Что изумило гринева в вожатом опишите внешность этого мужика

Анализ эпизода первой встречи Петра Гринева с Пугачевым в повести «Капитанская дочка»

Что изумило гринева в вожатом опишите внешность этого мужика

Дорожное знакомство

Место действия первой встречи Гринева с Пугачевым помещено автором в условия необычные и даже фантастические. Буран застает кибитку с путниками посреди пустынной степи. То, что вначале показалось безобидным «облачком» на горизонте, превращается в грозный и беспощадный разгул стихии.

Что изумило гринева в вожатом опишите внешность этого мужика

Примечательно, что в эту опасную ситуацию путешественники попали по причине неопытности и самоуверенности Гринева. Он не послушался опытного ямщика, который советовал вернуться. По своей самоуверенности и горячности молодой человек думает, что успеет добраться до места. В будущем, по мере развития сюжета, характер Гринева изменится, и эти качества как бы перейдут на более высокий уровень.

Самоуверенность превращается в способность брать на себя ответственность за рискованные поступки, юношеская горячность сменяется зрелой решительностью.

В плену стихии

Как и многие писатели-романтики, Пушкин часто прибегает к такому приему — показывать внутренний мир чувств и страстей героев через природные явления. Как и в повести «Метель», снежная буря вплетена в сюжет почти на правах отдельного персонажа. Для Пушкина это символ двоякий:

Что изумило гринева в вожатом опишите внешность этого мужика

Пушкин мастерски рисует картину внезапно наступившей беды: героев окружил «мрак и вихрь», они оказались против своей воли вовлечены в непонятные события. Ветер удивительно описан как живое существо — он «выл с выразительной свирепостью».

Словно древний великан, разгневанный вторжением в его владения, он враждебно выступает против путешественников.

Неожиданное спасение

Именно в такой неразберихе Гринев встречает Пугачева. Конечно, он еще не знает ни его самого, ни того, какую роль он сыграет в его жизни.

Что изумило гринева в вожатом опишите внешность этого мужика

Посреди мглы, шума и неразберихи взгляд молодого юноши зацепляется за какой-то черный предмет, который оказывается человеком. Естественно, в такой обстановке Гринев не обращает внимания на внешность «мужичка», однако отмечает его хладнокровность, уверенность в себе, проворность. Эти качества располагают к себе, ободряют и успокаивают главного героя.

Уже в момент этой первой встречи Гриневу приходится доверить свою жизнь и спасение этому странному человеку. Как и случится несколько раз в будущем, он оказывается полностью во власти этого «мужичка», будучи зависимым от его воли и расположения.

Сон в руку

Писатели во все времена использовали такой эффектный прием, как пророческие сновидения. Конечно, такое явление встречается порой и в реальной жизни, но все-таки не так часто, как в литературе, начиная с древнегреческих трагедий и заканчивая современным Пушкину готическим романом.

Пророческое сновидение как литературный прием

Писатели более позднего периода (если вспомнить хотя бы сны Раскольникова у Достоевского) также охотно прибегали к такому способу заглянуть в душу героя, чтобы увидеть то, о чем он сам еще не подозревает. Мистическая подоплека здесь уступает место психологии подсознательного, но факт остается фактом — в умелых руках прием сновидения позволяет открыть дополнительное измерение в сюжете, добавить штрихи к психологическому портрету персонажей.

Сон Гринева, описанный Пушкиным, убеждает читателя своей реалистичностью.

Что изумило гринева в вожатом опишите внешность этого мужика

В нем присутствует все, что испытывает каждый человек в кошмарном видении:

Грезы и действительность

Гринев сам как бы извиняется за свое суеверие, но то ли буран навеял на него такую сумбурность мысли, то ли на самом деле перед ним открылась на мгновение завеса будущего. В его сне сжато показана суть его будущих отношений с Пугачевым. Во-первых, чернобородый мужик весело на него поглядывает. Так и в действительности, странное расположение бунтовщика к Петру Гриневу будет основано на прямоте и искренности, где каждый может проявить свои истинные эмоции.

Во-вторых, мать называет его «посаженым отцом» Петра. Гринев еще даже не был знаком с Машей Мироновой, которую он так преданно полюбит, и тем более не мог предположить, что страшный мужик захочет благословлять их помолвку!

Что изумило гринева в вожатом опишите внешность этого мужика

В-третьих, ужасная сцена убийства и рек крови как нельзя лучше описывает последующие события крестьянской войны, со всей ее «беспощадностью и бессмысленностью». Ласковое обращение мужика к Гриневу во время этой кровавой оргии кажется Петру гротескным, противоестественным, однако будущее показало, что и такое возможно.

Заслуга и новаторство Пушкина как историка и писателя выразилось в том, что он показал Пугачева не просто кровожадным извергом, а человеком, которому были не чужды обычные проявления симпатии и привязанности. В отдельных его поступках проявляется благородство и верность слову, что дико контрастирует с избранным им путем разбоя и убийства.

Если вспомнить, что Пушкин описывал не такие уж далекие события (около пятидесяти лет минуло со времени пугачевщины), то можно понять, что такое «человечное» изображение бунтовщика и разбойника показалось совсем неуместным властям и некоторым критикам.

Однако Пушкин, не изображая Емельку Пугачева «благородным разбойником», не может отойти от страшной правды жизни: даже в самых заблудших и пропащих душах теплится огонек Божьей любви, искаженный образ Бога, который создал человека для более высокой участи.

Тулупчик с барского плеча

Выбравшись с помощью странного «вожатого» из снежной бури и достигнув постоялого двора, у Петра Гринева появляется возможность получше разглядеть их случайного попутчика.

Внешность «вожатого»

Первые детали внешности, бросающиеся в глаза, — черная борода и два сверкающих глаза. Его вид подтверждал впечатление проворности и опытности, которое он произвел на Петра во время бурана в степи. Черная борода навевает мысли о недавнем сне, а живые большие глаза делают его похожим на некую умную птицу.

Что изумило гринева в вожатом опишите внешность этого мужика

Внешность вожатого показалась Гриневу примечательной. Скорее всего, его поразила энергия и живость, сквозившая во всей его фигуре, взгляде и движениях. Плутовское выражение лица и загадочный разговор с хозяином не давали ошибиться: перед ним были если не воры, то перебежчики или контрабандисты.

Примечательно, что Петр не проявляет страха или неудовольствия в такой обстановке. Он еще слишком неопытен, по-юношески любопытен и восприимчив к новым впечатлениям. Его это скорее забавляет, в то время как Савельич был очень обеспокоен, оказавшись в таком разбойничьем притоне.

Верный дядька отнесся к вожатому с подозрением и очень переживал за своего юного подопечного.

Сделанное добро

Прощаясь с обитателями двора на следующее утро, Гринев просит Савельича отблагодарить вчерашнего вожатого «полтиной». Экономный Савельич снова недоволен и не желает тратить хозяйские деньги на какого-то плута-бродягу. Однако Петр проявляет настойчивость, им движет желание сделать что-то приятное тому, кто помог им выбраться из трудного и опасного положения.

Что изумило гринева в вожатом опишите внешность этого мужика

С одной стороны, эта ситуация вновь демонстрирует неопытность и незнание жизни Петром. Возможно, умудренный житейским опытом человек, такой, как Савельич, который повидал всяких людей и знал, на что они способны, был бы более прав в оценке этих подозрительных личностей. Однако этот эпизод также показывает, что Гринев обладал великодушным, чутким сердцем, которым двигали добрые и благородные побуждения.

Забавно было наблюдать детскую радость мужика при виде этой «обновки», которая на нем треснула и разошлась по швам. Возможно именно эта детскость, импульсивность, упрямая горячность и породнили молодого дворянина и опасного разбойника. Испытанная мимолетная радость, благодарность, проявленное участие, теплота — такие эмоции остаются в душе надолго и открывают двери в самое зачерствевшее сердце.

Последняя встреча Гринева с Пугачевым произошла во время трагической казни последнего. Даже в этот момент бунтарь нашел глазами знакомого дворянина и кивнул в знак того, что признал его.

В этом кивке была и признательность, и уважение за искренность, и вызов обстоятельствам. Каждый из них выбрал свой путь и неуклонно шел по нему.

Источник

Капитанская дочка. Глава «Вожатый» план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Сочинения

Вожатый — это название второй главы Капитанской дочки. Произведение Капитанская дочка читается быстро и каждая глава важна для главного героя. Так, в жизни Петруши события, что произошли во второй главе что именуется Вожатый, оказали влияние на дальнейшую судьбу главного героя.

Глава Вожатый Капитанская дочка

Почему эта глава важна для Петруши Гринева? А все потому, что именно в этой части он впервые встретится с Пугачевым — народным предводителем, который в дальнейшем еще ни раз поможет парню. Можно даже сказать, что Пугачев станет вожатым для Петруши по жизни, ну а пока Петруша не знает кто это и сама встреча произошла случайно, когда Гринев и Савельич заблудились в дороге, направляясь на будущее место службы Петруши. Именно в этот миг и появляется незнакомец, который вызвался проводить до ближайшего дома. Как выглядит незнакомец и какой рисует нам портрет Вожатого в Капитанской дочке автор произведения? Здесь мы видим, что это человек сорока лет, худощав, с широким плечами, черной бородой. Описывая портрет вожатого, стоит упомянуть и таинственный разговор с хозяином постоялого двора, который велся на непонятном для Петруши языке.

Хочется ответить на вопрос, почему глава начинается народной песней, и здесь, мне кажется, автор хотел нам показать драматичность момента, ведь как ни как, Гринев уезжает из родительского дома, для него начинается более взрослая жизнь вдали от родительского гнезда. И здесь с помощью песни, автор передает общее состояние души Петруши. Но, вернемся к встрече.

Незнакомец выполнил обещание и привел к дому заблудившихся в дороге, за что Петруша отблагодарил мужика, отдав свой тулуп и угостив вином. Далее каждый пошел своей дорогой и Петруша попал на прием к генералу.. Здесь состоялся интересный разговор Гринева с генералом, который в последствии направляет парня на службу в глушь, в Белгородскую крепость. Но, несмотря на то, что пути Петруши и незнакомца временно разошлись, в Капитанской дочке это только первая встреча с вожатым, а далее встречи будут еще и еще, но о них мы поговорим позже.

Краткое содержание — Разбор второй главы произведения «Капитанская Дочка»

А какую оценку поставите вы?

Капитанская дочка. Глава «Вожатый» план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Тема: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», глава «Вожатый»

Цели урока: 1. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа.

2. Выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя.

3. Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и Пугачёва.

Домашнее задание предыдущего урока. Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана.

Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая.

Технологии: сотрудничества “педагог – учитель”.

В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринёв предстаёт в I-ой главе как человек чести.

На доске и в тетрадях записываются слова О.Э. Мандельштама “Мера романа – человеческая биография”.

Работу над текстом II главы начинаем с обращения к смыслу названия главы, смыслу эпиграфа. Ученики выясняют прямые значения слов вожатый – проводник, указчик дороги. Эпиграф обращён к судьбе молодого человека, которого на жизненном пути ждут испытания.

Затем начинается беседа по вопросам к тексту II главы, прочитанной учащимися дома.

1. Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт во второй главе?

2. Герой находится в пути к месту службы. Что такое путь для героя романа?

3. Путь связан не только с внешним перемещением, но и с внутренними решениями, переживаниями, на нём могут быть и непоследовательность действий, и ошибки.

4. Что значит для Петра Гринёва вступление в жизнь?

5. Это испытание, столкновение со сложностью бытия.

6. Имеет ли образ бурана в романе символический смысл?

Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несёт человеку смертельную опасность. Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринёва с вожатым, который спасает Петра от гибели. Гринёв столкнется затем с бунтом, исторической стихией, где спасёт его милосердие Пугачева, стихия жизни может быть побеждена добрым отношением людей друг к другу.

Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание героя?

Да, в этом испытании все герои ведут себя достойно.

* Что привлекло Гринева в вожатом?

* А вам симпатичен этот герой?

Умный, смешливый, осознающий свою грешность, способный ценить справедливость и добро, вожатый у всех вызывает симпатию.

* Какую роль играет сон?

Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее. Сон возвращает читателя в мир души главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.

* Какие отношения побеждают в ссоре, а какие в примирении Гринёва и Савельича?

Бильярдный дом Гринёва обозначает границу детской игры и взрослой самостоятельности. В их соре на первом плане – внешняя социальная роль: Гринёв – господин, Савельич – слуга. Но это происходит лишь на словах, они связаны дружеской сердечностью, любовью, что и приводит к примирению. Раскаяние Гринёва есть его настоящий взрослый поступок. Это, на первый взгляд, незначительное событие (размолвка и примирение героев) открывает общую художественную ситуацию романа, в котором жестокость войны – это доведённая до предела сословная рознь, но в мире романа обнаруживается более глубокие – человеческие – отношения, они заставляют героев быть милосердными вопреки логики раздора, сословных противоречий, ощущать себя братьями.

* Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринёв?

Дарит заячий тулупчик. На первый взгляд Гринёв поступает против правил, закона поведения дворянина в отношениях с мужиком, он проявляет себя излишне щедрым, человечным. Его дворянская милость и есть милосердие. Помня его добро, Пугачёв ответит тоже добром.

* Можно ли считать, что Гринёв не нарушил законов чести?

Да, он поступил как человек чести.

* Как Петр Гринёв воспринимает известие о своём назначении в Белогорскую крепость?

* Что происходит в его душе?

Он огорчён, но чувство долга не даёт воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой. То, что Гринёв принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души. Хотя он и лукавит, объясняя Андрею Карловичу, что “держать в ежовых рукавицах” значит ласковое обращение. Но в этом проявляется прямота и бесхитростность Гринёва-рассказчика: он не выставляет себя лучше, чем он был.

Как вы понимаете смысл названия главы после размышления над текстом на уроке?

Прочитать 3-5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстаёт в них Петр Гринёв.

Гринев и Пугачев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Нашли ошибку? Напишите нам

4.0/5, Голосов: 121 На уроке литературы мы познакомились с произведением Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этой повести описываются события одного из самых больших восстаний России-Пугачевского восстания. Главный герой произведения- русский солдат Петр Гринев. На протяжении повести Гринев и Пугачев встречались четыре раза Перед тем как отправить Петрушу на фронт отец сказал ему: «Береги честь смолоду». Именно эти слова стали его жизненным кредо. Первая встреча Гринева и Пугачева была во время метели. Пугачев предстал перед ним как вожатый. Хотя Петя воспитывался в дворянской семье, для него никогда не было расслоения общества на бедных и богатых. Гринев согрел вожатого и даже отдал ему свой заячий тулуп, что очень удивило Пугачева. Уже после этой встречи Пугачев начал понимать его приоритеты. Во всех последующих встречах Пугачев проверяет Гринева на смелость, он наблюдает как поведет себя Гринев в разных ситуациях. Несмотря то что Пугачев считался тираном, для Гринева он становится другом. В их беседах всегда есть прямолинейность, Гринев не боялся смерти, он всегда ставил себя как слугу императрицы. Пугачеву всегда хотелось иметь у себя в войске такого человека, ведь каждый из восставших был предателем и в любой момент могли предать его. Пугачев уважает Гринева за что, что он никогда не изменяет своим принципам. Даже на казни Гринев оказал ту поддержу Пугачеву, которая была ему необходима в такой не легкий момент. Мне очень нравится образ Гринева, он настоящий мужчина! Хотелось бы, чтобы таких людей было по-больше.

Как характеризует гринева решение подарить вожатому свой заячий тулуп

Яна Александровна Гайдукова. Сайт учителя.

Я шел по широкому полю, один.

И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною… Кто-то шел по моему следу.

Я оглянулся — и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.

Я подошел к ней… Она остановилась.

— Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?

Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.

Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц… из чего я заключил, что она слепая.

— Хочешь милостыни? — повторил я свой вопрос. — Зачем ты идешь за мною? — Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съежилась чуть-чуть.

Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой.

И вот опять слышу я за собою те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги.

«Опять эта женщина! — подумалось мне. — Что она ко мне пристала? — Но я тут же мысленно прибавил: — Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так».

Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей.

Однако я продолжаю идти… Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится… какая-то яма… «Могила! — сверкнуло у меня в голове. — Вот куда она толкает меня!»

Я круто поворачиваю назад… Старуха опять передо мною… но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами… глазами хищной птицы… Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам… Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик…

«Ах! — думаю я… — эта старуха — моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!»

«Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие. Надо попытаться». И я бросаюсь в сторону, по другому направлению.

Я иду проворно… Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко… И впереди опять темнеет яма.

Я опять поворачиваю в другую сторону… И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.

И куда я ни мечусь, как заяц на угонках… всё то же, то же!

«Стой! — думаю я. — Обману ж я ее! Не пойду я никуда!» — и я мгновенно сажусь на землю.

Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не слышу, но я чувствую, что она тут.

И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне!

Боже! Я оглядываюсь назад… Старуха смотрит прямо на меня — и беззубый рот скривлен усмешкой…

Одна тайная ссылка.

Что изумило гринева в вожатом опишите внешность этого мужика

А. С. Пушкин. “Капитанская дочка”, глава “Вожатый”. 9-й класс

Цели урока:. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа. Выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя. Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и Пугачёва.

Домашнее задание предыдущего урока. Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана.

Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая.

Технологии: сотрудничества “педагог – учитель”.

В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринёв предстаёт в I-ой главе как человек чести.

На доске и в тетрадях записываются слова О. Э. Мандельштама “Мера романа – человеческая биография”.

Работу над текстом II главы начинаем с обращения к смыслу названия главы, смыслу эпиграфа. Ученики выясняют прямые значения слов вожатый – проводник, указчик дороги. Эпиграф обращён к судьбе молодого человека, которого на жизненном пути ждут испытания.

Затем начинается беседа по вопросам к тексту II главы, прочитанной учащимися дома.

1.Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт во второй главе? 2.Герой находится в пути к месту службы. Что такое путь для героя романа? 3.Путь связан не только с внешним перемещением, но и с внутренними решениями, переживаниями, на нём могут быть и непоследовательность действий, и ошибки. 4.Что значит для Петра Гринёва вступление в жизнь? 5.Это испытание, столкновение со сложностью бытия. 6.Имеет ли образ бурана в романе символический смысл? Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несёт человеку смертельную опасность. Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринёва с вожатым, который спасает Петра от гибели. Гринёв столкнется затем с бунтом, исторической стихией, где спасёт его милосердие Пугачева, стихия жизни может быть побеждена добрым отношением людей друг к другу.

Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание героя?

Да, в этом испытании все герои ведут себя достойно.

•Что привлекло Гринева в вожатом? •А вам симпатичен этот герой? Умный, смешливый, осознающий свою грешность, способный ценить справедливость и добро, вожатый у всех вызывает симпатию.

•Какую роль играет сон? Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее. Сон возвращает читателя в мир души главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.

•Какие отношения побеждают в ссоре, а какие в примирении Гринёва и Савельича? Бильярдный дом Гринёва обозначает границу детской игры и взрослой самостоятельности. В их соре на первом плане – внешняя социальная роль: Гринёв – господин, Савельич – слуга. Но это происходит лишь на словах, они связаны дружеской сердечностью, любовью, что и приводит к примирению. Раскаяние Гринёва есть его настоящий взрослый поступок. Это, на первый взгляд, незначительное событие (размолвка и примирение героев) открывает общую художественную ситуацию романа, в котором жестокость войны – это доведённая до предела сословная рознь, но в мире романа обнаруживается более глубокие – человеческие – отношения, они заставляют героев быть милосердными вопреки логики раздора, сословных противоречий, ощущать себя братьями.

•Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринёв? Дарит заячий тулупчик. На первый взгляд Гринёв поступает против правил, закона поведения дворянина в отношениях с мужиком, он проявляет себя излишне щедрым, человечным. Его дворянская милость и есть милосердие. Помня его добро, Пугачёв ответит тоже добром.

•Можно ли считать, что Гринёв не нарушил законов чести? Да, он поступил как человек чести.

•Как Петр Гринёв воспринимает известие о своём назначении в Белогорскую крепость? •Что происходит в его душе? Он огорчён, но чувство долга не даёт воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой. То, что Гринёв принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души. Хотя он и лукавит, объясняя Андрею Карловичу, что “держать в ежовых рукавицах” значит ласковое обращение. Но в этом проявляется прямота и бесхитростность Гринёва-рассказчика: он не выставляет себя лучше, чем он был.

Как вы понимаете смысл названия главы после размышления над текстом на уроке?

Прочитать 3-5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстаёт в них Петр Гринёв.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *