Что изучает возрастная педагогика

Презентация по возрастной педагогике «Возрастная педагогика»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что изучает возрастная педагогика

Описание презентации по отдельным слайдам:

Слово «ПЕДАГОГИКА» имеет несколько значений Во-первых, им обозначают педагогическую науку Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика — это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомен­дациях, установках Такая неоднозначность нередко при­водит к путанице, порождает неясность

Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики – ребенок, человек, личность.

Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.

Возрастная педагогика включает в себя: ясельная педагогика; дошкольная педагогика; педагогика школы; педагогику высшей школы; педагогика «третьего возраста».

Периоды детства, изучаемые возрастной педагогикой старшее детство, когда сохраненными остаются материальная и эмоциональная семейные функции, а для удовлетворения познавательных и социальных потребностей школьника на первый план выходят педагоги и самообразование, самовоспитание, частичное самостоятельное удовлетворение материальных потребностей, полная юридическая дееспособность, максимальная способность противостоять влияниям среды. подростковое детство характеризуется высокой ролью семьи в удовлетворении материальных и эмоциональных детских потребностей, максимально возрастающей ролью образовательного учреждения и сверстников в удовлетворении потребностей социально-познавательного характера, ростом способности ребенка противостоять миру, возникновением юридической ответственности, формированием повышенной восприимчивости к отрицательным влияниям в области свободного общения. 3 4

Составьте блок-схему или схему «Возрастная педагогика». Задание для закрепления изученного материала

Что изучает возрастная педагогика

Курс повышения квалификации

Нейропсихология детского возраста

Что изучает возрастная педагогика

Курс повышения квалификации

Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия, ментальные карты Бьюзена)

Что изучает возрастная педагогика

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что изучает возрастная педагогика

Номер материала: ДБ-1291448

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что изучает возрастная педагогика

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что изучает возрастная педагогика

Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза

Время чтения: 2 минуты

Что изучает возрастная педагогика

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что изучает возрастная педагогика

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

Что изучает возрастная педагогика

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Что изучает возрастная педагогика

Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»

Время чтения: 2 минуты

Что изучает возрастная педагогика

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Возрастная педагогика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Объект и предмет возрастной педагогики

Объектом возрастной педагогики выступает ребенок с момента его рождения до перехода в состояние взрослости. Возрастную педагогику по-другому называют педагогикой детства.

Предмет возрастной педагогики включает методы, закономерности, средства, технологии организации учебно-воспитательного процесса на разных этапах детства. «Детство» в педагогике тесно взаимосвязано с тем же понятием в психологии, так как базовой характеристикой понятия является возраст ребенка.

Детский возраст определяется степенью участия взрослых людей в обеспечении основных жизненных потребностей ребенка, уровнем его возможностей противодействовать влиянию среды. Это достигается необходимым уровнем развития самосознания и нравственно-гражданских чувств.

Детство в педагогике имеет ценностный характер, ребенок рассматривается в ней не просто в качестве члена общества, а как ценность непреходящая и самостоятельна.

Ценностное отношение подразумевает индивидуальный и личностный подход к ребенку, включает критерии оценки работы взрослых по обеспечению данных подходов.

Периоды детства, изучаемые возрастной педагогикой

Существует несколько периодов детства:

Готовые работы на аналогичную тему

Аспекты возрастной педагогики

Возрастная педагогика концентрируется на следующих аспектах детства:

Каждый их этих аспектов имеет специфическое содержание в каждый период детства.

Психофизическое развитие характеризует биологическую сферу становления личности. Оно выражается в возможности ребенка участвовать в определенных видах деятельности, которые развивают его физические и индивидуально-психологические качества, в возможностях общения, в творчестве, в соблюдении социальных норм и правил поведения, в его умении быть активным членом коллектива.

Психолого-педагогические доминанты развития включают в себя ведущие мотивы поведения и деятельности, которые формируются на основе возрастных индивидуальных потребностей. В этом процессе обнаруживаются диалектические противоречия, являющиеся основой возникновения и развития данных потребностей.

Ведущие виды деятельности – это те, в которых более ярко проявляются возрастные и типологические особенности детей, мотивы его деятельности и поведения. В этих видах деятельности определяются условия, более благоприятные с точки зрения развития деятельности, факторы, тормозящие и угнетающие позитивную мотивацию, пути преодоления негативных факторов.

Базовая педагогическая идея отражает основную стратегическую цель педагогического процесса, который направлен на реализацию деятельности ребенка и детского коллектива.

Основные направления и технологии педагогической деятельности строятся так, чтобы в жизнедеятельности детского коллектива была реализована основная педагогическая идея. Необходимо при этом учитывать законы учебно-воспитательного процесса, приемы, средства, методы организации общения. Обязательным является диагностика полученных результатов, прогнозирование основных тенденций развития личности ребенка и коллектива.

Источник

Возрастная педагогика: объект и предмет, основные аспекты

В прошлых разделах мы много говорили о том, что применяемые способы и методы организации учебного процесса должны соответствовать уровню развития ребенка. Теперь же мы раскроем эту тему, обратившись к возрастной педагогике.

Объект и предмет возрастной педагогики

Начнем с того, что дадим определение наиболее значимым понятиям.

Возрастная педагогика – это, если говорить о ней как о педагогике детства, раздел научных знаний, который изучает особенности и закономерности развития человека с момента рождения и до совершеннолетия.

Оговорку о педагогике детства в определении мы сделали не случайно. Если вы откроете учебник по возрастной педагогике, то увидите куда более широкий взгляд на размещенное выше определение, которое охватывает обучение в течение всей жизни человека, в том числе и такой раздел этого обучения как геронтогогика – передача знаний и навыков людям пожилого и старческого возраста. В нашем материале мы ограничимся лишь детским возрастом как наиболее значимым для педагогов средних, среднеспециальных и высших учебных учреждений.

Объектом научного направления является ребенок на всех этапах своего развития до перехода его во взрослое состояние. Предметом – комплекс методов, закономерностей, средств, технологий организации учебно-воспитательного процесса на разных этапах взросления человека.

Понятие детства в педагогике находится в тесной взаимосвязи с этим же понятием в психологии. Объединяющей характеристикой понятия в двух этих направлениях научных знаний является возраст ребенка.

Детство – это целостная управляемая система, которая предполагает взаимодействие социальных, психологических, педагогических факторов развития и воспитания ребенка на базе ценностно-личностного подхода.

Определяющей характеристикой детского возраста является степень участия взрослых в обеспечении основных потребностей ребенка, его возможность противодействовать влиянию среды. Определяющей характеристикой взросления можно считать необходимый уровень развития самосознания и нравственно-гражданских чувств.

Отличительной чертой отношения к детству в педагогике является тот факт, что ребенок является самостоятельной и непреходящей ценностью, тогда как для психологии существенно в первую очередь то, что ребенок – это часть общества.

Ценностное отношение определяет подход к ребенку как к личности, которая требует индивидуальной работы и учета имеющихся особенностей. В связи с этим, введены критерии оценки работы взрослых по обеспечению адекватной работы с детьми.

Периоды детства, изучаемые возрастной педагогикой

Выделяют несколько периодов детского возраста, имеющих значение для организации образовательной деятельности:

Критериями, определяющими взросление, начиная с подросткового возраста, являются:

Аспекты возрастной педагогики

Для возрастной педагогики имеют значение следующие аспекты детства:

Для каждого из периодов воспитания все эти аспекты имеют свое специфическое содержание.

Психофизическое развитие выражается в возможности ребенка принимать участие в определенных видах деятельности, которые способствуют его физическому и психологическому развитию. Оно характеризует биологические особенности становления личности. Постепенный прогресс достигается в сферах общения, творчества, соблюдения социальных норм и правил поведения, коллективной работы.

Доминанты психологического развития определяются появлением ведущих мотивов поведения, в качестве которых могут выступать возрастные индивидуальные потребности. Ведущими видами деятельности становятся те, которые наиболее полно позволяют реализовать возрастные и типологические особенности детей, учитывают мотивы их деятельности и поведения. Ценность ведущих видов деятельности заключается в том, что в них определяются условия, которые благоприятствуют развитию, а также факторы, которые тормозят мотивацию.

Весь педагогический процесс должен быть направлен на реализацию деятельности ребенка и интеграцию его в детский коллектив. Педагогическая деятельность строится таким образом, чтобы основная педагогическая идея была органично реализована в ходе организации функционирования детского коллектива.

Для этого необходимо учитывать особенности учебно-воспитательного процесса, использовать эффективные методы организации общения. Получить информацию об эффективности процесса помогают методы диагностики и оценки полученных результатов. На основе собранных данных можно эффективно прогнозировать основные тенденции развития личности ребенка и всего детского коллектива.

Источник

Возрастная педагогика — Объект и предмет

Возрастная педагогика включает педагогику пред дошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику «третьего возраста». Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития: пред дошкольного и дошкольного детства, школьного возраста, студенческого периода.

Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. По своему возрасту это сравнительно молодая отрасль педагогики. Однако ее вес по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоциональную, социальную сферы формирования ребенка стремительно увеличивается. Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты пред школьного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию. Разрабатываются теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях одно, дву- и многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Тысячелетия ее существования в мировой истории позволили накопить несметные ценности опыта руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях. Исследования образовательных моделей различных цивилизаций, формаций, государств, идеологии, политических устройств дают поучительные уроки школьного дела, его влияния на социальный прогресс. Школьная педагогика как наука является базой для построения вузовской педагогики, которая выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

В наше время появился новый стандарт школьных экзаменов и это потребовало полного перестраивания школьной программы с целью подготовки к их сдаче (речь, несомненно, идёт о ЕГЭ). Это, несмотря на жалобы на трудность их сдачи, на необходимость выбирать ВУЗ заранее, упростило поступление во многие ВУЗы (по результатам ЕГЭ, без вступительных экзаменов), а также позволило ещё со школы определиться с профилем дальнейшего образования и на какие дисциплины надо обратить внимание (ведь предметы для ЕГЭ сдаются по выбору, кроме русского языка и математики).

Педагогика высшей школы – педагогика институтов, академий, университетов. Данная отрасль относится и к возрастной и к отраслевой педагогике, т.к. высшая школа – образовательное учреждение наивысшего ранга, занимающееся подготовкой высококвалифицированных профессионалов и являющееся конечной ступенью образования. Образование данного уровня позволяет обучаться и развиваться не только в выбранной профессии, но и развиваться духовно и личностно, благодаря таким гуманитарным дисциплинам, как философия, этика, эстетика, педагогика, психология и другие.

Педагогика «третьего возраста» разрабатывает систему образования, развитие людей пенсионного возраста и находится в стадии становления. Так, например, с повсеместным развитием компьютерных технологий и мобильной связи необходимо обучать пенсионеров работе с новыми приборами, компьютерами и мобильными телефонами, а также банкоматами для успешной адаптации в сегодняшней России. И как бы не упрощались приборы с целью максимальной простоты обучения пенсионеров данными устройствами, всё же необходима специальная методика.

Что изучает возрастная педагогика

Что изучает возрастная педагогика

Объект и предмет

Возрастная педагогика – это, если говорить о ней как о педагогике детства, раздел научных знаний, который изучает особенности и закономерности развития человека с момента рождения и до совершеннолетия.

Оговорку о педагогике детства в определении мы сделали не случайно. Если вы откроете учебник по возрастной педагогике, то увидите куда более широкий взгляд на размещенное выше определение, которое охватывает обучение в течение всей жизни человека, в том числе и такой раздел этого обучения как геронтогогика – передача знаний и навыков людям пожилого и старческого возраста. В нашем материале мы ограничимся лишь детским возрастом как наиболее значимым для педагогов средних, среднеспециальных и высших учебных учреждений.

Объектом научного направления является ребенок на всех этапах своего развития до перехода его во взрослое состояние. Предметом – комплекс методов, закономерностей, средств, технологий организации учебно-воспитательного процесса на разных этапах взросления человека.

Понятие детства в педагогике находится в тесной взаимосвязи с этим же понятием в психологии. Объединяющей характеристикой понятия в двух этих направлениях научных знаний является возраст ребенка.

Детство – это целостная управляемая система, которая предполагает взаимодействие социальных, психологических, педагогических факторов развития и воспитания ребенка на базе ценностно-личностного подхода.

Определяющей характеристикой детского возраста является степень участия взрослых в обеспечении основных потребностей ребенка, его возможность противодействовать влиянию среды. Определяющей характеристикой взросления можно считать необходимый уровень развития самосознания и нравственно-гражданских чувств.

Отличительной чертой отношения к детству в педагогике является тот факт, что ребенок является самостоятельной и непреходящей ценностью, тогда как для психологии существенно в первую очередь то, что ребенок – это часть общества.

Ценностное отношение определяет подход к ребенку как к личности, которая требует индивидуальной работы и учета имеющихся особенностей. В связи с этим, введены критерии оценки работы взрослых по обеспечению адекватной работы с детьми.

Аспекты возрастной педагогики

Для возрастной педагогики имеют значение следующие аспекты детства:

Для каждого из периодов воспитания все эти аспекты имеют свое специфическое содержание.

Психофизическое развитие выражается в возможности ребенка принимать участие в определенных видах деятельности, которые способствуют его физическому и психологическому развитию. Оно характеризует биологические особенности становления личности. Постепенный прогресс достигается в сферах общения, творчества, соблюдения социальных норм и правил поведения, коллективной работы.

Доминанты психологического развития определяются появлением ведущих мотивов поведения, в качестве которых могут выступать возрастные индивидуальные потребности. Ведущими видами деятельности становятся те, которые наиболее полно позволяют реализовать возрастные и типологические особенности детей, учитывают мотивы их деятельности и поведения. Ценность ведущих видов деятельности заключается в том, что в них определяются условия, которые благоприятствуют развитию, а также факторы, которые тормозят мотивацию.

Весь педагогический процесс должен быть направлен на реализацию деятельности ребенка и интеграцию его в детский коллектив. Педагогическая деятельность строится таким образом, чтобы основная педагогическая идея была органично реализована в ходе организации функционирования детского коллектива.

Для этого необходимо учитывать особенности учебно-воспитательного процесса, использовать эффективные методы организации общения. Получить информацию об эффективности процесса помогают методы диагностики и оценки полученных результатов. На основе собранных данных можно эффективно прогнозировать основные тенденции развития личности ребенка и всего детского коллектива.

Методика работы социального педагога с ребёнком и его семьёй на различных возрастных ступенях

Становление характера ребенка дошкольного возраста происходит в играх; в межличностном общении и в домашнем труде, а с началом обучения в школе к этим видам деятельности добавляется учение.

Проблемы предметного характера условно можно назвать «сопротивлением материала». Оно появляется тогда, когда ребенок берется за какое-либо дело и оно у него почему-то не получается.

Ребенок, например, решил что-то смастерить, сделать собственными руками: построить, сконструировать, нарисовать, слепить и т.п., но потерпел неудачу. Не отчаиваясь, он вновь и вновь берется за дело и в конце концов добивается своего. В данном случае мы говорим о том, что у этого ребенка есть характер.

Как в области, так и в сфере воспитания существуют педагогически запущенные дети, требующие активной психокоррекционной работы.

Это относится и к характеру ребенка. С ребенком, педагогически запущенным в плане развития характера, надо работать так же, как и с ребенком, педагогические запущенным в области познавательного развития, т.е. возвращаясь на предыдущую ступень развития, наверстывая и отрабатывая упущенное. Это означает необходимость организации и поведения специальной работы с детьми по развитию характера в сравнительно простых видах деятельности и межличностного общения.

Основные рекомендации по работе с детьми

1. В выборе вида деятельности для ребенка необходимо постепенно переходить от более к менее непосредственно привлекательным. При этом значимость — осознаваемая ценность данного вида деятельности для собственного психологического развития ребенка — напротив, должна постепенно возрастать.

2. Степень трудности деятельности также должна постепенно возрастать. Вначале это может быть сравнительно легко выполняемая работа, на 100% обеспечивающая успех ребенка без особых усилий с его стороны, а в конце — трудная деятельность, гарантирующая успех лишь при настойчивости и выраженном старании.

3. Вначале деятельность должна предлагаться ребенку взрослым, а затем он сам должен переходить к самостоятельному и свободному выбору деятельности.

Важное значение для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет их участие в домашнем труде. Начиная с четырех- пятилетнего возраста ребенок должен иметь постоянные обязанности по дому, и это следует считать нормой, само собой разумеющимся делом, обязательным для личностного развития ребенка. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и многие другие полезные качества.Он нужен не только для того, чтобы помогать родителям по дому, но и для успешного учения в будущем.

Активное участие ребенка младшего школьного возраста в домашней работе является хорошей школой общей психологической подготовки к самостоятельной будущей жизни. Д

етям самим необходимо участвовать в оборудовании своего места для игры, отдыха, для учебных занятий. У каждого ребенка в доме должен быть свой, хотя бы маленький, рабочий уголок.

Переходы между игровой и трудовой деятельностью в дошкольном и в младшем школьном возрасте весьма условны, так как один вид деятельности у ребенка может незаметно перейти в другой и наоборот.

Если воспитатель замечает, что в учении, общении или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества личности ребенок хорошо обнаруживает в учении, общении и труде, то на базе этих качеств можно строить, создавать новые, более сложные игровые ситуации, продвигающие его развитие вперед.

Для того, чтобы данного уровня психологического развития, ребенок должен понять, что оценивать и хвалить людей надо не столько за способности, сколько за прилагаемые усилия, что между усилиями и способностями имеются взаимодополняющие, компенсирующие отношения.

При низких способностях можно добиться высокого результата за счет старания, а при отсутствии должного старания — за счет высокоразвитых способностей.

Осознание этого факта, происходящего обычно в начале подросткового возраста, становится сильным стимулом для самосовершенствования и надежной сознательной мотивационной основой для самовоспитания.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

Что изучает возрастная педагогика

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *