Что изучает военная педагогика
Что изучает военная педагогика
2.1.1. Объект, предмет, специфика, содержание и категории военной педагогики
Объектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы. Предметом выступает военно-педагогический процесс в целом и непосредственно педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.
Военная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности. Это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава Вооруженных Сил, о подготовке подразделений (частей) к успешным действиям в условиях воинской деятельности.
Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи. Соответственно военно-педагогические воздействия и взаимодействия имеют самую непосредственную практическую, служебную направленность. То есть фактически каждый военнослужащий сразу включается в функционирование воинского коллектива, приступает к военно-профессиональной деятельности и несет полную личную ответственность (не только моральную, но и юридическую, правовую) за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение задач по предназначению. При этом субъектами педагогических воздействия и взаимодействия выступают в основном уже достаточно взрослые люди, в возрасте старше 18 лет, со своими, в определенной степени уже сложившимися взглядами, мировоззрением, личностными качествами.
Стало быть, военная педагогика отличается от большинства других педагогических отраслей непосредственной включенностью объектов (субъектов) воспитания, обучения, образования, подготовки в реальную профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально-психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.
Содержание военной педагогики составляют:
• факты, полученные в результате военно-педагогических и военно-научных исследований и жизненных наблюдений;
• научные обобщения, выраженные в категориях, закономерностях, принципах, концепциях военной педагогики;
• гипотезы, нуждающиеся в практической проверке;
• методики исследования военно-педагогической реальности;
• система нравственных ценностей военной службы.
Военная педагогика тесно связана с другими науками. Данные гуманитарных и социальных наук позволяют получить целостное представление о человеке и коллективе как объекте и субъекте воздействий и взаимодействий. Сведения о биологической сущности человека дает изучение естественных наук. Практическое использование научно-технических и военно-научных знаний предоставляет возможность моделировать военно-педагогический процесс и его элементы.
Военная педагогика оперирует определенными категориями; основные из них таковы:
• военно-педагогический процесс – целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению;
• воспитание военнослужащих – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности военнослужащего, ее качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения;
• обучение военнослужащих – целенаправленный процесс взаимодействия командиров (начальников) и подчиненных по формированию знаний, навыков и умений обучающихся;
• развитие военнослужащих – процесс накопления количественно-качественных изменений, функционального совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности военнослужащего и его соответствующих качеств;
• психологическая подготовка военнослужащих – формирование психической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению военно-профессиональной деятельности;
• образование военнослужащих – процесс и результат овладения военнослужащими системой научных знаний и военно-профессиональных навыков умений, формирования необходимых качеств личности для успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.
Кроме названных в военной педагогике используются такие категории, как профессионально-педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.
2.1.1. Объект, предмет, специфика, содержание и категории военной педагогики
Объектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы. Предметом выступает военно-педагогический процесс в целом и непосредственно педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.
Военная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности. Это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава Вооруженных Сил, о подготовке подразделений (частей) к успешным действиям в условиях воинской деятельности.
Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи. Соответственно военно-педагогические воздействия и взаимодействия имеют самую непосредственную практическую, служебную направленность. То есть фактически каждый военнослужащий сразу включается в функционирование воинского коллектива, приступает к военно-профессиональной деятельности и несет полную личную ответственность (не только моральную, но и юридическую, правовую) за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение задач по предназначению. При этом субъектами педагогических воздействия и взаимодействия выступают в основном уже достаточно взрослые люди, в возрасте старше 18 лет, со своими, в определенной степени уже сложившимися взглядами, мировоззрением, личностными качествами.
Стало быть, военная педагогика отличается от большинства других педагогических отраслей непосредственной включенностью объектов (субъектов) воспитания, обучения, образования, подготовки в реальную профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально-психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.
Содержание военной педагогики составляют:
• факты, полученные в результате военно-педагогических и военно-научных исследований и жизненных наблюдений;
• научные обобщения, выраженные в категориях, закономерностях, принципах, концепциях военной педагогики;
• гипотезы, нуждающиеся в практической проверке;
• методики исследования военно-педагогической реальности;
• система нравственных ценностей военной службы.
Военная педагогика тесно связана с другими науками. Данные гуманитарных и социальных наук позволяют получить целостное представление о человеке и коллективе как объекте и субъекте воздействий и взаимодействий. Сведения о биологической сущности человека дает изучение естественных наук. Практическое использование научно-технических и военно-научных знаний предоставляет возможность моделировать военно-педагогический процесс и его элементы.
