Что изучает наука геральдика 5 класс

Геральдика — наука о гербах

Человечество за тысячелетия своего существования придумало множество эмблем. Наука, которая их изучает, называется эмблематикой. Частью эмблематики является геральдика, которая изучает гербы, традиции и практику их использования. Гербы отличаются от других эмблем тем, что их строение, использование и правовой статус отвечают специальным правилам, которые сложились исторически. Геральдика строго определяет, что и как может быть нанесено на государственный, фамильный герб и т.д., объясняет смысл тех или иных фигур.

Что изучает наука геральдика 5 класс

Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык. В XI в. этой науки еще не существовало. Правда, на гобелене из Байё, созданном вскоре после завоевания Англии Вильгельмом I в 1066 г. и посвященном этому событию, на щитах нормандских воинов вышиты рисунки, напоминающие геральдические. Правда, на разных изображениях одних и тех же рыцарей рисунки на щитах отличаются. Значит, все же о геральдике здесь речи нет.

Геральдика появилась примерно в 1120— 1150 гг. По крайней мере, во время Первого крестового похода (1096—1099) ее еще не было, а во время Второго (1147—1149) она была уже привычным делом. Возникла геральдика благодаря появлению доспехов, которые не позволяли увидеть лицо противника, закрытое шлемом. Поэтому рыцари и стали расписывать свои щиты разнообразными фигурами, вскоре превратившимися в опознавательные знаки. Постепенно сложились правила росписи гербов, их описания. Гербы стали передаваться по наследству. Они были важны еще и потому, что, начиная уже с XI в., в условиях развития феодальных отношений положение человека стало определяться принадлежностью к той или иной социальной группе или подгруппе. Потому изображение на гербе обрело особое значение и усложнилось, отображая все эти различия.

Что изучает наука геральдика 5 класс

К наиболее ранним свидетельствам о существовании геральдики относится изображение щита на гробнице умершего в 1151 г. Жоффруа V, графа Анжуйского, мужа английской королевы Матильды и отца английского короля Генриха II. Упоминается, что герб, украшенный львами, пожаловал Жоффруа его тесть Генрих I в 1127 г. Правда, сама гробница изготовлена примерно в 1155—1160 гг., а на единственной сохранившейся печати Жоффруа герба нет.

В конце XII — первой половине XIII в. геральдика быстро распространилась на все общество. Вслед за важными сеньорами ее стали использовать знатные дамы, затем появились гербы городов, духовных лиц, буржуа, ремесленников и ремесленных цехов, а к концу XIII в. — гербы светских и монашеских общин. В XIV в. одним из центров геральдического творчества становится церковь. А в Южной Англии, Фландрии и Нормандии гербы имелись даже у некоторых крестьян.

Что изучает наука геральдика 5 класс

Немалую роль в распространении гербов сыграли печати, на которых они изображались. Гербы наносили также на знамена и амуницию лошадей.

Очень сильно повлияли на распространение геральдики рыцарские турниры, проводившиеся до XVI в. Перед началом турнира специальные глашатаи — герольды — представляли рыцарей, громко описывая их гербы на специальном геральдическом языке согласно определенным правилам. Процесс описания называли блазонированием, а само описание — блазоном. Гербы в это время демонстрировали зрителям двое мужчин или мальчиков, особым образом наряженных. Благодаря этому появился новый элемент герба — щитодержатель.

Что изучает наука геральдика 5 класс

Что изучает наука геральдика 5 класс

Что изучает наука геральдика 5 класс

Начиная с XVIII в., европейская геральдическая традиция проникает в Америку, Азию, Африку и Австралию.

В России геральдика появилась во второй половине XVII в. Так, в 1672 г. был опубликован «Титулярник», представлявший собой собрание гербов. В 1705 г. указом Петра I в Амстердаме была напечатана книга «Символы и эмблемата», где содержалось больше 800 изображений. Она позднее стала образцом при создании множества российских гербов. В 1722 г. была учреждена Герольдия (учреждение, занимавшееся составлением и толкованием гербов), в 1726 г. при Петербургской академии наук основали кафедру геральдики. Начиная с 1797 г., составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включавший около 5000 гербов.

Что изучает наука геральдика 5 класс

Геральдические щиты

Геральдический щит является основой любого герба. Это стилизованный атрибут, на лицевой поверхности которого, то есть в гербовом поле, изображены геральдические фигуры. Стороны называются по отношению к рыцарю, который несет щит. Поэтому левая от зрителя сторона именуется правой, а правая — левой.

Что изучает наука геральдика 5 класс

Имеется множество вариантов нанесения разметок на щит. Когда щит делится надвое по горизонтали, он называется пересеченным, по вертикали — рассеченным, по диагонали справа налево — скошенным слева, по диагонали слева направо — скошенным справа.

Гербовые фигуры, отображенные на щите

Каждая поза фигуры описывается по-своему. Так, лев, направленный в сторону, называется вздыбленным, стоящим, шествующим, сидящим и т.д.

Что изучает наука геральдика 5 класс

Герб для Адама

Гербы сочиняли и для мифологических, легендарных персонажей, деятелей древности, у которых никогда не было этого атрибута. Например, были придуманы гербы для Адама, Христа и ветхозаветных пророков.

Геральдические тинктуры

Геральдические тинктуры (краски и покрытия) допускают два металла (золото и серебро), два меха (горностаевый и беличий) и пять финифтей (эмалей) — червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур.

Источник

Геральдика. О чем рассказывают гербы и эмблемы (5 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что изучает наука геральдика 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Геральдика.
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Учитель: Ли Бэла Моисеевна

Описание слайда:

Что такое геральдика?
Что такое символ?
Что такое герб?
Как герб и символ могут рассказывать?

Описание слайда:
Описание слайда:

Знак- это изображение, имеющее только одно, лишь ему свойственное, узкоспециальное значение. Знак должен как можно лаконичнее и точнее передавать конкретную информацию: разрешать, предупреждать, запрещать.

Описание слайда:

Символ- это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это- условное обозначение какого-либо понятия. Символ не сводится к одному значению, он может иметь несколько значений, иногда понятен только в контексте.

Описание слайда:

История возникновения знаков и символов
Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку.

Описание слайда:

Герб (от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству.
Геральдика — наука о гербах.

Описание слайда:

Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах
( штандартах) и на попонах лошадей.

Описание слайда:
Описание слайда:

В большинстве случаев щит бывает разделен на несколько частей, каждый из которых называются полем

Описание слайда:

В геральдике используются 7 цветов.
Желтый (золотой)- символ богатства и справедливости;
Белый ( серебро)- символ чистоты;
Червленый ( темно-красный)- символ любви и смелости;
Голубой – символ красоты и величия;
Зеленый- символ изобилия и надежды;
Пурпурный ( оттенок красного)- могущество;
Черный- мудрость и печаль.

Описание слайда:

Каждое условное обозначение имеет свое значение:
Лев- символ силы и власти, мужества и благородства;
Дуб, медведь- сила, мужество;
Факел, раскрытая книга- знание;
Пчела- трудолюбие;
Лавр- слава;
Крылатый змей- зло, смуту;
Змея- ум, изворотливость, внезапное нападение;
Дракон- могущество;
Рука- храбрость.

Описание слайда:
Описание слайда:

Многие гербы украшает лента с девизом.
Девиз- это выражение, отражающее принципы рыцаря.

Описание слайда:

Герб рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей. Рассказ ведется на языке символов.

Описание слайда:
Описание слайда:

Новосибирская обл.
г. Татарска
Татарский район

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Что такое геральдика?
Что такое герб?
Что такое символ?
Как герб и символ могут рассказывать?
Где и когда появились первые гербы?
Где можно использовать полученные знания?

Описание слайда:

Информация о гербе России
www.kostyor.ru

« И край мне этот дорог…»
www/edu54.ru /user/ 1704

Домашнее задание принимаю
poniriv@mail.ru

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что изучает наука геральдика 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что изучает наука геральдика 5 класс

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

Что изучает наука геральдика 5 класс

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Гербы обычно состоят из следующих элементов: геральдического щита, геральдического шлема, намёта(шлемового покрывала, изорванного в лоскуты, обычно имеющего верхнюю сторону в цвет главной финифти герба, а подкладку — в цвет главного металла), короны, нашлемника, щитодержателей (изображения людей, аллегорических фигур или «геральдических зверей», стоящих на задних лапах), мантии и девиза.

Гербы, в близкой к современной форме, появились в Средние века в западной Европе, в Англии и Франции. Первым гербом считается щит с шестью золотыми львами в лазоревом поле, который, согласно оспариваемой сегодня версии, Жоффруа V Анжуйский получил в 1127 или 1128 году от своего тестя, короля Англии Генриха I по случаю женитьбы на его дочери Матильде, вдове императора Генриха V.

У аланов и тюркских народов родовые знаки существовали в виде тамги, которые присваивались каждой аристократической фамилии (например у осетинской аристократии).

Гербы можно систематизировать по принадлежности, рангам, изображениям юридического состояния, стилям.

Источник

Конспект урока «Геральдика-наука о гербах»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МБОУ Бобровская СОШ №2

Информационно – коммуникационные технологии

План – конспект урока

Геральдика – наука о гербах

По программе Б.М.Неменского

Лягоскина Валентина Александровна

Тема урока: Геральдика – наука о гербах

Цели и задачи : Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства, с гербовой символикой средневековья и историей возникновения русских гербов.

Развивать творческий интерес, познавательную активность.

Воспитывать чувства патриотизма, уважения к истории и традициям своей родины.

активно включается в общение, отстаивает своё мнение доброжелательно и толерантно;

— обосновывает ценность, значимость приобретаемых знаний и умений лично для себя, общества в целом.

— владеет умением работать с различной информацией;

— планирует процесс познавательно-трудовой деятельности.

выделяет и обобщённо фиксирует группы существенных признаков объектов;

— создаёт декоративную композицию в соответствии с традициями цветового и символического изображения.

1.Компьютер. Мультимедийный проектор

2.Плакат с государственной символикой.

4.Репродукции с изображением исторических гербов России

5. Презентация «Гербы и эмблемы»

Литературный ряд: Российский героический эпос.

Музыкальный ряд: музыка Вивальди; Моцарт симфония №40

Организационный момент. Проверка организации рабочего места ученика.

Вступительная беседа учителя:

Ребята, как называется государство, в котором мы живем?

Какие государственные символы нашей страны вы знаете?

Когда же возник герб на Руси?

Современные символы, ребята, имеют исторические корни. Так наука о гербах возникла очень давно, в 12 веке. Это были времена прекрасных дам и доблестных рыцарей.

Давайте мы мысленно перенесемся в средневековье Западной Европы. (звучит фонограмма музыки Вивальди).

Настоящий рыцарь должен был хорошо танцевать, сочинять стихи, играть на музыкальных инструментах и обязательно участвовать в рыцарских турнирах.

На турнире рыцарь появлялся в доспехах: шлем и щит. Шлем скрывал лицо участника турнира, но на щите рыцаря изображался его собственный герб.

Форма герба была разнообразной, но в своей основе она напоминала форму рыцарского щита. Поверхность герба была сплошной, либо делилась на несколько полей.

Немаловажное значение имел цвет: желтый, белый, красный, черный.

На гербе не допускалось использовать более 5-и цветов.

Герб заполнялся и символическими фигурами – к ним относятся: дуб, лев, слон и т.д.

Герб выражал степень знатности, основные занятия и заслуги перед государством.

Иногда герб украшался лентой – девизом. (Девиз – это жизненные принципы рыцаря)

Венчает герб – корона.

В 14 веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Подбиралось сочетание цветов и украшалось символическими фигурами. Герб и гербовые платья передавались по наследству.

Как возник герб на Руси?

Двуглавый орел пришел к нам из Византии. В 15 веке царь Иван 3 женился на последней византийской принцессе и принял византийский герб для Руси. С тех пор герб продолжал развиваться, изменяться и дополняться.

Сначала двуглавый орел имел опущенные крылья и вписывался в круг.

В1667 году при Алексее Михайловиче орёл изображался по 8-мя коронами, с поднятыми крыльями, со скипетром и державой в лапах.

Изменения герба произошло при Александре III в 1882 году. Герб охраняли щитодержатели в образе ангелов, а по кругу размещались гербы русских городов – Новгорода, Суздаля, Владимира и др.

В 18 веке при Павле I в центре герба Российской империи расположился герб Москвы с изображением Георгия Победоносца – наиболее почитаемого святого на Руси. Существует сказание о чудесах святого Георгия. «…Некогда в Палестине жила царевна и случилось так, что в окрестном озере объявился змий, которому на съедение горожане должны были отдавать прекрасную царевну. Георгий победил змия. Он пронзил его своим копьём, а конь растоптал змия. После этого царь, отец девушки и его подданные убедились в силе христианской веры и сами приняли христианство»

С тех пор Георгий был признан святым и его почитание распространилось во многих странах.

А кто из вас, ребята, знает что означают символы на гербе нашего города Боброва и города Воронежа?

Герб Воронежа представляет собой сочетание орла, воды, камня и сосуда.

-орёл символизирует Россию

-вода – это колыбель флота

-сосуд – благородный поступок, жертвенность, в перевёрнутом виде – временная неудача.

В истории сказано, что в 16 веке Воронеж встал на защиту южных рубежей Российского государство. Неоднократно разрушался, горел и восстанавливался из пепла.

Герб Боброва из 3-х поясных частей:

-верхняя часть символизирует принадлежность России

-средняя часть символ Воронежской области

-нижняя часть завершается символом города- бобром.

Сегодня у вас, ребята, есть возможность создать свою символику герба. Представьте, что вы жители одного города, которого нет на карте- это может быть «город спорта», «город-сад», «город искусства», «город музыки».

Задание 1.Распределитесь на 4 человека.

2.Выберете свой город и соответствующую ему символику.

3.Распределите между членами команды выполнение отдельных элементов.

4.Составить общую композицию.

5.Представить герб зрителям.

В ходе самостоятельной работы звучит соната Моцарта.

Анализ. Подведение итога выполненных работ.

Ребята, мы сегодня многое узнали о геральдике.

А сейчас давайте закрепим изученное.

Для этого отгадаем кроссворд:

1.Оличительный знак, передаваемый по наследству.

2.Имя воина- защитника, изображенного на гербе Москвы.

3.Особые знаки на щите-гербе, которые рассказывают о его владельце, его достоинствах.

4.Как называют в геральдике жёлтый и серый цвет?

5.Царственное животное, эмблема королей.

7.Часть герба, на котором написаны крылатые слова.

9. Что венчает герб?

10. Изображение птиц, животных, человека, поддерживающих щит.

Подготовить дополнительный материал по символике России.

Источник

Геральдика как наука. Правила составления герба.

Цвета в геральдике

Символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

1. Правом на герб обладают субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Согласно российской традиции, город может иметь герб, даже не будучи отдельным муниципальным образованием. Но в принципе право на этот герб принадлежит не самому городу, а муниципальному образованию, к которому этот город относится. Органы самоуправления этого муниципального образования могут вводить или не вводить герб в использование, по своему усмотрению регулировать его употребление и т.д

Населенные пункты, не являющиеся отдельными муниципальными образованиями (.), претендовать на герб не могут. Органы местного самоуправления вправе вводить для таких населенных пунктов административные эмблемы, разработка которых выходит за пределы рассматриваемых здесь проблем.

Особые регионы, образуемые федеральными Законами и Указами, также могут иметь гербы; но вопрос о таковых должен каждый раз рассматриваться в индивидуальном порядке.

2. Городские гербы, утвержденные в законодательном порядке до 1917 года, остаются в силе как не отменявшиеся в законодательном порядке ни в годы революции, ни позднее. Поэтому правильнее говорить не о возрождении или восстановлении исторического герба города, а о восстановлении его употребления или об обращении к историческому гербу. Переименование города не лишает его права на исторический герб.

Право на исторический городской герб сохраняется за городом, если он является муниципальным образованием. Если же он входит в качестве составной части в более крупное муниципальное образование (район и т.п.), то право на использование исторического герба переходит к этому образованию.

3. В случае слияния муниципальных образований, уже имеющих гербы, возможно: 3.1. создание нового герба с использованием или без использо-вания элементов существовавших ранее гербов; 3.2. соединение гербов в один составной; 3.3. принятие герба одного из муниципалитетов в качестве общего.

ЗНАЧЕНИЕ И СИМВОЛИКА ГЕРБА

5. Прекрасно, если герб отражает местную историю, топографию, достопримечательности или же стремления жителей города (района, области и т.д.). Но не стоит превращать герб в «краткий путеводитель» и пытаться отразить в нем все локальные особенности. Во-первых, отразить все особенности вряд ли удастся. Во-вторых, герб создается на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет. В-третьих, есть риск создать перегруженную композицию, не поддающуюся прочтению.

ОСНОВНЫЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ И ГЕРАЛЬДИКО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

8. Важнейшие элементы герба помещаются в пределах ограниченного пространства, условно именуемого геральдическим щитом (полем щита).

Поворот живых фигур и орудий влево вполне возможен, но требует специальной мотивации. Например, поворот московского всадника влево освящен давней традицией; это же можно сказать и о фантастическом звере в городском иркутском гербе. Аналогичный поворот тигра в гербе Еврейской Автономной Области символизирует необычную судьбу этого субъекта Федерации и т.д.

12. Недопустимо помещение в гербе конкретных архитектурных сооружений (зданий, памятников и др.). В гербе нельзя, к примеру, изобразить Московский Кремль или Медного всадника (хотя можно изобразить условную крепость с остроконечными башнями, определив их число, расположение и т.д., или всадника на скале).

13. Необходимо избегать включения в герб элементов, являющихся исключительной принадлежностью позднего нового и новейшего времени, а также технологически специфических форм (станки, автомобили, пистолеты, специальные инструменты и др.); их рекомендуется заменять традиционными условными знаками-аналогами: молнией для электростанции или электроэнергии, сквозным ромбом для текстильного производства и т.п.

15. Щит герба, как правило, должен иметь одно поле. Это поле может делиться на разноцветные участки, но они должны быть объединены общей фигурой, образовывать цельную композицию. В противном случае герб окажется соединенным из двух или нескольких гербов, а это допустимо лишь в тех случаях, если имеет место слияние муниципалитетов, городов, территорий, уже имевших свои гербы в прошлом.

При соединении нескольких гербов в одном необходимо помнить, что разные способы их сочетания (в рассеченном щите, пересеченном щите, в щите, разбитом начетверо и т.д.) имеют разное геральдическое и правовое значение, что определяется международными и отечественными нормами и прецедентами. В принципе каждый отдельный случай заслуживает отдельного обсуждения.

В исторических версиях многих городских и уездных гербов щит был пересеченным (разделенным по горизонтали) и объединял региональную эмблему с местной. Но эти гербы устарели более века назад (см. раздел 23) и служить образцом сегодня отнюдь не могут.

Герб является «изобразительным именем», и дополнять его писаным именем было бы не только негеральдическим действием, но и тавтологией, неоправданным дублированием обозначающей функции. К тому же на бланках и гербовых печатях органов власти и самоуправления герб все равно сопровождается надписью-названием.

17. За исключением девиза, все элементы герба, сопровождающие щит, имеют особое геральдико-правовое значение атрибутов статуса и потому не могут вноситься в гербы произвольно.

Источник

Что изучает геральдика

Что изучает наука геральдика 5 класс

Почти каждый человек знает, что такое герб. Большинство граждан нашей страны знакомо с традиционными государственными знаками. Люди видят официальные символы других стран на спортивных и развлекательных мероприятиях мирового масштаба – чемпионатах, олимпиадах, музыкальных конкурсах. В современном мире многие люди даже не задумываются, что означает слово «геральдика», чем занимается эта наука, что изучает и на каких основах строится. Читайте об этом в нашей статье.

Что изучает наука геральдика 5 класс

Геральдическая символика плотно вошла в нашу жизнь. Мы не замечаем ее, хотя встречаемся с ней на каждом шагу. Государственный герб и флаг, эмблемы спортивных команд, логотипы известных брендов – у всего этого общие корни.

Понятие «фамильный герб» осталось в прошлом». Но в Средние века он был у каждого знатного рода. По нему можно было узнать, к какой семье принадлежит человек, его статус и положение в обществе.

И сейчас есть люди, которые интересуются своей родословной и стремятся восстановить знаки отличия. В детских садах и школах воспитатели и учителя часто предлагают воспитанникам придумать и нарисовать герб своей семьи. Задание развивает фантазию.

Но разработка настоящей эмблемы требует серьезного подхода и профессиональных навыков. Если же вы хотите иметь индивидуальный знак отличия, обращайтесь в «Российский дом родословия». Компания предлагает услуги по созданию личного фамильного герба. При заказе родословной книги Вы получите его с 10% скидкой. Специалисты разработают семейную символику, отталкиваясь от предпочтений и истории каждого клиента.

Что изучает наука геральдика 5 класс

Кратко о геральдике: что это такое, определение понятия и краткая история слова

Это наука, которая занимается изучением, описанием и толкованием геральдических знаков. Вспомогательное направление, которое является частью другого большого раздела – эмблематики. Но многие любители и профессионалы не согласны рассматривать ее как ответвление и считают полноценной дисциплиной.

В ней рассматриваются практики создания гербов, их значения и история. Отличие от остальных разделов состоит в том, что символика, изучаемая в данной категории, обладает особой ценностью, а их строение и употребление происходит по исторически сложившимся традициям. В Средневековье даже был сформирован специальный геральдический язык. Он появился, потому что в те времена образованных людей среди простого населения было мало. Яркие рисунки, с изображениями зверей, птиц, растений легче запоминались. Каждый знал, в чьих землях он проживает, и мог описать уникальное изображение, символизирующее знатный род.

Родовые знаки традиционно также называют тотемами, и они являются самыми близкими по значению к гербам. Термин этот происходит от слова «ототем», что на языке коренных народов Северной Америки значит «его род». Обряд определения тотема представляет собой выбор семьей покровителя. Как правило, это животное или растение. Впоследствии считается, что каждый член племени происходит именно от этого самого прародителя. Похожие традиции и символы были и у древних славян.

Что изучает наука геральдика 5 класс

Что значит слово «геральдика»

Термин образовался от «глашатай»: на латыни он пишется как heraldus. Глашатаями в Средневековье называли людей, которые служили при королевских дворах и являлись ответственными за проведение рыцарских турниров. Они были в большом почете, а их труд высоко оценивался. Существовала даже традиция одаривать их, для выражения почтение правителю, что его послал.

Гербы, как и люди этой профессии, передавали некую информацию. Только ораторы голосом, а символы – цветом, изображение.

Обратите внимание, что в русском языке слово «герольд» отличается от «Геральд». О первом вы уже узнали, а вторым обозначался носитель старогерманского имени. Не стоит его путать с геральдистами, геральдиками, гербоведом и армористом. Они все обозначают одно и тоже понятие – знаток геральдики.

Когда появилась дисциплина

Что изучает наука геральдика 5 класс

Употребление знаков, похожих на гербы, а, следовательно, и сама наука замечена еще во времена Гомера, в XI веке до нашей эры. Но бытует мнение, что в то время подобная символика служила всего лишь украшением и не несла в себе глубинного смысла.

Сама же геральдика в известном нам значении появилась в XII веке нашей эры, в промежутке между I и II крестовыми походами. И была как никогда актуальна. Дело в том, что в то время велись масштабные сражения, и подобные знаки отличия помогали различать врагов и союзников на поле боя.

Впоследствии гербы стали символами не только конкретных личностей, но и их потомков. Каждый знатный род имел свою отличительную символику. А наличие герба и длинной родословной в несколько поколений выдающихся предков давало определенные привилегии.

Все те, кто изучал данную сферу в XVII-XIX веках столкнулись с проблемой систематизации и считали, что наука средневековья пошла родом из Римской Империи.

Но известно, что индивидуальную символику имело каждое государство. К тому же почти у всех имелись разные правила составления знаков отличия. Поскольку четкого обозначения геральдики как науки в то время еще не было, под это определение попадала любая работа со всевозможными знаками и символами.

Итоговую систематизацию науке предоставил в XVII веке священнослужитель из Франции Клоду Франсуа Менестрье в своей работе «Истинное искусство геральдики и происхождения гербов» (Le veritable art du blason et l’origine des armoiries).

Закат этой сферы пришелся на эпоху отказа от феодализма и монархии. Новые порядки абсолютно отказались принимать атрибутику знати. В результате, о геральдических знаках отличия пришлось забыть. Тем не менее собственные символы остались у стран и городов. Они используются и в настоящий момент.

Но не смотря на то, что в Средневековье гербоведение сыграло очень важную роль и обрело высокий статус, оно развивалось только в одном направлении: знаки усложнялись. Это делалось для того, чтобы помешать злоумышленникам подделывать эмблемы знатных родов в важных документах.

Что изучает наука геральдика 5 класс

Важную роль в становлении гербоведения сыграло рыцарство. На проводящихся турнирах каждый участник имел свой знак отличия. Перед поединком герольд «читал» герб своего господина, соблюдая правильный порядок. Эта традиция помогала другим рыцарям узнать, насколько знатен соперник.

В России

Что обозначает слово геральдика, что изучает и чем занимается эта наука, в России стало кратко известно при царе Алексее Михайловиче Романове по прозвищу «Тишайший». Именно он составил первую классификацию. Впоследствии она была доработана с помощью специалистов из Польши в XVII веке.

Что изучает наука геральдика 5 класс

Позже Петром I в нашей стране также сформировалась собственная система гербов. Они имелись у дворян, городов и у государств, входящих в состав – двуглавый орел. Были созданы герольдии и герольдмейстеры – государственные учреждения, профессионально работающие в сфере составления и толкования символики.

Так было до прихода советской власти и наступления новой эпохи в истории страны. Тогда дисциплина стала всего лишь разделом истории, а все знаки отличия были отменены официальным приказом, поскольку считались буржуазным пережитком прошлого. Однако сохранились гербы старых городов. Для новых создавалась индивидуальная символика социалистической направленности.

Виды геральдики и особенности применения на практике

Что изучает наука геральдика 5 класс

Данная наука делится на два вида:

Остановимся на этих двух раздела подробнее.

Теоретическая часть дисциплины занимается изучением правил и методик создания геральдического знака. В ее функции также входит процедура описания и расшифровки уже существующих примеров с применением специальной терминологии. Сюда же относится изучение прикладной области, в которой рассматриваются атрибуции и идентификации различного рода документов.

Если формальный раздел науки занимается изучением правил построения символики, то практический их непосредственно создает. Специалисты не только изготовляют новые, но и обновляют и изменяют старые знаки, а также рассматривают историю происхождения геральдических символов.

При создании гербов строго соблюдаются геральдические нормы и правила. В эпоху Средневековья этому тоже уделялось большое значение. Наука различает девять разных тинктур – красок и материалов:

Но даже обыкновенный щит, для создания которого использовалась только одна тинктура тоже является полноценным гербом.

Сегодня для реализации задуманного профессионалы также используют только качественные и дорогостоящие компоненты.

Положение дисциплины сейчас

Геральдика имеет огромное значение и сыграла очень важную роль в изучении истории. С её помощью можно:

Также наука позволяет установить признаки идентичности между документами или археологическими достопримечательностями по отношению к странам или сословиям, которые являются объектом исследования.

Мы кратко рассказали вам о значении и истории термина «геральдика», и теперь вы знаете, что это наука, изучающая гербы, занимающаяся их толкованием и описанием. В настоящее время эта сфера обретает новую популярность. Многим людям идея создать фамильные знаки отличия кажется романтичной и оригинальной. Если вы загорелись этим вопросом, обращайтесь к специалистам «Российского Дома Родословия». Они обязательно вам помогут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *