Что изучает наука археология 5 класс

История России

§ 5. Археология — помощница историков

1. Что изучает археология

Что изучает наука археология 5 класс

Археологические раскопки. Кумранское поселение, существовавшее около 130 г. до н. э. — 134 г. н. э.

2. Как работают археологи

Археология — самостоятельная наука. Главное занятие археологов — раскопки, позволяющие извлечь из земли вещественные памятники жизни людей в древности. Например, при раскопках Кумранского поселения, расположенного на западном побережье Мёртвого моря в Израиле, археологами были найдены рукописи, большая часть которых написана на древнееврейском языке (иврите). Эти находки имеют огромную ценность для исторической науки. Самые древние рукописи датированы II в. до н. э. Вы уже можете определить, сколько лет они пролежали в пещере возле этого поселения.

Что изучает наука археология 5 класс

Город Помпеи, существовавший в VI в. до н. э. — I в. н. э.

В Южной Италии в древности существовал город Помпеи. Он располагался у подножия вулкана Везувий. В 79 г. при извержении вулкана город был засыпан слоем пепла по самые крыши. Несколько столетий спустя уже ничто не напоминало о когда-то находившемся здесь городе. В 1748 г. начались его раскопки, обнаружились храмы, рынки, жилые дома и многое другое.

Определите, сколько лет находился древний город Помпеи под слоем пепла.

Попробуйте дать его описание, опираясь на иллюстрацию на с. 53.

Раскопки — очень тяжёлая работа. Археологи буквально по крупицам перебирают большие массы земли в поисках памятников прошлого. Иногда для обследования местности используют авиацию. Археологам приходится вести работы в самых разных условиях. Раскапывать могильник*, обследовать обжитую в древности пещеру, работать в местах, где ведётся строительство, спускаться на морское дно в затонувший город или корабль — и это далеко не всё, что их может ожидать.

Археологи не выбирают места раскопок наугад. Они знают, какие территории могли использовать люди для своих поселений в древности. Подсказки можно найти и в трудах древних писателей. В них могут быть сведения о том, где проходили сражения, строились крепости, располагались не существующие теперь города. Это помогает археологам определить, где проводить раскопки.

Поиск остатков прошлого — только начало работы, затем археологи приступают к изучению находок. Важнейшая задача — определить, к какому времени относятся те или иные археологические находки. При исследовании учёные обращают внимание на всё: форму, цвет, возраст предмета, материал, из которого он изготовлен, и другие характеристики. Анализ предметов и почвы, в которой они находились, проводят в лаборатории. Там же принимают меры к сохранению находок.

Важные сведения можно получить, сравнивая предметы, найденные в одном месте, с подобными им. Необходимо сделать всё, чтобы находки стали такими историческими источниками, которые помогают раскрывать тайны прошлого. Например, найденные археологами каменные наконечники стрел позволяют судить и об орудиях охоты, и о местах расселения древних охотников.

Что изучает наука археология 5 класс

В Великом Новгороде археологи обнаружили мостовые, относящиеся к 938 г.

Вдоль всей улицы жители укладывали брёвна, а сверху на них настилали деревянные плахи

Что изучает наука археология 5 класс

Срубы домов, обнаруженные при раскопках в Великом Новгороде, помогают узнать, как жили наши предки в X в., какой утварью и орудиями труда пользовались и о многом другом

Что изучает наука археология 5 класс

Найденные археологами во время раскопок серпы позволили учёным прийти к выводу, что в Древней Руси при изготовлении серпов применяли такую же технику, как и в XIX—XX вв.

Что изучает наука археология 5 класс

Раскопки г. Карфагена

Что изучает наука археология 5 класс

Амфоры из г. Карфагена

Раскопки Карфагена позволили заглянуть в глубь времён.

Карфаген — древний город в Северной Африке, в районе современного г. Туниса. Основан финикийцами в 825 г. до н. э. Когда-то это было могущественное государство на Средиземном море, покорившее Северную Африку и даже земли в Европе.

На следующей фотографии запечатлены глиняные сосуды — амфоры, найденные археологами при раскопках Карфагена. Они имеют узкое горло, заострённое или закруглённое дно и две ручки. В них перевозили и хранили вино, оливковое масло, зерно. Древние греки и римляне широко использовали их в хозяйстве. Обычно на таких сосудах ставилось клеймо — знак, указывающий имя гончара и место, где они были изготовлены. Такие амфоры археологи находят, как правило, на затонувших кораблях, в поселениях и погребениях.

Как вы думаете, какие сведения могут получить учёные, зная место, где затонул корабль, и прочтя надписи на сосудах?

Что изучает наука археология 5 класс

Храм-мавзолей в скале, г. Петра

Что изучает наука археология 5 класс

Раскопки древнегреческого города Горгиппия

Что изучает наука археология 5 класс

Археологические раскопки

На с. 57 даны изображения остатков древних городов.

Петра — город, существовавший с конца 2-го тысячелетия до н. э. по XV в. н. э. в Южной Иордании. Здесь археологи обнаружили под слоем земли остатки храмов, театров и даже жилища в пещерах.

Горгиппия — древний город в Боспорском государстве на восточном берегу Чёрного моря (современная Анапа). Здесь были раскопаны городские кварталы, обнаружены бытовые предметы, погребения. Время, к которому археологи относят найденные предметы, — приблизительно IV— III вв. до н. э. На месте этого древнегреческого города сегодня создан Анапский археологический музей-заповедник.

Город Петра завоевали римляне в 106 г. Сколько лет прошло со времени его завоевания?

Что изучает наука археология 5 класс

Немецкий археолог Г. Шлиман (1822-1890)

Что изучает наука археология 5 класс

Русский археолог А.В. Арциховский (1902—1978)

Что изучает наука археология 5 класс

Английский археолог Г. Картер (1874-1939)

Составьте небольшое сообщение об одном из археологов, портреты которых представлены на этой странице.

Без научных открытий археологов невозможно представить жизнь людей в далёком прошлом. Найденные предметы переходят в собственность музеев и становятся доступными для людей.

Раскопками с целью добычи древностей нередко занимаются люди недобросовестные: коллекционеры, желающие пополнить личную коллекцию, грабители, продающие найденные предметы для собственного обогащения. В таких случаях бесценные свидетельства прошлого бесследно исчезают для науки. По российским законам это считается преступлением.

1. Что изучает наука археология?

2. Придумайте рассказ о том, как вы участвовали в археологических раскопках. Что вы обнаружили и что рассказал вам учёный-археолог о найденных вами орудиях труда, предметах, украшениях или других исторических источниках?

3. Почему городские власти разрешают проводить земляные работы, как правило, только в присутствии археологов?

Источник

Археология

Что изучает наука археология 5 класс

Что изучает наука археология 5 класс

Что изучает наука археология 5 класс

Что изучает наука археология 5 класс

Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

Содержание

История археологии

Упоминание об археологии известно ещё в Древней Греции. Платон под понятием «археология» понимал всю древность. В эпоху Возрождения, под этим понятием часто упоминали историю Древнего Рима и Греции. Нередко в зарубежной науке термин «археология» употребляется как часть науки о человеке — антропология. [2]

В России сложилось понятие (с XIX в.), сохраняющееся до сих пор, что археология — часть исторической науки, изучающая в основном ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно.

Этапы развития археологии в России

Наиболее яркие события в истории археологии

Наиболее яркие события в истории археологии на территории России

История термина «археология»

— Цитата немецкого историка Э. Церен.

Современные археологи могут заимствовать у своих древних предшественников только заглавие. У римлян для обозначения древней истории явилось новое слово «Antiquitates» (Cic. Acad. I, 2: Plin. H. N. I, 19; Gell. V, 13; XI, 1). Теренций Варрон озаглавил этим новым термином своё сочинение «De rebus humanis et divinis».

Из христианских авторов «Antiquitates» употребляют в том же значении блаженный Августин (De Civit. Dei. VI. 3) и блаженный Иероним (adv. Iovin. II. 13). С XVI столетия оба выражения принимают более определённое значение и употребляются для обозначения жизни и состояния прошедших времён в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого.

Самые древние находки

Что изучает наука археология 5 класс

В Евразии

Наиболее древние памятники на территории Евразии расположены в 4 регионах: в Закарпатье, Закавказье, Средней Азии и Южной Сибири. На берегу Тисы находится один из самых древних памятников — Королево, исследуемый В. Н. Гладилиным. 5 слоев, семь палеопочв в 12-метровой толще дают хронологию от 1 млн. до 40 тыс. лет назад. В древних слоях обнаружена серия галечных чопперов, унифасы, рубила, отщепы.

Второй памятник — Кальдара в Южном Таджикистане, исследованный В.А.Романовым. Здесь толща плейстоцена достигает почти 100 м. Третий ранний памятник — Азыхская пещера в Азербайджане в долине р. Куручай, исследованная М. Гусейновым. 10 ее слоев охватывают период около миллиона лет. Другие памятники: Стоянки Каратау и Лахиги в Таджикистане (возраст 200 тыс. лет), раскопанная Окладниковым Упалинка в г. Горно-Алтайске с чопперами и чоппингами. Ранние материалы получены У. Исламовым из пещеры Сельункур около Оша и нижних слоёв у стоянки г. Ангрена. На Черноморском побережье наиболее ранними являются поселения Колхида, Яшт, Гали и др. Каменные изделия находились здесь прямо на поверхности. По характеру это охотничьи стойбища и «мастерские» (места изготовления орудий труда).

Человек

Ключевые термины

Выдающиеся археологи России

Знаменитые археологи мира

Знаменитые археологические памятники

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Археология» в других словарях:

археология — археология … Орфографический словарь-справочник

АРХЕОЛОГИЯ — (от греч. archaios древний, и logos слово). Наука, занимающаяся исследованием и объяснением памятников древности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРХЕОЛОГИЯ наука о древностях, изучающая памятники… … Словарь иностранных слов русского языка

археология — и, ж. archéologie f. Наука о древности (включая письменность, языки, материальную культуру). Сл. 18. Книга для любителей Археологии или познания словесности древних. Содержит: I. Археологию, собственно так называемую. II. Показания классических… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

АРХЕОЛОГИЯ — истор. дисциплина, изучающая следы деятельности человека, гл. обр. в напластованиях грунта, образовавшихся в рез те этой деятельности (культурный слой), а также на поверхности и на дне водоемов (архитектурные памятники, петроглифы, следы… … Энциклопедия культурологии

АРХЕОЛОГИЯ — (от архео. и. логия), наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей археологическим памятникам. Основы современной методики изучения, хронологии и типологии археологических памятников заложены во 2 й… … Современная энциклопедия

Археология — см. Раскопки … Библейская энциклопедия Брокгауза

АРХЕОЛОГИЯ — АРХЕОЛОГИЯ, археологии, мн. нет, жен. (от греч. archaios древний и logos учение). Наука о древностях, изучение быта и культуры древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

АРХЕОЛОГИЯ — АРХЕОЛОГИЯ, и, жен. Наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам. | прил. археологический, ая, ое. Археологические раскопки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

археология — сущ., кол во синонимов: 1 • история (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

АРХЕОЛОГИЯ — (от греч. archaios древний и Zogos слово, учение) англ. archaeology; нем. Archaologie. Наука, изучающая историю общества по материальным продуктам жизни и деятельности людей вещественным (археологическим) памятникам. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

Источник

Археология

Археология — это наука, которая изучает жизнь людей в древ­ности по сохранившимся вещественным памятникам. Гре­ческое слово «архайос» озна­чает «древний».

Единственный способ узнать, как жили люди в прошлом, — это изучать оставленные ими после себя предметы. Специалистов, которые обнаруживают в земле и изучают остатки жизнедеятельности человека, называют археологами. Время от времени открывается что-то новое, поэтому наши представления о прошлом постоянно меняются.

Что изучает наука археология 5 класс

Рис. 1. Археологические раскопки. Кумранское поселение, существовавшее около 130 г. до н. э. — 134 г. н. э.

Что изучает археология

Как работают археологи

Археология — самостоятельная наука. Главное заня­тие археологов — раскопки, позволяющие извлечь из земли вещественные памятники жизни людей в древно­сти.

Без научных открытий археологов невозможно представить жизнь людей в далёком прошлом. Найден­ные предметы переходят в собственность музеев и ста­новятся доступными для людей.

Раскопки

Раскопки — очень тяжёлая работа. Археологи бук­вально по крупицам перебирают большие массы земли в поисках памятников прошлого. Иногда для обследова­ния местности используют авиацию. Археологам прихо­дится вести работы в самых разных условиях. Раскапы­вать могильник, обследовать обжитую в древности пе­щеру, работать в местах, где ведётся строительство, спускаться на морское дно в затонувший город или ко­рабль — и это далеко не всё, что их может ожидать.

Археологи не выбирают места раскопок наугад. Они знают, какие территории могли использовать люди для своих поселений в древности. Подсказки можно найти и в трудах древних писателей. В них могут быть сведения о том, где проходили сражения, строились крепости, располагались не существующие теперь города. Это по­могает археологам определить, где проводить раскопки.

Раскопками с целью добычи древностей нередко за­нимаются люди недобросовестные: коллекционеры, желающие пополнить личную коллекцию, грабители, продающие найденные предметы для собственного обогащения. В таких случаях бесценные свидетельства прошлого бесследно исчезают для науки. По россий­ским законам это считается преступлением.

Изучение находок

Поиск остатков прошлого — только начало работы, за­тем археологи приступают к изучению находок. Важней­шая задача — определить, к какому времени относятся те или иные археологические находки. При исследовании учёные обращают внимание на всё: форму, цвет, возраст предмета, материал, из которого он изготовлен, и дру­гие характеристики. Анализ предметов и почвы, в кото­рой они находились, проводят в лаборатории. Там же принимают меры к сохранению находок.

Важные сведения можно получить, сравнивая предме­ты, найденные в одном месте, с подобными им. Необхо­димо сделать всё, чтобы находки стали такими истори­ческими источниками, которые помогают раскрывать тайны прошлого. Например, найденные археологами ка­менные наконечники стрел позволяют судить и об ору­диях охоты, и о местах расселения древних охотников.

Примеры археологических раскопок

При раскопках Кумранского поселения (рис. 1), расположенного на западном побережье Мёртвого мо­ря в Израиле, археологами были найдены рукописи, большая часть которых написана на древнееврейском языке (иврите). Эти находки имеют огромную цен­ность для исторической науки. Самые древние рукопи­си датированы II в. до н. э.

В Южной Италии в древности существовал город Помпеи (рис. 2). Он располагался у подножия вулкана Везувий. В 79 г. при извержении вулкана город был засыпан сло­ем пепла по самые крыши. Несколько столетий спустя уже ничто не напоминало о когда-то находившемся здесь городе. В 1748 г. начались его раскопки, обнару­жились храмы, рынки, жилые дома и многое другое.

Раскопки Карфагена (рис. 3) позволили заглянуть в глубь времён. Карфаген — древний город в Северной Африке, в рай­оне современного г. Туниса. Основан финикийцами в 825 г. до н. э. Когда-то это было могущественное государство на Средиземном море, покорившее Северную Африку и даже земли в Европе.

Глиняные сосу­ды — амфоры, найденные археологами при раскопках Карфа­гена (рис. 4) имеют узкое горло, заострённое или закруглённое дно и две ручки. В них перевозили и хранили вино, оливковое масло, зерно. Древние греки и римляне широко использова­ли их в хозяйстве. Обычно на таких сосудах ставилось клей­мо — знак, указывающий имя гончара и место, где они были изготовлены. Такие амфоры археологи находят, как правило, на затонувших кораблях, в поселениях и погребениях. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

В Великом Новгороде археологи обнаружили мостовые, относящиеся к 938 г. (рис. 5) Вдоль всей улицы жители укладывали брёвна, а сверху на них настилали деревянные плахи Срубы домов, обнаруженные при раскопках в Великом Новгороде (рис. 6), помогают узнать, как жили наши предки в X в., какой утварью и орудиями труда пользовались и о многом другом

Найденные археологами во время раскопок серпы (рис. 7) позволили учёным прийти к выводу, что в Древней Руси при изготовлении серпов применяли такую же технику, как и в XIX-XX вв.

Петра (рис. 8) — город, существовавший с конца 2-го тысячелетия до н. э. по XV в. н. э. в Южной Иордании. Здесь археологи об­наружили под слоем земли остатки храмов, театров и даже жилища в пещерах.

Горгиппия (рис. 9) — древний город в Боспорском государстве на восточном берегу Чёрного моря (современная Анапа). Здесь были раскопаны городские кварталы, обнаружены бытовые предметы, погребения. Время, к которому архео­логи относят найденные предметы, — приблизительно IV-III вв. до н. э. На месте этого древнегреческого города сегодня создан Анапский археологический музей-заповедник.

Источник

Презентация «Что такое археология?» по истории Древнего мира в 5 классе.

Презентация «Что такое археология?» по истории Древнего мира в 5 классе. Разработана на основе участия обучающихся школы в археолгических раскопках.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Что такое археология?» по истории Древнего мира в 5 классе.»

Что изучает наука археология 5 класс

Что такое археология? Урок в 5 классе по материалам школьного краеведческого музея

БОУ «Новокемская ош»

Что изучает наука археология 5 класс

Участие детей в археологических экспедициях

Участники экспедиции от Вашкинского района

Археологический памятник Устье – Царевы, Тотемский район.

Сухоно – Кубенская экспедиция

Распорядок дня в экспедиции

Раскопки – очень тяжёлая работа!

Что изучает наука археология 5 класс

Подготовка к экспедиции

К какому виду исторических источников относится перечисленное?

Что изучает наука археология 5 класс Что изучает наука археология 5 класс

Методика археологических раскопок

Инструменты применяемые на археологических раскопках

Что изучает наука археология 5 класс

Камеральная обработка находок

Что изучает наука археология 5 класс Что изучает наука археология 5 класс

Завершается экспедиция праздником «Посвящение в археологи»

Вопросы для самопроверки:

Для создания презентации использованы материалы:

Источник

Урок: Вспомогательные исторические науки. Археология. 5 класс. Конспект

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МКОУ лицей № 11 г. Россоши Россошанского Муниципального района

Урок истории в 5 классе

( один из уроков пропидевтического курса истории)

Вспомогательные исторические науки. Археология – помощница историков.

Подготовил : Караваева А.В., учитель истории и

обществознания ВКК МКОУ лицей № 11

Цели урока : познакомить с некоторыми вспомогательными историческими науками, археологией, особенностями работы археологов, показать значение труда археологов для познания исторического прошлого; развивать умения работать с различными источниками получения знаний, использовать ранее полученные знания при изучении нового материала; воспитывать уважение к истории, как науке, уважение к истории своей страны, желание учиться, любознательность.

1. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам.

— Что такое исторические источники?

-Какие виды исторических источников вы можете назвать? Что такое вещественные, письменные, этнографические и другие источники?

-Какие данные можно получить из различных исторических источников?

2. Изучение нового материала. Сообщение темы и целей урока.

2.1. Работа в группах.

Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает задание и в течение 15 минут выполняет его. Для выполнения задания ученики могут воспользоваться справочной литературой в кабинете и интернетом. Приложение 1

Что изучает вспомогательная историческая наука геральдика?

Что такое «блазонирование»? Выполните блазонирование герба города Россошь

Что изучает наука археология 5 класс

Геральдика (гербоведение) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традицией и практикой их использования. Является частью эмблематики.

Блазонирование — толкование гербов, изъяснение символов, эмблем, девизов и других геральдических знаков, их прочтение, расшифровка значения и правильное описание в определенной строгой последовательности.

На новом гербе города Россошь Воронежской области изображены основные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в Россошанском районе, гранулы минеральных удобрений, символ слияния рек Сухая Россошь и Чёрная Калитва. Цвета символизируют чистоту неба и зелёные поля центрального Черноземья.

Что изучает вспомогательная историческая наука топонимика?

Сопоставьте названия населённых пунктов и приведённые слова. Сделайте выводы.

Москва – промозглая погода

Топонимика— наука, изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.

Название города происходит от слова «соха», «россоха». Город стоит на месте слияния двух рек (Сухая Россошь и Чёрная Калитва). Расположение города ассоциируется с местом разделения сохи надвое.

Москва – место, где преобладает плохая, промозглая погода (мелкий дождь, сырость, холод).

Что изучает вспомогательная историческая наука палеография?

Расскажите на чём, чем и как писали на Руси в древности?

Учащиеся могут назвать пергамент, гусиные перья, термин «красная строка», чернила, бересту, летописи, и т.п. Знания были получены школьниками из курса «Окружающий мир» в начальных классах.

Что изучает вспомогательная историческая наука нумизматика?

Что такое «аверс», «реверс»? Изобразите современную монету с двух сторон, подпишите, где какая сторона.

Что изучает вспомогательная историческая наука сфрагистика?

Что такое «экслибрис»? Найдите экслибрис на книгах в кабинете.

Сфрагистика или сигиллография — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати и их оттиски на различных материалах.

Экслибрис — книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.

На книгах кабинета есть оттиски: библиотека лицея, семейная библиотека учителя истории и др.

2.2. Сообщения учащихся (около 15 минут). Подведение итогов, оценивание работы одноклассниками и учителем.

2.3. Рассказ учителя с демонстрацией презентации. (Презентация прилагается)

Мы сегодня познакомимся с ещё одной вспомогательной исторической наукой – археологией (Слайд № 1). Эта наука изучает историю человечества по вещественным источникам (Слайд № 2). Что может остаться, например, от строений, подвергшихся разрушению?

Фундамент, гвозди, кирпичи и т.д. Пески, засыпающие дома, могут сохранить их полностью. Ветер, поднимающий в воздух пыль, со временем укроет слоем земли фундамент сгоревшего дома, кирпич, оставшийся от заброшенной церкви, гвозди, выпавшие из гнилых бревен (Слайд № 3). Так постепенно под слоем земли оказываются предметы, которыми пользовались люди.

Археология воссоздает, как жили люди в далеком прошлом, о котором нет никаких письменных источников. Речь идёт не только о жилищах людей, но и о древних захоронениях, святилищах, других археологических памятниках (Слайд № 4).

Археологи имеют дело с вещественными историческими источниками, оказавшимися скрытыми от людей в земле, под водой, в других местах земной поверхности (Слайд № 5).

Как работают археологи? На некоторые вопросы вы сами можете ответить сами уже сейчас.

— Почему археологию называют наукой лопаты? (Слайд № 7)

— Какие места выбирают археологи для проведения раскопок?

— Почему начальный этап археологических раскопок называют полевым? (Слайды № 8, 9)

— Что получают ученые в результате раскопок?

В Воронежской области более 20 лет существует детское археологическое движение «Возвращение к истокам» (Слайд №10). Школьники принимают участие в настоящих раскопках и вносят свою, очень нужную, лепту в изучение родного края. Научный руководитель этого движения – доцент ВГПУ В.Д. Березуцкий. В Россошанском районе ежегодно летом организуется археологический лагерь, куда можете попасть и вы, если вас интересует история Родины, края, если вы любите историю и не боитесь трудностей проживания в палатке, «в поле». Нашим районным лагерем руководит директор Подгоренской СОШ А.М. Гринёв. Команда лицея № 11 всегда принимает активное участие в районных и областных археологических лагерях. (Слайд № 11)

Какие вспомогательные исторические науки вы запомнили? Что они изучают?

4. Выставление оценок

5. Домашнее задание: вклеить в тетради листочки, которые вы сейчас получите, знать эту информацию. (Приложение 2)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *