Что изучает наука пчеловодство
Апиология
Апиология (от лат. apis «пчела» и др.-греч. λόγος — логос) — наука, изучающая медоносных пчел.
Содержание
Сходные термины
Институты
Научно-исследовательский институт пчеловодства Россельхозакадемии (с 1955 года находится в городе Рыбное Рязанской области; организован в 1930 году на базе Тульской опытной станции пчеловодства) [1]
Организации
Список крупнейших апиологов (апидологов)
Среди энтомологов, описавших наибольшее число новых видов пчёл: Cockerell (3275), Friese (1305), Smith (942), Timberlake (848), Vachal (547), Warncke (521), Morawitz (520), Cresson (433), Michener (387), Lepeletier (164), Fabricius (134), Radoszkowski (117), Osytshnjuk (74). [1]
Журналы
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Апиология» в других словарях:
апиология — сущ., кол во синонимов: 5 • апидология (2) • зоология (33) • мелиттология (1) • … Словарь синонимов
Энтомология — Раздел зоологии Энтомология Ветви зоологии Акарология … Википедия
Мелиттология — Раздел зоологии Апиология Ветви зоологии Акарология · Антропология Апиология · Арахнология Гельминтология (Нематология) Герпетология · Ихтиология Карцинология · Кетология Конхология · Криптозоология … Википедия
Гименоптерология — Часть зоологии Раздел энтомологии Гименоптерология Частная энтомология Акридология · Апиология … Википедия
Физическая антропология — Раздел зоологии Физическая антропология Ветви зоологии Акарология … Википедия
Энтомолог — Раздел зоологии Энтомология Ветви зоологии Акарология · Антропология Апиология · Арахнология Гельминтология (Нематология) Герпетология · Ихтиология Карцинология · Кетология Конхология · Криптозоол … Википедия
Астрономия — Крабовидная туманность Астрономия наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и … Википедия
Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия
Этология — Раздел зоологии Этология … Википедия
Геология — (от др. греч. γῆ «Земля» и от λόγος «учение») наука о составе, строении и закономерностях развития Земли, других планет Солнечной системы и их естественных спутников. Содержание 1 История геологии … Википедия
Наука о насекомых из семейства настоящих пчел: как она называется, каковы особенности пчелиных?
Даже маленькие дети знают, что мед – это полезная сладость. Невероятно питательный продукт может храниться годами, сохраняя целебные качества. Эту уникальную по своему составу сладкую массу производят пчелы.
Полосатые насекомые без устали перелетают с цветка на цветок, собирая нектар и пыльцу растений. Затем частично переваренная в зобе пчелы субстанция попадает в улей, где происходит ее дальнейшая трансформация. Как устроена жизнь в пчелином семействе? Какие породы пчел ценятся пасечниками? Какая наука занимается изучением полосатых тружениц?
Наука о пчелах: как она называется?
Многих философов и ученых привлекает строгая социальная организация трудолюбивых насекомых. Наблюдая за их жизнью, специалисты восхищаются совершенством общественного устройства. Пчелиная семья работает как единый организм. У каждой пчелы есть свои обязанности, которые она безропотно выполняет, поддавшись инстинктам.
Наука о пчелах называется апиология. Это один из разделов зоологии, в котором изучают строение ульев, популяцию и поведение медоносных пчел. Основоположником этой науки можно считать Я. Сваммердама. Голландский натуралист один из первых вплотную занялся изучением отряда перепончатокрылых. Его труды датируются 17 веком, в них он описал особенности строения матки, трутня и рабочей пчелы.
В 18 веке подробным изучением общественных насекомых занялся французский ученый Р. А. Реомюр. Он проследил связь полосатых тружениц с растениями. Также ученый обратил внимание на функции, которые выполняет каждая особь пчелиной семьи. Мелиттологией называется наука о немедоносных пчелах.
Классификация насекомых из семейства настоящих пчел
Ученые считают, что пчелы на планете появились 80 млн лет назад. Они смогли заселить все континенты, за исключением Антарктиды. Насекомые находят себе пропитание везде, где произрастают цветущие растения.
Пчел относят к надсемейству жалящих перепончатокрылых. Их насчитывается более 30 тыс. видов, объединенных в 11 семейств. Каждая разновидность отличается собственными морфологическими признаками, ареалами обитания, общественным устройством и образом жизни.
Некоторые виды перепончатокрылых достигают больших размеров (до 4 см), другие едва заметны (2 мм). В основном они живут обособленно, но некоторые особи создают огромные колонии с четкой иерархией. К числу высокоорганизованных насекомых относится семейство Apidae. В него включены:
Также насекомых в зависимости от их социального поведения подразделяют на следующие группы:
Образ жизни
Основным источником питания полосатых тружениц являются медоносные растения. Пока пчела собирает нектар, она попутно переносит пыльцу с одного цветка на другой. Некоторые виды земной флоры без участия опылителей не смогли бы существовать.
Выполнив свое предназначение, одомашненная пчела возвращается в улей. Ее дикие сородичи обустраивают свое жилище в дуплах деревьев, норах или расщелинах. В своем убежище пчелы сооружают двусторонние вертикальные соты, куда запечатывают мед. Сотовым ячейкам всегда придается правильная форма, сопоставимая с размерами насекомого.
Рой состоит из одной матки и ее потомства. Главное предназначение матки – размножение. Вылупившиеся из яиц рабочие пчелы отвечают за благополучие улья. Они строят соты, ухаживают за маткой, кормят личинок и собирают нектар. Также полосатые труженицы производят пергу, проводят дезинфекцию и вентиляцию своего жилища. Они защитят улей в случае нападения.
Описание популярных видов
В нашей стране особое распространение получили следующие породы пчел:
Пчеловоды делают выбор в пользу той или иной породы в соответствии с погодно-климатическими условиями. Некоторые медоносы, рекордсмены по сбору нектара в теплых широтах, не смогут конкурировать с другими породами пчел, которые способны добывать нектар в тяжелых погодных условиях.
Среди теплолюбивых представителей семейства выделяют пчелу Бакфаста. Она была выведена в начале 20-го века. Эти насекомые легко справлялись с пчелиными паразитами и собирали хорошие урожаи меда. Пчелы прекрасно себя чувствуют в теплом и влажном климате, а вот морозы для них губительны.
К числу морозоустойчивых перепончатокрылых насекомых относят следующие породы:
Насекомые на службе у человека
Пасечники смогли одомашнить диких пчел. Теперь насекомые служат человеку. Они готовы делиться частью своих запасов. Пасечники в свою очередь заботится о пчелах, готовят их к зимовке и строят улья.
Жизнь и успешное размножение энтомофильных растений, которых насчитывается более 200 тыс. видов, напрямую зависит от эффективной работы пчелы. Благодаря опылителям повышается урожайность многих культур. Именно поэтому пчелиные улья можно часто увидеть рядом с арбузными, гречишными, подсолнечными и другими возделываемыми полями.
Что изучает наука пчеловодство
Побудило написать эту статью огромное количество информации по пчеловодству, которое в последнее время просто лавинообразно нарастает, из-за небывалого интереса к нашему интереснейшему делу и быстрого развития информационных технологий.
Многие пчеловоды, особенно начинающие просто не успевают, а то и теряются в этом невероятном водовороте разнообразных «знаний и теорий». Как из всего этого потока выделить главное, на что можно надежно опереться? Тем более сейчас многие публикаций носят чисто коммерческий характер и зачастую откровенно безграмотны и кроме громких призывов не содержат ничего стоящего и рационального! Многие подобные проекты печатаются авторами для того чтобы привлечь внимание, заявить о себе и о своих «великих» достижениях в пчеловодстве! На проверку этого уходят годы труда и напряженных раздумий. Казалось бы все делаешь как пишет автор, но искомого результата нет и в помине, в чем же дело?
Чем же является наше любимое и насущное практическое пчеловодство? Наука это или искусство, или то и другое вместе? Если это наука, то тогда она имеет четкую теоретическую базу, то есть конкретные закономерности, которые описывают взаимосвязь разных явлений внутри этой науки. Тогда есть четко обоснованная и десятилетиями выверенная достоверная методика получения конкретного результата! Или это искусство, а искусство как известно не имеет четких методик, и тогда оно индивидуально и полностью зависит от понимания конкретного Мастера! Конечно, и в искусстве можно выделить некоторые направления, но не более того.
Из любого учебника по естественнонаучному методу познания окружающей природы, мы знаем, что существуют так называемые опытные науки. Приведу небольшую выписку:
«Опытные или, иначе, позитивные науки это те, которые:
1) изучают факты или явления природы, доступные органам чувств;
2) исследуют законы или отношения, которые известные явления имеют к другим явлениям, им предшествующим, их сопровождающим или за ними следующим;
3) при изучении явлений природы и исследовании их законов пользуются одними и теми же методами исследования, а именно: наблюдением, опытом и индукцией.
Наблюдение состоит в том, чтобы внимательно созерцать, рассматривать и точно отмечать элементы и свойства известного предмета, условия факта или явления природы в том виде, в каком они представляются нашим вооруженным или невооруженным органам чувств, не стараясь их воспроизводить или видоизменять по своему произволу. Наблюдение играет в высшей степени важную роль в астрономии, ботанике, зоологии, минералогии, геологии, анатомии и пр.
Опыт не довольствуется одним наблюдением и не ждет, чтобы изучаемые факты или явления сами представились для изучения, но искусственно воспроизводит требуемое явление, чтобы облегчить себе его изучение, и затем не ограничивается исследованием его в тех условиях, в которых оно дается нам в природе, но ставит его в новые условия, находящиеся во власти исследователя, чем даётся возможность умножать факты, изолировать явления, исключать случайные и несущественные условия и выделять необходимые и существенные условия происхождения или существования известного явления. Опыт подчиняется тем же правилам, что и наблюдение, но к наблюдению присоединяется еще эксперимент, т. е. искусственное произведение изучаемого факта, согласно целям и намерению исследователя. Образцом опытных наук могут служить физика, химия и физиология, которые поэтому и называются экспериментальными.
Индукция, или наведение, есть мыслительный процесс обобщения, распространяющий заключения от частного к общему и совершенно необходимый во всех науках, имеющих целью открыть свойства тел и законы их подчинения. Только индукция дает вывод новой и всеобщей истины из частных фактов опыта и наблюдения и открывает нам законы природы, т. е. общий и постоянный порядок, в котором непременно, неизменно и необходимо совершаются или должны совершаться явления при¬роды, конечно, под условием подразумеваемого принципа, что каждое действие имеет свою причину и что одинаковые причины обусловливают одинаковые последствия.
Но из открытого закона должны быть еще выведены его последствия и практические приложения; поэтому к индукции присоединяется дедукция — мыслительный процесс, выводящий из общей истины частный факт, из общего правила частное положение и извлекающий практические последствия из законов, открытых индукцией».
Итак, естественный метод исследования в опытных науках имеет в основании наблюдение, опыт и индукцию; а дедукция дополняет, подтверждает и укрепляет выводы индукции.
Чтобы обеспечить относительную достоверность индуктивного вывода, Ф. Бэкон, основатель опытного метода, ставит два главных условия:
1) увеличивать число наблюдений и разнообразить условия их происхождения,
2) определить условия, исключающие известное явление.
Некоторые из продавцов маток утверждают, что «наши матки самые лучшие и даже без пчел и соответствующего метода пчеловождения эта супер-матка обеспечит вам и расплод и мед!» Часто идет оценка качеств матки по величине, цвету, массе, национальности (породе), стране изготовления и т.д. Да, это несомненно очень важные параметры, но они не учитывают того, что матка всего лишь одна из составляющих частей единой пчелиной семьи! Несомненно важнейшая, но часть. Матка сама по себе как отдельная единица – сомнительная ценность! Поэтому качество матки оценивается с точки зрения семьи, а не в сравнении с другими матками и тем более не с точки зрения ее стоимости на рынке и что она привезена например из Германии, Польши и т.д. или получена от семьи рекордистки.
Какие для этого могут быть критерии:
— отсутствие самосмены новой матки (для этого матка должна быть мечена)
— хороший темп наращивания семьи (значит хороша яйценоскость, есть достаточный принос нектара и
пыльцы, достает пчел кормилиц, в улье достаточно места под засев, улей адекватен для пчел и они хорошо
могут
поддерживать в нем необходимый микроклимат)
— отсутствует роение
— хорошие показатели медосбора с данной семьи на годовой круг
— устойчивость семьи к болезням и неблагоприятным факторам среды
— хорошее качество зимовки данной семьи
Хотя бы эти основные критерии показывают что такое качественная матка, а не только ее какие-то внешние выдающиеся данные и то что она произошла от семьи рекордистки! А ведь для многих заветное слово «рекордистка» является главным критерием заставляющим выбирать данную матку!
С уважением, пчеловод Апухтин И.В., Московская обл., февраль 2013г.
История развития научных знаний о пчеле
Сваммердам родился в Амстердаме (Голландия) в 1637 г. Отец его был аптекарем. Известно, что аптекарь Сваммердам все свободное время посвящал своему любимому занятию – коллекционированию насекомых. Любовь к этому делу унаследовал и Иоганн, который, получив после окончания медицинского факультета Лейденского университета в 1667 г. диплом врача и защитив спустя год докторскую диссертацию, занялся исследованиями мира насекомых. Спустя два года после окончания университета Сваммердам написал и издал книгу «Всеобщая история насекомых», а еще через четыре года – трактат о пчелах. Приступив к изучению медоносных пчел, их внутреннего строения, процессов развития личинок, Сваммердам достиг замечательных результатов. Исследования половых органов пчел позволили показать, что матка является особью женского рода, а трутень – мужского. Этот вывод, положивший начало научным открытиям в изучении пчелы, был весьма значительным для своего времени. Установив, что матка является самкой, откладывающей яйцо, Сваммердам сильно поколебал утвердившееся мнение о матке, как существе, пользующемся особой властью в пчелином государстве (некоторые видели в ней «царицу» семьи). Сваммердам установил устройство ротовых органов и жала пчелы, описал развитие пчелы из яйца, прядение кокона личинкой, особенности анатомического строения личинки по сравнению с пчелой и т.д.
Иоганн Сваммердам в совершенстве владел техникой анатомических микроисследований и от него часто не могли укрыться даже мельчайшие особенности внутреннего строения насекомых. Это тем более удивительно, что микроскоп в то время был только изобретен и был далеко не совершенен.
Кандидатская диссертация Г.Д. Билаша посвящена вопросам селекции пчел. Он руководил коллективом селекционеров, работавших над созданием внутрипородного типа среднерусской породы пчел «Приокский», успешно завершившейся в 1991 г. Г.Д. Билаш организовал и возглавил в 1964 г. широкомасштабную работу по сравнительному испытанию пород пчел и их помесей в различных регионах страны, результатом которой стал План породного районирования пчел в СССР, принятый в 1979 г. Г.Д. Билаш опубликовал более 200 работ по различным вопросам пчеловодства.
Много внимания Григорий Данилович уделял строительству и расширению экспериментальной базы института, созданию сети опытных станций и опорных пунктов в различных регионах страны, внедрению технологий промышленного пчеловодства. Любимым детищем Г.Д. Билаша стал созданный им музей-выставка, по праву являющийся одним из лучших в мире.
Особый теоретический и практический интерес представляют многосторонние работы А.Ф. Губина по дрессировке пчел на опыление растений. Эти исследования по масштабности, методической безупречности и практической значимости позволили не только решить проблему организации опыления важнейшей кормовой культуры – красного клевера, но и привлечь внимание к пчеловодству, как к опылительному цеху растениеводства. В 1945 г. Александр Федорович блестяще защитил докторскую диссертацию, которая спустя два года была опубликована. В книге «Медоносные пчелы и опыление красного клевера» на основании многочисленных данных утверждалось, что управление летно-опылительной деятельностью пчел путем дрессировки позволяет усилить вылет пчел-сборщиц из улья в 10–20 раз и повысить урожайность опыляемых растений в два-три раза. Можно с уверенностью утверждать, что в значительной степени под влиянием этой работы пчелоопыление, как обязательный агротехнический прием, было включено в рекомендации по возделыванию самых различных энтомофильных культур.
А.Ф. Губин известен как убежденный сторонник содержания сильных семей и их зимовки при относительно низких (0–2°С) температурах, а также содержания на пасеках средней полосы России пчел среднерусской породы, более приспособленных к длительной холодной зимовке. Не отрицая ценности некоторых особенностей пчел южного происхождения (в том числе кавказских), он считал опасным и нежелательным их широкое распространение в средней полосе России в связи с их пониженной зимостойкостью, большей восприимчивостью к нозематозу, гнильцовым заболеваниям и другим болезням, а также с возможной метизацией, сводящей на нет положительные признаки и особенности как местных, так и завозных пчел.
Огромное производственное значение имела многолетняя работа кафедры и пасеки академии по организации и развитию пчеловодства в Заполярье и Саха-Якутии. В результате многие хозяйства Мурманской области, Карелии и Коми широко используют медоносных пчел для опыления культур защищенного грунта.
В 1920 г. вышла широко известная работа К. Фриша «О языке пчел», переведенная на многие языки, в том числе и на русский (в 1930 и 1935 гг.), принесшая автору мировую известность.
В 1921 г., в возрасте 35 лет, К. Фриш становится профессором Ростокского университета, а с 1923 г. – профессором зоологии и директором зоологического института в Мюнхене.
После окончания медицинского факультета Венского университета Ф. Руттнер был оставлен на этом факультете в должности приват-доцента. Одновременно он вел прием больных как врач-невропатолог. Однако тяжелая болезнь заставила его отказаться от избранного дела. Изучив зоологию, Ф. Руттнер обратил внимание на пчеловодство. В марте 1948 г. он вернулся в Лунц-ам-Зее и подписал контракт с пчеловодческим товариществом. В его ведении оказались 60 отводков и несколько чистопородных семей карника. С матки № 1012/47 в мае 1948 г. здесь было начато выведение чистопородных маток краинской породы.
В 1948 г. Ф. Руттнер вместе со своим братом Гансом приступил к реконструкции сельскохозяйственной опытной станции в Лунц-ам-Зее, которая в 1955 г. была преобразована в филиал Федерального учебно-исследовательского института пчеловодства в Вене. В проведении этой работы ему большую помощь оказал Австрийский Союз пчеловодов, что позволило проводить работы, в дальнейшем нашедшие широкое применение в практическом пчеловодстве. Так, были сформированы и уточнены критерии породы пчел карника, позволяющие отличать чистопородных пчел от помесей.
Доцент кафедры биологии Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова Р.Д. Риб
Что изучает наука пчеловодство
Пчеловод
Сообщений: 448
Регистрация: 3.2.2013
Из: Моск. обл
Спасибо сказали: 808
Пчело-стаж:11-20 лет
Пчелосемей:1-10
ПЧЕЛОВОДСТВО ЭТО ИСКУССТВО или ОПЫТНАЯ НАУКА?
Побудило написать эту статью огромное количество информации по пчеловодству, которое в последнее время просто лавинообразно нарастает, из-за небывалого интереса к нашему интереснейшему делу и быстрого развития информационных технологий.
Многие пчеловоды, особенно начинающие просто не успевают, а то и теряются в этом невероятном водовороте разнообразных «знаний и теорий». Как из всего этого потока выделить главное, на что можно надежно опереться? Тем более сейчас многие публикаций носят чисто коммерческий характер и зачастую откровенно безграмотны и кроме громких призывов не содержат ничего стоящего и рационального! Многие подобные проекты печатаются авторами для того чтобы привлечь внимание, заявить о себе и о своих «великих» достижениях в пчеловодстве! На проверку этого уходят годы труда и напряженных раздумий. Казалось бы все делаешь как пишет автор, но искомого результата нет и в помине, в чем же дело?
Чем же является наше любимое и насущное практическое пчеловодство? Наука это или искусство, или то и другое вместе? Если это наука, то тогда она имеет четкую теоретическую базу, то есть конкретные закономерности, которые описывают взаимосвязь разных явлений внутри этой науки. Тогда есть четко обоснованная и десятилетиями выверенная достоверная методика получения конкретного результата! Или это искусство, а искусство как известно не имеет четких методик, и тогда оно индивидуально и полностью зависит от понимания конкретного Мастера! Конечно, и в искусстве можно выделить некоторые направления, но не более того.
Из любого учебника по естественнонаучному методу познания окружающей природы, мы знаем, что существуют так называемые опытные науки. Приведу небольшую выписку:
«Опытные или, иначе, позитивные науки это те, которые:
1) изучают факты или явления природы, доступные органам чувств;
2) исследуют законы или отношения, которые известные явления имеют к другим явлениям, им предшествующим, их сопровождающим или за ними следующим;
3) при изучении явлений природы и исследовании их законов пользуются одними и теми же методами исследования, а именно: наблюдением, опытом и индукцией.
Наблюдение состоит в том, чтобы внимательно созерцать, рассматривать и точно отмечать элементы и свойства известного предмета, условия факта или явления природы в том виде, в каком они представляются нашим вооруженным или невооруженным органам чувств, не стараясь их воспроизводить или видоизменять по своему произволу. Наблюдение играет в высшей степени важную роль в астрономии, ботанике, зоологии, минералогии, геологии, анатомии и пр.
Опыт не довольствуется одним наблюдением и не ждет, чтобы изучаемые факты или явления сами представились для изучения, но искусственно воспроизводит требуемое явление, чтобы облегчить себе его изучение, и затем не ограничивается исследованием его в тех условиях, в которых оно дается нам в природе, но ставит его в новые условия, находящиеся во власти исследователя, чем даётся возможность умножать факты, изолировать явления, исключать случайные и несущественные условия и выделять необходимые и существенные условия происхождения или существования известного явления. Опыт подчиняется тем же правилам, что и наблюдение, но к наблюдению присоединяется еще эксперимент, т. е. искусственное произведение изучаемого факта, согласно целям и намерению исследователя. Образцом опытных наук могут служить физика, химия и физиология, которые поэтому и называются экспериментальными.
Индукция, или наведение, есть мыслительный процесс обобщения, распространяющий заключения от частного к общему и совершенно необходимый во всех науках, имеющих целью открыть свойства тел и законы их подчинения. Только индукция дает вывод новой и всеобщей истины из частных фактов опыта и наблюдения и открывает нам законы природы, т. е. общий и постоянный порядок, в котором непременно, неизменно и необходимо совершаются или должны совершаться явления природы, конечно, под условием подразумеваемого принципа, что каждое действие имеет свою причину и что одинаковые причины обусловливают одинаковые последствия.
Но из открытого закона должны быть еще выведены его последствия и практические приложения; поэтому к индукции присоединяется дедукция — мыслительный процесс, выводящий из общей истины частный факт, из общего правила частное положение и извлекающий практические последствия из законов, открытых индукцией».
Итак, естественный метод исследования в опытных науках имеет в основании наблюдение, опыт и индукцию; а дедукция дополняет, подтверждает и укрепляет выводы индукции.
Чтобы обеспечить относительную достоверность индуктивного вывода, Ф. Бэкон, основатель опытного метода, ставит два главных условия:
1) увеличивать число наблюдений и разнообразить условия их происхождения,
2) определить условия, исключающие известное явление.
Некоторые из продавцов маток утверждают, что «наши матки самые лучшие и даже без пчел и соответствующего метода пчеловождения эта супер-матка обеспечит вам и расплод и мед!» Часто идет оценка качеств матки по величине, цвету, массе, национальности (породе), стране изготовления и т.д. Да, это несомненно очень важные параметры, но они не учитывают того, что матка всего лишь одна из составляющих частей единой пчелиной семьи! Несомненно важнейшая, но часть. Матка сама по себе как отдельная единица – сомнительная ценность! Поэтому качество матки оценивается с точки зрения семьи, а не в сравнении с другими матками и тем более не с точки зрения ее стоимости на рынке и что она привезена например из Германии, Польши и т.д. или получена от семьи рекордистки.
Какие для этого могут быть критерии:
— отсутствие самосмены новой матки (для этого матка должна быть мечена)
— хороший темп наращивания семьи (значит хороша яйценоскость, есть достаточный принос нектара и
пыльцы, достает пчел кормилиц, в улье достаточно места под засев, улей адекватен для пчел и они хорошо
могут
поддерживать в нем необходимый микроклимат)
— отсутствует роение
— хорошие показатели медосбора с данной семьи на годовой круг
— устойчивость семьи к болезням и неблагоприятным факторам среды
— хорошее качество зимовки данной семьи
Хотя бы эти основные критерии показывают что такое качественная матка, а не только ее какие-то внешние выдающиеся данные и то что она произошла от семьи рекордистки! А ведь для многих заветное слово «рекордистка» является главным критерием заставляющим выбирать данную матку!
С уважением, пчеловод Апухтин И.В., Московская обл., февраль 2013г,