Военная педагогика оперирует определенными категориями; основные из них таковы:
• военно-педагогический процесс – целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению;
• воспитание военнослужащих – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности военнослужащего, ее качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения;
• обучение военнослужащих – целенаправленный процесс взаимодействия командиров (начальников) и подчиненных по формированию знаний, навыков и умений обучающихся;
• развитие военнослужащих – процесс накопления количественно-качественных изменений, функционального совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности военнослужащего и его соответствующих качеств;
• психологическая подготовка военнослужащих – формирование психической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению военно-профессиональной деятельности;
• образование военнослужащих – процесс и результат овладения военнослужащими системой научных знаний и военно-профессиональных навыков умений, формирования необходимых качеств личности для успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.
Кроме названных в военной педагогике используются такие категории, как профессионально-педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.
Что изучает военная педагогика
С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика – необходимое, обязательное средство разносторонней подготовки воинов к успешному ведению боевых действий.
Первоначально военная педагогика возникла как практическая деятельность командиров и подчиненных. С течением времени накапливались знания об обучении и воспитании воинов, которые передавались от поколения к поколению в виде сказаний, заветов, пословиц, поговорок. По мере усложнения военного дела, особенно в эпоху образования государств, создания сравнительно многочисленных регулярных армий, военно-педагогическая мысль получает дальнейшее развитие. Соответствующий опыт находит отражение в инструкциях, наставлениях, уставах, приказах и других письменных источниках. Значительный вклад в это внесли Петр I, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Д. Ф. Ушаков, С. О. Макаров, М. И. Драгомиров.
В конце XIX – начале XX в. военная педагогика начинает оформляться в самостоятельную научную отрасль. Труды М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевского, И. Э. Якира, опыт обучения и воспитания воинов в годы Гражданской и Великой Отечественной войн послужили основой, на которой сформировалась современная военная педагогика. Ее развитию содействовали А. Г. Базанов, Г. Д. Луков, А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, В. П. Давыдов, В. Н. Герасимов, В. И. Вдовюк, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов и др.
ГЛАВА 2. ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО
Военная педагогика – это наука, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности.
Объектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы. Предметом выступает военно-педагогический процесс в целом и непосредственно педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач. Методологической основой военной педагогики выступают положения учений:
? о сущности воспитания и его роли в жизни людей и общества;
? роли морально-психологического фактора в войне;
? факторах формирования военнослужащего (социальная среда, воспитание, общественно-трудовая деятельность, наследственность);
? соотношении человека и техники в вооружённой борьбе и др.
Военная педагогика отличается от большинства других педагогических отраслей непосредственной включённостью объектов (субъектов) воспитания, обучения, образования, подготовки в реальную профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально-психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.
Содержание военной педагогики составляют[1]:
? факты, полученные в результате военно-педагогических и военно-научных исследований и жизненных наблюдений;
? научные обобщения, выраженные в категориях, закономерностях, принципах, концепциях военной педагогики;
? гипотезы, нуждающиеся в практической проверке;
? методики исследования военно-педагогической реальности;
? система нравственных ценностей военной службы.
Военная педагогика тесно связана с другими военными науками (рис. 17). Данные гуманитарных и социальных военных наук позволяют получить целостное представление о военнослужащем и военном коллективе как объекте и субъекте воздействий и взаимодействий. Практическое использование военно-научных знаний предоставляет возможность моделировать военно-педагогический процесс и его элементы.
Рис. 17. Связь военной педагогики с другими военными науками
Военная педагогика оперирует определёнными категориями, основными из которых являются:
? военно-педагогический процесс – целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению;
? воспитание военнослужащих – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности военнослужащего, её качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения;
? обучение военнослужащих – целенаправленный процесс взаимодействия командиров (начальников) и подчинённых по формированию знаний, навыков и умений обучающихся;
? развитие военнослужащих – процесс накопления количественно-качественных изменений, функционального совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности военнослужащего и его соответствующих качеств;
? психологическая подготовка военнослужащих – формирование психической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению военно-профессиональной деятельности;
? образование военнослужащих – процесс и результат овладения военнослужащими системой научных знаний и военно-профессиональных навыков умений, формирования необходимых качеств личности для успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.
Кроме названных в военной педагогике используются такие категории, как профессионально-педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.
Военная педагогика как наука решает следующие задачи[2]:
? исследует сущность, структуру, функции военно-педагогического процесса;
? исследует проблемы организации и совершенствования образовательного процесса в военно-учебных заведениях;
? разрабатывает эффективные формы организации военно-педагогического процесса и методы воздействия на военнослужащих и воинские коллективы;
? способствует гуманизации военно-педагогического процесса и воинской службы;
? обосновывает содержание и технологию обучения, воспитания, развития и психологической подготовки военнослужащих;
? выявляет закономерности и формулирует принципы процессов обучения и воспитания военнослужащих;
? обосновывает методику обучения и психологической подготовки воинов с учётом специфики видов и родов войск;
? разрабатывает содержание и методику самообразования и самовоспитания военнослужащих;
? исследует особенности и содержание деятельности военного педагога и пути формирования и развития его педагогической культуры и мастерства;
? разрабатывает методику военно-педагогического исследования, обобщения, распространения и внедрения передового опыта обучения и воспитания;
? даёт научные рекомендации по творческому использованию исторического наследия военной педагогики.
Военная педагогика изучает особый вид деятельности – передача новым поколениям военнослужащих ранее накопленный военный опыт. Для такой передачи необходимо, с одной стороны, знание того, что и как нужно передать, а с другой, – умение передать.
Как утверждал немецкий военный теоретик и историк генерал-майор прусской армии К. Клаузевиц: «Наука состоит исключительно из знания, искусство же требует творческих способностей».
Английский военный теоретик генерал Г. Ллойд писал, что «многие знают правила поэзии и красноречия, но немногие обладают творческим талантом: когда они сочиняют, то их произведения, с таким трудом скомпонованные по правилам, за отсутствием божественной искры и небесного огня, являющихся истинной сущностью гения, остаются холодными и бесцветными».
В России одним из тех, кто признал – и постоянно вновь и вновь подчёркивал это, – что педагогика – не наука, но искусство, которое требует всего человека, со всеми его способностями, был К.Д. Ушинский. В предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания», вышедшей в 1867 г., К.Д. Ушинский подчёркивает: «…Из сказанного вытекает уже само собой, что педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности». И далее: «Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности».
В последующие годы педагогика, в том числе и военная, понимались как наука и искусство одновременно.
«Всякое искусство, в том числе и военное, в своих внешних проявлениях бесконечно разнообразно, но располагает ограниченными средствами; именно потому искусство и является искусством, что в нём ограниченное производит или творит беспредельное, – утверждал немецкий военный теоретик Вилизен. – Творчество в искусстве является исключительно делом гения, но всё же и гениальное творчество подчиняется законам и правилам. Прежде чем творить, гению необходимо обладать определённой суммой знаний и умений.
Предписания, правила и законы, которые могут быть даны для работы в области искусства, составляют его науку; согласно с вышесказанным, искусство без науки существовать не может. Таким образом, каждое искусство имеет свою науку, которая в конечном итоге столь же беспредельна, как и самое искусство.
Всякая работа в области искусства исходит из его науки. Неустранимый промежуток, который каждый раз остаётся преодолеть, пока задача не разрешена, существует не между незнанием и умением, а между знанием и исполнением, между теорией и творчеством, от предельного к бесконечному.
В действительности наука только указывает средства и пути, которые ведут туда, куда стремится искусство. Решение может быть найдено лишь после точной постановки задачи искусства. Лишь тогда оно может быть вполне точным и целесообразным и давать не больше и не меньше того, что требует задача. Только при таких условиях задача будет решена мастерски».
В настоящее время уже никто не подвергает сомнению научный статус военной педагогики. Однако изучаемый ею предмет настолько сложен, что отдельная, даже очень широкая, наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования.
Ядром военной педагогики является теория обучения и воспитания военнослужащих. Однако теория не способна дать однозначный ответ на возникающие в процессе обучения и воспитания военнослужащих сложнейшие вопросы, требующие незамедлительного решения.
Теория способна указать на основные закономерности и принципы обучения и воспитания военнослужащих, но на этом останавливается помощь теории, так как она не в состоянии ни дать формулы для решения конкретных задач обучения и воспитания, ни указать тот путь по которому следует идти военному педагогу (офицеру) в его практической деятельности. Указав военному педагогу (офицеру) всё множество понятий и их соотношения, теория вновь его покидает, и когда надо действовать, она предоставляет ему самому решать как следует поступать в том или ином конкретном случае в соответствии с имеющимися в его распоряжении средствами и с прирождённым ему педагогическим мастерством.
В связи с этим возникает вопрос о соотношении в военной педагогике науки и мастерства. Нормы, даже установленные на основе анализа сущностей педагогических явлений, – это всего лишь абстрактные истины. Наполнить их живым смыслом способен только думающий педагог. «Педагогическая теория – абстракция. Её практическое применение – всегда высокое искусство», – указывал российский педагог И.П. Подласый.
Важнейшую роль в военной педагогике играет умение командиров (начальников) творчески применять на практике полученные педагогические знания. Изучение педагогической науки совершенно не гарантирует владения руководимым этой наукой искусством, и жизнь нам являет неоднократные примеры этого. Одно дело знать, другое – уметь.
Можно привести пример того, какими словами обратился Пётр I к своим полкам, построенным для решительной атаки в Полтавской битве 27 июня 1708 года. «Воины, – говорил он. – Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество… Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали».
Можно привести пример того, как действовал Суворов, когда при переходе через Альпы его солдаты, измученные трудами и озлобленные тяготами, перестали придерживаться обычной для них дисциплины. Тогда Суворов приказал вырыть могилу и лёг в неё, обратившись к своим бунтующим воинам: «Засыпьте меня землёй, ваш генерал хочет быть похороненным, раз вы предали его». Тогда солдаты бросились к его ногам с религиозным рвением и энтузиазмом.
Или привести пример как во время Отечественной войны 1812 года, в отчаянную контратаку на французов под Могилёвом русских гренадёров генерал Раевский повёл, держа за руки сыновей – мальчишек 17 и 11 лет от роду, тем самым ошеломив неприятеля и воодушевив своих воинов.
А русский полководец Скобелев, «Суворову равный», для поднятия духа своих воинов в бой всегда выезжал впереди всех на белом коне и в белом мундире.
В деятельности этих военачальников наглядно проявляется педагогический дар, не обладая которым невозможно успешно применять педагогические знания.
Это наглядно продемонстрировал развал СССР, когда военные политработники не смогли вдохновить военнослужащих на защиту социалистического Отечества.
К моменту развала СССР тех политработников, кто прошёл Великую Отечественную войну, кто поднимал солдат и офицеров в атаку на врага и сам шёл с ними в бой, уже не было в строю. На смену им пришла плеяда политработников, напичканных знаниями марксизма-ленинизма, но не имеющих опыта воспитательной работы в тяжёлых армейских условиях, а имеющих привилегированное положение по отношению к другим военнослужащим. Большинство из этих политработников не обладало педагогическим мастерством, а действовало по шаблону, стандартно и заидеологизировано. В результате Вооружённые Силы СССР остались целыми, а страны не стало.
Поэтому, наряду с научными знаниями, в военной педагогике необходимо мастерство. Как невозможно только знанием стихотворных размеров ямба и хорея научиться писать стихи, так и обладая только педагогическими знаниями, невозможно успешно обучать и воспитывать военнослужащих. Для этого нужен педагогический талант. При этом важно не только иметь дар учить и воспитывать, но владеть искусством отстаивать правоту своего учения и воспитания, противопоставляя его той негативной деятельности, которую в настоящее время ведут в России всевозможные правозащитные организации, ратующие за отмену призыва в армию и за роспуск Вооружённых Сил. Одни знания здесь не помогут. Нужны искусство полемики, диалога, убеждения. А для этого военному педагогу необходимо развивать красноречие, умение аргументировать и отстаивать свои позиции, не побеждать, а переубеждать своих оппонентов.
Таким образом, обобщая всё вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: военная педагогика – это наука и искусство: как наука она требует познания и применения на практике законов передачи военнослужащим накопленного военного опыта, как искусство – мастерства этой передачи.
1. Дайте определение военной педагогики как науки.
2. Определите объект и предмет военной педагогики.
3. Какие положения учений выступают методологической основой военной педагогики?
4. Что составляет содержание военной педагогики?
5. Перечислите и раскройте основные категории военной педагогики.
6. Какие научные задачи решает военная педагогика?
7. Что позволяет определять военную педагогику как искусство?
8. Охарактеризуйте военную педагогику как науку и искусство.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.