Что изучает наука пунктуация в русском языке

Что изучает наука пунктуация в русском языке

Пунктуа́ция — это систе­ма зна­ков пре­пи­на­ния и пра­вил их употребления.

Что изучает пунктуация

Пунктуацией в язы­ко­зна­нии назы­ва­ет­ся его раз­дел, изу­ча­ю­щий, во-первых, зна­ки пре­пи­на­ния, а во-вторых, их рас­ста­нов­ку на письме.

Без зна­ков пре­пи­на­ния пись­мен­ная речь сольет­ся в еди­ный поток речи, в кото­ром будет непро­сто разо­брать­ся. А в неко­то­рых слу­ча­ях без зна­ков пре­пи­на­ния в тек­сте воз­ник­нет дву­смыс­лен­ность. Помните, пре­сло­ву­тую фра­зу «каз­нить нель­зя поми­ло­вать»?

Пунктуация при­зва­на сде­лать нашу пись­мен­ную речь упо­ря­до­чен­ной, чет­кой, понят­ной и ясной.

Слово «пунк­ту­а­ция», как и мно­же­ство слов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ция, явля­ет­ся заим­ство­ван­ным из латин­ско­го язы­ка. Латинское сло­во punctum пере­ве­дем как «точ­ка».

Что изучает наука пунктуация в русском языке

Принципы пунктуации

Интонационный прин­цип — осно­ва пунк­ту­а­ции рус­ско­го языка.

Лингвисты Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, Л. А. Булаховский счи­та­ли, что зна­ки пре­пи­на­ния явля­ют­ся фор­маль­ным пока­за­те­лем рит­ми­ки и мело­ди­ки речи. С дру­гой сто­ро­ны, рус­ская пунк­ту­а­ция отра­жа­ет отча­сти инто­на­цию: на месте точ­ки как завер­ша­ю­ще­го зна­ка пре­пи­на­ния голос пони­жа­ет­ся, на месте тире дела­ет­ся более дли­тель­ная пау­за, чем на месте поста­нов­ки запя­той и т. д.

Ученый Я. К. Грот ука­зы­вал син­так­си­че­ский прин­цип пунк­ту­а­ции. Он счи­тал, что зна­ки пре­пи­на­ния дела­ют более нагляд­ным син­так­си­че­ский строй пись­мен­ной речи, выде­ля­ют отдель­ные пред­ло­же­ния и их части в соста­ве слож­ных предложений.

Логический прин­цип пунк­ту­а­ции обес­пе­чи­ва­ет пони­ма­ние тек­ста, смыс­ло­вое деле­ние его на части и соот­вет­ствен­ную поста­нов­ку зна­ков пре­пи­на­ния. Смысловой прин­цип осо­бен­но заме­тен при осо­боб­ле­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния, а так­же в при­со­еди­ни­тель­ных и уточ­ня­ю­щих конструкциях.

Очевидно, что все ука­зан­ные прин­ци­пы пунк­ту­а­ции сов­ме­ща­ют­ся в еди­ной систе­ме пунк­ту­а­ции рус­ско­го языка.

Знаки препинания

В рус­ском язы­ке основ­ных десять зна­ков пре­пи­на­ния. Перечислим их:

Знаки пре­пи­на­ния слу­жат для обо­зна­че­ния в пред­ло­же­нии и в тек­сте смыс­ло­вых гра­ниц, зна­че­ние кото­рых осо­бо под­чер­ки­ва­ет­ся пишу­щим. Знаки пре­пи­на­ния делят текст на части — пред­ло­же­ния, а внут­ри слож­ных пред­ло­же­ний отде­ля­ют, напри­мер, про­стые пред­ло­же­ния друг от дру­га или глав­ное пред­ло­же­ние от под­чи­нен­но­го и т.д.

Разделы русской пунктуации и основные группы правил

Что изучает наука пунктуация в русском языке

Видеоурок «Что такое синтаксис и пунктуация»

Источник

Пунктуация в русском языке.

Пунктуация ( от лат. punctum – точка) – это раздел русского языка, который изучает расстановку знаков препинания, а также сама система знаков препинания. Пунктуация в русском языке служит для того, чтобы максимально точно передавать на письме то, что хотел выразить автор. Правила пунктуации созданы для того, чтобы регулировать интонационный строй речи, а также синтаксические и смысловые отношения в языке.

Все мы помним о величии и могуществе нашего языка. Имеется ввиду не только его лексическое богатство, но и его гибкость. Это относится и к пунктуации – здесь имеются как строгие правила, так и указания, которые зависят от ситуации, особенностей стилистики и смысла текста.

Пунктуация в русской речи достигается с помощью расстановки знаков препинания. Знаки препинания – это графические символы, необходимые для того, чтобы передать интонацию и смысл предложения, а также расставить определенные акценты в речи.

В русском языке существуют следующие знаки препинания:

1) Знаки конца предложения: точка, вопросительный знак и восклицательный знак;

2) Знаки разделения частей предложения: запятая, тире, двоеточик и точка с запятой;

3) Знаки, выделяющие отдельные части предложения: кавычки и скобки.

Знаки препинания могут повторяться и совмещаться. Например, употребление вопросительного и восклицательного знака одновременно говорит о том, что перед нами риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа или ответ на который и так все знают):

Кто же знал, что все случится именно так?!

Также могут сочетаться запятая с тире. Это сочетание позволяет соединять разные значения:

Такое сочетание знаков препинания может еще объясняться употреблением разных конструкций, например, обращения в предложении с тире между подлежащим и сказуемым:

Несмотря на то, что в русском языке бывают случаи, когда нет строгих правил по употреблению тех или иных знаков препинания, даже в таких случаях существуют определенные рекомендации. Например, а таких случаях есть основной знак препинания, то есть, таковой, которому отдается преимущество. Например, основным знаком препинания при использовании вставных конструкций являются скобки:

После вчерашнего ливня мы все (кроме Анны, у которой оказался дождевик), заболели простудой.

При этом допускается выделение вставной конструкции с помощью тире (второстепенного знака препинания в этом случае):

Он задумчиво присел на лавку – она была мокрой после дождя – и задумался о том, что произошло сегодня.

Все правила расстановки знаков препинания и правила пунктуации мы рассмотрим подробнее в последующих статьях.

Источник

Пунктуация – что это такое понятным языком, что она изучает и как быстро освоить тонкости пунктуации в русском языке

Наука о знаках препинания.

Что изучает наука пунктуация в русском языке

Пунктуация – это один из разделов языкознания. Она изучает знаки препинания: их функции, правила постановки, историю возникновения, возможности замены одного знака другим и так далее. Особенность пунктуации в русском языке – ее четкая нормированность. То есть у нас каждый знак можно объяснить, на каждую запятую есть четкое правило. Бывают, конечно, случаи вариативной постановки знаков, но их мало.

Давайте знакомиться с этим разделом лингвистики ближе.

Знаки препинания в пунктуации

Знаков препинания в русском языке десять. Ниже я перечислю и кратко поясню их основные функции. Функций в разных контекстах может быть больше, я буду называть основные.

Чтобы вы легко запомнили все знаки препинания, я поделю их на группы. Первая – знаки, которые «завершают» предложение и всегда ставятся в конце предложения.

Точка. Точки нужны, чтобы «сигналить» читателю, что предложение завершилось. Когда мы глазами видим точку, мы понимаем, что надо понизить интонацию и показать, что мысль завершена. После точки начнется другая мысль. Еще точки могут выполнять функции градации – это когда автор намеренно разбивает одно предложение на несколько, чтобы «поостанавливать» читателя, заставить его делать паузы и задумываться: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» (Из Мандельштама).

Вопросительный знак. Обозначает, что закончилось предложение, в котором содержался какой-то вопрос. При этом в предложении могут быть вопросительные слова, а могут и не быть: «Сколько вам лет? Восемнадцать есть?»

Иногда вопросительные знаки нужны для того, чтобы задать риторический вопрос – такой, который человек задает сам себе, не ожидая на него ответа: «Сколько же еще мне дорог предстоит пройти?» (из песни Витаса).

Восклицательный знак обозначает конец предложения, которое содержало в себе восклицание. Восклицание может помогать выразить восторг: «Ах, какие розы!», приказ: «Рот закрой» или даже оскорбление: «Болван!»

Восклицательный и вопросительный знаки могут ставиться вместе. Например, чтобы показать и возмущение человека, и его сомнения в чем-то. Когда в одном из мультиков про Астерикса и Обеликса викинги похитили племянника вождя и Астерикс с Обеликсом ему [вождю] сообщили об этом, он воскликнул: «ВИКИНГИ?!»

Следующие знаки находятся только внутри предложения и никогда его не завершают.

Запятая. Она нужна для двух целей. Чтобы разделять что-то и чтобы выделять. Разделять она может:

Еще запятая может выделять:

Как понять «разделяет и выделяет»

Разделять можно одинаковые вещи, то есть однородные члены или простые предложения в составе сложного. Смотрите: «Андрей, Миша, Витя, Коля пришли ко мне в гости» – мы «разделяем» эти подлежащие, потому что они «одинаковые», однородные. И нам важно, чтобы они не «склеились» в одно.

А вот «выделяем» мы то, что как раз «не одинаковое». То есть что-то, что отличается от всех остальных слов. Мы выделяем обращения, потому что они «особенные», они не являются членами предложения: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром». Мы выделяем причастные и деепричастные обороты, потому что они тоже отличаются от остальных слов, это часто подчеркивается даже интонацией.

Но в предложении «Я отдыхал, играя на скрипке, слушая дождь и посматривая в окно» первая запятая будет выделять обособленные деепричастные обороты от всего остального предложения, а вторая – разделять два ОДИНАКОВЫХ деепричастных оборота.

Некоторые учителя говорят, что если запятая «разделяет» – она одна: «Маша, Вика». А если «выделяет» – то запятых две: «Эй, мальчик, подойди-ка сюда». По идее, да. Но школьники могут путаться, потому что выделяемое слово может быть в начале или конце предложения и тогда вторая запятая «пропадет». Сравните: «Подойди-ка сюда, мальчик», «Мальчик, подойди-ка сюда».

Скобки. Тоже выделяют что-либо, поэтому скобок всегда две: «Андрей Николаевич (учитель физкультуры) поставил мне 5». Скобками мы часто выделяем вставные конструкции. Я напишу про них в отдельной статье.

Точка с запятой. Скажу про этот знак так. Он используется, когда в предложении «много всего» и «черт ногу сломит». Автор столько всего понаписал, что запятые уже «не справляются» с разделением и приходится использовать точки с запятыми. Типичный тому пример – русская классика в лице Чехова:

Что изучает наука пунктуация в русском языке

Три точки с запятой. Три! Не судьба была точки поставить.

Тире. Очень сложный знак. Он может выделять, как скобки и запятые: «Андрей Николаевич – учитель физкультуры – поставил мне 5».

Но в этой функции чаще используются именно скобки или запятые, но не тире.

Тире может выполнять разделительную функцию и ставиться между частями сложного предложения: «Начался дождь – мы сидим дома». Может употребляться на месте пропущенных слов: «Курить – здоровью вредить». Тире тут на месте пропущенного слова «значит».

Об этом знаке мы поговорим в отдельной статье. Заодно и ставить его научимся правильно.

Двоеточие. С ним такая же сложная ситуация. Самые частые функции двоеточия – отделять однородные члены от обобщающего слова и разделять простые предложения в сложном. Пример с обобщающим словом: «Мне всё надоело: крики, ругань, злоба и ненависть». Однородные члены «крики», «ругань» и пр. относятся к обобщающему слову «всё». Пример с разделением простых предложений: «Мы сидим дома: начался дождь».

Тире – это как «стрелочка», которая обозначает следствие. «Начался дождь – мы сидим дома» = «Начался дождь, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, мы сидим дома».

А двоеточие – это как бы «обратная стрелка», то есть сначала следствие, а потом причина: «Мы сидим дома: начался дождь» = «Мы сидим дома ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО начался дождь».

Кавычки. Только выделительный знак. Поэтому он всегда двойной. Кавычки могут выделять:

Третья группа – знак, который может быть и в середине предложения, и в конце.

Он только один – многоточие. Многоточие нужно для того, чтобы показать незавершенность мысли. То есть автор «думал-думал» и «недодумал»: «Хотя… может, она и права», «Был ли я прав? Хороший вопрос…»

Не надо ставить многоточие после каждого слова. Все люди прекрасно понимают, что вы таким способом не «задумываетесь», а просто не знаете правил русского и боитесь выглядеть неграмотным.

Что такое пунктограмма

Это знак, который надо проверить правилом. Например: «Весной(,) когда в саду распускались цветы(,) и рассветы были(,) как пламя над крышами(,) хотелось просто выйти на улицу и бродить(,) бродить(,) бродить по городу».

В этом предложении шесть пунктограмм. Где-то знак нужен, где-то нет.

Как проверить пунктограмму? Надо применить правило. Например:

Результат: «Весной, когда в саду распускались цветы и рассветы были как пламя над крышами, хотелось просто выйти на улицу и бродить, бродить, бродить по городу».

Иногда пунктуация проверяется интонацией: «Ученики учатся, потому что хотят быть умными» – «Ученики учатся потому, что хотят быть умными».

Проверка интонацией встречается очень редко. Не надо ставить запятые там, где вы голосом делаете паузу или что-то еще в этом роде. Учите правила и применяйте их.

Как научиться правильно ставить знаки препинания

Надо повторить вот эти темы:

Вам надо понять, какие слова выделяются знаками (как раз обособленные определения и дополнения, обращения и пр) и как «видеть» границы сложных предложений. Если освоите этот материал – в 90 % случаев будете ставить знаки правильно.

Чтобы это сделать – рекомендую вам вот этот учебник русского В. В. Бабайцевой. В нем собрана вся теория с 5 по 9 класс, учебник написан понятным языком. Купите и прочитайте.

Еще есть справочник Розенталя – тоже хорошая вещь, но более углубленная. Вам может быть сложновато его читать. Детям в школе – тем более.

Полезные материалы по теме статьи

Советую вам посмотреть мои подборки курсов по русскому языку. На данный момент у нас вышли вот эти три подборки:

Подпишитесь на обновления нашего сайта. Я планирую выписать статьи по всем темам русского языка – по мере их появления вам на почту будут приходить письма с ссылками.

Напишите, как вам статья

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, была ли эта статья для вас полезной. Сумел ли я объяснить вам, что такое пунктуация и какие знаки препинания она изучает. Если статья вам кажется поверхностной или, наоборот, слишком углубленной и сложной – скажите мне об этом.

Я хочу, чтобы все статьи в рубрике Образование читались легко и приносили пользу ученикам и их родителям.

Источник

Что такое пунктуация: определение, принципы, знаки препинания

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Писать грамотно – это значит не только владеть орфографией, но и уметь правильно расставлять знаки препинания.

В некоторых случаях это легко, но иногда даже лингвисты затрудняются с ответом. Помочь в этом вопросе призван особый раздел науки о языке – пунктуация.

Что изучает наука пунктуация в русском языке

Сегодня поговорим о том, что это, об основных направлениях (которые отразились в так называемых принципах), о знаках препинания, а также их классификации с точки зрения выполняемых функций – обо всем, что изучает пунктуация.

Пунктуация — это.

Чтобы понять, что такое пунктуация, следует обратиться к толкованию определения и его истории. Само слово восходит к лексеме punctuatio из поздней латыни. В свою очередь данный термин был производным от латинского punctum, что буквально переводится на русский язык как «точка».

В современной русскоязычной лингвистике определение имеет три дефиниции, поданные в статье профессора Д.Э.Розенталя для Энциклопедии «Русский язык». Все они очевидно взаимосвязаны:

Что изучает наука пунктуация в русском языке

Как видим, Дитмар Эльяшевич нарочито указывает на три направления исследований уже в толковании понятия. Упрощая и «сворачивая» это объяснение можем предложить такое определение:

Пунктуация – это система знаков препинания какого-либо языка, их размещение в тексте и правила, согласно которым происходит постановка. Также это имя носит соответствующий раздел грамматики.

До введения понятия «пунктуация» пользовались другим термином – «интерпункция». Это отражено даже в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, выпущенном в начале прошлого века.

Термин синонимичен нашему, то есть интерпункция изучала то же, что изучает пунктуация. Данная лексема (interpunctio) также пришла из латыни, но была создана уже во времена процветания Рима.

Что изучает наука пунктуация в русском языке

Основные направления исследований и принципы пунктуации

В науке о знаках препинания выделилось три основных вектора:

Согласно этим направлениям и названы основные принципы русской пунктуации:

Что изучает наука пунктуация в русском языке

Логический

Представители логического (смыслового) направления считают, что знаки препинания имеют две ключевые функции:

Что изучает наука пунктуация в русском языке

То есть логики настаивают на том, что правила пунктуации должны быть выстроены таким образом, чтобы автор текста мог доступно изложить свою мысль на бумаге, логически расчленив отрезки мысли на письме.

Синтаксический

Он же структурный. Самый распространенный подход, в особенности на практике – в ходе преподавания языка в школе. Говорит о неразрывных отношениях синтаксиса и пунктуации.

Знаки препинания вводятся для того, чтобы – в первую очередь – демонстрировать на письме синтаксический строй языка.

Что изучает наука пунктуация в русском языке

Выбор того или иного знака, по словам Я.К.Грота, указывает на более или менее тесную связь между частями предложений или сложных синтаксических конструкций. Та же функция актуальна и для наглядного указания на отношения между главными и второстепенными членами предложения.

Интонационный

Последователи данной теории утверждают, что пунктуация призвана передать на письме фразовую интонацию. Также она называется ритмо-мелодикой. Согласно этой теории, расстановка знаков отражает декламационно-психологическое членение речи, а не грамматику.

Что изучает наука пунктуация в русском языке

Представители всех трёх векторов при этом придерживаются мнения, что для пунктуации важная коммуникативная функция. То есть знаки препинания – это отражение смыслового членения предложения.

Знаки препинания как объект изучения пунктуации

Письменность обладает элементами, которые на письме помогают выделить (или разделить) семантико-синтаксические единицы, указать на логико-грамматическую связь между ними, обозначить эмоциональную окраску, полноту предложения. Все эти функции выполняют знаки препинания.

В русском языке их десять:

Что изучает наука пунктуация в русском языке
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Расположение знаков в тексте и выполняемые ими функции различаются. Так, они играют на письме следующие роли:

Что изучает наука пунктуация в русском языке

Где и какие знаки препинания нужно употребить – это то, что изучается в пунктуации. Сегодня мы рассмотрели этот раздел языкознания, его основные принципы и направления.

Подробнее о правилах, которые нужно знать каждому грамотному русскоговорящему человеку, можно узнать из этого обучающе-практического видео:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Я считаю, что в русском языке переизбыток знаков препинания, потому, если и должна быть реформа русского языка, то касаться она должна именно этой темы.

Я считаю, что запятые нужны только там, где от них впрямую зависит смысл написанного, в остальных же местах запятые не нужны.

Здесь пример нужно брать с английского языка, вот уж где знаков препинания кот наплакал и ничего, английский — самый популярный язык в международных отношениях и науке.

Пунктуация, или скорее ее нехватка, это одна из самых насущных проблем современных переписок. Некоторые ленятся расставить знаки препинания даже на уровне логики.

Лингвисты и те сомневаются, в отличии от учителей русского языка, эти всё знают, но детям нормально объяснить не могут.

Источник

Русская пунктуация и ее назначение

Содержание:

Предмет:Русский язык
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:08.10.2019

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по русскому языку на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Термин interpunctio — римского происхождения, но само начало её неясно. Была ли известна интерпункция Аристотелю — не выяснено. Во всяком случае зачатки её были у греческих грамматиков. Само понятие, однако, у древних греческих и римских грамматиков отличалось от современного. Пунктуация древних имела, главным образом, в виду ораторские требования (произнесение речи, её декламацию) и состояла в постановке простых точек на конце предложений или в употреблении абзацев, называвшихся строчками или стихами (лат. versus, др.-греч. στιχοί).

Новая пунктуация ведёт своё начало не от этой древнейшей, а от интерпункция александрийской эпохи, изобретенной грамматиком Аристофаном и разработанной позднейшими грамматиками. К концу VIII в. она, однако, настолько пришла в забвение, что Варнефрид и Алкуин, современники Карла Великого, должны были сызнова вводить её.

Такая же неопределенность господствовала и в средние века, приблизительно до XV в., когда братья-типографщики Мануции увеличили число знаков препинания и подчинили их употребление определенным правилам. Их, собственно, и следует считать отцами современной европейской пунктуации, в которой с того времени не было сделано никаких существенных изменений. Тем не менее, интерпункция различных современных европейских народов в некоторых чертах существенно различна.

Русская пунктуация — очень близкий сколок с немецкой и представляет те же достоинства. Изложение её можно найти у Якова Грота: «Русское правописание». В ней употребляются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, тире, скобки, кавычки.

Знаки препинания

В русской пунктуации употребляются десять знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, кавычки, скобки.

Точка ставится:

Точка с запятой ставится:

Запятая ставится:

в сложноподчиненных предложениях; при сравнительных оборотах; в бессоюзных предложениях. Двоеточие ставится:

Тире ставится:

Вопросительный знак ставится: в конце вопросительного предложения.

Восклицательный знак ставится:

Многоточие ставится:

Кавычки ставятся:

Скобки ставятся:

Назначение и принципы пунктуации

Обслуживая потребности письменного общения, пунктуация имеет четкое назначение — способствовать расчленению письменного текста для облегчения его понимания. Расчленение же может иметь разные основания: формально-грамматическое (учет синтаксического строения предложения и его компонентов), смысловое (отражение содержательной значимости речи), интонационное (распределение пауз, логических и смысловых акцентов, передача эмоциональных нюансов речи).

Этими основаниями определяются принципы современной русской пунктуации.

Основная часть правил пунктуации жестко привязана к синтаксическому строению предложения: это знаки конца предложения; знаки, разделяющие части сложного предложения; знаки, указывающие на синтаксическую однородность; знаки, выделяющие группы слов с четко фиксируемым местом расположения (например, причастный оборот, стоящий после определяемого слова).

Такие знаки ориентированы на предложение как основную синтаксическую единицу и составляют необходимый пунктуационный минимум.

Другая часть правил подчеркивает смысловые взаимоотношения частей предложения-высказывания, т. е. учитывает контекстуальные условия, иногда выходящие за рамки отдельного предложения. И поскольку смысловые оттенки речи могут быть разнообразными, то и знаки, ориентированные на их передачу, допускают вариантность в соответствии с возможностью разного осмысления тех или иных конструкций. Смысловые показатели выдвигаются на передний план, например, при формулировании правил об обособлении членов предложения, при решении вопроса об однородности или неоднородности определений, при наличии или отсутствии значений пояснения и уточнения в контактирующих членах предложения.

Актуализация смысловых оттенков проявляется в разном интонационном оформлении речи. Интонация (повышение и понижение тона, распределение пауз между членами предложения и их группами, фразовое ударение) служит выражению целевого назначения предложения, а также его эмоциональных и экспрессивных качеств. Так разные аспекты в оформлении письменной речи обнаруживают себя в сочетании действующих ныне принципов пунктуации — семантико-синтакси-чсском и семантико-интонационном.

В первом случае знаки служат выражению структуры и смысла предложения, во втором — дополнительно к этому передают экспрессивные и эмоциональные качества речи. Причем в разных видах текстов действие этих принципов проявляется по-разному: в текстах официально-деловых, научных знаки расставляются на семантико-синтаксической основе; в текстах художественных, публицистических и близких к ним по своему характеру активную роль приобретает также принцип семантико-интонационный.

Что изучает наука пунктуация в русском языке

В конкретных речевых ситуациях пунктуация помогает выявить структуру, смысл и интонацию письменной речи. Принципы действуют, как правило, одновременно. Но с точки зрения функциональной значимости они неравнозначны. В тех случаях, например, когда интонационное членение предложения не совпадает с его грамматическим членением, знаки подчиняются принципу семантико-синтаксическому, а интонация не принимается во внимание. Например, несовпадение интонации и пунктуации заключается всегда в том, что знак имеется там, где требует этого грамматическое строение предложения, а не интонационная пауза. Однако в тех случаях, когда возможно разное разбиение структуры предложения (и следовательно, разное осмысление), именно знак, поставленный «по интонации», оказывается решающим для осмысления предложения.

Учитывая современное состояние русской пунктуации (как собственно правил, так и практики их применения), можно наметить разные уровни ее осмысления:

Тексты научные, официально-деловые, газетно-публицистические, художественные хотя и обслуживаются единой пунктуационной системой, но имеют свои закономерности употребления знаков. Художественные тексты к тому же испытывают влияние разговорной речи, интонации которой передаются специфическим употреблением знаков. Художественная речь ведет и к пониманию индивидуальной (авторской) пунктуации, включающейся в систему авторской стилистики.

В настоящем своде правил представлена пунктуация нормативная. В соответствии с этим при формулировании правил используются формы глаголов типа ставится, выделяется, обособляется, отделяется.

Однако в связи с тем, что в современной практике письма наметились новые тенденции в применении знаков препинания, в формулировки правил иногда включаются обороты типа допускается употребление, может ставиться, возможен знак, допустимо употребление и т. п.

Пунктуационные знаки в современном русском языке

Пунктуационные знаки в современном русском языке, различаясь по своим функциям, по назначению, по месту их расстановки в предложении, вступают в определённую иерархическую зависимость. По месту расстановки в предложении различают знаки препинания конца и середины предложения – конечные и внутренние знаки. Все отделяющие конечные знаки – точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие – имеют большую силу, чем внутренние знаки.

Так называемые внутренние знаки препинания – точка с запятой, запятая, тире, двоеточие, скобки – неоднородны в своем употреблении. Наиболее «сильный», иерархически старший отделяющий знак препинания внутри предложения – точка с запятой. Этот знак, обозначая границы однородных членов предложения или предикативных частей в составе сложного предложения, способен передать смыслоразличительную паузу устной речи. Другие четыре внутренних знака препинания (запятая, тире, двоеточие, скобки) различаются и по информативной нагрузке, и по функциональному диапазону, и по длительности пауз при их «чтении». Иерархия их паузальных величин начинается запятой и кончается скобками.

На основе иерархической зависимости знаков препинания устанавливаются особенности сочетаемости их при встрече в предложении. В одних случаях пунктуационные знаки при встрече совмещаются, в других – знак меньшей силы поглощается более сильным знаком. Встречаться может один из двух элементов парного, выделяющего знака с отделяющим знаком или с элементом другого парного знака. Встреча с отделяющим знаком обычно наблюдается, если выделяемая конструкция находится в начале или в конце предложения (предикативной части сложного предложения) или на границе с однородными членами. Встреча элементов выделяющих знаков имеет место в случаях следования одной выделяемой синтаксической конструкции за другой выделяемой конструкцией, например обособленного члена, или сравнительного оборота, или причастной части за другим обособленным членом, за придаточной части за другим обособленным членом, за придаточной частью, за вводной или вставной конструкцией и т. п.

Поглощаться могут только запятая или тире как часть парного, выделяющего знака. Они всегда поглощаются точкой, вопросительным и восклицательным знаком, многоточием, точкой с запятой, последующей закрывающей скобкой или последующими закрывающим кавычками как знаками большего значения. Поглощаются также один другим одноимённые знаки: запятая – запятой, тире – другим тире, закрывающая скобка или кавычки – другой закрывающей скобкой или кавычками.

При встрече запятой и тире возможны разные пунктуационные варианты: эти знаки могут совмещаться как равные по силе или один из этих знаков поглощается другим.

Заключение

Один остроумный автор сказал, что существует пятьдесят способов сказать слово, и нет пятисот способов сказать слово, и для написания этих слов есть только один способ.

Факт такого «бессловесного» соответствия известен. Французский писатель Виктор Гюго, завершив роман «Les Miserables», отправил рукопись книги издателю. Он приложил к рукописи письмо, в котором не было ни единого слова, а только знак: «?» Издатель также ответил в письме без слов: «!».

Знаки пунктуации возникли из-за необходимости разделять письменный текст на сегменты большей или меньшей независимости в соответствии с семантической структурой речи. Первая и самая надежная основа для такого разделения соответствующего устного высказывания через паузы. Таким образом, первые знаки препинания указывают на паузы большей или меньшей длительности в письменном тексте. Само собой разумеется, что писатели могли быть удовлетворены такой примитивной пунктуацией только на начальных этапах использования письма.

Действительно, с развитием письменности, и особенно после введения и распространения типографики, система пунктуации стала более сложной и углубленной, пока за относительно короткий период она не достигла состояния, которое сохранило свои основные черты в современных европейских языках. Но так как процесс разработки знаков препинания был почти спонтанным, только изредка и только в связи с его конкретными правилами, подлежащими обязательному регулированию, нынешняя пунктуация не отражает какой-либо единой, последовательно проводимой системы.

Тем не менее, наша современная пунктуация в целом удовлетворительно служит наиболее важным практическим потребностям авторов, которые стремятся выразить определенные смысловые отношения и оттенки в тексте, а также интересам читателя, который нуждается в наиболее точном и полном восприятии последнего.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Что изучает наука пунктуация в русском языке Что изучает наука пунктуация в русском языке

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *