Что изучает наука этнография
Что изучает этнография?
С давних времен ученые собирали песни, пословицы, сказания, занимались изучением обычаев и обрядов различных народов. Большой интерес для них представляли также предметы быта, костюмы, утварь, орудия труда, украшения. Всё это — памятники народного творчества. Именно их изучением и занимается этнография.
Этнография это самостоятельная наука, которая отвечает на вопросы: какие народы живут на планете Земля? Как они произошли и как расселяются? Какие жилища строят? На каким языках говорят? И на многие подобные другие.
Кто такой этнограф?
Этнография как и любая наука обладает определенными методами исследования.
Во время полевых этнографических исследований обычно используют следующие методы:
Формы этнографии
Существуют разные формы этнографии: конфессиональная этнография; история жизни; феминистская этнография и др.
Остановимся подробнее на следующих формах:
Цифровая этнография рассматривается как виртуальная этнография. Цифровая этнография дает гораздо больше возможностей взглянуть на разные культуры и общества. Традиционная этнография может использовать видео или изображения, но цифровая этнография идет глубже. Например, цифровые этнографы будут использовать социальные медиа‑платформы, чтобы можно было изучать взаимодействие и поведение людей.
Реляционная этнография формулирует изучение полей, а не мест или процессов. Это означает, что реляционная этнография не берет ни ограниченной группы, ни объекта, которая определяется ее общими социальными особенностями, ни определенного местоположения, ограниченного границами определенной области. Она берет скорее процессы, которые включают конфигурации отношений между различными учреждениями или агентами.
Помните, в современном мире крайне важно понимать тех, кто тебя окружает, обладать определенным опытом, навыками и практикой межнационального общения, чтобы избежать недопонимания или конфликтных ситуаций.
Этнография
Полезное
Смотреть что такое «Этнография» в других словарях:
ЭТНОГРАФИЯ — (греч., от ethnos народ, и graphio пишу). Изучение и описание различных народностей, с точки зрения исторической. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭТНОГРАФИЯ греч., от ethnos, племя, народ, и grapho … Словарь иностранных слов русского языка
этнография — и, ж. ethnographie f., нем. Ethnographie <гр. ethnos народ + grapho пишу. 1. Наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, их культурно исторические взаимоотношения; народоведение. БАС 1. Этнография означающая физическое различие… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Этнография — Этнография ♦ Ethnographie Описательное изучение этноса или, более широко, группы людей, рассматриваемой с точки зрения ее культурных и поведенческих особенностей. От этнологии отличается в первую очередь эмпирическим подходом. Этнограф… … Философский словарь Спонвиля
ЭТНОГРАФИЯ — наука, изучающая культуру и быт народов мира, отдельных племен или об в; в зап. европ. и амер. традиции составная часть антропологии. Э. как наука начиналась в 19 в. с изучения малых бесписьменных и доиндустриальных об в, называемых… … Энциклопедия культурологии
ЭТНОГРАФИЯ — ЭТНОГРАФИЯ, этнографии, мн. нет, жен. (от греч. ethnos народ и grapho описываю). 1. Наука, изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру. 2. Самый предмет изучения этой науки особенности быта, нравов, культуры той или иной… … Толковый словарь Ушакова
ЭТНОГРАФИЯ — (от греческого ethnos племя, народ и. графия) (этнология), наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Становление этнографии как науки во 2 й половине 19 в. связано с эволюционной школой (Э. Тайлор, Л.Г … Современная энциклопедия
ЭТНОГРАФИЯ — ЭТНОГРАФИЯ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЭТНОГРАФИЯ — жен., греч. описанье быта, нрава и обычая народа; народность, народописанье, народообычье. фическое отделенье Географического Общества. Этнограф, ученый исследователь народности. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
этнография — сущ., кол во синонимов: 6 • история (61) • народоведение (3) • нравописание (1) … Словарь синонимов
Этнография — (от греч. ethnos племя, народ; также этнология) наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Становление этнографии как науки во 2 й пол. 19 в. связано с эволюционной школой (Э. Тайлор, Л. Г. Морган и др.) … Политология. Словарь.
Этнография
Этнография (от др.-греч. ἔθνος — «этнос» (народ) и γράφω — «пишу») — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.
Содержание
История этнографии
Ранняя история науки
Ещё в Древнем Египте были те или иные этнографические исследования, где были описаны соседние народы (Палермский камень, записи на гробницах и др.), позже появляются наблюдения из Месопотамии и раннебиблейских текстов. Но, первым исследователем применившим метод непосредственного наблюдения, а также честно описавшего на основании их народы, следует считать Геродота:
Впоследствии труды об этнографии дополняются такими исследователями как Фукидид, у которого материал более скуден, а также упоминается лишь с теми или иными событиями связанными с Элладой, Ксенофонт и другие.
Важные этнографические источники сообщают историки римского времени : Полибий, Страбон, Павсаний, Демокрит и «отец медицины» Гиппократ, где он объясняет различия между народами географической средой:
Что же касается вялости духа и трусости, то наибольшей причиной, почему азиаты менее воинственны, чем европейцы, и отличаются более тихим нравом, суть времена года, которые не производят больших перемен ни к теплу, ни к холоду… [5]
Средневековье
Позже особую важность имеют источники описывающие Крестовые походы, а также средневековые западноевропейские хроники, например, Титмара, Адама Бременского и Гельмольда. По странам Востока можно выделить труды таких исследователей и путешественников как Юлиана — целью которого было узнать о судьбе венгров после нашествия монголов; Плано Карпини, написавшего известную «Историю монгалов» (Libbelus historicus); Рубрука («Путешествие в восточные страны»). Ценнейшую информацию оставил венецианец Марко Поло, 25 лет проживавшего в Китае и произведение которого «Книга Марко Поло» становится очень популярным в Европе.
Отдельно следует отметить русского путешественника Афанасия Никитина, оставившего после путешествия по Индии и Персии путевые записи, известные сегодня как Хожение за три моря.
Эпоха Великих географических открытий
После открытия новых земель европейцами, таких как Африки южнее Сахары (Гвинейское побережье, Мадагаскар, Занзибар; Америки (от совр. Мексики и Перу, до районов Атлантического побережья и бассейна Миссисипи), появляются и первые этнографические данные о регионах. Следует отметить труды Педро Мартира «О Новом Свете», Г. Ф. Овиедо-и-Вальдеса, Диего де Ланда («Сообщение о делах в Юкатане») и другие.
Важным является, как отмечает С. А. Токарев, что несмотря на то, что в данный период появляется много известий о народах, которые раннее были или полностью неизвестны, либо данные по ним были скупы, многие европейские путешественники и миссионеры рассматривали туземцев крайне предвзято, а также, как, например, Диего де Ланда, уничтожали их культуру и письменность, считая языческой. [11]
Развитие этнографической науки в XVIII—XIX вв. Мифологическая школа
Несмотря на то, что ещё в XVI веке некоторые европейские суда достигали Австралии и Океании, лишь в XVIII—XIX веках начинается систематическое изучение данных регионов (См.подр: История исследования Австралии, Океания). В 1700—1701 годах выходит книга Ле Гобиена «История Марианских островов», открытия острова Пасхи, а также сочинения Луи Антуана Бугенвиля. Интересный этнографический материал принесли и путешествия Дж. Кука и Жан-Франсуа Лаперуза. Происходит дальнейшее изучение Африки и Азии.
Именно в это время впервые используется кросс-культурный метод, хотя и в зачатковом состоянии. Впервые им воспользуется Ж. Лафито, Г. Форстер, Шарль де Бросс (вывел такое понятие как Фетишизм фетишизм, географические названия «Австралия» и «Полинезия»).
Важнейшей вехой является XIX век, в котором наряду с дальнейшим изучением народов вне Европы, начинается усиление к познанию своей самобытности, усилившееся после Великой французской революции. Особенно данные воззрения имели силу в раздробленной Германии, где после оккупации Наполеоном I немецких земель нарастают патриотическая идеология и интерес к самобытной культуре своего народа. Одним из первых это озвучит И. Г. Фихте. Впоследствии появляются работы Ахима фон Арнима и К. Брентано — одних из первых собирателей народной песни, а также впервые (Арнимом), ввёдших такое понятие как «Volkskunde».
Целый этап связан с Якобом и Вильгельмом Гримм, собирателей сказок, которые они рассматривали с точки зрения индогерманизма, а также выделяли особенные немецкие сказки, например, о животных, считая их присущим только данном народу [13]
Воззрения братьев Гримм были первыми, которые обозначили зарождавшееся направление — Мифологическую школу.
Эволюционная школа
Также Э. Тэйлору принадлежит введение такого понятия, как «пережиток». Например, разбитое зеркало, которое носит рудиментарный характер, но тем не менее вера о том, что это к неудаче сохраняется до сих пор.
Также видными представителям этой школы были Дж. Фрэзер, Л. Морган, И. Я. Бахофен, Г. Спенсер и др.
Культурно-историческая (Культурно-антропологическая), диффузионизм
На волне критики теории эволюционистов возникли многие другие мнения.
Выделяются следующие школы этого направления:
Племенному родству, которое является кровным родством, мы противопоставляем этнографическое родство, которое может опираться на чисто внешнее соприкосновение, скажем на сношения [17]
На основе теории Ф. Ратцеля возникают новые учения: Фрейбургская (или Баденская) и Марбургская школы. Из Баденской школы выделяются культурно-историческое направление и сторонники культурных кругов.
Бесспорную заслугу Фробениуса составляет то, что он впервые ввел в широком масштабе и строго систематически метод картографирования явлений культуры. Серия карт, приложенная к его «Происхождению африканских культур», представляет и до сих пор несомненную ценность [19]
Французская социологическая школа
Когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключенные мною обязательства, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя остается все-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию. [20]
Если эволюционисты выделяли главным предметом этнографии человека, а диффузионисты — культуру, то зародившаяся в конце XIX в. «социологическая» школа — человеческое общество.
Главным её представителем был Эмиль Дюркгейм. Несмотря на то, что первым законы об обществе начал рассматривать Огюст Конт, Дюркгейм был первым, кто применил их при этнографическом исследовании.
Важными являются исследования о религии. Э. Дюркгейм считал, что религиозное мировоззрение делит мир на 2 половины: «мир священный» и «мир обыденный», между которыми есть непереходимая граница. Переход между ними возможен, но только посредством изменения собственного существа — инициации, монашество, аскетизм, то есть явления, при которых человек отказывается от основных потребностей (ср.: «базовые потребности» у Б. Малиновского). Само происхождение религии Э. Дюркгейм видит в обществе, общественной среде, бог — выражение сил, которым надо подчиняться, не понимая их происхождения (ср.: власть царей, князей и т. д.)
Эмиль Дюркгейм создал целую школу в этнографии. Его учеником является Марсель Мосс — автор работ о «дарении», как социального явления, которое не только материальное, но и нематериальные (праздники, обряды. Ср.: приданое, сватовство, подарки на свадьбу и т. д.).
Школа Франца Боаса
С начала 30-х годов возникает новая этнографическая школа — американская школа исторической этнологии, её основоположником и создателем является выдающийся ученый Франц Боас.
Франц Боас считал, что нужно составить историю человечества, для чего надо сначала изучить историю каждого отдельного народа, открытие законов управляющих деятельностью человеческого ума, а также реконструкция человеческой истории и культуры:
Мы всегда мыслим в терминах, свойственных окружающей нас среде, но виды деятельности человеческого ума представляют у народов, населяющих мир, бесконечное разнообразие формы [23]
Важным ученый считал и изучение языка и антропологии народов, фактически первым введя понятие «языковой союз» (у Ф. Боаса «диффузии грамматических процессов») — теория о смешанности многих неродственных языков.
Из школы Боаса вышли в основном все американские этнографы (антропологи) первой половины XX в. Ученики Боаса — А. Кребер, А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, Л. Уайт.
Функциональная школа. Функционализм
Несмотря на то, что данная этнографическая школа начинает быть популярной в 20-е года, огромное воздействие на неё оказал французский социолог Э. Дюркгейм. В основе направления лежит идея культуры как целостного и единого образования, в которой каждый элемент играет важную роль, а разрушение одного из них, может её нарушить. [24]
Основоположниками данной концепции являются Б. Малиновский(культура служит нуждам индивида) и А. Рэдклифф-Браун(культура служит всему обществу). Бронислав Малиновский выделяет три вида основных человеческих потребностей: базовые (пища и др.); производные (распределение продуктов жизнедеятельности, в защите поселений, контролю рождаемости), интегративные (законы, религия и др.).
Психологическая школа. Теории З. Фрейда и К.Юнга
Данное направление обозначает целый ряд течений, которые довольно значительно отличаются одно от другого. Основоположником являлся известный психиатр Зигмунд Фрейд, первым попытавшимся исследовать народы с точки зрения психоанализа, сравнивая психологию первобытных народов с ребёнком, где важную роль играл Эдипов комплекс, выведенный им же. [26] [27]
Несмотря на критику ряда этнографов (Б. Малиновского и других), данная теория получила распространение среди многих психологов и народоведов. Важной заслугой называет С. А. Токарев то, что учёный сломал «табу» на сексуальные взаимоотношения, первым осветив данный вопрос в этнографии.
Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии
Учение, возникшее после Второй мировой войны, одной из главных идей которого было признание обособленности каждых народов, их культурная идентичность. Представители теории — Т. Норсроп и М. Херсковиц.
Этнопсихологическая школа в США
Несмотря на то, что до 30-х годов XX в. в США доминировала школа Франца Боаса, выделяется и новое направление. Главной причиной являлось несоответствие отрицания Ф. Боасом любых закономерностей в развитии той или иной области культуры (точнее — более детального их изучения, а не переноса всех теорий на все народы).
Часть исследователей попытались найти закономерности, но в отличие от эволюционистов не в быте (общности материальной культуры), а в психологии. Так и зародилась новая школа — этнопсихологическая. Где основными понятиями этого учения были:
В настоящее время данная школа представляет лишь историографический интерес.
Советская школа в этнографии
До революции главным центром изучения народов было Императорское Географическое общество (позднее Русское Географическое Общество — РГО). С начала XX в. начинает всё более выделяться Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), под руководством В. В. Радлова, музей координировал работу исследователей по всей России, в том числе в Москве и Казани, был крупнейшим этнографическим центром в стране.
Революционное движение оказало большое влияние как на историю в целом, так на этнографию в частности. Р. Ф. Итс пишет:
Великая Октябрьская социалистическая революция свершилась в многонациональной стране. Решение национального вопроса стало важной заботой советской власти. Ликвидация всех последствий антинациональной политики царизма, достижение подлинного равенства между народами были невозможны без подъема культуры и экономики всех народов до уровня передовых наций. Активное социалистическое строительство в национальных окраинах бывшей империи требовало научного знания уровня их развития, создания для бесписьменных прежде народов письменности как важного средства подъема культуры и политического сознания масс. Выдающуюся роль в этой революционной и преобразующей деятельности сыграла советская этнографическая наука и её научный центр — Музей антропологии и этнографии [34]
В 1933 году был создан Институт антропологии и этнографии Академии наук СССР, с 1935 г. — Институт этнографии АН СССР.
Следующий этап связан с академиком Ю. В. Бромлеем, который возглавлял Институт этнографии, при нём была завершена энциклопедия «Народы мира» (1966 г.), « Страны и народы» (1986 г). Ю. В. Бромлей пишет:
Понимание этнографии как науки, изучающей все этносы на всех этапах их исторического пути делает её ответственной за разработку общей этнографической характеристики народов мира, включающей в себя их историческую этнографию и современное положение… необходимость выявления общего и особенного в этнографической картине мира предполагает исследование не только основных этнических единиц — самих народов, но и этнических общностей высшего порядка, а также таких межэтнических комплексов, как хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области [36]
Отдельно следует отметить Сергея Александровича Токарева. Выдающийся этнограф, религиовед, автор таких монографий, которые до сих пор являются ключевыми, как «История русской этнографии», «Истоки этнографической науки», «История зарубежной этнографии», «Религия в истории народов мира». Редактор и автор большинства статей об Австралии и Океании, индейцев Америки, а также многих народов Западной Европы [37]
Благодаря таким ученым, как С. А. Токарев, отечественное обществоведение XX в. сумело выжить в условиях жесткого идеологического диктата, более того, опираясь на традицию и развивая её в единственно возможном в то время марксистском ключе, смогло выйти на передовые рубежи… Работы настоящих ученых советского периода, к числу которых, несомненно, принадлежит С. А. Токарев, останутся в чести у читающей публики, посколько они прочно вошли в золотой фонд отечественной и мировой науки, и многим уже понятно, что, только переиздавая и широко обсуждая эти работы, возможно сохранить преемственность российской научной традиции [38]
Академик Б. А. Рыбаков на праздновании 70-летнего юбилея С. А. Токарева в 1969 г. сказал:
Современная отечественная этнография продолжает учение своих предшественников.
Неоэволюционизм
Основателями неоэволюционизма считаются Л. Уайт и Дж. Стюард. Во многом поддерживая своих предшественников (эволюционистов), они отвергали однолинейность развития культуры, предлагая несколько концепций эволюции.
Структурализм
2. Французский структурализм. Основателем считается Леви-Стросс. Главной его идеей было единство человеческого разума на всех стадиях развития, и строгое логическое мышление с преобладанием сознательного и разумного. Все явления в глазах людей имели свою логичность.
Также продолжают разрабатываться и другие концепции, и развиваться старые.
Этнография и этнология [40] [41]
Судьба двух названий во многом сопровождалась теми или иными историческими условиями. Так, в отечественном народоведении XVIII-XIX веках в основном употреблялось понятие «этнография», тогда как в западноевропейских странах употреблялись понятия «антропология» и «этнология».
После непродолжительного употребления термина «этнология» в послереволюционные года, в 1920—1930 гг. народоведение снова возводится к понятию этнографии как науки о народах и вспомогательной исторической дисциплины. В это время отечественную науку о народах сформировали такие учёные, как С. А. Токарев («Этнография — часть исторической науки, изучающая материальную и духовную культуру, быт народов» [43] ), Ю. Бромлей, С. П. Толстов, Н. Н. Чебоксаров, Р. Ф. Итс и другие.
По поводу терминологии Р. Ф. Итс пишет:
Предмет этнографии
Основным предметом этнографии является изучение народов мира, их духовной и материальной культур, их историческое развитие. Важное место занимает изучение этногенеза — истории возникновения того или иного этноса, становление социальных институтов. В последнее время уделяется внимание и межэтническим взаимоотношениям.
Проблема понятия «этнос» в этнографии
Под влиянием трудов эволюционистов, а также трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, появляется новая теория — этносы как социальные группы, возникшие в ходе исторического процесса (в трудах марксистов он часто выглядел так — племя, народность, капиталистическая нация (а иногда и без этого периода), социалистическая нация).
В современной России исследованием проблематики «этноса» занимается, в частности, В. А. Тишков, который выстраивает свою теорию на основе зарубежных исследований. Следует отметить, что одной из причин зарождения конструктивизма (такое название получила это теория) стало обострение национального вопроса в некоторых зарубежных странах. Понятие о расе в ней заменено на «фенотип».
Важнейшим понятием в современной этнологии и этнографии является понятие «этничности» как совокупности языковых, культурных и других признаков, отделяющую один социум от другого.
Методы этнографии
Методом непосредственного наблюдения является работа этнографа на территории его исследования, и именуется полевым этнографическим исследованием (Полевая этнография)
Все полевые этнографические исследования можно разделить на два типа:
Во время полевых этнографических исследований используют следующие методы:
Также следует отметить:
Хозяйственно-культурные типы
Давно было замечено, что народы, говорящие на разных языках имеют много общего в духовной и материальной культурах, а родственные наоборот, иногда очень отличаются. Именно поэтому были сформулированы понятия о «хозяйственно-культурных типах» и «историко-этнографических областях».
Хозяйственно-культурный тип (ХКТ) — комплекс особенностей хозяйства и культуры, сложившийся исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественогеографических условиях [57]
Все хозяйственно-культурные типы зависят в первую очередь от способа производства каждого конкретного общества, так как именно он определяет в конечном счете характер взаимодействия с окружающей средой. Именно поэтому, из-за различия в промыслах, изготовления пищи, утвари и т. д., появляются и особенности у разных народов (Ср.: наличие схожих верований у народов Поволжья и кельтов, а также со славянским населением — общность производства — земледелие, и связанный с ним, аграрный культ). От вида ХКТ зависит и социальный строй общества. Все хозяйственно-культурные типы можно разделить на 3 больших группы:
Эти три типа являются поверхностными (общими), и сами делятся на другие типы (например: охотники и собиратели лесов жаркого пояса, высокогорные скотоводы-кочевники и т. д.) [58]
Историко-культурные области
Историко-культурные области (историко-этнографические) — территории, население которых обладает похожей духовной и материальной культурой, связанные исторической судьбой, общностью экономического развития, возникших в результате тесного взаимного влияния. В отличие от Хозяйственно-культурных типов, историко-этнографические области зависят именно от территориальной близости, тогда как первые — от характера производства и среды обитания. Например, ХКТ пашенных земледельцев лесостепей и лесов умеренного пояса — это территории умеренного пояса Европы и стран Азии и Северной Америки (после колонизации).
Антропологическая классификация
Классификация основанная на внешнем (антропологическом) различии человечества. Согласно этой части народоведения народы делятся на расы, которые также имеют свои подтипы:
Между европеоидами и американской расой:
Между европеоидной и негроидной расами: