнялись во время различных молодежных игр, в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сценки (например: сватов ство). Песни лирические — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.

К обрядовому фольклору относятся так же заговоры, заклинания, некоторые былички, поверья, приметы, пословицы, поговорки, загадки, в 20 в. появились обрядовые частушки. В состав обрядового комплекса могли стихийно включаться произведения внеобрядового фольклора.

Народные обряды и обрядовый фольклор получили глубокое и многогранное отображение в русской литературе («Евгений Онегин», 1823-31, А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831-32, Н.В.Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова, «Снегурочка», 1873, А.Н.Островского, «Война и мир», 1863-69, Л.Н.Толстого, лирика С.А.Есенина и др.).

Источник

Обряды и обрядовый фольклор. Ритуальная, магическая, психологическая и поэтическая функция обрядов. Классификация обрядовой поэзии. Обрядовые комплексы.

Раздел 2. Ранние стадии развития фольклора.

Тема 2.1. Календарная обрядовая песня. Песни зимнего календаря

План

1. Обрядовая песня. Состав.

2. Календарная обрядовая песня. Связь с трудовой деятельностью человека. Классификация обрядов.

3. Состав (этапы) обряда.

4. Обрядовая песня зимнего цикла.

6. Колядки. Поэтика колядок.

8. Образность и композиция календарно-обрядовой поэзии

Содержание урока

Обрядовая поэзия славян

Обрядовая поэзия славян — вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Истоки

Обрядовая поэзия отражала в себе трудовую деятельность земледельца, морально-этические представления народа, поэтический взгляд на мир, природу, человека.

Советские фольклористы утверждали об особой «архаике» и «языческих корнях» обрядового фольклора. Обрядовая поэзия при всех неизбежных эволюционных изменениях относится к тому пласту народного творчества, который отличается устойчивостью содержания и формы, о чём свидетельствует сопоставление записей, сделанных на протяжении почти двух столетий. Обрядовая песенность составляет значительный по объёму и важности фольклорный подраздел, который более остальных сохранил архаические черты этнокультуры. В нём чрезвычайно полно сохранились древние пласты, отдельные произведения, художественные образы, которые восходят к языческой древности.

Классификация

В календарной поэзии выделялись четыре цикла: зимний — с Коляды до Благовещенья или Велика дня, весенний — с Благовещенья или Велика дня до Купалы, летний — с Купалы до Осенин, Здвиженья или Покрова и осенний — с Покрова до Коляды. Весна и осень, согласно представителям мифологической школы, — это предвестие лета и зимы. Всю календарную обрядность они интерпретировали в связи с солнечным циклом — солнцестояниями и равноденствиями.

Народное определение циклов обрядовых песен «зима», «весна», «лето», «осень» является объединяющим для целого ряда отдельных песенных групп, которые связаны с разными обрядами или ритуалами, которые входят в такой общий цикл. Например, «весна» — это и веснянки, и юрьевские, и волочебные, и русальные песни и т. п.

Ю. Г. Круглов выделил три группы: приговоры, причитания, песни. В зависимости от доминирующей функции в обряде, учёный выделил в песнях шесть жанров: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лирические.

Годовой обрядовый цикл (русский месяцеслов)

7 января — Рождество Христово. Начало Святок. Изображение довольства и сытости, использование симильной магии, которая должна вызвать урожай, приплод, счастливый брак или богатство. Обрядовые действия: дети или молодые люди (реже взрослые) ходят от дома к дому, поют величальные песни хозяевам. Жанры: колядки, овсени (более архаичные, но очень похожие на колядки), виноградья («виноградье» — сад, символ изобилия. Отличительная черта этого жанра — повторение строки «Виноградье красно-зеленое мое!»), а также подблюдные песни — гадания.

14 января — Васильев день. Поются щедровки.

19 января — Крещение. Окончание Святок.

Масленица. Симильная магия в изображении богатства и изобилия. Жанры: масленичная песнь. Начало Великого поста.

Средокрестная неделя — четвертая неделя Великого поста. В среду этой недели отмечается окончание половины Великого поста, когда пост «ломается», и у деревенской детворы небольшой праздник, связанный с обходным обрядом, во время которого их одаривали крестообразным постным печеньем. Поются средокрестные песни.

17 марта — Герасим-грачевник. Пекли грачиков.

22 марта — сороки, день сорока мучеников. По всей России распространен обычай печь из теста жаворонков или куликов, чтобы приблизить прилет птиц и наступление весны. Поются веснянки — песни-заклички весны.

Вербное воскресенье — последнее воскресенье перед Страстной неделей. Освященную вербу берегут до первого выгона скота, причем всякая благочестивая хозяйка выгоняет со двора скот непременно вербой, а саму вербу затем или «пускают в воду», или втыкают под крышу дома, с той целью, чтобы не только скотина сохранилась в целостности, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по несколько дней. Иногда вербой хлестали детей и домашних животных, чтобы были здоровы. Кликанье весны, хороводы.

Пасха — на Пасху в некоторых местностях (в частности — в Смоленском крае) было в обычае ходить по избам с пением песен, похожих на колядные — это так называемые волочебные песни. Волочебники — песельники, исполнители таких песен. Люди разговлялись пасхальным куличом и крашенными яйцами, били яйцо об яйцо — «христосовались».

Фомина неделя — первая по Пасхе. Понедельник — Радуница, вторник — Навий день, воскресенье — Красная горка. Последние три дня были связаны с обычаем поминания покойников. На Радуницу пели вьюнишные песни.

6 мая — Егорьев день. Был обычай выгонять скот, погоняя его вербной веточкой. День почитания пастухов. Жанры: егорьевские песни и приговоры.

Троицын день — 50-й день после Пасхи. Четверг до — семик. Дома украшали молодой зеленью, особенно березами, веря, что в них вселяются души предков — обычай поминания усопших. Начало Петрова поста. Пели троицко-семицкие песни.

Неделя после Троицы — русальная. Девушки «завивали березку», «кумились» с ней, а когда «развивали» — гадали на будущее. Обрядовым синонимом березы могла стать «кукушка» — повязка из растения «кукушки слёзы». Пели русальские песни.

7 июля — Иванов день, день Ивана Купало. Воспринималось как проявление «люстрационной», то есть очистительной магии. В Иванову ночь молодёжь отправлялась в лес искать чудесные цветы, чаще всего папоротник, будто бы расцветающий в эту ночь. Пели купальские песни, некоторые из которых рассказывали о происхождении цветка иван-да-марья.

12 июля — Петров день. Окончание Петрова поста. Петровские песни.

После Петрова дня начинался осенний цикл. Для него характерны жнивные песни и приговоры. Зажинка — начало жатвы, дожинка — её окончание.

2 августа — Ильин день.

28 августа — Успенье. Окончание Успенского поста.

14 сентября — Семин день, Семён Лепопроводец. Знаменует приближение осени.

27 сентября — Воздвиженье.

14 октября — Покров день. К этому дню старались закончить работы в поле. Приговоры и заклички. Выпал ли снег в этот день — можно понять, ранней ли будет зима.

Филиппов пост — особые заклички в говенье.

Обряды и обрядовый фольклор. Ритуальная, магическая, психологическая и поэтическая функция обрядов. Классификация обрядовой поэзии. Обрядовые комплексы.

Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов.

В жизни народа обряды занимали важное место. Они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений. Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые (земледельческие) и семейные. Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира.

Обрядовая поэзия взаимодействовала с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, а также выполняла психологические и поэтические функции.

Обрядовый фольклор синкретичен по своей сути, поэтому его целесообразно рассматривать в составе соответствующих обрядов. Вместе с тем отметим возможность иного, строго филологического подхода.

Ю. Г. Круглов (Круглов Юрий Георгиевич) выделяет в обрядовой поэзии три вида произведений:

Каждый вид составляет группа жанров.

Особенно важны песни — древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах они занимали ведущее место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции. Песни исполнялись хором.

— Ритуальные песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации.

— Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье.

— В песнях величальных поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы (Коляда, Масленица и др.).

— Противоположны величальным были корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим.

— Игровые песни исполнялись во время различных молодежных игр; в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство).

— Песни лирические — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.

• «Причитания Северного края», Е. В. Барсов (Ельпидифор Васильевич),

• «Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п.», П. В. Шейн (Павел Васильевич)

Обряд – действия, направленные с целью влияния на силы природы.

Сущность обрядов и песен зимнего цикла-обеспечить будущий хороший урожай и приплод скота.1я часть относится ко времени от рождества Христова до крещения,2я- от Крещения до масленицы(подготовкой к весенним земледельческим работам.)

«.Традицион.-катание «по солнцу», по кругу и устойчивый обычай печения и поедания блинов, круглая форма- символический знак солнца.

Русские календарные обряды

Само название этих обрядов связано с календарем. В русском народном творчестве ведущее место занимает земледельческий календарный фольклор. Из сочетания сроков начала и конца определенных работ в поле и дома, аграрных и семейных обрядов и праздников складывался дохристианский земледельческий календарь. Принятие христианства оказало на него огромное воздействие. Православная церковь, стремясь преобразовать языческую сущность празднеств, наложила на народный календарь церковный месяцеслов, или святцы, в которых в календарном порядке были расположены дни поминовения святых, события из истории церкви. В результате подобного наложения и возник народный месяцеслов и явление, которое получило название двоеверие, т. е. смешение в обряде языческих и христианских элементов. Русский земледельческий календарь и христианский календарь смыкались между собой.

Все 365 дней в году оказались посвящены какому-либо святому угоднику или важному евангельскому эпизоду. Каждый день в году стал праздником – большим (нерабочим) или малым (рабочим). Из народного календаря исчезли имена всех языческих богов. Их заменили имена христианских святых, которые превратились в добрых помощников в сельском труде и семейной жизни.

Дохристианский земледельческий календарь был ориентирован по солнцу, а церковный – по луне. В результате такого совмещения возникло два типа праздников. Первые – постоянные, непереходящие – ежегодно отмечались в одно и то же время. Другие – переходящие – справлялись в разные дни. К ним относятся Пасха и Троица.

Народный календарь начинается с первого января, хотя дата эта никакого отношения к сельскохозяйственному году не имеет. Его начало – это либо приход весны (подготовка к севу), либо осень (окончание сбора урожая). В Древней Руси (до 1348 года) Новый год официально отмечался 1 марта, а с 1348 по 1699 год – 1 сентября, и лишь Петр I своим указом установил празднование Нового года по европейскому образцу.

Новогодняя обрядность начинала круг календарного фольклора. Началом Нового года русский крестьянин считал время зимнего солнцеворота, когда солнце как бы просыпалось от зимней спячки, дни становились длиннее. Период встречи Нового года получил название Святок. Они длились две недели – от Рождества Христова до Крещения (25 декабря – 6 января по старому стилю). Рождеству предшествует сочельник. С него и начинаются Рождественские святки. В представлении крестьян по приметам Рождественской ночи определялся будущий урожай, совершались магические обряды. Перед трапезой хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Возвратившись, несколько ложек кутьи выбрасывал за дверь, на двор, угощая духов. Открыв дверь, приглашал на кутью «мороз» и просил его весной не губить посевы. Этот игровой обряд воспринимался как начало праздников. Непременной частью их были заклинания и поверья: женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы летом уродились крупные качаны капусты. Девушки ходили в полночь к запертым дверям церкви и подслушивали. Ту, которой чудился звон колокольчика, ожидало скорое замужество, а глухой стук означал могилу.

Устный опрос

1. Что такое календарная обрядовая песня?

2. Назвать ее связь с трудовой деятельностью человека.

3. Перечислить классификацию обрядов. Состав (этапы) обряда.

4. Черты обрядовой песни зимнего цикла.

6. Колядки. Поэтика колядок.

8. Образность и композиция календарно-обрядовой поэзии

Самостоятельная работа

1. Подобрать и выучить наизусть музыкальные примеры по теме, по каждому календарному циклу.

2. Подобрать и представить дополнительную информацию о проведении календарно-земледельческих обрядов в различных регионах России.

Литература

Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. — М.: Высшая школа, 2006..

Ю.М. Соколов. Русский фольклор. — Издательство Московского университета, М. 2007 (3-е издание) — стр. 160-167.

Соколов Ю. Обрядовая поэзия // Литературная энциклопедия 1929—1939 / Гл. редактор А. В. Луначарский. — М.: Советская энциклопедия, 1934. — Т. 8.

Зайцева Е. А. Музыка русского народного календаря в контексте традиционных национальных верований, автореферат — 2006

Гаврищук М. Л. Календарная обрядовая поэзия Брянского края :проблематика. Поэтика. Современное бытование, автореферат — 2007

Дата добавления: 2020-11-15 ; просмотров: 390 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Литература. 6 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.

Календарно-обрядовый фольклор – это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времён года и распорядка земледельческих работ.

Веснянки – обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны.

Колядки – рождественские обрядовые песни. Исполняющие их желают здоровья, добра, плодородия в праздник Коляды. Коляда – старинный славянский языческий праздник, в настоящее время празднуется одновременно с праздником Светлого Рождества Христова и составляют единство православного и языческого праздников. Смысл колядок связан с верой древних людей в магию первого дня: то, что пожелается в этот день или накануне его, непременно сбывается. Щедрое угощение колядовщикам – это жертва древнему языческому богу Коляде (Календе) и одновременно задабривание исполнителей песенок: чем щедрее угощение, тем прибыльней будет новый год для его подателя.

Осенние песни – это календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая.

Обрядовые песни на Троицу (троицкие) – это разновидность летних календарно-обрядовых песен. Троицкие песни исполнялись при обрядах наряжения берёзки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая.

Масленичные песни – песни, частушки, прибаутки и колядки, которые исполняются на Масленице и приурочены к тем или иным обрядам предвесеннего праздника. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы масленицы.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жизнь русского человека всегда была заполнена трудом. Возделывание земли – одно из самых почётных занятий, без которого не может существовать человеческое общество. Не случайно русского крестьянина называли кормильцем.

Ценности жизни и образ мира русского человека отразились в фольклорных произведениях.

Фольклор – устное народное творчество – сопровождал жизнь народа постоянно, был важной частью быта, он украшал праздники и помогал в будни. Первая пахота и сбор последнего снопа в поле осенью, молодёжные гулянья и посиделки, рождественские праздники и встреча весны, свадьба, крестины и похороны – все события в жизни обыгрывались народом, сопровождались обрядом, то есть определёнными ритуальными действиями, характерными для той или иной ситуации. История обрядов уходит в глубочайшую древность. Обряды были связаны с жизнью природы, с жизнью семьи, с различными бытовыми обстоятельствами. Необходимой частью обрядов были песни.

Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не достигнуть желаемого результата.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём – распорядком работ по временам года: весна красна цветами, осень – хлебами, а зима – снегами.

Любое дело, любое событие жизни человек сопровождал особыми песнями, стихотворениями, обрядами. Рождение ребёнка, крестины, свадьба; все трудовые процессы – сев, жатва, и, конечно, праздники – всё сопровождалось особым видом поэзии – семейно-обрядовой или календарно-обрядовой.

Хозяйственный год земледельца, находящийся в полной зависимости от природы, был связан с древнейшим календарём зимнего и летнего солнцеворотов, весеннего и осеннего равноденствий. Поэтому свод народных песнопений, приуроченных к аграрной деятельности людей, называют календарно-обрядовым. Наступление великого праздника в России являлось не одномоментным событием, а целым периодом, циклом. К празднику приурочивались различные земледельческие работы. Однако с принятием на Руси христианства праздничный цикл не всегда сопровождался какими-либо аграрными работами. Частично эти традиции слились и с христианскими, после крещения Руси.

Наиболее значимы в народном календаре святки, масленица, встреча весны, Пасха, Троица (семик), Иоанн Креститель (Иван Купала), сенокос, жатва.

Церковные святцы стали своего рода канвой для сельскохозяйственного календаря. Будучи переосмыслены народом под влиянием трудовой практики, они наполнились пословицами, сельскохозяйственными и природными наблюдениями. Например, весной на Сретение, вспоминая святых Симеона Богоприимца и Анну Пророчицу, народ говорил «Анна и Симеон сбрую починяют». То есть пора готовить лошадей к посевным.

Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д.

Началу года придавалось особое значение: как встретишь Новый год, таков он и будет. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

В народных святочных стихах достаточно часто упоминается Коляда:

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Отворяйте, хозяева, сундучки,

Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы Масленицы:

В гости Масленка идёт

С пирогами и блинами, –

Весну под руку ведёт!

Русский календарь открывается встречей весны. Исполнение веснянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилёт птиц.

Весенние календарно-обрядовые песни (веснянки, заклички) исполнялись, чтобы приблизить приход весны. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилёт птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой частью весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Принесите нам лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Самые известные летние обряды были связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали берёзками. Она знаменовала окончание весны и начало лета. До сих пор существует обряд завивания берёзы. Обрядовая песня (троицкие песни) заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи:

К тебе девки пришли,

К тебе красны пришли,

Осенние обрядовые песни – это календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая. Обрядовые песни жатвы сопровождали начало уборки урожая, исполнялись во время работы и выражали радость окончания осенних работ в поле:

Теоретический материал для углублённого изучения

Вы уже знаете, что большое влияние на культуру Руси имело принятие христианства. Однако многие календарно-обрядовые праздники были настолько любимы народом, что остались, хотя и приобрели более наполненный духовный смысл. В чём же проявилось это отличие?

Языческое мировоззрение не выделяло человека из природы. Нерасторжимость с циклами вечного круговращения природы, поклонение её стихиям, преклонение перед культом предков и идолами – таковы основы языческого мировосприятия.

Христианское сознание включает в себя иное понимание мироздания и места в нём человека. Вместо идеи вечного круговорота событий утверждается идея развития вперёд, к свету, духовному росту, нравственному развитию.

Глубокий смысл имели все детали жизни и быта человека: от печи до деревянных православных крестов на въезде и выезде из деревни. Символичность всех элементов жизненного уклада русского крестьянина помогает нам увидеть её основные приоритеты. Думая над смыслом всех деталей быта и уклада жизни русского человека мы понимаем, каким был его мир (образ мира), что он любил, чем дорожил более всего в жизни.

Ценности жизни и образ мира русского человека нашли своё отражение в фольклорных произведениях календарно-обрядовой поэзии.

«Подготовка к Рождеству начиналась со дня празднования памяти апостола Филиппа (30 ноября по новому стилю). В этот день начинался рождественский (или филиппов) пост, продолжавшийся до Рождества Христова (7 января по новому стилю). С момента наступления Рождества начиналось время святок – святых дней. Пост заканчивался разговением, хождением в гости, народными гуляниями. Во время святок не постились в среду и пятницу (традиционно постные дни в течение года). Святки – время между Рождеством и Крещением – продолжалось до 18 января (по новому стилю).

Несмотря на то, что святки на Руси, безусловно, осознавались народом именно как христианская традиция, пережитки язычества просуществовали многие века в календарно-обрядовой поэзии. В народных святочных стихах достаточно часто упоминается Коляда, однако обращение к языческому образу Коляды вряд ли можно назвать осмысленным обращением к языческому идолу. Это в данной колядке, на Руси, принявшей христианство, скорее присказка.

Частью календарно-обрядовой поэзии является в праздничном рождественском цикле и жанр духовного стиха. Так называемый кант. Духовный стих сопровождал и обряд христославия на святках.

Святки включают в себя наступление Нового года. Новый год приходится на день памяти святого Василия Великого – 1 января по старому стилю (14 января по новому). В эти дни пелись щедривки с припевом:

Щедрый вечер, добрый вечер.

Вслед за Крещением и Сретением наступала весна, а с нею цикл масленичных, весенних, пасхальных песен.

Масленица сопровождалась широким гуляньем с сжиганием чучела в конце масленичной недели. Конечно, это не было как в языческой древности прямым обращением к божествам, осознанным магическим ритуалом. Однако этот обряд достаточно прочно вошёл в традицию празднования масленицы. В большей части районов, городов России, Масленица отмечалась как последняя неделя перед долгим Великим постом. Тёщины вечорки в четверг или золовкины посиделки в субботу, по сути, начало прощёного воскресенья, когда, поклонясь друг другу по обычаю в ноги, на вечернем богослужении, необходимо будет искренне попросить прощения за всё недоброе, что причинил ближнему словом и делом.

Масленичные песни уже несут в себе содержание будущей кульминации – Пасхи.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Какое термин характеризует представленное определение?

… – устное словесное и музыкальное народное творчество:

Вспоминаем, что мы знаем о народном творчестве, анализируем предложенные варианты. При необходимости обращаемся к теоретическому материалу для самостоятельного изучения.

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Подберите необходимое слово и завершите пословицу:

Не всё коту масленица, будет и …

Новый год, игра «кошки-мышки», Великий пост.

Это задание можно выполнить, вспомнив материал для самостоятельного изучения, а также последовательность в обрядовом календаре. За Масленицей по православному обычаю следовал религиозный пост.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *